Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие связной речи достигает достаточно высокого уровня. Старшие дошкольники становятся активными участниками бесед и разговоров: они спорят, рассуждают, рьяно отстаивают свою точку зрения, убеждают в своей правоте собеседников. Они способны подробно анализировать предметы и явления, выделять их отличительные признаки и свойства, устанавливать связи между ними, что находит прямое отражение… Читать ещё >

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению Л. С. Выготского, в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к сочетанию нескольких слов, затем к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Завершением является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

По определению С. Л. Рубенштейна, связной называют такую речь, которая может быть понята на основе е? собственного предметного содержания.

Ф.А.Сохин считает, что связная речь включает в себя все стороны овладения родным языком: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая стороны речи, связная речь А. М. Леушина занималась исследованием закономерностей развития связной речи. Она отмечала, что сначала реб? нок овладевает ситуативной речью, а затем постепенно переходит к контекстной речи. Формирование связной речи и е? функции зависят от содержания, от условий, в которых происходит развитие реб? нка, от того, как малыш общается с окружающими.

Развитие речи нормально развивающихся дошкольников

Когда реб? нок рождается, он не умеет говорить. В процессе онтогенеза он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие люди.

За несколько лет реб? нок должен усвоить вс? разнообразие языка, создававшееся народом в течение тысячелетий.

Овладение родным языком имеет определ? нные этапы развития, а также отмечается ряд закономерностей, характерных для всех детей. Важное значение имеет раннее выявление тех или иных отклонений в речевом развитии реб? нка, а для этого необходимо знать каждый этап этого процесса.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

I пoдгoтoвительный этап (до 1 г.);

II преддошкольный этап (до 3 лет); III дошкольный (до 7 лет);

VI школьный.

1 этап — подгoтовительный (с момента рoждения ребенка дo 1 года).

Первоначально у реб? нка появляются крик и плач это голосовые реакции, которые пока ещ? не похожи на звуки речи. Однако стоит отметить, что они стимулируют развитие дыхательного, голосового и артикуляционного отделов голосового аппарата.

Через пару недель с момента рождения можно отметить, что малыш начинает реагировать на звуки, поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Постепенно реб? нок начинает давать реакцию на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую и грубую — плачет.

Примерно в 2 мес. появляется гуление, к началу 3-го мес. — лепет, который характеризуется как сочетание неопределенно артикулируемых звуков. Малыш слышит звуки, видит артикуляцию говорящих и постепенно сам старается подражать. С 6 мес. может произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Так, постоянно подражая, реб? нок начинает перенимать тон, темп, ритм, мелодику, интонацию звучащей речи. В 7 — 9 мес. малыш произносит уже более разнообразные звукокомплексы, в 10 — 11 мес. начинает реагировать на определ? нные слова. К концу 1 года жизни появляются первые слова.

2 этап — преддoшкольный (от 1 года дo 3 лет).

С появлением у реб? нка первых слов, начинается этап становления активной речи. Малыш вс? ещ? обращает внимание на артикуляцию окружающих, продолжает повторять за ним и сам произносит слова, но некоторые звуки путает, пропускает, произносит искаж? нно.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Предмет, чувства или просьбу он может обозначать одним и тем же звукосочетанием или словом. Понять можно только непосредственно в ситуации, в которой происходит его общение.

Эмоциональное общение со взрослым, протекающее на первом году жизни, является основой развития связной речи. Активная речь детей развивается на основе понимания, сначала оно достаточно примитивно. С 1,5 лет дети могу полноценно понимать словесное объяснение, усваивают определ? нные знания и накапливают словарь, это означает, что слово приобретает обобщ? нный характер.

На 2 и 3 году жизни происходит значительное накопление лексики реб? нка.

Данные о количественном составе словаря детей раннего возраста: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов; к 3 г. — около 1000 слов.

Первые предложения появляются к началу 2 года жизни. К началу 3го г. жизни у ребенка постепенно формируется грамматический строй речи. В этом возрасте активно развивается собственная речь, структура предложений становятся более сложной, продолжает совершенствоваться понимание речи. Если раньше свои желания и просьбы реб? нок выражал одним словом или примитивной фразой, то на 3 году жизни уже начинают появляться элементы согласования слов в предложении, а также первые придаточные предложения. Словарь реб? нка в основном обогащается за сч? т существительных и прилагательных, но постепенно в речи накапливается вс? больше глаголов, а затем местоимения, наречия и предлоги.

3этап — дошкольный (от 3 дo 7 лет).

В дошкольном возрасте у многих детей ещ? отмечается неправильное звукопроизношение (шипящих, свистящих, сонорных звуков р и л).

На данном этапе у дошкольников постепенно формируется слуховой контроль за собственным произношением происходит развитие фонематического восприятия.

Дети 3-х лет в простой форме дают ответы на вопросы и постепенно овладевают умением связно излагать свои мысли, но они по-прежнему допускают много ошибок при построении предложений.

Продолжается активное накопление словарного состава. К 4−6г. активный словарь реб? нка насчитывает 3000 — 4000 слов. Продолжают уточняться значения слов, но часто отмечаются ошибки в понимании и использовании слов.

Параллельно с развитием словаря идет развитие грамматического строя речи. В дошкольном возрасте усложняется содержание и структура предложений, но самым распростран? нным высказыванием детей оста? тся простое распростран? нное предложение. В диалоге, при ответах на вопросы, дошкольники преимущественно пользуются неполными фразами, даже если требуется разв? рнутое высказывание.

На 5 г. жизни дети способны использовать в своей речи сложноподчиненные и сложносочин? нные предложения. Однако отмечается, что при построении сложноподчин? нного предложения, дети часто опускают и не говорят главную часть. Ответы на вопросы становятся более разв? рнутыми.

В этом возрасте дети уже могут составлять небольшие рассказы по картинке, по игрушке, но часто просто копируют речевой образец взрослого.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь детей: они без дополнительной помощи взрослого составляют пересказ сказки из 40 50 предложений. Это становится возможным в силу того, что художественное произведение действует на чувства детей, заставляет сопереживать героям и тем самым возникает желание запомнить и пересказать услышанное. Это очень положительно сказывается на речи дошкольников: они приобщаются к художественной речи, к литературному языку, запоминают образные слова и словосочетания, учатся ч? тко и последовательно составлять рассказ, не упуская главного.

Дети 7 года жизни постепенно познают структуру сюжетного рассказа, могут выявить завязку, кульминацию, развязку. По аналогии с прослушанными сказками они могут составить свои несложные сюжеты, однако важно отметить, что они весьма однообразны.

Развитие связной речи достигает достаточно высокого уровня. Старшие дошкольники становятся активными участниками бесед и разговоров: они спорят, рассуждают, рьяно отстаивают свою точку зрения, убеждают в своей правоте собеседников. Они способны подробно анализировать предметы и явления, выделять их отличительные признаки и свойства, устанавливать связи между ними, что находит прямое отражение в монологической речи детей.

Появляется умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему, но наблюдается неспособность детей к передаче своего эмоционального отношения к описываемым предметам или явлениям. Ситаксическая структура рассказов становится более сложной, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Главным новообразованием всего периода развития речевой деятельности является появление планирующей и интеллектуальной функции речи: дети рассуждают, объясняют способы действий, обдумывают план деятельности и т. д.

4 этап — шкoльный (от 7 дo 17 лет).

На этом этапе ведущая роль принадлежит письменной речи.

Продолжают совершенствоваться навыки звукового анализа, дети усваивают грамматические правила построения высказываний.

Важнейшей особенностью школьного возраста является целенаправленное и сознательное усвоение речи реб? нком.

Все указанные этапы развития детской речи не могут иметь строгих границ, каждый из них может переходить в последующий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой