Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национальный характер как объект социально-философского анализа: на примере таджикской нации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Асимов М. С., Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1990; Асадуллаев И. К. Новые категории философии и философия политики. — Душанбе, 2006; Богоутдинов A.M. К вопросу о консолидации таджикской" нации// Богоутдинов A.M. Избр. произведения — Душанбе: Дониш, 1980; Гафуров Б. Г. Таджики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Национальный характер и проблемы его исследования
  • §-1.Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы национального характера
    • 2. Историко-философский анализ проблемы национального характера
    • 3. Национально-особенное в условиях глобализации
  • Глава II. Особенности формирования и сущность национального характера таджиков
    • 1. «Базовая модель» национального характера таджиков
    • 2. Уклад жизни и национальный характер.113 '
    • 3. Особенности проявления этнического характера в культуре таджикского этноса

Национальный характер как объект социально-философского анализа: на примере таджикской нации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: С распадом Советского Союза и образованием новых независимых государств — начался новый вектор развития человеческой цивилизации. С обретением свободы и независимости перед молодыми образовавшимися государствами встала задача переосмысления своего исторического прошлого, настоящего и перспективы будущего развития с 1 целью социального прогресса, демократизации всех сторон общественной жизни, с тем, чтобы занять свое достойное место в ряду цивилизованных стран. Поэтому в настоящее время — время глобальных перемен — возрастает интерес к национальным идеям, традициям и обычаям, способных сплотить на решение грандиозных задач, стоящими перед нацией, а также сохранить и возродить самобытную историю и культуру, её «народный дух». Для осуществления этих задач важным подспорьем может служить национальный характер — как выражение «коллективной воли» народа.

В условиях глобализации, охватившей современное человеческое сообщество и сопровождающейся вестернизацией и стандартизацией жизни, засильем массовой культуры, наметилась другая тенденция — сохранить свою этническую самобытность, язык и культуру. Этот процесс, в свою очередь, инициировал интерес народов, особенно тех из них, которые обрели независимость и национальную государственность, к своим корням, своему историческому прошлому, осознанию своего места и роли в современном мире% Важным детерминантом этого процесса можно считать и всплеск национального самосознания или идентичности — стержневую основу которой I составляет национальный характер.

С обретением независимости и свободы Таджикистан вступил в новый этап своего развития. Однако развязанная внутренними и внешними врагами гражданская война поставила судьбу молодого государства и таджикского народа в целом на грань национальной катастрофы, выявила глубокие противоречия и изъяны в таджикском обществе, копившиеся в течение десятилетий. Особую тревогу вызвал всплеск психологии регионализма, местничества, землячества и клановости, которые раскололи общество на противостоящие силы. Война нанесла не только материальный, но и морально-психологический ущерб, последствия которой до сих пор дают о себе знать в обществе. В связи с этими трагическими событиями возникает ряд вопросов: Каковы основные причины вспыхнувшей пламени гражданской войны? Связано ли это с прошлой историей таджикского народа? Какую роль сыграли I психологические особенности менталитета народа или национального 1 характера в разыгравшейся трагедии? Почему таджикский народ, являясь наследником величайшей культуры прошлого, неповторимой духовной сокровищницы, родиной плеяды выдающихся философов, ученых, поэтов и государственных деятелей, в настоящее время пребывает на обочине исторического развития? Какие уроки следует извлечь из случившейся трагедии? Какие черты таджикского национального характера следует сохранить и от каких из них избавиться? Вот на эти и другие актуальные вопросы должна, если и не ответить, то, во всяком случае, пролить свет исследуемая проблема. Актуальность изучения национального. характера ' обусловлено не праздным любопытством познания «духа народа» или возвеличиванием ее исторического прошлого, а имеет практическое значение, которое направлено на критическом осмыслении настоящего и перспектив будущего развития, передаче подрастающему поколению славных традиций и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями.

Актуальность исследования национального характера обусловлена тем, что из всех признаков нации рассматриваемый феномен является наименее разработанным и малоисследованным. Сложившееся обстоятельство вызвано тем, что национальный характер является «неуловимым», сложно поддающимся объектом научного исследования, связанный с внутренними, невидимыми на поверхности, психологическими параметрами этноса.

Невнимание и неизученность проблемы национального характера объясняется тем, что главное внимание национальной политики советского государства была направлена на превознесение интернациональных черт над национальными, целенаправленное стирание национальных различий в угоду классовым. Расцвет и сближение наций и образование новой исторической общности- «советского народа», провозглашалась главной целью национальной политики государства. Всякий интерес к своей национальной самобытности, языку или истории воспринималось как проявление национализма и мелкобуржуазной психологии и вытекающими из этого последствиями.

Актуальность исследования данной тематики продиктовано и тем, что из 4 всей совокупности компонентов национальной психологии, таких, например, как национальное сознание и самосознание, национальные чувства и интересы, историческое сознание и др. национальному характеру со стороны исследователей уделено крайне мало внимания или вовсе не был объектом целенаправленного научного анализа и концептуализации. Робкие в советский период, попытки учёных, опутанные идеологическими нитями и штампами, были малоэффективными и непродуктивными из-за отсутствия надлежащей методики его исследования. Используемая методология была абстрактной и оторванной от анализа противоречивой реалий современной жизни и не ' отвечала научным потребностям в адекватном отражении условий этнических сообществ. Определённый прорыв в этом направлении исследования было осуществлено в современной западной этнологии, культурной и социальной антропологии, социологии и этнопсихологии.

Такие важные составляющие национальной психологии как национальное самосознание, национальные чувства и национальный характер, ввиду их рудиментарной природы, согласно идеологическим, классовым установкам, выталкивались на второй план. Поэтому особую актуальность приобретает в настоящее время исследование специфики формирования ' самобытности этнических общностей, исторического прошлого их языка и культуры, своеобразие психического склада и менталитета (характера) этносов, не с классовых, идеологических штампов, а с гуманных, общечеловеческих ценностей, норм и позиций.

В современном обществознании все большую популярность приобретает новая формирующаяся дисциплина — этнопсихология. В качестве междисциплинарной науки она возникла как самостоятельная наука на стыке трёх дисциплин — этнологии, культурной антропологии и психологической антропологии. Объектом её исследования являются психологические особенности этнических и межэтнических отношений, проявляющиеся на уровне национального самосознания, национального характера и менталитета, этнического стереотипа и других модификаций психического склада этносов. Национальный характер составляет как бы стержневую ось психологического * своеобразия этнообразований.

Актуальность исследования национального характера, продиктовано также международными, политическими соображениями, направленные на предотвращение разного рода конфликтов в межэтнических и межгосударственных отношениях, возникающих из-за элементарного незнания психологических особенностей того или иного этноса, пренебрежение к национальному характеру и менталитету этносовили принятие бездумных политических решений, росчерком пера решающих судьбы целых народов по наставлению их на путь «всеобщего благоденствия», «демократизации» и ' «светлого будущего». О возрастании роли и значимости изучения национального характера в современной международной жизни говорит проявляемый интерес учёных к этой проблеме. «Сегодня совершенно очевидно, — пишет таджикский философ М. К. Гафарова, — что национальное сознание развивается на новой почве — в условиях демократизации общества, когда в мире идёт процесс возрождения роли национального характера, национальных особенностей, возвращения к родному языку, понимание народами целостности и неповторимости своей истории"1.

1 Гафарова М. К., Фомина В. А. Общественное сознание — Душанбе: Ирфон, 2001. — С.54−55.

Степень разработанности проблемы,.

В советский период изучение национального характера связывалось главным образом, с определением сущности нации и её основных признаков. Начало этому положила дискуссия, организованная журналом «Вопросы истории» в 60-годы XX века. Согласно этой конструкции психический склад или национальный характер выступал одним из основных признаков нации, проявляющийся в различных сферах духовной и материальной культуры. Несмотря на это исследование национального характера не нашло должного освещения и исследования в научной литературе ввиду сложной природы данной проблемы.

В 80-годы прошлого века проблема национального характера вновь стала в центре внимания исследователей в области наций и национальных отношений. В развернувшейся на страницах журнала «Советская этнография» дискуссии акцент был сделан на выявлении теоретикометодологических аспектов и своеобразии концептуальных подходов в исследовании специфичных черт национальной психологии и национального характера. Высокий тонус и импульс этой дискуссии был предзадан статьей А. Ф. Дашдамирова «К методологии исследования национальнопсихологических проблем"1, вокруг которой и было сосредоточено обсуждение данной проблемы.

В данной статье, автор поднимает ряд актуальных проблем, касающиеся функционального статуса и структуры национальной психологииотличительные качественные характеристики её элементов, а также тенденции и закономерности развития этнопсихологических процессов. Данный подход в какой-то мере восполнил недостаток необходимой научно-теоретической базы исследования национального характера и национальной психологии в целом.

Хотя следует отметить, что нарождающаяся этнопсихологическая наука находилась в эмбриональном состоянии и не имела в своём арсенале надлежащего инструментария и методики исследования этнопсихологических !

1 См.: Дашдамиров А. Ф. К методологии исследования национальнопсихологических проблем // Советская этнография, 1983, № 2. явлений и механизмов отработки эмпирических данных. Поэтому этнопсихологические исследования всё ещё были оторваны от реалий повседневной жизни этносов и значительно отставали от исследований своих коллег — западных учёных — этнопсихологов. *.

Несмотря на это в упоминаемый период большой вклад в изучении проблемы национального характера внесли такие советские учёные как С. М. Арутюнян, Ю. В. Баграмов, Л. И. Горячева, П. И. Гнатенко, Н. Н. Джандильдин, М. С. Джунусов, А. Ф. Дашдамиров, М. В. Иордан, И. С. Кон, С. Т. Калтахчян, Т. Ф. Кряклина, В. И. Козлов, М. И. Куличенко, П. М. Рогачёв, М. А. Свердлин, Э. В. Тадевосян, И. П. Цамерян, В. Н. Филатов и др.

Исследованию проблем этнического характера в той или иной мере были вовлечены и те исследователи, которые занимались общетеоретическими вопросами наций и этнонациональных отношений. Среди них следует отметить ' таких российских ученых как Абдулатипов Р. Г., Артановский Н., Бушков В. И., Микульский Д. В., Бромлей Ю. В., Гумилёв Л. М., Дробижева Л. М., Козлов В. И., Рыбаков С. Е и др.1.

В то же время со стороны некоторых психологов предпринимались самостоятельные шаги, направленные на осмысление и объяснении сущности и природы социальной психологии характера личности и этнического характера, их качественные различия и особенности.

1 Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991; его же: Этнополитология. СПб.: Питер, 2004; Артановский Н. Этноцентризм и возврат к этничности: Концепции и действительность. -М., 1992; Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия граданской войны в Таджикистане. (Этно-социальные процессы и политическая борьба, 1992;1996).-М., 1997; Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история современность. — М.: Наука, 1987; Гумилёв Л. М. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд. Ленингр-го университета, 2 изд., испр- -1989; Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР. (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). — М.: Мысль, 1981; Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. — М. 1999; Рыбаков С. Е. Нация и национализм. -М., 2001.

2 См., напр. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ 1980; Белик. Психологическая антропология: История и теория. — M., 1993. Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. — Л.: Наука, 1979; Левыкин И. Т. Проблемы перестройки общественной психологии // Психологический журнал, 1988, № 1- Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера, — М.: Учпедгиз, 1956; Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984; Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история.- М.: Наука, 1979; Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971; Кон И. С. психология предрассудка // Новый мир, 1966, № 9- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН СССР, 1961.

Значительный вклад в изучении теории наций и национальных отношений внесли и таджикские учёные. Среди них следует отметить труды, написанные, как в советский так и в постсоветский периоды, таких учёных как Асимов М.С. И. Асадуллаев, A.M. Богоутдинов, Б. Гафуров, М. Диноршоев, Х. Додихудоев, З. Дадабаева, Х. Идиев, М. Комилов, Н. Н. Негматов, К. С. Сабиров., * А. Самиев, А. С. Саидов, И.Шарипов. Ш. Шоисматуллоев и др.1.

За последнее время в отечественной обществоведении возрос интерес к проблемам национального и этнического характера. К ним в первую очередь следует отнести исследования М. К. Гафаровой, К. Гиёева, В. Кучкарова, л.

М.Набиева, М. Рахимова, П. Шозимова, М. Шукурова и др.

В отечественной литературе, среди работ посвященной изучению общественной психологии, национального психического склада, следует выделить монографию профессора М. К. Гафаровой (в соавторстве с В.А. Фоминой) «Общественное сознание».

В ней освещается сущность и структура общественного сознания, уровни, сферы и формы общественного сознания, а также механизмы функционирования, развития общественного сознания и её регулятивные.

1 Асимов М. С., Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1990; Асадуллаев И. К. Новые категории философии и философия политики. — Душанбе, 2006; Богоутдинов A.M. К вопросу о консолидации таджикской" нации// Богоутдинов A.M. Избр. произведения — Душанбе: Дониш, 1980; Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х томах. — Душанбе 1989; Диноршоев М. Д. О некоторых принципах философии национального мира // Фонус, 2001, № 3. Додихудоев X. Регионализм как феномен общинного сознания // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: Философия и Правоведение № 1−4. — Душанбе, 2001; Дадабаева З. А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. — Душанбе, 1 2000. Идиев Х. У. Трансформирующееся таджикское общество. — Душанбе: Ирфон, 2003; Камилов М. К. Формирование новой личности. Философский и социологический аспекты. — М.: Наука, 1975; Негматов H.H. О концепции и хронологии этногенеза таджикского народа// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1990; Сабиров K.C. Таджикская социалистическая нация — детище Октября. -Душанбе 1968; Самиев А. Х. Историческое сознание и развитие духовного мира человека. — Душанбе: Дониш, 1994; Саидов А. С. Нация как субъект социального действия. — Минск, 2000; Шарипов И. Ш. Развитие национальных отношений в современном Таджикистане. — Душанбе, 2002. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. — Душанбе, 2006.

2 Гафарова М. К., Фомина В. А. Общественное сознание — Душанбе: Ирфон, 2001; Гиёев K.X. Национальные интересы. — Душанбе, 1993; Кучкаров B.X. Историческое сознание и культура межнационального общения. Автореф. канд. филос. наук.- Душанбе, 1994; Набиев М. М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: Дисс. канд.психол.наук, — М., 1995; Рахимов M.X. Место и роль национального характера в социалистическом образе жизни. Дисс. канд. философ, наук.- Алма-ата, 1988; Шозимов П. Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.-' Душанбе, 2003; Шукуров М. Независимость и социально-духовное самосознание — Душанбе, 1999 (на таджикском языке). социальные функции. В рамках общественного сознания авторы монографии дают конструктивный анализ структуры общественной психологии.

В 90- годы XX века на постсоветском пространстве благодаря работам ученых, специализирующихся в области нации и национальных отношений, были заложены основы новой формирующейся самостоятельной научной дисциплины — этнопсихологии. '.

За последние годы значительного прогресса в исследовании этнической психологии в целом, и национального характера в частности, добились российские учёные — этнологи и этнопсихологи. Изданные ими за последнее время учебники и монографические работы1 свидетельствует о начале масштабного развёртывания исследований в этой области, на базе лучших достижений отечественной и зарубежной этнопсихологической науки.

Несмотря на актуальность и повышенный интерес учёных к проблематике национального характера следует констатировать, что до сих пор в социально-философской и этнопсихологической области отсутствуют специальные фундаментальные работы, посвящённые данной проблеме. Исключение составляют лишь отдельные работы отечественных и зарубежных исследователей2, а также ряд диссертационных работ3, непосредственно или косвенно затрагивающие проблему национального характера.

Некоторые из этих работ были написаны ещё в советскую эпоху и к сожалению не были свободны от идеологического, классового налёта. В монографии Гнатенко, Баграмова и в некоторых диссертационных работах классовый подход в какой-то мере затмил сущность национального характера и не позволил в полной мере раскрыть содержание и основные функциональные ' назначения национального характера. Каким бы ни был национальный характер

1 Крысько. В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. — М.: Экзамен, 2002; Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология .- Ростов-на-Дону: Феликс, 2000; Садохин А. П. Грушевицкая Т.Г. Этнология.- М.: Академия, 2000; Стефаненко Т. Этнопсихология. — М.: Академический проект, 1999.

2 Гнатенко П. И. Национальный характер. — Днепропетровск, 1998; Американский характер. Очерки культуры США: Традиции в культуре/ Отв. ред. О. Э. Туганова.- М.: Наука, 1998.

3 Набиев М. М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1995; Рахимов M.X. Место и роль национального характера в социалистическом образе жизни: Автореф. канд. филос. наук.- Алма-Ата, 1988. или особенности национального, в конечном счёте, они объявлялись второстепенными, временными по отношению к интернациональному, классовому — как магистральной линии развития наций и народов.

Советские учёные, окутанные классовым сознанием и идеологическим прессом не могли должным образом исследовать природу национального характера: механизмы его формирования и функционирования.

В этот период на Западе бурный рост переживают науки этнология, этнопсихология, этносоциология, занимающиеся исследованием проблем этнопсихологических особенностей народов в рамках которых и исследовалась проблема национального характера. Особенно значительных успехов добилась американская этнопсихологическая школа, представленная тремя школами: А. Кардинера, Р. Бенедикт и М.Мид.

По Кардинеру, в основе его учения лежит так называемая идея базовой личности, которая закладывается в детском возрасте посредством общественных институций примерно в 4−5 лет и не претерпевая в дальнейшем какому-либо изменению. Исходя из этого учёный выводит своеобразие этноса I не из его культуры, а из психологической особенностей этноса. Трансформируя эту модель на всех членов общества, он определяет средний этнический характер и особенности его психологии.

Другая школа, представленная Рут Бенедикт, полагает, что каждый народ является носителем особой «базовой структуры характера», играющей судьбоносную роль в его истории и передающейся по наследству. Своеобразие характера того или иного народа обусловлено, по Бенедикт, своеобразием черт, элементов культуры.

В совокупности эти конфигурации (элементы культуры, например: * религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры образуют единую неповторимую структуру). Именно эти конфигурации (элементы) формирует специфический тип личности, а через неё формирует характер того или иного этноса.

Из тех же методологических принципов исходит в своём исследовании американский антрополог Маргарет Мид1. Во главу угла своего учения М. Мид кладёт исследование роли детства в формировании своеобразия психологических черт этноса.

Разумеется американская традиция изучения национального характера не ограничивается этими тремя школами. Она охватывает и другие научные сообщества, в рамках которых проводятся этнопсихологические исследования2.

Для освещения духовнонравственных основ национального характера > важное значение имеют произведения искусства и литературы. Они позволяют более рельефнее и красочнее воспроизвести облик «народного духа» или национального характера, нежели абстрактные научные модели этноса и его психологического портрета. К такого рода произведениям и научным исследованиям относятся анализируемые нами ниже работы. ;

Как показывает анализ состояния разработанности темы проблема национального характера остаётся в отечественной науке неразработанной и находится в зародышевом состоянии. Это касается как теоретико-методологического аспектов анализа проблемы, так и её эмпирических разработок и подходов исследования.

На теоретическом уровне необходимо сосредоточиться на выявление концептуальных основ этнического характера, его функционального статуса как самостоятельного объекта исследований в системе этнической психологии и определение своеобразия его структурных элементов.

Эмпирический уровень предполагает проведения тщательного, всестороннего анализа различных сторон жизнедеятельности этноса, связанные с обычаями, традициями, обрядами, бытом, повседневного общения, с.

1 Мид М. Культура и мир детства, — М., 1988.

2 Американский характер. Очерки культуры США: Традиции в культуре / Отв. Ред. О. Э. Туганова. — М.: Наука, 1998.

3 Айни С. Одина // Повести. ПублицистикаАйни Л. Некоторые аспекты национального своеобразия в творчестве художников Таджикистана. — В кн. Искусство таджикского народа. Вып.4. — Душанбе: Дониш, 1979. М.: Советский писатель. 1978; Хамракулов И. В поисках национального характера героя, — Душанбе: Ирфон, 1976. материальной и духовной культурой и другими областями жизни национальной общности, где проявляются специфические черты национального характера. Особо следует обратить внимание на методике сбора эмпирических данных и их обработки и анализа. Для этого следует, на наш взгляд, обратиться к опыту ведущих современных этнопсихологических школ и направлений, особенно на методику исследования американской этнопсихологии и антропологии.

Данный подход включает в себя также проведение полевых работ,' тестирования, интервью и др. формы и методы эмпирического исследования.

Для повышения эффективности проводимых исследований I национального характера и других составных частей национальной психологии необходимо разработать курс этнопсихологии — как самостоятельной научной дисциплины.

Важным подспорьем и дополнением к теоретическим исследованиям сущности национального характера мог бы служить проведение социологических исследований в различных их модификациях.

Кроме того, для проведения комплексного научного исследования проблемы национального характера необходимо объединить усилия учёных и специалистов различных отраслей наук: философов, социологов, этнологов, психологов, литераторов, искусствоведов и др. с целью теоретических и практических изысканий содержания и сущности рассматриваемой проблемы.

Поэтому выбор данной темы диссертации продиктован тем обстоятельством, что до сих пор в отечественной социально-философской литературе отсутствует теоретическая и методологическая «модель» исследования национального характера, на базе которой можно было проводить развернутое исследование данной проблемы как социально-философской категории. Исходя из этого, диссертант предпринимает попытку на базе изысканий отечественных и зарубежных исследователей, а также достигнутого • уровня философской, этнологической, этнопсихологической, культурантропологической наук, восполнить пробел в этой области исследования и заложить начальные основы для проведения комплексного" исследования ее различных аспектов.

В представленной диссертации автор основываясь на критическом анализе существующей литературы, пытается освятить некоторые теоретико-методологические аспекты проблемы национального характера. Используемый фактологический материал позволил (на примере таджикской нации) проанализировать основные сущностные черты национального характера и их проявление в различных сферах жизни таджикского этноса.

Цель и задачи исследования

.

Целью данной работы является обосновать реальность существования феномена национального характера как важного этнообразующего признака нации и на этой основе выявление и систематизация типических черт характера таджикского народа.

Для достижения данной цели автор предлагает решение следующих задач:

• проанализировать и раскрыть сущность и содержание национального характера как социальнофилософской категории;

• обосновать статус национального характера в качестве стержневой основы национальной психологии;

• выявить социально-экономические, культурно-исторические и' естественно-биологические истоки формирования национального характера;

• проанализировать различные формы проявления и опредмечивание национального характера в различных сферах уклада жизни, их взаимосвязь и взаимодействие;

• показать своеобразие культурологического подхода в исследовании проблемы национального характера;

• проанализировать позитивные и негативные аспекты черт национального I характера (на примере таджикского народа) и их воздействие на1 становление и развитие этнической общности;

• проанализировать возникшие проблемы процесса глобализации и их воздействие на культурное пространство и менталитет этнических общностей. ,.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В процессе работы над диссертацией автор основывался на результаты исследования философов, психологов, социологов, этнологов, этнопсихологов, антропологов, культурологов, литературоведов и искусствоведов, а также видных отечественных и зарубежных специалистов в области этно-национальных и межэтнических отношений. Методологической основой исследования послужили главным образом методы сравнительного анализалогико-индуктивный и дедуктивный методы исследования, методы описания, анализа и синтеза, диалектического метода, а также принцип историзма и > системного анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• впервые на примере таджикского этноса рассматривается феномен национального характера как самостоятельный объект социально-философского исследования, где предпринимается анализ различных подходов, методов и концептуальных идей советских (И. С. Кон и А.Ф. Дашдамиров), современных российских (А.П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая,' Т. Стефаненко, B.C. Кукушкин и др) и американских (А. Кардинер,.

Р. Бенедикт и М. Мид) школ и направлений;

• дано определение сущности национального характера как совокупности типичных, устойчивых черт нации, сформировавшихся в ходе исторического развития и выражающих собой своеобразие и дух нации, ее менталитет, привычки и вкусы;

• раскрыто базовые черты национального характера, являющиеся этнообразующими признаками нации, наиболее типичные из которых образуют такие черты как гостеприимство, уважение и почитание старших, миролюбие, толерантность, сострадательность, открытость и др;

• обоснована взаимосвязь и взаимовлияние черт национального характера ' и процессов социальной жизни, в частности, такие черты таджикского народа, как конформизм, раболепие, угодливость, сформировались-вследствие потери своей независимости, национальной государственности, в результате чего таджикский народ в течение, столетий пребывал под властью деспотических иноземных завоевателейи наоборот, такие положительные черты характера как миролюбие, смиренность, не воинственность, любовь и привязанность к родному очагу способствовали, в ином историческом контексте, положить конец братоубийственной, гражданской войне и возвратиться в лоно мирной жизни;

• в комплексном виде раскрыты содержание категории национальный" характер в контексте анализа различных сторон жизнедеятельности этноса: традиций, обрядов, обычаев, ритуалов, норм нравственности и «своеобразия духовной культуры, на примере таких групповых форм деятельности, как «Хашар» (безвозмездная коллективная помощь), празднование «Навруза», «Сада», а также через образы художественных произведений (на примере творчества С. Айни), пословицы, поговорки и другие жанры художественного искусства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность национального характера определяют комплекс своеобразных типичных черт в её единстве и неповторимом сочетании, которые в совокупности составляют неповторимый облик того или иного этноса и > своими корнями уходит вглубь веков, обусловленные природно-климатическими, социально-экономическими условиями и духовно-нравственным факторами и событиями, в частности, важнейшими вехами в истории народа, запёчатлёнными в исторической памяти и историческом сознании народа и передающимися от поколения к поколению.

2. Национальный характер выражает не только «народный дух» той или иной нации, он, вместе с тем, есть один из механизмов сохранения этнического своеобразия в условиях участившихся контактов с внешним > миром и развёртывания процессов глобализации. Кроме того, национальный характер является «коллективной волей» народа для-преодоления катаклизмов социальной жизни или экстремального состояния, в котором оказалась нация в тот или иной период своей (истории.

3. Национальный характер, будучи по своей природе одним из компонентов национальной психологии, т. е субъективным феноменом, тем не менее, находит своё материальное воплощение, т. е. «опредмечивается» в различных сферах жизнедеятельности этноса, включающая в себя: обычаи, традиции, ритуалы, обряды, быт, повседневную семейную жизнь, внутриэтническое и межэтническое общениеразличные области-материальной и духовной культуры — живопись, музыка, литература, устное народное творчество: фольклор, пословицы, поговорки, а также, прикладное искусство, скульптура и пр.

4. Этническую общность сопровождает не только комплекс положительных черт, но и ряд негативных черт национального характера, которые являются продуктом восприятия ложных представлений, идей и идеалов, в свою очередь вытекающих из образа жизни этноса. Некоторые из них становятся серьёзным препятствием на пути становления нации как целостной этносоциальной общности, основанных на гуманистических и-цивилизованных началах и традициях. Их выявление и устранение станут важным шагом на пути возрождения нации, а также духовного и, интеллектуального её совершенствования.

5. Процесс глобализации в современном мире наряду с позитивными моментами, такими как использование высокотехнологических средств, компьютерных сетей, развитие коммуникационных сетей и др., несёт в себе также и угрозу нивелирования, а порой и упадка, исчезновения национально-этнического своеобразия и самобытности, стандартизации повседневной жизни, падение нравов, культ силы и наживы вч межличностных отношениях. В этих условиях необходимо предпринять меры по сохранению и развитию национального своеобразия народов, самобытности их культуры и языка, а также их религиозных верований и образа жизни. В этой связи важную роль играет учёт специфики, этнического характера, его сохранение и развитие. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы:

• при разработке целостной концепции национального характера и на этой основе строить стратегию и тактику национальных отношений и политическую линию государства в целом, в том или ином регионе или полиэтнической среде.

• позволяет понять, что национальный характер как стержневая основа этнонациональной психологии, выступает устойчивым компонентом-этноса и, несмотря на социально-политические и идеологические трансформации, служит своего рода защитным механизмом в, сохранении им своей этнокультурной самобытности.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при чтении учебных курсов по этнологии, этнопсихологии, социальной философии и психологии, социологии, конфликтологии и политологииони могут также использоваться при чтении спецкурсов по проблемам наций и национальных отношений и разработке учебников по соответствующим отраслям гуманитарных наук.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарных наук» Таджикского Технического Университета им. акад., М. С. Осими, на заседании сектора социальной философии Института Философии имени акад. A.M. Богоутдинова АН РТ. Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в статьях, научных сборниках, а также излагались в виде докладов и сообщений автора на методологических семинарах, научно-практических конференциях, в частности: на региональной научно-практической конференции: «Образование: стратегия перемен», 1−2 сентября, Душанбе, 2000 г., на конференции: «Проблемы языка, культуры, искусства и философии Востока». Российско-Таджикский Славянский Университет. Душанбе, 2001, на международной научно-практической конференции: «Модернизация учебного процесса в высшей школе» Худжанд, 2002, на международном симпозиуме: «Вклад женщин в развитии современного мира и международного сотрудничества». Душанбе, 2004 г., Центра стратегических исследований при Президенте Республики (Таджикистан. Международная конференция: Таджикистан и современный мир. № 1(4) 2004.. Душанбе — 2004 г. Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Вызов, брошенный процессом глобализации, затронул в первую очередь основ существования этнического своеобразия народов. Под угрозой девальвации оказались нравственно-духовные ценности, которые на протяжении столетий служили стержневой основой жизнедеятельности этнических сообществ. К их числу относится один из этнообразующих признаков нации — национальный характер.

Таким образом, национальный характер является не только одним из этнообразующих признаков нации и важной частью национальной политической культуры, но и образует «духовную» квинтэссенцию всякой национальной истории. Если характер человека — это его судьба, то судьба каждой нации и её история по преимуществу определяется её характером. Согласно воззрениям французских энциклопедистов «каждый народ обладает своим национальным характером, который влияет на историческое развитие. Возвышение или падение отдельных наций может быть связано с тем, что в разные исторические эпохи разные черты национального характера имели различную ценность, либо оборачиваясь преимуществом, либо превращаясь в бремя"1.

Современная практика общественно-политической жизни народов подтверждает, что во многом в поворотные, судьбоносные моменты в истории той или иной нации решающую роль играли волевые черты характера, позволившие этнической общности выстоять и подняться из глубокого социально-экономического, нравственно-духовного кризиса. А в дальнейшем это позволило им заложить основы для дальнейшего интеллектуального и духовно-нравственного возрождения и процветания наций и стран по пути прогресса и построения цивилизованного общества.

Несмотря на проводимые учёными исследования, проблема.

1 Пленков О. Ю. Мифы нации, против мифов демократии. — С.93. национального характера продолжает сохранять свою загадочность и ' неуловимость, связанные с размытостью объекта исследования, отсутствием чётких критериев в определении сущности и факторов формирования черт национального характера и др.

В данной работе впервые национальный характер таджикского народа становится объектом социально-философского, культурологического и социально-психологического анализа. В основе данного исследования положен научно-критический подход, которое имеет важное практическое значение, направленное на изменение социальной жизни, адаптации этноса к изменившимся социально-политическим, экономическим и природным ' условиям и на обеспечении прогрессивного развития социальной общности. Критический подход также позволит выявить в национальном характере негативные черты этноса, препятствующие гармоничному и цивилизованному развитию таджикского этноса, осознать своё место и роль в мировом сообществе, а также свою ответственность и историческую миссию, которую. она выполняла в прошлом и выполняет в настоящее время как «цивильносозидающая» этническая общность. Кроме того, критическая оценка своего психологического склада и менталитета позволит осознать: своё прошлое и настоящее, даст пищу размышлению о причинах падения, ' стагнации, вековой изоляции, причинах вековой отсталости и рассеянности таджикского народа и имевшей место в недавнем прошлом гражданской войны, с одной стороны, а также взлёты и расцвет, сохранение этнической самобытности — с другой. И наконец, позволит освободиться от разного рода мифов, домыслов и идиллических представлений о своей прошлой истории и трезво оценить свою реальную жизнь с целью социального и нравственного оздоровления общества и его реабилитации.

Таким образом, исследование и изучение национального характера имеет не только научно-познавательное, но и огромное воспитательное значение для ' подрастающего поколения. Во-первых, способствует формированию наилучших положительных, нравственных черт народа, накапливаемые веками различными поколениями людей, осуществляемые через народные традиции, обычаи и различные виды художественного искусства и литературы. Вовторых, способствует формированию национального самосознания, национальной гордости, целеустремлённости, а в поворотные моменты и катаклизмы истории способствует сплочению, единению народа для решения и преодоления возникающих проблем и насущных задач.

На основе этих характерных черт автор приходит к следующему выводу:

1. По мнению ряда ведущих учёных в области социальной философии и этнопсихологии изучение сущности национального характера возможно не столько через конструирование концептуальных теорий и идеальных моделей или использование эффективных методологических инструментариев, сколько «при непосредственном исследовании особенностей материальной и духовной культуры, истории, обычаев, традиций, повседневного быта и др. Однако, как показала практика ведущих западных учёных, специализирующихся в области социальной философии, этнопсихологии, социальной и культурной антропологии, этнологии и др, не менее значимы и используемая методика проводимого исследования, обработка и сопоставительный анализ эмпирического материала. Иначе говоря важным фактором выступает научная4 организация исследовательских программ, которые включают в себя: создание специализированных школ и направлений, организация специальных < экспедиций и полевых работ на местности, проведение глубинных интервью и социологических исследований, использование методов тестирования и их анализ и др.

2. Проблема национального характера является сложной и многоаспектной проблемой и для её исследования необходим комплексный подход. В нём, наряду с философами, этнологами, психологами, этнопсихологами, антропологами должны участвовать учёные и специалисты4 из других областей наук, в том числе: историки, литературоведы, искусствоведы, педагоги и др. <

3. Эмпирические исследования и наблюдения подтверждают тезис о значимости трёх факторов в формировании и становлении этнического, характера того или иного народа: первый — связан с социально-экономическими условиями бытия этнических групп, отражающие различные сферы жизни людей, достигнутым уровнем развития социального и экономического развития, уровнем развития производительных силвторой-обусловлен естественными факторами и, в первую очередь природной средой и вытекающих из неё своеобразием психологического склада, менталитета, психических реакций и чувств.

Фактор третий — хотя национальный характер является продуктом социальной жизни этноса: воспитания и социализации личности в масштабах семьи и общества, тем не менее, в какой-то мере он детерминирован и биологическими и анатомо-физиологическими особенностями этносов, проживающих в различных климатических условиях. На наш взгляд некоторые имманентные свойства национального. характера связанные с физической конституцией, природным темпераментом и некоторыми другими физиологическимиособенностями этносов, передаются генетически по наследству от поколения к поколению.

4. В философско-этнопсихологической литературе природа национального характера рассматривается как нечто устойчивое и консервативное социально-психологическое образование, придающее этносу некую определённость во внутригрупповых и межгрупповых действиях и t i соотвествующую модель поведения. Однако данная оценка не может восприниматься в качестве свидетельства о неизменности и вечности указанного признака нации. Под влиянием изменившихся исторических условий национальный характер нового поколения может быть подвержен изменению и развитию.

Поэтому методологически важным представляется позиция недопускающая абсолютизацию черт национального характера социальных общностей. Такая абсолютизация, рассматривающая национальный характер — сквозь призму «вечных» и неизменных черт того или иного этноса, может вести к различного рода националистическим, шовинистическим установкам, разделяющих и противопоставляющих нации и народы на «хороших» и «дурных», наделяющие одну — «богоизбранной», а другую — серой безропотной толпой.

5.Возросший интерес учёных к исследованию национальных психологических особенностей, в том числе национальной идентичности и' национального характера, в связи с разрастанием воздействия негативных аспектов процесса глобализации свидетельствует о «реальности» и практической значимости «национального характера» как защитного механизма и стержневой основы, направленный на самосохранение и самовыражение этнической общности.

Практическая значимость изучения национального характера обусловлено и тем, что многие межэтнические и международные конфликты, распри и войны возникают из-за неуважения или пренебрежения к национальным и религиозным чувствам, незнания психологических * особенностей, этнического своеобразия и менталитета этносов. Знание своеобразия этнических черт и её всеобщего субстрата — так называемого «национального духа» — того или иного народа способствует взаимопониманию и взаимообщению между ними, и тем самым к плодотворному сотрудничеству, стабильности и мирному сосуществованию.

6. Многообразие и этническое и национальное различие должно восприниматься не в форме враждебных стереотипов «Мы-Они», а как проявление уникального разнообразия природы, как необходимое условие выживания человечества. Каждый из этносов, населяющий нашу планету,' вносит свои неповторимые штрихи в общей картине человечества. Унифицированное человечество также как и единое видовое биологическое существо не способно выжить и обречено на гибель.

7. При определении сущности национального характера следует иметь в виду, что он не сводится к простой сумме черт характера отдельных индивидов, а есть нечто иное качественное образование, с присущими ему структурными особенностями связей элементов и закономерностями их функционирования.

Проще говоря, национальный характер проявляет себя как нечто типичное, которое присуще большинству членов данного этноса или нации. Особенно явственно эти черты обнаруживает себя в условиях межэтнических контактов, а также в поворотные моменты истории и кризисные ситуации, в которых может* оказаться национальная общность.

8. В современную эпоху — эпоху перемен, катаклизмов, глобализации и (выбора пути развития большое значение для таджикского народа имеет разработка национальной идеи, способной консолидировать нацию и общество в целом, на новом историческом уровне, на решение крупномасштабных задач по преобразованию общества на демократических и гуманистических принципах. Однако, созидание национальной идеи, на наш взгляд, должно опираться на лучших национальных традициях, обычаях, нравственных и духовных ценностях, отражающие специфические черты национального-характера, нравственного и духовного облика нации. Ибо нацию узнают, признают и судят не только и не столько по её национальному сознанию, — к социально-экономическому показателю и уровню дохода на душу населения или размерами её территории, (хотя эти показатели очень важны), сколько, прежде всего, по чертам национального характера, определяющую историческую судьбу этноса или нации. «.

Поэтому при определении сущности национальной идеи следует отталкиваться в первую очередь из имманентных черт национального характера и национального духа. К такого рода чертам национального характера-таджиков относятся: почитание старших, добросердечность, открытость, гостеприимство, благородство души. (.

Исходя из этого мы предлагаем в качестве пробной модели рассмотреть в сжатом виде проект «национальной идеи». Она выражена в постулативной триаде:

1. Арийская доброта и благородство.

2. Саманидская державность.

3. Совершенная духовность.

К сожалению, несмотря на установившийся мир и стабильность в обществе, а также значимые демократические преобразования и становление гражданского общества в Таджикистане, всё еще сохраняется реваншистские настроения среди некоторых религиозных кругов и подпольных экстремистских организаций, таких как Хизб-ут-тахрир, Вахабизм и др. Они тешат и лелеют себя надеждою, что им удастся в будущем (неважно каким способом), учредить исламское государство. I.

Для предотвращения подобного рода вылазок экстремистов обществу, в лице государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций, необходимо бороться с проявлениями религиозного фанатизма, нетерпимости к другим религиозным конфессиям и ценностям современного общества. «Ползучий» экстремизм опасен тем, что он не видим, маскируется, притаился, чтобы в нужный момент, неожиданно сзади вонзить своё жало в тело общества. Для них по прежнемунекоторые — национальные черты характера народа являются питательной почвой для взращивания и распространения идеологии «панисламизма» и «вахабизма». КЛ таким чертам относятся, упоминаемые выше, доверчивость, религиозный дух, конформизм, психология местничества, регионализма, землячества и др.

Многие теоретики ислама в своих тезисах о неизбежности «исламизации» государственного строя Таджикистана исходят из того, что многие исламские предписания и нормы плоть и кровью вошли в повседневный образ жизни людей, стали неотъемлемой чертой их национального характера и самосознания. И порой трудно отличить и провести разграничительную черту между религиозными и народными традициями. Но муссируя этот факт радикально настроенные исламисты поспешно заявляют об исламском духе * народа и необходимости построение государственного строя на исламских канонах, на законах шариата.

Трагические события в Таджикистане стали горьким опытом и уроком истории и прежде всего для тех радикальных мусульманских кругов, которые рвались и рвутся к власти, стремятся захватить политическую власть. Во всяком случае, они должны извлечь два важных уроков из этих событий: Во — первых, «политизация» ислама (как показал трагический опыт Афганистана), использование священной религии мусульман в борьбе за политическую власть, отсутствие политической культуры большинства народа имеет для будущего Таджикистана непредсказуемые, печальные последствияона отбросит страну на десятки, а может быть и на сотни лет назад.

Во — вторых, главное назначение религии — нравственное и духовное совершенствование личности, воспитание людей в духе терпимости, милосердия, добросердечности, взаимопомощи, уважение и почитание родителей, почитание традиций и духа предков. «Власть» дарованная религииэто божественная власть, ниспосланная людям с небес. Она выше любой власти, во всех её проявлениях и она не нуждается, чтобы ее насильно насаждали — кровью и мечом — в сознании масс. Она сама найдет дорогу в сердца людей, ибо она пронизана добродетелью, истиной справедливостью и любовью к ближнему.

Как свидетельствует история на судьбу таджикского народа значительное влияние оказали такие черты национального характера как конформизм, раболепство, психология родоплеменной солидарности, безразличие и др., которые привели, в конечном счете, к обособленности, разрозненности таджикского этноса, препятствовали воссозданию единого централизованного национального государства и консолидации таджиков в единую этнонациональную общность. Если положительные черты некогда способствовали становлению великого государства и этноса, то отрицательные черты наоборот привели нацию к национальному изоляционизму, на грань^ национальной катастрофы в конце XX столетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.
  2. Р.Г. Этнополитология. СПб.: Питер, 2004.-313 с.
  3. С. Одина // Повести. Публицистика. М.: Советский писатель. 1978.480 с.
  4. С. Рабы. Душанбе, 1970. — 432 с.
  5. С. Намунаи адабиёти точик.-М., 1926. г г
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд.-во МГУ, 1980. — 414 с.
  7. А.Д. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1981. -253с.
  8. . Воображаемые сообщества. Размышления об истории и распространении национализма. Канон-Пресс, — М.: 2001 -277с.
  9. С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966. — 271 с. Ю. Асадуллаев И. К. Новые категории философии и философия политики.1. Душанбе, 2006.-389с.
  10. Американский характер. Очерки культуры США: Традиции в культуре/ Отв.ред. О. Э. Туганова. -М.: Наука, 1998. 350 с.
  11. Ахмад бин Ханбал: Акида: «Символ веры» // Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.
  12. В. В. Сочинения в 9-ти т. Т. 2. М.: Изд.: Восточ. Лит., 1963. -1020 с.
  13. В. В. Сочинения в 9-ти т. Т. 4. М.: Изд.: Наука, 1968. — 757 с.
  14. В. В. Сочинения в 9-ти т. Т. 7. М.: Изд.: Восточ. Лит., 1971. -663 с.
  15. О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909. — 600с
  16. Р. Хризантема и меч. М.: Росс ПЭН, 2004.
  17. А.А. Психологическая антропология. М., 1993.
  18. А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М., 1999. -172 с.
  19. Бердяев. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.- 271 с.
  20. Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  21. A.M. Избр. произ-я. Душанбе: Дониш, 1980. — 417 с.
  22. И.М. Жизнь и творчество С. Айни. М.: Изд-во Художественной лит-ры, 1959.- 197 с.
  23. И.С. Проблемы творчества С.Айни. Душанбе: Ирфон, 1974. -' 172 с.
  24. Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. -336 с.
  25. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». -М.: Наука, 1973. 14 с.
  26. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во Совет.ннц. 1957. Т. 46. -669 с.
  27. В.И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1997 г. 180 с.
  28. М.К., Фомина В. А. Общественное сознание Душанбе: Ирфон, 2001.- 143с.
  29. Э. Нация и национализм. М., 1991.
  30. И.Г. Идеи к философии истории человечества М: Наука, 1977.-703с.
  31. А.А. Концепции современного естествовзнания. Курс лекций.- М.: Центр, 1997.-205 с.
  32. П.И. Национальный характер. Днепропетровск, 1998--190 с. '
  33. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология. JL: Наука, 1979. -215 с.
  34. З.А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества.-Душанбе, 2000.-180с. «
  35. Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971.-304 с.
  36. Л.М. Духовная общность народов СССР (историко-социологический очерк межнациональных отношений). М.: Мысль, 1981. — 263 с.
  37. А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: Азернешр, 1984. — 153 с.
  38. Н.Д. Вопросы психологии характера М.: Учпедгиз, 1956. -365 с.
  39. М.С. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, Казахстан, 1969. — 67 с.
  40. С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений. Душанбе: Дониш, 1987. -214 с.
  41. Х.У. Трансформирующееся таджикское общество.- Душанбе: Ирфон, 2003.-200 с.
  42. Ибн Халдун. Мукаддима. Введение в историю. Перевод с арабского Розенталя. Принстон, 1989.
  43. Я.И. Таджикские пословицы и поговорки в аналогии с, русскими.- Душанбе: Ирфон, -1965.- 534с.
  44. И. Антропология с прагматической точки зрения//Соч. Т. 6. -М: „Мысль“, 1966 742с.
  45. С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983.-366 с.
  46. М.К. Формирование новой личности. Философский и социологический аспекты. М.: Наука, 1975. — 213 с.
  47. Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980 г.- 485с.
  48. П.А. Нравственные начала анархизма- Этика: Избранные труды.- М.: Политиздат, 1991. 290с.
  49. . В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций, — М.: Экзамен, 2002. 447с.
  50. B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихологияI
  51. Ростов-на-Дону: Феликс, 2000. 448 с.
  52. И.И. Расцвет и сближение наций в СССР: Проблемы теории и методологии. М.: Мысль, 1981.-444 с.
  53. Краткий психологический словарь. Под ред. И. В. Блауберга и др. М.: Политиздат, 1970.-398 с.
  54. Йог Рамачарака. „Раджа-Йога. Учение йогов о психическом мире человека" — 200 с.
  55. С.В. Историческая этнология,— М.: Аспект Пресс, 1998.-С.220−228.
  56. Мид М. Культура и мир детства.- М.: Мысль, 1988. 429с.
  57. Насафи.А. „Максад-ул-аксо“ (Дальняя цель). (Рукопись): (пер.К.Бекзода).
  58. Н.Н. Таджикский феномен: История и теория, Душанбе: Оли Сомон, 1997.-406 с.
  59. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Радугина А. А. М.: Центр, 1997.-90 с.
  60. .Д. Основы социально- психологической теории. М.: Мысль&bdquo- 1971.-351 с.
  61. .В. Социальная психология и история.- М.: Наука, 1979, — 232 с. ь
  62. Пленков О. Ю, Мифы нации против мифов демократии. Санкт -Петербург, 1997.-576с.
  63. Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан.- Душанбе: Дониш 2006-С. 255
  64. А.А. Философия. Курс лекций.- М.: Центр, 1997.- 246 с.
  65. П. М. Свердлин М.А. Нации, народ человечество.- М.: Политиздат, 1967.-91 с.
  66. Расму оинхои нав.- Душанбе: Ирфон, 1984. 48 с.
  67. К.С. Таджикская социалистическая нация детище Октября. -Душанбе 1968-
  68. А. П. Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Академия, 2000, — 304 с.
  69. А.С. Нация как субъект социального действия. Минск, 2000.
  70. А.Х. Генезис и развитие исторического сознания.- Душанбе: Дониш, 1988. -122с.
  71. А.Х. Историческое сознание и развитие духовного мира человека. -Душанбе: Дониш, 1994. 188с.
  72. Т. Этнопсихология. -М.: Академический проект, 1999.- 320 с.
  73. Социальная философия. Под ред. Гобозова И.А.- М., 2003. 522с.
  74. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.-215 с.
  75. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 159 с.
  76. Советский Таджикистан. М., 1968. — 236 с. '
  77. Э.В. Свобода наций: подлинная и мнимая. М.: Знание, 1987. -63 с.
  78. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.-210 с.
  79. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. -267 с.
  80. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Миронова. В.В.- М.: Норма, 2005.-914с.
  81. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Т. М.: Политиздат, 1981. 4-е' изд. — 445 с.
  82. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  83. Э. Иметь или быть. — М.: Прогресс, 1986. — 238с.
  84. Ханыков.Н. Записки по этнографии Персии. М.: Наука, 1977. — 150 с.
  85. И. В поисках национального характера героя. Душанбе: > Ирфон, 1976 — 50с.
  86. И.Ш. Развитие национальных отношений в Таджикистане. -Душанбе: Дониш 2002. -219с.
  87. А. Таджики (этнографическое исследование).- Алматы, 2006 392 с.
  88. П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.- Душанбе: Ирфон, 2003. 208с.
  89. Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе, 2006.
  90. М. Истиклол ва худшиносии ичтимоъиву маънави.- Душанбе,“ 1999.- 160 с.
  91. И.П. Национальные отношения в СССР. М.: Мысль, 1987. — 181с.2. Статьи
  92. З.А., Рахимов М.Х.- Национальный характер: истоки, сущность и проблемы его исследования. // Известия Академии Наук Республики1 Таджикистан серия: Философия и правоведение № 1−4 Душанбе 2005г
  93. Ю.В. и Дробижева JI.M. Советский образ жизни: общее и * национально-особенное // Советская этнография, 1976. № 3. -С.5 22.
  94. С.А. Об условности понятия „этнопсихология“ // Советская этнография, 1983. № 2. С. 82−84.
  95. С. Судьба одного народа // Новое время, 1951. № 45. С. 7−10.
  96. JI. Некоторые аспекты национального своеобразия в творчестве художников Таджикистана. В кн.: Искусство таджикского народа. Вып.4. -Душанбе: Дониш, 1979. — С. 132−148.
  97. М.А. Критика концепции несовместимости социалистического образа жизни с природой „восточного“ человека // Научный коммунизм,» 1978, № 5.-С.113−122.
  98. Г. М. Современный этап развития советского общества и актуальные проблемы социальной психологии // Вестник Моск. ун-та, 1987., № 4.
  99. Асадуллаев.И. Политический ислам и проблема соотношения сокровенного и публичного. Личный архив, документ 125.
  100. М.С., Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1990. — С. — 66−73.
  101. Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации // Вопросы-истории, 1966, № 12.- С. 100−110.
  102. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на, психику // Советская этнография, 1983. № 3. С.67−75.
  103. Ю.В. Этнографическое изучение современных национальных процессов в СССР // Советская этнография, 1983, № 2. С.4−14.
  104. Ю.В. Рецензия на книгу Калтахчяна С.Т. «Марксистско-ленинская теория нации и современность» // Вопросы философии, 1985. № 1. -С.161−164.
  105. Э.А. Буржуазная социология и проблема «национального-характера» // Вопросы философии, 1964, № 6. С. 99- 109.
  106. К. Национальный характер в искусстве и действительности // Дружба народов, 1966. № 7. С.254−258.
  107. А.И. Является ли психический склад признаком нации //, Вопросы истории, 1967. № 8. С.91−104.
  108. X. Ленинская теория некапиталистического пути развития //. Коммунист Таджикистана, 1987. № 10. С.23−28.
  109. К.Х. Понятие и сущность категории «национальные интересы». -Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведение.
  110. П.И. Диалектика национального и интернационального характера. В кн.: Научные основы формирования гармонически развитой личности. — Днепропетровск: 1983.-С.93−99.
  111. П.И. О формировании категории «советский характер» // Философские науки, 1982, № 6. С. 15−22.
  112. В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии. -М.: Мысль, 1965.-С.374−391.
  113. С., Музаффар М. Есть ли у нации характер? (В свете кантовских воззрений) // Известия АНРТ. Серия: Философия и правоведение. № 3−4. 2004, (на таджик, языке). — С. 88−92.
  114. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография, 1983. № 2. С.62−74.
  115. М.Д. О некоторых принципах философии национального мира // Фонус, 2001, № 3.
  116. X. Регионализм как феномен общинного сознания // Известия, академии наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и Правоведение № 1−4. Душанбе, 2001, — С. 32−40.
  117. Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография, 1971, № 3. С. 3−15.
  118. Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография, 1974, № 4. С. 15−25.
  119. Г. Ф. Единство национального и интернационального в украинском национальном характере. В кн.: Национальное и интернациональное в жизни народа. Вып.2. — Киев: 1970. — С.302−319.
  120. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир, 1966, № 9.- С.186−205.
  121. Кон И.С. К проблеме национального характера. В кн.: История иIпсихология.-М.: Наука, 1971.-С.122−158.
  122. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей. В кн.: Социальная психология.- М.: Политиздат, 1975. — С.141−153.
  123. Кон И. С. Нужна помощь психологов // Советская этнография, 1983. № 3. -С. 75−78.
  124. С.Т. К вопросу о понятии «нация» // Вопросы истории, 1966, № 6.-С.24−43.
  125. В. И. Шелепов Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография, 1973, № 2. С.69−82.к
  126. В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография, 1963, № 2. С.74−79.
  127. И.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований / О статье Дашдамирова А. Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем. // Вопросы философии, 1985, № 2. -С. 157−162.
  128. И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография, 1983, № 2. С. 84−86.
  129. Т.Ф. К вопросу о «национальном характере» нации, личностикак её составной части. В кн.: Социальные вопросы воспитания и образования. Томск: Изд-во Томского университета, 1979. — С. 152−162.
  130. К итогам дискуссии по некоторым проблемам теории нации // Вопросы истории, 1970, № 8. -С.86−98.
  131. И.И. О понятии «нация» // Вопросы истории, 1966. № 12. С. 114−115.
  132. А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография, 1983, № 2. С. 80−82.i
  133. Н.Н. О концепции и хронологии этногенеза таджикского народа// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана.- М., 1990. С. — 85−97.
  134. Ш. Национальный характер в структуре национальной психологии. В кн.: Вопросы философии и социологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — С.104−109.
  135. С.Х. Об идейно- художественных принципах С.Айни. В кн.: Проблемы исторического материализма. Сб.ст. — Душанбе, 1969 — С. 136−147.
  136. М.Х. Национальная идея таджиков//Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан.- Душанбе: Ирфон. 2007. -С. 202−207.
  137. П.М., Свердлин М. А. О понятии «нация» // Вопросы истории, 1966, № 1. -С.33−48.
  138. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография, 1983, № 3. С. 78−95.
  139. О. А. Традиция семейно-родственных браков у народов Средней Азии. В кн.: Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. — С. 118−121.
  140. С.А. Проблемы типов этнических общностей // Вопросы философии, 1964,№ 11. -С. 41−53.
  141. Н.А. Некоторые вопросы, 1964 понятия «нация» // Вопросы истории, 1964 № 2.-С. 115−123.
  142. В.Н. Национальный характер и классовая психология. В кн.: Нация и национальные отношения. Фрунзе: Илим, 1966. — С.29−56. '
  143. И.Ш. Приоритетные направления укрепления и защиты государственной независимости Республики Таджикистан // Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан.-Душанбе: Дониш 2006-С. 8−39.3. Авторефераты
  144. Н.Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Душанбе, 2006. 22с.
  145. К.Х. Национальные интересы. Автореф. канд. филос.наук. -Душанбе, 1999: 25 с.
  146. А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания. Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1968. -21 с.
  147. М.К. Изменение социальной среды и формирование новой личности в процессе перехода ранее отсталых народов от докапиталистических отношений к социализму. Автореф. дис.. док.филос.наук. М., 1971.-31 с.
  148. В.Х. Историческое сознание и культура межнационального общения. Автореф. канд. филос. наук.- Душанбе, 1994: 17 с.
  149. М.М. Национально-психологические особенности таджиков и > специфика их проявления в этническом общении: Дисс. канд.психол.наук, -М., 1995.-21с.
  150. Ш. О месте национальной психологии в формировании и развитии личности. Автореф.дис. канд. филос. наук. Л., 1972. -21с.
  151. М.Х. Место и роль национального характера в социалистическом образе жизни. Автореф. канд. философ, наук.- Алма-ата., 1988.-21с.
  152. X. Некоторые аспекты диалектики национального и интернационального в социалистической культуре. Автореф.дис. .' канд.филос.наук. М., 1972. — 23 с.
  153. В.Н. Национальная психология как структурный компонент национального самосознания: Автореф. дис.. канд.филос.наук. Фрунзе, 1969.-21с.
  154. И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. Автореф. дис.. докт. филос. наук. -М., 1978.-55 с. 4.Периодическая печать
  155. И. Насколько социология социологична? // «Народная газета» № 49, 7 декабря 2005 г.
  156. Э. Национальная проблема и обществознание. Правда. 14 августа, 1987.
  157. Вечерний Душанбе. 01.10.2004, № 39
  158. Вечерний Душанбе, 24.09.2004,№ 38
  159. Г., Костельников Б. Традиции, обычаи, обряды. Коммунист Таджикистана, 26 августа, 1967.
  160. А. Обновляющая сила интернационализма. Коммунист Таджикистана, 3 июля, 1987.
  161. . М. Глобализация ценностей приводит к постепенному, чпревращению мира в одну маленькую деревню// Вечерний Душанбе. 9 июля 2004 г. № 27.
  162. И. Выражать характер народа. Правда. 20 октября, 1987.
  163. Монографии и статьи зарубежных авторов
  164. Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946.
  165. Campbell D. T. Stereotypes and perception of group differences // American psychologists. 1967. Vol. 22. P. 817−829.
  166. Devine P. G. Stereotypes and prejudice: Their automatic and controlled components // Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 5−18.
  167. Ethnic Adaptation and Identity, (ed.) by Charles F. Keyes. Institute for the Study of Human issues, Inc. 1979.
  168. Hui С. H. Triandis Н. С. individualism and collectivism: A study of cross-cultural researches //J. of cross-cultural Psychology. 1986. Vol. 17 (2). P. 225 -248.
  169. Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.: Brook / Cole Publishing Company, 1996.
  170. Mead M. National Character and the Science of Anthropology // Culture and Social Character. 1961. № 4.
  171. Schwartz S. H. individualism-collectivism: Critic and proposed refinements // J. of Cross-Cultural Psychology. 1990. Vol. 21 (2). P. 139−157.
  172. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour / Ed. by J. C. Turner, H. Giles. Oxford: Basil Blackwell, 1981 b. P. 144−167.
  173. Triandis H. C. Culture and social behavior. N. Y. etc.: McGraw-Hill, 1994.
Заполнить форму текущей работой