Философская антропология и ее проблематика
Онтологический ракурс жизненного процесса оказался весьма продуктивным. Примечательно, что именно воспарение мысли, тяга к метафизическим высотам приводили к новым антропологическим констатациям. Скажем, идея биологической ущербности человека сложилась внутри философии жизни вовсе не на эмпирическом, естественнонаучном фундаменте. Она родилась как некое философское прозрение. Человек… Читать ещё >
Содержание
- РЕФЕРАТ
- на тему
- «Философская антропология и ее проблематика»
- Введение
- 1. Различные трактовки природы человека
- 2. Антропологические универсалии и индивидуальная уникальность
- 3. Проблема отчуждения
- 4. Смысл жизни, судьба, жизненный путь
- 5. «Жизнь» как философская категория
- 6. Идея становления человека
- 7. Человек в мире культуры и мир человека. Генезис человека как освоение культуры и культурное творчество
- 8. Понятие «личность» в философской антропологии. Свобода и самореализация личности
- Заключение
- Библиографический
- список
Философская антропология − наука о сущности и сущностной структуре человека. Она изучает его отношение к царству природы и к основе всех вещей; его метафизическое сущностное происхождение, его физическое, психическое и духовном появлении в мире. Это наука о силах и властях, которые движут человеком и которыми движет он; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.
II. Кант считал, что философия всегда стремится ответить на четыре вопроса: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек? В сущности, полагал он, три первых вопроса можно свести к четвертому, а все науки − к антропологии.
Философская антропология становится фундаментальной философской наукой тогда, когда человек начинает задумываться над вопросами: кто он такой, откуда пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ. М. Бубер различал эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной, как дома, в эпоху бездомности − как в диком поле, где и колышка для палатки не найти. Одним из философов, чувствовавшим бездомность и свое одиночество среди высших и низших сил, был Августин. С его точки зрения, человек − это великая тайна. Он сам не знает, кто он, чего в нем больше − божественного или дьявольского. Августин упрекал людей, которые восхищаются высокими горами, морскими волнами и свечением звезд, но не удивляются самим себе. Удивляться надо не тому, что человек − вещь среди других вещей, а тому, что он ни на одну вещь не похож, он вообще не находится в ряду вещей.
Кого мы имеем в виду, когда говорим о человеке? Александра Македонского или Ньютона, русского или француза, крестьянина или ремесленника, мужчину или женщину, взрослого или ребенка? Можно сказать, что человек − это все жившие когда-то и сейчас живущие люди. Но часто люди убивают других людей, т. е. отказывают им в праве быть людьми. Один человек может относиться к другому или к другим как к существам низшего рода, считая их винтиками для осуществления своих замыслов, пушечным мясом для ведения войны и т. д. Да и во многих людях иногда прорывается животное начало, такая беспощадная злоба и ненависть, что про них можно подумать: полноте, люди ли это? Часто сами условия существования заставляют человека подавлять в себе человеческие качества, прятать их, постоянно изменять своей природе. «Во всех стихиях человек − палач, предатель или узник», − писал Пушкин. Каждый из людей может назвать себя человеком, но признается это далеко не всеми. Да он и сам не во всех признает такого же человека. Далеко не всегда, следовательно, это название соответствует действительности. Человек − это существо, которое не всегда соответствует своему понятию .
Может быть, спрашивая или рассуждая о человеке, мы имеем в виду самих себя? Но если мы согласимся с этим, то может последовать вопрос: а что во мне такого, что дает мне право говорить о себе как о человеке? Что делает меня человеком? Нужно признаться, что у нас нет разумных оснований считать себя людьми. Говорят: я состоялся как физик или как изобретатель, но никто не говорит: я состоялся как человек. Древние считали, что состояться как человек − значит, построить дом, написать книгу, вырастить дерево. Но масса людей этого не делали. Можно ли отказать им в том, что они люди?
«Что за химера человек?» − восклицал Б. Паскаль в своих знаменитых «Мыслях», − Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной? Кто распутает тот клубок?.. Узнай же гордый человек, что ты − парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека…"
Сегодня философская антропология (буквально − философское учение о человеке) имеет три значения:
1. философская антропология (широкий смысл) − часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и модусы человеческого существования;
2. философская антропология (узкий смысл) − особое философское направление в западной философии ХХ века (М.Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер), объясняющее из человека и через человека как его собственную природу, так и смысл и значение окружающего мира;
3. философская антропология − особый стиль и метод мышления, для раскрытия тайны человека использующий самостоятельные и нетривиальные средства, отличные от схем формальной и диалектической логики. Именно в этом смысле говорят об антропологическом характере современной философии.
