Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие, предмет и задачи психологии управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с критерием включенности в деятельность коллектива рассматриваются невключенное и включенное наблюдение. Невключенное наблюдение проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома. И роль наблюдателя, и цель наблюдения, в общем, известны. В отдельных процедурах эта форма наблюдения применяется, прежде всего, для определения особенностей поведения людей в процессе труда. Чаще всего… Читать ещё >

Понятие, предмет и задачи психологии управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • предпосылки возникновения, историю развития и современное состояние отечественной и зарубежной психологии управления человеческими ресурсами, предмет, задачи и основополагающие теории;
  • • организационную структуру управления;
  • • основные направления деятельности кадровой службы;

уметь

  • • самостоятельно проводить сравнительный анализ теорий психологии управления человеческими ресурсами;
  • • находить сходства и различия в этих теориях;
  • • определять область применения теорий психологии управления;

владеть

  • • основными методами психологии управления;
  • • терминологическим аппаратом психологии управления.

Предмет и методы психологии управления

Управление — научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей, принципов и методов управления различными системами с целью повышения эффективности и качества работы.

Впервые об управлении заговорили в связи с появлением книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911). В книге были выделены основные принципы управленческого труда. А в 1916 г. известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента.

Мнение специалистов

Экс-президент компании «Форд» Ли Якокка определяет управление как настраивание других людей на труд. Он же однажды сказа.'!: «Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей».

Под управлением понимают совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Эти мероприятия имеют отношение, прежде всего, к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.

Объект управления — общность людей, объединенных в ту или иную социальную организацию; макро коллектив, большая группа, которая объединена одной деятельностью и нацелена на один результат.

Организация — форма объединения людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели и для упорядочивания совместной деятельности.

Благодаря слиянию управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, в начале XX в. возникла прикладная междисциплинарная наука «психология управления».

Психология управления — отрасль науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления.

Психологию управления часто отождествляют с менеджментом, однако эти понятия не равнозначны. Если менеджмент учит, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и почему это работает.

Предмет психологии управления — психологические основания деятельности менеджера: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом.

Психология управления как наука имеет широкий спектр методов исследования. Они могут разделяться по назначению или по процедуре проведения.

По назначению выделяются три группы методов.

  • 1. Методы сбора информации — конкретные эмпирические процедуры, позволяющие получить информацию качественного характера из опыта, из индивидуальной и социальной практики. К ним относятся:
    • • биографический и автобиографический методы;
    • • интервью;
    • • феноменологические описания;
    • • сплошное неструктурированное наблюдение;
    • • анализ документов;
    • • групповое фокусированное интервью (фокус-группы).
  • 2. Методы обработки информации — конкретные теоретические средства, которые позволяют перейти от частного к общему, систематизировать накопленные факты, с тем чтобы построить их интерпретацию или толкование в свете более общего знания. К ним относятся:
    • • классификация (разбиение совокупности фактов на группы так, чтобы внутри группы или класса факты и явления были похожи между собой, и отличались от фактов или явлений, относящихся к другим группам);
    • • типология (совокупность объектов или явлений также разбивается на классы, но эти классы имеют названия, и выделяются на основе более общего основания);
    • • психологическая казуистика (анализ наиболее типичных и исключительных случаев);
    • • метод кейсов (case-study, анализ единичного случая).
  • 3. Креативные методы — способы производства качественно новой информации за счет стимулирования творческой активности:
    • • делфи-группы (групповую дискуссию, ориентированную на прогноз развития какого-либо явления);
    • • синектику (специальным образом организованную групповую дискуссию по решению конкретной проблемы);
    • • метод мозгового штурма (brain storming);
    • • креативные группы;
    • • концептуальное картирование (графическое представление обсуждаемой проблемы в виде карты, блок-схемы, описывающей структуру либо динамику рассматриваемого явления).

По процедуре проведения различают индивидуальные и групповые методы: в первом случае работа ведется с одним человеком (респондентом), во втором — с группой. Наиболее ярким примером индивидуальных методов является индивидуальное глубокое интервью, групповыми методами являются все креативные методы, а также метод фокус-групп.

При этом основными методами психологии управления являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — научный метод познания, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Сложность заключается в том, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя, как наблюдателя, оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации — с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам и фактам.

Пример из практики

Метод моментных наблюдений (ММН) — это способ, позволяющий изучать затраты рабочего времени, а также определять фактическую загрузку работников и степень использования оборудования на предприятии.

Н. Порывасва в статье «Аудит рабочего времени. Метод моментальных наблюдений» отмечает, что по итогам применения метода в одной из компаний было установлено, что (в среднем) рабочее время сотрудников отдела распределяется следующим образом: 6% занимает обслуживание рабочего места, 4% — подготовительно-заключительная деятельность, 39% — основная деятельность, 12% — вспомогательная деятельность, 22% — потери рабочего времени, 5% — отдых и личные надобности. В результате загрузка одного сотрудника (в среднем) составляет 55% рабочего времени.

Наблюдение как метод может быть использовано в различных ситуациях. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Во-вторых, наблюдение используется как самостоятельный метод в условиях, когда иные способы получения психологической информации недоступны.

При наблюдении необходимо наличие следующих составляющих:

  • • наблюдаемые — люди, участвующие в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
  • • обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации и особенности воздействия предметного окружения на деятельность наблюдаемых;
  • • цель деятельности группы — случайность или закономерность наблюдаемой ситуации, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа;
  • • социальное поведение — характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;
  • • частота и продолжительность — время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

И. П. Чередниченко и Н. В. Тельных описывают несколько видов наблюдения.

Неструктурированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы.

Если руководитель имеет возможность определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, то открывается возможность проведения структурированного наблюдения, которое он может поручить кому-либо из подчиненных. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

В соответствии с критерием включенности в деятельность коллектива рассматриваются невключенное и включенное наблюдение. Невключенное наблюдение проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома. И роль наблюдателя, и цель наблюдения, в общем, известны. В отдельных процедурах эта форма наблюдения применяется, прежде всего, для определения особенностей поведения людей в процессе труда. Чаще всего с этой целью люди наблюдаются в совершенно особых ситуациях или побуждаются к определенным актам поведения. Так, например, инструктор по вождению автомашины исследует особенности работы ученика на тренажере и т. п. Особенность этой формы состоит в том, что наблюдаемому известна не только задача, стоящая перед наблюдателем, но и его социальное положение по отношению к наблюдаемому.

Включенным наблюдением является такой его вид, при котором наблюдатель непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других — наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. Преимущества этой формы наблюдения заключаются в том, что благодаря непосредственному контакту и знакомству с наблюдаемыми открывается широкий простор для получения информации. Недостатки этой формы состоят в том, что, во-первых, трудно непосредственно фиксировать результаты, так как включенное наблюдение и одновременная запись данных обычно взаимно исключают друг друга; во-вторых, наблюдатель не может оказывать влияние на внешние факторы, ухудшающие условия наблюдения.

Наблюдение может проводиться в разных условиях. Оно называется полевым, если протекает в естественных для наблюдаемой группы условиях, например в рабочем помещении. Привычность обстановки, в которой изучается группа, многое дает для правильного понимания поведения наблюдаемых. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (аудио-, фото-, видсооборудование).

Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков управления или выхода из конфликтов. Каждый из участников деловой игры поочередно выполняет роль, например, руководителя или подчиненного. Для фиксации происходящего все участники школы или некоторые из них ведут запись, затем разбирают учебный пример и, основываясь, среди прочего, на данных наблюдения, разрабатывают рекомендации.

Наблюдение может носить систематический или несистематический характер. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные недели года и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. Среди систематических наблюдений особо выделяются те, в которых наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным процессом, неожиданной ситуацией. В этом случае наблюдаемое явление носит разовый характер.

Несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных границ. Оно может менять период проведения, а также объект и предмет в процессе самого наблюдения по желанию наблюдателя. Как правило, данный тип наблюдения используется при пилотажном исследовании, когда необходимо создать общую картину исследуемого феномена и при этом не ставится цель фиксировать причинные зависимости и закономерности.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурированным, включенным, нолевым и несистематическим.

Основным недостатком метода наблюдения является пассивность. Подчас нужно длительное ожидание, прежде чем объект проявит себя. К тому же есть вероятность, что этот момент может быть упущен или неправильно интерпретирован. Для преодоления недостатка может быть использован другой психологический метод — эксперимент.

Эксперимент — метод исследовательской стратегии, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за определенным феноменом в процессе регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. Эксперимент более сложный и трудно осваиваемый метод сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

Эксперимент рекомендуют проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Общая логика проведения эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые называют контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой замкнутую систему, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем сценарию.

Пример из практики

Эксперименты, проведенные И. Олгменом и Д. Тейлором, были направлены на изучение феномена социального проникновения. В одной из экспериментальных серий пары испытуемых, собиравшиеся по принципу совместимости либо несовместимости, проживали в условиях двухнедельной изоляции в специальном помещении. Члены несовместимых пар демонстрировали развивавшиеся лишь со временем сильно выраженные модели территориального поведения, г. е. они все пространство жилой комнаты вначале воспринимали как общее, а затем начали делить на сферы влияния, четко обозначая предпочитаемые стул, кровать и часть стола. Общение часто носило конфликтный характер, и впоследствии они даже предпочитали не заходить на территорию друг друга. Что же касается совместимых пар, то в поведении их членов сразу же обнаруживался высокий уровень территориальности, т. е. они с самого начала все поделили, однако затем начали пользоваться вещами и пространством друг друга.

Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными (например, введение новой формы поощрения). Характеристики, не участвующие в эксперименте, называются нейтральными (например, режим работы, время года и пр.). Их судьба в процессе эксперимента может сложиться по-разному. В одном случае они могут без постороннего воздействия сами измениться (при этом они получают название переменных), в другом — могут остаться неизменными (при этом они получают название постоянных). В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те процессы, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации и по логической структуре доказательства гипотез.

Психологи сходятся во мнении, что подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

  • 1) определение цели эксперимента;
  • 2) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы;
  • 3) выделение предмета эксперимента;
  • 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • 6) формулировка гипотез и определение задач;
  • 7) выбор индикаторов и способа контроля над протеканием эксперимента;
  • 8) определение метода фиксации результатов;
  • 9) проверка эффективности эксперимента.

Использование эксперимента как способа проверки научных гипотез существенно повышает статус исследований в менеджменте, расширяет управленческие возможности руководителя.

Достаточно популярным методом изучения социальных процессов в малых группах можно считать социометрию — методику изучения социальных явлений в малых группах. Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius — товарищ, компаньон, соучастник и metrum — измерение. В конце XIX в. он впервые был употреблен социологом и психологом Я. Морено в связи с изучением воздействия одних групп на другие.

Исторический экскурс

На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании метода социометрии. За пять межсъездовских лет психологи предприняли значительное количество попыток с целью опробовать метод Я. Морено на практике, и уже на III съезде (Киев, 1968 г.) общества психологов стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений, был заполнен. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященных малым группам и коллективам. Внедрение социометрии в процесс научного исследования связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова.

Использование данных социометрии позволяет повышать производительность труда, смягчать конфликты, способствует выработке и принятию групповых решений. Методологически оправданное и грамотное использование результатов социометрии позволяет сделать серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, что позволяет достигать значимых практических результатов в комплектовании коллективов и повышении эффективности их деятельности.

Основными социометрическими понятиями являются «статус» и «социальная роль». Именно они характеризуют положение личности в группе. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. К несомненным заслугам метода относится то, что он весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены.

Таким образом, с помощью социометрии можно выяснить особенности взаимосвязей между членами группы и некоторые характеристики, присущие группе в целом.

Существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой