Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тема игры в классической и неклассической философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ концепций игры Канта и Шиллера позволяет выявить новые аспекты-в понимании игры в философии Шиллера. Если Кант рассматривает человека на уровне трансцендентальных способностей: познавательной, чувства удовольствия и неудовольствия, способности желания, — то Шиллера интересует человек как целое, .причем его эмпирические проявления — более, нежели трансцендентальные. Кант… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИГРА В ГРАНИЦАХ ЭСТЕТИКИ. СУБЪЕКТ КАК СРЕДОТОЧИЕ ИГРЫ
    • 1. И.Кант. Игра способностей
      • 1. 1. Место «Критики способности суждения» в философии И. Канта
      • 1. 2. Субъект как средоточие способностей
      • 1. 3. В поисках определения игры
      • 1. 4. Игра познавательных способностей в аналитике прекрасного
      • 1. 5. Игра познавательных способностей в аналитике возвышенного
      • 1. 6. Сравнение прекрасного и возвышенного через понятие игры
      • 1. 7. Игра аффектов
      • 1. 8. Игра как творческое начало всех видов искусств
    • 2. Ф.Шиллер. Игра как способ эстетического воспитания личности
      • 2. 1. Роль игры в философии Ф. Шиллера
      • 2. 2. Ценность игры в оценке Канта и Шиллера
      • 2. 3. Искусство как царство игры и эстетической видимости
  • ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ИГРЫ ЗА ГРАНИЦЫ ЭСТЕТИКИ. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ СУЩНОСТЬ ИГРЫ
    • 1. Ф.Ницше. Игра как первоисток творчества в философии Ницше
      • 1. 1. «Переоценка ценностей» в неклассической философии
      • 1. 2. Игра как символ высшей ступени духа
      • 1. 3. Игра как первоисток творчества в философии Ницше
      • 1. 4. Ницше и Кант
      • 1. 5. Ницше и современность
    • 2. Г. Гадамер. Интерсубъективная сущность игры
      • 2. 1. Гадамер и Ницше. Игра как событие подлинной коммуникации
        • 2. 2. 3. начение игры в философской герменевтике Гадамера
      • 2. 3. Игра как саморепрезентация
      • 2. 4. Игра, символ и праздник как антропологические основания искусства
      • 2. 5. Диалогическая природа игры. Близость феноменов игры и понимания
    • 3. Л.Витгенштейн. Языковая проекция игры
      • 3. 1. Причины обращения Витгенштейна к языковой игре
      • 3. 2. Игра — «понятие с расплывчатыми границами»
      • 3. 3. Язык — «логический каркас» или «лабиринт путей»?
      • 3. 4. Языковая игра как форма жизни
      • 3. 5. Проблема статуса философии
  • ГЛАВА III. ИГРА ПО ТУ СТОРОНУ ЭСТЕТИЧЕСКОГО. ТРАНСИГРА ИЛИ ОТСУТСТВИЕ СУБЪЕКТА ИГРЫ
    • 1. Понятие «идеальной игры» в философии Ж. Делеза
    • 2. Ж.Бодрийяр. Игровая Вселенная
    • 3. Роль игры в современной культуре

Тема игры в классической и неклассической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема игра затрагивается уже в античной натурфилософии, однако не составляет предмета специального изучения для древнегреческих мыслителей. В связи с тем, что философия античности оказывается за рамками данного исследования, осветим вкратце предысторию вопроса. Среди афоризмов Гераклита мы встречаем следующий: «Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!"1. Исходя из этого изречения, можно истолковать игру как метафору случайности или же становления, причем игра раскрывается Гераклитом в онтологическом ключе. Бытийный статус игры характерен для всей греческой мысли, которая, по словам Хейзинги, сама еще «не высвободилась из игровой сферы». Однако если Гераклит усматривает смысловое ядро игры в становлении, то Платон, в отличие от своего предшественника, выводит на первый план священный характер игры.

Человек, по выражению Платона, представляет «какую-то выдуманную игрушку бога» и именно в этом заключено его назначение: «Надо жить играя. Что ж это за игра? Жертвоприношения, песни, пляски. чтобы, играя, снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природыведь люди в большей своей части куклы и лишь немного причастны истине"2. Из этой цитаты явствует, что изначально игра зарождается в сфере сакрального и связывается, в первую очередь, со священнодействием. Античный философ обращает внимание на то, что посвящение в таинства корибантов сопровождается хороводными плясками и играми'. В приведенном выше фрагменте Платон высказывает очень важную идею о том, что игра причастна к истине через момент свободы и лишь в игре человек обретает гармонию с самим собой. Эта мысль Платона.

1 Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 250.

2 Платон. Законы // Платон. Диалоги. Книга вторая. М., 2008. С. 967 (803 с-е).

3 Платон. Евтидем // Платон. Диалоги. М., 1986. С. 120 особенно актуальна для современного человека: «В игре восстанавливается целостная природа человека, не принятая или извращенная обществом"1.

Завершая экскурс в античность, следует отметить, что одновременно с онтологическим пониманием игры в философии зарождался особый род игр — софистический. Противопоставляя софистику, как искусство видимостей, философии с ее направленностью на постижение сущности, Платон называет софистику забавой, «игрой познания». Оценка деятельности софистов, «повергшей в смущение всю Грецию», довольно не однозначна: «торговцы знаниями», «учителя ложной мудрости», как их называл Платон,.

3 о реабилитируются" в трудах Хейзинги и Б.Кассен. В игровой форме софисты затрагивали фундаментальные вопросы истины и лжи, бытия и небытия, смерти и бессмертия. Мы полагаем, что современную ситуацию в философии можно охарактеризовать как частичную реминисценцию софистики, и в этом ключе было бы интересно сопоставить софистические игры с языковыми играми постмодернистов. Однако мы в данной диссертации установили временные пределы нашему исследовательскому интересу, ограничившись анализом философских концепций игры мыслителей ХУШ-ХХ веков. Выбор этого временного отрезка обусловлен еще и тем, что только в трудах Канта игра впервые подвергается концептуальному оформлению, приобретая" статус философского понятия4.

Актуальность темы

исследования. Современная культура отличается стремительно возрастающим интересом к игре, что подтверждается обилием разнообразной литературы по этой теме: культурологической, социологической, психологической, лингвистической, философской. Запреты, ранее налагаемые на игровые элементы жизни, теперь сняты, и человеку предоставлены неограниченные возможности для реализации собственной творческой активности. Однако вслед за нидерландским.

1 Этитейн М. Постмодерн в русской литературе. С. 305.

2 Платон Евтидем II Платон. Диалоги. М., 1986. С.120−121.

См. подробнее: Кассен Б. Эффект софистики. М — СПб., 2000.

4 См подробнее: Бычков В. Игра // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века М., 2003. С.188−192 мыслителем Й. Хейзингой зададимся вопросом: насколько культура, в которой мы живем, развивается в формах игры? В какой мере игровой дух владеет человеком, переживающим культуру? В эссе «После оргии» французский философ и социолог Жан Бодрийяр пишет о том, что сегодня игра окончена. Игра как вызов и напряжение, как «дуально-дуэльные отношения» действительно окончена. Современным проявлениям игровой модальности недостает существенных признаков подлинной игры: «Современная культура едва ли еще «играется" — там же, где кажется, что она играет, игра эта фальшива"1. Наша культура пребывает в состоянии «духа незрелого юнца» и не способна адекватным образом реализовать игровой импульс человека, осуществить стремление ввысь. Мы сталкиваемся с явлениями, обладающими лишь видимостью игрового качества.

Игра больше не отвечает задаче целостного раскрытия сил и способностей человека, превратившись в форму манипуляции и симуляции. Так, в работе «Общество потребления» Жан Бодрийяр отмечает, что именно игровая деятельность все более управляет нашими отношениями к вещам, к людям и к культуре в целом. В данном Бодрийяром портрете современности игра выступает синонимом манипуляции, с одной стороны, и симуляции, — с другой. По мнению французского философа, социальная игра в человеческие отношения представляет собой гигантскую модель «симуляции отсутствующей взаимности».

Согласно Бодрийяру, мы живем в ритме вещей и все рассматриваем как объекты потребления, включая человеческие отношения. Не исключением оказалась и игра, которая редуцировалась к средству возбуждения воли. Игра превратилась в игровую зависимость, утратив свое исконное назначение — возвращать человека к его целостной природе. Мы убеждены в том, что исцеление современной культуры от обнищания ценностей глубоко взаимосвязано с возрождением духа игры. А для того, чтобы человек мог.

1 Хейзинга Й Homo Ludens II Хейзинга Й Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. С 328 адекватно реализовать свой игровой импульс, он должен отличать подлинную игру от иллюзии игрового.

Степень разработанности темы. Несмотря на очевидную заинтересованность мыслителей в феномене игры, ситуация с разработанностью этой темы в философии двойственна. С одной стороны, литература по игре, особенно в двадцатом веке, весьма объемна и многообразна, с другой же стороны, ощущается нехватка в глубоком, историко-философском изучении этого сложного понятия. В’подтверждение нашего тезиса приведем слова немецкого философа XX века Э. Финка о необходимости философского анализа феномена игры: «Философская антропология обязана выйти за пределы эмпирического понимания игры и прежде всего разработать концепцию принципиальной структуры, бытийного строя и имманентного бытийного понимания игры"1. Примечательно, что еще Г. В. Лейбниц указывал на недостаточную освещенность проблемы игры в истории мысли, отмечая при этом необычайную важность в серьезном исследовании этой темы: „Было бы желательно, чтобы какой-нибудь сведущий человек рассмотрел с математической и физической точек зрения различные игры. Ни в чем другом ум человеческий не раскрывается с таким блеском, как в играх“». Со времен Лейбница историко-философская разработанность игры все еще остается недостаточной, и данное исследование нацелено на восстановление этой «игровой лакуны» в современном интеллектуальном пространстве.

В процессе работы над диссертацией были подробно изучены концепции игры И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Ницше, Г.-Г.Гадамера, Л. Витгенштейна, Й. Хейзинги, Ж. Делеза, Ж.Бодрийяра. В анализе философских трудов указанных мыслителей существенную помощь в определении места игры оказали критические исследования философов XX века.

1 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 370.

1 Лейбниц Г. Переписка с Николаем Ремоном IIЛейбниц Г Соч. в 4 т.: Т.1. М., 1982. С 539.

В теоретическом осмыслении Канта мы использовали как классические работы В. Виндельбанда, Ж. Делеза, Э. Кассирера, М. Хайдеггера, так и работы современных исследователей — А. Гулыги, Ю. Перова, К. Сергеева, Я. Слинина, Т.Торубаровой. В изучении эстетики Шиллера для нас имели наибольшее значение труды В. Асмуса, М. Хайдеггера, В.Шестакова. В понимании философствования Ницше — работы Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, К. Левита, М. Хайдеггера, КЛсперса, И. Евлампиева, Б.Маркова. В анализе герменевтической философии Гадамера — работы Э. Финка, Б. Бессонова, Х. Гафарова, О. Коваль, В.Малахова. В исследовании творчества Витгенштейна — работы Д. Айдиноу, У. Бартли, Г. Бергмана, Г. Вригта, Н. Малкольма, Ф. Паскаль, Дж. Остина, Д. Эмондса, В. Бибихина, М. Козловой, В. Руднева, З.Сокулера. В интерпретации постмодерна — работы Поль де Мана, Н. Автономовой, В. Бычкова, А. Грицанова, Е. Гурко, В. Малахова, Н. Маньковской, С. Махлиной, М. Можейко, Е. Соколова, Л. Соколовой, М. Рыклина, М.Эпштейна. В вопросе о классическом и неклассическом-типах рациональности следует выделить труды М.Мамардашвили.

Предмет исследования — процесс трансформации европейской философии из классической в неклассическую форму. Объект исследования — понятие игры как важнейшая тема, в которой отразилась указанная трансформация европейской философии.

Цель исследования состоит в сравнительном изучении феномена игры в классической и неклассической философии. Ключевой вопрос, задающий вектор нашему исследованию, звучит так: почему феномен игры, представляющий для классической философии нечто самоочевидное и по этой причине не требующее отдельного изучения, в неклассической философии выходит на первый план?

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть изменения семантического поля игры в контексте историко-философского развития, раскрыв взаимосвязь между сменой философских парадигм и эволюцией, в осмыслении игры;

2) обосновать различия между подлинной игрой, направленной на целостное раскрытие способностей человека, и псевдоигрой, искусно маскирующей процессы социальной манипуляции человеком;

3) проследить, как игра, зарождаясь в недрах классической философии, в границах эстетики, постепенно освобождается от эстетических уз и выходит за пределы эстетики в пространство языка, превращаясь из объекта исследования в стиль философского письма;

4) расставить следующие смысловые акценты в историко-философской интерпретации субъекта игры: субъект как средоточие игры в классической философии — интерсубъективная сущность игры в неклассической философии — трансигра или отсутствие субъекта игры в постнеклассической философии.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В исследовании использовались следующие методы: историко-философский, проблемный, компаративный, герменевтический.

Научная новизна. Логика диссертационного исследования позволяет выявить параллелизм в понимании сущности игры и судьбы философии. Структура работы такова, что каждой из трех глав, по-разному интерпретирующей сущность игры, соответствует определенная парадигма философского мышления: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Эволюция в историко-философском понимании игры анализируется через две категории: категорию эстетики и категорию субъекта. В работе отстаивается своеобразие взглядов Шиллера на природу игры по отношению^ к идеям его предшественника — Канта. Оригинален подход к изложениюницшеанских взглядов: не через идею вечного возвращения, воли к власти, нигилизма, а через призму игры как символа высшей ступени развития духа. Анализируются тексты немецкого-философа Финка и отечественного мыслителя Эпштейна.

Положения, выносимые на защиту. 1) На основе сравнительного анализа трех Критик Канта выдвигается тезис о том, что игра осуществляет связь между царством природы и свободы внутри человека. Игра раскрывает механизм творческой активности человека, обнаруживая в созидательной деятельности призвание человека. Доказывается тезис о том, что виды игры у Канта соответствуют силам души: познавательным способностям соответствуют игра воображения и рассудка в случае созерцания прекрасного и игра воображения и разума в феномене возвышенного, а способности желания — игра аффектов. Игра объединяет способности души в единое целое, решая кантовскую задачу по построению завершенной системы сил души.

2) Сравнительный анализ концепций игры Канта и Шиллера позволяет выявить новые аспекты-в понимании игры в философии Шиллера. Если Кант рассматривает человека на уровне трансцендентальных способностей: познавательной, чувства удовольствия и неудовольствия, способности желания, — то Шиллера интересует человек как целое, .причем его эмпирические проявления — более, нежели трансцендентальные. Кант понимает под игрой оживление сил души для неопределенной, но согласованной деятельности, Шиллер же расширяет значение игры до особого рода эстетической активности, в которой человек свободен как от физического, так и от морального принуждения, и становится творцом эстетической видимости. В отличие от своего предшественника, Шиллер отстаивает идею о том, что именно в игре, а не в закономерном деле, человек наиболее полно реализует свое назначение.

3) В философии Ницше игра раскрывается как метафора высшей ступени развития, духа. В творчестве Ницше игра связывается с созиданием новых ценностей, что позволяет говорить о переходе игры за границы эстетики. Осуществляется сравнительный анализ Ницше и Канта, в результате которого артикулируются различия классического и неклассического типов рациональности. В качестве характерной особенности новой парадигмы мысли подчеркивается переступание границ, выразившееся в не допустимом для Канта смещении игры в область морали. Наряду с очевидным антагонизмом между двумя мыслителями в рассуждениях о морали, доказывается их идейное родство в сфере эстетики, в частности, в понимании красоты.

4) Исследование роли игры в герменевтическом проекте Гадамера обнаружило двойственность концепции немецкого философа, обусловленную спецификой его мышления: онтология Гадамера антропологична, а антропология — онтологична. С одной стороны, Гадамер делает акцент на онтологическом статусе игры, подчеркивая тезис о том, что субъектом игры является сама игра. С другой же стороны, представитель современной философской герменевтики раскрывает игру как возможность реализовать подлинную коммуникацию, и в этом ключе игра выступает коммуникативным действием, исполняя роль объединяющего начала на разных уровнях.

5) Обосновывается изменение семантического поля игры в философии Витгенштейна: теперь сущность игры выводится не из феномена искусства, а из феномена языка. Выявляются две линии понимания языка Витгенштейном: «язык как логический каркас» и «язык как лабиринт путей». Определение Витгенштейном языковой игры как формы жизни трактуется как утверждение антиномичной природы игры, равно как и свидетельство обращения неклассической философии к новым понятиям, в частности, к понятию жизни.

6) На основе текстов Лиотара, Деррида, Делеза, Бодрийяра, Хейзинги доказывается тезис о смерти игры в современной культуре и о превращении самой культуры в мир знаков и псевдообъектов. Угасание духа игры обосновывается следующими причинами: предельная рационализация труда, снятие запретов в культуре, усиление структур, манипулирующих человеком, утрата власти символического и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди всех разбираемых в диссертации авторов нам наиболее близок Шиллер с его представлением об игре как о целостном раскрытии способностей человека. Примечательно, что Хайдеггер отмечает Шиллера в качестве единственного философа, которому удалось понять новаторство эстетических идей Канта: «Только Шиллер сумел уловить существенное в учении Канта о прекрасном и искусстве, но и его представление было отодвинуто на второй план эстетическими учениями XIX века"1. Согласно Шиллеру, игра представляет собой особую активность, в которой человек свободен как от физического, так и от морального принуждения, и становится творцом эстетической реальности. В игре человек обретает гармонию с самим собой: «человек, играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет"2. Мы разделяем этот тезис Шиллера, присоединяясь к авторам антропологических концепций игры, включая Финка. Мы согласны с Финком в том, что ни животное, ни бог играть не могут: «Человек как человек играет о и лишь он один, один среди всех существ». «Наиболее способен к игре, очевидно, человек — самое срединное из всех существ"4. Антропологическая интенция наших рассуждений оказала влияние и на выбор ключевого определения игры как оживления сил души для неопределенной, но согласованной деятельности.

