В процессе планирования необходимо пройти весь систематический процесс, включающий оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля.
Стадии разработки плана маркетинга:
- 1. Анализ
- * Анализ рыночной среды и тенденций развития рынка
- * Анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз — SWOT-анализ
- * Анализ потребностей покупателей и их восприятия;
сегментирование рынка и позиционирование торговой марки.
- * Анализ конкуренции и стратегий конкурентов
- 2. Стратегические решения
- * Определение основных целевых рынков
- * Основа конкуренции/отличительное преимущество
- * Необходимое позиционирование продукта
- * Цели маркетинга/сбыта
- 3. Программы внедрения
- * Планирование элементов комплекса маркетинга:
Продукты.
Продвижение Место: распределение/маркетинговые каналы ценообразование/условия оплаты Персонал/уровни сервиса.
- * Определение задач, обязанностей, сроков, затрат и бюджетов
- * Текущая работа/дополнительные разработки
- * Контроль прогресса/оценка эффективности плана
План маркетинга — документ, являющийся важнейшей составляющей стратегического плана предприятия, в котором устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их достижения.
Алгоритм разработки плана маркетинга состоит из пяти шагов:
Шаг 1. Определение миссии предприятия. На этом этапе определяется миссия предприятия (его предназначение на рынке).
Шаг 2. SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие, и что оно из себя представляет.
Шаг 3. Определение целей и стратегии организации в целом. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.
Шаг 4. Определение задач и программы действий по их реализации. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.
Для достижения поставленных целей необходимо определить, что следует предпринять в области товарной, ценовой, сбытовой политики, а также политики продвижения.
Шаг 5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ, и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга.