Прогнозирование.
Психология управления
Под эмпирическим прогнозированием понимают «процесс получения опережающей информации об отдельных объектах, которая не имеет специального научного обоснования и основана на методе экстраполяции текущей информации и знаний о прошлом и настоящем объекта». Эмпирические прогнозы чаще всего «строятся в условиях недостатка времени и невозможности получить всю информацию"2 и всегда касаются конкретного… Читать ещё >
Прогнозирование. Психология управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под прогнозом (от др.-греч. яро — ‘заранее, до, вперед' и уусооц — ‘знание') в широком смысле понимают «вероятностное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления»1, в более узком — «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний (либо как о том, так и о другом)»[1][2].
Тогда прогнозирование — это процесс выявления и изучения тенденций развития объекта, поиск оптимальных путей достижения целей такого развития, а также оценка его возможных вариантов и последствий тех или иных решений.
В рамках управленческой деятельности прогнозирование выступает как «одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею», а также как «метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего»[3].
В настоящее время в сфере управления активно внедряются научные способы прогнозирования. Однако использование данных методов не только не исключает субъект управленческой деятельности из процесса прогнозирования, но и повышает значимость личностной, психологической составляющей этого процесса.
Так, окончательное решение о выборе того или иного варианта, предложенного в результате исследования, принимает субъект управления, и именно от его способности правильно оценить возможности достижения поставленной цели при выборе того или иного варианта будет зависеть успех всей дальнейшей деятельности.
С психологической точки зрения в основе прогнозирования как вида внутренней деятельности человека лежат такие свойства человеческого сознания, как опережающее отражение, или способность к антиципации, и актуализация элементов прошлого опыта, или способность к ретроципации (см. гл. 5).
В рамках ретроципации осуществляются не просто интерпретация и запечатление происходящего в ситуации. Значимые ранее произошедшие события воспроизводятся с учетом их вероятного применения в будущем, сопоставительной эффективности с другими событиями, возможных последствий. В то же время в рамках антиципации на основе полученной средствами ретроципации информации происходит программирование действий, планирование предстоящей деятельности1. Субъекту управленческой деятельности высокий уровень ретрои антиципации позволяет:
- 1) ориентироваться в собственных возможностях и возможностях группы;
- 2) прогнозировать развитие управленческой ситуации;
- 3) выбирать релевантные возникающим задачам средства их решения;
- 4) соотносить достигнутые и запланированные результаты;
- 5) предвидеть возможные затруднения.
При этом антиципация обеспечивает не только эффективное прогнозирование, но и целеполагание, а ретроципации позволяет, опираясь на прошлый опыт и соотнося его с поставленной целью, выбирать наиболее эффективные средства достижения.
Важнейшей функцией прогнозирования в управлении является оценка последствий принимаемых решений; при этом качество оценки во многом зависит от субъективной вероятности, т. е. степени убежденности (уверенности) человека в том, что его гипотезы окажутся верными[4][5].
Для состояния, выражающего отношение к вероятностному будущему, характерны несколько психологических ошибок, снижающих точность оценки последствий:
- • иллюзия квазирегулярности случайных событий;
- • иллюзорная корреляция;
- • иллюзия равновероятности шансов.
Эти и другие ошибки (подробнее см. табл. 7.11) проявляются при прогнозировании не только предметной деятельности, но также внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Кроме того, в процессе прогнозирования взаимодействия между людьми помимо названных проявляется еще целый ряд ошибок, характерных в целом для процессов социального познания.
Обратите внимание Например, фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в том, что прогнозируя поведение людей и объясняя возможные причины этого поведения, субъект управления придает больше значение личностным факторам, игнорируя ситуационные влияния. Допуская ошибку ложного согласия, человек прогнозирует поведение других людей, исходя из того, что окружающие думают и поступают так, как думает и поступает он1.
Поскольку точность оценки тенденций, результатов и последствий взаимодействия в группе определяет качество и продуктивность предметной деятельности, возможность достижения общегрупповых целей, то для субъекта управленческой деятельности чрезвычайно важно уметь правильно прогнозировать развитие отношений между людьми. Однако в отличие от предметной сферы прогнозирование межличностных отношений может быть только эмпирическим.
Под эмпирическим прогнозированием понимают «процесс получения опережающей информации об отдельных объектах, которая не имеет специального научного обоснования и основана на методе экстраполяции текущей информации и знаний о прошлом и настоящем объекта». Эмпирические прогнозы чаще всего «строятся в условиях недостатка времени и невозможности получить всю информацию»2 и всегда касаются конкретного явления, факта или человека.
Кроме того, прогнозирование межличностных отношений — это всегда сложноорганизованный процесс; его субъектами являются все участники взаимодействия, одновременно выступающие друг для друга в качестве объектов прогнозирования. В качестве объектов также выступают ситуация взаимодействия в настоящем, будущие действия участников и возможные результаты взаимодействия. Процесс прогнозирования организационной ситуации и поведения ее участников можно представить следующим образом (табл. 7.3—7.6).
Таблица 73
Возможные варианты развития ситуации в представлении руководителя.
Руководитель | |
ожидает (рассчитывает), что | опасается, что |
ситуация | |
будет развиваться в соответствии с прогнозом. | могут произойти непредвиденные события, чрезвычайные происшествия. |
- 1 Об этих и других ошибках подробнее см., например: Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб, пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004; Чалдипи Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!: пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- 2 Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. С. ‘86, 90.
Руководитель | |
ожидает (рассчитывает), что | опасается, что |
подчиненный | |
положительно воспримет задание. | будет уклоняться от выполнения задания. |
поймет, каким образом и что нужно сделать. | неправильно поймет руководителя. |
будет выполнять задание, проявляя разумную инициативу. | согласится, но поручение будет выполнять пассивно, или в результате непонимания будет делать не то, что нужно. |
управленческое решение | |
будет выполнено в полном объеме и в назначенный срок. | будет выполнено только частично или его выполнение будет сорвано. |
Таблица 7.4
Возможные варианты собственного поведения в представлении руководителя
Руководитель (относительно своих действий) | |
ожидает (рассчитывает), что | допускает (опасается), что |
сможет убедить подчиненного в обоснованности принятого управленческого решения. | для подчиненного останутся недостаточно убедительными основания принятия решения. |
постарается заинтересовать подчиненного, в максимальной степени мотивировать его деятельность. | не сможет заинтересовать подчиненного и будет вынужден оказывать прямое давление. |
доступно разъяснит порядок выполнения поручения и проконтролирует правильность понимания. | в ходе беседы может забыть о контроле правильности понимания сущности и порядка выполнения поручения. |
предоставит все необходимые средства для выполнения поручения. | могут быть обстоятельства, в которых нельзя будет обеспечить исполнителя необходимыми средствами. |
гарантирует помощь и поддержку подчиненному в сложных обстоятельствах. | не будет возможности оказать подчиненному достаточную помощь. |
в итоге | |
добьется инициативного и творческого подхода исполнителя к выполнению задания. | вынужден будет оказывать давление или принуждать подчиненного к выполнению задания. |
Таблица 7.5
Возможные варианты развития ситуации в представлении подчиненного.
Подчиненный | |
ожидает (рассчитывает), что | опасается, что |
руководитель | |
обстоятельно объяснит ситуацию, которая послужила основой принятия управленческого решения. | ничего нс объясняя, категорически потребует выполнения задания. |
даст поручение, связанное с функциональными обязанностями и профессиональными интересами. | не считаясь с его интересами, поручит работу, не связанную с функциональными обязанностями. |
подробно и доходчиво объяснит порядок выполнения поручения. | нс объяснит порядок выполнения поручения. |
предоставит необходимые для выполнения задания материальные и иные средства. | предоставит средства не в полном объеме или вообще не обеспечит средствами для выполнения задания. |
будет оказывать необходимую помощь. | помощь руководителя будет недостаточной. |
ситуация в целом | |
будет сохранять привычное развитие и окажется в достаточной степени прогнозируемой. | будет меняться непрогнозируемым образом, возможны чрезвычайные происшествия. |
Таблица 7.6
Возможные варианты собственного поведения в представлении подчиненного.
Подчиненный (относительно своих действий) | |
ожидает (рассчитывает), что | допускает (опасается), что |
оценит и поймет обоснованность принятия управленческого решения. | обоснованность принятия управленческого решения будет для него недостаточной. |
уяснит порядок выполнения задания. | не сможет понять, каким образом нужно выполнять задание. |
сможет проявить разумную инициативу и творчество. | ввиду отсутствия заинтересованности постарается уклониться от выполнения задания или выполнит его формально. |
в целом | |
оправдает доверие руководителя и выполнит задание в полном объеме и в назначенный срок. | при выполнении задания ввиду различных обстоятельств может отойти от некоторых требований руководителя в отношении сроков или порядка работы, а при наличии серьезных причин не выполнить задание. |
Сравнительный анализ внутренних, психологических действий участников процесса прогнозирования показывает, что результат взаимодействия определяется прежде всего степенью согласованности прогнозов и основанного на этих прогнозах поведения руководителя и подчиненного. В то же время на качество прогнозов, которые делают участники взаимодействия, влияют уровень сформированное™ их мышления как многоконтекстного (см. гл. 5), а также уровень их проницательности1.
- [1] Прогноз // Новая философская энциклопедия. Т. 3. С. 358.
- [2] Лопатчиков Л. И. Экономико-математический словарь. С. 282.
- [3] Карпов А. В. Психология менеджмента. С. 559.
- [4] См.: Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 100.
- [5] См.: Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. С. 174—176.