На пороге XXI века и третьего тысячелетия в вопросах войны и мира четко обозначались две тенденции, внушающие одновременно оптимизм и тревогу. С одной стороны, позитивные сдвиги 90-х годов в отношениях между государствами рождают ожидания «мирной эпохи», расширяют возможность одолеть такое зло как война. Формируется многополюсный мир, основанный на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права.
С другой стороны, как это не парадоксально, возникли новые реальные угрозы для безопасного существования человечества. Они связаны с действующей тенденцией к утверждению однополюсного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы, военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики. Многие регионы и отдельные страны оказались перегруженными острыми противоречиями и конфликтами. Великие державы вместо того, чтобы ухватиться за благоприятную возможность и перейти к решительной демилитаризации, сохраняют преимущественно традиционные походы к военному строительству, характерные для времен разгара «холодной войны» .
В связи с этим для государств, особенно малых, исключительно актуальной стала проблема обеспечения военной безопасности. История учит, что малые государства нередко подогревали аппетит своих более крупных и влиятельных соседей, что часто приводило к войнам. Малые государства также могут испытывать трудности в организации своей социально-экономической жизни и обеспечении безопасности, учитывая размеры территории, населения и ограниченность ресурсов.
Малые государства могут, конечно, выживать и даже процветать, обеспечивать мирные условия жизни, однако это, как правило, происходит за счет более крупных соседних государств. Находясь в составе СССР, Армения вносила посильный вклад в обороноспособность великой державы, которая гарантировала надежную военную защиту национальных интересов всех входящих в союз республик. С обретением независимости возникла необходимость создания принципиально новой концепции военной безопасности Республики Армения (РА) как суверенного государства.
Актуальностьтемы диссертационногоисследования обусловливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, возросшим значением безопасности как глобальной ценности. человечества, основного условия стабильного развития государств мирового сообщества, сохраняющейся значимостью такого ее компонента как военной безопасности в условиях соперничающих / центров силы.
Во-вторых, необходимостью фундаментальных исследований проблем соответствия потенциала военной безопасности государства происходящим изменениям в содержании, характере, стратегии современной войны и средствах ее ведения, разработки" научно-обоснованной долгосрочной программы совершенствования материальных и духовных компонентов данного феномена.
В-третьих, потребностями формирования новой системы обеспечения военной безопасности Армении, продиктованными новой геополитической ситуацией, сложившейся в мире, переходом к новому общественно-экономическому устройству, новой государственности, новому политическому режиму. Нынешний период в развитии международных отношений открывает для Республики Армения новые возможности обеспечения своей военной безопасности, но сопряжен с рядом угроз ее общенациональным жизненно важным интересам.
В-четвертых, кризисным состоянием армянского общества, охватившим все стороны общественной жизни — политическую, экономическую, духовную, военную и др. В сложившихся условиях, когда значительно ограничены экономические, политические и собственно военные возможности Армении, объективно необходима новая парадигма организации и использования доли совокупного национального потенциала, расходуемого на поддержание и укрепление гарантий военной безопасности государства.
В-пятых, необходимостью теоретического осмысления угроз военной безопасности Армении в историческом и современном геополитическом измерении, новых условий, которые порождают, а в ряде случаев и обостряют противоречия военной безопасности государства, исследования источников военных опасностей и угроз национальным интересам РА, целей и задач по их предупреждению, пресечению и нейтрализации, определения места и роли вооруженных сил в системе обеспечения военной безопасности государства.
Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях складывается определенная совокупность внешних и внутренних условий, требующих организации и осуществления продуманной, целенаправленной и эффективной деятельности государства по формированию и функционированию"."военной безопасности РА.
Между тем очевидно, что практическое осуществление такой деятельности должно опираться на научную концепцию военной безопасности государства, глубокую философско-политологическую проработку с точки зрения формирования ее возможной модели.
Степень научной разработанности темы. Проблема военной безопасности государства привлекает пристальное внимание как гражданских, так и военных ученых-гуманитариев. Представление об уровне ее философско-политологического осмысления можно составить на основе значительного круга научных работ, относящихся к различным периодам развития гуманитарного и военно-научного знания. Эти работы условно можно представить следующими основными группами.
Первую группу составляют работы, посвященные проблемам национальной безопасности1. В философско-политологическом осмыслении этих проблем существует немало трудностей, поскольку они составляют новое направление в развитии современной российской и армянской теоретической мысли, а исследования в этой области находятся на начальной стадии своего становления. Тем не менее, в.
1 См.: Арбатов А. Г. Россия: национальная бошпаспоеп. н 00-о годы //Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 4. — С. 5−15- - № 5 С. 5−18- Голубев В. И., Пусько В. С. Ниционильния безопасность. — М.: ВУ, 1997; Еюрои А. Д. О ниционилыюй бсзописности и военно-политической стратегии государства // Социологические исследования. — 1994. -№ 3. — С. 40−45- Информационный сборник «Безопасность». — 1995, — № 9- Митрохин В. И. Концептуальные основы национальной безопасности России // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6- Концепция национальной безопасности Российской федерации в 1996; 2000 годах. — М.: РАУ — Корпорация, 1995; Лобов О. И. Совет безопасности России и национальные интересы страны // Международная жизнь. — 1995. — № 10. — С. 13−22- Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества/ Сб. материалов семинара. — М.: ИСПИ РАН, 1994; Манилов В. JI. Угрозы национальной безопасности России//Военная мысль. — 1996. — №Ц Национальная доктрина России /проблемы и приоритеты/. — М.: Агентство «Обозреватель». — 1994. — № 5−8- Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество / Антипов В. М., Бельков O.A., Большаков А. П. и др. — М.- РАУКорпорация, 1995; Цигичко В. Н. Геостратегические аспектыконцепции национальной безопасности России // Военная мысль. — 1996. — № 5. -С.21−26. последние годы вышли в свет некоторые работы, в которых предприняты плодотворные попытки философско-политологической рефлексии проблем национальной безопасности.
Ко второй группе относятся исследования военных ученых, в которых анализируются проблемы военной политики государства, военно-политических отношений, воинской деятельности, войны, мира и армии, различных военных аспектов безопасности России, что обогащает теоретический потенциал исследования проблем военной безопасности Республики Армения1.
Военные авторы внесли существенный вклад в изучение военно-политических проблем, особенно в период 70−80-х годов. При этом они опирались на марксистско-ленинскую парадигму, которая предполагала исследование этих проблем через призму классового подхода, «одномерный» взгляд на военно-политические процессы и отношения.
С конца 80-х годов исследование военно-политических проблем.
1 См.: Амирян В. А. Военно-политическая обстановка: методология и методика оценки: Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М, ГА ВС, 1992; Армия и общество. — М.: Прогресс, 1990; Вершилов С. А. Культура военной безопасности России (Социально-философский анализ): Дис., канд. филос, наук, — М, 1998; Варченко И, Г>, Военная политика России н переходный период: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: ГА ВС, 1994; Военная политология,.
Ч. I, II. — М.: ВУ, 1996; Герасимов A.B. Общественное мнение и военная полигика /Политологический анализ/. — М.: ГЛ ВС, 1994; Герасимов A.B. Военная безопасность России и проблемы ее обеспечения. — М.: ВА БТВ, 1998; Демократизация общественной жизни и военная безопасность: Матер, межд. конфер. — М.: ГАВС, 1994; Гуськов Ю. В. Армия в политической системе современного общества /на опыте России/: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: ГА ВС, 1993; Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). 2-е изд. — М., 1998; Клокотов Н. П., Касенков М. М. Военная безопасность России: декларации и реалии // Военная мысль. — 1993. — № 8. — С. 2029. Серебрянников В. В. Социология войны. — М.: Научный мир, 1997; Серебрянников В. В, Дерюгин Ю. И. Социология армии. — М.: ИСПИ РАН, 1996., Смирнов В. Н. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. — М., 1996; Ткачев В. В. Обеспечение военной безопасности России как системная проблема // Военная мысль. -1996. — № 3. — С. 11−14- Чебан В. В Геополитическое положение и военная безопасность России. -М., 1997; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства: (Социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. наук. — Монино, 1998. современности стало обогащаться новыми подходами, отражающими плюрализм научных позиций, идей, точек зрения, ранее казавшихся несовместимыми и идеологически недопустимыми. Естественно, возникли трудности с корректным определением методологических основ анализа военно-политической проблематики. Этим в определенной мере можно объяснить тот факт, что анализ военных вопросов безопасности, с точки зрения новых подходов, сегодня развертывается крайне медленно и осуществляется в сравнительно узком поле.
Третья группа включает научные публикации, отражающие результаты исследования общих проблем, с которыми сталкивается и которые решает Республика Армения после провозглашения независимости1. В рамках этого направления проблемы военной безопасности Республики Армения раскрываются либо одновременно с исследованием внутренних процессов и внешних связей Армении с учетом ее исторического духовного наследия и современных приоритетов, состояния и перспектив сотрудничества Армении и России, ее позиции в карабахском конфликте2, либо в плане рассмотрения.
1 См.: Армения: проблемы независимого развития / Под обш. ред. Е. М. Кожокина: Рос. Инт стратегии, исслед.- М., 1998. — 594 е.- Армения глазами журналистов.-М., 1999; Искандарян А. Национальные интересы и ожидания Армении за пределами регионального конфликта / Страны СССР и европейская безопасность. — М.: Междунар. отношения, 1994; Карапетян А. Р. Политический и социально-экономический кризис в Армении: анализ ситуации и пути выхода .- М.: Книжный мир, 1998; Куртов А. Армения: тяжкое бремя суверенитета II Обозреватель / РАУКорпорация, — 1999, — № 1, — С. 32−36- Мещеряков В. Армения: стратегия выживания II Азия и Африка сегодня.- 1998, — № 4, — С.7−16;
2 См.: Агаян Ц. П. Россия в судьбах армян и Армении / Арм. ин-т политологии и межд. права. — 1994; Бочарников И. В. Военно-политические интересы России в Закавказье: исторический опыт и современность: Дис.. канд. полит, наук. — М., 1996; Гушер А. На южных рубежах России // Международная жизнь. — 1997. — № 9. — С. 91−98- Карапетян А. Российская политика в Закавказье в постсоветский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 1997. — № 4. — С. 54−68- Фейгин М. З. Закавказский узел // Новый мир. — 1998. — № 9. — С. 134−155. военно-политического курса, социальной роли и специфики строительства Вооруженных сил РА1.
Отдавая должное вкладу многих исследователей в разработку данной проблемы, отметим, что их труды закладывают теоретические основы и методологические ориентиры философско-политологического анализа военной безопасности государства с учетом опыта Республики Армения. При этом важно подчеркнуть, что проблемаПформйрования и функционирования, военной безопасности РА в прямой постановке не исследовалась, а изучалась лишь фрагментарно, в контексте решения других задач. Данное обстоятельство существенно снижает эффективность научно-познавательной и практической деятельности субъектов по укреплению военной безопасности Армении.
С учетом актуальности и научной разработанности проблемы автор определил цель исследования, которая состоит в осуществлении философско-политологического анализа военной безопасности государства и системы ее обеспечения на современном этапе становления Республики Армения.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования, последовательность их решения:
— рассмотреть сущность и содержание военной безопасности государства как одного из специфических видов национальной безопасности;
— раскрыть основные элементы системы обеспечения военной.
1 См.: Вооруженные силы Республики Армения: (статьи) // Красная звезда. — 1998. — 14 ноябряДенисов В. Реформы заставляют торопиться не спеша: (Армия Армении) // Красная звезда. — 1996. — 18 июняМурашкина C.B. Политика США и НАТО в регионе Закавказья // Информ. сб. по зарубежным странам и армиям. Вып. № 4. — 1999. — С. 43 — 60. Тищенко Г. Г. Вооруженные силы и военно-политический курс Армении / В кн.: Армения: проблемы независимого развития. — С. 555−566. безопасности государства и особенности ее функционирования в Республике Армения;
— выявить состояние и проблемы формирования военной безопасности Армении в историческом и современном измерении;
— обосновать основные направления обеспечения военной безопасности Республики Армения в современных условиях и практические рекомендации, направленные на укрепление ее военной безопасности.