На наш взгляд, игры животных можно квалифицировать как протоигру, а к высшим выражениям игры — отнести художественное творчество. Наряду с термином протоигра мы вводим новый термин трансигра для обозначения игрового состояния современной культуры.

1 Хайдеггер М. Ницше. Том I. СПб., 2006. С. 109.

2 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. С. 302.

3 ФинкЭ. Основные феномены человеческого бытия. С. 369.

4 Этитейн М. Постмодерн в русской литературе. С. 324.

Современные модусы игровой активности, основанные на манипуляции и симуляции, мы определяем как лжеигру или псевдоигру.

В ходе исследования феномена игры в классической и неклассической1 философии были сделаны следующие выводы:

В философии Канта игра осуществляет связь между царством природы и свободы внутри человека. Игра раскрывает механизм творческой активности человека, обнаруживая в созидательной деятельности призвание человека. Доказывается тезис о том, что видам игры у Канта соответствуют силы души: познавательным способностям соответствуют игра воображения и рассудка в случае созерцания прекрасного и игра воображения и разума в феномене: возвышенного, а способности желания — игра: аффектов.1 Игра объединяет способности души в единое целое, решая кантовскую задачу по построению завершенной системы сил души.

Шиллер в" сравнении с Кантом расширяет значение игры до особого рода эстетической активности: в которой человек свободен' как от физического, так и от морального принуждения, и становится творцом эстетической видимости. В отличие от своего предшественника, Шиллер отстаивает идею о том, что именно в игре, а не в закономерном деле, человек наиболее полно реализует свое назначение.

В произведениях Ницше игра раскрывается: как метафора высшей ступени развития духа. В творчестве Ницше игра связываетсяс созиданием новых ценностей., что позволяет говорить о переходе игры за: границы эстетики. В результате сравнительного анализа, Ницше и Канта фиксируется не допустимое для Канта смещение игры в область морали у Ницше. Наряду с очевидным антагонизмом между двумя мыслителями в рассуждениях о морали, доказывается их идейное родство в сфере эстетики, в частности, в понимании красоты.

Исследование роли игры в герменевтическом проекте Гадамера обнаружило двойственность концепции немецкого философа. С одной стороны, Гадамер’делает акцент на онтологическом статусе игры, утверждая в качестве субъекта, игры саму игру. С другой же стороны, представитель современной философской герменевтики раскрывает игру как возможность реализовать подлинную коммуникацию через опыт искусства.

Эволюция в философском мышлении Витгенштейна интерпретируется через две линии понимания языка: «язык как логический каркас» и «язык, как лабиринт путей». Определение Витгенштейном языковой игры как, формы жизни интерпретируется как утверждение антиномичной природы игры, равно как и" свидетельствообращения неклассической философии к новым понятиям, в частности, к понятию жизни.

На, основе, текстов. Лиотара, Деррида, Делеза, Бодрийяра, Хейзинги доказывается, тезис о смертиигры в современнойкультуре и о превращении самой культуры в мир знаков и псевдообъектов. Угасание духа игры обосновывается следующими. причинами: предельная рационализация труда, снятие запретов-в культуре, усиление структур, манипулирующих человеком, утрата власти символического и др.

В качестве перспектив для дальнейшей разработки игры следует указать возможность включенияантичной^ философии вданное исследование: В ¡-частности, интересно сопоставить, софистические игры и языковые игры постмодернистов. Не менее перспективным! представляется, сравнение шиллеровского понятия видимости с современным понятием симулякра.

В двадцатомвеке появляется возможность изучить еще один срез игры: социальный! Игра поистине сталаформой жизни, и если в средневековье народ искал спасения от серьезности жизни в карнавалах, которые длились-три месяца в году, то в современном обществе досуга и развлечений у человека нет потребности в каком-либо карнавале, ибо, он и так продолжается двенадцать месяцев в году. Чего действительно не хватает человеку сейчас, так это серьезности и способности к созерцанию, когда явления не просто проскальзывают мимо, а глубоко задевают, требуя интеллектуально-эмоционального ответа на произошедшее событие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992. С. 7 — 222
  2. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Том I. СПб., 2001. С.468−483
  3. Н. Открытая структура: Якобсон — Бахтин — Лотман — Гаспаров. М., 2009. 503 с.
  4. Актуальность Канта: Сб. статей / Отв.ред. Д. Н. Разеев. СПб., 2005. -334 с.
  5. Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003.- 400 с.
  6. В. Шиллер как философ и эстетик // Шиллер Ф. Собр.соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.665−725
  7. У. Витгенштейн // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. С. 139−273
  8. . О Ницше. М., 2010.-336 с.
  9. М. Искусство и ответственность И Бахтин М.Собр. соч. в 7 т. Т.1: Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003. С.5−6
  10. Ю.Бахтин М. К философии поступка И Бахтин М. Собр. соч. в 7 т. Т.1:
  11. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003. С.7−68 11. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. ПСС. В 7 т.
  12. Т. 6. М., 2002. С.5−300 12. Бахтин М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. Собр. соч. в 7 т.
  13. А. Творческая эволюция // Бергсон А. Творческая эволюция.
  14. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С.5−43 8. Бибнхин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. М., 2005. — 576 с.
  15. . Общество потребления. М., 2006. 269 с.
  16. . Прозрачность зла. М., 2006. 258 с. 21. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. — 319 с.
  17. Н. Бахтин // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1. М., 2007. С.158−161
  18. В. Жиль Делез: человек с пятью лицами // Делез Ж. Переговоры. СПб., 2004. С.5−11
  19. В., Бычков О. Игра // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. С. 188−192
  20. В., Бычков О. Прекрасное // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. С.363−371
  21. Бычков В.' Русская теургическая эстетика. М., 2007. 743 с.2%.Бычков В. Эстетика неклассическая // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. С.540−543
  22. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010. 784 с.
  23. В. От Канта до Ницше. М., 1998. 496 с. 31 .Витгенштейн Л. Голубая книга // Витгетитейн Л. Избранные работы. М., 2005. С. 342−416
  24. Л. Коричневая книга // Витгенштейн Л. Избранныеработы. М., 2005. С.229−338 33. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л.
  25. Философские работы. Часть I. М., 1994. С. 407−493 Ъ А. Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930−1932. По записям Дж. Кинга и Д. Ли // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. С. 273−310
  26. Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философскиеработы. Часть I. М., 1994. С. 321−407 Ъв. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.
  27. Философские работы. Часть I. М., 1994. С. 75−321 37. Витгенштейн Л. Тга^айяБюо-рЫ1о8орЫсиз (с параллельными комментариями В. Руднева) // Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 2005. С. 14−221
  28. ЪЪ.Вригт Г. Людвиг Витгенштейн: Биографический очерк // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. С. 9−31
  29. Гадамер Г.-Г Актуальность прекрасного. М., 1991. 367 с.
  30. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая игтерпретацияч<�Филеба"). СПб., 2000. 256 с.
  31. Гадамер Г -Г. Истина и метод. М., 1988. 704 с.
  32. А2.Гадамер Г.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества.
  33. Минск, 2007. 240 с. АЪ. Гадамер Г.-Г. Русские в Германии (Беседа с Малаховым) // Логос: фслит. журнал. № 1 (3) 1992. С.228−231 АА. Гаджикурбанов А’Софисты // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т.
  34. Том 2. М., 2007. С.532−537 А5. Гайденко 77.77. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена
  35. Кьеркегора. ЛКИ, 2007. 248с. Аб. Гафаров Х. С. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера: становление и развитие. Дис.. д-ра филос. наук. СПб., 2003. — 307 с.
  36. М.Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 2-х тт. СПб., 2001. 622 с.
  37. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. -С. 176−257
  38. Г. Игра в бисер. М., 2008. 539 с.
  39. Н. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920—1940-х гг. (Россия, Германия, Франция): Монография. СПб., 2008. 344 с. 51 .Грицанов А. Жиль Делез. Минск, 2008. 320 с.
  40. А. Деррида // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С.208−211
  41. ЬЪ.Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособиедля вузов. СПб., 2000. 240 с. 54.7Улыга А. Кант. М., 1977. — 304 с.
  42. А. Немецкая классическая философия. М., 2001. 416 с. 56. Гурко Е. Тексты и интерпретация. Минск, 2001. — 320 с.
  43. . Критическая философия Канта: учение о способностях. М., 2000.-351 с.
  44. . Логика смысла. М., 1995. 299с.
  45. . Лукреций и натурализм // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С.241−252
  46. . Марсель Пруст и знаки И Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи. СПб., 1999. С.25−130
  47. . Мистерия Ариадны по Ницше II Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи. СПб., 1999. С. 175−186
  48. . Переговоры. СПб., 2004. 235с.
  49. . Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С.225−240вА.Делез Ж. По каким критериям узнают структурализм? // Делез Ж.
  50. Марсель Пруст и знаки. Статьи. СПб., 1999. С. 133−174 65. Делез Ж. Ницше. СПб., 2001. 184с.
  51. . Как избежать разговора: денегации // Гурко Е. Тексты иинтерпретация. Минск, 2001. С.251−315 61 Деррида Ж. Оставь это имя // Гурко Е. Тексты и интерпретация. Минск, 2001. С.205−250
  52. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М. 2000. С.407−427
  53. И. Становление европейской неклассической философии во второй половине XIX начале XX века. СПб., 2008. — 248 с.
  54. М. Игра // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С.293−294
  55. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII- V вв. дон.э. Л., 1986.-208 с. 12.3лотникова Т. Игр теория // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. С.707−710
  56. Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007
  57. А.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 2002. — 471 с.
  58. И. Критика практического разума. СПб., 2005. 528 с.
  59. И. Критика способности суждения. СПб., 2001. — 512 с. 11. Кант И. Критика чистого разума. СПб., 2003. 478 с. lS-Кант И. Лекции по этике. М., 2005. — 431 с.
  60. И. Трактаты. СПб., 1996. 552 с.
  61. Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978.-360 с. 81 .Кант: pro et contra / Сост. А. И. Абрамов, В. А. Жучков, предисл. и коммент. В. А. Жучкова. СПб., 2005. 928 с.
  62. . Эффект софистики. М.- СПб., 2000. -239с.
  63. ЪЪ.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. 447 с.
  64. О. Риторика и диалектика в философии Платона (к столетнему юбилею Г.-Г. Гадамера) // Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб., 2000. С. 5−18
  65. А. Человек и смех. СПб., 2007. 236 с.
  66. М. Философские искания Л. Витгенштейна // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994. С. VII-XIX.
  67. В. Метафизика игры: от представления к понятию // Философические речи. Часть II. Из Петербурга о культуре (статьи и доклады 2000−2007 гг.). СПб., 2007. С. 149−170
  68. Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С.427−457
  69. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1. М., 2007. — 1329 с.
  70. А. Историк рассказывающий // Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004. С.5−6
  71. К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб., 2002. 672 с.
  72. Г. Переписка с Николаем Ремоном // Лейбниг/ Г. Соч. в 4 т.: Т.1.М., 1982. С.529−568
  73. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. -607 с.
  74. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. — 160 с.
  75. Л. Шиллер. М., 1960. 335 с.
  76. В. Постмодернизм // Философия: Учебник. Под ред. Губина В., Сидориной Т. М., 2005. С.814−82 897Малахов Bi Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера //.
  77. Гадамер Г.-F. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.324−336 Щ. Малколъм Н. Людвиг Витгенштейн: Воспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. С. 31−97
  78. Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю» // Философия, логика, язык. М., 1987. С. 234−264
  79. B.C. Воспоминания I/Вопросы философии. 2002. № 9
  80. М. Кантианские вариации. М, 2002. 320 с.
  81. М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 2004. -- 240 с.103- Мамардашвили М. Лекции по античной философии. — 320 с.
  82. Мамардашвили М- Gознание-и цивилизация. .Тексты и беседы. М., 2004. -272 с. .'.--•'-
  83. Н. Делез // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. G Л 50−151
  84. Н. Постмодернизм, постмодерн // Культурология.: Энциклопедия. В 2-х т. Том 2. М., 2007. С.235−236
  85. МанъковскаяН. Симулякр // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. С.409
  86. Манъковская Н: Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 347 с.
  87. Н. Феномен постмодернизма- Художественно-эстетический ракурс. М.-СПб., 2009. 495 с.
  88. . Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005.-788 с.
  89. . Философия: Учеб.пособие. СПб., 2003- 348 с.
  90. С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Кн.Г. СПб., 2003. — 264 с.
  91. С. Симулякр // Махлина С. Семиотика культуры, и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Кн.Н. СПб., 2004. С. 189 190
  92. С. Языковая игра // Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Кн.Н. СПб., 2004. С. 273−274
  93. М. Игра истины // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С.295−296
  94. М. Игра структуры // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С.294−295
  95. М. Языковые игры // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С.1259−1261
  96. Н. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев. Н.Бердяев. С.Франк. Л. Шестов). М., 2006.-477 с.
  97. И. 100 великих мыслителей. М., 2002. 688 с.
  98. С. Игра как способ представления реальности публичных коммуникаций // Вопросы философии. № 6. М., 2008. С.29−42
  99. Ф. Воля к власти. М., 2005. 880с.
  100. Hui?ue Ф. Избранные произведения. М., 1993. 573 с.
  101. Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. Харьков, 2007. -848с.
  102. Ф. По ту сторону добра и зла- Казус Вагнер- Антихрист- Ессе homo. Минск, 1997. 544 с.
  103. Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. — 672 с.
  104. Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. 302 с.
  105. Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. С.192−253
  106. Новейший философский словарь: 2-е изд. Минск, 2001. 1280 с.
  107. Дж. Избранное. М., 1999. 332 с.
  108. Ф. Витгенштейн: Личные воспоминания // Философия, логика, язык. М., 1987. С. 97−139
  109. Ю.В., Сергеев К. А., Слинин Я. А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., 2000. — 672 с.
  110. А. Игра // Культурология. Энциклопедия. В, 2-х т. Т.1. С.710−718
  111. Платон. Евтидем // Платон. Диалоги. М., 1986. С. 113−157
  112. Платон. Законы // Платон. Диалоги. Книга вторая. М., 2008. С. 767−1162
  113. Э. Культурология: Учебное пособие для высшей школы. М., 2003. 784 с.
  114. А.Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998. 311 с.
  115. Поль де Ман. Слепота и прозрение. Статьи о риторике современной критики. СПб., 2002. — 256 с.
  116. РазеевД. Телеология И.Канта. СПб., 2010.-312с.
  117. В. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. М., 2002.-256 с.
  118. Руднев В. И Витгенштейн как-личность // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. С. 332−349
  119. В. Деконструкция // Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2009. С.95−96
  120. В. Постмодернизм И Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2009. С.310−313
  121. В. Языковая игра // Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2009. С.542−543
  122. М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М., 2002. 270 с.
  123. З.А. Аналитическая философия // Философия: Учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2005. С.680−708
  124. Н., Шатунова Т. Постмодерн как ситуация философствования. СПб., 2003. — 192 с.
  125. Тимофеев А. К И.Кант на рубеже традиционной и нетрадиционной метафизики // Перспективы. метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. СПб., 28−29 октября 1997 г.
  126. Л.Г. Антитеза психологизма-антипсихологизм в учении Канта о понятии. Тезисы. // Тезисы докладов Международного семинара «Логическое кантоведение-4». 22—25 сентября 1997 г. Светлогорск. Калининград, 1997. 3 стр.
  127. ТВ. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб., 1999. -261 с.
  128. Философы двадцатого века. Книга первая. М., 2004. -344 с.
  129. Философы двадцатого века. Книга вторая. М., 2004. -383 с.
  130. Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.357−402
  131. В. «Симулякры и симуляция» // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С.729−735
  132. М. Кант и проблема метафизики. М., 1997
  133. М. Ницше. Том 1. СП6., 2006. 604 с.
  134. Хайдеггер MJ Ницше и пустота. М., 2006. 304 с.
  135. М. Язык. СПб., 1991. 23 с.
  136. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004. 539 с.
  137. В. Очерки по истории эстетики. М., 1979
  138. Ф. Каллий, или О красоте // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.70−115
  139. Ф. Мысли об употреблении пошлого и низкого в искусстве // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.505−511
  140. Ф. О возвышенном // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.171−197
  141. Ф. О грации и достоинстве II Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С. 115−171
  142. Ф. О современном немецком театре // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.7−15
  143. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.251−359
  144. Ф. Разрозненные размышления о различных эстетических предметах // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С.223−251
  145. Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение II Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С. 15−26
  146. А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997. -544с.
  147. А. Собр. соч.: В 5 т. Т.1. Мир как воля и представление. М., 1992.-395 с.
  148. Д., Аидиноу Д. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М., 2004. -352 с.
  149. М. Постмодерн в русской культуре. М., 2005. — 495 с.
  150. М. Философия возможного. СПб., 2001. — 334 с.
  151. К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004. 629 с.
  152. The Story of Philosophy from Antiquity to the Present. Konemann, 2000.-121 p.
Заполнить форму текущей работой