Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические основы развития и становления дошкольного образования в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также важным периодом в развитии воспитания детей стало бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования — образование. «В первую четверть XVIII в. правительство Петра I проводит реформы, способствующие развитию науки и просвещения. Открываются государственные школы для подготовки специалистов разных профилей. В произведении того… Читать ещё >

Исторические основы развития и становления дошкольного образования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение дошкольного образования в России

Педагогические идеи и необходимость готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. С развитием культуры появляется потребность в создании специально организованных заведений для воспитания и обучения подрастающего поколения. Таким образом, первые школы открывались при монастырях и храмах. До X века — (до крещения Руси) — происходил религиозный период обучения, так называемая «школа душевного спасения», которая включала вопросы: как веровать, как царя чтить, как чтить духовный чин. Средствами преподавания являлись богослужение, исповедь, поучение. [11].

Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.

«Становление научной педагогики связано с именем чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизаций знаний и донесение этого знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от расовой, религиозной принадлежности». [26] Я. Коменский оптимистично утверждал, что каждый ребенок при грамотной организации учебно-воспитательного процесса может подняться на «самую высокую» ступень образования (см. Приложение 2).

Средствами народной педагогики в Киевской Руси фольклор выступал как средство воспитания: колыбельная (убаюкать, успокоить), пестушки, потешки («сорока-ворона»), поговорки, пословицы («сам шатун — дети пошаточки»), былины, народные песни. Таким образом, в качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры, пестушки, скороговорки, загадки, народные игры, сказки и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. На Руси появляются школы при церквах и монастырях для подготовки служителей церкви и грамотных людей для государства. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т. д.

В 16 веке вышел в свет сборник «Домострой». В книге излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту. На тему воспитания рекомендовалась глава «Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)». В детях воспитывались любовь и страх к Богу, беспрекословное подчинение старшим. В «Домострое» было и большое количество позитивных положений. В труде можно прочитать рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению ремеслам и домашним работам. [27].

Далее следует отметить, что в XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В труде излагались правила поведения детей в социуме (гигиена ребенка, значение выражений лица, поз мимики; правила поведения в различных ситуациях и т. д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям. [11].

XVII век — век государственной педагогики (попытка создания государственной системы народного образования). В это же время существовала система закрытых воспитательно-образовательных учреждений И. И. Бецкой. В древнерусском воспитании главное внимание педагогики обращено на житейские правила, а не научные знания. «…Не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки…». [11] Воспитывала среда, обычаи, живой пример. Объем и характер обучения определялись чаще всего социальной принадлежностью учащихся, а также культурно-этническими традициями, существовавшими в стране.

Также важным периодом в развитии воспитания детей стало бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования — образование. «В первую четверть XVIII в. правительство Петра I проводит реформы, способствующие развитию науки и просвещения. Открываются государственные школы для подготовки специалистов разных профилей. В произведении того времени „Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению“ (1717 г.) отразились требования государства к воспитанию детей». [26] Члены «Ученой дружины» выступали с прогрессивными идеями о воспитании детей с малого возраста. Это были В. Н. Татищев, Феофан Прокопович, И. Т. Посошков, А. Д. Кантемир. Ученые стремились содействовать развитию просвещения и науки в России.

Передовыми и достойными явились педагогические идеи М. В. Ломоносова. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность. Также нельзя не вспомнить И. И. Бецкого (1704−1795) — одного из самых просвещенных людей своего времени. И. Бецкой получил задание от императрицы Екатерины II преобразовать систему образования в России. Он был создателем Смольного института.

Также важна просветительская деятельность Н. И. Новикова (1744−1818) — который, помимо прочего, занимался изданием литературы для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В этой статье важны правила, изложенные для родителей: «Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции); остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно; не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут». [26].

«В первой половине XIX в. в России стали возникать учреждения нового типа — приюты для детей. В лучших из них, в частности созданных Е. О. Гутелем при Гатчинском сиротском институте, вырабатывалась теория общественного воспитания маленьких детей в закрытых воспитательных учреждениях. Известный общественный деятель того времени — В. Ф. Одоевский подчеркивал необходимость создания особой науки о воспитании детей до школы». [26].

Вопросы раннего воспитания и обучения детей актуализировались в этот период. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Больше внимания уделяется изучению особенностей развития маленьких детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы. В 1802 г. России начала складываться система образования; и в это же время впервые было создано министерство народного просвещения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой