Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нисида Китаро: сравнительный анализ японской и западной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оригинальность/ ш уникальность, мышления" японцев отмечались, различными? • исследователями1 уже: долгое: время: Парадоксальность мировоззрения' дзэн-буддистов^ их— отрицание:' линейного мышленияш- рационального интеллекта. привлекали многих мыслителей. Востоковеды как отечественныетак. ж западные включали японскую традицию в условную" восточнуюгпарадигму и не исследовали" ее конкретно, чаще… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
    • 1. 1. Особенности японского философского мышления
    • 1. 2. Социально исторические предпосылки философии Нисида Китаро
    • 1. 3. Сущность учения Нисида Китаро
  • ГЛАВА 2.
    • 2. 1. Компаративные аспекты учения Нисида Китаро
      • 2. 1. 1. Особенности сравнительного анализа философии Нисида Китаро
      • 2. 1. 2. Значение теории Нисида Китаро для философской компаративистики
      • 2. 1. 3. Компаративные особенности исследований Нисида Китаро в работах американских исследователей к. XX в
      • 2. 1. 4. Значение учения Нисида Китаро для компаративного анализа трихотомии Индия-Китай-Запад
    • 2. 2. Экзистенциальный модус учения Нисида Китаро
    • 2. 3. Развитие идей Нисида Китаро

Нисида Китаро: сравнительный анализ японской и западной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современный мир представляет собой сложную систему противоречивых парадигм и менталитетов. Понимание их взаимоассимиляций' и исторических противостояний является основным в. создании (единой картины мира. Японская «культура и. философия содержит в себе те основы, на которых строится парадигмальный полюс отличный, от западноевропейского сознания. Но дажеи- в восточном» миропонимании Япония занимает особое положение. Уникальность и< самобытность социокультурного"пространства этой страны позволили ей после поражения стать в послевоенном мире одним, из лидеров мирового экономического сообщества, а оригинальные' духовные и эстетические учения считаются эталонами во многих странах мира1. Все это породило иной, иногда^ парадоксальный, но «имеющий*свою логику менталитет. Особое философское наследие истории Японии позволяет говорить об отдельном, независимом стиле восточного философствования.

Понимание духовных основ менталитета этой страны, а также глубинной философии японцев необходимо для создания адекватного диалога и сотрудничества с Японией, что, в свою очередь, позволит решить политические, экономические и социокультурные вопросы, позволит снять противоречивость и непонимание между западным и восточным мировоззрением. Исследование' философии Японии, ее развития и особенностей делает возможным увидеть ценностине-европейской культуры, раскрыть новый дискурс со своей рациональностью и логикой.

Изучение философии Нисида Китаро (1870−1945) позволяет наиболее полно погрузиться в философский дискурс как, древней Японии, так и Японии наших дней. Нисида Китаро жил и творил в период революционной смены мировоззрения в стране. Он воспринял все последствия революции.

Мэйдзи1, произошедшей в 1868 г. Актуальным исследование его философии делает то, что Китаро создал первое действительно японское философское учение опираясь не только на традиционные духовные и философские практики, но и на западную философскую мысль. Наиболее мощное влияние-на Нисида Китаро* оказали экзистенциальное учение, неокантианцы, и интуитивисты. Об универсальности теорий Китаро, также говорит то, что он обращался и к греческой философии (Аристотель, Платон, Демокрит), и к представителям* эстетики. Обладая' явной компаративистской, ценностью, учение Китаро, тем не менее, выходит за рамки сравнительнойфилософии и.

V. позиционируется как часть единой мировойфилософии^ где основные противоречия западных теорий преодолеваются согласно особой логике и философской парадигме привнесенной Китаро из философии дзэн. Таким-образом, исследование учения Нисида Китаро* актуально* и для дальнейшего развития мирового философского дискурса.

Актуальным представляется и подтверждение/опровержение позиции отечественного-философского востоковедения по отношению-к философии Нисида Китаро и японской философии вообще. В данном аспекте настоящее исследовании является первым опытом с 60-х годов, когда было > проведено диссертационное исследование Козловского Ю. Б., им также были изданы работы по развитию экзистенциальной философии в современной Японии4.

Помимо развития философской мысли в нашем исследовании рассматриваются видоизменения, интерпретации и развитие экзистенциализма в рамках учения Нисида Китаро и киотосской школы философии, родоначальником которой он являлся, и которую он возглавлял.

1 Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. — М.: Наталис: Рипол Классик, 2006. -735 с.

2 См. подр.: Безруков И. В. Особенности экзистенциализма Киотоской школы и специфика его понимания в отечественной востоковедческой науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 99: Научный журнал. — СПб.: 2009. — С. 103−108.

3 Козловский Ю. Б. Философия Нисиды Китаро и ее идеалистическая сущность: автореф.-дис. канд. филос. наук. — М., 1963. -34 с.

4 Козловский Ю. Б. Философия экзистенциализма в современной Японии — М.: Наука, 1975.-183с.

Более 15'лет в отечественной науке не велись исследования киотоской школы и, учения-Нисида Кйтаро.

Степень разработанности1 проблемы.

Надо признать, что современная ситуация исследованности японской. философии? оставляет желать, лучшего. В настоящеевремя? под японской: философией чаще-всегопонимают медитативные: практики* сектыдзэн? и" эстетико-духовные основы японских единоборствКатегории ваби: и саби5, ставшие: известными: благодаряшопулярностияпо’нскошкухни-, представляют скорее: квинтэссенцию' эмпирического опыта5 японцев-, нежелиполноценные философские понятия.

Оригинальность/ ш уникальность, мышления" японцев отмечались, различными? • исследователями1 уже: долгое: время: Парадоксальность мировоззрения' дзэн-буддистов^ их— отрицание:' линейного мышленияш- рационального интеллекта. привлекали многих мыслителей. Востоковеды как отечественныетак. ж западные включали японскую традицию в условную" восточнуюгпарадигму и не исследовали" ее конкретно, чаще? всего?обращаясь, к индийскойфилософии? индуизма и раннего буддизма: или к китайским: даосизму, конфуцианству и буддизму. Известные отечественные/С ¦ п — ' ориенталисты Ф? И: Щербатской и О. О. Розенберг обращались к Китаю и рассматривали Японию-, только как регион оригинальной: трактовки чань-буддизма. Шопенгауэр понимал под восточнойфилософией: индийские воззренияего последователь П! Дойссен стал известным: санскритологом. Компаративные: исследования" также приводят в качестве восточного мировоззрения" только философию Китая и Индий. Таким образом, действовали француз А. Дюперрон, англичанин У. Джонс, Э. Гартман, отечественный исследователь Ч. Э. Алиева8.

5 Сакаия Таити. Что такое Япония? / Пер. В. С. Гривнина. — М.: ИТАР-ТАСС: Фирма Партнер К, 1992 — 334 с. .

6 Щербатской Ф. И. Избранные трудыпо буддизму. -М.: Наука, 1988.-425 с.

7 Розенберг О: ОТрудыпо буддизму.-М.: Наука, 1991. -294 с.

8 Алиева Ч. Э. Проблема концептуализации сравнительной философии: история, теория и методология философской компаративистики. — СПб.: Роза мира, 2004. — 190 с.

В отечественной востоковедческой науке сложилось особое отношение к японской философии. Диссертация Ю. Б. Козловского «Философия Нисиды Китаро и ее идеалистическая сущность», защищенная* в 1963 г., в полной, мере отражает идеологический, характер^ восприятия^ философии Японии. Жесткая критика мыслителей не марксистского толка, привела к тому, что в' СССР стали переводить. и изучать только японских материалистов. Делались переводы таких философов как Нагата Хироси, Мики Киеси, Кодзаи Ёсисигэ, Янагида Кэндз’юротем более последний* критиковал Нисида Китаро, хотя и считался его учеником. Отечественных исследователей 60-х интересовало только развитие марксизма в Японии, что вполне логично для ученых того времени. Обвинения в псевдонаучности и нелогичности теорий Китаро аргументировались V неприятием последним принципов диалектического материализма.

Наиболее мощным исследование японской философской мысли было в гавайском университете в 90-х годах. Такие мыслители как Г. С. Акстел9, Д. Патни10, Б. Д. Элвуд11 и Д. В: Хейсинг12 печатались в журналах «Философия Востока и Запада» и «Азиатская философия». Причем исследования* велись * не только в направлении японской философии, но и конкретно идей Нисида Китаро. Минусом, в исследованиях этих авторов является то, что они рассматривали теории Китаро только применительно к конкретной проблеме и сравнивая его с четко выделенной областью в работах одного автора. В 2009 году шотландский исследователь Роберт Вилкинсон издал монографию под названием «Нисида Китаро и западная.

9 Axtell G. S. Comparative Dialectics: Nishida Kitaro’s Logic of Place and Western Dialectical Thought. — Philosophy East and West, Vol. 41, No. 2,1991 — Pp. 163−184.

10 Putney David. Identity and the unity of experience: A critique of Nishida’s theory of self. -Asian Philosophy, Vol. l, No. 2, 1991.-Pp.141−161.

11 Elwood Brian D. The Problem of the Self in the Later Nishida and in Sartre Philosophy. — East and West, Vol. 44, No. 2,1994. — Pp. 303−316.

12 Heising James W. Non — I and Thou: Nishida, Buber, and the Moral Consequences of Selfactualization. — Philosophy East and West, Vol. 50, No. 2,2000. — Pp. 179−207. философия". Таким образом, Китаро был, в частности, для американцев интересным и оригинальным философом, в рамках учения которого можно провести сравнительный анализ восточного и западного типов мышления.

Серьезное обращение к японскому философскому дискурсу сделал Мартин Хайдеггер в своей работе 1953 г. «Из диалога о языке. Между японцеми спрашивающим"14. Работа носит характер философско-лингвистического анализа в духе позднегоJL Витгенштейна, но затрагивает проблемы восточноазиатского типа мышления, основ» сравнительной философии и возможной целостности основы противоположных культур, что уже лежит в плоскости исследований Нисида Китаро. Хайдеггер оказался тем европейцем, который метафизически наиболее близко подобрался к методу, которым Китаро преодолевал западную классическую философию:

В настоящее время некоторые японские исследователи продолжают научные изыскания в том же направлении, что и Нисида Китаро. Тосихико и Тоё Идзуцу, проживающие в настоящий момент в США, опираясь на учение Нисида Китаро пытаются в условиях современной философии синтезировать идеи экзистенциализма и традиционных учений. Профессор философии из Киотоского императорского университета Уэда Сидзутеру15 занимается восстановлением идей Нисида Китаро и изданием его незаконченных произведений.

В современной отечественной компаративной философии стали включать в учебники и хрестоматии по истории философии краткие ссылки и изложения учения Китаро. К японской философской традиции все чаще обращаются представители Петербургской школы философской компаративистики М. Я. Корнеев и А. С. Колесников.16.

13 Wilkinson Robert. Nishida and Western Philosophy. — Farnham: The Open University in Scotland, Ashgate, 2009. — 175 p.

14 Хайдеггер M. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

15 Ueda, Shizuteru. Nishida’s Thought. — The Eastern Buddhist, Vol. 28/1, 1995. — Pp. 29−47.

16 Современная зарубежная философия: компаративистский подход. В 2 т. Под ред. М. Я. Корнеева, А. С. Колесникова. СПб. 1998. С. 148−167. А. С. Колесников. Философская компаративистика. СПб. 2004. С. 82−85.

Цель исследования: Исследование особенностей философского учения Нисида Китаро.

Задачи:

1)^ Выявить особенности философского мышления Японии.

2) Выявить исторические и философские предпосылки развития к учения Нисида Китаро.

3) — Выявить основные положения учения Нисида Китаро.

4)" Раскрыть экзистенциальную составляю щуготеорий Нисида Китаро.

5) Раскрыть значение ученияНисида Китаро! для философской компаративистики.

6) Проанализировать развитие идей Нисида, Китаро в рамках киотоской школы и в послевоенной философии Японии.

Объекти. предмет диссертационного исследования: объектом является философское наследие Нисида Китаро (1870−1945), предметом исследования — феномен синтеза^ философии дзэн5 и западной философии в учении Нисида Китаро.

Методология исследования.

Логику историко-философского исследования определили фундаментальные положения востоковедения, сравнительной' философии и исследовательской части истории философии. Следует также1 учитывать особенности изучения восточной философии' и связанные с этим методологические нововведения, необходимые для более* адекватного понимания ее сути. В основу исследования философского генезиса Японии, развития ее культуры и создания особого восточного философского дискурса были положены труды отечественных востоковедов А. Н. Мещерякова, А. Н. Игнатовича, Л. Б. Кареловой, Т. П. Григорьевой, Н. И. Конрада, Ю. Б. Козловского, А. Н. Кочетова, Е. А. Торчинова, Г. Е. Светлова, Н. В. Абаева. Интерпретируетсяпозиция отечественных ориенталистов Ф. И. Щербатского и О. О. Розенберга. Иностранные мыслители представлены трудами Генриха Дюмулена, Дональда Митчелла, Кристмаса.

Хамвриза, Р. X. Блайса, Вон-Кыо Кита, Кинга Уинстона, Чарльза Элиота. Также привлекались японскиеисследователи, такие как Юкио Мисима, Такуан Сохо, Миура Иссю, Ретаро Сиба, идеи Эйхэй Догена, в изложении И. Е. Гарри, Ошо. —. .

Такжебыли-: исследованы тексты на японском языке: Мыслители-киотоской (школы предсгавлепы работами Мутай Рисаку17, Танабэ’Хадзимэ18 и Мики Кйеси19, на японском языке были взятынекоторые, тексты" Нисида: Китаро., для" этого' мы5 обращались * к^ полному собранию^сочиненйшЬЗлсида^вг девятнадцати томах на японском языке20.

Философский аспект врамках универсальной" философии рассматривался: согласно теориям, самого НисидаКитаро, его — последователей! — Ниситани Кэйдзи и Танабэ Хадзимэ, известного теоретика буддизма?- и сподвижника"' Китаро/ - Д1 Т. Судзуки, работах: Ш Я? Корнеева, Е. А. Торчинова, исследователям восточной философии? из. Гавайского университета Дэвида? Патни и Г. С. Акстела. Также: широко использовались теории, представителей1 компаративистской философии: т общего востоковедения^ Петербургскойшколы: А. С. КолесниковаМ. ЯКорнеева, а также Н.- СКирабаева^работы ВЖЕРудого и Е. И0стровскош Надо? заметить, что при разработке философских основ компаративного направления работы большую роль сыграли идеиисследователя из Якутии А. Г. Инговатовой21, самарского философа А. Г. Курдина и исследователя Санкт-Петербургской школы 41 Э. Алиевой.

17 Mutai Risaku (f??S#).The Study of the Logic of Place (ЩЯгОШЩЩ. — Tokyo, 1996.

18 Tanabe Hajime (ШЙТБ). Historical Reality (ЩЖЙЩЦ).- Tokyo, 2001.

19 Miki Kiyoshi (Н). The Essenceof Miki Kiyoshi (H^^fX V — Tokyo, 2000.

20 Nishida Kitaro Zenshu. Tokyo: IwanamLShoten. 4th edition 1987;89, (Complete Works of Nishida Kitaro,.in nineteen volumes).

21 Инговатова А. Г, Запад-Восток: к феноменологии диалога (поиск методологических оснований) / Ползуновский альманах, № 1,1999.—134−146 с.

22 Курдин А. Г. Не-мыслимое отсзпгсхвия и отсутствиеразмерная эстетика. Философская Самара © 2007. www. phil63 .ru.

Методы исследования — методы, которые были применены в диссертационном исследовании, определялись целью работы и поставленными задачами. Наличие большого количества историко-философской литературы явилось причиной выбора текстового анализа в качестве основного метода работы с источниками. Необходимость применения приемов философской герменевтики стала очевидна благодаря анализу классических текстов буддизма и первоисточников. Подходы и методы философской компаративистики адекватны характеру, исследования и тематике первоисточников. Сравнительная философия и ее методы позволили ясно и четко изложить философские аспекты восточного и западного парадигм мышления.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1) в ней впервые рассматривается теория японского философа как часть мировой философской мысли. Такой подход позволяет принципиально поменять отношение к японской философии и воспринимать ее в контексте общего историко-философского процесса.

2) В исследовании впервые рассматривается процесс преодоления основных противоречий западной философии с помощью философской теории восточного мыслителя.

3) Новым представляется и то, что теории Нисида Китаро рассматриваются как основа философского направления — Киотоской школы.

4) В работе вводятся и анализируются термины, продуцированные и инициированные Нисида Китаро в своих исследованиях (дзикаку, муга, басё и т. д.), также раскрывается их интерпретация Китаро для японской и западной парадигм. 2.

5) Экзистенциальная направленность, обращение к онтологии, создание собственной метафизики, наряду с терминологическим пространством говорит о философской универсальности представленного учения. В рамках отечественной историко-философской науки теория Нисида Китаро впервые рассматривается без влияния идеологии марксизма.

Научная значимость исследования.

Научная значимость исследования состоит в заполнении лакуны мировой' истории философии: — исследовании учения основоположника киотоской школы' философии Нисида Китаро. Результаты исследования также позволяют увидеть возможность. преодоления-основных противоречий-западной" философской традиции с ' помощьювосточной: В работе раскрывается понимание Китаро всеобщей универсальной философии, лишенной^ дихотомии Восток-Запад. Проводитсяанализ, оригинальной интерпретации экзистенциальнойтеории на основе традиционного японского мировоззрения. Рассматривается^ процесс включения религиозной парадигмы дзэн в философский, дискурс, где создается специальное терминологическое пространство. Таким образомКитаро осуществил выражение, опыта, дзэн в философских понятиях и создал единое философское дискурсивное поле Японии. В* онтологической^ проблематике раскрывается теория." действующего субъекта, который призван заменить познающего и таким образом нивелировать ' субъектно-объектное противоречие классической, философской1 мысли.

Практическая, значимость исследования.

Анализ слияния" парадигммышления Запада и Востока, в. рамках одного учения позволяет с новой стороны, раскрыть культурный, социальный и философский диалог с Японией, решить проблемы связанные с разностью менталитетов, улучшить коммуникативные моменты экономических, политических и дипломатических вопросов. В философии работа позволит более полно воспринимать историювосточной философии, уточнить философско-культурные взаимодействия триады Индия-Китай-Япония. Все эти наработки могут быть использованы в базовых историко-философских курсах, в спецкурсах по философии Востока, при написании монографий и учебников.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Показано, что учение Нисида Китаро является первым филосрфским' учениемЯпонии, соединившим философию дзэн с западной философской традицией.

2. Выявлено, что научная работа Нисида. Китаро является первыми опытом^ в" Японии по? преодолению" противоречий* классической? философии на основе4 слияния восточной" ш западной парадигм.

31,, Проанализированоположение ог томчтофилософиям Нисида;

Китаро выступает основой восприятия мировой философии, лишенной противостояния Запад-Восток. ,.

4. Раскрыты новые теории, которые ввел Нисида Китаро в философскую компаративистику, что позволило развивать сравнительную философию на новом уровне. .

5- Дан анализ оригинальной интерпретации экзистенциальной теории Нисида на основе традиционного японского мировоззрения.

6. Определен!' оригинальный процесс включения Нисида религиозной парадигмы дзэн в философский дискурс, что позволяет создать особое терминологическое пространство, в. котором осуществляется выражение опыта дзэн1 в философских понятиях.

Апробация результатов исследования? проводилась на научно-практических конференциях «Торчиновские чтения» (СПбГУ), «Дни Петербургской философии» (СПбГУ), «Диалог в философии» (Элиста, КГУ). По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3.9 усл. п. л., из них 4 статьи.

Структура диссертацииЦель исследованияособенности его предметам и процедура*, изучения проблемы определили логику, структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

Данное исследование посвящено изучению философии Нисида Китаро, различным аспектам его учения, социальным, историческим и философским предпосылкам, определившим характер теорий японского мыслителя. Рассматривая исторические формы мировоззренческой мысли в Японии, мы сделали акцент на генезисе именно философских доктрин. Такой аспект изучения развития японской мысли позволил намвыявить основные особенности японского философствования, раскрыть основополагающие теории японской истории философии, на которые’опирались эпохальные для Японии мыслители. В таком контексте обращение к учению Нисида Китаро позволяет рассматривать последнее как действительно первое философское учение Японии вошедшее в общемировой философский дискурс.

Развитие японского философского мышления, в' основном, происходило в рамках комментариев и интерпретаций религиозных учений буддизма, даосизма и конфуцианства. Впрочем, как мы уже показывали, мощный философский корпус дзэн-буддизма позволил японцам создать свое оригинальное и уникальное миропонимание. Уникальность же Нисида Китаро, как философа состоит в том, что, будучи японцем и безусловным носителем парадигмы дзэн, он отошел от религиозной трактовки философских моментов своего мировоззрения и находясь в лоне мощного влияния западных философских теорий сумел создать свое, независимое учение, практически выйдя за пределы религиозного дискурса в философский. При этом Китаро сохранил парадоксальность мировидения дзэн, по сути, вытащив его в плоскость философии. Благодаря своему образованию и исторической ситуации в Японии, Китаро был хорошо знаком с западными теориями, обратившись к Канту, Бергсону, Хайдеггеру и философам экзистенциалистам, Китаро уникален тем, что не остановился на интерпретации и комментировании, а смог сформулировать свое собственное учение, где использовал наиболее сильные стороны обеих парадигм. Китаро стал независимым исследователем-философом, введя свои теории в рамки мировой философской мысли. Об этом можно говорить еще потому, что, прекрасно ориентируясь в терминологии западноевропейских учений, Китаро"создал собственное терминологическое поле на основе понятий дзэн и< собственных изысканий. Таким образом, несомненно, что мы доказали первое^ положение о принципиальной первичности теорий Нисида Китаро в процессе создания японского философского дискурса.

Как уже было сказано, Нисида получил хорошее образование. Он достаточно хорошо знал мыслителей Северной Америки и Европы. В разные годы своей научной карьеры, Китаро глубоко погружался* в изучение того или иного философского направления, но общее увлечение современными идеалистическими теориями всегда сохранялось в его исследованиях. I.

Неслучайным выглядит и, экзистенциальная направленность его изысканий.

Воспринимая современную западную философию как изначально построенную «на субъектно-объектной дихотомии, Нисида начиная с логики Аристотеля и заканчивая метафизикой Канта и онтологическими рассуждениями Хайдеггера, постоянно усматривает ограниченность и тупиковость основополагающих установок западной философии. Обратившись к наиболее современным теориям, Китаро увидел в экзистенциализме то стремление к преодолению фундаментальных противоречий и тупиков классической философской мысли, которое занимало и его. Но для Китаро, философия существования лишь обнажила проблемы, лишь указала на них, не продвинувшись в их решении. Китаро предложил принципиально новую парадигму мировоззрения, основанную на парадоксальной философии дзэн и собственных исследованиях. Предложив поменять субъекта с познающего на действующего, японский философ поменял структуру восприятия действительности. Формирование понятий небытие, самопробуждение и особая логика места позволили Китаро изменить взгляд на сознание, осознавание «Я», экзистенциальную проблематику. Системный подход изъятый из западной логики мышления дал Китаро понимание логичности и необходимости следующего шага в развитии общей философской мысли. Понятие самотождественности, введенное Китаро отражает понимание мышления без рамок, налагаемых противостоянием субъекта и объекта, «Я» и «не-Я», бытия и небытия. Впервые в истории мировой философии были преодолены такие дихотомии, на< основе' обращения к противоположным, иным мировоззренческим культурам и логикам мышления. Таким образом, доказано второе положение об уникальности опыта преодоления противоречий на основе слияния' западной и восточной парадигм.

Нисида Китаро воспринимал философию. без разделения на западную и восточную. Его учение провоцирует создание единого метафизического и терминологического поля мышления. Разработка своеобразного* метапонимания философской действительности, «чистого опыта», долингвистического осознавания себя и реальности, изначального^ смысла1 любого действия и актуализации позволяет говорить об универсальности учения Китаро. Нивелировав своими теориямипротивостояние Восток Запад и преодолев кризис классической философии, Китаро получил возможность утвердить понимание философии как. эклектичного единого процесса. Основой универсального понимания философии учение Китаро является и потому, что согласно его логике возможно построение мировой истории философии, включающей в себя и восточные и западные ветви развития философской мысли.

Сравнительная философия в данном исследовании представляется развивающейся наукой, где противостояние Востока и Запада наиболее перспективное направление. Китаро встал у истоков современной философии Японии и тем самым поднял уровень японской философии до мирового статуса. До этого компаративистика обращалась, по большей части, к индийской и китайской философским традициям. Обогатив компаративные исследования японским видением философии, Китаро еще иразвил саму науку, продемонстрировав опыт не только сравнения, но и переработки противоборствующих парадигм в нечто самобытное и целостное. Здесь ценностью исследования является, постановка: проблемы, дальнейшего развития сравнительной! философии в контексте учения Нисида Китаро, а такжев: — условиях. триады. индийскойкитайской и японской мировоззренческих систем.'.

Значение: данного диссертационногоисследованиям лежит/также.'-.¦ в> плоскости постановки новых проблем изучения" философского: наследия Нисида/ Китарокиотоской школы, японскош философии? в" целом" ш взаимодействиям восточного5 и. западного мировоззренийкак/ :-нал, уровне. столкновения-парадигм, так и на уровне сравнения персоналий. Также нельзя забывать о неразрывности всеобщего историко-философского процесса. Творчество' НисйдаКитаро. в/ своем многообразии? темг ж направлению породило множество нераскрытых: вопросов: и: новых проблематик. Его эстетическое учение в свете восприятия западных концепций?1 красоты" и/ более глубокого философского анализа, нуждается в более подробном изучении. Это направление позволит создать принципиально новый взгляд на учение о прекрасном. Интересен также путь философской эволюции Нисида Китаро, от. работы к работе он выстраивал собственное учение, меняяирасширяя акценты и темы. Здесь необходим более конкретный анализ каждой из его работ и рассмотрение тех. текстов, которые повлияли на его? научное творчество.

Формирование киотоской школы и роль Нисида Китаро в этом процессе: также заслуживает отдельного исследования:. Помимо его ближайших сподвижников в Японии существовали другие не менее значимые современники, которые также определили сегодняшнее лицо японской философии. Для более адекватного понимания современной ситуациив, философии Японии необходимо* рассмотреть мощный материалистический корпус японских мыслителей, отдельных философов Японии, например, историко-национальную философию Уэхара Сэнроку, их взаимодействие с Киотоской школой и учением Нисида Китаро. Также интересен процесс развития идей Нисида Китаро в современной философской мысли, причем как в Японии, так и во всем мире.

В отечественной науке образовалась определенная лакуна исследований японской философской традиции. Не принимая во внимание изучение духовных и медитативных практик, в настоящий момент отсутствуют исследования японской философии. Контекст современной японской мысли не изучен абсолютно. Есть надежда, что данное исследование поможет возродить интерес к оригинальному стилю мышления японской философии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции- в. средневековом Китае. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1989.-272 с.
  2. Алиева, 4. Э. Проблема концептуализации сравнительной- философии: история, теория и методология философской компаративистики. — СПб.: Роза мира, 2004. 190 с.
  3. Ч. Э. Философская компаративистика: проблема- концептуализации: автореф. дис.. док. филос- наук. СПб., 2005. -37 с. '"¦ '. ' .
  4. И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия^' 2003.-367 с., ': ¦/•¦'' '5.: Антология дзэн. Под ред. Пахомова С. В: СПб.: Наука- 2004. —401с.
  5. С. А. Древний восточно-азиатский и айнский компонентывэтногенезе японцев: автореф. диск. ист. наук / Ин-т этнографии им.
  6. Н. Н. Миклухо-Маклая, АН СССР. М., 1962. — 16 с.
  7. С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. 243 с.
  8. С. А. Отчет о командировке в Японию. -М., 1960. 4 с.
  9. С. А. Процессы и закономерности развития бытовой сферы в современной японской культуре: автореф. дис.. док. ист. наук / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, АН СССР. М., 1970.-63 с.
  10. С. А. Современный быт японцев. М.: Наука, 1968. 232 с.
  11. С. А. Старые и новые боги Японии / С. А. Арутюнов, Г. Е. Светлов. М.: Наука, 1968. — 200 с.
  12. С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. М.: Наука: Знание, 1991. — 63 с.
  13. Д. Ю. Записки на манжетах кимоно: этнографические мемуары. М: Вагриус, 2007. — 366 с.
  14. Берндт Юрген. Лики Японии. -М., Наука 1988 -293 с.
  15. Бергсон Анри. Творческая Эволюция / Пер. с фр. В. Флеровой- Вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Терра-Книжный клуб- КАНОН-пресс-Ц 2001″. — 384 с.
  16. Бергсон Анри. Философская интуиция // Путь в философию. Антология. М., 20 011. — 203−218 с.
  17. P. X. Золотой век дзэн: Антология классических коанов дзэн эпохи Тан. — СПб.: Евразия, 2001. — 415 с.
  18. P. X. Что такое дзэн? / Сборник статей. Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994. — 188 с.
  19. И. И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003. -672 с.
  20. Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Янус-К, 1998.-392 с.
  21. А.Л. Духовный мир народов классического Востока: автореф. Дис.. док. филос. наук. -М.: 1995 -54с.
  22. Великие мыслители Востока / Под ред. проф. Я. П. Мак-Грила. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. 656 с.
  23. Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн. М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.-395с.
  24. Восток и Запад о жизни после смерти. СПб: Ленинздат, 1993. — 475с.
  25. В. Введение в философию. Mi: Добросвет, 2001. — 354 с.
  26. С. F. Запад и Восток: Традиции и современность. — М.: Знание России, 1993.-240 с.
  27. Г. Г. Боги Японии: Популярный очерк верований японцев. СПб., 1904. — 52 с.
  28. Г. Г. Грезы и думы Востока. Л., 1926. — 80 с.
  29. Герасимова: М. П. Киотоский альбом. М.: Институт востоковедения PA1-I «Крафт +», 2002. — 188 с.
  30. Гомель Фритц. История древнего Востока. — СПб.: Акционерное общество Брокгауз-Ефрон, 1905. 152 с. ••
  31. Горбачев Е.Л.г Онтологическая проблематика! философииНисида Китаро. Екатеринбург.
  32. М. В. Формирование древнеяпонского чиновничества в нач. VII нач. VIII вв.: автореф. дис.. канд- ист. наук: — Mi, 1998. -17 с., ' ¦'•, .
  33. Григорьев МЛ I. Лик Японии. М., 1997. — 119 с. 37. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. — М.: Искусство, 1993.-464 с.
  34. Т. П. Японская художественная традиция. Mi, 1979.371 с. 39. • Григорьева Т. П. Чарующая радость жизни:-М.: Искусство, 1998
  35. Де Мартино Р. Человеческая ситуация Дзэн-буддизма / Дзэн-буддизм и психоанализ. Mi: Московский философский фонд, Изд-во «Медиум», 1995. — 210 с.
  36. . И. Вопрошание и просветление в учении Д. Т. Судзуки. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2005. -137 с.
  37. Джинджолия- Б. И. Концепция просветления в учении Д. Т. Судзуки: теория и практика вопрошания: автореф. дис.. канд-.филос. наук. Екатеринбург, 2004. — 26 с.,
  38. Дзэнкей Сибаяма. Цветок безмолвствует. Очерки: дзэн. СПб.: Наука, 2003.-236с.
  39. Дзэнские притчи. Пенза, 2003. — 170с.
  40. Досократпки. Мииск, Харвест, 1999 — 784 с. -
  41. Железная флейта: Сто коанов дзэн. М-, 1993. — 109с.
  42. Е. В. Культура востока в современном западном мире. -• М.: Наука, 1977. 168 с. -
  43. Звучание тишины. Сборник медитативных дзэнских’притч. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 250 с.
  44. Золотая книга мифов, легенд и. сказок Японии. М: Терра, Л996. -390с. • .:', •" /•¦'.
  45. В.П. Философские учения! древнего Востока- М1: Наука, 1999.-.270 с.. ! «
  46. А. Г. Запад-Восток, к феноменологии диалога:(поиск методологических оснований) / Ползуновский альманах, № 1, 1999. -:134.146 с.
  47. Историческое развитие философии в диалоге- философских культур, проблемы логики идей / Сб. ст. отв. ред. М. Я. Корнеев. -СПб.: Петербургкомстат, 1996. 84 с.
  48. История философской мысли Японии. М.: Прогресс, 1991. -412с.
  49. Каре лова Л. Б. Японская? философия Сайт Лотоса. Развитие человека^Апот-ги/м^ «••'.:'»: ' -
  50. Кацуки Сэкида. Практика дзэн. М.: Амрита-Русь, 2004. — 228с.
  51. Кин Дональд. Японцы открывают Европу. 1720−1830 гг. М.: Вост. лит-ра, 1992! — 206 с. Л .
  52. Кинг Уинстон. Дзэн и путь меча: — Опыт постижения психологии самурая. СПб.: Евразия, 1999. -319с.
  53. Классические тексты дзэн. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. —' 479с. ' ' '
  54. А.И. Учеиие Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. — 217 с. •
  55. Кодзаи Есисигэ. Современная философия. Заметки о «духе Ямато»: М.: Наука, 1974. — 208с.
  56. Кодзики: мифы древней Японии / Пер. со старояп. Е. М. Пинус. -Екатеринбург: У-Факторпя, 2005. 252 с.
  57. Козловский 10. Б. Концепция восточной культуры Нисида Китаро // Вестник истории мировой культуры, № 2, 1961. 34−44 с.
  58. Ю. Б. Основной вопрос философии в трактовке японского буржуазного философа Нисида Китаро // Философские науки, № 1, 1962.-131−143 с. ¦
  59. Козловский- Ю. Б. Философия экзистенциализма в современной Японии-М.: Наука. 1975. 183с.
  60. Ю. Б. Философия Нисиды Китаро и ее идеалистическая сущность: автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1963.-34 с.
  61. А. С. Философская компаративистика: восток-запад: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 390 с.
  62. Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII—XVI вв.. -М.: Искусство, 1980. 144 с.1
  63. М.Я. «Логика небытия» Нисида Китаро, дзен-буддизм Дайсэцу Судзуки и буддийская философия жизни Дайсацу Икеды// История современной зарубежной философии, компаративистский подход. СПб.: 1997. — С. 263−274.
  64. М.Я. Логика небытия Нисида Китаро, и западная философия// История современной зарубежной философии, компаративистский подход. — СПб.: 1997. С. 435−442.
  65. А. Н. Буддизм. М.: Наука, 1983.-177 с.
  66. А. Н. Критика мировоззренческих основ буддизма. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  67. М.Е. История искусства Китая. СПб.: Лань, TPHADA — 2004 — 960 с.
  68. А. Г. Не-мыслимое отсутствия и отсутствиеразмерная эстетика. Философская Самара © 2007. www. phil63.ru.
  69. Локальные и синкретические культы / сб. ст. под ред. С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1991. — 315 с.
  70. В.П. Некоторые аспекты раннего буддизма: автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1973, 20с.
  71. М. К. Как я пониманию философию / Сост. и ред. Ю. П. Сепокосова. М., 1992
  72. А. Н. Император Мэйдзи и его Япония: — М.: Наталис: Рйпол-Классик, 2006. 735 с., .
  73. А. Н-История древней Японии.- СПб-: Гйперион: — Триада, 2003. 509 с. — ,
  74. А. Н. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 1999.-399 с.
  75. А. II. Книга японских символов- книга японских обыкновений. -М.: Наталис: Рипол Классик, 2007. 556 с.
  76. А. . Японский император и русский царь: элементная база. М.: Наталис: Рипол Классик, 2004. — 252 с.
  77. В.Б., Четвертый всадник апокалипсиса: Эстетика смерти/вечности- в ритуальном искусстве- от палеолита до Возрождения. М.: РГГУ, 2002. — 132с.
  78. Мисима Юкио. Голоса духов героев. М.: Летний, сад- 2002. -252 с. ,
  79. Миура Иссю, Рут Фуллер Сасаки. Коаны дзэн: история коана и его применение в школе Риндзай. СПб.: Наука,.2004. — 479с.
  80. Миякава Хидэки. Мэйдзи исин то нихон- кэймосюгй (Реставрация Мэйдзи и-движение просветительства в Японии). Токио, 1971. — 247 с.
  81. Нагата Хироси: История философской мысли Японии. Общ. ред. и вступ. Статья Козловского- Ю-Б. М.: Прогресс, 1991. — 412с.
  82. А. А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика СПб: «Азбука-классика" — «Петербургское Востоковедение" — 2004. — 384- с.
  83. Норито. Сэммё. — Mi: Наука- 1995.— 295 с.
  84. Ohio. Мастер: Размышления о преображении интеллектуала в. просветленного.-Киев. София, 1999. 590с.
  85. Ошо. Риндзай: мастер- иррационального. М., Киев- София- 2004 -284с. ' • ' «У"' «' .'.' .104.: Померанц Е. С. Великие религии мира. Mi, 2006: — 254: с: ,
  86. Понд Дэвид. Запад в. поисках Востока. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004.-413с. ', .'
  87. . В. Идеологические учения современной Японии: Критический анализ. М.: Наука: Ин-т Дальнего Востока, 1988. -303 с.
  88. . В: Некоторые аспекты идеологических процессов в современной Японии (1976−1981). Аналитические очерки. М.: Ин-т Дальнего Востока, 1983. — 223 с.
  89. Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода: материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 25−26 апреля 1996 года. СПб., 1996. — 150 с.
  90. П. И. Высшая школа и научные учреждения Японии. -М.: Наука, 1984.-238 с.
  91. Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в ' Японии в XVII пер. пол. XIX в. — М.: Наука, 1972.,.- 290 с.
  92. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. — 451 с.
  93. Радуль-Затуловский Я. Б. Учение Конфуция в современной японской философии. Тезисы диссертации. Л.: тип. АН СССР, 1936. -13 с. 113.- Религиозно-философские учения Востока. — М.: Наука, 19 891 — 96с., :., ' '
  94. О. О. Труды по буддизму. -М.: Наука- 199E 2941с.
  95. Сакаия Таити. Что такое Япония? / Пер. В. С. Гривнина. М.: ИТАР-ТАСС: Фирма Партнер К, 1992−334 с.: V ' -г
  96. Г. Е. Закон неба- -М.: Искусство, 1996. 61 с.
  97. Г. Е. Колыбель японской цивилизации. М.: Искусство, 1994. — 270 с. ¦ ' ¦ ' «118.- Светлов, Г. Е- Лотос т политика: необуддийские движения» в общественной жизни: Японии-/F.E. Светлов, А. Н. Игнатович. — М.: Мысль, 1989. 283 с. '
  98. Е. Е. Путь богов: М.: Мысль, 19,85. — 240 с.
  99. Г. Е. Религия и религиозное обновленчество в Японии в XVII-XXвв.: автореф. дис.. док. ист. наук / МГУ им. М- В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки. М.: 1992. — 50 с.
  100. Ы.С. Философские традиции Востока. Минск, 2004. -301с,. , —. '. ¦'¦122.. Сиба Рётаро. Последний сёгун. — М.: Центрполиграф, 2005. -349 с. 123.. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии.- М., 1990.
  101. Е. Л., Луцкий А. Л. К проблеме восприятия западной философии в Японии (Экзистенциализм и японская духовная традиция).// Вопросы философии, № 10, 1985. 132−139 с.
  102. Современные прогрессивные философы Японии / Сб. ст. под ред. Митина М. Б. М.: Наука, 1964. — 192 с.
  103. Н.П., Философские взгляды Мики Киёси и общественная мысль в Японии в конце 20х нач. ЗОх годов. — М.: Наука, 1975. — 158с.
  104. Солодухо Н: М. Философия небытия. Казань: Изд-во Казан. Гос. Техн. Ун-та, 2002. — 146 с.
  105. Р.К. Эзотерический антропокосмизм: философский анализ. — Екатеринбург: УрГУ, 2004. — 349с.
  106. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Антология дзен-буддийских текстов / Под ред. С. В. Пахомова. СПб.: Наука, 2005. — 274 с.
  107. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Дзэн и японская культура. СПб.: Наука, 2003
  108. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Дзэн-буддизм в японской культуре. -СПб.: Триада: Гиперион, 2004. 268 с.
  109. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Очерки о дзэн-буддизме. СПб.: Наука, 2002. — 469с.
  110. Сэй Сенагон. Записки у изголовья / Пер. со старояп. В. Н. Марковой. -М.: Янико, 2001. 190 с.
  111. Сюнрю Судзуки. Сознание дзэн, сознание начинающего. М.: Лигатама, 2000. — 227с.
  112. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. СПб.: Евразия, 1998. — 186с.
  113. Тибетская книга мертвых. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2001. — 379с.
  114. Томпсон Мел. Восточная философия. М., 2002. — 378с.
  115. Тосака Дзюн. Японская идеология. М., Прогресс.- 1982- 251 с.
  116. Упанйшады / Пер. и ком. А. Я: Сыркина. Mi: Наука, 1967: -360 с.
  117. А. Г. Эволюция школы* Сингон и творчества Кукая: автореф. дис.. канд: ист. наук. М., 1988- - 18 с. 145.. Франк С. JI. Реальность и человек. Метафизика человеческого- бытия. М.: ACT, 2007: — 383 с.
  118. Хайдеггер и, восточная философия: поиск взаимодополнительности: культур / Сб. ст. отв. ред. М. Я. Корнеев, Е. А. Торчинов. СПб.: Издательство. Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — 324 с.
  119. Хамвриз Кристмас. Дзэн-буддизм. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 2002. -320 с.
  120. М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие. Ml, 1993 .
  121. Человек и духовная культура востока / Сб. ст. отв. ред. А. Е. Лукьянов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003. — 204 с.
  122. Шопенгауэр Артур. Избранные произведения / Сост., авт. Вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. — 544 с.
  123. Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988.-425 с.
  124. Янагида Кэндзюро. Эволюция моего мировоззрения. М.: Госполитиздат, 1957. — 164 с.
  125. Abe Masao. Nishida’s Philosophy of Place. International4 Philosophical Quarterly, Vol. 28, No 4, 1988. — Pp. 355−371.
  126. Abe Masao. Zen and Western thought. Honolulu: The University press of Hawaii, 1986. -XXIV, 308p.
  127. Axtell G. S. Comparative Dialectics: Nishida Kitaro’s Logic of Place and Western Dialectical Thought. Philosophy East and West, Vol. 41, No. 2, 1991.-Pp. 163−184.
  128. Benoit Hubert. The Supreme Doctrine. Psychological Studies in Zen Thought. London, 1955. -273p.
  129. Chan Buddhism in ritual context. / Ed. by Bernard Faure. London, New York: Routledge Curzon, 2003. — 320p.
  130. Covell Stephen Grover. Japanese temple Buddhism: worldliness in a religion of renunciation. Honolulu: The University press of Hawaii, 2005. — 256p.
  131. Dharmasiri Gunapala. Fundamentals of Buddhist ethics. Antioch: Golden leaves, 1989.-XV, 157p.
  132. Eliot Charles. Japanese Buddhism. London, 1964. — 412 p.
  133. Elwood Brian D. The Problem of the Self in the Later Nishida and in Sartre Philosophy. East and West, Vol. 44, No. 2, 1994. — pp. 303−316.
  134. Heising James W. Non I and Thou: Nishida, Buber, and the Moral Consequences of Self — actualization. — Philosophy East and West, Vol. 50, No. 2, 2000.-Pp. 179−207.
  135. Holtzman Donald. Japanese Religion and philosophy: a guide to Japanese reference and research materials. — Ann Arbor: The university of Michigan press, 1959.-X, 102p.
  136. Maraldo J. Translating Nishida. Philosophy East and West, Vol. 39, No. 4, 1989.-Pp. 465−496.
  137. Mitchell Donald W. Buddhism. Introducing the Buddhist Experience. -New York: Oxford University Press, 2002. 301 p.
  138. Monumenta nipponica monographs, #29. Piovesana Gino K. Recent Japanese philosophical thought 1862−1962. Tokyo, 1968. — 266−275 Pp.
  139. Nishida Kitaro. A study of Good. — Tokyo: Ministry of education, 1960.-217 p.
  140. Nishida Kitaro. An Inquiry in to the Good. New Haven, CN: Yale University press, 1990. — iii, 218 p.
  141. Nishida Kitaro. Art and morality. Honolulu: The University press of Hawaii, 1973.-213 p.
  142. Nishida Kitaro. Fundamental problems of Philosophy. Tokyo: Sophia University, 1970. — 256 p.
  143. Nishida Kitaro. Intuition and Reflection in Self-Consciousness. NY.: State University of New York Press, 1987. — 194 p.
  144. Nishida Kitaro. Last writings: Nothingness and the religious worldview: Honolulu: The University press of Hawaii, 1987. — 149 p.
  145. Nishida Kitaro Zenshu. Tokyo: Iwanami Shoten. 4th edition 1987−89, (Complete Works of Nishida Kitaro, in nineteen volumes).
  146. Nishitani Keiji. Nishida Kitaro’s Character (Nishida Kitaro Sensei no hitogara. www. vslovar/3 8051 .html, 1992.
  147. Putney David. Identity and the unity of experience: A critique of Nishida’s theory of self. Asian Philosophy, Vol. 1, No. 2, 1991. — Pp.141 161.
  148. Studia philologica Buddhica: occasional paper series. Buddhism and nature. / L. Sehminhausen. Tokyo, The International Institute of Buddhist studies, 1991.-P. 7−29.
  149. The Concept of Man. A Study in Comparative Philosophy. Ed. By S. Radhakrishnan and P.T. Radju. London, 1960.
  150. Ueda, Shizuteru. Nishida’s Thought. The Eastern Buddhist, Vol. 28/1, 1995.-Pp. 29−47.
  151. Wilkinson Robert. Nishida and Western Philosophy. Farnham: The Open University in Scotland, Ashgate, 2009. — 175 p.
  152. Yuasa Yasuo. The body: Toward an Eastern mind — body theory. — Albany: State university of New York press, 1987. — 256p.
  153. Mutai Risaku The Study of the Logic of Place1. Tokyo, 1996.
  154. Tanabe Hajime Historical Reality (Sl&ftj^II). Tokyo, 2001.
  155. Miki Kiyoshi (HTfcyff). The Essence of Miki Kiyoshi fX V -tZ> X). Tokyo, 2000.
Заполнить форму текущей работой