1. Различные трактовки природы человека
Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его природы. Представляя тот или иной образ человека, мыслители различных исторических эпох по-разному трактовали природу (сущность) человека. При этом сложилась классическая исследовательская стратегия: в ходе сравнения человека и животного природа первого усматривалась в радикальном отличии (или отсутствии такового), что существенным образом влияло и на решение вопроса о становлении человека. Стержнем проблемы оказывалось соотношение природного (биологического) и социального, естественного и общественного, тела и духа. К наиболее разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся следующие.
1. Натуралистически-биологизаторская (социобиология, социал-дарвинизм и др.): специфика природы человека в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи, в тонком и сбалансированном выражении законов природы в индивидуальном и общественном развитии. Особое место в ряду такого рода концепций заимает психоанализ З. Фрейда, в котором утверждается примат бессознательного в человеческой жизни, а основы бессознательного видятся в энергии сексуального влечения (либидо). З. Фрейд и его последователи − Э. Фромм, К. Юнг − исходят из психосоматической природы человека.
2. Теологическая (Августин, Ф. Аквинский, Н. Бердяев, Ж. Маритен и др.): человек есть образ и подобие Бога-творца; человеческая сущность заключается в Боге и постигается на пути к Богу.
3. Рационалистическая (традиция, идущая в западной философии от Аристотеля до Канта и Гегеля): подлинная человеческая сила − его разум, благодаря которому человек может понять и оценить все сущее таким, каково оно есть на самом деле − Бога, мир и самого себя, разум независим от инстинктов и чувственности, он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину).
4. Деятельностно-социальная (К.Маркс): природа человека есть единое социобиологическое образование, в котором социальное составляет его глубокую внутреннюю суть. Социальное в человеке не просто надприродно, надбиологично, но и «погружено» в биологическое, проникает в него и активно его преобразует как в онтогенезе отдельного человека, так и в филогенезе вида Homo sapiens.
2. Антропологические универсалии и индивидуальная уникальность
Человек свои антропологические, общечеловеческие свойства проявляет в индивидуальных личностных чертах. Акцент на индивидуальной уникальности человека свойственен, например, экзистенциализму − оригинальной философской концепции природы человека.
Экзистенциалисты утверждают: существование определяет человека; человек сначала существует, встречается с миром, появляется в мире, и только потом определяется. Человек «брошен в мир» без сущности, он сам ее создает в процессе существования − экзистенции. Именно в ней участвует весь индивид в целом, со всеми своими реакциями (ощущениями, настроениями, мыслями и безусловно-безотчетными действиями); человек в экзистенции предстает как он есть, в отличие от того, что о нем думают другие или каким он себе кажется. Экзистенциалистское понимание человека сыграло огромную роль в формировании духовной культуры второй половины ХХ века, заострив внимание на внутренней человеческой активности, на творчеком самосознании.
3. Проблема отчуждения
Различные подходы к определению человеческой сущности, связи сущности и существования сходны в одном: человеческая сущность и существование не совпадают, а зачастую разорваны. Философы Нового времени назвали это отчуждением (Гоббс, Руссо, Гегель). Антропологический смысл отчуждения состоит в том, что человек, лишенный части своих сущностных характеристик, утрачивает свою природу, «обесчеловечивается». Для феномена отчуждения характерны следующие доминанты: чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля;
представление о бессмысленности и иррациональности существования;
утрата взаимных обязательств людей и господствующей системы ценностей, разрушение институализированной культуры;
ощущение одиночества, исключенности человека из социальных связей;
чувство утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушение аутентичности личности, в форме отчуждения.
Список литературы
- Бердяев Н. О Назначении человека. − М.: Республика, 1993. − 383с.
- Бубер М. Проблема человека // Я и Ты. М., 1993. − С. 81.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. − М., 1994.
- Гуревич П.С. Философия человека. − Ч. 2. − М., 2001.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. − М., 1983. − С. 321−358.
- Коробкова Ю. Е. Гоббс Т. Избранные произведения. − В 2 т. − М., 1964.
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. − СПб.: Издательство «Лань», 1997. − 384с.
- Паскаль Б. Мысли. − М., 1995. − С. 110.
- Смысл жизни. Антология. Вып. II. Сокровищница религиозно-философской мысли. М., 1994.
- Философия: Конспект лекций.− М.: МИЭМП, 2005. − 118с.
- Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. − М.: ТОН — Остожье, 2001. − 704с.
- Философия. Учебное пособие / Под редакцией В. И. Лавриненко. М., 1996.