Общетеоретическуюиметодологическуюоснову диссертационного исследования составляют философские идеи выдающихся мыслителей прошлого и современности по проблемам политики, войны, мира и армии, роли государства в механизме регулирования отношений безопасного бытия, социальной природы, сущности и исторических судеб военного насилия, его роли в обеспечении национальной безопасности государства в современных условияхположения нормативно-правовых актов РА по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности.
В работе широко используются материалы международных и региональных конференций, труды российских и армянских ученых по проблемам обеспечения национальной — и военной безопасности, публикации в научных и общественно-политических журналах, средствах массовой информации. В исследовании использовались методы философско-политологического анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и другие.
Эмпирическую базу исследования составили: результаты анализа основных документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению национальной и военной безопасности РА, и практического опыта военно-политической деятельностистатистическая информация о состоянии и развитии основных сфер жизнедеятельности армянского общества и государстваконтент-анализ источников,—документов, архивных материалов и периодической печатиличный опыт практической работы и наблюдения автора, касающиеся эволюции военного строительства в Армении.
Научная новизна исследования определяется достигнутыми в процессе решения поставленных задач теоретическими результатами, обобщениями и выводами, которые в развернутом виде предполагается вынести на защиту. В обобщенном виде она заключается в том, что диссертация является, по существу, первым многоплановым политологическим исследованием военной безопасностиРеспублики Армения.
В более конкретном выражении научная новизна диссертации заключается: в осуществлении философско-политологического анализа поенной безопасности государства как специфического вида национальной безопасностив раскрытии структуры, содержания основных элементов системы обеспечения и функций военной безопасности государствав обосновании потенциала и состояния военной безопасности Республики Армения на современном этапе ее становленияв рассмотрении основных направлений обеспечения военной безопасности РА в современных условияхв выработке рекомендаций по укреплению военной безопасности Армении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что.
12 его результаты, положения и выводы непосредственно^выходят на практические задачи обеспечения военной безопасности РА. В настоящее время Армения находится на переломном этапе независимого развития, постепенно постигает свою модель безопасности. В этой связи теоретический анализ поставленных в диссертации проблем позволяет сформулировать и предложить ряд рекомендаций органам военно-политического управления по созданию и реализации концепции национальной и военной безопасности РА.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации. Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования излагались на военно-научной конференции слушателей академии (апрель 1999 г.), содержатся в информационно-аналитических материалах, подготовленных с участием автора, и публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Выводы по второй главе:
1. Современный период в развитии международных отношений открывает для Республики Армения новые возможности обеспечения военной безопасности, но сопряжен с рядом угроз, связанных с изменением ее положения в мире и сложностями в проведении внутренних реформ. Характер новых межгосударственных противоречий не гарантирует человечество от войн и вооруженных конфликтов. Поэтому проблема военной безопасности Армении приобретает чрезвычайно важное значение.
2. После обретения независимости Республика Армения намерена решительно и твердо укреплять свою военную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Армения придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ, рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности, содействует прекращению региональных конфликтов.
3. Военная безопасность Республики Армения обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Для предотвращения войны ивооруженных конфликтов Армения отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Армении требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи. В обесп’е’чрнии своей военной безопасности Армения ориентируется прежде всего на Россию и сильную национальную армию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Высшая цель политики — создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов. Но не просто «какого-то» общества и государства, а совершенно конкретного, исторически сложившегося^ обладающего ярко выраженными объективными национальными чертами и особенностями, культурными, историческими и иными традициями. Именно поэтому постоянной и важнейшей политической задачей является обеспечение национальной безопасности.
На долю Армении за его многовековую историю выпало немало тяжелых испытаний. Армянский народ сумел в условиях чужеземных нашествий, порабощения, раздела территорий, геноцида, массовой эмиграции отстоять и сохранить свои главные национальные ценности — веру, язык, культуру, трудолюбие, творческий потенциал. 3ащшцая свою свободу и независимость, народы Армении и России оказывали друг другу бескорыстную помощь, кровью скрепили свое братство в борьбе с германским фашизмом.
Социально-политические и экономические изменения, происходящие в сегодняшней независимой Армении, исключительно масштабны. Связь между разворачивающимися процессами трансформации и проблемами национальной (военной, не в последнюю очередь), должна стать объектом самого пристального изучения и внимания со стороны политиков и ученых. При этом следует опираться на имеющийся исторический опыт и современную концепцию национальной и военной безопасности.
Отсюда ясно, насколько армянское общество, его политические и военные институты заинтересованы в получении глубоких знаний о сущности и функциях военной безопасности, предпосылках, особенностях и системе ее обеспечения в современных условиях. Органам военно-политического управления РА необходимо знать потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности и на этой основе уметь сформировать надежную, отлаженную и эффективно функционирующую систему военной безопасности государства.
Проведенный философско-политологический анализ военной безопасности государства на опыте Армении позволяет сделать ряд выводов теоретического и практического характера.
1. Национальная безопасность страны представляет собой состояние государства и общества, при котором они способны и готовы к локализации и блокированию потенциальных и реальных угроз, опасностей и рисков, к защите жизненно важных национальных интересов. Она означает защищенность личности — ее прав и свободсоциальных и национальных групп — их статуса, функциональных ролей, самобытностиобщества — его историческихикультурных, материальных и духовных ценностейгосударства — его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя. Все эти уровни взаимосвязаны. Приоритеты здесь носят ситуативную основу и могут меняться в зависимости от обстоятельств.
И сейчас, и в обозримой перспективе вооруженные конфликты и войны останутся неотъемлемой частью политики. Именно поэтому не может быть надежной национальная безопасность, не имеющая военного обеспечения. Именно поэтому неотъемлемой и обязательной частью политики национальной безопасности является военная деятельность государства, В данном случае военный фактор выступает как одна из сторон более широкой системы безопасности.
Военная безопасность — это такое состояние государства и гражданского общества, при котором они способны защитить жизненно важные национальные интересы от внешних и внутренних опасностей и угроз, связанных с демонстрацией или применением военной силыэто сфера деятельности государства и гражданского общества, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для предупреждения и отражения возможной агрессии. Военная сила является главным инструментом обеспечения военной безопасности, хотя это вовсе не означает, что она должна постоянно применяться в качестве таковой. Уже само существование военной силы является важным фактором обеспечения национальных интересов, регулирования межгосударственных и внутригосударственных отношений.
Теория и практика военной безопасности опирается на политические (военно-политические) и военно-доктриальные установки государства. Военная безопасность не только связана с другими сферами общественной жизни, но и проникает в них, синтезирует в себе другие элементы национальной безопасности. Однако прежде всего она, в большей степени, чем другие виды национальной безопасности, связана с политикой и ее составной частью — военной политикой:——————;
Эта связь реализуется в политике военной безопасности, сущностью и главным предназначением которой является создание военной организации, опора на военную силу и ее применение для защиты коренных интересов всех объектов национальной безопасности. Выполняя это свое предназначение, политика военной безопасности призвана прежде всего определить возможность, необходимость и пределы применения военной силы для защиты национальных интересов от военных опасностей и угрозопределить количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направить процесс военного строительстваопределить методы применения военной силы, способы выявления, предупреждения и парирования военных опасностей и угроз.
2. Военную безопасность следует рассматривать не как спонтанно осуществляющийся процесс, а как специально создаваемую и реализуемую государством (нацией) систему, в которую целесообразно включить следующие элементы: субъект (субъекты) военной безопасности — это конкретные официальные и неофициальные институты, органы, организации и лица, действующие в системе военной безопасностиобъект (объекты) военной безопасности — это необходимые, жизненно важные национальные интересы, которые могут быть защищены субъектом (субъектами) от военных угроз и опасностей с использованием средств вооруженного насилияпредмет" военной безопасности — это ее цели, задачи и направления по предупреждению, пресечению и нейтрализации военных опасностей и угроз жизненно важным национальным интересам, а также созданию мирных условий для развития страныпринципы и нормы обеспечения военной безопасности, которые положены в основу ее функционирования, действия всех ее субъектовсредства, способы и методы обеспечения военной безопасности, которые могут использоваться субъектом (субъекгами) в процессе ее формирования и функционирования.
В основе системы военной безопасности лежат национальные интересы, которые могут быть представлены в следующей иерархии: а) на глобальном уровне — активное и полноправное участие Армении в построении такой системы международных отношений, которая обеспечит ей безопасное существование и устойчивое развитие, достойное место в мировой политике, соответствующее ее экономическим, политическим и военным возможностям и потребностямб) на постсоветском пространстве — национальные интересы Армении состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и совершенствовании сотрудничества между ними на взаимной основев) на региональном уровне — национальные интересы сводятся к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению позиций Армении в рамках региональной интеграции в Закавказье.
3. Главная цель обеспечения военной безопасности — создание благоприятных внешних условий существования и прогресса Республики Армения, предотвращение военной агрессии путем поддержания военной мощи государства на уровне, гарантирующем адекватное реагирование на существующие и потенциальные военные угрозы национальным интересам и безопасности Армении.
Применительно к современному этапу развития Республики Армения, военная безопасность имеет свою специфику, которая выражается в следующем: существование потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ государства (карабахский конфликт) — ограниченность сырьевых, трудовых и мобилизационных ресурсов, необходимых для организации обороны страныотсутствие концепции национальной и военной безопасности, неразработанность нормативно-правовой базы строительства и развития национальных вооруженных сил,.
Неотъемлемым компонентом системы военной безопасности являются принципы и нормы ее обеспечения. К основньгм принципам обеспечения военной безопасности государства относятся: сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельностиэффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на нихдостаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использованиесоответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасностиненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
В структуре военной безопасности есть необходимость специально выделить такой элемент как силы и средства ее обеспечения. К силам обеспечения военной безопасности относятся государственные структуры, непосредственно участвующие в предотвращении и преодолении военных опасностей и угроз жизненно важным национальным интересам страны: это вооруженные силы, пограничные, внутренние, другие войска и специальные вооруженные формирования.
Однако иметь мощные силы еще недостаточно для обеспечения военной безопасности государства. Нередко решающую роль в успешном достижении такой цели играют оптимальный выбор, рациональное и эффективное использование средств и способов обеспечения военной безопасности.
4. Любое государство располагает определенными, как правило, не одинаковыми возможностями в создании своего потенциала, необходимого для обеспечения своей военной безопасности и накапливаемого на случай войны. Однако этот потенциал не реализуется сразу, полностью и окончательно. Он существует в виде способности и готовности к отражению возможной агрессии, к защите национальных интересов.
Потенциальные возможности государства определяются совокупностью тех потенциалов, которые характеризуют его мощь. Совокупный потенциал является важнейшим показателем, характеризующим то или иное государство с точки зрения его возможностей в целом. Он включает: экономический, социальный, политический, научно-технический, духовный потенциалы. Основой потенциальной совокупной и оборонной мощи государства является экономический потенциал, который составляет фундамент всех других потенциалов, поскольку они предполагают соответствующее экономическое обеспечение.
В наше время усиливается самостоятельная ценность экономических, научно-технических, культурных и иных факторов в укреплении военной безопасности. Возникло противоречие между тенденцией снижения удельного веса военного потенциала в гара! ггироваш?ом обеспечении военной безопасности страны и все еще 'существующим традиционно приоритетным социальным заказом на военную силу в решении спорных проблем. Разрешить это противоречие непросто даже большим, богатым и внутренне стабильным государствам, но чрезвычайно сложно это сделать малым странам, тем более если они переживают серьезные трудности в экономике, политике, военной области, социальной и духовной сфере.
Практика показывает, что абсолютизация военного компонента национальной безопасности, наращивание военной мощи может не только нарушить равновесие сил в мире, но и серьезно подорвать экономику государства, научно-технический, духовно-культурный рост, нарушить его внутренний баланс затрат на созидание и предполагаемую защиту от военных угроз и опасностей. В свою очередь, недооценка значимости эффективной военной безопасности может стимулировать агрессию со стороны других государств.
