Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром — знаниями, нравственными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.
Целью и задачей данной работы является рассмотреть типы мировоззрения, которые сложились на протяжении всей истории человечества.
1.Философия и мировоззрение. Основные типы мировоззрения.
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д.
Мировоззрение обладает основными элементами. Это ответы на вопросы бытия — о возникновении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении человека в этом мире.
Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.
1.1.Мифологическое мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение — это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Миф, выражая мысли в поэтической, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos — учение) значение. Отвечая на многочисленные «почему», он предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, явлений. Среди мифов каждого народа присутствовали такие, которые объясняли происхождение природы и человека, место человека в мире. Имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем — шаманы, среди мифов начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.
Характеристика мифологического сознания:
1) Синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.
2) Нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия.