Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной недостаток шкалы Терстоуна — это громоздкость процедуры построения. Однако она дает возможность довольно точно измерить отношение людей к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни, исходя из конкретной ситуации. Методика составления шкалы позволяет использовать при составлении опросника представления и терминологию потенциальной аудитории опроса. Это выгодно отличает шкалу… Читать ещё >

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чикагский психолог и социолог Луи Терстоун в 1927 г. опубликовал статью «Аттитюды могутбыть измерены». В ней он впервые изложил общие принципы измерения отношения людей к различным социальным явлениям и создал шкалу «кажущихся равными интервалов». Терстоун применял эту шкалу для изучения отношения различных групп населения к церкви как и социальному институту. В 1930 г. другой чикагский социолог, Д. Дроуба (D. Drawbough), изучал с ее помощью отношение людей к войне. Шкала Терстоуна стала одним из основных методов в этнической, политической, экономической, индустриальной психологии. Она использовалась при измерении отношения людей к власти, расизму, национализму, общественным организациям и процессам.

Методика построения шкалы Терстоуна предполагает следующую процедуру. Вначале придумывается множество суждений позитивного и негативного характера, каждое из которых содержит отношение к некоторому объекту, явлению, социальной проблеме и т. п. в зависимости от поставленной задачи, то есть выражает интересующую исследователя установку.

Для формулирования суждений можно привлечь представителей потенциальной аудитории опроса. Терстоун собирал мнения коллег, студентов, высказывания из публикаций. Здесь уместны также интервьюирование, использование открытых вопросов («Что вы думаете о???»), групповая дискуссия, фокус-группы. Составляется большой выбор суждений (у Терстоуна их было 300). Собранные высказывания подвергаются первичному отбору в соответствии с определенными правилами. В результате исходный список существенно сокращается. Каждое из оставшихся суждений оценивается экспертами. По результатам оценки экспертов отбираются наиболее значимые суждения. С этими суждениями знакомят респондентов, чьи установки предполагается измерить. В соответствии с тем, с какими суждениями согласился респондент, ему присваивается балл, зависящий от веса выбранных суждений. Затем респонденты могут быть ранжированы и разделены на группы с различающимися установками.

Шкала Терстоуна позволяет расположить и суждения и индивидов вдоль одномерного континуума установки, полюсам которого соответствует крайне благожелательное и крайне негативное отношение к объекту установки. Шкальный балл суждения или индивида отражает степень этой благожелательности или неблагожелательности.

Методика Терстоуна состоит из шести этапов.

Первый этап. Составляется первичный набор суждений, выражающих различное отношение к объекту исследуемой установки.

Собранные высказывания подвергаются первичному отбору. Требования к составлению суждений:

о суждение должно выражать отношение к объекту установки, существующее на момент опроса, а не имевшее место в прошлом. Недопустимы, например, суждения типа: «Если бы это было год назад…»;

о суждения должны быть краткими;

  • ? суждение должно выражать одну, а не несколько идей. Следует избегать двусмысленных суждений типа: «Я верю в идеалы демократии, но считаю, что наше общество еще не готово жить по демократическим принципам». Здесь представлены два разных суждения;
  • ? суждения должны быть сформулированы так, чтобы они могли быть приняты или отвергнуты людьми в зависимости от их отношения к предложенному для рассмотрения событию или явлению;
  • ? с одним и тем же утверждением не должны соглашаться респонденты, имеющие противоположные установки на объект;
  • ? суждения не должны быть специфичными, в них не должны упоминаться какие-либо частные моменты, например: «Я хожу на митинги, потому что люблю повеселиться вместе со всеми»;

о суждения не должны быть проективными или условными; о суждения не должны содержать туманных и малопонятных слов;

о исключаются суждения, содержащие слова «все», «всегда», «никто», «никогда», так как этим словам люди обычно придают различный смысл, что затрудняет интерпретацию.

Второй этап. Подбираются эксперты (у Терстоуна их было примерно 150 человек). Экспертами могут быть случайно отобранные представители потенциальной аудитории опроса либо специалисты в данной области знаний.

Третий этап. Проводится экспертная оценка суждений. Карточки с суждениями перемешиваются в случайном порядке. Эксперту предлагается разложить суждения по 11 градациям будущей шкалы соответственно степени выраженного в этих суждениях благожелательного или неблагожелательного отношения к объекту установки.

Градации обозначаются буквами от «А» до «К». Градация «А» обозначает максимально благожелательное отношение к объекту установки, градация «F» — нейтральное, градация «К» — максимально негативное. Экспертов не просят высказать их собственное мнение об объекте установки, они должны только рассортировать высказывания. Их также предупреждают, что не надо стараться распределить суждения по всем группам поровну, но только в зависимости от их смысла.

В инструкции для экспертов специально оговаривается, что интервалы предпочтения между градациями примерно равны. Потому шкала и называется шкалой «кажущихся равными интервалов»,.

Четвертый этап. Проводится процедура обработки данных. Для описания этой процедуры необходимо ввести некоторые обозначения. Представим нашу шкалу в виде отрезка числовой прямой от 0,5 до 11,5. Разобьем этот отрезок на 11 единичных интервалов так, чтобы каждое целое число от 1 до 11 оказалось в середине своего интервала. Будем считать, что градации «А» соответствует интервал [0,5; 1,5] и т. д. до градации «К», которой будет соответствовать интервал [10,5; 11,5].

Допустим, что в составлении шкалы участвовало п экспертов, каждый из которых разложил ш суждений по 11 градациям. Каждому суждению Si (i изменяется от 1 до т) будет соответствовать п судейских оценок. Оценки будут иметь некоторое эмпирическое распределение на нашем отрезке числовой прямой в соответствии с тем, к какой из градаций отнес суждение Si каждый из экспертов. Будем считать, что оценки суждения Si, которое несколько экспертов отнесли к одной и той же градации, равномерно распределены внутри интервала, соответствующего этой градации.

Для каждого суждения Si необходимо вычислить:

  • 1) Mi — «цена» каждого суждения на шкале в 11 интервалов;
  • 2) Qi — степень согласованности экспертных решений.

Шкальное значение (балл) каждого из суждений определяется распределением оценок экспертов, поэтому вначале для Si подсчитывается частота попадания экспертных оценок в каждый из 11 интервалов, то есть количество экспертов, которые отнесли данное суждение к каждой из градаций. Получим эмпирическое распределение частот попадания экспертных оценок в каждый из интервалов. Теперь, суммируя для каждого интервала частоты попадания экспертных оценок в этот интервал и во все предыдущие, перейдем к распределению накопленных частот. Для каждого суждения по распределению накопленных частот вычислим три квартиля. Медиана Mi или второй квартиль, — это такое значение на нашей числовой оси, относительно которого одна половина экспертов отнесла суждение Si к градациям, которые расположены справа от Mi, а вторая — к градациям, расположенным слева. Первый квартиль Qli — это значение на числовой оси, левее которого расположили суждение Si 25% судей. Третий квартиль Q3i равен такому значению на числовой оси, левее которого лежит 75% экспертных оценок.

Медиана Mi и является «ценой» суждения Si.

Формула для вычисления медианы (для шкалы равных единичных интервалов):

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна.

где Li — фактическая нижняя граница интервала, в который попадает медиана; Pi — частота, накопленная к интервалу медианы; pi — частота в интервале медианы.

Квартили вычисляются по аналогичной формуле, только для первого квартиля п умножается на ¼, а для третьего — на ¾.

Полумежквартиальный размах Qi вычисляется по формуле:

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна.

Полумежквартиальный размах Qi показывает разброс экспертных оценок для данного суждения.

В результате произведенных вычислений каждое суждение Si будет характеризоваться двумя числовыми мерами: «ценой» Mi и разбросом экспертных оценок Qi. По этим мерам следует отобрать из всех предложенных экспертами суждений наиболее подходящие для проведения исследования.

