Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Может ли хаос быть свойством Небытия?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, роль эманации в бытии фундаментальна: в трансцендентной концепции, выступая в образе божественного света, она становится символом божественной свободной воли, которая созидает «неправильный», то есть рационально непостижимый для человеческого ума мировой порядок. В имманентной концепции эманация представлена как безличная сила, подобная свету от солнца, которая образует… Читать ещё >

Может ли хаос быть свойством Небытия? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Может ли быть хаос свойством Небытия, как, например, полагал это Платон? Большинство восточных учений утверждают, что хаос не может принадлежать Небытию, так как хаос — это последнее состояние эманации, которая «конструирует» бытие. Это значит, что если в начале эманации «лежит» Небытие, то в конце — хаос. Иначе говоря, хаос выступает «тенью» Небытия в бытии. Однако главное отличие хаоса от Небытия в том, что он как часть бытия — ограничен, в то время как Небытие — безгранично; хаос — подвижен, Небытие — покойно; хаос — сложен, Небытие — просто; хаос — наполнен, Небытие — пусто.

Какова роль эманации в бытии?

Переоценить роль эманации как совокупности четырех этапов перехода Небытия в бытие невозможно.

Заранее оговоримся, что мировая философия знает как минимум две концепции эманации: первая — имманентна миру, то есть присуща ему изнутри, другая — трансцендентна миру, то есть пребывает вне его. Если внутренняя природа эманации присуща индийской, китайской и греческой культурам, то внешняя природа эманации характерна, например, для христианского мировоззрения. Рассмотрим вкратце оба подхода.

Если в христианстве Бог, творя мир из «ничто», кладет пропасть между Собой и своим творением, то эту «пропасть» нужно понимать не физически, а онтологически. Иначе говоря, природа Бога и природа его творений — мира и человека — различны. И если попытаться понять это рационально, то разница заключается в том, что Бог — ничто, а мир — нечто. А это значит, что если природу мира можно понять через свойства Бога — пустоту, простоту, покой и бесконечность, то свойства Бога нельзя понять через природу мира — то есть его наполненность, сложность, подвижность и материальную ограниченность. Так мы получаем онтологическую и гносеологическую пропасть между Небытием и бытием, Богом и миром, где божественный мрак рассеивается божественным светом, который и знаменует собой рождение потусторонней для мира эманации. Иначе говоря, иллюминация, исходящая от Бога, есть одна из модификаций универсальной эманации, которая, к примеру, в «Эннеадах» Плотина означает переход энергии покоя — «энергэмы Блага» — в энергию движения; в каббале она определяет рождение сфер земного бытия; в даосизме иллюстрирует последовательное превращение «одного» в «тьму вещей Поднебесной».

Иная природа эманации — имманентная миру, то есть присущая ему изнутри, не образующая онтологического разрыва, присутствует в мифологической философии греков, китайцев, индусов. По своему содержанию имманентная эманация та же, что и трансцендентная, зато формальный результат дает иной. Если в трансцендентной эманации «точка» — первый этап — не принадлежит миру, а является свободным волюнтативным актом самого Бога, то в имманентной эманации «точка» есть непрерывный процесс перехода Блага в свое инобытие. А это значит, что эманация — излияние энергии в мир будет осуществляться из центра — точки во все стороны зарождающегося пространства, образуя правильную форму тара — космос. Здесь бытие космоса является органическим продолжением Небытия. Зато там, где эманация Небытия себя исчерпывает, там структурно упорядоченный космос окружает безмерный хаос. Следовательно, хаос — как четвертый этап эманационного процесса в трансцендентной концепции — есть результат познавательного несовершенства человека, ибо Бог, творящий мир, всемогущ, и потому неупорядоченности в его творении не существует. Хаос в имманентной концепции есть не только состояние материи, но и окружение, в котором пребывает космическое бытие.

Таким образом, роль эманации в бытии фундаментальна: в трансцендентной концепции, выступая в образе божественного света, она становится символом божественной свободной воли, которая созидает «неправильный», то есть рационально непостижимый для человеческого ума мировой порядок. В имманентной концепции эманация представлена как безличная сила, подобная свету от солнца, которая образует «правильный» порядок — космос.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой