Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Редакционный коллектив. 
Основы журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая жизнь современной России, подчёркивается в работе, целиком и полностью зависит от средств массовой информации. Искусство формирования навязчивых образов и манипулирование общественным сознанием достигло такого технологического уровня, который позволяет формировать взгляды и политические предпочтения людей. Деятельность СМИ практически полностью контролируется государством. В… Читать ещё >

Редакционный коллектив. Основы журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерархии властных отношений, которые регулируются должностными инструкциями, директивными признаками и поручениями. Групповые нормы обеспечивают и функционирование ролевой структуры редакции, поддерживая тем самым особый тип поведения каждого члена коллектива. Ведь роль — это нормативная система действий, ожидаемых от индивида.

В функциональной группе действуют следующие нормы:

  • — профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям);
  • — правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);
  • — этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).

Профессиональные нормы журналистской деятельности вырабатываются и закрепляются в виде различных должностных инструкций и правил. Они охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания. Так, выполнение поручений редакции в соответствии с предъявляемыми требованиями к объему и качеству материалов вменяется каждому сотруднику газеты. Но любой журналист имеет право исходить при этом из своих политических и идейных убеждений. Он вправе отказаться от данного поручения, если оно связано с нарушением закона. В свою очередь, и у редакции есть определенные обязательства перед журналистами. Например, редакция обязана предоставлять своим сотрудникам необходимые средства, имеющиеся в ее распоряжении, для выполнения данного корреспондент}' поручения. Редакция не имеет право заставлять журналиста ставить свою подпись под материалом, который противоречит его убеждениям или содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки. Редакция обязана сохранять тайну авторства, защищать права и интересы журналиста. Но редакция вправе отказаться от публикации представленных корреспондентом произведений в случае:

  • — несвоевременного представления материала;
  • — несоответствия материала основным задачам газеты, требованиям к его качеству и объему.

Сотрудники редакций, как правило, отвечают за обеспечение сохранности всех видов доверенной им в служебном порядке информации, касающейся интересов коллектива, ее учредителя, юридических и физических лиц, с которыми газета имеет общие интересы, и не имеют права без согласия редколлегии передавать результаты работ, являющихся собственностью редакции, сторонним организациям и лицам вне зависимости от их деятельности, места расположения и статуса, ни в целом, ни частями. Сотрудники имеют право выщупать от лица издания только в пределах компетенции и полномочий, установленных для них главным редактором или редколлегией.

Сегодня взаимоотношения между редакцией и журналистами строятся на жесткой контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры (соглашения) заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними диктуются особым регламентом газеты, утвержденным главным редактором или редакционной коллегией.

Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или Положением о персонале.

Специфика правовых норм состоит в том, что они регламентируют работу журналистов на основе принятых в обществе законов, регулирующих правоотношения между участниками совместной деятельности. Как отмечают исследователи, особое место правовой ответственности в системе социальных регуляторов обусловлено, во-первых, специфичностью отношений, в которых она проявляется; во-вторых, наиболее действенным характером этого вида ответственности;

в-третьих, сопряженностью правовой ответственности целым рядом своих граней с другими видами ответственности, что отражает такую важную закономерность, как системность правового регулирования. Здесь же заметим, что сфера правового регулирования в силу многообразия проявления любой деятельности, и тем более творческой, охватывает ее не полностью. Но знание совокупности правовых норм, закрепленных в различных законодательных актах, правильное их использование — важные условия успешной творческой работы журналиста.

Анализ деятельности редакционных коллективов показывает, что подобные «костяки» существуют практически во всех изданиях. Их можно назвать еще референтными группами. Как правило, их состав немногочислен— от 5 до 10 человек. Это наиболее опытные и авторитетные сотрудники редакции, которые являются не только хранителями традиций издания, но и их конкретными носителями. Чаще всего они выступают в роли наставников, передавая молодым журналистам накопленный опыт, знания и навыки работы. В тех изданиях, где постоянно действует актив коллектива, наблюдается более высокая степень соответствия достигнутых результатов ранее поставленным задачам. Таким образом, традиции выступают как диалог различных журналистских поколений, как способ трансляции наработанного опыта, знаний и навыков деятельности, наконец, как специфическая форма обмена деятельностей и способностей.

В каждой редакции ведётся не только творческая, но и организаторская работа журналиста. Вот основные направления организаторской деятельности:

  • — привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей разных секторов общественности и разных областей творческой деятельности:
  • — обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности;

Светлана Сосина написала интересный реферат по данному курсу «Психологическое воздействий на общественное сознание в СМИ», в котором использовала данные американских СМИ и книгу профессора С. Кара-Мурзы «Манипулирование сознанием».

Политическая жизнь современной России, подчёркивается в работе, целиком и полностью зависит от средств массовой информации. Искусство формирования навязчивых образов и манипулирование общественным сознанием достигло такого технологического уровня, который позволяет формировать взгляды и политические предпочтения людей. Деятельность СМИ практически полностью контролируется государством. В «демократическом обществе» также присутствуют элементы пропаганды. Для успешного внушения используется ряд методов, формирующих политическую культуру и политическое сознание общества. Рассмотреть методику работы СМИ, а также сделать попытку анализа их влияния на людей — вот заявленная цель её работы.

Итак, доктрины и развитые теории манипуляции сознанием сложились совсем недавно, только в XX веке, но главные камни в их основание были заложены уже теми, кто готовил буржуазные революции в Европе. В Англии — Ньютон и его последователи, которые из новой картины мира выводили идеи о «естественном», природном характере конституции, что должна ограничить власть монарха. Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общества миф о человеке, как эгоистическом и одиноком атоме, ведущем «войну всех против всех», — bellum omnium contra omnes. В более чистом виде манипуляция сознанием, как большая организованная кампания сложилась во Франции. Деятели просвещения произвели глубокое промывание мозгов, подготовив поколение революционеров, с чистой совестью потопивших Францию в реках крови (а потом, по сути, начавших Мировую войну). Одним из наблюдателей революции во Франции был англичанин Э. Берк, который писал: «Вместе с денежным капиталом вырос и совершенно новый класс людей, с кем этот капитал очень скоро сформировал теснейший союз, я имею в виду политических писателей. Писатели, особенно когда они действуют организованно и в одном направлении, оказывают на общественное мнение огромное влияние».

Поскольку властители дум образовали сплоченное сообщество, в нем довольно быстро началась теоретическая работа. Во Франции впервые появилось слово «идеология». Идеологи создавали «науку о мыслях людей». Первые специалисты совершенно правильно определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые необходимо взять под контроль, чтобы программировать его мысли — познание и общение. Итак, основа, в которую надо закладывать свои идеи-вирусы, построена из знаний о мире (и самом человеке) и из обмена сообщениями и информацией.

Была создана школа нового типа. Эта школа с первого класса делила поток учеников на два «коридора» — одни воспитывались и обучались так, чтобы быть способными к манипуляции чужим сознанием, другие же (большинство) — чтобы быть готовыми легко поддаваться манипуляции. И даже имелись учебники по одному и тому же предмет}7, написанные одними и теми же учеными, но для разных «коридоров» школы. Школа стала «фабрикой», производящей классовое общество.

Становление современного Запада тесно связана с духовным освобождением слова («свобода слова») и появлением технологической возможности массового создания сообщений (изобретение книгопечатания — прессы). Так возникли СМИ. Они стали поставлять гражданам готовые мнения в удобной расфасовке. Появились методические формы манипулирования сознанием. Проблема свободы сообщений совершенно поновому встала в городском обществе. С середины восьмидесятых годов XX века в США телевидение стало основным источником новостей для 62% населения страны, газеты — для 56%, радио — для 13%, журналы — для 9%, а прямое межличностное общение — для 1%. Таким образом, из процесса получения информации исключается диалог, который создает важнейшую защиту против манипуляции сознанием. Получатели сообщений превращаются в толпу, в пассивных получателей сигналов от «коммуникатора».

Фактически проблема ставится так: заставить определенную группу людей действовать определенным образом. Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Этот психологический трюк вызывает соответствующую реакцию. Его называют стимулом. Пропаганда, таким образом, уже не имеет ничего общего с распространением идей. Речь идет о том, чтобы распространять стимулы, вызывающие определенные чувства и порывы. Интересна и такая цитата. Американский король прессы Г. Люс в своем обращении к сотрудникам журнала «Time» заявил (1972): «Мнимая журналистская объективность, то есть утверждение, что автор подает факты без какой-либо ценностной оценки, является выдумкой, не более чем обманом. Я это отвергаю и осуждаю». В книге профессора Кара-Мурзы, а, следовательно, и в статье студентки.

(Альманах Зеркало № 2 — 2009) рассматриваются главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой