Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проявляясь как обостренная эмоциональность и нетерпимость к другим конфессиям, религиозный фанатизм выступает благодатной почвой для проявления религиозного экстремизма и терроризма. Религиозный экстремизм могут порождать различные факторы. К ним относятся социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня значительной части населения, деформация политических институтов и структур… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Эмоциональный компонент в религии как предмет философско-социального анализа
    • 1. Историко-философский аспект исследования эмоционального компонента в религиозном комплексе
    • 2. Эмоциональный компонент религиозного комплекса в исследовании представителей психоанализа
    • 3. Эмоциональный аспект религиозной духовности
  • Глава 2. Проявление религиозной эмоциональности в социальных отношениях
    • 1. Религиозная эмоциональность в социальной адаптации личности
    • 2. Нетрадиционная религиозность как форма адаптации верующих в социуме
    • 3. Предрассудки и отчуждение как формы адаптации верующих

Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Важность исследования эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса 1 обусловлена своеобразием социально-политического и духовного развития современного мира, для которого стало характерным возрастание роли религиозного фактора. Усиливается влияния религиозных организаций на различные стороны общественной жизни, повышается интерес к религии со стороны граждан. В политическом пространстве активизируется деятельность религиозных политических партий и их лидеров, стремящихся непосредственно участвовать в политической жизни общества.

Сложность социально-экономических преобразований в России сопровождается ломкой прежних идеологических, нравственно-духовных ценностей. Происходит смена приоритетов в индивидуальном и общественном сознании. «Религия в нынешней России — больше, чем религия. О ней речь заходит при обсуждении и вопросов образования, и перспектив нравственного возрождения общества, и даже проблем хозяйственной этики. Это поистине бездонная тема. Однако до сих пор она научно не освоена и окутана мифологемами» .

От всеобщего атеистического воспитания заметен переход к религиозному мировоззрению. Глубинные изменения в сознании людей требуют переосмысления значимости религии в обществе с учетом наличия в нем многих религиозных направлений, оккультно-мистических.

1 Религияпредставляет сложный комплекс разнородных элементов, среди которых можно отметить совокупность верований, культы, учреждения, мораль, эмоции. В своей целостности они приобретают религиозный характер и включаются в систему общественных отношений в том случае, если связаны верованиями.

2 Митрохин Л. Н Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. 2003, № 8, с. 18, 22. объединений при значительной активизации деятельности колдунов, экстрасенсов, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем. Это приводит к расширению мифологической и эмоциональной компоненты в общественном сознании, что оказывает влияние на духовные и социальные процессы, на социальную адаптацию индивида.

Обращение к теме исследования эмоционального фактора в формировании религиозных представлений, интересов и настроений определяется также тем, что в религиозном сознании важная роль принадлежит неосознанным явлениям общественной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются и в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, в общественном и групповом мнении, традициях и обычаях. За счет неосознанных механизмов коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности принудительно навязываются индивиду помимо его воли и сознания. В этих феноменах образ связан с эмоционально-моторными элементами и поэтому не подвергается интеллектуальной обработке. Все это делает возможным манипулирования человеческой психикой и использования методов внушения.

За последние годы в различных странах мира религиозная эмоциональность открыто проявляется в деятельности религиозных фанатиков, в экстремистских и террористических действиях со стороны представителей отдельных религиозных сект. Трагические события на Ближнем Востоке, в США, в России и во многих странах показывают, что «международный терроризм замешан на религиозном экстремизме» Понять — как и почему происходят эти процессы — одна из актуальнейших задач современной науки.

1 Путин В В. Прямая связь с гражданами России. Т В. 19 декабря 2002.

Актуальность темы

определяется еще и тем, что эта важная междисциплинарная проблема не была предметом специальных исследований в нашей стране, поскольку главное внимание обращалось на атеистическое воспитание граждан, с одной стороны, а с другой — в общественной жизни не было такого, как сегодня, повышенного интереса к религии. Поэтому на протяжении многих десятилетий проблеме эмоционального элемента в религиозном комплексе не уделялось со стороны отечественных ученых должного внимания. Хотя большая научная значимость ее неоднократно отмечалась в публикациях отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов.

При трактовке эмоционального в религии основное внимание сосредотачивалось на ее психологической стороне, как важного элемента религиозного сознания. Атеистическая литература представляла религиозные чувства, как чувства, направленные на религиозный объект, что делало их, по мнению советских ученых, искаженными, не адекватными социальной реальности. Оставалось без должного внимания исследование эмоционального аспекта в идеологических религиозных отношениях, его проявление в деятельности верующих и религиозных организациях.

Если эмоциональность рассматривать только как компонент религиозного сознания, то тогда трудно объяснить активное влияние духовного лица на сознание верующих, а это влияние во многом определяется не столько рациональным, сколько эмоциональным аспектом. Именно во время религиозного контакта, наиболее отчетливо проявляются эмоционально окрашенные человеческие отношения, включающие в себя страсти, переживания.

Возросший в настоящее время интерес к социально-философским проблемам эмоционального аспекта религии определяется, на наш взгляд, следующими факторами.

