Международные стандарты ИСО
В свою очередь конкурентоспособность любой организации — это её способность производить продукцию или предоставлять услуги, которые не только удовлетворяют всем требованиям потребителей, но даже превосходят их ожидания. Отсюда очевидно, что ключевыми для любой организации являются процессы жизненного цикла продукции/услуги. Именно за результат этих процессов (т.е. за продукцию или услугу… Читать ещё >
Международные стандарты ИСО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Международный стандарт ИСО 9000 был создан в 1987 году (Кросби, Джуран, Деминг). В 90-х годах ИСО были пересмотрены и дополнены. Основой семейства стандартов ИСО-9000 являются следующие стандарты: 9000 — руководящие указания по выбору и применению; 9001 — модель при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; 9002 — модель при производстве, монтаже и обслуживании; 9003 — модель при производстве, окончательном контроле и испытаниях; 9004 — элементы системы качества, руководящие указания; 8402 — управление качеством и обеспечение качества.
9000, 9004 — методические пособия; 9001−9003 — сами стандарты, они различаются полнотой требования к системе. Это модели, с которыми сравниваются системы качества на предприятии.
В настоящее время 70 стран признали МС ИСО 9000 в качестве национального или гармонизировали их в соответствии с национальными стандартами в этой области. В мире насчитывается около 300 000 компаний, сертифицировавших свои системы качества на соответствие МС ИСО 9000, и число их растет. В Российской Федерации МС ИСО 9000 приняты для их прямого использования в виде ГОСТ 40.9001−88 — 40.9003−88, однако на отечественных предприятиях они не нашли еще широкого применения.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базирующееся на следующих ведущих направлениях: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Обеспечение качества — совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности у потребителя в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям качества. Управление качеством включает деятельнось и методы оперативного характера. Улучшение качества — постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствование элементов производства и системы кач-ва. Это: маркетинг, поиски и изучение рынка; проектирование и разработка технических решений; матераильно-техническое снабжение; подготовка и разработка технических требований; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; реализация и распределение; монтаж и эксплуатация; техническая помощь в обслуживании; утилизация после использования.
Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методов и ресурсов, направленных на обеспечение запросов потребителей.
Разработка, внедрение и обеспечение функционирования эффективно действующих систем менеджмента качества, для организаций всех видов и размеров, осуществляется с использованием и на основе стандартов семейства ИСО 9000.
Стандарты ИСО 9000 исходят из следующих предпосылок:
- 1. Качество продукции — характерный управляемый объект.
- 2. Цель управления качеством — создание продукции, удовлетворяющей в полной мере запросы и ожидания потребителей.
- 3. Управление качеством — составляющая часть общей системы управления предприятием.
- 4. Управление качеством осуществляется на всех ступенях иерархии, начиная от руководителя предприятием и заканчивая рабочим.
- 5. Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методов и ресурсов, направленных на обеспечение запросов потребителей.
Стандарт ИСО 9000:2000 представляет собой общие требования того, как должна быть построена система учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. Этот стандарт призван обеспечить устранение недостатков процесса производства, которые существенно влияют на качество продукции. Таким образом, продукция выпускается «наиболее вероятно качественная». При этом стандарт говорит только то, что надо сделать, но не говорит как, поскольку, как сделать — зависит в большей мере от предприятия, и более того, один и тот же результат может быть достигнут различными методами, как более ресурсоемкими, и следовательно, дорогостоящими, так и менее. Главное — что получится в результате, а получится должны качественные процессы (производства, закупок, продаж, складирования и т. д.).
Иначе говоря, все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции, должны быть документированы, за выполнением этих правил должна быть назначена персональная ответственность, регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов документированным требованиям. Важно, что обязательным требованием является установление ответственности за качество процессов.
Система менеджмента качества предназначена для постоянного улучшения деятельности, а следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.
В свою очередь конкурентоспособность любой организации — это её способность производить продукцию или предоставлять услуги, которые не только удовлетворяют всем требованиям потребителей, но даже превосходят их ожидания. Отсюда очевидно, что ключевыми для любой организации являются процессы жизненного цикла продукции/услуги. Именно за результат этих процессов (т.е. за продукцию или услугу) потребитель платит предприятию! Именно поэтому эти процессы — объект сосредоточения всех знаний, умений и навыков руководства и персонала — основа их материального благосостояния и конкурентоспособности предприятия. Именно эти процессы формируют, а следовательно, и определяют качество продукции/услуги.
А поскольку, без повышения качества продукции (услуг) невозможно улучшение качества жизни людей, внедрение систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях представляется своевременным и целесообразным.
Кроме того, рынки, как отечественные так и зарубежные, всё в большей и большей степени демонстрируют свою потребность в сертифицированных товарах, продукции и услугах, а отечественные и иностранные финансовые структуры рассматривают сертифицированную систему менеджмента качества как элемент снижающий риск при кредитовании и инвестировании. В этом случае наличие сертификата может в значительной степени повысить уровень доверия к предприятию и сыграть роль своеобразного доброго имени фирмы.
В условиях жесткой конкуренции, в том числе при участии в тендерах, сертификат соответствия системы менеджмента качества организации, требованиям стандартов ИСО 9001:2008, является чуть ли не единственным показателем стабильности организации в обеспечении качества продукции (работ, услуг) и, соответственно, способности организации удовлетворять растущие требования потребителей (заказчиков) Международные стандарты ИСО [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.evelopers.ru.