Развитие дуальной формы профессионального образования: Опыт ФРГ и России
Диссертация
В-пятых, исследовано содержание подготовки кадров в ФРГ по коммерческим профессиям в целях разработки государственных образовательных стандартов, комплектов нормативных, учебных и методических материалов для подготовки коммерсантов розничной торговли, коммерсантов оптовой торговли, коммерсантов в промышленности, коммерсантов в банковской сфере, экономистов-референтов в Российской Федерации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Дуальная форма в типологии профессионального образования
- 1. 1. Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования
- 1. 2. Типология системы профессионального образования и место в ней дуальной формы
- 1. 3. Федеральная и региональная (земельная) политика в развитии дуальной формы профессионального образования
- Выводы по главе I
- ГЛАВА II. Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства
- 2. 1. Социальное партнерство в дуальной форме профессионального образования
- 2. 2. Организационно-педагогическая модель подготовки ремесленников
- 2. 3. Педагогические требования к промышленным предприятиям и обучающим при подготовке рабочих кадров
- Выводы по главе II
- ГЛАВА III. Законодательное и нормативное обеспечение дуальной формы профессионального образования
- 3. 1. Государственный стандарт — правовая основа дуальной формы профессионального образования
- 3. 2. Модель финансирования дуальной формы профессионального образования
- 3. 3. Социальная поддержка учащихся в ходе профессионального образования
- Выводы по главе III
- ГЛАВА IV. Методика сравнительного анализа содержания профессионального образования (российско-германские инновационные проекты в коммерческой сфере)
- 4. 1. Исследования возможностей использования элементов дуальной формы профессионального обучения в РФ при подготовке специалистов по коммерческим профессиям
- 4. 2. Экспериментально-педагогические исследования мультипликации российско-германскиХ проектов в образовательных учебных заведениях России
- 4. 3. Перспективы реализации педагогических технологий дуальной формы профессионального обучения в РФ
- Выводы по главе IV
Список литературы
- Всеобщая декларация Прав человека от 10 декабря 1948 г.
- Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). -М.: Минобразование России, 1993.
- Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: Минбразование России, 1993.
- Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
- Закон Российкой Федерации «Об образовании». М., 1994.
- Конвенция о политике в области занятости Международной организации труда № 122 от 15 июля 1966 г.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
- Концепция реформирования начального профессионального образования. -М., 1997.
- Материалы II международного конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке (Сеул, апрель 1999 г.). -Минск, 1999.-28 с.
- Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. — М., 2000.
- О введении в действие документов государственного стандарта профессионального образования. Приказ Минобразования России от 22.06.94 г., № 245.
- О лицензировании отдельных видов деятельности //Пост. Правительства РФ от 24.12.94 г., № 1418 //Собрание законодательства РФ, 1995. № 1, ст. 69.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборникдокументов и материалов. -М.: Политиздат, 1984. 112 с.
- Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений //Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г., № 27.
- Основные направления перестройки высшего и среднего социального образования в стране. Сборник документов и материалов. М.: Высшая школа, 1987.
- Положение молодёжи в РФ и государственная молодёжная политика. Государственный доклад. М., 1998
- Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования //Минобразования России и др.- Рук.авт.кол. С. В. Кондратьев. М., 1996. — 289 с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов по профтехобразованию. (Сост. Ю.А. Якуба). М., 1992. 224 с.
- Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г., № 650 // Собрание законодательства РФ, 1994. № 8, ст. 864.
- Акимов В.Е. К вопросу о реформе ремесленных и технических школ. -«Техническое и коммерческое образование». 1916. — № 4. — С. 18−23.
- Александрова Т.Л., Зборовская Г. В. Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 1996. — 246с.
- Алферов Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом// Педагогика. 2000. — № 8. — С.85−94
- Анисимов В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М.: ИОО МО РФ, 2000. — 225с.
- Антонов Д.И. Общеобразовательные и профессионально-технические системы за рубежом.//Профессионал. 1992. — № 4. — С. 11−12
- Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. -М., 1995.-288с.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672с.
- Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. Спб.: Радом, 1999. — 26с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. — М., 1994. — 554с.
- Буслов В.Е. Развитие законодательства в области образования/ «Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы"/ Под ред. И. П. Смирнова. М. ИРПОД999. — 130с.
- Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. М., 1996. — 86с.
- Бутко Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике / Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т. Т. 1 / Под ред.И.П.Смирнова/. М.: ИРПО, 1999. — 134с
- Бенедиктова Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. М.: Издательский Центр АПО, 1999. — 162 с.
- Вессель Н.Х. Профессиональная школа и обучение ремеслам. СПБ., 1881.-281 с.
- Виноградова М.Д., Первин Н. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: 1977. — 168с/
- Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартовза рубежом.//Педагогика. 1994. — № 2 — С.36−38
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208с.
- Гаранин Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М.: ИРПО, 1997. — 140с.
- Гаськов В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева-Москва., 2000. 386с.
- Германия. Факты. -Брауншвейг: Изд. Societats-Verlag. 568 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605с.
- Глазунов А.Т. Британская профшкола. М.: ИРПО, 1999. — 59с.
- Глазунов А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М. ИРПО, 1999.- 103с.
- Грохольская О.Г. Теория и практика развития экономического образования в школах России. М., 996. — 230с.
- Гришина В.А. Интеграция профтехобразования и производства в промышленно развитых странах./Проблемы интеграции профтехобразования. М., 1991. — С.26−35
- Гурье Л.И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. -204с.
- Джуринский А.Н. Реформа зарубежной школы: надежды и действительность. -М., 1989. 127с.
- Довжко Ф.Е., Козоров Н. Ф., Мынин В. Г., Невструя В. Г. и др. Маркетинг рынков образования региона. Хабаровск: Издательство Дальневосточного Государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), 1998. — .86с.
- Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984. — 63с.
- Европейская профессиональная школа / Под ред. Смирнова И. П. М., 1996.-96с.
- Ермоленко В.А., Новикова Т. Т. Отбор содержания обученияквалифицированных рабочих в профессиональных образовательных учреждениях. М.: ИРПО. 1995. — 91 с.
- Жданова М.В. Философское осмысление понятия «образование» в западноевропейской традиции/Юбразование в Сибири. 1995. — № 1. — С. 40−43.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: в 2 ч. Социология профессионального образования. Учеб. пособие. Екатеринбург: УГППУ, 1994.- 188 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбур: Издательство Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1996. — 224 с.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГУ/Педагогика 1993. — № 4. — С. 106−110.
- Зеер Э.Ф., Водеников В. А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 2001. — 236с.
- Казакевич В.М. Стандарт профессионального образования зарубежных стран: М.: РАО, 1994. — 64с.
- Кастро Клаудио де Моро. Политика Всемирного банка: объединение усилий Перспективы. Вопросы образования. — Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. — 1993. — .:№ 2. — С.45 -68
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998.-204 с.
- Квалиметрия человека и образование: методология и практика. Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях/ Под ред. Н. А. Селезневой. — М., 1999. — 583с.
- Киссель А.А. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду// Социологические исследования. 1984. — № 1. — С.48 — 54.
- Кларин В.М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт)/Инновационное движение в Российском школьном образовании. М., 1997. — 337с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 200с.
- Кобелев Н.Б. Организация ремесленной деятельности. М., 2000.
- Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высшая школа, 1988.- 187с.
- Ковригин З.А. Обновление рабочих кадров. М., 1996. — 239 с.
- Ковырнев В.А. Где готовят рабочих в Германии.//Профессионал. № 10. -1991. — С.11−14с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993. 135с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Издательство САМГПИ, 1994. — 164 с.
- Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183с.
- Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 164 с.
- Кюбарт Ф и др., «Немецко-русский/русско-немецкий глоссарий по профессиональному образованию»
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. -М., 1996. 228с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 524с.
- Макарова И.К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. СПб., 1990. — 246 с.
- Малькова З.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971. — 368с.
- Мигаль В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
- Модульная технология обучения.Спб. 1993.—284с.
- Мошер, Ральф и др. Воспитание гражданина: демократические школы: Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231с.
- Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222с.
- Найн А .Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. издательство, 1993. -213 с.
- Научные основы разработки стандартов профессионального образования. -М.ИРПО. 1994.181с.
- Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант образования: традиции и инновации в условиях социальных перемен/Под ред. Глейза Г. и Вилотиевича М. М.: РАО, 1997. — 1 Юс.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272с.
- Новиков П.Н. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. -98с
- Новиков П.Н. Задачи с межпредметным содержаниемв среднихпрофтехучилищах. Минск.: Высшая школа, 1987
- Новожилов Э.Д. К теории педагогического эксперимента.На путях совершенствования высшего педагогического образования. Поиски и решения. -М.:МПГУ. 1988, С. 6−18
- Новые модели финансирования профессионального образования/.Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152с.
- Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Нидерландах//. Среднее профессиональное образование. -2000. — № 2. — С.52−62.
- Омельяненко Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа, 1975. — 224с.
- Основы рыночной экономики и предпринимательства: термины и понятия, категории и законы. М., 1997. — 218 с.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века. М., 1992. — С.62 — 86
- Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908.-223с.
- Певзнер М.Н. Реформаторская педагогика Западной Европы конца XIX -начала XX века. Новгород, 1996. — 181с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб.: Образование, 1995. — 172 с.
- Перспективы развития непрерывного образования/Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
- Пилиповский В.Я. Современные концепции в дидактике// Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М.: Издательство Российского открытого университета, 1995. С.79−114.
- Писарева Л.И. Управление школьным образованием в ФРГ.// Педагогика., 2000. № 6. — С.87−94с.
- Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы Германии (до Веймарской республики). М., 1963. — 286с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144 с.
- ЮКПоляков В. А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
- Профессиональное образование (в России). В кн.: Энциклопедический словарь. Т. 50. — Спб.: Брокгауз и Эфрон, 1898. — С.568−574.
- Профессиональное образование в коммерческой сфере. (Под научной ред. Л. Д. Федотовой Г. А. Федотовой, О.Б. Читаевой). М., 1999. — 145с.
- Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т, 1 том-424с., II том-816с./Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999
- Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993. — 501 с.
- Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М.:ИРПО., 1999.-62с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Издательство Российского открытого университета, 1995. -272с.
- Роль профессионального образования в образовательной системе Российской Федерации//Бюллетень ЮНЕСКО/ Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32с.
- Ю9.Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.- Екатеринбург.: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 333с. 1 Ю. Рыжков В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в
- Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 156с. Ш. Рыкова Е. А. Профориентация, психодиагностика, профотбор. — М., 1995. -12с.
- Савина М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998.- 136с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 1/ Сост. Ю. А. Якуба. М., 1994. -550 с.
- Северцев В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. — 240с.
- Седых Е.М. Интеграция профессионального образования в Европейском сообществе: Сравнимость квалификаций- признание дипломов- свобода передвижения- согласование законодательств. М., 1994.
- Сертификация профессионального образования за рубежом/Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99с.
- Система профессионального образования в Российской Федерации. Национальный доклад. М., 1998. — 102с.
- Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: ИРПО, 1998. — 87с.
- Смирнов И.П. Региональная модель профессионального образования. М. ИРПО, 1998.- 165с.
- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. М.: ИРПО, 2000. -187с.
- Сперанский Н. Очерки по истории народной школы Западной Европы. -М., 1986.-338с.
- Статистические данные по системе образования МОПО РФ. М., 1997. -112с.
- Стратегия развития государства на период до 2010 года//Российский экономический журнал N1−2002. — С.3−7
- Ткаченко Е.В. Приоритеты российского профессионального образования./УПедагогика. 1999. — № 2. — С.34−39
- Традиции профессиональной школы и их разрушение. Доклад Ф. Кастро. Международный банк реконструкции и развития. — Вашингтон, 1994. -186с.
- Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М.: Изд. центр АПО. — 225с
- Федотова Г. А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ. Аналитический обзор. М.: ИРПО, 1998. — 45с.
- Федотова Г. А. Инновационные процессы в профессиональном образовании Финляндии. Научный доклад. М.: ИРПО, 1997. — 23с.
- Федотова Г. А. Профессиональное образование в ФРГ. Научный доклад -М.: ИРПО, 1997.-24с.
- Федотова Г. А. Сертификация профессионального образования и подготовка в странах Европейского Сообщества. Аналитический обзор. -М.: ИРПО. 30с.
- Федотова Г. А. Роль профессиональной подготовки в политике развития малого бизнеса в Нидерландах. Аналитический обзор. — М.:ИРПО, 1997. -28с
- Федотова Г. А. Возникновение банковского дела в Древнем мире. Учебное пособие. М.: ИРПО. — 24с.
- Федотова Г. А. Нормативное обеспечение стандарта профес-сионального образования в ФРГ. М.: ИРПО, 2000. — 51 с.
- Федотова Г. А. Общеобразовательная подготовка в зарубежной профшколе // Профессиональное образование. № 8. — 2001. — С. 6.(в соавт.)
- Федотова Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: ИРПО, 2001. — 72 с.
- Федотова Г. А. Трудовая и профессиональная подготовка в призме российско-германского сотрудничества. Совместная презентация результатов российско-германского сотрудничества в области профессионального образования. Берлин: ФИПО, 1995. — С. 198−205
- Федотова Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М., 1995. — 165с.
- Федотова Л.Д. Ступенчатая система образования: история и развитие//Профобразование России: Итоги XX века и прогнозы: в 2 т. Т. 1. М., 1999. С.86−101
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996. — 512 с.
- Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. — 208с.
- Цейкович К.Н., Тарасюк Л. Н. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1994.- 177с.
- Чечель И.Д. Инновационные учебные заведения России. М., 1991. — 87с.
- Читаева О.Б. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии (опыт и тенденции развития) 4.1. М.: РАО Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования, 1997. — 56с.
- Шапкин В.В. Чужой опыт: можно ли его сделать своим? Зарубежный опыт ПТО// Профессионально-техническое образование 1990. — № 2. — С. 6−8
- Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся. М., 1994. — 290с.
- Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Учебное пособие. Под ред.Г. М. Романцева. Екатеринбург: УГППУ. — 1996 — 228с.
- Штратман К. В. Немецкая система профессионального образования и ее обучающий персонал. Понятийный аппарат педагогики и образования./Под. ред. Е. В. Ткаченко. Выпуск 1, Екатеринбург: УрГПУ, 1995.- 199с.
- Шукшунов В., Овсянников А. Системная модель организационно-экономической реформы в образовании России. М., 1997. — 84 с.
- Якуба Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. -М.: Высшая школа, 1985. 136с.
- Abel, Heinrich, Grund-und Realformen der Lehrlingsausbildung im produzierenden Gewerbe. In: Archiv fur Berufsbildung 1964. Jahrbuch der Deutschen Gesellschaft fur Gewerbliches Bildungswesen. Braunschweig 1964, S. 449−571
- Anweiler, 0.:Bildungssysteme in Europa. Weinheim 1996
- Abel, Heinrich/Hans-Hermann Groothoff, Die Berufsschule. Gestalt und Reform. Darmstadt 1959
- Arnold, R.: Berufspaedagogik: Lehren und Lernen in der beruflichen Bildung:
- Ein Studienbuch, Frankfurt: Diesterweg, 1990
- Beitrage zur Gesellschafts- und Bildungspolitik (Institut der deutschen Wirtschaft) Heft 101. Koln 1984
- Benner, Hermann, Arbeiten zur Ordnung der Berufsausbildung vom DATSch zum BIBB. Belin 1998
- Bergmann, Manfred, Bedeutung und Chancen des betrieblichen Ausbildungsverbundes in der Zukunft. Ein Pladoyer fur dies Ausweitung von Verbundausbildung. In: Gewerkschaftliche Bildungspolitik 40 (1989), S. 78−82
- Berufsbildung fur das Jahr 2000 Eine Bilanz der Neuordnung der industriellen Metall — und Elektroberufe. Beitrage zur Gesellschafts — und Bildungspolitik (Institut der deutschen Wirtschaft) Heft 123. Koin 1987
- Berufsbildungsbericht 1993. Bundesministerium fuer Bildung und Forschung Bonn 1993, S. 129.
- Berufsgrundbildungsjahr. Heft 12 der Schriftenreihe «Schulversuche und Schulreform». Hg. Vom Niedersesischen Kultusministrium. Hannover 1976
- BIBB/HIS-Studie, Verlaufsuntersuchung Studienberechtigte 1992, Vorabauswertung. Berechnungen: Bundesinstitut fur Berufsausbildung. Berlin, 1992
- Boretty, Reiner, u.a., PETRA Projekt- und transferorientierte Ausbildung. Grundlagen, Beispiele, Planungs- und Arbeitsunterlagen. Berlin 1988
- Brater, Michael, Arbeit Beruf- Personlichkeit. Bestand und Veranderung in einer Dekade. In: Lipsmeier, Antonius (Hg.), Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Beiheft 4 der Zeitschrift fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik. Wiesbaden 1983, S. 36−48
- Brosk, Ditmar, Vom traditionellen Arbeiterbewusstsein zum individualisierten Handlungsbewusstsein. Uber Wandlungstendenzen im gesellschaftlichen Bewusstsein Arbeiterschaft bei der Industrialisierung. In: Soziale Welt 39 (1988), 4, S. 413−434
- Bruchhauser, Hanns-Peter/Antonius Lipsmeier, Quellen und Dokumente zur Berufsbildung. Opladen 1988
- Bruggemann, Wilfried/Helmut Schubert, Berufsbildungspolitik des Handwerks. In: Lipsmeier, Antonius (Hg.), Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Beiheft 4 zur Zeitschrift fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik. Wiesbaden 1983. S. 91 100
- Bundesanatalt fur Arbeit (Hrsg.): Handbuch zur Berufswahlvorbereitung. Mannheim 1987, S. 116.
- Bundesanstalt fur Arbeit (Hrsg.): Berufsberatung in der Bundesrepublik Deutcheland. Koln 1991, S. 19.
- Bundesanstalt fur Arbeit (Hrsg.): Die Bundesanstalt fur Arbeit stellt sich vor. Nurnberg 1993, S. 30.
- Bundesanstalt fur Arbeit (Hrsg.): Handbuch zur Berufswahlvorbereitung. Mannheim 1987, S. 116.
- Bundesminister fur Bildung und Wissenschagt (Hg.), Erlauterungen und Hinweise zur Erarbeitung von Ausbildungsordnungen nach dem Berufsbildungsgesetz und Handwerksordnung. Bonn 1986.
- Bundesministerium fur Bildung und Wissenschaft (Hrsg.): Grund- und Strukturdaten 1993/94. Bonn 1993, S. 110.
- Bunk, Gerhard P., Organisationsformen beruflicher Anfangsausbildung im. Butter, F./Stooss, F.: Europaischer Wirtschaftsraum wachsender Qualifikationsbedarf. In: Schlafke, W. (Hrsg.): Qualifizierter Nachwuchs fur Europa. Koln 1992,
- Dehnbostel, Peter, Grundbildung zwischen Schule und Beruf. Zur Bildungstheorie von historischen, beruflichen Grundbildungskonzepten. Stuttgart 1998.
- Deutsche Bundesbahn in Zusammenarbeit mit dem Bundesinstitut fur Berufsbildung, Kreative Ubernahme und effektive Ubergabe erprobter Ausbildungskonzepte sind notig und moglich. Abschlussbericht. Berlin 1987.
- Ebert, Roland, Zur Entstehung der Kategorie Facharbeiter als Problem der
- Erzeihungswissenschaft. Historische Studie zur Berufspadagogik. Bielefeld 1984
- Empirischen Vergleich. In: Zeitschrift fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik 85 (1989), 1, S. 20−34.
- Eppe, Heinrich, Selbsthilfe und Interessenvertretung. Die sozial- und jugendpolitischen Bestrebungen der sozialdemokratischen Arbeiterjugendorganisation 1904−1933. Bonn 1983.
- Greiner, G.W. Grundlagen der Berufsbildung, Bielefeld Bertelsmann 1977
- Gruener, Gusttav, Quellen und Dokumente zur schulischen Berufsbildung 1945−1982. 2 Baende, Koln 1983.
- Greinert, W.D.: Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung. Stuttgart 2001
- Grund und Strukturdaten. Bundesministerium fuer Bildung und Forschung.2000/2001
- Haussler J. Kaemmerlein, S.: EG- Binnenmarkt Berufsbildung. Eine Kurzdarstellung. Hrsg. vom DIHT: Bonn 1989
- Heimann, Klaus, Berufliche Bildung und Gewerkschaften. Annnalyse der Politik des DGB zur beruflichen Bildung. Frankfurt 1980.
- Hild, Paul / Jurgen Stauss, Entwicklungen auf dem Ausbildungsmarkt. In: Jahrbuch Arbeit und Technik in Nordrhin-Westfalen 1985. Hg. Von Werner Fricke, u.a. Bonn 1985, S. 157−181.
- Hoesch Stahl AG Dortmund, Leittexte in der betrieblichen Berufsbildung. Dortmund 1987.
- Holscher, Lucian/Dietrich Hilger, Art. «Industrie, Gewerde» In: Brunner, Otto, u.a. (Hg.), Geschichtliche, Grundbegriffe, Bd. 3. Stuttgart 1982, S. 237−304.
- Horlebein, Manfred, Quellen und Dokumente zur Geschichte derkaufmmanicshen Berufsbildung 1818−1984. Koln 1989
- Jensen R.: Ausbildung und Beschaftigung: Berufseinmundung und Wecheselprozesse. In: ders./Stooss, F. (Hrsg.): Qualifikation und Erwerbssituation im geeinten Deutschland. BIBB/IAB-Erhebung 1991/92. Berlin 1993, S. 24−43, 24.
- Kell, Adolf, Kriterien zur Analyse des dualen Ausbildungssystems. In: Die Deutsche Berufs-und Fachschule 67 (1971), 3, S. 170−180.
- Kaemmerlein, S. Haussler J.: EG- Binnenmarkt Berufsbildung. Eine Kurzdarstellung. Hrsg. vom DIHT: Bonn 1989
- Kerschensteiner G. Theorie der Bidung. Muenchen 1928
- Klein, H.E./Zedler, R.: Tendenzen dualer Berufsbildung in Europa. In: Informationen zur beruflichen Bildung .Bonn 1990
- Konnegen-Grenier, R. u. Lenster, W.: Abiturienten und betriebliche Berufsausbildung. Koln 1987, S. 43.
- Koenig Zur Geschichte der Berufsausbildung im Deutschland des 19.Jahrhunderts. Muenchen 1995
- Kuebert, F. «Bidungseinheit» und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwicklungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. Berlin 1999
- Kroll, Werner, u.a., Mehr Selbststandigkeit und Teamarbeit von Lernprozessen in der Ausbildungspraxis der Fordwerke AG. Heft 18 der Schriftenreihe «Modellversuche zur berufllichen Bildung». Berlin 1984.
- Kuratorinm der deutshen Wirtschaft fur Berufsbildung: Das duale System und die Harausforderungen der 90er Jahre. Grundpositionen der Wirtschaft zur Berufsausbildung. Koln 1991, S. 17.
- Kuratorium der deutschen Wirtschafit fur Berufsbildung (Hg.), Beruflliche Bildung bei veranderten Bewerberstrukturen und neuen Qualifikationsanforderungen. Jahrestagung 1986 der kaufmaannischen Ausbildungsleiter. Bonn 1986.
- Kuratorium der deutschen Wirtschaft fuer Berufsbildung Berufsgrundschuljahr-Erfahrungen, Kritik, Konsequenzen. Bonn 1983
- Kutscha, Gunter/Heinrich Schanz (Hg.), Berufsausbildung im Einzelhandel. Beitrage zur Neuordnung und Kritik. Beitrage zur Padagogik Heft 12. Stuttgart 1998.
- Lage und Entwicklung des Schulwesens. Antwort der Bundesregierung auf eine Grosse Anfrage In: Bildung Wissenschaft aktuell Nr. 7/1986 (25. Jule 1986). Bonn 1986.
- Landesinstitut fur Schule und Weiterbildung (hg.), Neue Technologien in berufsbildung Schulen. Modellversuch Lernburo. Soest 1988.
- Lipsmeier, Antonius (Hg.), Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Eine kritische Bestandsaufhahme fur 80er Jahre. Zeitschrif fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik beiheft 4. Wiesbaden 1983.
- Maiwald, Roland, Ausbildungsverbund ein neues Modell im Berufsbildungssysnem. In: Freide, Christian (Hg.), Neue Wege der Betreiblichen Ausbildungs. Heidelberg 1988, S. 89−100.
- Malsch, Thomas/Ruddiger Seltz (Hg.), Die neuen Produktinskonzepte auf dem Prufstand. Beitrage zur Entwicklung von Arbeit. Berlin 1986.
- Maslankowski, W. (Red.): Berufsausbildung sichtbar gemacht. Hrsg. Carl-Duisberg-Gesellschaft (CDG). Koln 1993, Folie 17.
- Mertens, Dieter, Das Konzept der Schlusselqualifikationen als Flexbilitatsinstrument. In: Beyersdorf, Martin/Horst Siebert (Hg.), Literatur- und Forschungsreport Weiterbildung Heft 22. Munster 1988, S. 33−46.
- Mitter, W. Strukturfragen des Bildungswesens im internationalen Vergleich mit besonderer Beruecksichtigung in Industrielaender. In Bildung und Erziehung 44 (1991)
- Muller, Wolf-Jurgen/Barbara Brehmeier, Ausbildungsverbund schafft Ausbildungsplatze Minden. BMBW Werkstattberichte Heft 38. Bonn 1982.
- Munch, J.: Das Berufsbildungsgesetz in historischer und berufspadagogischer Sicht. In: Die Deutsche Berufs und Fachschule, 75 (1996), 11, S. 809−825.
- Munch, J.: Das Berufsbildungssystem der Bundesrepublik Deutchland. Berlin 1994, S. 37.
- Naumann, J.: Bildungsentwicklung, Wirtschaft und Demografie. In: Max-Plank-Institut fuer Bildungsfoschung/ProjektgruppeBildungsbericht (Hrsg.): Bildung in der Bundesrepublik Deutschland. Daten und Analysen.Bd. 1. Reinbek b. Hamburg 1990
- Noll, I. u.a.: Nettokosten der betrieblichen Berufsaubildung. Berlin 1983.
- Paffarth, F. Hartmut, (Hg.), Kritische Theorie und Padagogik der Gegenwart. Aspekte und Perspektiven einer Auseinandersetzung. Weinheim 1987.
- Pampus, Klaus, Ansatze zur Weiterentwicklung betriebicher Ausbildungsmethoden. In: Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis 16 (1987), 2, S. 43−51.
- Pampus, Klaus/Hermann Benner, Berufsbezogene Gurriculumreform.
- Reflexionen uber Ertrage eines padagogischen Innovationsansatzes im Bereich der betrieblichen Berufsbbildung. In: Zeitschrift fur Padagogik 34 (1988), 6, S. 799−816.
- Piechl, E./ Sellin, B.: Berufliche Aus und Weiterbildung in Europa. In: Arnold, R./Lipsmeier, A.(Hrsg.): Handbuch Berufsbildung. Opladen 1994.
- Puetz, H. Heutige und zukuenftige Herausfoerderungen an die Berufsbildungsforschung. In: 30Jahre Berufsbildungs-und Arbeitsfoerderungsgesetzgebung 30- Jahre des Bundesinstituts fuerBerufsbildung. Dokumentation der Fachtagung. Bonn 2000
- Radomsky, Walter, Entwicklung des beruflichen Schuiwesens in Bayern in den Jahren 1945−1953 unter besonderer Berucksichtigung der Bildungspolitik der amerikanischen Militarregierung. Frankfurt 1987.
- Rahmenvereinbarung uber die Berufsschule (Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 14/15.3.1991). Bonn 1991.
- Rothe, G.: Die Systeme beruflicher Qualifizierung Deutschlands, Oesterreich und der Schweiz imVergleich. Wien, 2001
- Rutt, Konrad/Reinhard Selka (Hg.), Simulation und Realitat in der kaufmannischen Berufsbildung. Schriften zur Berufsbildungsforschung Bd. 64. Berlin 1986.
- Sachverstandigenkommission 1974- zit. nach: Wittwer, W./Pilnei, M.: Die ungleichen Partner. Berufsbildung in der Bundesrepublik. Munchen 1986, S. 174.
- Schelten, Andreas, Begriffe und Konzepte der berufspaedagogischen Fachsprache. Stuttgart 2001
- Schneider, F. Vergleichende Erziehungswissenschaft.Heidelberg. 1961
- Schulz, Helmut, Reform der Finanziernung betrieblicher Berufsbildung? Zu Veroffentlichungen des Deutschen Bildungsrates. Berichte des Deutschen Industrieinstituts zu bildungs — und gesellschaftspolitischen Fragen 4 (1972), 1. Koln 1972.
- Sellin, В Piechl, E.: Berufliche Aus und Weiterbildung in Europa. In: Arnold, R./Lipsmeier, A.(Hrsg.): Handbuch Berufsbildung. Opladen 1994
- Sekretariat der Standigen Konferenz der Kultusminister der Lander in der Bundesrepublik Deutchland (Hrsg.): Selbstdarstellung. Bonn 1991.
- Slosser, Manfred/Claus Drewes/Ernst-Wilhelm Osthues, Vom Lehrgeselbn zum Betriebspadagogen. Eine empirische Untersuchung zur Professionalisierung Betrieblicher Ausbildertatigkeit. Forschungsinstituts Gottigen (SOFI). Frankfurt 1989 '
- Spelberg, Karl, Metallberufe des Handwerks Neuordnung. In: Handwerk -Magazin «Beruf und Bildung» 31 (1983), 9, S. I.
- Stratmann, Karlwilhelm (Hg.), Das Berufsvorbereitungsjahr. Anspruch und Realitat. Hannover 1981.
- Stratmann, Karlwilhelm (Hg.), Das Berufsvorbereitungsjahr-Ziele, Entwicklungen, Probleme. In: Zentrum fur padagogische Berufspraxis an der Universitat Oldenburg (Hg.), Kooperationsvernanstaltung Berufsgrundbildungsjahr. Oldenburg 1981, S. 7−22.
- Stratmann, Karlwilhelm, Die Lehrabschlussprufung als Indikator einer neuen berufspadagogischen Ratio. In: Georg, Walter (Hg.), Schule und Berufsauabildung. Gustav Gruner zum 60. Geburtstag. Bielefeld 1984, S. 15−48.
- Stratmann, Karlwilhelm, Das Problem von Lernbeeintrachtigten Jugendlichen bei Auftrag des Ministers fur Wirtschaft, Mittelstand und Verkehr des Landes Nordrhein-Westfalen. Dusseldorf 1983.
- Stratmann, Karlwilhelm, Stufen der Berufsbildung. In: Mullges, Udo (Hg.), Jahrbuch der Berufs- und Wirtschaftspadagogik. Dusseldorf 1979, S. 279−347.
- Stratmann, Karlwilhelm, Zur Sozialgeschichte der Berufsbildungstheorie. In: Zeitschrift fur Berufs und Wirtschaftspadagogik 84 (1988), 7, S. 579−598.
- Stratmann, Karlwilhelm/Anne Schuler, Quellen, und Dokumente zur Berufsbildung 1794−1986. Koln 1982.
- Strooss, Friedmann, Verliert der «Beruf» seine Leitffunktion fur die Integration der Jugend in die Gesellschaft? In: Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt und Berufaaforschung 18 (1985), 2, S. 198−208.
- Tessaring M.: Das Duale System der Berufsausbildung in Deutschland: Attraktivatat und Beschaftigungsperpektiven. In: Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt und Berufsforschung, 26 (1993), 2< S. 131−161, 136.
- Verband der Arbeitsstudien und Betreibsorganisation e.V. (Hg), Methoden der Betriebsorganisation Refa. Arbeitspadagogik. Munchen 1987.
- Walden, Gunter/Susfnne Wiederholt-Fritz, Erfahrungen von Betrieben mit der Erstausbildung behinderter Jugendlicher. Beichte zur beruflichen Bildung Heft 55. Belin 1983.
- Werner, R.: 10% der Auszubildenden in Grossbetrieben. In: Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis, 19 (1990), 4, S. 35.
- Westhoff, Giesella, Ausbildungs- und Berufswege von Jugendlichen nach der Berufsvorbereitung. Ergebnisse einer Panel-Erhebung bei Absolventen der Berufsvorbereitung 1980 und 1981. Berichte zur beruflichen Bildung Heft 61. Berlin 1983.
- Wiemann, Gunter, Ansatze zur Losung des Jugendarbeiterproblems. Gottingen 1975.
- Zedler, R.: Kosten und Nutzen der betrieblichen Ausbildung. In: Informationen zur beruflichen Bildung. Register 10, vom 27.10.1993. Koln 1993, S.2.
- Перечень диссертационных работ
- Гатин Р.Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70−80 г.г. XX века: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань: 1988. — 19 с.
- Каменецкий В.А. Социальное партнерство в Европе и России: (Проблемы реформирования и развития): Автореф. дисс. .канд. истор. наук. М.: 1999. — 15 с.
- Корнеева Л.И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург: 1994. — 19 с.
- Корнетов Г. Б. Реализация историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: 1994.-39 с.
- Корягина Е.В. Трудовая мотивация в западном менеджменте: Автореф. дисс. .канд. экон. наук. -М.: 1994. 18 с.
- Мельникова Л.И. Начальное профессиональное образование в Германии: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Барнаул: 1999. — 43 с.
- Савина М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: 1993. — 46 с.
- Федотова Е.Е. Профессиональная подготовка учащейся молодежи в ФРГ и Швейцарии в условиях НТП: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: 1989.- 19 с.
- Федотова О.Д. Теоретико-методические основы педагогики Германии и ФРГ: (Конец XIX в. 90-е годы XX века): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — М.: 2001. — 45 с.
- Фишер Э. Инновации в профессиональном образовании в ФРГ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: 1995. 17 с.
- Шкиндер В.И. Концепции трудового обучения в современной педагогике ФРГ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: 1976. 18 с.