Процедуру вычисления квартилей можно проиллюстрировать графически. Для этого необходимо вычислить проценты накопленных частот суждения Si. Затем нужно построить прямоугольную систему координат, в которой по оси абсцисс откладываются 11 интервалов шкалы, а по оси ординат — проценты накопленных частот. Кривая накопленных процентов кумулята, пройдет через 11 точек, для каждой из которых координатой по оси абсцисс будет верхняя граница соответствующего интервала, а по оси ординат — количество процентов накопленных частот для данной градации шкалы. Значение медианы можно получить, опустив перпендикуляр на ось абсцисс из точки пересечения кумуляты и прямой, проходящей параллельно оси абсцисс через 50-й процент на оси ординат. Если провести прямые параллельно оси абсцисс через 25-й и 75-й проценты на оси ординат, то, опустив перпендикуляры из точек пересечения этих прямых с кумулятой на ось абсцисс, получим значения соответственно первого и третьего квартилей.

Рассмотрим распределение 200 экспертных оценок некоторого суждения S (табл. 5).

Таблица 5. Распределение экспертных оценок.

Интервал.

Частота.

Накопленная частота.

Кумулятивный процент.

0,5−1,5.

1,5−2,5.

2,5−3,5.

3,5−4,5.

4,5−5,5.

5,5−6,5.

6,5−7,5.

7,5−8,5.

8,5−9,5.

9,5−10,5.

10,5−11,5.

Медиана («цена») этого суждения М + 6,5 + (100 — 84)/68 — 6,72; Первый квартиль Q1 = 5,5 + (50 — 18)/66 — 5,98;

Третий квартиль Q3 = 6,5 + (150 — 84)/68 = 7,47; Полумежквартиальный размах Q = 7,47 — 5,98 = 1,49 (рис. 10).

Кумулята суждений S (на оси абсцисс отложены 11 интервалов шкалы; на оси ординат — проценты накопленных частот).

Рис. 10. Кумулята суждений S (на оси абсцисс отложены 11 интервалов шкалы; на оси ординат — проценты накопленных частот).

Пятый этап. Отбор значимых и надежных суждений производится следующим образом. Из нескольких суждений, имеющих примерно одинаковую «цену», в итоговую шкалу отбираются те, которые имеют минимальный разброс экспертных оценок. Те суждения, для которых разброс оценок оказывается слишком велик, исключаются из шкалы Терстоуна. Предполагается, что высказывание, получившее очень различающиеся оценки, воспринимается слишком неоднозначно. Терстоун таким образом исключил 90 суждений из 130 предъявленных экспертам. В результирующей шкале оставляют одно-два высказывания для каждого деления шкалы, чтобы все группы от «А» до «К» оказались представлены в равной степени.

Шестой этап. Оставшиеся суждения шкалы заносятся на карточки и тасуются в беспорядке. «Цена» суждения на карточках не указана, она содержится только в инструкции, но обработке данных. Полный набор итоговых суждений предлагается каждому респонденту. Индивидуальным баллом каждого субъекта, выражающим «меру благожелательности» его установки, можно считать медиану упорядоченного набора шкальных баллов Mi всех суждений, с которыми он согласился.

Затем респонденты могут быть ранжированы и разбиты на группы по степени положительного отношения к объекту установки.

Полученную шкалу можно считать достаточно надежной, если все утверждения, с которыми соглашается конкретный респондент, компактно расположены в одной области шкалы.

Основной недостаток шкалы Терстоуна — это громоздкость процедуры построения. Однако она дает возможность довольно точно измерить отношение людей к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни, исходя из конкретной ситуации. Методика составления шкалы позволяет использовать при составлении опросника представления и терминологию потенциальной аудитории опроса. Это выгодно отличает шкалу Терстоуна от других психологических и социологических методик, которые часто не успевают за стремительными изменениями, происходящими в жизни и языке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой