Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Университетская система подготовки журналистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, стало бы ясно, что самые масштабные нововведения, на уровне качественных изменений парадигмы образования, появляются в крупнейших «старых» школах. Причины понятны: такие маневры требуют значительных кадровых и материальных ресурсов, разветвленной кафедральной структуры и возможностей ее обновления, создания комплекса учебно-методической документации и т. д. Вновь образованные… Читать ещё >

Университетская система подготовки журналистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отрывки из книги Л. Г. Свитич «Профессия: журналист»

Многоуровневая система подготовки переподготовки газетных работников, идеологических кадров для печати существовала до самой войны, до 1941 г. Только Московский КИЖ был закрыт в 1938 г. по причинам, не выясненным до конца. В конце войны подготовка военных журналистов велась на специальных курсах.

Но уже в годы Великой Отечественной войны началось формирование университетской системы подготовки журналистских кадров. В 1941 г. институт журналистики в Свердловске вошел на правах факультета в состав Уральского государственного университета. В 1944 г. факультет журналистики создан в Белорусском университете, в 1946 г. открылось отделение журналистики в Ленинградском, в 1947;м — в Московском университете.

В 40-е годы на филологических факультетах появились отделения и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, Казахском, Киевском, Львовском, Ташкентском и Харьковском университетах, там, где и прежде была налажена институтская система подготовки журналистов. Одновременно появляются соответствующие отделения в составе партшкол.

Почему же после войны не возобновилась прежняя институтская система журналистского образования? Почему стала развиваться и затем преобладать университетская? На этот вопрос нет однозначного ответа. Первое, что очевидно, — идеологическая подготовка в ущерб профессиональной, которая практиковалась в 30-е годы, не способствовала профессиональному качественному росту работников печати. Требовалось более фундаментальное образование. Глубокую и широкую гуманитарную подготовку давали именно университеты.

Создание отделений журналистики на базе филологических факультетов во многом определило то, что в первые годы их существования основу учебных планов составляли традиционные филологические дисциплины.

К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах, журналистов для радио и телевидения. Вышли первые учебники и учебные пособия по теле-, радиожурналистике.

Весьма заметной вехой в журналистском образовании стал 1972 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В ходе его реализации в 1973 г. Минвуз утвердил новый типовой учебный план по специальности «Журналистика».

Новый этап в развитии журналистского образования связан с выходом в январе 1975 г. постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров». После постановления ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1930 г. «О кадрах газетных работников» это первое за столь долгий период партийное постановление, специально посвященное проблемам журналистского образования.

В результате в новый типовой учебный план были внесены существенные изменения. Появились курсы «Введение в журналистику», «Критика теории и практики буржуазной журналистики», «Научные основы пропаганды и методы идеологической работы», «Партийное и советское строительство». Усиливалась экономическая подготовка студентов. Она стала более фундаментальной. Лекции по экономике отдельных отраслей народного хозяйства были заменены двумя курсами: «Основы экономики» и «Научные основы управления и планирования народного хозяйства». Впервые в типовой учебный план были введены дисциплины «Социальная психология» и «Методика конкретно-социологических исследований и печать», которые до этого уже были в учебном плане МГУ.

Постановление «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров» открывало новые возможности и в плане расширения форм подготовки журналистов. В нем предусматривалось открытие специального отделения для работников редакций, специалистов разных областей народного хозяйства, имеющих высшее образование и проявивших литературные способности, со сроком обучения по дневной форме до 2 и по вечерней до 3 лет. Такие отделения открылись также в 1976 г. на факультетах журналистики МГУ, ЛГУ и УрГУ. В эти же вузы стали переводить студентов из университетов национальных республик, тех, которые проучились три курса на филфаке на родном языке.

На факультетах журналистики были расширены подготовительные отделения для рабочей и сельской молодежи. От 30 до 50% общего состава принимаемых на факультеты формировалось за счет «рабфака». И хотя это было главным образом связано с кадровой политикой партии, строго следившей за социальными характеристиками обучающихся, такие отделения действительно помогали рабочей и сельской молодежи, демобилизовавшимся из армии компенсировать недостатки в знаниях и поступить в университет.

С 1976—1977 учебного года введен творческий конкурс для абитуриентов факультетов журналистики.

В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической подготовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство», развивались формы индивидуальной работы студентов. Совершенствовалась система учебной и производственной практики, для ее проведения сложилась система базовых редакций, были разработаны четкие программы практики, дневники и формы отзыва редакции о ее прохождении.

В учебных планах появился новый курс «Технология журналистского творчества», в рамках которого велось обучение методам журналистской работы. Стали активно использоваться новые методики, действенные формы обучения, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, упражнений и т. д.

На всех этапах в учебном процессе участвовали журналисты-практики, высококвалифицированные специалисты. Их привлекали к проведению творческого конкурса, чтению лекций, ведению спецсеминаров, организации творческих мастерских, руководству курсовыми и дипломными работами, производственной практикой. Стали заключаться договоры о творческом сотрудничестве редакций и факультетов журналистики.

В 1982 г. приняты новые типовые и индивидуальные учебные планы, в которые входил фундаментальный теоретический курс «Основы журналистики».

Очередная рубежная дата — начало перестройки. Подготовка журналистов велась к этому времени в 23 университетах страны, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, Московском институте международных отношений (МГИМО), Университете дружбы народов им. П. Лумумбы, Московском и Украинском полиграфических институтах, Военнополитической академии им. В. И. Ленина и Львовском высшем военно-политическом училище.

Девяностые годы у всех на памяти. В эти годы Россия переживает самые сложные и переломные моменты. Изменилась система государственного устройства. Трансформировалась система средств массовой информации. Отменена цензура. Пресса стала более свободной, хотя определенные формы зависимости остались и появились новые.

Многократно увеличилось число изданий и программ. Расширилась тематика и специализация изданий. Оживилась репортерская и расследовательская журналистика. Пресса стала на коммерческие рельсы. Появились многочисленные специализированные рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Газеты и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко увеличилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребованы новые профессии: рекламиста и газетного менеджера, продюсера, компьютерного дизайнера, а также журналисты разных специализаций, в том числе для сетевых СМИ".

СвитичЛ. Г. Профессия: журналист. М., 2003. С. 122—128

Университетское образование в большей степени, чем другие формы непрерывного журналистского образования, было исследовано представителями разных научных школ. Но выводы, к которым они пришли, практически совпадают. И это обнадеживает.

В завтрашний день с хорошим грузом прошлого Сегодня многое было бы по крайней мере спорным в журналистском образовании, если бы наука не располагала столь серьезными исследованиями в области журналистской подготовки кадров.

Сегодня оно характеризуется новыми программами и курсами, современными подходами к образованию. К ряду обобщающих наблюдений можно отнести следующие.

«Во-первых, стало бы ясно, что самые масштабные нововведения, на уровне качественных изменений парадигмы образования, появляются в крупнейших «старых» школах. Причины понятны: такие маневры требуют значительных кадровых и материальных ресурсов, разветвленной кафедральной структуры и возможностей ее обновления, создания комплекса учебно-методической документации и т. д. Вновь образованные факультеты и отделения с их небольшими штатами, перегрузкой преподавателей и зачастую недостатком методического опыта к решению таких стратегических задач приспособлены меньше. Им приходится идти вслед за лидерами (иногда не хватает сотрудников для обеспечения стандартного учебного плана, так что не до стратегических новаций).

Во-вторых, областные и национальные университеты активнее, чем столичные, занимаются изучением своей местной прессы — ив историческом, и в актуально-практических аспектах. Здесь уместно вспомнить о систематических исследованиях и поставленных на их основе учебных курсах во Владикавказе, Казани, Саранске, Уфе, Якутске и т. д. Знаменательно, что в Воронеже родилась инициатива создания Академии региональной прессы. Несколько схематизируя, назовем столичные вузы более теоретичными и космополитичными, тогда как региональные — более практичными и патриотичными.

В-третьих, оптимальное сочетание общеуниверситетской, теоретико-профессиональной и профессионально-практической подготовки легче достигается в крупных, «старых» учебных заведениях. Во вновь создаваемых малых школах местные гуманитарные факультеты, как правило, достаточно уверенно обеспечивают свои разделы учебного плана (филология, история, философия и т. д.), а опытные журналисты обычно без особых затруднений справляются с ведением профессионально-практических занятий. Самой уязвимой их стороной является недостаток кадров для ведения относительно узких, в том числе пограничных дисциплин, требующих от преподавателей углубленной специализации: социология журналистики и экономика журналистики, психология журналистики и история зарубежной журналистики, правовые основы журналистики и др. Заведующие кафедрами вынуждены приглашать лекторов из других городов и университетов, что, конечно, нарушает планомерность работы и снижает ее эффективность. Не случайно, между прочим, кое-где организуются филиалы крупных факультетов вместо создания самостоятельных учебных подразделений"[1].

Как видим, университетское журналистское образование, являясь подсистемой непрерывного журналистского образования, представляет многоуровневую и разветвленную систему. Она неоднородна и находится в постоянном развитии. Исходной точкой этого движения является история становления высшего журналистского образования со всеми его трудностями и противоречиями.

Именно общее историческое прошлое и сформировавшиеся в ходе развития этой формы обучения традиции позволяют говорить о едином, в общих чертах, подходе к содержанию и направленности подготовки кадров. Это закреплено государственными стандартами, следовательно, это стало узаконенной государственной нормой.

Но находясь в заданных параметрах, вузы ищут собственные решения теоретических и организационно-методических вопросов и предлагают свои авторские подходы к освоению журналистской действительности. Однако практика показывает, что далеко не все из них способны обеспечить университетское качество подготовки. Поэтому представляется более целесообразным развивать крупные образовательные центры, расширять сеть учебных заведений. Очевидно, крупным образовательным центрам проще соответствовать мировым стандартам. Сотрудничество с зарубежными вузами позволяет им быть конкурентоспособными. Студенты российских университетов слушают лекции специалистов из стран Америки и Западной Европы.

Рабочие контакты, постоянное общение с иностранными партнерами позволяют выходить на другой уровень международной деятельности. Поэтому все чаще стали проводиться совместные с зарубежными коллегами исследования, научные конференции, выпуски учебной литературы и монографий.

Это существенный фактор, способствующий развитию университетского образования, которое постепенно не только укрепляет свои позиции, но и принципиально меняется. Так, уже вполне реальной стала трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (еще 1—2 года). Специалистами разработаны государственные стандарты по всем трем ступеням журналистов. Это дало вузам возможность для приема в магистратуру специалистов с другим типом высшего образования. Сделало более гибкой саму систему обучения.

На сегодняшний день существуют обе модели подготовки кадров: двухступенчатая и пятилетняя. Некоторые вузы уже перешли на новую систему обучения журналистов и видят в ней для себя хорошую перспективу. Другие сохраняют традиционную форму обучения, и таких факультетов на данный момент большинство. Они мотивируют свой выбор следованием традициям отечественной высшей школы и неплохими результатами, которые все эти годы данная форма обеспечивала.

Так, профессиональная школа журналистики постоянно подтверждает свою многоступенчатость. В журналистику сегодня приходят, как правило, выпускники любых вузов. Человек с высшим образованием может иметь диплом специалиста, бакалавра или магистра. Он также может иметь диплом о высшем образовании другого профиля, но этом желательно было бы, если бы он прошел профессиональную переподготовку по журналистике.

Еще одной важной ступенью университетского образования является система подготовки специалистов высшей научной квалификации по журналистике, готовящая кандидатов и докторов филологических наук. Именно поэтому в развитии профессионального образования приоритеты отдаются старым школам. Это оправдано еще и по той причине, что именно им по силам заниматься целенаправленной разработкой педагогики журналистики, которая сегодня как никогда востребована. Эта субдисциплина, по определению С. Г. Корконосенко, находится на стыке теории журналистики, педагогики и психологии[2].

Все это вместе взятое делает университетское журналистское образование определяющей структурной единицей системы непрерывного образования, но далеко не единственной.

  • [1] Корконосенко С. Г. Указ. соч. СПб., 2004. С. 22—23.
  • [2] См.: Корконосенко С. Г. Указ. соч. СПб., 2004. С. 22—23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой