Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что ряд авторов (H.A. Бердяев, А. П. Иванов, B.C. Соловьев, Г. П. Федоров, С. Л. Франк, А.И. Ципко) отрицают позитивный вклад марксистов в анализ проблемы свободы, именно в марксизме нашла свое наиболее глубокое и развернутое осмысление поставленная Гегелем и Фейербахом проблема свободы человека как преодоление отчуждения человеческой сущности. Этой проблеме посвящены работы Н. М… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Языковое пространство бытия человека
    • 1. Онто-гносеологические основания построения концепции языкового пространства как формы бытия человека
    • 2. Уровни языкового пространства, его символическая и мифологическая природа
  • Глава II. Диалектика судьбы: язык и смысл
    • 1. Концепт судьбы в культуре и языке
    • 2. Язык — привнесенный смысл в судьбу мира
  • Глава III. Свобода как самоопределение «Я» человека в его соотнесенности с судьбой
    • 1. Свобода как самоопределение человеческого «Я»
    • 2. Язык и свобода человека

Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Философская мысль сегодня — это, в значительной мере, попытки по-новому понять природу человека, его укорененность в бытии и межчеловеческих связях. Поставить вопрос о бытии человека — значит, быть готовым к преодолению разрыва между свободой и судьбой как двумя противоположностями, составляющими сущность человеческого бытия. Преодолевая этот разрыв, мы как бы переименовываем отрицательность в позитивность. Важно при этом учесть, что всякая оппозиция, как сказал Тиллих, «существует за счет содержания, которое отрицает». Только при этом условии мы можем восстановить утраченную ценность понимания взаимозависимости судьбы и свободы — проблемы, со всей остротой сформулированной И. Кантом в третьей антиномии чистого разума.

В советском лексиконе слово «судьба» не должно иметь места", -провозглашал некогда М. Горький, убежденный, что тем самым он отстаивает свободу человека. А между тем, Н. Бердяев, которого называют «философом свободы», утверждал: «В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема об ожидающей нас судьбе» , — говорил H.A. Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре» — 1922). Для современного общества, вступившего в третье тысячелетие, тема взаимосвязи судьбы и свободы не утратила своей актуальности. Более того, она обострилась: недаром все говорят о системном кризисе человеческой цивилизации, явившимся результатом свободы или своеволия человека. Вот почему данная тема требует непрерывного осмысления в рамках самых разных областей философии, в том числе связанных с изучением языка. Тем более, что всегда существует некая тайна языка, которую нельзя постигнуть с помощью сугубо рациональных или чисто эмпирических исследовательских процедур (Э. Ротхакер).

Пожалуй, только философии дано если не разгадать, то хотя бы приблизиться к ней. Мы убеждены в том, что, исследуя феномен языка (Слова), человек может изменять свое существование и, преодолевая беспорядочность сознания, становиться все более свободным в акте творения Добра. Содержание, заключенное в языке (особенно в родном языке), опредмеченное в нем и с его помощью осознанное, становится частью нашего духовного мира, соединяясь с нашим «Я» .

Однако, как показывает анализ отечественной литературы, проблеме онтологии языка уделяется недостаточное внимание, а онтологическая сущность языка в единстве с такими категориями, как судьба и свобода человека, практически не исследовалась. В работах по онтологии и теории познания обычно содержится лишь констатация того, что язык (как и знак) способен фиксировать результаты познания и транслировать их (п.В. Копнин, П. В. Алексеев, A.B. Панин и др.). И нет даже упоминания о том, что язык является сущностной характеристикой бытия человека (Б.Г. Ананьев, В. В. Орлов, И. Т. Фролов и др.). Таким образом, исследование языка с точки зрения его роли в бытии человека как единстве судьбы и свободы весьма актуально: во-первых, по причине важности этой проблемыво-вторых, ввиду ее недостаточной изученности.

