Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мониторинг и диагностика в образовательном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обученность — это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то… Читать ещё >

Мониторинг и диагностика в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг. Мониторинг как управленческая технология в педагогике разрабатывается сравнительно недавно (В.А. Кальней, Д. Ш. Матрос, А. Н. Майоров, А. В. Сотов, С. Е. Шишов и др.), хотя в других областях человеческой деятельности применяется достаточно основательно и эффективно.

Управление качеством образования по М. М. Поташнику — это значит:

  • — создавать условия для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов;
  • — организовать эффективный образовательный процесс;
  • — формировать эффективную систему отслеживания результатов образовательной деятельности на базе определенных критериев оценки.

Чтобы управлять качеством образования необходимо выявить причины и привести деятельность образовательного учреждения в систему на основе мониторинга и диагностики.

Мониторинг (англ. Monitoring — осуществление контроля, слежения) — комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э. Ф. Зерра, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Организация системы мониторинга в нашей школе состоит из следующих шагов:

  • — сбор информации;
  • -обработка информации;
  • -хранение информации;
  • — распространение информации.

Анализ результатов мониторинга должен позволять учителю выявлять типы заданий, которые обучающийся хорошо усвоил, задания, требующие дополнительной подготовки, задания, выполнение которых на данном этапе для данного обучающегося без помощи учителя представляется невозможным.

Другими словами, проводя анализ статистики по итогам каждого конкретного занятия, учитель должен иметь возможность диагностировать, какую часть предметного содержания урока усвоил каждый отдельно взятый обучающийся. При этом, выявив какие задания усвоены большинством учащихся, преподаватель может сделать выводы об эффективности используемых на данном этапе форм организации учебной деятельности, приемов, методов.

Выявив задания, с которыми не справилась значительная часть обучающихся, учитель выявляет причины затруднений: сложность материала, неудачная форма организации обучения, отсутствие наглядности и т. д. После этого, педагог принимает решение о ходе дальнейших действий: составляет график индивидуальных занятий и консультаций, намечает проведение урока повторения и закрепления знаний, продумывает другие формы организации учебной деятельности.

Диагностика — основа качественного управления образовательным учреждением. Она направлена на изучение и анализ состояния дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели:

  • 1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
  • 2) определение результатов обучения;
  • 3) планирование последующих этапов учебного процесса;
  • 4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
  • 5) оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

  • 1) выявление относительного уровня развития учащихся;
  • 2) анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
  • 3) выявление потенциальных возможностей развития.

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

Аспекты педагогической диагностики:

  • 1. Изучение
  • а) сбор данных;
  • б) сравнение;
  • в) интерпретация;
  • г) анализ.
  • 2. Прогнозирование.
  • 3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

Главная задача диагностики уровня обученности — своевременное выявление конкретных пробелов учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений с целью улучшения его качества.

Обученность — это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития.

мониторинг диагностика знание ученик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой