Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прогнозирование. 
Психология управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под эмпирическим прогнозированием понимают «процесс получения опережающей информации об отдельных объектах, которая не имеет специального научного обоснования и основана на методе экстраполяции текущей информации и знаний о прошлом и настоящем объекта». Эмпирические прогнозы чаще всего «строятся в условиях недостатка времени и невозможности получить всю информацию"2 и всегда касаются конкретного… Читать ещё >

Прогнозирование. Психология управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под прогнозом (от др.-греч. яро — ‘заранее, до, вперед' и уусооц — ‘знание') в широком смысле понимают «вероятностное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления»1, в более узком — «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний (либо как о том, так и о другом)»[1][2].

Тогда прогнозирование — это процесс выявления и изучения тенденций развития объекта, поиск оптимальных путей достижения целей такого развития, а также оценка его возможных вариантов и последствий тех или иных решений.

В рамках управленческой деятельности прогнозирование выступает как «одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею», а также как «метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего»[3].

В настоящее время в сфере управления активно внедряются научные способы прогнозирования. Однако использование данных методов не только не исключает субъект управленческой деятельности из процесса прогнозирования, но и повышает значимость личностной, психологической составляющей этого процесса.

Так, окончательное решение о выборе того или иного варианта, предложенного в результате исследования, принимает субъект управления, и именно от его способности правильно оценить возможности достижения поставленной цели при выборе того или иного варианта будет зависеть успех всей дальнейшей деятельности.

С психологической точки зрения в основе прогнозирования как вида внутренней деятельности человека лежат такие свойства человеческого сознания, как опережающее отражение, или способность к антиципации, и актуализация элементов прошлого опыта, или способность к ретроципации (см. гл. 5).

В рамках ретроципации осуществляются не просто интерпретация и запечатление происходящего в ситуации. Значимые ранее произошедшие события воспроизводятся с учетом их вероятного применения в будущем, сопоставительной эффективности с другими событиями, возможных последствий. В то же время в рамках антиципации на основе полученной средствами ретроципации информации происходит программирование действий, планирование предстоящей деятельности1. Субъекту управленческой деятельности высокий уровень ретрои антиципации позволяет:

  • 1) ориентироваться в собственных возможностях и возможностях группы;
  • 2) прогнозировать развитие управленческой ситуации;
  • 3) выбирать релевантные возникающим задачам средства их решения;
  • 4) соотносить достигнутые и запланированные результаты;
  • 5) предвидеть возможные затруднения.

При этом антиципация обеспечивает не только эффективное прогнозирование, но и целеполагание, а ретроципации позволяет, опираясь на прошлый опыт и соотнося его с поставленной целью, выбирать наиболее эффективные средства достижения.

Важнейшей функцией прогнозирования в управлении является оценка последствий принимаемых решений; при этом качество оценки во многом зависит от субъективной вероятности, т. е. степени убежденности (уверенности) человека в том, что его гипотезы окажутся верными[4][5].

Для состояния, выражающего отношение к вероятностному будущему, характерны несколько психологических ошибок, снижающих точность оценки последствий:

  • • иллюзия квазирегулярности случайных событий;
  • • иллюзорная корреляция;
  • • иллюзия равновероятности шансов.

Эти и другие ошибки (подробнее см. табл. 7.11) проявляются при прогнозировании не только предметной деятельности, но также внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Кроме того, в процессе прогнозирования взаимодействия между людьми помимо названных проявляется еще целый ряд ошибок, характерных в целом для процессов социального познания.

Обратите внимание Например, фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в том, что прогнозируя поведение людей и объясняя возможные причины этого поведения, субъект управления придает больше значение личностным факторам, игнорируя ситуационные влияния. Допуская ошибку ложного согласия, человек прогнозирует поведение других людей, исходя из того, что окружающие думают и поступают так, как думает и поступает он1.

Поскольку точность оценки тенденций, результатов и последствий взаимодействия в группе определяет качество и продуктивность предметной деятельности, возможность достижения общегрупповых целей, то для субъекта управленческой деятельности чрезвычайно важно уметь правильно прогнозировать развитие отношений между людьми. Однако в отличие от предметной сферы прогнозирование межличностных отношений может быть только эмпирическим.

Под эмпирическим прогнозированием понимают «процесс получения опережающей информации об отдельных объектах, которая не имеет специального научного обоснования и основана на методе экстраполяции текущей информации и знаний о прошлом и настоящем объекта». Эмпирические прогнозы чаще всего «строятся в условиях недостатка времени и невозможности получить всю информацию»2 и всегда касаются конкретного явления, факта или человека.

Кроме того, прогнозирование межличностных отношений — это всегда сложноорганизованный процесс; его субъектами являются все участники взаимодействия, одновременно выступающие друг для друга в качестве объектов прогнозирования. В качестве объектов также выступают ситуация взаимодействия в настоящем, будущие действия участников и возможные результаты взаимодействия. Процесс прогнозирования организационной ситуации и поведения ее участников можно представить следующим образом (табл. 7.3—7.6).

Таблица 73

Возможные варианты развития ситуации в представлении руководителя.

Руководитель

ожидает (рассчитывает), что

опасается, что

ситуация

будет развиваться в соответствии с прогнозом.

могут произойти непредвиденные события, чрезвычайные происшествия.

  • 1 Об этих и других ошибках подробнее см., например: Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб, пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004; Чалдипи Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!: пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  • 2 Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. С. ‘86, 90.

Руководитель

ожидает (рассчитывает), что

опасается, что

подчиненный

положительно воспримет задание.

будет уклоняться от выполнения задания.

поймет, каким образом и что нужно сделать.

неправильно поймет руководителя.

будет выполнять задание, проявляя разумную инициативу.

согласится, но поручение будет выполнять пассивно, или в результате непонимания будет делать не то, что нужно.

управленческое решение

будет выполнено в полном объеме и в назначенный срок.

будет выполнено только частично или его выполнение будет сорвано.

Таблица 7.4

Возможные варианты собственного поведения в представлении руководителя

Руководитель (относительно своих действий)

ожидает (рассчитывает), что

допускает (опасается), что

сможет убедить подчиненного в обоснованности принятого управленческого решения.

для подчиненного останутся недостаточно убедительными основания принятия решения.

постарается заинтересовать подчиненного, в максимальной степени мотивировать его деятельность.

не сможет заинтересовать подчиненного и будет вынужден оказывать прямое давление.

доступно разъяснит порядок выполнения поручения и проконтролирует правильность понимания.

в ходе беседы может забыть о контроле правильности понимания сущности и порядка выполнения поручения.

предоставит все необходимые средства для выполнения поручения.

могут быть обстоятельства, в которых нельзя будет обеспечить исполнителя необходимыми средствами.

гарантирует помощь и поддержку подчиненному в сложных обстоятельствах.

не будет возможности оказать подчиненному достаточную помощь.

в итоге

добьется инициативного и творческого подхода исполнителя к выполнению задания.

вынужден будет оказывать давление или принуждать подчиненного к выполнению задания.

Таблица 7.5

Возможные варианты развития ситуации в представлении подчиненного.

Подчиненный

ожидает (рассчитывает), что

опасается, что

руководитель

обстоятельно объяснит ситуацию, которая послужила основой принятия управленческого решения.

ничего нс объясняя, категорически потребует выполнения задания.

даст поручение, связанное с функциональными обязанностями и профессиональными интересами.

не считаясь с его интересами, поручит работу, не связанную с функциональными обязанностями.

подробно и доходчиво объяснит порядок выполнения поручения.

нс объяснит порядок выполнения поручения.

предоставит необходимые для выполнения задания материальные и иные средства.

предоставит средства не в полном объеме или вообще не обеспечит средствами для выполнения задания.

будет оказывать необходимую помощь.

помощь руководителя будет недостаточной.

ситуация в целом

будет сохранять привычное развитие и окажется в достаточной степени прогнозируемой.

будет меняться непрогнозируемым образом, возможны чрезвычайные происшествия.

Таблица 7.6

Возможные варианты собственного поведения в представлении подчиненного.

Подчиненный (относительно своих действий)

ожидает (рассчитывает), что

допускает (опасается), что

оценит и поймет обоснованность принятия управленческого решения.

обоснованность принятия управленческого решения будет для него недостаточной.

уяснит порядок выполнения задания.

не сможет понять, каким образом нужно выполнять задание.

сможет проявить разумную инициативу и творчество.

ввиду отсутствия заинтересованности постарается уклониться от выполнения задания или выполнит его формально.

в целом

оправдает доверие руководителя и выполнит задание в полном объеме и в назначенный срок.

при выполнении задания ввиду различных обстоятельств может отойти от некоторых требований руководителя в отношении сроков или порядка работы, а при наличии серьезных причин не выполнить задание.

Сравнительный анализ внутренних, психологических действий участников процесса прогнозирования показывает, что результат взаимодействия определяется прежде всего степенью согласованности прогнозов и основанного на этих прогнозах поведения руководителя и подчиненного. В то же время на качество прогнозов, которые делают участники взаимодействия, влияют уровень сформированное™ их мышления как многоконтекстного (см. гл. 5), а также уровень их проницательности1.

  • [1] Прогноз // Новая философская энциклопедия. Т. 3. С. 358.
  • [2] Лопатчиков Л. И. Экономико-математический словарь. С. 282.
  • [3] Карпов А. В. Психология менеджмента. С. 559.
  • [4] См.: Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 100.
  • [5] См.: Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. С. 174—176.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой