Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фактологическое подтверждение модели пространственной единицы порядка в градостроительстве и управлении развитием территории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выше было обосновано предположение, что размеры естественных фрагментов биогеоценотического покрова планеты стремятся соответствовать размерам пространственных фрагментов сиетемно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Люди, как и другие биологические объекты, активно включаются в преобразование вещества биогеоценозов. Тем самым они формируют собой горизонтальные… Читать ещё >

Фактологическое подтверждение модели пространственной единицы порядка в градостроительстве и управлении развитием территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше было обосновано предположение, что размеры естественных фрагментов биогеоценотического покрова планеты стремятся соответствовать размерам пространственных фрагментов сиетемно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Люди, как и другие биологические объекты, активно включаются в преобразование вещества биогеоценозов. Тем самым они формируют собой горизонтальные функциональные ансамбли вертикального функционального ансамбля биогеоценоза, превращаясь в его эндемиков. На основании этих результатов были высказаны предположения, что социальные функциональные ансамбли, к которым можно причислить города и различные населенные пункты, будут стремиться расположиться в границах пространственных фрагментов строго определенного размера. Фактологическое подтверждение этого предположения имеет непосредственное отношение к решению проблем градостроительства и территориального планирования.

Фотографии различных участков территории демонстрируют их индивидуальные особенности (интенсивность такыризации). Такие особенности задаются различными факторами физической, химической и иной природы. Эти особенности проявляются в разноуровневой и разноразмерной структуре пространственных фрагментов территории, имеющих конкретные естественные размеры.

Применительно к структуре такыров, показанных на фотографиях, их моделирование системно-трансдисцинлинарной моделью пространственной единицы порядка будет иметь соответствующий вид (рис. 5.17).

А это значит, что условием, позволяющим градостроительному планировщику убедиться в том, что он учитывает индивидуальные особенности территории городского поселения и городской агломерации, будет являться всестороннее обоснование организации их территории посредством системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. С помощью этой модели появляется возможность обосновать соответствие расположения объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, рекреационных объектов и спальных зон, детских садов, школ и вузов зонам естественной функциональной принадлежности биогеоценоза, обосновать структурную насыщенность или разреженность таких зон и т. п.

Структуры такыров (фрагментов высохшей почвы) и их системнотрансдисциплинарные модели пространственной единицы порядка.

Рис. 5.17. Структуры такыров (фрагментов высохшей почвы) и их системнотрансдисциплинарные модели пространственной единицы порядка.

Это обстоятельство будет иметь принципиальное значение в вопросах анализа риска от реализации планов территориального планирования, выполненных по существующим стандартам. Так как эти стандарты не учитывают объективное влияние естественных факторов, то эти факторы в будущем могут значительно снизить ожидаемую эффективность от территориального планирования. Привязка модели к карте поселения, города, региона осуществляется посредством анализа очевидной информации его ряда искусственных и естественных параметров [131, с. 66—69].

Фактологическим подтверждением соответствия размеров территориальных фрагментов размерам пространственных фрагментов системнотрансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка является схема структурного размещения населенных пунктов КабардиноБалкарской Республики. Несмотря на то что населенные пункты и их размеры формировались в разное время, их месторасположение и существующие размеры соответствует особенностям естественной «такыризации» территории и матрице естественных размеров пространственных фрагментов (рис. 5.18).

Так, размеры сельских населенных пунктов или их функционально самостоятельные фрагменты, располагающиеся вдоль рек и дорог, не превышают 3 км. Размеры городов (районных центров) не превышают 6 км. Размеры столицы и центральных городов (Нальчик, Прохладный) не превышают 12 км. Важно отметить, что каждый населенный пункт располагается на территории собственного такыра (микробиогеоценоза). Результаты этого исследования позволяют иначе взглянуть на проблему территориального планирования — как в плане прогнозирования предельных размеров соответствующих населенных пунктов и их дальнейшего территориального развития, так и в плане обоснования нормативной численности их населения.

Схема структурного размещения населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики с учетом системнотрансдисцинлинарной модели пространственной единицы порядка.

Рис. 5.18. Схема структурного размещения населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики с учетом системнотрансдисцинлинарной модели пространственной единицы порядка.

Важно отметить, что территориальное планирование, как правило, касается территорий, которые уже имеют многолетнюю историю застройки. Поэтому используя особенности зон функциональной предрасположенности территориальных фрагментов структуры биогеоценоза, в который стремится вписаться существующий населенный пункт, появляется возможность разработать эффективные компенсационные градостроительные решения для него самого или его районов, существующих в условиях повышенных антропогенной и техногенной нагрузок.

5.2.8. Применение модели пространственной единицы порядка в образовании С позиции системно-трансдисциплинарного подхода аудиторию следует рассматривать как функциональное пространство, организация которого позволяет осуществить целенаправленный процесс обучения, или, образно выражаясь, совершить преобразование потенции, заложенной в теме занятия. Поэтому пространство учебной аудитории будет всегда условно или безусловно замкнуто, даже если занятия проводятся на открытом воздухе. Это условие является обязательным, потому что только в этом случае в пространстве появляется возможность организовать и осуществить механизм динамического проявления и преобразования полной информации [ 1321.

В любом функциональном пространстве важную роль играет упорядоченное расположение его зон ЕФП. Причем в абсолютном большинстве случаев изменение расположения этих элементов лишает пространство возможности выполнения своих функций.

Зоны преобразования информации в пространстве.

Рис. 5.19. Зоны преобразования информации в пространстве.

учебной аудитории

На схеме аудитории (рис. 5.19) такие зоны получили соответствующие названия: зона эталонной информации количественного и качественного вида (зона С-D), зона информации количественного вида (зона С-А), зона реальной полной информации количественного и качественного вида (зона A-В), зона информации качественного вида (зона D-В). В период с 1996 по 1998 г. результаты экспериментальной проверки системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка легли в основу методик по использованию «пространственного фактора» в повышении эффективности учебного процесса.

В соответствие со схемой расположения зон, последовательно проявляющих информацию определенного вида, в течение 40-минутного занятия (академический час) естественная активность слушателей будет перемещаться по аудитории в следующем порядке (рис. 5.20):

Первые 10 мин занятия в пространстве аудитории создаются условия для усиления естественной активности слушателей, находящихся в зоне (А). Затем активность перемещается в зону (В).

После первых 20 мин занятия естественная активность перемещается из реальной зоны аудитории (A-В) в эталонную зону (С-D). С 20 но 30 мин естественная активность проявляется у слушателей, находящихся в зоне ©. В последние 10 мин занятия условия для усиления естественной активности возникают у слушателей, расположенных в зоне (D). В данном случае перемещение естественной активности слушателей будет соответствовать порядку структурирования полной информации из ее четырех подвидов: количественно-количественного, количественно-качественного, качественно-количественного и качественно-качественного видов.

Схема преобразования информации в пространстве.

Рис. 5.20. Схема преобразования информации в пространстве учебной аудитории Используя правило смещения естественной активности, преподаватель получает возможность использовать зоны аудитории для эффективной организации своего взаимодействия со слушателями в течение всего занятия. Например, в первую часть занятия преподаватель должен больше обращаться к слушателям, находящимся в реальной зоне (A-В). Причем сначала к слушателям, сидящим в зоне (А), потом — в зоне (В). Во второй части занятия зонами активного общения со слушателями для преподавателя становятся зона © и зона (D). В этом случае появляется возможность определить тон, с которым преподаватель должен обращаться к слушателям. При активном общении со слушателями, находящимся в реальной зоне (А-В), тон преподавателя должен быть уверенным, не допускающим возражений, внушающим доверие к сказанному. При обращении к слушателям, расположенным в эталонной зоне (С-D) преподаватель должен избрать совещательную манеру подачи учебного материала и доверительный тон в общении со слушателями.

Для того чтобы убедиться, что необходимый материал воспринят всеми слушателями одинаково хорошо, необходимо в конце занятия сделать контрольный опрос нескольких слушателей из зоны (А), с которой началось преобразование информации, и зоны (D), в которой оно закончилось. Если занятие было организовано и проведено правильно, то уровень их ответов должен быть примерно одинаков. Разный уровень ответов говорит о том, что в какой-то из основных периодов занятия преподавателем была допущена ошибка. Определить, в чем именно заключается эта ошибка, позволит ретроспективный анализ занятия, проводимый с учетом вышесказанных рекомендаций.

Текущее состояние слушателя способно меняться под воздействием множества факторов. При входе в аудиторию в организме слушателя происходит сложная, неосознаваемая им работа по согласованию цели, которую он собирается достичь на этом занятии и общего состояния его организма. Результат этой работы сказывается на выборе одной из четырех зон аудитории, которая не только позволит ему получить ту информацию, на которую он рассчитывает, но сделать это с определенным комфортом.

С точки зрения преподавателя оптимальной можно считать схему, которая обеспечивает равномерное заполнение слушателями пространства аудитории. Однако в реальных условиях, как правило, слушатели заполняют аудиторию неравномерно. Это происходит по вышеназванной причине. Расшифровку заполнения аудитории слушателями можно проводить с точки зрения обратной связи с предыдущим занятием, а также и с точки зрения настроя или внутренней готовности слушателей к новой теме, которые имеют непосредственное отношение к зонам естественной функциональной принадлежности пространства аудитории.

Если большее число слушателей на начало занятия сосредоточилось в зоне С-А (рис. 5.21), то это для преподавателя должно означать следующее:

  • — учебный материал на предшествующем занятии был преподан с перекосом в сторону его обобщенного изложения;
  • — либо слушатели желают детального изложения и изучения новой темы.
Схема размещения слушателей в зоне А-С.

Рис. 5.21. Схема размещения слушателей в зоне А-С

Если большее число слушателей на начало занятия сосредоточилось в зоне D-В (рис. 5.22), то это должно означать для преподавателя следующее: — при изучении пройденного материала был допущен неоправданный перекос в сторону его излишнего детального изложения. Следовательно, преподаватель должен разнообразить подачу материала большим количеством общих примеров;

  • — либо пройденный материал был подан недостаточно убедительно;
  • — либо слушатели желают получить более общее представление по теме занятия.
Схема размещения слушателей в зоне D-B.

Рис. 522. Схема размещения слушателей в зоне D-B

Если большее число слушателей на начало занятия сосредоточилось в зоне Л-В, (рис. 5.23), то это должно означать для преподавателя следующее:

  • — пройденный материал был недостаточно понят слушателями;
  • — либо слушатели не имеют мнения по новой теме и желают точного, понятного, однозначного изложения материала поданного уверенным тоном преподавателя.
Схема размещения слушателей в зоне А-В.

Рис. 5.23. Схема размещения слушателей в зоне А-В

Если большее число слушателей на начало занятия сосредоточилось в зоне С-D (рис. 5.24), то это должно означать для преподавателя следующее:

  • — пройденный материал был подан лектором недостаточно убедительно;
  • — либо слушатели обладают альтернативными вариантами содержания темы занятия;
  • — либо слушатели уже имеют свое мнение о новой теме и желают, чтобы преподаватель подтвердил его. Поэтому преподаватель должен использовать доверительный тон и способ подачи материала, основанный на сравнении различных точек зрения на тему занятия. В этом случае целесообразно позволять слушателям комментировать материал, излагаемый преподавателем.
Схема размещения слушателей в зоне C-D.

Рис. 5.24. Схема размещения слушателей в зоне C-D

Если большее число слушателей на начало занятия сосредоточилось в центре аудитории (рис. 5.25), то это должно означать для преподавателя следующее:

  • — предыдущий материал был представлен слушателям слишком упрощенно;
  • — либо слушатели желают услышать более строгое научное изложение материала, изобилующего новыми понятиями и определениями.

Если на начало занятия оказался незаполненным центр аудитории (рис. 5.26), то это должно означать для преподавателя следующее:

  • — при изложении предыдущего материала было использовано слишком строгое научное изложение материала, изобилующее новыми трудными для понимания слушателей, терминами и определениями;
  • — либо слушатели настроены на восприятие материала, не насыщенного новыми терминами и определениями.

Фиксированное размещение слушателей в аудитории происходит в тех случаях, когда они вынуждены занимать места за заранее расставленными столами. Если при гаком размещении слушателей не учитывать особенности соответствия состояния слушателей и зон аудитории, то это может приводить к существенному снижению результатов обучения.

Например, фиксированное и продолжительное размещение слушателей в зоне А-С может привести к тому, что итоговые знания слушателей будут отличаться излишней детализацией. Однако они будут испытывать трудности, связанные с необходимостью делать обобщения, выводы и подводить итоги.

Схема размещения слушателей в центральной зоне.

Рис. 5.25. Схема размещения слушателей в центральной зоне

Схема размещения слушателей в периферийной зоне.

Рис. 5.26. Схема размещения слушателей в периферийной зоне

Фиксированное размещение большего числа столов и, соответственно, слушателей в зоне В-D будет способствовать прямо противоположному эффекту. В этом случае слушатели будут способны делать пространные обобщения. Это может создать иллюзию хорошего уровня знаний. Однако эти знания следует назвать поверхностными, потому что слушатели будут испытывать затруднения при необходимости их детализации.

Некоторые схемы фиксированного размещения слушателей способны быть эффективными только для достижения конкретных целей. К ним относятся, например, П-образная или О-образная схемы размещения столов в аудитории. Выше было сказано, что освобождение от слушателей центральной части аудитории будет создавать условия для общего, комплексного обсуждения различных проблем. Следовательно, такая схема приемлема для проведения семинарских занятий, общего обсуждения каких-либо вопросов. Но она совершенно не пригодна для конкретных занятий, проведение которых сопровождается введением множества новых понятий и определений.

Резюмируем сказанное.

Завершая знакомство с системно-трансдисциплинарной моделью пространства, можно утверждать, что государства, регионы и города как смешанные функциональные ансамбли при своем создании и развитии всегда стремятся воспроизвести и сохранить на своей территории структуру системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка, состоящую из зон ЕФП. Следовательно, управление развитием территории этих образований, искусственное преобразование их природной среды будет гармоничным при условии, что оно будет проводиться с учетом сохранения или эксплуатации функций зон ЕФП. Поэтому любые искусственные экосистемы, объекты различного назначения, например территориально-промышленные комплексы, АЭС и места захоронения радиоактивных отходов, перерабатывающие заводы и фабрики, спальные районы и места массовых развлечений, встраиваемые в конкретную территорию и становящиеся ее фрагментами, должны сочетаться своим назначением с функциями ее зон ЕФП.

Из этого утверждения следует важный вывод — совмещение функций объектов и соответствующих зон ЕФП на конкретной территории будет поддерживать функции объектов. Но их рассогласование будет способствовать угасанию или блокированию этих функций. Этот вывод лег в основу технологий управления состоянием природных, техногенных и социальных объектов, а также способов анализа риска их комплексного взаимовлияния. В данном случае речь идет о широком спектре системно-трансдисциплинарных технологий: технологий обеспечения устойчивого развития государств и государственных союзов; технологий несилового блокирования явлений экстремизма; технологий блокирования или профилактики экологических и техногенных катастроф; технологий блокирования или снижения интенсивности негативных природных явлений; технологий восстановления экологии региона и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой