Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной отечественной философии творческое развитие идеи усовершенствования человека предложил В. И. Красиков, обосновав мысль об «антропологической революции». К сожалению, эта плодотворная, на наш взгляд, идея не получила пока должного развития, а специальных исследований по проблеме социального анализа условий и последствий телесного преобразования человека в нашей отечественной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ИСТОРИЯ ИДЕИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Совершенствование человека
    • 1. 2. Образ сверхчеловека
    • 1. 3. Идея преображения и преобразования человека в отечественной философии
  • ГЛАВА. ИДЕИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНТРОПОМОРФОЗА
    • 2. 1. Генетическое усовершенствование человека
    • 2. 2. Новые технологии и пути выхода из антропологического кризиса
    • 2. 3. Постчеловеческое будущее

Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Идея усовершенствования человеческой природы, пройдя сквозь тысячелетия непростой истории рода homo sapiens, вновь вызывает пристальный интерес и острые дискуссии. В условиях технологической глобализации все более заметна деформация природы биосферного человека, серьезные изменения в его природных и социальных качествах, деградация важнейших систем его организма и психики, которая сопровождается интеграцией человека в техносферу, формированием «биотехносоциального» существа. Происходит изменение не каких-то отдельных атрибутов человека, а трансформация его биосоциальной природы и ее интеграция с техносферой под воздействием новых технологий, требующих от человека обновления качеств личности, актуализации и развития его антропологических качеств, применительно к новым условиям его труда и жизни.

Наше время — это время глубокой технологической революции и становления техногенной цивилизации. Глобальный экологический кризис зашел столь далеко, что природа порой не способна восстановить нарушенное равновесие. К третьему тысячелетию нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В современную философию стало входить понятие «антропологический кризис», означающее разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе. Мы становимся свидетелями таких его проявлений, как падение рождаемости и высокая смертность, рост сердечно-сосудистых, онкологических, психических заболеваний, а также наркомании, систематические психологические срывы и стрессы людей, социальные и этнополитические конфликты между различными слоями и группами общества, столкновение цивилизаций с непредсказуемыми последствиями и т. д.

Современная наука вплотную подошла к проблеме модификации человека как биологического вида. Это породило опасения, что с улучшением технических методов генной инженерии человеческий род, пытаясь улучшить себя, может в перспективе вообще перестать существовать, заменив себя новой, постчеловеческой формой. Учитывая негативизм человеческой природы и поспешность, которая свойственна человеку во всем, эти страхи нельзя считать совсем беспочвенными.

Это означает, что идея усовершенствования человеческой природы на современном технологическом этапе развития цивилизации приобретает особую актуальность. Эта идея должна стать очень серьезным полем философского анализа, который будет определять ценностные нормативы и императивы современных научных исследований. В этой связи необходимо выявить тенденции изменений в человеке во взаимосвязи с грандиозными социальными и техногенными трансформациями и на этой основе спрогнозировать возможные варианты антропоморфоза. В свою очередь, данные представления позволят своевременно воздействовать на процесс изменения человека, сделать его более осознанным и регулируемым.

Избранная для диссертации проблема актуальна в плане методологии науки и философии, так как идея преобразования человеческого существа сегодня превращается в методологическое средство научного поиска, его регулятивный и направляющий фактор. Все это требует самого пристального научного внимания к поставленным изначально философией проблемам, которые пока представляли исключительно популистское «поле брани», не приносящее никаких плодов, кроме идеологических клише и политических амбиций.

Актуальность темы

диссертационного исследования ярко проявляет себя не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Сегодня как никогда остро востребованы прикладные аспекты вмешательства в природу человека и социокультурные последствия расширения границ понимания человеческого. Результаты трансформации природы человека будут зависеть от того, в какой системе этики они будут осуществляться, учитывая мультидисциплинарность биоэтических парадигм. В этой связи тема диссертационного исследования актуальна не только своей аналитической, но и прогностической направленностью.

Степень разработанности проблемы.

Хотя задача социально-философского анализа идеи усовершенствования человека не ставилась специально в современном гуманитарном познании, тем не менее, нельзя не отметить тех шагов, которые уже были сделаны в постановке и осмыслении самой идеи. По большей части, как применительно к отечественной, так и зарубежной философии, имеют место, как правило, лишь о фрагменты исследований и постановка исследовательских задач. Однако и это немногое заслуживает серьезного внимания на фоне почти полного отсутствия специальной проработки концепций антропоморфоза.

Многие из социальных аспектов идеи усовершенствования человека имеют многовековую традицию, связанную с именами Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Боэция и др. В истории западноевропейской мысли узловые моменты проблемы совершенствования человеческой природы в системе основных проблем философии связаны с учениями Фомы Аквинского, Дж. Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, JI. Фейербаха, К. Маркса. Качественно новый этап в развитии этой проблемы — идея сверхчеловека — представлен в творчестве Ф. Ницше.

Серьезный вклад в развитие идей совершенствования человека и перспектив его улучшения принадлежит отечественным мыслителям: Н. Ф. Федорову, П. А. Флоренскому, B.C. Соловьеву, В. В. Розанову, К. Э. Циолковскому, В. И. Вернадскому, Н. А. Бердяеву, СЛ. Франку, А. Ф. Лосеву. Идея лучшего человека в лучшем обществе пронизывает всю русскую философию от Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого до настоящего времени. Здесь совершенство человека выступает и как основной методологический принцип, и как объект философской рефлексии, а форма и содержание человека совершенного совпадают в обосновании нравственности и человеческой духовности вообще.

Значимые открытия в области философской антропологии принадлежат М. К. Мамардашвили и A.M. Пятигорскому. Суть таких переживаний проницательно выразил М. К. Мамардашвили: «Человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отображении самого себя символом «образа и подобия Божьего» [59. С. 279]. Человек не назвал бы ничего Богом, если бы в нем уже не действовала сила, которую он вне себя назвал «Богом».

В современной отечественной философии творческое развитие идеи усовершенствования человека предложил В. И. Красиков, обосновав мысль об «антропологической революции». К сожалению, эта плодотворная, на наш взгляд, идея не получила пока должного развития, а специальных исследований по проблеме социального анализа условий и последствий телесного преобразования человека в нашей отечественной философской литературе пока не видно. В то же время эти идеи в той или иной степени затрагиваются в многочисленных работах, посвященных евгенике — «науке об улучшении человеческой породы». В российской философии плодотворно проработаны самые различные аспекты евгеники, освещенные в трудах Н. К. Кольцова, О. Е. Баксанского, И. А. Захарова, Н. П. Ноговицина, А. В. Олескина, В. М. Розина, Ю. В. Хена, J1.B. Фесенковой, Е. Н. Шульги и др.

Развитие новых технологий, особенно биотехнологий, привело в XX столетии к формированию идей «постчеловека» и формированию концепции «трансгуманизма» в лице таких мыслителей, как Дж. Бернал, О. Степлдон, Р. Эттингер, Ф. Эсфандиари, Н. Бостром, Д. Пирс, М. Эпштейн, М. Море и Т. Морроу. Взаимодополнение проблем биоэтики и философской антропологии, в значительной степени определяющее специфику современных дискуссий изменения человека в дискурсе новейших достижений биотехнологии, отражено в работах таких современных зарубежных и отечественных философов, как И. Барбур, Ю. Г. Волков, М. П. Голдинг, В. А. Кутырев, Е. М. Миллер, В. П. Рачков, В. М. Розин, B.C. Поликарпов, П. Д. Тищенко, Дж. Флетчер, Ф. Фукуяма, Д. Хей, Р. Чедвик и др.

Таким образом, безусловная актуальность философского анализа именно социальных аспектов идеи усовершенствования человеческой природы на фоне массива публикаций по проблеме изменения, «улучшения» человека еще раз подчеркивает необходимость специального исследования данной проблемы гуманитарного знания.

Объектом диссертационного исследования является исторически развивающаяся идея усовершенствования человека.

Предметом исследования выступает социальный аспект данной идеи и его философский анализ.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертации — философское исследование социальных аспектов идеи усовершенствования природы самого человека. Достижение этой цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

1. Изучить развитие философских представлений о «совершенном» человеке в мировоззренческих системах мировых культур;

2. Выявить особенности философской концепции «сверхчеловека» в социальном контексте развития идеи усовершенствования человеческой природы;

3. Проанализировать социальные аспекты идеи преобразования и преображения человеческого существа в отечественной философии;

4. Исследовать социально-философскую специфику идеи усовершенствования человека в современных евгенических и генетических концепциях в ситуации «антропологического кризиса»;

5. Определить идейные истоки и социальные перспективы новейших теоретических гипотез «постчеловечества» и «постгуманизма»;

6. Выявить мировоззренческий и методологический потенциал идеи усовершенствования человека в социально-этическом аспекте.

Теоретико-методологические основания исследования.

Когда объектом исследования является идея, в силу вступает философская методология, постоянно уточняющая предметную область и тем самым выявляющая философскую составляющую рассматриваемых подходов. Поскольку тема исследования в определенной степени имеет междисциплинарный, структурирующий и обобщающий характер, в решении поставленных задач мы опирались на общие законы и принципы теории диалектики: принцип единства исторического и логического, системности, единства теории и практики и т. д. Автор использует методы историко-философского анализа и сравнительно-аналитического изучения исследуемых проблем. Преимущество этих методов в том, что они включают в себя исторический подход к изучаемой проблеме и позволяет при этом осуществить сравнительный анализ полученных результатов. Этот метод предполагает также, что исследуется как временной аспект проблемы (диахронический срез), так и структурный аспект (синхронический срез). Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, системности.

Научная новизна диссертации.

В диссертации рассмотрена идея усовершенствования человека в широком спектре ее социально-философских аспектов:

1. Выявлено, что проблема совершенного человека и вообще совершенства является стимулирующим аспектом, развивающим представления о бытии в их предельно актуальном содержании.

2. Установлено, что многообразие историко-мировоззренческих концепций усовершенствования человека свидетельствует о перспективах выработки определенных стратегий совершенного человека, который был адекватен содержанию субъективных факторов и объективных условий жизнедеятельности человека.

3. Доказано, что идея усовершенствования человека — из разряда мобилизующих утопий, чья реализация может радикально изменить качественный облик человечества. Данное изменение может быть сопоставимо с антропогенезом: и по длительности и по последствиям.

4. Выявлено, что особенности идеи усовершенствования человека в современных евгенических и генетических концепциях определены постоянным вниманием исследователей к евгенической проблематике в условиях решения проблем человеческого развития и трудностями их решения на существующем уровне технического и социального порядка.

5. Показано, что новые технологии, задавая исходное саморазличение на собственно человеческое в человеке и несобственное, провоцируют формирование многообразия телесных и психических самоидентификаций, структурирующих социальную реальность отношений человека.

6. Доказано, что идея усовершенствования человека в контексте современных технологических разработок выполняет очень важную социальную функцию — она придает зримость и приучает общественное сознание воспринимать как должное возможные изменения в человеческом образе жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы связана с социально-философской проблемой человека как субъекта нравственного выбора и морального действия по преобразованию своей естественной природы. Анализируя абстрактные перспективы и реальные, технические возможности преодоления границ своего вида, человек одновременно расширяет эти границы, становится больше и меньше себя. Меньше, потому что он уже не является красой и целью творения, пиком эволюции, каким воображали себя люди эпохи Возрождения. Вновь занимает место концепция человека, как «меры всех вещей», в процессе перехода от планетарной к космической к эпохе, от мира органики к миру культуры, где возникают все менее зависимые от него самодействующие системы искусственного разума. С другой стороны, человек превосходит себя в некоторых аспектах в своих технико-технологических созданиях. Происходит одновременно истощение, исчерпание человека как отдельного вида и распространение социальности за биологический предел (принцип «автотрофности» В.И. Вернадского).

Кроме того, теоретическое значение исследования состоит в том, что в проблемное поле социальной философии вводится и всесторонне анализируется понятия «усовершенствования», «преображения», «преобразования», «трансформации» человека, в социальном контексте исследуются предпосылки, причины и прогнозируемые последствия технологических форм и вариантов «антропоморфоза», «антропологического кризиса». Таким образом, результаты диссертационного исследования в новом отношении развертывают методологию и содержание социальной философии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что проанализированные модели идеи усовершенствования человека могут быть использованы как исследовательский инструмент при анализе социальной и духовной сфер жизни общества в таких ее проявлениях, как новые религиозные движения, технологические утопии, прикладные этики, соответствующие области литературы, искусства, образования. Данное исследование призвано внести свой вклад в развитие и совершенствование различных форм учебной, методической и научно-исследовательской работы. Поэтому выводы, полученные в ходе философского анализа идеи усовершенствования человека посредством актуальной методологии, могут найти применение в преподавании курсов социальной философии, философской антропологии, философии техники, философии политики и права, эргономики, прикладной этики, а также специализированных учебных курсов.

Выводы этого параграфа:

1. Переход к усовершенствованному постчеловечеству может оцениваться как движение к более высокому уровню организации Природы. При этом важно иметь в виду, что речь идет о радикальной смене или даже отмене духовно-этических измерений и ценностей человеческого бытия.

2. Постгуманистические движения и их воздействия на традиционный предмет гуманитарных наук рождают новое поле исследований о трансформациях человека и человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума.

3. Переступая границы своего вида, человек превосходит себя в своих сверхчеловеческих созданиях. Происходит одновременно исчерпание человека как отдельного вида и распространение человеческого за его биологический предел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли / Т. И. Алексеева. — М., 1998. 217 с.
  2. Антология мировой философии. В четырех томах. — М., 1969. -Т.1.4.1. 542 с.
  3. , А.С. Глобальный кризис и личность: размышления философа / А. С. Арсеньев. // Мир психологии и психология в мире. -М., 1994.-№ ю.
  4. , М.М. Евгеника. Соблазн остается / М. М. Асланян. // Наука и жизнь. — 1997. -№ 12. С.112−115.
  5. , И. Этика в век технологии / И. Барбур. — М., 2001. 286 с.
  6. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. — М., 1993. 232 с.
  7. , Н.А. О русской философии / Н. А. Бердяев. — Свердловск, 1991.249 с.
  8. Библия. -М., 1968. 1217 с.
  9. Биотехника — новое направление компьютеризации. — М., 1990. 129 с.
  10. , А. Дневник / А. Блок. — М., 1989. 295 с.
  11. , И.М. Человечность человека: Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина. — М., 2005. 390 с.
  12. , Е.Е. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. Е. Быстрицкий. — Киев, 1991.320 с.
  13. , Ф. Сочинения в двух томах / Ф. Бэкон. — М., 1971. — Т.1. 293 с.
  14. Быховская, И.М. Homo somalikos: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. — М., 2000.208 с.
  15. , И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И. П. Вейнберг. — М., 1986. 278 с.
  16. , В.И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. -М., 1994. 671 с.
  17. , В.И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. — М., 1988. 357 с.
  18. , И.В. Проблема личного бессмертия / И. В. Вишев. -Новосибирск: Наука, 1990. 218 с.
  19. , Б.М. Космические воздействия и эволюция биосферы / Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский. — М., 1981. 349 с.
  20. , Ю.Г. Человек как космопланетарный феномен / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. — Ростов-на-Дону, 1993. 178 с.
  21. , И. Просветитель / И. Волоцкий. — М., 1993. 261 с.
  22. Вселенная и разум. Сборник. — М., 1988. 270 с.
  23. , О.Г. Человечество и космос / О. Г. Газенко, И. Д. Пестов, В. М. Макаров. — М., 1987.190 с.
  24. , Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. — М., 1996. 263 с.
  25. , П.П. Геном как голографический компьютер /П.П. Гаряев, А. А. Васильев, А.А. Березин//Гипотеза. -1991. — № 1.
  26. , Г. Речи Будды / Г. Гессе. // Восток-Запад. Сборник. — М., 1982. 340 с.
  27. , Ф.И. Русские космисты / Ф. И. Гиренок. — М., 1990. 289 с.
  28. , А.А. Диалектика телесного и духовного начала человека / А. А. Гориянов. // Философия и будущее цивилизации: тезисыдокладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. -М., 2005.-Т.4. 776 с.
  29. , Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э. С. Демиденко. — М., 2003. 138 с.
  30. , М.А. Миры внутри нас? / М. А. Дмитрук — М., 1990. 178 с.
  31. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. -М., 1973.-Т.2. 474 с.
  32. , Э. Машины созидания: Грядущая эра нанотехнологии / Э. Дрекслер. 1986. http://nrikeai.nm.rii/'mssian/eoc/eoc.htrn1
  33. , А.П. Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. — М., 1989. 260 с.
  34. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. — М., 2005. 352 с.
  35. , A.M. Информационные процессы мозга и психическая деятельность / А. М. Иваницкий, В. Б. Стрелец, И. А. Корсаков. — М., 1984. 234 с.
  36. , Г. М. Революция в астрономии, физике и космологии / Г. М. Идлис. — М., 1985. 293 с.
  37. , Д. Третий радужный мост / Д. Икэда, А. Логунов. — М., 1988. 330 с.
  38. Информационное общество. — М., 2004. 507 с.
  39. , В.П. Космопланетарный феномен человека / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. — Новосибирск, 1991. 287 с.
  40. , И. Собрание сочинений: В 6 т. / И. Кант. — М., 1965. — Т.4. 491 с.
  41. , М. Информационная эпоха (экономика, общество и культура) / М. Кастельс. — М., 2000. 608 с.
  42. , Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек / Н. Г. Козин. -Саратов, 1984. 123 с.
  43. , Б.И. Возникновение и развитие технических наук / Б. И. Козлов.-Л., 1988. 247 с.
  44. , В.И. Идея антропологической революции / В. И. Красиков. // Философская и правовая мысль. — Саратов, СПб., 2001. -Вып.1. С.130−143.
  45. , В.И. Синдром существования / В. И. Красиков. -Томск, 2002. 256 с.
  46. , И.В. Миграционная политика и антропотоки / И. В. Кудашова // Актуальные прикладные вопросы формирования духовности и государственности. — Екатеринбург, 2004. С.97−102.
  47. , П. Этот человеческий мир / П. Кууси. — М., 1988. 288 с.
  48. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. — Н. Новгород, 1994. 199 с.
  49. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. — М., 1983.465 с.
  50. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. — М., СПб., 2002. 688 с.
  51. , Л.В. Космические цивилизации: проблемы эволюции / Л. В. Лесков. — М., 1985. 216 с.
  52. , Л.В. Космическое будущее человечества / Л. В. Лесков. -М., 1996. 160 с.
  53. , А.Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. — М., 1990. 655 с.
  54. , А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. — М., 1994. 919 с.
  55. , А.Е. Становление философии на Востоке / А. Е. Лукьянов. — М., 1989. 432 с.
  56. , М.К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. — Иерусалим, 1982.276 с.
  57. , М.К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. 415 с.
  58. , Дж. Личность и сознание: перспективы нередуктивного материализма / Дж. Марголис. — М., 1986. 248 с.
  59. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1986. — Т. 3. 390 с.
  60. Материалисты Древней Греции. — М., 1955. 467 с.
  61. Махабхарата. — Ашхабад. 1981. — VII. Ч. 2. 234 с.
  62. , Ф.И. Социальная антропология / Ф. И. Минюшев. — М., 1997. 398 с.
  63. , Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле / Н. Н. Моисеев. // Вопросы философии. — 1990. — № 6.
  64. , А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов/А. Назаретян. // Общественные науки и современность. — 1993. № 3.
  65. , В.В. Спонтанность сознания / В. В. Налимов. — М., 1989. 187 с.
  66. , В.В. Вероятностная модель бессознательного как проявление семантической Вселенной / В. В. Налимов, Ж. А. Дрогалина. // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6.
  67. , А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности / А. П. Никонов. — М., 2004. 352 с.
  68. , Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. — М., 1994. 337 с.
  69. , Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. — М., 1990. — Т.1. 479 с.
  70. , Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — М., 1995. 287 с.
  71. Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. 407 с.
  72. , М. Глобальная эволюция Земли / М. Озима. — М., 1990. 280 с.
  73. , Э.А. Философские основания трактовки преемственности в культурной антропологии / Э. А. Орлова // Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. — М., 1989.
  74. Ортега-и-Гессет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гессет. // Вопросы философии. — 1984, — №№ 3,4.
  75. , Э. За пределами роста / Э. Пестель. — М., 1988. 273 с.
  76. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. — М., 1991. 186 с.
  77. , B.C. Наука и мистицизм в XX веке / B.C. Поликарпов. — М., 1990. 240 с.
  78. , B.C. Современная культура и генная инженерия / B.C. Поликарпов, Ю. Г. Волков, В. А. Поликарпова. — Ростов-на-Дону, 1991.530 с.
  79. , B.C. Феномен человека — вчера и завтра / B.C. Поликарпов, В. А. Поликарпова. — Ростов-на-Дону, 1996. 576 с.
  80. , К. Языки мозга / К. Прибрам. — М., 1975. 190 с.
  81. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М., 1986. 276 с.
  82. Проблема поиска жизни во Вселенной. — М., 1986.192 с.
  83. Проблема человека в западной философии. — М., 1988. 560 с.
  84. , Г. М. Послания Нила Сорского / Г. М. Прохоров. — М., 1971. 176 с.
  85. Психология телесности: мевду душой и телом. — М., 2005.731 с.
  86. , В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества / В. П. Рачков. — Свердловск, 1991. 322 с.
  87. , В.П. Человек в современном технизированном обществе: Проблемы безопасности развития / В. П. Рачков, Г. А. Новичкова, Е. Н. Федина. -М., 1998. 378 с.
  88. , Н.Ф. Экология / Н. Ф. Реймерс. — М., 1994. 365 с.
  89. , В.В. Религия и культура / В. В. Розанов. — М., 1990. 635 с.
  90. , В.В. Уединенное / В. В. Розанов. — М., 1990. 710с.
  91. , B.C. Сочинения в двух томах / B.C. Солвьев. — М., 1988.-Т. 2. 396 с.
  92. , М.Т. Восток-Запад: диалог философов / М. Т. Степанянц. // Вопросы философии. — 1989. — № 127.
  93. , М.Т. Человек в традиционном обществе Востока / М. Т. Степанянц. // Вопросы философии. — 1991. — № 3.
  94. , B.C. Демократия и судьбы цивилизации / B.C. Степин, В. И. Толстых. // Вопросы философии. — 1996. — № 10. С. 13—14.
  95. , B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен / B.C. Степин. // Вопросы философии. — 2006. — № 2. С. 16—27.
  96. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. -М&bdquo- 1987.553 с.
  97. , П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П. Д. Тищенко. — М., 2001. 177 с.
  98. , П.Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез / П. Д. Тищенко. // Мир психологии. — 2000. — № 1.
  99. , Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. — М., 2004. 557 с.
  100. , Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. — М., 2004. 669 с.
  101. , А. Мирозданья тугие узлы / А. Турсунов. // Вопросы философии. — 1988. — № 2.
  102. , А.Н. Избранные работы по философии / А. Н. Уайтхед. -М., 1990. 393 с.
  103. , Г. Живой мозг / Г. Уолтер. — М., 1966. 174 с.
  104. , Н.Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. — М., 1994. 415 с.
  105. , Jl. Избранные философские произведения. В двух томах / Л. Фейербах. — М., 1955. — Т.2. 798 с.
  106. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. Сборник.-М., 1986. 563 с.
  107. , П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. — М., 1990. 827 с.
  108. , П.А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. -М., 1990.446 с.
  109. , Ф. Генетика человека / Ф. Фогель, А. Мотульски. — М., 1989.238 с.
  110. , С.Л. Сочинения / С. Л. Франк. — М., 1990. 607 с.
  111. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990. 198 с.
  112. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М., 1990. 571 с.
  113. , Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. — М., 1984. 781 с.
  114. , Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. -М., 2004. 588 с.
  115. , Ф. Наше постчеловеческое будущее / Ф. Фукуяма. — М., 2004. 349 с.
  116. , К.Э. Гений среди людей / К. Э. Циолковский. — М., 1992. 122 с.
  117. , К.Э. Очерки о Вселенной / К. Э. Циолковский. — М., 1992.255 с.
  118. , К.Э. Органический мир Вселенной / К. Э. Циолковский. // Собр. соч. в 4-х томах. — М., 1964. — Т. 4. 416 с.
  119. , А.Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. -М., 1981. 317 с.
  120. Человек в контексте глобальных проблем. — М., 1989. 273 с.
  121. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. 455 с.
  122. , Н.М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов. -Красноярск, 2001. 432 с.
  123. , В.В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. — СПб., 1997.487 с.
  124. , Г. С. Человек и его судьба: опыт непредвзятого исследования / Г. С. Шевяков. — М., 2004. 272 с.
  125. , И.С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. — М., 1987.370 с.
  126. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. — М., 1993. 464 с.
  127. , Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен» / Ю. К. Шуцкий.-М., 1960. 305 с.
  128. , М. Космос и история / М. Элиаде. — М., 1987. 275 с.
  129. Эстетика Ренессанса: Антология. В двух томах. — М., 1981. — Т.1. 348 с.
  130. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. — М., 1991. 304 с.
  131. Chadwick, R. Genetic Improvement / R. Chadwick. // Ethics, Technology and Medicine. — Iverbury, 1988.
  132. Epstein, M. The Role of The Humanities in Global Culture: Questions and Hypotheses / M. Epstein. // Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge. — Ohio, 2001. — No.2.
  133. Extropy Institute, http://www, ex t ropy. or g
  134. Fletcher, J. Humanhood: Essay in Biomedical Ethics / J. Fletcher. -Buffalo (N.Y.), 1989.
  135. FM-2030. Are You a Transhuman? / FM-2030. — New York, 1989.
  136. Fukuyama, F. Our Posthuman ' Future. Consequences of the Biotechnology Revolution. / F. Fukuyama. — New York, 2002. 349 p.
  137. Golding, M.P. Ethical Issues in Biological Engineering / M.P. Golding. // Ethical Issues in Modern Medicine. — Pulo-Alto. (Cal.), 1989.
  138. Journal of Evolution and Technology. http://www.transhumamst.com.
  139. Hayles, К. How we Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / K. Hayles. — Chicago, London, 1999.
  140. Hey, D. Genetics: Moral Issues in the Creation of People / D. Hey. Berkeley, 1992.ilri.lovola.edu/ConvergingTechnologies/Report/NBIC pre pubHcation. pdf
  141. Miller, E.M. Eugenics: economics for the long run / E.M. Miller //Research in Biopolitics. 1997. — V. 5. P. 391−416.
  142. More, M. The Extropian Principles / M. More. 1998. — v. 3.0. http://vvwvv.maxmore.coin/extprn3.htm
  143. Pearce, D. The hedonistic imperative. An Internet-circulated manuscript. / D. Pearce. http://na.nozine.com/psv.htm1
  144. Richardson, S.N. Specifying, Balancing and Interpreting Bioethical Principles / S.N. Richardson // The Journal of Medicine and Philosophy.2000. — Vol. 25. — № 3. P. 285−307.
  145. Ridley, M. Genome. The autobiography of a species in 23 chapters. / M.
  146. Ridley. Fourth Estate, — London, 1999.
  147. Runkle, G. Ethics: An Examination of Contemporary Moral Problems /G. Runkle. -N.Y., 1992.
  148. Transhumanist Lexicon: htlp://www.transhumanisrn.com/lexicon/
  149. World Transhumanist Association, http://vvwvv.transhurnanisni.com
Заполнить форму текущей работой