Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний момент представляет реальный научный интерес позиция ряда исследователей, археологов-антропологов, генетиков, которые не расходятся в своих суждениях с эволюционной теорией Ч. Дарвина, а видят в ней фундамент для обоснования параллельной животному миру эволюции человека. Суть в том, что в конце XX — начале XXI в. были сделаны уникальные археологические находки останков… Читать ещё >

Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антропогенез (грек, anthropos — человек, genesis — происхождение) .

Сколько существует человечество, столько времени и идут споры о происхождении человека. Мы с вами обозначим основные точки зрения на этот важнейший вопрос и дадим ему философскую оценку, то есть определим ту позицию, которая отражает материальную картину мира (пространство, время) и движение в ней систем, начиная с неживых (неорганических) и заканчивая социальными.

Современная антропология располагает несколькими концепциями происхождения человека:

  • — креационизм;
  • — космологизм;
  • — теория эволюции (естественнонаучная теория);
  • — концепция философской антропологии.

Детально раскрывать каждую из них мы не будем, так как они в определённой мере определяли концепции образа человека, приведённые нами выше, но обозначим суть первых трёх и более подробно остановимся на четвёртой, так как она представляет собой методологическое обоснование происхождения жизни на Земле и появления на ней человека.

Первая — креационизм

Суть её корнями уходит в Средневековое прошлое: мир и человека создал Бог. Креационисты утверждают догматы о том, что Земля была создана 10 000 лет назад, а окаменелости, найденные археологами, являются результатом Всемирного потопа. Бог творец всего. Задача человека — поклоняться Богу, верить в божественный промысел и ожидать потустороннего мира и дальнейшей «жизни» в нём в зависимости от приоритетов своих мирских поступков — в аду для грешников или в раю — для праведных. Причём, эта точка зрения не имеет принципиальных противоречий в трёх мировых религиях — христианстве, исламе и буддизме по основному вопросу — происхождению мира. Отличия существуют лишь в тонкостях теологических построений, относящихся к обоснованию сути земного человеческого бытия. Креационизм полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора.

Вторая — космологизм

Суть концепции заключается в следующем: человек на Земле своим появлением обязан внеземным цивилизациям. Они обеспечили появление человека на нашей планете; в данное время инопланетяне наблюдают за его эволюцией и развитием, не вмешиваются в этот процесс, а нашу планету считают неким космополигоном для своих исследований. И первая, и вторая концепции достаточно понятны для обыденного восприятия и принимаются людьми только на веру, без доказательств: либо Бог, либо Космос. В космологизме отдельно представляемые явления, в частности, некие НЛО, либо абстрактны, либо предлагаемы на веру, либо это элементы человеческого шарлатанства. Наука же требует множественности фактов, явлений, представляющих закономерности, обладающие объективностью, существенностью, устойчивостью, необходимостью, повторяемостью.

Третья — теория эволюции, естественнонаучная теория

Она основана на множестве археологических, биологических, зоологических и иных данных исследованиях многопрофильных специалистов и, прежде всего, открытиях Чарлза Роберта Дарвина — английского естествоиспытателя, совершившего многолетнее кругосветное путешествие, в ходе которого им исследовались как континентальные геологические участки суши, так и отдельные островные образования на предмет объяснения происхождения и развития животного и растительного мира, а также геологического движения. В 1831—1836 гг. на английском бриге «Бигль» под командой капитана Роберта Фиц-Роя (1805—1865 гг.) он совершил это уникальное для научного познания кругосветное плавание в качестве натуралиста экспедиции. Итог — пять томов зоологических и три тома геологических результатов. Биологические и геологические открытия и наблюдения Ч. Дарвина в Южной Америке, на Галапагосских островах и в других местах заложили основания его эволюционной теории, благодаря которой были предметно обозначены объективные связи процессов и явлений в биотической природе, установлена изменяемость видов животного и растительного происхождения и преемственность между ними. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека в ходе земной эволюции. Но никогда учёный не говорил о происхождении человека от обезьяны, а лишь утверждал, что у нас и человекообразных обезьян есть общий прародитель и не более того.

Для понимания происхождения человека в исследованиях Ч. Дарвина важен момент эволюции, то есть биоразвитие от низшего к высшему, наличия в низшем биотическом элементов для роста высшего и снятия в высшем низшего. В эволюционном процессе человека философии важно понимание всех объективных факторов, способствовавших его становлению, как абиотических, так и непосредственно биотических. Параллельно с пониманием объективных факторов эволюционного (дарвинистского) процесса преображения «био» в «социо» важна деятельностная (природно-общинная) связь, которая предполагает комплексный подход, включающий такие модусы, как охоту (способствовала формированию способностей), хозяйственно-бытовое взаимодействие (индивидуальный и коллективный труд), язык (речь, общение, передача информации), разнообразные формы этнических и брачно-семейных отношений. Главное для человека заключалось в целевом осуществлении собственных действий (в отличие от животного мира). В результате исторически долгих, но закономерно необходимых стадий, как-то — приспособления к окружающей природной среде, выпрямления и прямохождения, освобождения передних конечностей от ненужных функций, формирования сознания, развития мышления, достигалось функциональное единение отдельных индивидов, происходило формирование групп (племён), возникла потребность в общении, передаче и сохранении информации. По мысли К. Маркса первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление стали решающими факторами превращения примата в человека. Главное же в становлении человека заключалось в том, что он (примат) мог в отличие от животного делать универсальные операции, которые в биотическом мире носили одномерный характер: паук плёл паутину, пчела вылепливала соты, медведь устраивал берлогу, львы делали загон, а человек все эти условнорефлексорные действия мог не только повторять, но и видоизменять, создавать новое, творить отсутствующее в природе. Динамика первобытного человекоподобного представляется, как приспособление — выпрямление — разум: homo ergaster — homo erectus — homo sapiens. Важную роль в становлении будущего человека и формировании его сознания играл пищевой рацион, включающий естественные продукты не только растительного, но и животного (белкового) происхождения — мясо, а также рыбу (при наличии водных бассейнов). Мозг будущего человека в силу этого получал широкий набор микроэлементов (витаминов), необходимых для его социального функционирования. Кроме того, совместная охота и рыбалка, существенно пополняя пищевую корзину первобытных людей, способствовали формированию и развитию ремесленных способностей человека.

Дарвин Чарлз Роберт (1809−1882 гг.), английский естествоиспытатель, биолог, магистр наук, член Королевского общества (1845 г.), иностранный член Петербургской Академии наук (1867 г.). Родился в семье врача Роберта Дарвина в небольшом городе Шрусбери, где окончил среднюю классическую школу. Не проявляя интереса к преподаваемым в школе предметам, он увлекался одинокими длительными прогулками в окрестностях города, собирая коллекции насекомых, охотился и рыбачил. Вместе с братом Эразмом самостоятельно занимался химией. После школы в 1825 г. продолжил обучение в университете Эдинбурга (по курсу медицины), а в 1828 г. по настоянию отца перешёл в Кембридж, где продолжал обучение по курсу теологии, готовясь стать священником. Изучая университетские дисциплины и расширяя свои знания, Чарлз увлёкся вопросами естествознания и приобрёл в этой области обширные познания, что позволило профессору этого университета Ген ело рекомендовать его в 1831 г. в экспедицию в качестве натуралиста в команду на бриг «Бигль». Ещё в Эдинбурге Дарвин сблизился с людьми, занимавшимися геологией и зоологией. Среди них были Роберт Грант, впоследствии профессор зоологии в Лондоне и Вильям Макджилливрей — хранитель Музея естественной истории Эдинбургского университета. Чарлз стал членом студенческого естественнонаучного кружка, в котором сделал свои первые теоретические доклады. В Кембридже он сблизился с группой молодых энтомологов и особенно с профессором ботаники Джоном Стивенсоном Генсло (1796−1861 гг.), основателем естественнонаучного Рее веко го общества. Большое влияние на Дарвина оказали, прочитанные им перед выпуском из Кембриджского университета, работы астронома Дж. Гершеля «Введение в изучение философии естествознания» и Александра Гумбольдта «Описание путешествия в Южную Америку». В результате кругосветного путешествия впоследствии Ч. Дарвиным были изданы «Зоологические результаты путешествия на «Бигле» «(5 томов, 1839−1843 гг.), «Строение и распределение коралловых рифов» (1842 г.), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844 г.), «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846 г.), монография о современных и ископаемых усоногих раках в 4-х томах (1851−54 гг.). Итогом его научного труда является фундаментальная публикация «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.).

Ч. Дарвин являлся добропорядочным отцом и мужем. В его в семье было десять детей, правда трое из них, в силу объективных обстоятельств (болезнь), умерли в младенчестве. После смерти в 1851 г. своей любимицы — трёхлетней Эмми — Дарвин пережил тяжёлый мировоззренческий кризис.

Родные, близкие и друзья похоронили Ч. Дарвина в Дауне, близ Лондона 19 апреля 1882 г.

В 2009 г., году 200-летия со дня рождения Чарлза Дарвина, Римско-католическая церковь признала его учение о происхождении видов. Архиепископ Джанфранко Равази объявил, что теория эволюции Ч. Дарвина «вполне совместима с христианской верой» .

Приведённая концепция наиболее рациональная и отвечает на многие вопросы в происхождении человека эволюционным путём. Однако и она подвергается определённым сомнениям в аспекте антропогенеза.

Интерес представляют, на наш взгляд, несколько точек зрения. Во-первых, французского философа, палеонтолога и антрополога Тейяра де Шардена, который сомневается по поводу сроков происхождения людей: вот их нет, и вдруг они являются из биомира, а остальной животный мир не поменялся — лисы, волки, зебры, тигры, барсуки они и сейчас такие же, как и тысячу лет назад. Его рассуждения в том, что в «планетарный миг» появления человека (1000 лет) связан не с морфологическими (касающимися внешнего вида и строения ж и пых организмов) изменениями, а внутренними изменениями, в результате которых произошёл скачок на всей планете. Во-вторых, академика РАН Н. П. Бехтеревой — крупного специалиста в области физиологии нервно-психических процессов. Она высказывалась по-поводу сверхвозможностей человеческого мозга, объясняя его скрытый потенциал космическими факторами. В-третьих, украинского философа В. П. Иванова, который считает, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит не в возникновении особой формы «обезьяночеловека», а в уходе вовнутрь, в самость, в субъективацию внешних проявлений жизнедеятельности. Единый процесс объективных закономерностей как бы прерывается и появляется особая сфера «для себя» в объективном бытии.

Это неединичные точки зрения в научном мире.

На сегодняшний момент представляет реальный научный интерес позиция ряда исследователей, археологов-антропологов, генетиков, которые не расходятся в своих суждениях с эволюционной теорией Ч. Дарвина, а видят в ней фундамент для обоснования параллельной животному миру эволюции человека. Суть в том, что в конце XX — начале XXI в. были сделаны уникальные археологические находки останков человекоподобных существ, возраст которых исчисляется 5—3 млн лет до н.э. По конфигурации элементов черепов, исследованию ДНК были сделаны экспертные заключения о непринадлежности их к кому-либо из числа человекоподобных, известных науке. А новейшие исследования известного в научном мире антрополога и генетика Алана Темплтона подтверждают гипотезу о расхождении от общего предка человека — неандертальца, примерно на 450 тысяч лет. Неандертальцы были тупиковой, исчезнувшей ветвью примата, параллельно с которой развивался человек разумный, известный более как кроманьонец.

В этих рассуждениях нам интересна философская оценка происхождения человека — концепция антропогенеза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой