Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля
По Леви-Брюлю, дологическое мышление первобытных народов принципиально отличается от мышления современного человека. В нем отсутствуют четкие разграничения между причиной и следствием, субъектом и объектом; оно не стремится избегать противоречий и подчиняется специфическим законам, которые не похожи на законы логического мышления европейского человека: для первобытного человека логические… Читать ещё >
Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Л. Леви-Брюль противопоставил свои воззрения «постулату» Тайлора о сходстве логических законов первобытного и современного мышления. Леви-Брюль стремится показать, что первобытное мышление «совершенно иначе ориентировано. Его процессы протекают абсолютно иным путем»[1]. Первобытное мышление: 1) мистично, ибо отражает сакрально-фетишистские и мифологические смыслы и значения вещей; 2) пралогично, поскольку не следует диктату формальной логики; 3) подчиняется закону партиципации (сопричастности); 4) его смысловыми единицами являются не понятия, а коллективные представления, или идеи, которые не формируются из собственного жизненного опыта индивида, а внедряются в него через общественную среду: воспитание, общественное мнение, обычаи.
Биографическая справка Люсьен Леви-Брюль (1857—1939) в 1879 г. окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию. В 1904 г. возглавил кафедру истории современной философии в Сорбонне и там же явился одним из создателей Института этнологии. Занимался историей философии. Второй период творчества был связан с исследованиями первобытного мышления. Основополагающие работы: «Мыслительные функции в низших обществах» (1910). «Первобытное мышление» (1922), «Примитивная душа» (1927), «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931), «Примитивная мифология» (1935). Под впечатлением работы Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» и исследования китайского историка С. Цяня «Исторические записки» стал изучать этнографические материалы и на протяжении последующей жизни в науке обосновывал свою главную идею о качественных отличиях первобытного мышления от логического мышления современного цивилизованного человека.
По Леви-Брюлю, дологическое мышление первобытных народов принципиально отличается от мышления современного человека. В нем отсутствуют четкие разграничения между причиной и следствием, субъектом и объектом; оно не стремится избегать противоречий и подчиняется специфическим законам, которые не похожи на законы логического мышления европейского человека: для первобытного человека логические размышления недоступны. Такое мышление не отделено от эмоций; его целью не является объяснение явлений действительности, мышление этого типа действует на нервную систему резко возбуждающе при совершении религиозных обрядов. У первобытного человека преобладает субъективизм: первобытное мышление «живет в мире, где всегда действуют или готовы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы»[2].
На место логических законов ставится закон сопричастия: предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным, он может находиться здесь и одновременно в другом месте. Человек традиционного общества чувствует себя мистически единым (сопричастным) со своим тотемом (крокодилом, попугаем, орлом), со своей лесной душой и т. д. Таков, например, член племени арунта, «ощущающий себя одновременно самим собой и тем или иным предком, чуринга[3] которого была ему дана при посвящении»[4].
Английский психолог Ф. Бартлетт считал главной ошибкой ЛевиБрюля сравнение мышления в примитивных обществах с эталоном научного мышления, поскольку и современные народы в повседневной жизни нередко демонстрируют нарушение правил логики мышления. Более того, на деле неотъемлемой стороной любой культуры выступает то, что ЛевиБрюль называл дологическим, мифологическим мышлением.
Основные идеи социологической школы:
- — существенную роль в формировании и развитии культуры играют коллективные представления;
- — одна из важнейших функций культуры заключается в том, чтобы солидаризировать общество, чтобы сближать людей;
в каждом обществе существует своя мораль, которая имеет динамичный и изменчивый характер и выступает одной из форм социальной регуляции;
— мышление человека первобытного общества принципиально отличается от мышления современного человека: ему присущ иррациональный, мистический характер, оно не подчиняется законам логики;
важнейшую роль в системе социальной регуляции общественных отношений играет религия.
- [1] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 8.
- [2] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление// Религия и общество. Хрестоматия, но социологии религии. М, 1994. Ч. 1. С. 158.
- [3] Чуринга — дощечка или камень с рисунком, предмет культа некоторых «примитивных» племен; считается воплощением тотема. Тотем — вид животных и растений, с которым, по первобытным представлениям, находится в родстве конкретный род.
- [4] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 354.