PR-образование в России
Существующая система переподготовки и повышения квалификации 11 ро (|>ессорс ко-11 ре и ода вател ьс ко го состава предполагает три формы приобретения необходимых знаний и. умений: защиту диссертации, обучение на курсах повышения квалификации и стажировку. Однако здесь также существуют серьезные проблемы. ВАК пока еще не утвердила специальность «Связи с общественностью» на соискание ученой… Читать ещё >
PR-образование в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В России подготовка специалистов по связям с общественностью началась на факультете международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО) в 1991 г. Сегодня подготовку специалистов по связям с общественностью осуществляют более ста вузов страны. Следует отметить, что содержание подготовки специалистов по связям с общественностью в нашей стране во многом связано с опытом и традициями /^-образования в США и Великобритании.
С 1995 г. обучение по специальности 22 000 — «Связи с общественностью» в российских вузах велось в соответствии с первым Государственным образовательным стандартом по данной специальности, одной из особенностей которого являлась перенасыщенность его содержания журналистскими дисциплинами. В 2000 г. Министерством образования РФ был введен новый Государственный образовательный стандарт, который по своему содержанию существенно отличается от стандарта 1995 г. Это отличие состоит прежде всего в том, что все журналистские дисциплины в нем включены в единый блок под названием «Теория и практика массовой информации». Вместе с этим в содержание нового образовательного стандарта включены такие важные дисциплины, как «Основы теории коммуникаций», «Теория и практика связей с общественностью» и другие, что является вполне оправданным с точки зрения специфики профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью. В соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. специальность по связям с общественностью получила номер 350 400.
Кроме основной формы подготовки специалистов по связям общественностью в нашей стране существуют и другие формы обучения. Это прежде всего краткосрочные курсы подготовки и переподготовки специалистов по связям с общественностью различных специализаций. Так, например, учебно-консультационный центр «АРТ & ИМИДЖ» при Московском государственном университете культуры предлагает девятимесячные курсы для лиц, имеющих высшее образование, по программе «Специалист по связям с общественностью» и по программе «Имиджмейкер-психолог». В программу обучения по специальности «Связи с общественностью» входят следующие дисциплины: политология, социология, логика, основы психологии, маркетинг, рекламное и выставочное дело, теория PR, технология коммуникаций, планирование и программирование PR, PR в государственных структурах, PR в бизнесе, технологии фрайндранзинга, PR в некоммерческих организациях, финансовый PR, техника взаимодействия со СМИ, имиджмейкеринг, технологии устных коммуникаций, избирательные технологии, спичрайтинг, кризисный PR, PR в шоу-бизнесе и спорте. По окончании курсов выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, приравнивающийся ко второму высшему образованию на базе высшего или среднего специального образования, с присвоением соответствующей квалификации.
Общее количество краткосрочных курсов повышения квалификации в области связей с общественностью определить довольно трудно, еще труднее подвергнуть экспертизе их весьма разнообразное содержание.
Одна из актуальных проблем совершенствования системы PR-образования в нашей стране заключается в подготовке профессорскопреподавательского состава. Именно от профессорско-преподавательского состава во многом зависит уровень профессиональной культуры выпускников вузов. Данная проблема активно обсуждается на различных научно-практических конференциях и на страницах профессиональных изданий по PR. Если в США сложилась достаточно четкая система подготовки преподавателей PR для вузов, то у нас такой системы пока нет. Сегодня большинство преподавателей, занимающихся подготовкой специалистов по связям с общественностью, имеют журналистское, филологическое, философское, социологическое, юридическое или иное образование. Все они освоили и продолжают осваивать содержание новых учебных дисциплин методом самообразования. Понятно, что уровень владения освоенным материалом определяется базовым образованием педагога, его способностями, а также той базой, которая была выбрана педагогом для своего профессионального роста; в конечном счете все это проявляется в различии подходов к пониманию содержания и методики новых курсов. Иногда эти различия носят принципиальный характер. Неслучайно на ежегодном всероссийском конкурсе PR «Серебряный лучник» в 2002 г. из 132 работ в номинации «Лучшая работа по теории PR» ни одна не получила первой премии. По оценке эксперта А. Чумикова, теоретические изыски вузовских преподавателей «застыли» на уровне 90-х гг. (Советник, № 1, 2002, с. 12).
Существующая система переподготовки и повышения квалификации 11 ро (|>ессорс ко-11 ре и ода вател ьс ко го состава предполагает три формы приобретения необходимых знаний и. умений: защиту диссертации, обучение на курсах повышения квалификации и стажировку. Однако здесь также существуют серьезные проблемы. ВАК пока еще не утвердила специальность «Связи с общественностью» на соискание ученой степени. Ученые, ведущие исследования по теории PR, защищают диссертации по смежным специальностям — социологии, политологии и др. Что касается курсов повышения квалификации, то и здесь есть немало проблем. Повышение квалификации предлагается в форме постоянно действующих семинаров при некоторых вузах. Содержание образовательных программ на этих курсах опятьтаки определяется теми, кто их предлагает.
Справедливости ради следует отметить, что существенный прогресс в переподготовке и повышении квалификации профессорскопреподавательского состава по связям с общественностью наметился в связи с созданием в 2002 г. Образовательного центра Российской ассоциации по связям с общественностью имени С. Д. Беленкова. Своей миссией Образовательный центр считает профессионализацию образовательной инфраструктуры по связям с общественностью, координацию и объединение деятельности ученых, практиков и преподавателей, работающих в области РР, формирование государственного и коммерческого заказа на образовательные услуги PR-специалистов.
Что касается стажировок, то здесь предполагается полная «свобода» как для тех, кто избирает данную форму повышения квалификации, так и для тех, кто предоставляет данную услугу.
По нашему мнению, данная проблема могла бы быть решена путем создания научных учебно-методических комплексов в результате объединения образовательных учреждений и крупных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью в сфере PR. Повышение квалификации преподавателей в таких комплексах могло бы осуществляться по определенным государственным образовательным стандартам под эгидой Учебно-методического объединения (УМО) и РАСО. Главная задача, которую решали бы данные комплексы, — интеграция теории и практики PR в совершенствовании профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава.
Таковы некоторые проблемы РР-образования в нашей стране и за рубежом.
Контрольные вопросы
- 1. Раскройте основное содержание модели РР-образования по С. Блэку.
- 2. Дайте общую характеристику системы РР-образования в США.
- 3. Дайте характеристику многоуровневой системы подготовки специалистов по связям с общественностью в США.
- 4. Дайте общую характеристику системы РР-образования в Великобритании.
- 5. Дайте характеристику подготовки специалистов по PR в системе краткосрочных курсов в Великобритании.
- 6. Раскройте особенности системы PR-образования в Германии.
- 7. Каковы перспективы развития РР-образования в Германии?
- 8. Дайте характеристику РР-образования во Франции.
- 9. Дайте характеристику РР-образования в России.
- 10. Сформулируйте основные проблемы подготовки специалистов по связям с общественностью в России.