Степень разработанности проблемы. Предмет нашего исследования находится как бы на пересечении трех направлений, связанных с изучением философских проблем языка, судьбы (необходимости) и свободы. Но поскольку мы не обнаружили онто-гносеологических работ, специально посвященных исследованию данного предмета, приведенный ниже обзор основных трудов, которые имеют прямое или опосредованное отношение к исследуемой нами проблемы, имеет трехчастную структуру и касается работ, посвященных: а) проблемам языкаб) понятию судьбыв) проблеме свободы.

Лейтмотивом современных философских работ по проблемам языка стало утверждение его неразрывной связи языка и сознания: «Практически, реально сознание существует только в форме языка» (П.В. Копнин) — «Превращение любого психического факта в факт сознания связано с участием речи. Положение Маркса о том, что язык является реальностью мысли, следует понимать в самом широком смысле: язык является реальностью всякого сознательного психического явления» (Е.В. Шорохова) — «Сознание — это всегда словесно означенное отражение: где нет зеркала, там нет и сознания» (А.Г. Спиркин) — «Язык — единственный способ выражения мысли» (Н.И. Жуков) и мн. др.

Исходным пунктом рассуждений мыслителей, так называемой, «культурной ветви» философской антропологии о взаимоотношении сознания и языка объявляется неспециализированность и несовершенность человека. Именно это позволяет ему быть открытым, творческим существом, обладать индивидуальностью (М. Ландман, Э. Ротхакер). Человек создает себя и культуру, с помощью которой он преодолевает свою недостаточность. В свою очередь, культура формирует горизонт восприятия и мышления, детерминирует субъективность человека (М. Ландман). Указывается роль родного языка в духовной жизни человека. Центральной темой в трактовке языка стало отношение «Я» у «не-Я», собственной субъективности к иному сознанию (Э. Гуссерль, Ортега-и-Гассет X., Ж.-П. Сартр, Э. Левинас).

Виток гегелевской спирали осуществился в русской философии: идея языка как действительного сознания получила свое новое воплощениеобогатилась новым содержанием: логическим, онтологическим, этическим, психологическим (A.A. Потебня, Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев, Л.С. Выготский).

Различным аспектам проблемы сознания посвящены фундаментальные работы таких мыслителей 30−80 годов как Л. А. Абрамян, Н. П. Антонов, A.A. Брудный, Ф. И. Георгиев, Н. И. Губанов, Д. И. Дубровский, A.B. Ерахтин, Н. И. Жуков, Э. В. Ильенков, Ф. Ф. Кальсин, П. В. Копнин, A.M. Коршунов, А. Н. Кочергин, В. И. Кремянский, Е. И. Кукушкина, М. К. Мамардашвили, Т. П. Матяш, Н. В. Медведев, Ф. Т. Михайлов, И. С. Нарский, В. В. Орлов,.

B.Г. Панов, В. И. Пернацкий, С. А. Петрушевский, Б. Ф. Поршнев,.

C.Л. Рубинштейн, В. Н. Сагатовский, А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский и др.

В одних случаях, исходной точкой исследования оказываются не сознание и не язык сами по себе, а Бытие, из анализа которого выводятся уже все остальные моменты — сознание, мышление, общение, язык (Г.В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Ф. Лосев, М. Бубер и др.).

В других случаях, первичной реальностью, из которой стремятся вывести природу сознания и языка, выступает человек (Гумбольдт В. фон, различные варианты философской антропологии). Языковое сознание понимается как «чувство языка» и как «языковая способность», т. е. механизм, переводящий внешние воздействия и внутренние побуждения в общезначимую, интерсубъективную форму (Гумбольдт). Дается антропологическая трактовка сознания как предпосылка антропологической модели языка (М. Шелер, X. Плесснер). Исследуется взаимосвязь действия, языка и сознания (А. Гелен). Глубокая взаимосвязь структур языка, интеллекта и моторики не вызывает у Гелена сомнений. С его точки зрения, совместная деятельность, действия по приказанию, демонстрирование образцов деятельности возможны только на основе языка.

Утверждается принцип обязательности языка для мышления, сознания и неустранимости его из их функционирования. Эту мысль отстаивают философы «эрлангенской школы», утверждая, что не может быть никакого сознания, которое бы не было структурировано языком (В. Камл, П. Лоренцен, Ю. Миттельштрасс, К. Лоренц).

Одни мыслители за исходную точку в понимании сознания берут социальное взаимодействие (прагматизм — Ч. С. Пирс, Ч. В. Моррис, Дж. Г. Мидсимволический интеракционизм — М. Хэллидей, Ю. Хабермас). Другие авторы понимают сознание как Чистое «Я» (Э.Гуссерль).

Достаточно распространено представление, согласно которому сознание, мышление, познание сами по себе бесплотны, «идеальны» ,.

II vy II неуловимы и только их соединение с материеи языка позволяет придать им реальность. Обратной стороной такого понимания сознания является трактовка некоторыми авторами языка как сугубо материального феномена, в структуру которого не входит ни значение, ни семантика, ни идеальное (И.А. Хабаров, А. Г. Волков и др.).

Глубокое исследование основных подходов к проблеме взаимосвязи языка и сознания в философии XIX—XX вв. проведено А. Н. Портновым, который проводит анализ роли языка в онтои филогенетическом формировании сознания, в осознании и понимании действительности. Основной акцент он делает на таких проблемах как структура сознания и его интер-субъективно-коммуникативная природа, семиотическая подсистема сознания, движущие силы и механизмы речевого онтои филогенеза, механизмы осознания действительности, язык и интеллект, языковое сознание и языковая ментальность.

Существенно расширила наши представления о роли знаков в организации психических процессов, так называемая, психолингвистическо-когнитивная революция в современной психологии (Б.Ф. Ломов, Э. Маккормак, Э. Холенштайн). Накопленный к настоящему времени в психологии и психолингвистике фактический и концептуальный материал позволяет более ясно понять не только генезис знака, языка, значения, но и глубже осветить природу и структуру сознания.

Имеется немало работ, в которых глубоко анализируются проблемы семиотики (JI.A. Абрамян, Е. Р. Атаян, A.A. Брудный, Б. В. Бирюков,.

A.A. Ветров, А. Г. Волков, С. Р. Вартазарян, A.M. Коршунов, И. С. Ладенко,.

B.В. Мантатов, И. С. Нарский, В. В. Петров, И. В. Поляков, Л. О. Резников, Г. Л. Тульчинский, И. А. Хабаров и др.).

Оригинальные работы современных исследователей поддерживают отечественную лингвистическую традицию (Н.Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. Г. Гак, А. Е. Кибрик, Е. С. Кубрякова, Е. В. Падучева, Ю. С. Степанов, A.A. Уфимцева и др.).

Многие исследователи занимаются разработкой проблем психологической и психолингвистической семиотики (М.В. Гамезо, И. Н. Горелов, A.A. Леонтьев, И. Ф. Неволин, Н. Г. Салмина, Ю. А. Сорокин, А. П. Стеценко, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева и др.).

Кроме того, существует оригинальная, пользующаяся мировым признанием московско-тартусская семиотическая школа, успешно применившая принципы теоретической семиотики к анализу самых разнообразных знаковых систем (Вяч. Ас. Иванов, В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман, Т. М. Николаева, Б. А. Успенский, Т. В. Цивьян и др.).

В анализе понятия судьбы можно выделить несколько направлений. Одно из них связано с исследованиями проблемы судьбы в мифологии древних культур (Т.П. Григорьева, А. Я. Гуревич, Т. В. Топорова, Т. В. Цивьян, Т.А. Михайлова). Большое внимание уделяется изучению метафоры судьбы и связанных с нею семантических рядов, устойчивых словосочетаний и ассоциаций (Г.М. Яворская, С. Л. Сахно, О. Я. Котлицкая, Л. А. Антипенко, С. М. Толстая, В.И. Хайруллин). В процессе изучения понятия судьбы многие авторы обращаются к анализу религиозной ментальности, а также религий различных народов (С.П. Виноградова, A.M. Карапетьянц, М. К. Трофимова, П. В. Секирин. E.H. Левинтова, В. И. Силецкий, Т.Ю. Чубарян). Имеется ряд исследований, посвященных анализу идеи судьбы в различных философских учениях (Н.П. Гринцер, С. С. Неретина, С. Н. Иванов, М. С. Глазман, С.Г. Семенова). Кроме того, понятие судьбы анализируется на материале фольклора, лингвистики, поэтики (Л.А. Илюшечкина, И.И. Ковалевская).

Среди классиков, исследовавших проблему свободы, прежде всего, отметим тех, кто особое внимание уделял ее нравственному аспекту: И. Канта, Г. Гегеля, С. Кьеркегора, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского. В классических трудах традиционно исследуется противоречивость существования человека, двойственность его бытия, разорванность человеческого «Я» и мира, антиномизм свободы. Таковы труды И. Канта,.

Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, 3. Фрейда, Г. Маркузе, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Э. Фромма.

Несмотря на то, что ряд авторов (H.A. Бердяев, А. П. Иванов, B.C. Соловьев, Г. П. Федоров, С. Л. Франк, А.И. Ципко) отрицают позитивный вклад марксистов в анализ проблемы свободы, именно в марксизме нашла свое наиболее глубокое и развернутое осмысление поставленная Гегелем и Фейербахом проблема свободы человека как преодоление отчуждения человеческой сущности. Этой проблеме посвящены работы Н. М. Бережного, И. В. Бычко, Б. Н. Воронцова, В. Е. Давидовича, Ю. Н. Давыдова, Э. В. Ильенков, И. И. Кального, В. И Копалова, В. Е. Кемерова, В. И. Колосницына, Н. И. Лапина, С. А. Левицкого, К. Н. Любутина, И. Я. Лойфмана, А. Т. Мысливченко, О. М. Ноговицына, И. С. Нарского, В. И. Плотникова, М. Н. Руткевича, Т. Ю. Сауха, А. Д. Сухова, B.C. Скоробогацкого, В. Ф. Сержантова, Д. М. Угриновича, A.C. Чупрова и др. Кроме того, большой интерес для нас представляют работы, в которых анализируется осмысление свободы в мифологии (В.Т. Звиревич, А. Ф. Лосев, Э. Б. Тейлор и др.).

Оценивая степень разработки проблемы в целом, отметим, что сделано немало в плане углубленного понимания основных характеристик «языка», «свободы», «судьбы», в том числе их структуры и внутренних противоречий. Высоко оценивая вклад ученых в исследовании феноменов «язык», «судьба», «свобода» нельзя не отметить, что степень изученности этих феноменов еще не соответствует ее значимости для решения теоретических и практических задач развития человечества. Что же касается исследования языка как способа обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека, то — в доступном для диссертанта круге литературы — специальных исследований на эту тему просто нет.

Объектом исследования является язык и образуемое им языковое пространство как специфически человеческий способ бытия.

Предмет исследования — роль языка и языкового пространства в обнаружении и разрешении антиномии судьбы и свободы в бытии человека.

Цель исследования задана его предметом и заключается в том, чтобы рассмотреть язык как обнаружение и, вместе с тем, способ перманентного «разрешения» противоречивости человеческого бытия, антиномии судьбы и свободы человека.

Задачи исследования обусловлены его целью и состоят в следующем:

1. Рассмотреть онто-гносеологические основания, символическую и мифологическую природу, а также уровни языкового пространства человеческого бытия.

2. Определить понятие судьбы как смыслового универсума существования человека и роль языка как способа привнесения смысла в судьбу человека и мира.

3. Показать роль языка в обретении человеком свободы как способности к самоопределению своего «Я» .

Методологическая основа исследования. Методологической основой является соединение диалектического и феноменологического подходов. Причем, метод диалектики понимается нами как диалог. Диалектический метод не исключает, а напротив предполагает антропологический подход к языку, свободе, судьбе. Феноменологическая техника позволяет выявить то, что можно отнести именно к опыту самого сознания, формирующего пространство свободного общения человека с миром.

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты (М. Бахтин, Н. Бердяев, М. Бубер, С. Н. Булгаков, JI. Витгенштейн, JI.C. Выготский, Г. В. Ф. Гегель, A.B. Гулыга, В. фон Гумбольдт, Г. Гийом, Э. Гуссерль, Э. В. Ильенков, И. Кант, JI.A. Коган, Дж. Локк, А. Ф. Лосев, А. Р. Лурия, К. Маркс, М. К. Мамардашвили, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, X. Ортега-и-Гассет, A.A. Потебня, Ф. Соссюр, A.A. Тахо-Годи, С. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Э. Фромм, 3. Фрейд, М. Фуко, М. Хайдеггер, М. Шелер, Л. Шестов, О. Шпенглер, Г. Г. Шпет) — б) исследования современных философов (П.В. Алексеев, A.B. Брушлинский, А. Г. Волков, А. Вознесенский, В. Н. Волошинов, К. С. Гаджиев, П. Я. Гальперин, Л. А. Гоготишвили, И. Н. Горелов, М. Дамит, И. А. Егоров, Б. В. Емельянов, А. Зотов, Б. Г. Капустин, В. В. Калиниченко, Т. Б. Князевская, П. В. Копнин, В. Б. Куликов, В. В. Кудрявцев, Е. А. Куштым, A.A. Лаврова, Т. Лукманн, Ю. В. Мамлеев, В. И. Молчанов, В. В. Налимов, А. Б. Невелев, А. П. Огурцов, E.H. Панов, А. Н. Портнов, Л. А. Радзиховский, A.B. Резаев, A.M. Руткевич, Э. Ю. Соловьев, Ю. С. Степанов, A.B. Суркова, Н. Г. Черникова, A.C. Чупров, М. Эпштейн, A.M. Эткинд, Х. Р. Яусс и др.- в) работы современных зарубежных философов (К.-О. Apel, Е. Holenstein, М. Landmann, Е. Levinas, Е. Rothacker, Н. Plessner) — г) эмпирический лингво-философский материал, наработанный автором в процессе преподавательской деятельности.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут использоваться в преподавании учебного курса философии, а также способствовать решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением онтологии языка.

Апробация диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ. Основные положения диссертации доложены автором на ряде Всероссийских и региональных конференций — в Челябинске (2001), Екатеринбурге (2001), Москве (2001).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 156 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 162 наименования.

Основные результаты исследования, определяющие его значимость, заключаются в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

1. Язык — это свидетельство человеческого существования и процесс актуализации изначально заложенных в каждом человеке внутренних духовных резервов, который есть не что иное, как свобода человека.

2. Онтологическим основанием языка является мысль, имеющая сакральный статус.

3. Судьба как смысловой универсум человека есть онтологическая предзаданность на реализацию человеком своей свободы.

4. Языком свободы является творчество как специфически человеческий способ бытия, который есть не что иное, как диалог человека с Миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Новой в онтологии и гносеологии, в определенной мере, является сама триединая формула «судьба-язык-свобода» .

Рассмотрев язык, с одной стороны, как сакральную ценность человеческого бытияс другой стороны — как привнесенный смысл в судьбу мира, а также, исследуя диалектику судьбы, определяемой нами как смысловой универсум человеческой экзистенциии как итог — исследуя свободу как самоопределение «Я» человека в его соотнесенности с судьбой, мы пришли к выводу, что язык, свобода и судьба — триединые составляющие Бытия в целом. С антропологической точки зрения, мы не знаем иной свободы, кроме как свободы мышления. В этом отношении, язык, рассматриваемый нами в качестве смысловой энергетики свободы, есть не что иное, как сама свобода. Говоря о судьбе, мы имеем в виду судьбическое сознание.

В исследовании получает развитие декартовское утверждение «Я мыслю, следовательно, существую» в аспекте диалектической феноменологии мысли (языка). Обосновывается тезис «Мое существование априорно означает право на мысль, на проявление действительности в моем мыслящем „Я“ согласно категориям разума» (Е. Куштым). Человек мыслит, значит, фиксирует вещи и явления, открывает их в своем сознании, дает им жить в нем. Иначе говоря, придает вещам и явлениям смысл, соприкасается с мыслью о них, причем, не обязательно только на рациональном уровне. Мыслить может и сердце, но на энергийно-чувственном уровне. Музыка, движение, звук, цвет — это тоже мысль, только сказанная кистью, скрипкой и т. д. «Я мыслю», следовательно, позволяю вещи или явлению «сказаться», быть изреченным. Это «сказание» может не быть актуально сознаваемым, но оно обязательно присутствует как ценность, имманентная мыслящему существу, с присущей ему идеей судьбы и свободы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Экзистенция как свобода// Вопросы философии. 1992. № 8
  2. М.А. Неопределенность свободы// Вопросы философии. 1996. № 10. С. 58−70
  3. К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка// Вопросы философии. 1997. № 1
  4. Аристотель. Об истолковании// Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. -М., 1976
  5. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  6. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989
  7. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990
  8. H.A. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999 Ю. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. — М., 199 111. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993
  9. A.A. Диалог и коммуникация философские проблемы// Вопросы философии. 1989. № 7
  10. М. Проблема человека: Перспективы// Лабиринты одиночества. -М., 1989
  11. М. Я и Ты//Бубер М. Веление духа. Избр. произведения. -Иерусалим, 1978
  12. М. Проблема человека// Философские науки. 1992. № 3
  13. С.Н. Философия имени. -М., 1999
  14. А. Язык. Культура. Познание/ Отв. ред. Кронгауз М. М., 1997
  15. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия. М., 2000
  16. JI. Философские работы (часть 1). -М., 1994
  17. А.Г., Хабаров И. А. Онтологический и гносеологический аспекты знаковой проблемы// Законы семантического развития в языке. -М., 1961
  18. В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М., 1993
  19. JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр. соч. в 6-ти тт.-М., 1984
  20. К.С. Размышления о свободе// Вопросы философии. 1993. № 2
  21. Г. Русский Эрос. -М., 1994
  22. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимосвязи языка и мышления// Вопросы философии. 1977. № 4
  23. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М., 1975
  24. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. -М., 1977
  25. Р. Язык птиц// Вопросы философии. 1991. № 4
  26. Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии: Афазия и интеллект. М., 1986
  27. JI.A. Религиозно-философский статус языка// Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993
  28. Д.П. Определение: логико- методологические проблемы. М., 1974
  29. Н.П. Грамматика судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  30. С. За пределами мозга. М., 1993
  31. A.B. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  32. В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  33. В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества// Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  34. В. фон. Лаций и Эллада// Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознанию. -М., 1984
  35. В. фон. О двойственном числе// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  36. В. фон. Характер языка и характер народа// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  37. В. фон. Избр. труды по языкознанию. М., 1984
  38. А.Я. Диалектика судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  39. . Логика смысла. М., 1995
  40. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986
  41. И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции// Вопросы философии. 2000. № 3. С. 3−21
  42. А.П. Звук и смысл. М., 1991
  43. А. Метафизика свободы// Свободная мысль. 1992. № 3. С. 106 114
  44. С.Г. Игра с судьбой: концепция Богочеловечества С. Л. Франка// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М., 1992
  45. Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи)// Вопросы философии. 1977. № 651 .Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991
  46. А. Бунтующий человек. М., 1990
  47. .Г. Современность как принуждение и как свобода// Вопросы философии. 1998. № 4. С. 19−39
  48. И. Антропология с прагматической точки зрения// Соч. В 6 тт. -М., 1966. Т. 6. С. 428−432
  49. И. Соч. в 6-ти тт. Т. 6. М., 1966
  50. И. Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. И. М., 1966
  51. В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике// Логос. 1992. № 3
  52. Т.Х. Дискурс// Новый социально-философский словарь. -Екатеринбург, 1993
  53. Т.Б., Огурцов А. П. Судьба: метафора, идея, культура// Вопросы философии. 1992. № 7. С. 177−185
  54. Г. В. Объективная картина мира в познании языка. М., 1990
  55. Л.А. Триединство свободы// Вопросы философии. 1997. № 5
  56. А. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000
  57. О .Я., Антипенко A.A. Судьба как явление, имеющее границы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М., 1992
  58. Краткая философская энциклопедия. М., 1994
  59. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1992. № 12
  60. Н.С. Специфика семантического выражения онтологических оснований мифологического сознания. Томск, 1998
  61. Е.А. Диалектическая феноменология мысли (онтология понимания)// Сб. избр. трудов. Вып. 2. Челябинск, 1999
  62. Е.А. Взаимосвязь диалектики и логики// Единство онтологии, теории познания и логики. Сб. ст. Отв. ред. А. Ф. Кудряшев Уфа, 1996
  63. Е.А. Духовное творчество как диалог. Дисс.исслед. -Екатеринбург, 1995
  64. А.А. Критика разума как критика языка// Вестник Моск. Универ. Сер. 7. Философия. 1997. № 2
  65. . Инстанция буквы в бессознательном или разум после Фрейда. -М., 1997
  66. .О. Человек машина// Соч. — М., 1976
  67. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997
  68. Дж. Опыт о человеческом разумении/ Соч. В 3 тт. Т. 1 М., 1985
  69. А.Ф. Философия имени// Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993
  70. А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982
  71. А.Ф. Диалектика символа и его познавательное значение// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1972. № 3
  72. А.Ф. Логика символа// Контекст 1972. — М., 1973
  73. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976
  74. А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991
  75. А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной действительности мысли// Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982
  76. А.Ф. О бесконечной смысловой валентности языкового знака// Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982
  77. А.Ф. Вещь и имя// Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993
  78. А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие, имя, космос. -М., 1993
  79. Ю.М., Успенский Ю. М. Избр. ст. в 3-х т. Т. 1. Таллин, 1992
  80. Т. Конституирование языка в повседневной жизни// Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990
  81. А.М., Чупров A.C. Природа человека и его свобода. -Екатеринбург, 1996
  82. Ю.В. Судьба бытия путь к философии// Вопросы философии. 1992. № 9. С. 75−84
  83. Ю.В. Судьба бытия// Вопросы философии. 1993. № 10−11
  84. М.К. Философия и свобода// Как я понимаю философию. М., 1992
  85. О.Э. Соч. в 2-х тт. М., 1990
  86. К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 3
  87. К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 23
  88. К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 42
  89. М.Ю. Платоновская душа: к восстановлению смысла так и не доведенной до конца утопии// Философские науки. 1999. № 1−2
  90. Э. Дух и мозг// Современная наука: познание человека. М., 1988
  91. А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. Челябинск, 1997
  92. ЮО.Невелев А. Б. Дух как предельное основание культуры//Феноменкультуры: проблемы теории и истории. Челябинск, 2000
  93. А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности. Автореф. дисс. На соискание уч. степени докт. филос. наук. Екатеринбург, 1998
  94. С.С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М, 1992
  95. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание// Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987 104.0йзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы//
  96. Вопросы философии. 1993. № 11 Ю5.0ртега-и-Гассет X. Две великие метафоры// Теория метафоры. М., 1990
  97. В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки)// Философия, логика, язык/ Пер. с англ. и нем. Сост. В. В. Петрова. М., 1987
  98. М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991
  99. В.И. Язык и человек в лингвофилософской концепции В. Гумбольдта// Сущность, развитие и функции языка// Под ред. В. Г. Степанова. М., 1987
  100. Проблема человека в западной философии. Сост. П. С. Гуревич. М., 1988
  101. Психология судьбы. Сб. статей/ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Б. Куликова. -Екатеринбург, 1994- 1995
  102. Н.Реферовская Е. А. Философия лингвистики Гюстава Гийома. СПб., 1997
  103. П. Торжество языка над насилием// Вопросы философии. 1996. № 4
  104. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и век. М., 1996
  105. П. Конфликт интерпретаций: очерки герменевтики. М., 1995
  106. С.Jl. Проблемы общей психологии. М., 1976
  107. Д.И. Лингво-философские парадигмы: Границы языка и границы культуры// Философия языка: В границах и вне границ. -Харьков, 1993
  108. С.Л. Судьба в контексте речи// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1991
  109. П.В. Имя и судьба в библейских текстах//Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  110. С.Г. «Odium fari» как духовная позиция в русской религиозной философии// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  111. Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985
  112. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987
  113. В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке// Сущность, развитие и функции языка. М., 1987
  114. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000
  115. .А. Анатомия мудрости. Философы и философия. М., 1998
  116. В. Символ и ритуал/ Пер. с англ. М., 1983
  117. П.А. У водоразделов мысли. -М., 1990
  118. П.А. Имена. М., 1994
  119. П.А. Общечеловеческие корни идеализма. 1908
  120. П.А. Сочинения. Священник Павел Флоренский. Магичность слова. Т. 3 (1). М., 2000
  121. П.А. Соч. Т. 2. М., 1990
  122. С.Л. Непостижимое// Соч. М., 1990
  123. Г. Логические исследования. Томск, 1997
  124. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977
  125. А. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение в России 10-х и 20-х годов// Вопросы философии. 1994. № 5
  126. M. Разговор на проселочной дороге. М., 1991
  127. М. Бытие и время. М., 1997
  128. МО.Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994
  129. Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера//Вопросы философии. 1996. № 2
  130. Т.Ю. Импровизация судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  131. Шел ер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии/ Сб. пер. М., 1988
  132. Л.И. Власть ключей// Соч. В 2 тт. М., 1993
  133. Г. Г. Сознание и его собственник (Заметки). М., 1916
  134. Нб.Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы1. Гумбольдта. М., 1927
  135. Г. Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. -М., 1914
  136. Г. Г. Эстетические фрагменты// Соч. М., 1989
  137. Г. Г. История как предмет логики// Историко-философский ежегодник. М., 1988
  138. Г. Г. Введение в этническую психологию// Соч. М., 1989
  139. Г. Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст. М., 1989. Контекст. — М., 1990. Контекст. — M., 1991. Контекст. — М., 1992
  140. М. Поступок и происшествие. К теории судьбы// Вопросы философии. 2000. № 9
  141. Г. М. Индоевропейские наименования судьбы: внутренняя форма и ассоциативное поле// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992
  142. К. Духовная ситуация времени. М., 1973
  143. Х.Р. К проблеме диалогического понимания// Вопросы философии. 1994. № 12
  144. Fodor J. The language of thought. P. 204
  145. Hegel G.W.F. Phanomenologie des Geistes. Frankfurt am Main, 1973
  146. Heidegger M. Unterwegs zur sprashe. 1960
  147. Guillaume G. I/architectonique du temps dans les langues classiques. -Copenhague, 1945
  148. Guillaume G. Langage et Science du Langage. Paris-Quebec, 1969
  149. Guillaume G. Principes de linguistique theorique. Paris, 1973
  150. Moignet G. Presentation de la Psychomechanigue du Langage. Le Francais Moderne. 1974. № 4
Заполнить форму текущей работой