Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология формирования картины мира младших школьников средствами физической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью проектирования педагогических технологий является выбор оптимальной для данных условий системы педагогических технологий; оно требует изучения индивидуальных особенностей учащихся и отбора деятельности, адекватной исходному уровню его физической подготовленности. педагогический двигательный культура дидактика Важнейшими этапами проектирования педагогической технологии являются: постановка… Читать ещё >

Технология формирования картины мира младших школьников средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией специальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаю в образовательной деятельности (В.М. Выдрин).

Подобно тому, как в процессе образования человека осуществляется его воспитание, так и в процессе физического образования идет физическое воспитание — формирование потребностей в занятиях физическими упражнениями с целью всестороннего развития личности, формирование положительного отношения к физической культуре, выработки ценностных ориентаций, убеждений, привычек, социальных качеств, которые связаны с физическим развитием, укреплением здоровья, физической подготовкой человека к выполнению социальных обязанностей.

Занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость создает хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений, стремится к регулярным занятиям ими.

Как и любая деятельность, двигательная деятельность имеет сложную структурную организацию, включающую в себя: информационный (знания), операциональный (способы), мотивационный (ценностные образцы и ориентации) и личностно-креативный компоненты.

В условиях педагогического процесса, ориентированного на овладение двигательной культурой, происходит ее поэтапное развитие:

  • — идентификация — усвоение знаний и способов двигательной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими личности отождествлять себя с физически развитыми людьми и активно включаться в разнообразные формы занятий физическими упражнениями;
  • — индивидуализация — усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий в условиях целесообразно организованных занятий физическими упражнениями, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических, психических и нравственных качеств и способностей, приобретенных на предшествующем этапе своего личностного развития;
  • — актуализация овладение, воспроизведение и целенаправленное использование средств, методов и форм организации физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта и создание образцов и ценностей, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым остановиться на начальном этапе физического воспитания детей младшего школьного возраста. Отмечая важность и своевременность ранее проводимых исследований по вопросам технологии обучения, необходимо отметить, что проблема подготовки младших школьников к занятиям физической культурой остается актуальной на сегодняшний день.

Поэтому сегодня система образования нуждается в таких технологиях, которые помогали бы учащимся преодолевать «психологические барьеры», видеть перспективу собственной деятельности, реальные возможности и резервы своей личности, наполнить жизнь новым социально и личностно значимым смыслом, поверить в свои силы, что особенно важно в условиях динамичных, нестабильных и подчас экстремальных ситуаций складывающихся на занятиях по физической культуре.

Появление технологического направления в образовании не случайно, оно является закономерным следствием многообразных педагогических исканий большого количества исследователей, стремящихся оптимизировать образовательный процесс, определить пути достижения если не абсолютного, то высокого и стабильного результата в соответствии с требованиями времени. В педагогической науке термин «педагогическая технология», получив широкое распространение, тем не менее, так и не имеет строго определения (в научной литературе встречается более трехсот формулировок, в зависимости от того, как тот или иной автор представляет структуру и составляющие технологического процесса). Лишь обобщая и систематизируя многочисленные подходы к этой проблеме, удается синтезировать педагогическую технологию как вполне означенную целостность и понять ее смысл. Полагаем, что педагогическая технология строится на знании закономерностей функционирования системы «педагог — среда — обучаемый» в определенных условиях обучения. Такой технология присущи общие черты и закономерности реализации образовательного процесса вне зависимости от того, при обучении какого конкретного предмета они применяются. Иными словами, педагогическая технология область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения поставленных целей.

Педагогическая технология это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций педагогов, реализующихся в процессе целенаправленного взаимодействия с учащимися и направленности на достижение высоких результатов в их развитии. Структурными составляющими такой системы являются: диагностично заданные цели обучения, содержание обучения, средства педагогической коммуникации, субъекты деятельности (педагог, обучаемые), результаты деятельности.

Анализ тенденций развития дидактики позволяет сформулировать следующие требования к современным педагогическим технологиям:

  • — обеспечить каждому обучающемуся возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его индивидуальные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества;
  • — способствовать оптимизации процесса обучения в образовательной среде;
  • — обеспечить реализацию принципов обучения (мотивации, присвоение цели деятельности, программирование деятельности, оценки уровня усвоения деятельности, активности, самостоятельности);
  • — выступать инструментом реализации дидактического принципа рефлексии, требующего от обучающегося самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний умений и навыков и ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в согласии с которыми он действует;
  • — не вступать в противоречия с принципами и закономерностями традиционной педагогики.

Новые педагогические технологии зарождаются не как дань моде, а как результат исследований, обусловленных потребностями теории и практики.

Анализ закономерностей и структуры дидактического процесса позволяет выделить следующие педагогические технологии: мотивационные, деятельностные и управления. В нашей работе мы полагаем, что формирование интереса младшего школьника к занятиям физической культурой возможно при условии правильного конструирования и грамотного применения, в первую очередь, мотивационной педагогической технологии. Мотивационная педагогическая технология способствует включению школьников в целенаправленную деятельность занятиями физической культурой без длительного «вживания»; она ориентирована прежде всего на развитие внутренней мотивации и субъектного потенциала личности и включает в себя:

  • — создание атмосферы эмоциональной раскованности;
  • — создание атмосферы положительного отношения к урокам физической культуры и стремлению заниматься;
  • — формирование и развитие интереса;
  • — обеспечение оптимального педагогического взаимодействия;
  • — индивидуальный подход к каждому учащемуся, повышение оценки и самооценки;
  • — убеждение, опора на положительные впечатляющие примеры;
  • — выявление педагогом физических способностей и ориентация на конкретный вид спортивной деятельности (использование модели спортсмена).

Каждое педагогическое взаимодействие должно быть заранее спроектировано до начала образовательного процесса и гарантировать заранее запланированный эффект.

Целью проектирования педагогических технологий является выбор оптимальной для данных условий системы педагогических технологий; оно требует изучения индивидуальных особенностей учащихся и отбора деятельности, адекватной исходному уровню его физической подготовленности. педагогический двигательный культура дидактика Важнейшими этапами проектирования педагогической технологии являются: постановка диагностических целей подготовки (младшего школьника); планирование в пространстве и во времени технологических операций учебного процесса; разработка критериев оценки качества подготовки через комплексное состояние ученика, через регулируемые параметры. Таким образом, для подготовки детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой необходимо диагностично заданные цели, знание исходного уровня физического развития и физической подготовленности, методика оценки качества, арсенал средств и методов их активизации, умение моделировать обучающие процессы.

Конструирование технологий является процессуальной частью педагогической системы обучения и направлена, во-первых, на стимулирование интереса, усиления мотивации ребенка к занятиям физической культурой; во-вторых, способствует формированию эмоционально-волевых, моральных, интеллектуальных и эстетических качеств воспитания.

Библиографический список

  • 1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. Саратов, 1997.
  • 2. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. Тольятти, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой