Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Белгородский цемент». Анализ конкуренции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако отдел маркетинга на предприятии не занимается разработкой ассортиментной и товарной политики. Для этого в ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел сбыта. В отделе сбыта есть управляющий сбытом, который занимается функционированием спроса на товар и разрабатывает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта. В этом отделе также имеется и управляющий ассортиментом, который занимается изучение… Читать ещё >

Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Белгородский цемент». Анализ конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таблица 4. Доли и емкость предприятий на цементном рынке России.

Предприятие.

Производство цемента за 2004 г. (тыс. т.).

Доля в общем объеме, %.

ЗАО «Белгородский цемент».

1616, 5.

4, 29.

ОАО «Осколцемент».

2218, 8.

5, 90.

ОАО «Мальцовцемент».

3591, 3.

9, 5.

ОАО «Себряковцемент».

1614, 0.

4, 28.

ОАО «Липецкцемент».

1487, 0.

3, 95.

Другие предприятия.

27 162, 5.

72, 08.

ВСЕГО.

37 690, 1.

Для наглядного изображения по данным таблицы построим диаграмму.

Доли предприятий на цементном рынке России.

Рисунок 1. Доли предприятий на цементном рынке России Одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие ОАО «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.

Система маркетинга и сбыта.

Обострение конкурентной борьбы на рынке цементной промышленности объективно повышает востребованность маркетинга как основного инструмента исследования рынка.

Маркетинговая деятельность на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:

  • — изучение потребителя;
  • — исследование мотивов его поведения на рынке;
  • — анализ собственно рынка предприятия;
  • — исследование продукта;
  • — анализ форм и каналов сбыта;
  • — анализ объема товарооборота предприятия;
  • — изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  • — определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке.

В ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел маркетинга, который занимается изучением рынка, его проблемами и перспективами; проводит мероприятия по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки).

Маркетологи следят за тем, чтобы товар соответствовал российским и европейским стандартам, являлся конкурентоспособным и отвечал запросам потребителей. Изучая спрос и предложения на рынке цемента, специалисты маркетингового отдела проводят исследование в целях изучения емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции и принимает соответствующие решения.

Однако отдел маркетинга на предприятии не занимается разработкой ассортиментной и товарной политики. Для этого в ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел сбыта. В отделе сбыта есть управляющий сбытом, который занимается функционированием спроса на товар и разрабатывает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта. В этом отделе также имеется и управляющий ассортиментом, который занимается изучение факторов влияющих на формирование ассортимента предприятия и реализует ассортиментную политику, проводимую предприятием.

Так как на предприятии ЗАО «Белгородский цемент» используется стратегия ограниченного роста, то при этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.

Основными каналами распределения продукции завода являются: предприятия розничной торговли; оптовые предприятия; непосредственно отдел сбыта на предприятии.

Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают возможность заводу доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.

Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. областях.

Таблица 5.

Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент».

Предприятия.

Потребление.

доля, %.

ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина.

16,5.

ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5.

1,1.

ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина.

0,8.

Мостотряд — 18, г. Москва ул. Земляной вал.

0,55.

Мостотряд — 90, Московская область, г. Дмитров.

0,45.

Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров.

0,5.

ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск.

1,04.

ОАО «Курский завод КПД», г. Курск.

0,45.

Магазин ЗАО «Белгородский цемент».

Прочие.

1399 800.

76,6.

Итого.

1824 800.

Таким образом, основными потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленного строительства. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента — население, использующего цемент для индивидуального, садового и гражданского строительства.

Основными формами стимулирования сбыта на предприятии являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.

Отдел маркетинга старается давать рекламу и в периодические издания, выходящие на территории Черноземья. Это способствует увеличению объемов продаж.

Предприятие имеет свой сайт в Интернет (www. eurocem.ru), на котором размещено много информации рекламного характера (сведения о компании, партнёрах, отраслевые обзоры и т. п.).

Завод участвует в выставках строительных материалов, проходящих как на территории России, так и за рубежом (Украина, Болгария, Югославия и др.).

Анализ финансового состояния.

Займы и кредиты па начало 2004 г. составили 163 000 тыс. руб., на конец отчетного периода 287 170 тыс. руб. Кредитная история по кредитам и займам, полученным от иных организаций.

Таблица 6. Расходы по обычным видам деятельности.

На начало года.

На конец года.

Материальные затраты.

Затраты на оплату труда.

Отчисления на соц.нужды.

Амортизация.

Прочие затраты.

Расходы на науч.-иссл. работы.

Инвестиционная деятельность предприятия — вложения во внеоборотные активы составила:

На 01.01.2004 г. 70 300 тыс. руб.

На 01.12.2004 г. 103 063 тыс. руб.

Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составили:

На 01.01.2004 г. 150 тыс. руб.

На 01.12.2004 г. 123 тыс. руб Расходы на освоение природных ресурсов составили:

На 01.01.2004 г. 801 тыс. руб.

На 01.12.2004 г. 768 тыс. руб.

Таблица 7. Основные средства (тыс.руб.).

Наименование.

Наличие.

Поступило.

Выбыло.

Наличие.

На начало года.

На конец года.

Здания.

;

Сооружения.

Машины и оборудован.

228 1 66.

Транспортные средства.

Произ. и хоз. инв-ръ.

7 261.

Многолетние насажд.

Земельные участки.

Амортизация основных средств.

Наименование.

На начало года.

На конец года.

Здания и сооружения.

Машины, оборудование, транспортные ср-ва.

Других.

Передано объектов ОС.

На консервацию.

Организация применяет линейный способ списания расходов по НИОКР, принятый срок использования в отношении разработок установлен равным 3 года.

В связи с эффективным использованием производственных мощностей, увеличились показатели всей производственной деятельности предприятия. За 2004 год его мощности были использованы по клинкеру на 86,8%, по цементу на -64,4%, что повлияло на результаты работы за истекший период.

Таблица 8. Стоимость имущества на конец 2004 г.

Слагаемые имущества.

На начало периода.

На конец периода.

Тыс.руб.

%.

Тыс. руб.

%.

Внеоборотные активы.

320 028.

52,47.

Производственные запасы.

164 907.

21,75.

Мобильные оборотные средства (денежные и краткосрочные финансовые вложения).

1 509.

0,26.

2.9.

Дебиторская задолженность.

17, 74.

22, 88.

ИТОГО.

588 896.

Стоимость имущества и источников его приобретения за истекший период увеличилась. В целом имущества стало больше на 130 583 тыс. руб. Увеличение имущества предприятия в основном шло за счет приобретения оборудования и свидетельствует о сохранении имущественного потенциала.

Сводный анализ сильных и слабых сторон.

Таблица 9. Оценка сильных и слабых сторон предприятия.

Аспект среды.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

1. Производство.

  • 1. Высокая конкурентоспособность продукции.
  • 2. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества.
  • 3. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение.
  • 4. Имеется собственная сырьевая база.
  • 1. Высокая энергоемкость производства.
  • 2. Высокие цены.
  • 3. Отрицательное влияние производства на экологию области.
  • 4. Продукция производится устаревшим «мокрым способом».

2. Кадры.

  • 1. Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.
  • 2. Рабочие со стажем.
  • 3. Рабочие с высшим техническим образованием.
  • 1. Отсутствие стимулов к повышению производительности.
  • 2. Текучесть кадров.
  • 3. Не очень высокий уровень мотивации труда.

3. Маркетинг.

  • 1. Эффективная система сбыта готовой продукции.
  • 2. Сбор информации о рынках сбыта.
  • 3. Широкие возможности сбыта своей продукции
  • 1. Недостаточные маркетинговые исследования.
  • 2. Недостаточно квалифицированная маркетинговая политика.
  • 3. Слабая рекламная компания.

4. Организация.

  • 1. Отлаженное партнерство с поставщиками.
  • 2. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений.
  • 3. Четкое разделение труда, профессиональная специализация.
  • 1. Зависимость от поставщиков.
  • 2. Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью.

5. Финансы.

  • 1. Предприятие остается финансово независимым.
  • 2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств.
  • 3. Достаточное количество собственных оборотных средств.
  • 1. Большой объем дебиторской задолженности.
  • 2. Отсутствие долгосрочных источников финансирования.

Из этого анализа видно, что слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию, отрицательное влияние производства на экологию области и др. Но всего этого можно избежать, используя имеющиеся у предприятия возможности.

Основными направлениями развития завода являются:

  • — удовлетворение требований строительного комплекса в ассортименте и строительного технических свойствах цемента;
  • — техническое перевооружение и реконструкция завода с целью обновления основных фондов, внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли сухого способа производства цемента до 40−50%;
  • — организация производства новых видов цемента с учетом современных требований строительного комплекса России;
  • — укрепление экспортного потенциала;
  • — совершенствование технологий производства и оборудования для выпуска цемента;
  • — уменьшение вредных выбросов в атмосферу и улучшение условий труда;
  • — разработка и внедрение нового стандарта на цемент, гармонизированного в части технических требований к цементам общестроительного назначения с европейским стандартом EN 197−1 и других отраслевых стандартов;
  • — повсеместное внедрение автоматизированной системы учета расхода топлива и электроэнергии по всему технологическому циклу цементных предприятий;
  • — подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.

Для более полного удовлетворения рынка высококачественным цементом в 2004 году законченное строительство нового цеха помола цемента с тремя цементными мельницами мощностью 1 млн. тонн, что позволит довести общие мощности по помолу цемента до 3,6 млн. тонн цемента в год.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой