Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные СМИ в системе массовых спортивных коммуникаций: предметно-тематические и структурные особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение массовой спортивной коммуникации в условиях партийно-советской системы проведено в работе А. В. Седова «Массовая о коммуникация в советской физической культуре», но нами исследуются спортивные коммуникации постсоветского периода, имеющие существенные отличия, а наш аспект анализа — региональный. крамовский И. Н. Эффективность физического воспитания студентов в зависимости от системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Системность и целостность массовых спортивных коммуникаций
    • 1. 1. Массовые спортивные коммуникации: методологические предпосылки исследования
    • 1. 2. Субъектная модель массовых спортивных коммуникаций
  • Глава 2. Печатные и электронные СМИ в спортивных коммуникациях региона: структурные характеристики
    • 2. 1. Периодика как фактор спортивных коммуникаций
    • 2. 2. Электронные СМИ региона и спорт
  • Глава 3. Предметно-тематическая направленность материалов о спорте в региональных СМИ
    • 3. 1. Спорт как сфера развития общества в тематике СМИ региона
    • 3. 2. Виды спорта в тематической структуре региональных СМИ
    • 3. 3. Содержательный анализ спортивной информации в региональных СМИ

Региональные СМИ в системе массовых спортивных коммуникаций: предметно-тематические и структурные особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Как отмечается в Федеральной целевой программе Правительства РФ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы», в 1990 гг. были существенно ослаблены социальная стабильность, физическая активность граждан, состояние их здоровья, стало менее массовым их участие в занятиях физической культурой и спортом. Это не могло не сказаться на жизнеспособности и духовной силе нации, на ее военной и политической мощи1. В соответствии с целевой программой, в России намечено развитие системы спортивной деятельности, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Ставится задача сформировать целостную систему физического воспитания, охватывающую широкие круги молодежи. Предполагается обеспечить публичность, открытость спортивной деятельности, активно используя.

СМИ, организовать эффективную пропаганду физической культуры и спорта, включающую продвижение ценностей здорового образа жизни, широкое освещение соревнований в СМИ, в том числе в сети Интернета, 2 развитие социальной рекламы о спорте .

Возрастание роли массовой спортивной коммуникации в современном обществе обусловлено тем, что сегодня спорт занимает одно из ведущих мест в общественной системе, представляет собой, как отмечается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом в 2007 году, сферу социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившуюся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к.

1 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы». — М., 2006. — С .6.

2 См. там же. — С. 9. ним1. В рамках спортивной сферы осуществляются процессы физического, интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и самосовершенствования личности. Эта сфера — фактор национального сплочения, широкого общения между народами, укрепления международного сотрудничества.

Вместе с тем система массовых спортивных коммуникаций, складывающаяся в нашей стране в постсоветский период, развивается неадекватно общественным потребностям, что особенно заметно в регионах, и нуждается в повышении уровня ее организованности в соответствии с запросами общества. Спортивные массовые коммуникации призваны в полной мере обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами спортивной деятельности в процессе реализации федеральной целевой программы развития спорта, охватывающей целое десятилетие.

Научные исследования массовых спортивных коммуникаций призваны выявить наиболее продуктивные модели средств массовой информации, которые обеспечивали бы открытость, публичность спортивной деятельности в центре и на местах, эффективность процессов популяризации спорта, пропаганды его ценностей. Особенно актуальными являются исследования региональных массовых спортивных коммуникаций, которые в первую очередь предстоит преобразовывать в соответствии с требованиями целевой программы развития физической культуры и спорта в нашей стране.

Степень научной разработки темы. Диссертационных исследований, изучающих проблемы региональных массовых спортивных коммуникаций как целостного образования, нами не обнаружено. В советский и постсоветский периоды был подготовлен ряд научных работ,.

1 См.: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. — 2007. — 8 дек. посвященных пропаганде физической культуры и спорта, где лишь частично затрагивались вопросы коммуникативного взаимодействия в региональном спортивном пространстве1. На факультете журналистики МГУ были защищены кандидатские диссертации: по истории отечественной прессы С. И. Орлова «Зарождение и становление советской спортивной журналистики» (1974) — по проблемам олимпийского спорта С. Н. Кузьменко «Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации» (1997) — по характеру становления и реорганизации постсоветских общероссийских спортивных газет В. В. Баранова «Спортивная печать Российской Федерации» (2001) — по типологии специализированных общероссийских изданий Е. А. Слюсаренко «Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики» (2003). Однако в этих исследованиях региональные массовые спортивные коммуникации не были предметом специального рассмотрения.

Изучение массовой спортивной коммуникации в условиях партийно-советской системы проведено в работе А. В. Седова «Массовая о коммуникация в советской физической культуре», но нами исследуются спортивные коммуникации постсоветского периода, имеющие существенные отличия, а наш аспект анализа — региональный. крамовский И. Н. Эффективность физического воспитания студентов в зависимости от системы пропаганды. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1990; Веселов В. Ф. Социально-педагогические аспекты повышения эффективности пропаганды физической культуры и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук в форме науч. докл. -М., 1991; Виноградов П. А. Исследование функционирования местных средств массовой коммуникации по пропаганде физической культуры и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1974; Оганесян А. В. Роль средств массовой информации в пропаганде физической культуры, комплексаГТО и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1979; Долгополова Е. Ф. Социально-педагогические аспекты пропаганды физической культуры и спорта в период построения социализма: (На материалах газеты «Комсомольская правда»). — Малаховка, 1987; Родиченко B.C. Научно-техническая революция и спортивная практика. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1970; Шишигин М. В. Пропаганда физической культуры и спорта — функция управления физкультурным движением. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1973.

Седов А. В. Массовая коммуникация в советской физической культуре. Автореф. дисс.. докт. пед. наук в форме науч. докл. -М., 1985.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы Н. Винера, Ч. Кули, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Мертона, Ю. Хабермаса, У. Уивера, К. Шеннона, а также публикации В. М. Березина, Л. М. Земляновой, Г. Г. Почепцова, Ю. В. Рождественского, Ф. И. Шаркова и других авторов.

При изучении массовой спортивной коммуникации уместным представляется обращение к опыту тех зарубежных стран, где эта сфера наиболее развита. Диссертанту помогли работы, изучающие взаимодействие между спортом и СМИ, следующих авторов: P. Weiss, Н. Edwards, Н. Seifart, М. Novak, G. Whannel, С. Ficsher.1.

В диссертации использованы работы в области системного исследования, типологии СМИ Р. А. Борецкого, Е. Л. Вартановой, Р. С. Гиляревского, В. М. Горохова, С. М. Гуревича, Б. И. Есина, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, А. Г. Качкаевой, Г. В. Кузнецова, И. В. Кузнецова, Э. А. Лазаревич, А. Г. Менделеева, Р. П. Овсепяна, В. Д. Попова, Е. П. Прохорова, А. А. Тертычного, В. В. Тулупова, М. В. Шкондина.