5. Содержание комплексного анализа состояния военной безопасности Республики Армения можно представить как последовательное решение ряда задач, объединённых общей целью, а именно: 1) оценка реального геополитического положения страны, угроз ее военной безопасности в историческом измерении- 2) изучение логики и тенденций развития военно-политической ситуации в мире и Закавказском регионе- 3) исследование влияния политики США, НАТО и России на национальную и военную безопасность РА- 4) характернаправленность военно-политических отношений Армении с соседними государствами- 5) анализ внутренних условий, степени соответствия совокупного потенциала и оборонной мощи страны решению проблем противодействия военным угрозам и опасностям.
В обозримой перспективе развязывание прямой военной агрессии против РА маловероятно. В то же время увеличивается вероятность втягивания ее в региональные военные конфликты различного масштаба и интенсивности. Основными угрозами военной безопасности РА являются: попытки вмешательства во внутренние дела Армении и насильственного свержения конституционного строявозможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее границсоздание (наращивание) группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса силрасширение военных блоков и союзовстремление ряда государств и политических сил к разрешению имеющихся противоречий с использованием военной силыпланирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управленияорганизованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности РА.
После обретения независимости Республика Армения намерена решительно и твердо укреплять свою военную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опытдемократического развития страны. Главная сложность для Армении будет состоять в том, чтобы избежать вооруженных конфликтов со странами, претендующими на роль мировых центров силы. У РА должны появиться ясно обозначенные жизненно важные национальные интересы, для защиты которых она может пойти на использование военной силы.
В современных условиях для обеспечения военной безопасности Армении необходимо проявлять свою геополитическую активность, а не пассивно наблюдать за развитием событий в регионе и мире, чтобы не оказаться в одном из качеств: а) буфера между соперничающими военно-политическими силами или союзника одного из мировых и региональных центров силб) пространства сведения счетов между враждующими группировками государствв) резерва для пополнения материальных, военных и интеллектуальных ресурсов соперничающих сторон, которые по своему развитию и активности в международной жизни вырвались далеко вперед.
Армения придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ, рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности, содействует прекращению региональных конфликтов.
Военная безопасность Республики Армения обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средетв нгресурсов. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Армения отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Армении требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи. В обеспечении своей военной безопасности Армения ориентируется прежде всего на Россию и сильную национальную армию.
6. Процесс и теоретические результаты исследования дают возможность предложить ряд рекомендаций, направленных на решение целого комплекса задач в сфере военного строительства.
Прежде всего, сформулированные в работе выводы могут способствовать, во-первых, внесению корректив в проводимую на государственном уровне военную политику, уточнению ряда военно-теоретических и военно-доктринальных положений, приведению их в соответствие с международными правовыми нормами, принципами демократического правового государства и гражданского обществаво-вторых, обеспечению количественно-качественнога—соответствия состояния системы военной безопасности потребностям и возможностям общества, государства в поддержания надежной безопасностив-третьих, разрешению противоречий формирования и функционирования военной безопасности РАв-четвертых, выстраиванию Военно-политической деятельности, направленной на создание надежной, стабильной и эффективной системы военной безопасности Армении.
Одна из главных задач исследования заключалась в научно-теоретическом и методологическом обеспечении деятельности субъектов военной безопасности — государственных институтов и органов военно-политического управления, осуществляющих военное строительство в РА. Поэтому результаты и выводы работы могут быть использованы в интересах повышения уровня философско-политологической подготовки государственных служащих и военных кадров руководящего звена. Военным ученым и педагогам ВВУЗов Министерства обороны РА материал диссертации предлагается использовать в следующих целях:
— при проведении занятий по социальной философии, политологии, социологии и др.;
— для разработки и включения в тематический план темы: «Военная безопасность государства: сущность и система обеспечения.» ;
— для подготовки на базе теоретического и эмпирического материала данного исследования учебно-методических пособий.
Ряд положений и идей, сформулированных в настоящей работе, могут способствовать интеграции усилий научной общественности, государственных, общественных организаций, органов военного управления в деятельности по укреплению военной безопасности Республики Армения.
Проведенное исследование отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную проблему военной безопасности государства. Автор не претендует на полноту изложения темы, на окончательность решения предложенных вопросов.