Во-первых, необходимостью осмысления повышающейся роли религиозного фактора в изменившейся социальной реальности, что, в свою очередь, сказывается на духовности людей, их переоценкой ценностей. Во-вторых, происходит заметное усиление деятельности не только традиционных, но и нетрадиционных религиозных организаций, влияющих на общественную жизнь. В-третьих, коренная ломка прежних экономических и социальных, политических и духовных отношений оказывает влияние на поиск новых путей адаптации личности к социуму посредством церкви. В-четвертых, существует потребность объяснения такого социально-психологического явления на индивидуальном и групповом уровнях, как происходящий «сдвиг» общественной психики в сторону бессознательной доминанты поведения. Это, в частности, проявляется в религиозном фанатизме и экстремизме.

Таким образом, исследование роли эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса представляет не только теоретическую, но и практическую значимость.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Религиозные верования и культы складывались постепенно из различных иллюзорных представлений и обусловленных ими эмоций и действий. Религия являлась одним из компонентов духовных предпосылок возникновения философии. Поэтому первые попытки социально-философского подхода к изучению эмоционального компонента в религии были предприняты еще мыслителями древности — в Индии, Китае, Египте,.

Греции. В философских воззрениях представителей чарвака и джайнизма даосизма и легизма 2 рациональный и чувственно-эмоциональный моменты гносеологии служили основой для противопоставления души и тела, для выделения значимости религиозного комплекса для социальной адаптации верующего.

Мыслители Древней Греции — Гераклит и Ксенофан, Эмпедокл и Анаксагор, Демокрит и Эпикур, Платон и Аристотель, римские стоики (Лукреций, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) — с материалистических или идеалистических позиций рассматривали эмоциональный аспект в религиозном сознании и в нравственных л действиях людей. Многие из античных философов считали, что человек может стать счастливым только познав себя, контролируя происходящую борьбу между чувственностью и разумом.

В условиях Средних веков при господствующей не только в духовной, но и в социальной сфере религии в ее монотеистических формах (христианство, ислам) представителями схоластики была остро поставлена проблема о соотношении веры и разума. В понимании Тертуллиана, Аквинского и других сторонников реализма богословские истины утверждались как «сверхразумные», но не «противоразумные». Авторитет веры, утверждали философы-богословы, должен быть одобрен «истинным разумом», божественным откровением, подчинившим себе и рациональное мышление, и эмоциональные чувства.

1 Древнеиндийская философия. М. 1972; Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

2 Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972;1973.

3 Платон. Соч. В 4 т. М., 1990;1994; Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975;1984; Антология мировой философии. М., 1969, т. 1. Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987; Эпикур Письма. Главные мысли / Лукреций. О природе вещей. М.-Л, 1946, т. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979; Древне-римская философия. М., 1999.

В дальнейшем, когда уровень развития общества и общественной мысли определялся особым отношением к религии, а апологетика Средневековья сменилась Новым временем, Просвещением, мыслители утверждали, что религия противостоит разуму. Она есть следствие обмана и невежества людей, отражает его эмоциональное состояние, связанное с чувством страха, боязни смерти. Именно опытное познание мира, просвещение масс, с точки зрения Ф. Бэкона и Т. Гоббса, Б. Фонтенеля и К. Гельвеция, Ф. Вольтера и Ж. Мелье, Д. Дидро и П. Гольбаха должно ослабить религиозное воздействие на общественное и индивидуальное сознание.

Философский подход в изучении религии, предпринятый Б. Спинозой, Д. Юмом, И. Кантом, Г. Гегелем, определял ее как явление трансцендентное, то есть выходящее за рамки опытного и теоретического изучения. Впервые же о компенсаторной функции религии в обществе заявили Л. Фейербах и основоположники марксистской мысли — К. Маркс, Ф. Энгельс 3.

На протяжении всего XIX века возникали и развивались различные философские направления, которые ставили и пытались решить проблему эмоционального элемента в религиозном комплексе (А. Шопенгауэр, А. Бергсон) I, Но их попытки объяснения роли эмоций в религии как.

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1971;1972; Гоббс Т. Избр. произ. В 2 т. М., 1964; Дидро Д. Соч. В 2 т. М., 1986;1991; Гельвеций К. А. Соч. В 2 т. М&bdquo- 1974; Гольбах П. Избр. произ. В 2 т. М., 1963; Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988; Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М., 1979.

2 Спиноза Б. Избр. произведения. В 2 т. М., 1957; Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. Об аффектах. М., 1995; Гегель Г. Философия религии. В 2 т. М., 1975;1977.

3 Фейербах JI. Сущность христианства. М, 1965; Фейербах Л. История философии. Собр. соч. В 3 т. М., 1974; Маркс К., Энгельс Ф. О религии. М., 1956.

4 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2 т. М., 1993; Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. социальном явлении несли в себе главным образом гуманистическую направленность.

Философское направление — феноменология, предопределило дальнейшее развитие вопроса о роли эмоций в религии. В трудах ее таких представителей, как Э. Гуссерль, М. Шелер, П. Бергер и др.1 не просто анализируется религия и ее конкретные проявления, а была предпринята попытка понять, что такое религиозность вообще, что делает религиозными несхожие действия и обряды. Представители этого направления исследовали, в первую очередь, устойчивые компоненты в религиозном материале и изучали структуру и элементы различных форм религии.

Начало нового этапа в изучении эмоционального фактора в религиозности человека ознаменовало экзистенциальное понимание религии и религиозных эмоций. Большинство экзистенциалистов определяли бытие как эмоциональное общение Бога и человека, обозначив тем самым главенствующую роль эмоций в формировании религии и ее воздействие на поведение верующих (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)2.

Особый интерес для нашей работы имеют исследования представителей психоаналитической теории (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.). Они отвергли попытку рассматривать религию как некую самостоятельную сферу человеческой жизни, которую можно было бы противопоставить другим сферам 3. Представив религию как.

1 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999; Шелер М. Избр. произ. М., 1994.

2 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993; Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994; Бубер М. «Я» и «ты». М&bdquo- 1992; Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М., 1995; Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

3 Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Юнг К.-Г. Бог и бессознательное. М., 1997; Фромм Э. Иметь или быть? М&bdquo- 1990; невротическое состояние общества, они стремились подчеркнуть значимость исследования не только психологических, но и социальных аспектов религии. Психоанализ отошел от привычного взгляда на религию, поставив конкретные вопросы в изучении религиозности: роль эмоций в религии, их значимость в адаптации личности к социуму и в формировании различных социально-религиозных процессов.

Русские философы конца XIXначала XX вв. (Бердяев Н.А., Соловьев B.C., Розанов В. В., Флоренский П. А., Франк С. А., Шестов Д., Вышеславцев Б. П., Трубецкой Е. Н., Ильин И. А., Булгаков С. Н. и др.) также не могли обойти вопрос относительно эмоционального элемента в религии как социальном явлении 1.

Советскими и современными российскими учеными — Гараджа В. И., Гуревич П. С., Васильев Л. С., Бабинов Ю. А., Девятова С. В., Лосев А. Ф., Межуев В. М., Миронов А. В., Митрохин Л. Н., Токарев С. А., Крывелев И. А., Куценок Б. М., Мень А. В., Сухов А. Д., Угринович Д. М., Торчинов Е. А. и многими другими — проблеме религии, ее месту в структуре общественного сознания, раскрытию ее гносеологических и социальных корней, исследованию религиозного чувства придавалось и придается важное значение 2.

1 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Избр. М., 1995; Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М. 1994; Бердяев Н А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Соч. В 2 т. 1989, т. 2. Шестов JI. На весах Иова (Странствования по душам). Соч. В 2 т.

М., 1993, т. 2.

2 Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988; Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1995; Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. М., 1998; Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990; Крывелев И. А. История религий. В 2 т. М., 1988; Куценок Б. М. Эмоции и религия. К., 1987; Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. М., 1991; Религия и общество: Хрестоматия по социальной религии. М., 1996; Угринович ДМ. Психология религии. М., 1986; ТорчиДОв Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997,.

Сегодня становятся нормой проводить социологические опросы с целью выяснения картины современной религиозности в России, связей между религиозными чувствами, убеждениями и политическими установками. В рамках «круглого стола» за которым собираются философы и социологи, психологи и богословы, обсуждаются процессы в обществе, связанные с изменившимся образом религии в общественном сознании и проявлением религиозности на ее эмоциональном уровнях в различных социальных проявлениях.

Невозможно не отметить, что на повышенный интерес современных ученых (Скородумов А. А. Полищук Ю.И., Балагушкин Е. Г., Михайлова Г. А., Колосницын В. И. и др.), к выяснению роли эмоций в религиозном комплексе оказал характерный для конца XX — начала XXI века всплеск нетрадиционной религиозности и религиозного отчуждения.

Интересен анализ современных исследователей — Овчаренко В. И., Лейбин В. М., Буянов М. И. и др., раскрывающий феномен отчуждения через призму психоаналитического учения 3. Религия не только.

1 Религия и политика в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992, № 7- О социальных функциях церкви // Социс. 2002, № 4- Религиозные организации и государство, перспективы взаимодействия. Международ, конференция (22−23 фев. 1999 г.). М,. 1999; Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Матер, межд. науч. — практ. конф. (2−3 окт. 1997 г.). Казань, 1998; Религия, общество и государство в XX веке: Матер, межд. конф. (Москва, 22−25 окт. 1991 г.). М., 1991; Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // СОЦИС, 2002, № 7, с. 68−77.

2 Скородумов А. А. Увлечение религиозным сектантством: психологический анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Рос. Таможен. Академии, № 1, 1998; Полищук Ю. И. Влияние новых религиозных культов на психическое здоровье и личность человека // Прикладная психология, № 4, 1998; Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России, морфологический анализ. М., 1999. Михайлова Г. А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. № 1, 1999; Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М., 2002. Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987.

3 Буянов М. И. Религия и психотерапия М., 1998; Лейбин В. М., Овчаренко В. И. Антология российского психоанализа. В 2 томах. М., 1999; Социологический Психологизм. Минск, 1990. воспроизводит отчужденные отношения, но и выступает в качестве их преодоления. Освобождение от эмоций отчужденного характера проявляется в ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, обретения потерянного рая, утешения и других формах религиозного верования. Необходимо отметить, что религиозное отчуждение может иметь как негативные последствия — конформизм, фанатизм и экстремизм, так и позитивные — возможность успешной адаптации личности к социуму.

Заслуживают внимания работы философов, социологов, психологов С. Хассена, Р. Лифтона, Г. Оллпорта, Г. Ленски, П. Берара, А. Маслоу и др.1, в которых исследуется проявление эмоционального религиозного элемента как в личностном аспекте, так и в общественном, а также феномены религиозных предрассудков и нетрадиционной религиозности.

Таким образом, на основе сказанного можно сделать определенные выводы. Во-первых, всей историей развития философской и социологической мысли созданы основательные предпосылки для исследования эмоционального компонента религии, как определяющего в понимании современных религиозно-общественных явлений. Во-вторых, духовная и религиозная жизнь общества претерпевает глобальные изменения, вызывая к себе все больший интерес со стороны научной мысли. В-третьих, активизация экстремистских, а то и открыто террористических организаций, духовно связанных с религиозным фанатизмом, или придающих своим действиям религиозную оболочку, подводит нас к необходимости более глубокого исследования эмоционального фактора в структуре религии как социальном явлении.

Современные же идеи, представления, взгляды и концепции отечественных и зарубежных ученых, связанные с их анализом роли.

1 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2002. ОллпортГ. Личность в психологии. М.- СПб., 1998. Берар П. Религия в современном мире. М., 1979; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. эмоционального элемента в религиозном комплексе, дают возможность расширить и углубить традиционные научные представления относительно эмоционального компонента в религиозном комплексе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В представленной работе исследуется влияние эмоциональности на религиозность человека через соотношение и взаимодействие с бессознательными слоями и духовной компонентой психики. Это позволяет определить важную значимость эмоционального фактора в религиозном комплексе и более обстоятельно понять различные общественно-религиозные феномены. Социально-философский аспект исследования роли эмоционального аспекта в религии позволяют выявить особенности современной религиозности, духовные компоненты религиозного комплекса, а также стереотипы психики в поведении верующих.

Цель исследования: рассмотреть философскосоциальный аспект проблемы эмоциональности как элемента религиозного комплекса. Выявить нетрадиционную религиозность, предрассудки и отчужденность как специфические формы современной социальной адаптации верующих. Показать связь религиозной отчужденности с религиозным фанатизмом и религиозным экстремизмом.

Для достижения поставленной цели важно было решить в ходе исследования следующие задачи:

1) рассмотреть историю развития представлений о религии в философской и социологической мысли;

2) проанализировать структуру религиозного сознания;

3) определить связь эмоционального и бессознательного;

4) обосновать такой важный фактор воспроизводства религиозности как эмоциональный стресс;

5) проанализировать значимость религиозной эмоциональности в социальной адаптации личности;

6) выявить отрицательное проявление в современном социуме таких форм религиозной эмоциональности, как отчуждение, фанатизм, экстремизм и др.

Объектом исследования является религия, которая рассматривается не только как важный элемент индивидуального или общественного сознания, но как комплекс в его социальнокультурном проявлении посредством культов, идеологических религиозных отношений, организаций, средств массовой информации.

В качестве предмета исследования выделяется эмоциональный элемент в структуре религиозного комплекса. Эмоциональное рассматривается в социально-философском контексте как духовный аспект религиозности, имеющий свое проявление не только в структуре религиозного сознания, но и в религиозных идеологических отношениях, в общении и социальных действиях верующих.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теоретическую основу диссертации составляет анализ философских, социологических, психологических и богословско-теологических направлений и синтез тех идей, которые на наш взгляд, позволяют раскрыть роль эмоционального элемента в религиозном комплексе, что особенно актуально на сегодняшний день, — в формировании современных религиозно-общественных феноменов.

В теоретическую основу диссертации легли фундаментальные философские труды Г. Гегеля, И Канта, Л. Фейербаха, представителей экзистенциализма, «философии жизни», феноменологии, фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма), исследования современных философов, социологов, психологов.

При анализе социально-религиозных процессов, эмоционального компонента в религиозном комплексе главной общефилософской методологической основой послужили законы, категории, принципы диалектики. Подобная методология позволяет анализировать предмет объективно, в его взаимосвязи с другими, придерживаться комплексного подхода в изучении поставленной проблемы.

При постановке и решении научной проблемы, с учетом ее междисциплинарного статуса, также использовались общенаучные методы моделирования, анализа и синтеза, структурно-функциональный подход, с опорой на теоретический и методологический фундамент, подготовленный раннее философско-историческим периодом и современными работами ведущих специалистов в данной области исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В диссертации на основе систематизации разнообразного философского, психологического и социологического материала дано обобщенное представление о роли эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса. Рассмотрена эмоциональная составляющая религии как социального явления и активное проявление религиозной эмоциональности в современной общественной жизни.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Дан философско-социальный аспект роли эмоционального компонента в религиозном комплексе;

2. Религиозная эмоциональность рассмотрена в структуре индивидуального и коллективного бессознательного;

3. Раскрываются эмоционально-религиозные феномены как механизмы защиты современного человека от негативного воздействия на него социальных отношений;

4. Показана функциональная значимость эмоциональности в условиях адаптации личности в социальной среде;

5. Анализируется роль эмоций в формировании нетрадиционной религиозности;

6. Выделяется эмоциональная сторона религиозного отчуждения;

7. Исследуется значимость эмоционального компонента в формировании религиозных предрассудков и их негативное (фанатизм, экстремизм) проявление в социуме.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ, ПРЕДПОЛАГАЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ: религиозной эмоциональности в структуре индивидуального и коллективного бессознательногоэмоционально-религиозных феноменов как механизмов защиты современного человека от негативного воздействия на него социальных факторовфункционального значения религиозной эмоциональности для адаптации личности в социальной средероли эмоций в формировании нетрадиционной религиозностиэмоциональной стороны религиозного отчужденияэмоциональности в формировании религиозных предрассудков и их проявления в негативной (фанатизм, экстремизм) деятельности социальных субъектов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что она позволяет выявить место, роль эмоционального компонента в каждом из элементов структуры религиозного комплекса, проявление эмоциональности в нетрадиционных религиях, в религиозном отчуждении и религиозных предрассудках, которые проявляются в поведении верующих, в их адаптации к современным социальным отношениям.

Теоретическое значение диссертации также в том, что проблема взаимосвязи эмоций и религии имеет большое значение для более четкого понимания социальных и психологических корней религии и их роли в формировании религиозности. Осуществленное исследование взаимообусловленности механизма адаптации и религиозности, особенностей формирования религиозного отчуждения и религиозных предрассудков позволяет понять роль эмоционального в формировании современных социально-религиозных процессов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется реальной возможностью применения его результатов в учебном процессе при изучении студентами темы «Структура и формы общественного сознания». Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по религиоведению, социологии и психологии религии, в соответствующих разделах учебников по данным дисциплинам. Например, «Роль эмоционального компонента в религиозном комплексе», «Эмоциональность в формировании религиозных предрассудков и их проявление в социуме», «Роль эмоций в формировании нетрадиционной религиозности» и т. п.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Религиозная вера и эмоции// Вестник Сев .У. — Севастополь, 1999, № 20.

2. Эмоциональная природа религиозного культа// Вестник СевГТУ. -Севастополь, 2001, № 29.

3. Эмоциональная обусловленность религиозного отчуждения// Вестник СевГТУ. — Севастополь, 2001, № 35.

4. Адаптационные процессы в современных поликонфессиональных обществах/ Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. Сборник научных трудов. -Севастополь: «Вебер», 2001.

5. Значимость религиозных предрассудков в формировании религиозности как социально-адаптационного явления//Социально-гуманитарные знания. — М., 2002, № 6.

Материалы диссертационного исследования использовались на конференциях:

Международные конференции, посвященные проблемам духовности. Севастополь, 1999;2000гг. Выступления на тему: «Эмоции и социальная адаптация" — «Религиозные переживания в процессе духовного становления».

III Международная Крымская конференция по религиоведению, 2001 г.: «Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе», «Адаптационные процессы в современных поликонфессиональных обществах».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Опираясь на выводы о связи эмоционального и бессознательного, диссертант обозначил эмоциональный стресс как одну из психологических причин религиозности, которая формируется в результате адаптации личности к изменяющимся социальным условиям и преодоления данного стресса. В результате изучения процесса адаптации личности в обществе выявляется специфика влияний чувств и эмоций на формирование религиозного мировоззрения. Делается заключение относительно того, что по мере обострения социальных явлений усиливается тенденция обращения к религии новых верующих, для которых религиозная община может создать более благоприятные условия для лучшей социальной адаптации.

В диссертации обосновывается положение, что в религиозной эмоциональности важное место принадлежит внушению, которое может осуществляться в ненавязчивой форме, незаметно влияя на подсознание верующего. При этом восприятие внушаемого содержания сопровождается снижением сознательности и критичности. Конечно, эмоциональная природа религиозности будет различной у людей с разной ориентацией и разной системой ценностей и установок.

Подверженность верующих действию психологического давления зависит от уровня их самосознания, мировоззрения, от соотношения эмоциональной и рациональной сфер. Чем более легко эмоциональная сфера подавляет рациональную, тем более верующий подвержен механизму внушения. Это в значительной степени влияет на его адаптацию в социальных условиях.

Тем самым, выявление места и роли эмоционального компонента в формировании различных социально-религиозных явлений позволяет по-новому понять значимость эмоций в религии, объяснить возникновение и сохранение религиозности.

Автором выясняется роль эмоционального стресса в формировании механизма религиозности. Обосновывается положение, что состояние эмоционального стресса — это одна из важнейших социально-психологических основ религиозности человека. В диссертации рассмотрены причины и факторы, приводящие к состоянию эмоционального стресса, которые в конечном счете способствуют формированию религиозности. К таким факторам с достаточным основанием относятся неудовлетворенность самореализацией в трудовой и профессиональной деятельностипричины, вызывающие страх и тревогу, например, различные катаклизмы — демографические, экологические и т. п.- нереализованная потребность в общении, а также драматические события в личной жизни.

Выявление роли эмоционального фактора в формировании религиозности, позволило раскрыть современную нетрадиционную форму религиозности, религиозные предрассудки и религиозное отчуждение как одни из многочисленных форм адаптации личности к изменяющимся социально-экономическим и политическим факторам.

В ходе исследования диссертант делает вывод о том, что эмоции являются основой нетрадиционной религиозности, которая выполняет компенсаторную функцию защиты человека от социальных потрясений и, как правило, способствует развитию у своих адептов социально-психологической дезадаптации.

В диссертации делается вывод, что именно эмоциональная сфера является наиболее уязвимой, как перед изменяющимися социально-экономическими условиями, так и перед воздействием многочисленных тоталитарных организаций, а проблема тоталитарных сект требует более пристального к себе внимания и дальнейшего всестороннего изучения и реализации новых подходов в предупреждении вовлечения в сектантство новых людей.

Заслуживает более пристального внимания то положение, что в создавшейся социально-экономической ситуации, большинство людей оказались неадаптивными к новым условиям, что сделало их уязвимыми перед различными тоталитарными сектами. Недостаточное внимание к эмоциональному фактору со стороны социальных институтов дает возможность многочисленным деструктивным культам использовать его в собственных антигуманных целях.

В диссертации предпринята попытка переосмыслить роль религиозных предрассудков в мировоззренческой системе современного человека. Обосновывается социально-адаптационное значение религиозных стрессов, рассматривая их как комплекс личностных эмоциональных образований. Выявляется адаптационная функция предрассудков, которая заключается в том, что предрассудки приводят к неадекватному восприятию окружающей действительности.

Исследуя роль эмоционального в религии, диссертант выделяет религиозное отчуждение как одну из наиболее выраженных эмоциональных сторон религиозности. Но религиозное мировосприятие не ограничивается только отчужденными отношениями. Религия не только воспроизводит их, но и выступает в качестве их преодоления. Освобождения от чуждых сил проявляется в ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, утешения и проч.

Религия за счет воздействия на эмоциональную сферу верующего играет роль смягчения последствий действительного отчуждения. Отчуждение рассматривается диссертантом не только как негативное явление, но и как результат компенсации отчужденного состояния человека, обеспечивающего ему мировоззренческую целостность. Автор представляет отчуждение и как потребность в индивидуации, и как реакцию на кризис привычного образа жизни или на его смену.

Анализ религиозного отчуждения показывает как бы двойственность религии. С одной стороны, она может вызывать отчуждение личности, а с другой, обеспечивать ему адаптацию к обществу, помогать обрести связь с социумом и природой. Понимание эмоциональной природы религиозных предрассудков и религиозного отчуждения позволяет по-новому взглянуть на данную проблему, понять как причины появления отчуждения, так и способы нивелирования его негативных последствий.

Рассмотрение религиозного комплекса позволяет сделать вывод об особой значимости эмоционального фактора в формировании различных социально-религиозных феноменов. Учет специфики религиозных эмоций позволяет более полно раскрыть механизм формирования и сохранения религиозности, делает возможным выявить особенности адаптации личности к современным социальным условиям, в преодолении конфликтов между личностью и обществом.

В результате исследования раскрывается значимость эмоционального фактора в формировании и функционировании различных социальнорелигиозных феноменов. Выявляется специфика таких явлений, как нетрадиционная религиозность и отчуждение, религиозный фанатизм.

Проявляясь как обостренная эмоциональность и нетерпимость к другим конфессиям, религиозный фанатизм выступает благодатной почвой для проявления религиозного экстремизма и терроризма. Религиозный экстремизм могут порождать различные факторы. К ним относятся социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня значительной части населения, деформация политических институтов и структур власти, их неспособность решать назревшие проблемы общественного развития. Одним из социально-психологических факторов формирования цепочки радикализм — экстремизм — фанатизма — терроризм являются религиозные предрассудки, религиозное отчуждение.

Для религиозного экстремизма характерны узкое восприятие общественных проблем, фанатизм и одержимость навязать свои принципы обществу, опора не на разум, а на чувства, инстинкты и предрассудки. Религиозный экстремизм отстаивает свои взгляды, апеллируя не к разуму, а к чувствам, верованиям и предрассудкам людей, к примитивному сознанию и инстинктам толпы, массы.

В современных условиях необходимо формирование особой эмоциональной культуры, которая могла бы помочь человеку адаптироваться к новым условиям жизни и устоять перед воздействием психологического насилия. Важность формирования данной культуры вызвана еще и тем, что к факторам, усиливающим воздействие сектантства на индивида, относится не только социальная среда, но и психические качества личности, ее психическая и социальная предрасположенность.

В ходе исследования роли эмоционального в структуре религиозного комплекса выявлены некоторые направления дальнейшего исследования этого сложного явления. Так, возросшая религиозность населения требует более пристального изучения психологии религии, в частности, роли эмоционального в религиозном комплексе.

В условиях сложных социальных отношений в России наиболее перспективными, на наш взгляд, выступают проблемы нетрадиционной религиозности, религиозного отчуждения и фанатизма, религиозного экстремизма и терроризма. Для достижения подобных научных результатов необходимо объединение усилий философов и социологов, психологов для создания более полной картины всей взаимосвязи компонентов религиозного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. — М.: Изд-во «Прогресс-Культура" — Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995. — 608с.
  2. Н.П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М.: Мысль, 1966. — 247с.
  3. А.А. Новые религиозные организации. Попытка психологического исследования мировоззрения // Свеча-99: Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии. -Вып.1. Архангельск, 1999. — С. 23 -28.
  4. В.К. Становление религиозных чувств / Осмысление духовной целостности: Сб. статей. Вып 3. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 304с.
  5. Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ / РАН. Институт философии. М., 1999.
  6. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. -176с.
  7. П. Капиталистическая революция. М., 1994. — С. 15 -19.
  8. А. Два источника морали и религии. М.: Изд-во «Канон», 1994.-382с.
  9. Бердяев Н. A.: pro et contra. СПб. Изд-во русского христианского гуманитарного института, 1994. — 573с.
  10. Ю.Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.345 с.
  11. П.Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. — 400с.
  12. М.И. Религия и психотерапия. М.: Российское общество медиков-литераторов, 1998. — 123с.
  13. М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. произ. М., 1990. -С.313−328.
  14. Т.И. Молодежь и религия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1998. — № ½.
  15. Н.С. О специфике религиозной духовности // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. — С. 35−39.
  16. Л.Н. Опыт экспертиз религиозных организаций, обвиняемых в деструктивных действиях на психическое здоровье // Медицина, этика, религия и право. М., 2000. — С. 145 — 156.
  17. Е.Н. Основные модели контроля сознания // Журнал практического психолога. М., 1995. — № 5.
  18. . Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1992.315 с.
  19. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 Т. — М.: Мысль, 1976. Т 1. -532с.
  20. Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга: К вопросу понимания самости // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С.89−95.
  21. Л.Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений // Вопросы философии. 1988. — № 6. — С. 5−12.
  22. Р. Психология религий. СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1901. — 332с.23 .Грачев А. А. Жизненные ориентации в психологии и религии // Религиозная культура и образование. Курган, 1996. — С. 121−127.
  23. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М.: Изд-во «Дом интеллектуальной книги: CEU PRESS», 1999.-200с.
  24. В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1993. -419с.
  25. В. Психология. -М.: Педагогика, 1991. 368с.
  26. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 Т. СПб.: Наука, 1994. — 541с.
  27. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  28. А. Творчество и свобода. Сборник. М.: Изд-во «Радуга», 1990. -608с.
  29. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга / Под ред. Э. Сэмьюэлза, Б. Шортера, Ф.Плота. М.: Изд-во МНПП «ЭСИ», 1994.-182с.
  30. И.А. История религии: Очерки в двух томах. М.: Мысль, 1988.-Т. 1 -445с.
  31. .М. Эмоции и религия. К.: Политиздат Украины, 1987. -165с.
  32. С. Страх и трепет. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 440с
  33. Г. Психология народов и масс. СПб.: Изд-во «Макет», 1995. -311с.
  34. В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. -М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 1056с.
  35. Н. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1999. 109 с.
  36. Е.С. Страх, как компонент социально-психологических истоков религии. Макеевка, 1987. — 105 с.
  37. Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. -752с.
  38. О.Э. Психологические и эмоциональные аспекты веры // Взаимоотношения государства, науки и религии. Владимир, 2000. — С. 103−105.
  39. М. Религии человечества. М., СПб.: Изд-во «Рудомино», Изд-во «Университетская книга», 1997. — 560с.
  40. М. Философия и религия // Человек. 1997. — № 4. — С. 77−92.
  41. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Изд-во «Смысл», 1999. — 425с.
  42. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. М.: Изд-во СП «Слово», 1991. — Т.1. — 287с.
  43. А. Культура, христианство, церковь. Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995. -С.671.
  44. А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. М., Соц. Гум. Знания. 1998. — 310 с.
  45. В.Т. Мировоззренческий конформизм // Устойчивое развитие. Улан-Удэ, 1998. — Вып.2. — С.59 — 69
  46. Г. А. Особенности религиозной ситуации в России 11 Религия и право. 1999. — № 1.
  47. .В. Введение в христианскую психологию. М.- Изд-во «Школа — Пресс», 1994. — 189с.
  48. Э. Глубинная психология и новая этика. Спб.: Изд-во «Академический проект», 1999. — 206с.
  49. Овчаренко В. И, Антология российского психоанализа: в двух томах. М., 1999.54.0ллпорт Г. В. Личность в психологии. М.: Изд-во «КСП+" — СПб.: Изд-во «Ювента», 1998. — 345с.
  50. Д.В. Психология террора. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», М., Йзд-во «Академический проект», 2002. — 320с.
  51. Ю.И. Влияние новых религиозных культов на психическое здоровье и личность человека // Прикладная психология. 1998. — № 4. -С.50−59.
  52. М. Разум, воля и чувства. // Философская и социологическая мысль. 1994. -№ 11−12. — С. 3−18.
  53. Психология эмоций. Тексты / Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер.Б. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288с.
  54. Ю. Эмоциональный интеллект и христианство // Радуга. -Таллин, 1999. № 4. — С. 133 — 139.
  55. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. — С.299−300.
  56. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост., Гараджа В. И., Руткевич Е. Д. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1996. — 775с.
  57. Религия, магия, миф: современные философские исследования / Под ред. Поруса В. Н., УРСС, ИФРАН, Центр по изучению немецкой философии и социологии, 1997. 292с.
  58. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
  59. В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.- 230 с.
  60. Рубинштейн С. А, Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957.-328с.
  61. A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Политиздат, 1985. — 175с.
  62. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.-672с.
  63. В.В. Религия в современном обществе // Свеча-99. -Архангельск, 1999. Вып.2. — С. 220 — 230.
  64. .П. Бытие и Ничто. М., Прогресс, 1996 — 380 с.
  65. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 196с.
  66. А. А. Увлечение религиозным сектантством: психологический анализ Н Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Рос. таможен, акад. 1998. — № 1. — С. 186−192.
  67. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432с.
  68. В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988, т.1. 500 с.
  69. В. Смысл любви. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988, т.2,-100 с.
  70. . Этика. Избранные произведения. В 2 Т. — М.: Политиздат, 1957. Т. 1,-629с.- Т.2−727с.
  71. Сумерки богов / Под ред. Яковлева А. А. М.: Политиздат, 1990. -398с.
  72. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: «Центр «Петербургское востоковедение», 1997. — 384с.
  73. Е. Смысл жизни. Избр. М.: Канон, 1995. 277 с.
  74. Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. — 270с.
  75. Л. Сущность христианства. М.: Политиздат, 1955. — 242с.
  76. П. Столп и утверждение Истины. Соч. в 2 т. М.: Правда, 1990.- т.1,480 с.
  77. С. Непостижимое. Соч. М.: Правда, 1990, — 380 с.
  78. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб. Изд-во «Речь», 2000. — 286с.
  79. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  80. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. -448с.
  81. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2 т.: Т. 1 — Тбилиси: Изд-во «Мерани», 1991. — 397с.
  82. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во «Республика», 1994. — 447с.
  83. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  84. Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.-512с.
  85. Э. Психоанализ и дзенбуддизм. М.- Изд-во «Весь мир», 1997. -237с.
  86. Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во «Республика», 1993. -415с.
  87. М. Бытия и время. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 445с.
  88. С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Изд-во «Прайм- Еврознак», 2002.- 400с.
  89. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.: Изд-во «Прогресс"-"Универс», 1993. -480с.
  90. С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня //Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 139 — 147.
  91. Д.У. К вопросу об определении религиозности средствами социальной психологии// Формирование гуманитарной среды, Забайкалье, 1999−2000. Чита, 1999. — С. 62 — 66.
  92. М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. -414с.
  93. Л. Апофеоз беспочвенности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 213с.
  94. Ф.Д. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим. Монологи. СПб.: Изд-во АО «Алетейя», 1994. — 334с.
  95. А. Мир как воля и представление. В 2 Т М.: Наука, 1993.-Т 2.-670с.
  96. А. Свобода воли и нравственность. М.: Изд-во «Республика», 1992. -448с.
  97. В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство/ Осмысление духовной целостности: Сб. статей. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 304с.
  98. Юм Д. Трактат о человеческой природе. В 2 Т. М: Изд-во «Канон», 1995. — T.l. — 674с.- Т.2 — 962с.
  99. Юнг К.Г. AION. М. Изд-во «Рефл-бук», К.: Изд-во «Ваклер», 1997. — 336с.
  100. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: Изд-во «Ваклер», 1997. — 676с.
  101. Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Изд-во «Канон», 1996. — 384с.
  102. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Изд-во «Канон», 1994. -336с.
  103. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии. 1988. — № 1. — С.133 — 137.
  104. Юнг К. Г. Ответ Иову. М.: Изд-во «Канон», 1995. — 352с.
  105. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Изд-во «Ювента», М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995. — 716с.
  106. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.-266с.
  107. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Изд-во «Серебряные нити», 1997.-368с.
  108. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — 181с.
  109. К. Смысл и назначение истории. М., Изд-во «Республика», 1994.-528с.
  110. Kellenberger J. Three Models of Faith// Intern. Journal for Philosophy of Religion. Vol. 12 № 4. The Hague, 1981. P. 217−314.
  111. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. NY: WW Norton and Company, Inc., 1961.
  112. R. И sacro. L’irrazionale nell’idea del divino e la sua relazione ai razionale, Milano, 1975.
  113. Penelham T. God and Skepticism: A Study in Skepticism and Fideism. -C. 143−146 .
  114. Runzo J. Reason, Relativism and Gob. Basingstoke- L., 1986. C. 146−148.
  115. Wulff M. D. Psychology of Religion. Classic and Contemporary. -Massachusetts, 1997. c. 760.
Заполнить форму текущей работой