Методы исследования включают системный подход, структурно-функциональный анализ, контент-анализ, сравнительный и типологический анализ. Автором диссертации был проведен контент-анализ материалов о спорте и физической культуре в региональных изданиях «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Красное знамя» (Томск), «Красноярский рабочий», «Навигатор» (Новосибирск), «Томские новости», «Вечерний Красноярск», а также в программах телевидения и радио Томска, Новосибирска, Красноярска.

Объектом данного исследования являются публикации областных, краевых, городских газет и журналов, региональные телеи радиопередачи, тексты интернет-СМИ на темы спорта.

Weiss P. SportA Philosophic Inquiry, 1969; Edwards Н. The Sociology of Sport, 1973; Seifart H. Sport and economy: The commercialization of Olympic sport by the media, 1984; Novak M. The Joy of Sports, 1976; Whannel G. Fields in vision: Television sport and cultural transformation, 1992.

Предмет< исследования: региональные массовые: спортивные коммуникациикак фактор формиррвания открытости, публичностив сфере физической-культуры и спорта региона, приобщения кспортивной тематике широких слоев населения-. •.

Цель исследования состоит в изучении предметно-тематических и структурно-функциональных особенностеймассовых спортивных коммуникаций в^ регионе, характера взаимодействия СМИ и1 спорта, условий и факторов оптимизации этого взаимодействия. В’соответствишс этимв диссертации ставятся следующие-за дач и: .

• охарактеризовать современную/ модельмассовойспортивной, коммуникации^ врегионе, ее целостность, функционально-целевые отличия;

• выявить типологическую структуру региональных СМИ—наиболее продуктивные типы региональных изданий, телерадиопрограмм, интернет-СМИ, информационных агентств, активно участвующих в спортивных коммуникациях региона;

• исследовать особенности материалов на спортивную тему в региональных СМИ, их тематические и стилевые особенности.

Эмпирическая база исследования. Было проанализировано 22 региональных (специализированных и неспециализированных) издания, 12 телевизионных программ и 9 радиопрограмм, 6 интернет-изданий-за 2003 — 2007 гг. В их числе региональные издания: «Хет-трик» (Томск), «Спортивная форма» (Красноярск), «Футболгхоккей» (Томск) — «Спортивнаягазета». (Омск) — «Томскшахматный», «Спорт-атака» (Новосибирск) — «Спортивныймеридиан» (Тюмень), «Мир спорта» (Тюмень) — «Спорт-арена» (Тюмень) — «Спорт-Регион» (Тюмень), «Спортивная, газета Кузбасса» (Кемерово), «Томская неделя" — „Томский вестник“, „Континент-Сибирь“, „Честное слово“, „АиФ“ — Красноярск», «МК» в Томске". Вэмпирическую1 базу вошли программы регионального телевидения «Наш большой футбол» (СТС-Открытое ТВ, Томск), «Мир спорта» («Звезда-Томск»), «Овертайм» (ГТРК «Кузбасс», Кемерово), «Сотвори себя» («ВТК» Барнаул), «Край-спорт» («Енисей», Красноярск), «Овертайм» (ГТРК «Иртыш», Омск), а также новости спорта в программах «Вести Плюс Томск» (ГТРК «Томск»), «АТФ-новости» (ГТРК «Томск»), специальные выпуски: «Вести-Спорт. Местное время» (ГТРК «Томск»), «Вести-Спорт. Местное время» (ГТРК «Красноярск») «Вести-Спорт. Местное время» (ГТРК «Новосибирск»).

Изучены программы радио: спортивные новости на радио «Сибирь», региональные выпуски «Европы Плюс», «Русского радио», «Ретро FM», радио «106,6», «Новое радио» (Новосибирск), «Авторадио-Красноярск» и передача «Стометровка» на «Авторадио-Новосибирск». Региональные интернет-СМИ: «ЯесШрск» (www.enisey-krasnoyarsk.ru) (Красноярск), Тюменское агентство спортивных новостей (http://asnta.ru/), «Наша Сибскана» http://www.ns-sport.ru/ (Иркутск), спортивный раздел в информационном портале «Томский обзор» (http://obzor.westsib.ru/), «Все о сахалинском спорте» (Южно-Сахалинск) sport.sopka.ru- «Дейта-спорт» (Хабаровск) sport.deita.ru.

Кроме того, были изучены официальные документы по вопросам физической культуры и спорта, в том числе различных федеральных, региональных спортивных организацийдокументы по средствам массовой информациирезультаты социологических исследованийстатистические сборникиматериалы научных и научно-практических конференций.

Научная новизна. В диссертации впервые исследованы особенности региональных массовых спортивных коммуникаций России в условиях становления информационного общества. Научная новизна работы заключается в следующем:

• выявлен характер целостности региональных массовых спортивных коммуникаций в информационном пространстве России;

• охарактеризованы модель современных спортивных массовых коммуникаций в регионе, ее структурно-функциональные особенности;

• в результате типологического анализа дана характеристика наиболее продуктивным типам региональных изданий, телерадиопрограмм, интернет-СМИ, информационных агентств, активно участвующим в спортивных коммуникациях региона;

• выявлены тематическая структура и стилевые особенности спортивных материалов в региональных СМИ;

• определен характер коммуникативных связей между субъектами спортивных массовых коммуникаций в регионе. Теоретическая и практическая значимость работы состоят в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о характере массовых спортивных коммуникаций в региональном информационном пространстве. Полученные знания могут быть использованы для организации функционирования СМИ в системе массовых спортивных коммуникаций региона. Данные, полученные диссертантом, могут быть полезны при проведении занятий со студентами факультетов и отделений журналистики вузов по курсу «Система средств массовой информации». Апробация диссертации.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова: «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития», «Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире», «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве», «Профессияжурналист: вызовы XXI века» (2007).

В Санкт-Петебургском университете были сделаны доклады на конференциях: «Средства массовой информации в современном мире» (2004), «Средства массовой информации в современном мире» (2005). Автор диссертации выступал на VII Международном научном конгрессе с докладом «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (2003).

В Томском государственном университете был сделан доклад на конференции «Журналистика в поисках моделей развития» (2005).

По теме исследования прочитаны лекции на факультете журналистики, факультете физической культуры и спорта Томского государственного университета, а также в Томском институте информационных технологий. Положения диссертации использовались автором в практической работе журналиста в томских изданиях «Хет-трик», «Наша команда», «Аукцион-Online», «Аргументы и фактыТомск» и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Массовая спортивная коммуникация — это информационное взаимодействие между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т. п.), основанное на производстве, распространении и потреблении массовой спортивной информации. Субъектный подход позволяет использовать дополнительные критерии в оценке характера целостности региональных массовых спортивных коммуникаций, имея в виду необходимость участия в них широкого круга профессиональных спортсменов, представителей любительского спорта, спортивной общественности и др. С этой точки зрения открытость, публичность спортивной деятельности в российских регионах нуждается в существенном совершенствовании.

2. Коммуникации между спортом и широкой спортивной общественностью регионов, а также внутри спортивного движения, осуществляемые посредством СМИ, пока не удовлетворяют информационные запросы региональной аудитории. В настоящее время в региональных средствах массовой информации недостаточно полно реализуются коммуникативные функции спорта, хотя палитра их расширяется, а сами они быстро актуализируются современной общественной практикой. Слабо вовлечены в массовый информационный процесс участники спортивного движения как авторы публикаций и как потребители массовой спортивной информации.

3. В содержании региональных СМИ нет полноты отражения актуальных проблем российского спорта, особенно на местном уровне. Медленно осваиваются современные коммуникативные стратегии и технологии.

4. Федеральная целевая программа Правительства РФ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» активно влияют на развитие спортивных коммуникаций в стране. Однако региональные СМИ способны достигнуть большего успеха в популяризации здорового образа жизни благодаря доступности, близости к своему читателю, слушателю, зрителю. Им под силу осуществить комплексный подход к данной проблеме с учетом социально-культурных особенностей отдельно взятого региона, привлечь к борьбе за здоровый образ жизни реальных и потенциальных любителей спорта, серьезно воздействовать на активизацию деятельности должностных лиц (руководителей спорткомитетов, представителей местной власти др.), способных разрешить ту или иную проблему, связанную с развитием массового спорта в отдельно взятой местности.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех главзаключения, списка используемой литературы, 11 приложений.

• ВЫВОДЫ.

Спортивная тема имеет актуальное значение в региональных СМИ. Информация о спорте достаточно разнообразна и охватывает все стороны спортивной жизни, начиная от общих представлений о спорте как об основе образа жизни, как о зрелище, как о бизнес-индустрии и заканчивая характеристикой видов спорта, личности современного спортсмена.

Положительной тенденцией является то, что наряду с привычными темами на страницах местной печати, в телерадиоэфире появляются новые, в том числе, раскрывающие экономические стороны спорта, способствующие перемене взглядов, на саму инфраструктуру спортивного мира и др. Региональным СМИ интересны спортивные события от местных до между народных.

В то же время такие важные темы, как детский спорт, спорт для пожилых людей, национальные виды спорта и некоторые другие, до сих поростаются не востребованными в должной мере. Совсем мало материалов. О’юных спортсменах (до 12 лет), хотя при раскрытии этой темы есть, возможность разъяснить аудитории, какое значение имеет физкультура и спорт на ранней стадииразвития человека. Отсутствие такой информации, на наш, взгляд, свидетельствует о недостаточной заботе о подрастающем поколении. Региональные СМИ пока не в полной мере выполняют задачу вовлечения каждого в занятия физической культурой.

В местных масс-медиа преобладает позитивная. информация о спорте, а критической совсем мало, несмотря на существование острых проблем в региональном спорте.

Сложилось «разделение труда» между печатными и электронными СМИ. Региональные печатные СМИ дают возможность читателям глубже осмыслить события спортивной жизни, проанализировать их, способствуя выработке собственной точки зрения на все происходящее в региональном и глобальном спорте. Местное телевидение и радио тяготеют больше к событийной информации, к фрагментации материала, показывают чаще внешнюю, наиболее зрелищную сторону спортивной жизни, нередко оставляя за кадром (эфиром) существующие проблемы и негатив. Поэтому до зрителя (слушателя) нередко доходит лишь частичная информация, не позволяющая порой адекватно оценивать то или иное спортивное событие.

Что касается тендерных характеристик и индивидуально-личностного подхода, то традиционно во всех СМИ героем материала становится мужчина. Это объясняется и объективными факторами (мужских видов спорта во много раз больше, чем женскихпреобладание героев-мужчин во всех профессиональных категориях, начиная от спортсменов-профессионалов и тренеров, заканчивая болельщиками) и субъективными (этому способствуют сами региональные журналисты, постоянно обращая внимание на «сильную половину человечества» и I оставляя в стороне информацию о «слабом поле»).

Чаще всего местная пресса уделяет внимание спортивным персонажам своего региона (выступающим на соревнованиях разного уровня — от городских (областных) до международных), тогда как о победах представителей других регионов местные журналисты предпочитают умалчивать. В раскрытии сведений о представителях спорта других регионов местному спортивному журналисту необходимо проявлять толерантное отношение к спортсменам других регионов, которые занимают призовые места.

Сравнительно новыми персонажами в спортивных материалах являются представители государственных структур и владельцы команд (клубов). Информация о представителях государственных структур четко отражает отношение местной власти к спорту и степень ее заинтересованности в его развитии, а данные о владельцах команд открывают перед аудиторией СМИ страницу новых экономических отношений в спорте.

В то же время во всех масс-медиа пока еще мало сведений о руководстве команд (клубов) и о спортивных арбитрах. Информация о. руководстве клубов считается коммерческой тайной, а о работе судей в местных СМИ просто стараются умалчивать. Сегодня эта проблема приобретает все большую злободневность.

Незаслуженно «забыт» местными масс-медиа технический персонал, который во многом обеспечивает качественное выступление спортсменов на соревнованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Массовая спортивная коммуникация — это информационное взаимодействие между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т. п.), основанное на производстве, распространении и потреблении спортивной массовой информации. В то же время она выступает как система, построенная на совокупности коммуникативных отношений субъектов, непосредственно связанных со спортивной инфраструктурой. При этом отношения могут касаться не только сферы спорта и СМИ, но и других сфер общественной жизни — экономической, социально-политической, культурной.

Субъектный подход позволяет использовать дополнительные критерии в оценке характера целостности региональных массовых спортивных коммуникаций, имея в виду необходимость участия в них широкого круга профессиональных спортсменов, представителей любительского спорта, спортивной общественности и др. С этой точки зрения, степень открытости, публичности спортивной деятельности в российских регионах не отвечает в полной мере потребностям развития общества. Коммуникации между спортом и широкой спортивной общественностью регионов, а также внутри спортивного движения, осуществляемые посредством СМИ, пока не удовлетворяют информационные запросы региональной аудитории. В настоящее время в региональных средствах массовой информации недостаточно полно реализуются коммуникативные функции спорта, хотя палитра их расширяется, а сами они быстро актуализируются современной общественной практикой.

Слабо вовлечены в массовый информационный процесс участники спортивного движения как авторы публикаций и как потребители массовой спортивной информации. В содержании региональных СМИ нет полноты отражения актуальных проблем российского спорта, особенно на местном уровне. Медленно осваиваются современные коммуникативные стратегии и технологии.

Федеральная целевая программа Правительства РФ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающие правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, стали активным фактором развития спортивных коммуникаций в стране. В рамках Федеральной программы по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации фактически во всех регионах разработаны собственные проекты, где для реализации информационной политики по этому вопросу важная роль отведена местным СМИ.

Региональные СМИ способны достигнуть большего успеха в популяризации здорового образа жизни благодаря доступности, близости к своему читателю, слушателю, зрителю. Тем самым им под силу осуществить комплексный подход к данной проблеме с учетом социально-культурных особенностей отдельно взятого региона. Сама пропаганда здорового образа жизни благоприятно сказывается на массовой популяризации спорта в конкретном регионе. Речь идет не о глобальных проектах, а о том, чтобы использовать все имеющиеся возможности на местах для развития базы спорта, а также помогать аудитории всеми доступными средствами сохранить и укреплять свое здоровье.

Модель взаимодействия субъектов спортивных коммуникаций в условиях региона пока остается в большой степени идеальной моделью общения, структурно-функциональные характеристики которой еще предстоит внедрить в реальную практику, в соответствующие формы и методы деятельности средств массовой информации, освещающих тему спорта. Несмотря на складывающуюся не в лучшую сторону ситуацию, сегодня на региональном рынке существует достаточно спортивных изданий, теле-, радиопрограмм, удовлетворяющих запросы соответствующей аудитории. Роль региональных масс-медиа в организации общественного мнения и привлечении внимания аудитории к спортивной теме весьма значительна.

Характеризуя роль различных региональных средств массовой информации в спортивных коммуникациях, следует отметить активное использование ими тех качеств, которые им присущи.

Региональная периодическая печать является неотъемлемой частью российской системы средств массовой информации и занимает особое место в массовых спортивных коммуникациях, что отражается в наборе ее характеристик: создание целостной картины спортивной жизни региона на основе накапливаемой региональной общностью потенциальной информациианализ основных ее проблем и тенденцийудовлетворение на этой основе всей совокупности потребностей регионального читателя познавательного, образовательного, ценностно-ориентационного, организационно-управленческого характера, связанных со сферой физической культуры и спорта, в том числе узкоспециализированной аудиторииширокая публикация материалов внештатных авторов: спортсменов, тренеров, болельщиков, других представителей спортивной общественностизначительный объем фотоматериалов, не только отражающих самые яркие моменты спортивных событий, но и способствующих привлечению к спортивной прессе (особенно к журнальной) новых читателей за счет публикаций постеров знаменитых спортсменов и известных команд.

Электронные СМИ в массовых спортивных коммуникациях региона (радио, телевидение, Интернет-СМИ) обладают набором собственных характеристик, функциональных особенностей. В системе региональных масс-медиа радио продолжает оставаться самым массовым и широкодоступным средством информирования различных слоев населения. Отсутствие специализированных спортивных радиостанций компенсируется большим количеством спортивных радиопрограмм, которые способны познакомить радиослушателя как с краткой, так и с более подробной информаций из мира спорта, с представлением анализа, оценки актуальных спортивных событий, историко-значимых явлений, с соответствующей интерпретацией фактов. Существующая структура местного радиорынка имеет значительный потенциал в решении актуальных задач по организации и координации спортивной деятельности на региональном уровне. Все имеющиеся предпосылки позволяют сформировать в недалеком будущем продуктивную модель собственной (спортивной) радиокомпании в масштабах одного региона.

Телевидение, являясь в настоящее время наиболее массовым СМИ, выступает одним из организующих и стабилизирующих факторов в развитии спортивной массовой коммуникации на региональном уровне. Современная система регионального телевидения обладает всеми необходимыми качествами, обусловливающими ее полноценное функционирование. Ей присуща многоканальность: в одном регионе могут одновременно работать от трех до десяти-двенадцати местных каналов. Техническая база способна создавать качественный, конкурентоспособный продукт, используя такие технические приемы, как замедленная съемкастоп-кадрповтор кадраобщий, средний и крупный планбегущая строкаанимационная инфографика и т. д. В соответствии с существующими телевизионными формами спортивная информация в регионах представлена в разных вариантах: в виде короткого двух-пятиминутного обзора в выпусках новостей, специализированного информационного выпуска, информационно-аналитических программ, многочасовых трансляций крупных состязаний.

Тем не менее, спорт, занимая устойчивое положение на современном региональном телевизионном рынке, все еще остается недостаточно «раскрученной» темой. Местным телеканалам необходимо пересмотреть свою политику по отношению к нему и выработать такие концепции, которые делали бы спорт приоритетным тематическим направлением. В областях, где нет телепрограмм о спорте, может быть объединение нескольких телекомпаний с местными департаментами по спорту для создания совместного проекта о спортивной жизни всей межрегиональной общности. Для лучшей координации работы над проектом желательны спонсорская помощь и инвестиции не только областных (краевых) департаментов физкультуры и спорта, но и со стороны представительств Президента РФ в округах.

В регионах активно развиваются сетевые СМИ, успешно осваивающие в том числе и проблематику спорта. К основным группам сайтов относятся сайты, в которых отражены: деятельность спортивных организацийособенности того или иного вида спортаотдельные спортивные соревнованияа также персональные странички спортсменовстранички болельщиков. Значительную группу составляют сайты, непосредственно связанные со спортивной интернет-журналистикой. К ним относятся: спортивные порталыспортивные интернет-СМИспортивные рубрики в неспециализированных интернет-изданиях, спортивные разделы на сайтах радиостанций, телекомпанийонлайн-версии спортивных ТВ-каналовспортивное интернет-радио и интернет-телевидениеонлайн-трансляции спортивных состязанийспортивные информационные интернет-агентства.

Бурно развивается спортивное Интернет-радио, которое функционирует не только на федеральном, но и на региональном уровне. Интернет-телевидение ограничивается пока трансляцией спортивных соревнований в режиме online, однако в скором будущем может выйти на создание собственных программ.

Онлайн-трансляции спортивных состязаний — один из самых популярных видов спортивной информации в Интернете, дающий возможность аудитории проследить за спортивным соревнованием в режиме реального времени. К ним относятся текстовые, которые составляют 85−90% от всех видов онлайн-трансляций. Чаще всего они встречаются на сайтах спортивных команд, клубов, спортивных букмекерских контор. Среди аудиотрансляций выделяются: собственные спортивные интернет-трансляции и трансляции (прямые включения) спортивных соревнований на традиционных радиостанциях, имеющих вещание в Интернете. Существуют разновидности видеотрансляций: 1. фрагментарные (в основном архивированные), представляющие яркие и кульминационные фрагменты соревнований- 2. прямые и архивированные в Интернете телетрансляции спортивных соревнований. К сожалению, собственные онлайн-трансляции, достаточно быстро развивающиеся за рубежом, в России до сих пор не представлены.

Развиваются также сайты спортивных информационных агентств. На их страницах можно увидеть ежедневную ленту новостей российского спорта, новости спортивных федераций и союзов, анонсы и отчеты пресс-конференций, репортажи о спортивных событиях, проходящих в Москве и регионах России, интервью и комментарии специалистов, фоторепортажи.

Если говорить в целом о региональных информационных агентствах в области массовых спортивных коммуникаций, то этот вид масс-медиа в настоящее время, так же как и региональные спортивные СМИ в Интернете, находится на стадии становления. Очевидно, что данное направление достаточно перспективно, прогрессивно и позволяет информационным агентствам постоянно переходить на новые уровни в создании, представлении и распространении качественной спортивной информации в регионах. Стремительно развивающиеся в регионах Интернет (как сетевое СМИ) и информационные агентства способствуют развитию и поддержке динамического, устойчивого состояния информационной среды в системе массовых спортивных коммуникаций.

Изъяны в отражении спортивной темы различными региональными СМИ имеют место. Региональные печатные СМИ пока недостаточно оперативны, в том числе из-за проблем невысокой периодичности. Вместе с тем они дают возможность читателям глубже осмыслить события спортивной жизни, проанализировать их, тем самым способствуют выработке собственной точки зрения на происходящее в физической культуре и спорте. Телевидение и радио в регионах пока тяготеют больше к информированию, фрагментации материала, показывают чаще внешнюю, наиболее зрелищную сторону спортивной жизни, нередко оставляя за кадром существующие проблемы и негатив. Поэтому до зрителя (слушателя) чаще всего доходит частичная информация, не позволяющая достаточно продуктивно оценить спортивное событие.

Информация о спорте в региональных СМИ достаточно разнообразна и охватывает все стороны спортивной жизни, начиная от общих представлений о спорте как об основе образа жизни, как о зрелище, как о бизнес-индустрии и заканчивая характеристикой видов спорта и субъектов спортивной деятельности.

Положительной тенденцией является то, что наряду с привычными темами на страницах местной печати, в телерадиоэфире появляются новые, в том числе, раскрывающие экономические стороны спорта, способствующие перемене взглядов на саму инфраструктуру спортивного мира и др. Региональным СМИ интересны спортивные события от местных до международных.

В то же время такие важные темы, как детский спорт, спорт для пожилых людей, национальные виды спорта и некоторые другие, до сих пор остаются не востребованными в должной мере.

Сравнительно новыми персонажами в спортивных материалах являются представители государственных структур и владельцы команд (клубов). Информация о представителях государственных структур четко отражает отношение местной власти к спорту и степень ее заинтересованности в его развитии, а данные о владельцах команд открывают перед аудиторией СМИ страницу новых экономических отношений в спорте.

В то же время во всех масс-медиа пока еще мало сведений о руководстве команд (клубов) и о спортивных арбитрах. Информация о руководстве клубов считается коммерческой тайной, а о работе судей в местных СМИ просто стараются умалчивать. Сегодня эта проблема приобретает все большую злободневность.

Незаслуженно «забыт» местными масс-медиа технический персонал, который во многом обеспечивает качественное выступление спортсменов на соревнованиях.

В местных масс-медиапреобладает позитивная информация о спорте, а критической совсем мало, несмотря на существование острых проблем в региональном спорте, к которым относятся, например, нехватка качественных спортивных площадок для занятия массовым спортом, организация и предоставление приемлемых условий для развития всех видов спорта, существующих в регионе и др.

Еще одним немаловажным фактором для спортивного издания является полиграфическое оформление, включающее в себя: дизайнформатналичие фотографий, постеровпривлекательную обложкуиспользование определенного типа бумаги (в частности плотной глянцевой, если это журнал), и других сопутствующих элементов (календарей, наклеек с символикой команды, клуба, спортсменов). Сегодня во многих регионах страны, в крупных городах имеются все условия для создания качественной печатной продукции, причем, не только спортивных газет и еженедельников, но и журналов. Если все же «местное» качество по тем или иным причинам (чаще всего финансовым) не устраивает, то руководство изданий нередко пользуется услугами соседних областей.

В большинстве региональных телекомпаниий имеется собственная техническая база для производства программ определенной сложности. В нее входит автономная студия со всем необходимым световым оборудованием и телевизионной техникой (2−3 камерами), телесуфлерами, использование хромокея, современных технологий наложения титров, логотипов, .интерактивного голосования, бегущих строк, современное оснащение эфирной аппаратной, использование линейного и нелинейного монтажа, компьютерной графики и т. д. Это позволяет оригинально и ярко оформлять спортивные программы, выпуски спортивных новостей, трансляции с соревнований, а также предоставляет широкие возможности для производства высокохудожественной эфирной продукции.

За последние пять лет степень развития российского Интернета значительно возросла как на федеральном, так и на региональном уровне. Это заметно даже на таком специфическом примере, как окончательно оформившаяся тенденция собственного наименования некоторых региональных частей российского Интернета (по аналогии со всем российским Интернетом, который часто называют Рунетом): Новосибирский Интернет — Новонет, брянский Интернет — Брянет, томский Интернет — Тонет, приморский Интернет — Примнет, иркутский Интернет — Ирнет, красноярский Интернет — Краснет. В регионах уже достаточно крупных ресурсов, в том числе и спортивных. Их число в пределах одного крупного города может колебаться от одного — двух до десяти. Наиболее активными являются региональные порталы, где можно найти полную информацию не только местных спортивных событий, но федеральных, а также мировых. Основная цель таких проектовобеспечить аудиторию всей необходимой информацией (начиная от статистических данных и новостных сообщений и заканчивая аналитическими публикациями).

В региональных СМИ активно используются при подготовке спортивных материалов современные журналистские технологии, особенности публицистического стиля. В большей степени это характерно для электронных СМИ, прежде всего для радиожурналистики.

Сегодня на региональном радио выделяют четыре ведущих типа.

167. спортивных программ: информационныеинформационно-аналитическиеаналитическиеспортивные трансляции.

Информационные передачи являются. основным программным продуктом в регионах. Они имеют свое постоянное место в сетке вещания и бывают двух видов. Первый вид, — спортивные новости, которые, в свою очередь, могут входить в общий блок новостей или составлять отдельный выпуск. Обычно такой выпуск включает в себя хронику местных спортивных событий, а: в дополнение — российскую и зарубежную информацию по различнымвидам спорта., Сам блок спортивных, новостейкак правилосостоит из нескольких (трех-шести) коротких информационных сюжетов, — рассчитанных максимум на три-четыре минуты, и очень-редко больше.

В настоящее время для многих радиостанций, стало престижным делать специальные спортивные выпуски новостей. Необходимо отметить, что кроме привычных радиостанций, имеющих информационное или информационно-музыкальное вещание, спортивные новости стали появляться на радиостанциях иного профиля. Кроме того, в настоящее время в региональном радиоэфире часто используют так называемые программы-«сидикейшн» (новости спорта и другие программы, создаваемые промоушен-организациями и медиагруппами, не имеющими собственного выхода в эфир).

Другим видом спортивных информационных программ в регионах являются обзорные программы, представляющие собой обзоры спортивных событий в целом или по тому или иному виду спорта за прошедший день (реже за неделю). Их продолжительность 5−10 минут. Из-за того, что их производство не требует особых затрат, они довольно часто встречаются на региональных радиостанциях.

Востребованным видом спортивных программ^ существующим на современном радио, являются информационно-аналитические, которые представляют собой комбинированные передачи, состоящие из нескольких жанров, к примеру, новости и беседа. К этому же виду программ относятся спортивные каналы, получившие распространение в последнее время на региональном радио. Их содержание представляет собой обзор спортивных событий дня, актуальные интервью со спортсменами, тренерами, комментарии специалистов.

Активным видом программ на радио, раскрывающих тему спорта, являются спортивные трансляции. Причиной отсутствия прямых трансляций спортивных состязаний по радио часто является то, что в регионах порой не хватает соответствующего технического оборудования и опытных радиокомментаторов.

Большие возможности открывает интернет-вещание, на которое уже перешли многие региональные радиостанции. Первым таким интернет-проектом в России стало Rambler-Аудио (http://audio.rambler.ru/), которое позволяет прослушивать в режиме реального времени прямые трансляции с места события. Для регионов положительным фактом является то, что комментаторами в большинстве случаях, если соревнования проводятся не в Москве, являются местные спортивные журналисты.

Наряду с традиционной формой подачи спортивных новостей, в настоящее время на местном телевидении популярны ежедневные или еженедельные специализированные выпуски спорта. Существенное значение в региональной тележурналистике имеют и спортивные передачи. Их главная цель — анализ, осмысление процессов, событий, проблем, происходящих в спортивной жизни. Если на центральных каналах, особенно на специализированных (НТВ-Спорт, 7ТВ, «Спорт») достаточно программ о спорте, сделанных в самых разнообразных жанрах — информационных, информационно-аналитических, развлекательных, игровых и т. д., то в регионах их до сих пор очень мало, в лучшем случае — одна еженедельная информационно-аналитическая программа на всю область. Это происходит чаще всего по экономическим причинам.

Областные (краевые или республиканские) администрации, в чьем ведомстве находятся департаменты по спорту, редко оказывают финансовую поддержку в создании спортивных телепроектов.

Еще одна телевизионная форма, постоянно используемая на региональном телевидении — спортивные трансляции. В отдельно взятых регионах они могут составлять большую часть массива спортивных телепередач.

Массовые спортивные коммуникации в регионах динамично развиваются, хотя имеется немало нерешенных проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта: Вып. 2.-М.: Знание, 1991.- 62 е.
  2. А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, Изд-во ООО МП «Книга», 1999. — 91 с.
  3. А.И. Некоторые вопросы журналистики. Ростов-на-Дону: ООО «Тера», 2002. — 368 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000. -373 с.
  5. П. К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М.: Наука, 1978. 400 с.
  6. Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции.- М.: Аспект Пресс, 2005. 176 с.
  7. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия: -М.: РИП-холдинг, 2003. 174 с.
  8. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  9. Ю.Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1989.-80 с. 11 .Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 128 с.
  10. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров М.-СПб., 2002.-1434 с.
  11. Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. М.: Икар, 1999. — 202с.
  12. Р.А. Телевидение на перепутье. М.: ПИАНО. Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. — 186 с.
  13. Р.А. Осторожно, телевидение! М.: Изд-во ИКАР, 2003. -260 с.
  14. Р.А., Кузнецов Г. Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. -М.: Прогресс, 1990. 325с.
  15. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 230 с.
  16. С.В. Структура и функции современного спорта. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 72 с.
  17. П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
  18. E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2006.-288 с.
  19. E.JI. (ред). Журналистика на перепутье: опыт России и США. М.: МедиаМир, 2006. — 184 с.
  20. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  21. Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983. — 339 с.
  22. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990.- 178 с.
  23. Ю.П. Справедливость силы // http://ironmine.narod.ru/books/vlasov/08.htm
  24. В .В. Техника и технология СМИ. СПб., 2000. — 48 с.
  25. Все о спорте. Т.1. М.: Физкультура и спорт, 1978 — 520 с.
  26. Г. М. Психология футбола. М.: Физкультура и спорт, 1969. -215 с.
  27. С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2005. — 215 с.
  28. Р.С. Основы информатики. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. -320 с.
  29. Е. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 2000. — 464 с.
  30. А.А. Массовая информация в России. От первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 330 с.
  31. А.А. Работа журналиста в прессе. М.: РИП-холдинг, 2001.-274 с.
  32. С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект-Пресс, 2004. -288 с.
  33. И.Н. Экономические аспекты деятельности масс-медиа. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 176 с.
  34. .И. Русская газета и газетное дело в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 132с.
  35. .И. (ред). Методика изучения периодической печати. М.: МГУ, 1977.- 116 с.
  36. Интернет и российское общество/Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. — 279 с.
  37. С.В. Спортивные игры. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  38. А.А., Коханова JI.A. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ, 2005.-456 с.
  39. В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.-175 с.
  40. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек: КРСУ, 2001.- 160 с.
  41. Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. М.: РИП-Холдинг, 2004 — 202 с.
  42. Г. В. ТВ-журналист. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 249 с.
  43. Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. Унта, 2000. — 224 с.
  44. Э.А. С веком наравне: популяризация науки в России: Книга. Газета. Журнал. М.: Книга, 1984. — 384 с.
  45. Э.А. (ред). Местная печать Москвы и Подмосковья. — М.: МГУ, 2005. 92 с.
  46. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект-пресс, 2004 — 240 с.
  47. В.Л. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 357 с.
  48. С.Ф. Политическая реклама. М.: Маркетинг, 2000. — 255 с.
  49. Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. — 240 с.
  50. М.М. Технология интервью. -М.: Аспект Пресс, 2003. -191 с.
  51. М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 87 с.
  52. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. — 176 с.
  53. И.Ю. Спортивная журналистика и пресс-служба. М.: РГАФК, 2002−36 с.
  54. Массовая коммуникация в современной России. М.: Изд-во РАГС, 2003.- 159 с.
  55. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М.: РИП-холдинг, 2002. 316 с.
  56. М. Качественная.теория информации. М.: Мир, 1974. — 56 с.
  57. А.С. Психология победы. М.: Физкультура и спорт, 1981. -182 с.
  58. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 208 с.
  59. Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
  60. Методологические основы изучения региональной печати. — М.: МГУ, 1993.-95 с.
  61. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  62. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 240 с.
  63. В.Д. Социальная информациология и журналистика. М.: РАГС, 2007.-336 с.
  64. Г. Г. Имиджиология М.: Рефл-бук, 2002. — 698 с.
  65. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, 2000. — 348 с.
  66. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. -352 с.
  67. Пресса, политика и толерантное поведение / Под ред. Ю. М. Ершова. -Томск, 2002. 128 с.
  68. Проблематика СМИ. Информационная повестка дня / Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М.: Аспект Пресс, 2008. -316с.
  69. Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 158 с.
  70. Е.Е. Психология журналистского творчества. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 320 с.
  71. Е.П. Введение в журналистику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. -367 с.
  72. Е.П. Исследуя журналистику. М.: РИП-холдинг, 2006. -202 с.
  73. Е.П. Журналист и массовое сознание. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2007. — 94 с.
  74. Е.П. Публицист и действительность. М.: Изд-во Моск. унта, 1973.-316 с.
  75. Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 480 с.
  76. Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980. — 136 с.
  77. Региональная журналистика и актуальные проблемы современности: материалы первых сев.-зап. чтений / отв. ред. А. Д. Кривоносов. — СПб.: Лаб. операт. печати СПбГУ, 2003. 66 с.
  78. А.В. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Изд-во «Академический проспект», 2004. — 571 с.
  79. В.Н. Отечественное радиовещание: пути и проблемы строительства. М: Новая школа, 1993. — 90 с.
  80. О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ульяновск, 2000 // http://hosting.ulstu.ru/pr/ pos5. htm
  81. О.Р. Творческая деятельность журналиста. М.: Академический проспект, 2007. — 528 с.
  82. Э. Футбольный тренер. М.: Терра-спорт, 2003. — 198 с.
  83. Л.Г. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2006. — 255 с.
  84. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наумова думка, 1988. — 173 с.
  85. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 259 с.
  86. Сколько стоит Россия/ Под ред. И. А. Николаева. Вып 10. Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение М. ООО «ФБК», 2004. — 33 с.
  87. Е.А. Специализированные журналы о спорте. М.: МГУ, 2002. — 16 с.
  88. В.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. М.: Аспект Пресс, 2002. — 203 с.
  89. В.В. Современная аналитическая журналистика. Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. — Ростов-на-Дону: МП Книга, 1999.-248 с.
  90. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Издательство «ВК», 2007. — 304 с.
  91. А.В. Общая социальная коммуникация. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
  92. Спорт в зеркале журналистики. М.: Мысль, 1989. — 216 с.
  93. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2002. 298 с.
  94. Средства массовой информации России. Анализ, тенденции, прогноз. М., 2005. — 142 с.
  95. Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. — 308 с.
  96. В.И., Сараф М. Я., Эстетические проблемы спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1982. — 75 с.
  97. Тексты по истории социологии XIX—XX вв.еков / Сост. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. М.: Наука, 1994. — 381 с.
  98. Телевизионная журналистика / Под. ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 368 с.
  99. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. — 239 с.
  100. Теория и социология СМИ. Ежегодник. Отв. ред. и сост. И. Д. Фомичева. М.: Изд-во «ВК», 2006. — 322 с.
  101. ПЗ.Терин В. П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие. М.: МГИМО МИД РФ, 2000. — 152 с.
  102. А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998. — 254 с.
  103. А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-Пресс, 2002. 320 с.
  104. Типология периодической печати / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект-Пресс, 2007. — 236 с.
  105. С.Н. Спортивный характер страны. М.: ФиС, 1972. — 94 с.
  106. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж: Кварта, 2001.-320 с.
  107. В.В. Техника и технология периодических изданий. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 262 с.
  108. В.В. Реклама: палитра жанров М.: РИП-холдинг, 2000. — 98 с.
  109. Л.Н. Социология массовых коммуникаций. СПб: Питер, 2003.-400 с.
  110. И.Д. Социология интернет-СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.-79 с.
  111. Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: Учебное пособие. М.: Пульс, 2003. — 44 с.
  112. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: Наука, 2000. 380 с.
  113. B.JI. Телевизионная журналистика. История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  114. А.А. Инстанция истины, СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. М.: Политиздат, 1987. — 264 с.
  115. Ф.И. Основы теории коммуникации. — М.: Социальные отношения, 2002. 100 с.
  116. Ф.И. Теория коммуникаций. — М.: РИП-Холдинг, 2005. — 246 с.
  117. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. В 3-х ч. Ч. 1. — М., 1992.-284 с.
  118. Д.А. Экономическая журналистика. М.: ГроссМедиа, 2008. -568 с.
  119. К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.-325 с.
  120. Ю.А. Массовые формы внеколлективного поведения // Социальная психология. М.: Наука, 1975. — С. 291−314.
  121. М.В. Спорт. Информация. М.: Молодая гвардия, 1 974 126 с.
  122. М.В. Система средств массовой информации: Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества. М., МГУ, 1999. — 98 с.
  123. М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002. — 120 с.
  124. М.В. Системная типологическая модель СМИ. М.: МГУ, 2002. — 42 с.
  125. М.И. Журналист и его произведение М.: Гендальф, 1998. -94 с.
  126. И.И. Основы информациологии. — М.: Высшая школа, 2001.-600 с.
  127. Г. С. Тенденции развития современных СМИ. М., 2004. — 12 с.
  128. Bourdieu Р Sur la television. L’Emprise du journalisme. P.: Raison d’agir, 1996.
  129. Bourdieu P. Choses dites. P.: Minuit, 1987.
  130. De Fleur M.L. Theories of mass communications. NY, 1966
  131. Edwards H. The Sociology of Sport, 1973
  132. Ficsher C. Professionelle Sport-Kommunikatoren, Vistas. — 1993
  133. Fiske J. Introduction to communication studies. London, 1982
  134. Kapferer J.-N. -Rumeurs: le plus vieux media du monde (Le Seuil) 1987
  135. Lasch. C. The Culture of Narcissism. New York: W. W. Norton, 1978.
  136. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana. 1960.
  137. McQuail D. Mass Communication Theory. London, 1996.
  138. McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communications. 2 edition. London and New York. Longman. 1993.
  139. Novak M. The Joy of Sports, 1976
  140. Rager, G. Qualitat in der Zeitung. Ergebnisse erster Untersuchungen // Redaktion 1994. Almanach fur Jurnalisten / Red. M. Begemann, B.L. Floper. Bonn, 1993.
  141. Seifart H. Sport and economy: The commercialization of Olympic sport by the media, 1984
  142. Weiss P. Sport: A Philosophic Inquiry (Carbondale: Southern Illinois University Press, 1969
  143. Weiss P. Sport: A Philosophical Enquiry Southern Illinois, 1967
  144. Whannel G. Fields in vision: Television sport and cultural transformation., 19 921. Отдельные статьи
  145. A.H. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.- 1998. -№ 3. С.15−21.
  146. А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988−1997 гг.)/ Алексеев А. Н. // Телескоп.- 1999 № 1.
  147. В. Журналистский текст как термин и понятие // Relga. -2005.-№ 3.
  148. Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. — № 2 — С. 6−20.
  149. П.А., Савин В. А. Спорт в мире информации // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 10. — С. 59−62.
  150. О.А., Смирнова О. В. Пресса центральная и местная: пересекутся ли две параллели // Журналистика в 1998 году. 4.1 М., 1999. — С.14−15.
  151. Г. Д. Психология и спорт // Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 12. — С. 15−17.
  152. Данилов-Данильян В. И. Состояние и проблемы среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты окружающей среды. -Вып. 10.-М., 1995. С.37−43.
  153. И. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ // http://www.inguk.ru/forum/arhiv/2004-l/kommunik/2004-l/dzyosoben-adres.html
  154. Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. — № 2. — С. 99−101.
  155. .И. Ещё раз о типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10.
  156. Журналистика. 2005. — № 6. — С. 68−72.
  157. Я., Ширков Ю. Модели массовой коммуникации. М., 1989. http://zhukova.newmail.ru/papers/mcmodel/mcmodels.htm
  158. Д. Сколько стоит российский спорт // Экономика России: XXI век. № 11. -2003.http://www.ruseconomy.ru/nomerl4200401/ec21.html
  159. .Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. -2000.- N 1.- С. 106−112.
  160. Культурное наследие Сибири. Сб. науч. ст. Вып. 2 / Под ред. Т. М. Степанской. Барнаул, 2000. — С. 39−45.
  161. Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002N3/pll-14.htm
  162. В.Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 2. -1999.-С. 19.
  163. А.А. Информация как основной ресурс современной организации, http://orags.narod.ru/manuals/html/tuk/tukl .htm
  164. А. Проблемы бытия личности // Развитие личности. 2003. -№ 2. — С23−26.
  165. Олимпийский спорт и средства массовой информации. http://esT3ort.com.Ua/Stranica/SMIandOS/l.htm
  166. С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. — № 5.-С. 3−16.
  167. В. Графический дизайн в телевизионном производстве // 625. 2004. — № 2. http://ms.625-net.ru/625/2004/02/design.htm
  168. В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции / Столяров В. И. // Спорт, духовные ценности, культура. -М, 1997.- С. 101−265.
  169. И.Н. Время-практика-теория (проблемы исследования современного радиовещания // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития: Сб. материалов научно-практической конференции. М.: МГУ, 2004. — Ч. II. — С. 254−259.
  170. И.Н. Радиовещание: современные исследования // Журналистика в 2001 году. Ч. 1. — М.: МГУ, 2002. — С. 26−27.
  171. В.П. Основные направления исследований массовой коммуникации // Социс. — 1997. — № 11. — С. 25−31.
  172. В.В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2003.-№ 2.-С. 32−43.
  173. В.В. Конвенциональная коммуникационная стратегия в журналистской деятельности // Вестник ВГУ. Сер. Филология журналистика. 2005. -№ 1. — С. 197−211.
  174. Ю.А. Процессы памяти и массовая коммуникация // Философско-психологические проблемы коммуникации 1971. — С. 107−128.
  175. И. А. СМИ как субъект политического процесса, инструмент политических технологий //http://www.cjes.ru/lib/content.php?contentid=7115&categoryid=4
  176. М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. — N 2. — С. 1232.
  177. М.В. Редакционная сфера и современные коммуникативные стратегии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. — № 1.
  178. Peterson W.A. Rumor and Public Opinion// American Journal of Sociology. 1991. № 57. P. 159−167
  179. Rager, G. Qualitat in der Zeitung. Ergebnisse erster Untersuchungen // Redaktion 1994. Almanach fur Jurnalisten / Red. M. Begemann, B.L. Floper. Bonn, 1993.-P. 165−170.1. Авторефераты
  180. И.Н. Эффективность физического воспитания студентов в зависимости от системы пропаганды. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1990.
  181. В.Ф. Печать как эффективное средство формирования советской системы физического воспитания народа (1917−1925 гг.). Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Киев: Киевский государственный ун-т им. Т. Г. Шевченко, 1989.
  182. В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (90-е годы). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001.
  183. В.Ф. Социально-педагогические аспекты повышения эффективности пропаганды физической культуры и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук в форме науч. докл. -М.: ВНИИФК, 1991.
  184. П.А. Исследование функционирования местных средств массовой коммуникации по пропаганде физической культуры и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1974.
  185. П.А. Теория и методология использования средств массовой информации в развитии физической культуры. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1990.
  186. В.В. Информационные жанры в современной спортивной журналистике: (Из опыта периодической печати Белорус. ССР, 198 187 гг.). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Киев: Киевский государственный ун-т им. Т. Г. Шевченко, 1988.
  187. Е.Ф. Социально-педагогические аспекты пропаганды физической культуры и спорта в период построения социализма (На материалах газеты «Комсомольская правда»). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка: МОГИФК, 1987.
  188. Иванов Митко Кирилов. Спортивная журналистика НРБ (история, теория, современный опыт). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990.
  189. .В. Влияние средств массовой информации на формирование отношения к спорту как социальной ценности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1992.
  190. С.Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.
  191. Т.Е. Риск как предмет отображения (на материалах прессы о путешествиях, приключениях и спорте). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.
  192. А.В. Роль средств массовой информации в пропаганде физической культуры, комплекса ГТО и спорта. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1979.
  193. С.И. Зарождение и становление советской спортивной журналистики: К вопросу о типологии изданий. Автореф. дисс.. канд. ист. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1974.
  194. С.В. Вербальные коммуникации в системе паблик рилейшнз. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001.
  195. B.C. Научно-техническая революция и спортивная практика. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1970.
  196. А.В. Массовая коммуникация в советской физической культуре. Автореф. дисс.. докт. пед. наук в форме науч. докл. М.: ГЦОЛИФК, 1985.
  197. В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет: Автореф. дисс.. доктора, филол. наук. -Краснодар: КубГУ, 2000.
  198. М.В. Пропаганда физической культуры и спорта функция управления физкультурным движением. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М.: ВНИИФК, 1973.1. Диссертации
  199. В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (1990-е годы). Диссертация. кандидата фил. наук М.:МГУ, 2001.
  200. B.C. Социально-педагогические основы организации спортивных соревнований. Диссертация. кандидата фил. наук -М. :МГУ, 1983.
  201. Е.А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики. Диссертация. кандидата фил. наук М.:МГУ, 2003.1. Доклады и документы
  202. Выступление председателя Госкомспорта России В. А. Фетисова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту от 15 декабря 2002 года. http://www.rossport.iWxml/t/mainr.xml?nic=base&mid=85&pid=214&lan g=ru
  203. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30 января 2002 года. http://www.rossport.ru/xml/t/rnainr.xml?nic=base&-mid=85&-pid:=214&-1ап g=ru
  204. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2005—2015 года // Российская газета. 2005. — 6 июня.
  205. Материалы Госкомспорта России «О состоянии информационного поля в России в области физкультуры, спорта и здорового образа жизни».http://www.sportsovet.ru/xml/t/default.xml?nic=sovet&-mid=20&-pid=7
  206. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−2015 годы». М., 2006.
  207. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. — 8 дек.
  208. ПРОГРАММА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА:1. СМИ1. газета2. еженедельник3. телевидение4. радио 5−10.1. Время выхода11. 1−7 (1 неделя)12. 8−14 (2 неделя)13. 15−21 (3 неделя)14. 22−28 (4 неделя)15. 29−3116. -20
  209. V Объем фрагмента, посвященный изложению и акцентировке спортивной теме46. Более У* фрагмента.47. О г 'А до 3А фрагмента.48. От % до ХА фрагмента.49. До % фрагмента.50.
  210. VII.Форма подачи материала (графическая, компьютерная):61. фотоиллюстрация62. — рисунок63. -коллаж64. графика
Заполнить форму текущей работой