Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лурье справедливо подчеркивает, что культура играет огромную роль в жизни человека, она формирует способ восприятия мира, схемы действий человека, определенные рамки и границы человеческой деятельности. Для раскрытия этой мысли она использует понятия: «поле действия», «культурный сценарий», «обобщенный культурный сценарий», «культурные константы», «комплекс культурных констант» и др. «Будучи… Читать ещё >

Психологические аспекты культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В понимании культуры с психологической точки зрения важное место отводится поведению. Согласно А. Крёберу и К. Клакхону «культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов: она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в (материальных) средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой — как ее регуляторы»[1].

Американский антрополог Лесли Уайт обратил внимание на то, что поведение человека можно рассматривать с различных точек зрения: в соматическом контексте (во взаимодействии с организмом человека) и в экстрасоматическом (во взаимодействии с другими социальными явлениями или предметами). В первом случае поведение будет являться объектом изучения психологии, а во втором — антропологии. Исходя из такого подхода он сформулировал свое определение культуры: «Таким образом, культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте«[2]. Под символизацией он понимал способность человека придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и способность человека воспринимать это значение.

В трудах других антропологов проблема соотношения поведения и культуры разрешалась по-другому. Под культурой стали понимать не просто поведение индивида, а социально стандартизированное поведение, поведение, являющееся общим для всей социальной общности или группы. В содержание социально стандартизированного поведения были включены социально стандартизированные действия, мысли и чувства. Американский антрополог Дж. Хонигман подчеркивал, что специальное значение слова «культура» указывает на два класса феноменов: «1) на социально стандартизированное поведение (действия, мысли, чувства) какой-либо устойчивой группы и 2) на материальные продукты или средства деятельности этой группы»[3]. Для обозначения социально стандартизированного поведения используется понятие «культурная модель», под которым понимается относительно постоянная (устойчивая) форма деятельности, мышления или чувствования.

С отмеченными подходами согласуются современные психологические дефиниции культуры, в которых культура определяется как внутреннее переживание и манера переживания, как привычный способ мышления и поведения определенной общности, как образ жизни, которому следует община.

Интересную и показательную с нсихолого-антронологической точки зрения концепцию культуры предлагает российский психолог С. В. Лурье. Культура, по ее мнению, — это комплекс ментальных значений или «значимых систем». В этом кратком определении заложен глубокий смысл. Чтобы уяснить его, необходимо разобраться, что представляют собой ментальные значения или «значимые системы». Под ментальными значениями понимается придание человеком значения каким-либо предметам, которые тем самым находят отражение в его психике. Эти ментальные значения называются еще «значимыми системами», в отличие от соответствующих им предметов внешней реальности. Ментальные значения не существуют где-то во внешнем мире, они находятся в головах людей. «…Культура с точки зрения психологической антропологии, — пишет С. В. Лурье, — это система ментальных значений, которая охватывает все аспекты мироздания, как материальные, так и идеальные, так и психические, если они лежат внутри принятых культурой рамок, и которые представляют собой структуру, в которой все компоненты жестко взаимосвязаны и взаимозависимы»[4].

Лурье справедливо подчеркивает, что культура играет огромную роль в жизни человека, она формирует способ восприятия мира, схемы действий человека, определенные рамки и границы человеческой деятельности. Для раскрытия этой мысли она использует понятия: «поле действия», «культурный сценарий», «обобщенный культурный сценарий», «культурные константы», «комплекс культурных констант» и др. «Будучи „полем действия“, — отмечает Лурье, — культура предоставляет возможности действия и, кроме того, определяет условия для действия; она обозначает цели, которые могут быть достигнуты определенными средствами, устанавливает границы для правильного, возможного, а также отклоняющегося поведения». Комплекс культурных констант рассматривается как интериоризированный обобщенный культурный сценарий, как призма, сквозь которую человек смотрит на мир, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире[5].

  • [1] Цит. по: Велик Л. Л. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии.С. 27.
  • [2] Уайт JI. Л. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.С. 26.
  • [3] Хонигман Дж. Понятия // Личность, культура, этнос: современная психологическаяантропология / под ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. С. 52.
  • [4] Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. 2-е изд. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. С. 10.
  • [5] Там же. С. 10, 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой