Категория реального, или естественного, чуда: проблема философской интерпретации
Диссертация
В настоящее время усиливается интерес к изучению «естественного чуда». Анализ гносеологического и онтологического аспектов «естественного чуда», исследование его связи с категориями «духовности», «духовного», «трансцендентного», «идеального», «утопического», так или иначе, присутствует в диссертациях и монографиях С. Ф. Анисимова, М. М. Бахтина, Ф. А. Гайсина, Р. Л. Лившица, A.B. Лукьянова, К. Н… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. «Чудо»: проблема философского анализа
- 1. Критический анализ категории чуда
- 2. «Чудо» и проблема его категориальных оснований
- Глава 2. Категория реального, или естественного, чуда: 70 онтологический и гносеологический аспекты
- 1. Онтологический аспект «естественного чуда»
- 2. Гносеологический аспект «естественного чуда»
Список литературы
- Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 208 с.
- Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -287 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса приобретения в области математики. -М.: Сов. радио, 1970. 152 с.
- Андрусенко В. А, Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995. 172 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-255 с.
- Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. Логико-гносеологический анализ. М.: Наука, 1973. — 262 с.
- Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. — 205 с.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. — 687 с.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. — 613 с. Ю. Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.1.-М.: Мысль, 1976. С. 5−50. 1 ЬАхутин A.B. Понятие природы в античности и в Новое время. — М.: Наука, 1988.-208 с.
- Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). М.:
- Философское общество РФ, 1995. 108 с. П. Баранова О. М. Социально-философский анализ феноменов любви и пола.
- Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1999. — 21 с. 14. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. — СПб.: Изд-во РХТИ, 1997.-464 с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
- Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 51−62.
- Бергсон А. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М.: Московский Клуб, 1992. -336 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. -М.: Искусство, 1994. 542 с.
- Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993. -196 с.
- Бескова И.А. Природа трансперсонального опыта // Вопросы философии.- 1994.-№ 2.-С. 35−44.
- Бескова И.А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии. 1999. -№ у. — С. 158−173.
- Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Борщов A.C. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990.- 152 с.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Репринт, воспроизведение издания 1890 г. Т. 77. Ярославль: Терра, 1993. — 480 с.
- Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. 2-е испр. и доп. изд. Т. 1. М.: Мысль, 1977. -567 с.
- Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. 2-е испр. и доп. изд. Т. 2. М.: Мысль, 1978. -575 с.
- Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: БГУ, 1998.-148 с.
- Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: Восточный университет, 1999. -150 с.
- Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1981.- 168 с.
- Васильев Д.Ю. Идея эроса в русской религиозной философии. Авт-т дисс. канд. филос. наук. -Уфа, 1997. — 24 с.
- Васильев H.A. Воображаемая логика: Избр. труды. М.: Наука, 1989. -263 с.
- Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. — 200 с.
- Вахитов P.P. Философский анализ становления классической науки. -Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1996. — 30 с.
- Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. — 402 с.
- Вильданов У.С. Феномен мыслителя: гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. Авт-т дисс. док-ра филос. наук. -Уфа, 2000. — 40 с.
- Вильданова Г. Б. Мудрость и истина: гносеологический анализ. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 1999. — 20 с.
- Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.-496 с.
- Волков В.Н. Онтология личности // XXI век: будупдее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философскогоконгресса (7−11 июня 1999 г.) В 4 т. Т. 3. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.-С. 123−124.
- Вольтер. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма. В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 427 с.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.
- Вундт В. Миф и религия. 2 изд. СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1910. — 416 с.
- Габинский Г. А. Божественное откровение и человеческое познание. М.: Политиздат, 1989. — 125 с.
- Габинский Г. А. «Верую, потому что нелепо» (Логика против религии). -М.: Госполитиздат, 1963. 87 с.
- Габинский Г. А. В поисках чуда. М.: Политиздат, 1979. — 88 с.
- Габинский Г. А. Критика христианской апологетики. М.: Мысль, 1967. -175 с.
- Габинский Г. А. Наука, теология и чудо. Критика богословских концепций. Авт-т дисс. док-ра филос. наук. -М., 1975. — 45 с.
- Габинский Г., Лобачев В. Покушение на чудо // Наука и религия. 1987. -Ш 1.-С. 12−15.
- Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978.-280 с.
- Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. М.: Наука, 1989. — 161 с.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997.-495 с.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. -М.: Наука, 1980. 568 с.
- Гайсин Ф.А., Попов В. Д. Духовность сущность человека. — Уфа: Б.и., 1995.- 120 с.
- Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1981. — 248 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. — 532 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. — 573 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975.-452 с.
- Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. — 735 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Приложение: Академик Н. И. Конрад о трудах Я. Э. Голосовкера. М.: Наука, 1987. — 218 с.
- Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Соцэкгиз, 1963. -563 с.
- Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. — 256 с.
- Губин В. Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. 4.1. -М.: Политиздат, 1990. С. 231−253.
- Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. — 334 с.
- Гулыга A.B. Шеллинг. 2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1984. 317 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.
- Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т.1. -М.: Мысль, 1989. 656 с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. — 432 с.
- Дидро Д. Избранные атеистические произведения. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.-478 с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
- Жанбуршина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1996. — 22 с.
- Жизнь как творчество: (Социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1985. — 302 с.
- Жураковский А. Тайна любви и таинство брака // Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. — С. 320−336.
- Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии. -1999.-№ 3.-С. 97−111.81.3еньковский В.В. О чуде. Возможность и реальность чудес. Париж: ИМКА-ПРЕСС, Варшава: Добро, 1929. — 29 с.
- Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Росспэн, 1996.-302С.
- Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Тезисы докладов к IV Всесоюзному научно-практическому семинару. Уфа, 1990. — 247 с.
- История философии: Запад Россия — Восток (книга вторая: философия ХУ-Х1Х вв.). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996. -557 с.
- Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. — № 9. — С. 91−102.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М.: Прогресс — У1А, 1993. — 240 с.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Сочинения. В 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994.-С. 5−222.
- Карасев Л.В. В начале было чудо // Искусство кино. 1997. — № 10. — С. 110−117.
- Кармин A.C. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981. — 229 с.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
- Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания. Уфа: Изд-е Башкирок, ун-та, 2000. — 183 с.
- Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Том. унта, 1999. — 338 с.
- Коваленко В. А. Творчество как ценность в мире А.Платонова //Вопросы философии. 1999. — № 10. — С. 90−98.
- Коган Л.Н. Духовное воспроизводство. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986.- 167 с. 95. копнин П.В., Козин Н. Г. Бесконечность. Прогресс. Человек. (Статус человека в объективной реальности). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 200 с.
- Копнин П.В. Логика научного исследования. М.: Паука, 1965. — 360 с.
- Коновалов В. В мире чудесных откровений // Наука и религия. 1985. — № 7.-С. 40−41.
- Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. Т. 2. -М.: Изд. иностр. лит., 1961. 427 с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-493 с.
- Кравец A.C. Природа вероятности: (Философские аспекты). М.: Мысль, 1976.- 173 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994.-576 с.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980. — 309 с.
- Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998.-360 с.
- Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 184 с.
- Кудряшев А.Ф. Неорационализм и диалектика познания // Философские науки. 1981. -№ 5. — С. 110−118.
- Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. — 488 с.
- Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1980. — 471 с.
- Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. -1998.-№ 8.-С. 167−170.
- Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX веков: Учебное пособие для ун-тов. — М.: Высшая школа, 1989.-480 с.
- ПО. Кузьмина Т. А. Любовь как моральный принцип // Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990. — С. 254−267.
- Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа: БГУ, 1998. -316 с.
- Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. — 199 с.
- Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. -J4o7−8.-C. 72−81.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Лапшин И.И. Вселенское чувство. СПб. — М.: Издание т-ва М. О. Вольф, 1853−1883.-89 с.
- Латышева Л.А. Философия чуда. Донецк: Сталкер, 1998. — 336 с.
- Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. — 447 с.
- Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, изд-во «КСП+», 1999. — С. 13−254.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 603 с.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.
- Левинас Э. Время и другой- Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозная философская школа. — 1999. — 265 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1988. — 556 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
- Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 152 с.
- Лобанова М.Н. «Эстетика чудесного» и художественное творчество // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Уфа, 1990. — С. 34−39.
- Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1985. — 560 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. С. 21−186.
- Лосев А.Ф. Миф. Число. — Сущность. — М.: Мысль, 1994. — 919 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф.: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.
- Лосский И.О. Учение о перевоплощении- Интуитивизм. М.: Прогресс -VIA, 1992,-208 с,
- Лосский Н, 0, Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 400 с.
- Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. — 226 с.
- Лукьянов A.B. Основы истории и философии религий. В 3 т. Т. 1. Дохристианский период. Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995. — 126 с.
- Лукьянов A.B. Проблема духовного «я» в философии И.Г. Фихте. -Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1993. 190 с.
- Лукьянов A.B., Суркова H.A., Иванова С. Г. Философские вопросы естествознания. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1999. — 116 с.
- Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814). -Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997. 236 с.
- Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа, 1993. -108 с.
- Лукьянов A.B. Хрупкость бытия // XXI век: будуш, ее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.). В 4 т. Т. 1. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во Урап. ун-та, 1999. — С. 68−69.
- Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М.: Республика, 1992. — 432 с.
- Льюис К. С. Чудо. М.: Гнозис-Прогресс, 1991. — 203 с.
- Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1981. — 364 с.
- Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 127 с.
- Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983.-240 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 3−18.
- Марков В. А. Феномен случайности: Методологический анализ. Рига: Зинатне, 1988.-232 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955.-698 с.
- Мезенцев В. Чудеса там, где в них верят // Наука и религия. 1987. — № 1.-С. 36−39.
- Меньчиков Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение // Философские науки. 1998. — № 3−4. — С. 170−175.
- Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность // Философские науки. 2000. — № 3. — С. 116−127.
- Мережковский Д.С. Любовь у Л. Толстого и Достоевского // Русский Эрос, или Философия любви в России. -М.: Прогресс, 1991. С. 151−166.
- Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки: Монография. -М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
- Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 104 с.
- Микешина Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М.: Политиздат, 1976.-287 с.
- Мичелл Дж., Рикард Р. Феномен книги чудес. М.: Политиздат, 1988. -294 с.
- Монтень М. Опыты. В 3 кн. Книги первая и вторая. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.-927 с.
- Мудрагей Н.С. Проблема рационального и иррационального: античность, средневековье // Вопросы философии. 1982. — № 9. — С. 107 116.
- Мцхветадзе A.B. Вновь о проблеме человеческого «я» // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 132−137.
- Найдыш В.М. Тайна как феномен культуры // Человек. 1999. — № 2. -С. 85−100.
- Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви. 4.1. -М.: Политиздат, 1990. С. 110−148.
- Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990. — 190 с.
- Новейший философский словарь. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. -896 с.
- Носов H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. -№ 10.-С. 152−164.
- Ноттурно М. Обоснование, объективность, рациональность и третий мир // Философские науки. 1997. — № 3−4. — С. 58−63.
- Нуриев Д.А. Гносеологические и методологические основания категории «материя». Уфа: БГУ, 1995. — 182 с.
- Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». Уфа: БГУ, 1996. — 186 с.
- Нуриев Д.А. Логические отношения понятий: Учебное пособие. Уфа: БГУ, 1997.-64 с.
- Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (Системный анализ). -Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1995. 156 с.
- Нуриев Д.А. Философское основание понятия материи. Авт-т дисс. док-ра филос. наук. — Уфа, 1996. — 36 с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
- Паскаль Б. Мысли. СПб.: Северо-Запад, 1994. — 574 с.
- Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 224 с.
- Пивоваров Д.В. Иррациональное, сверхъестественное и предмет философского атеизма // Отношение человека к иррациональному: Сб. статей. Вып. 1. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 9−38.
- Пивоваров Д.В. Отношение человека к иррациональному. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 312 с.
- Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операциональный аспект. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та., 1986. — 129 с.
- Пигров К. С. Открытая сокрытость личности (К становлению социальной криптософии) // Первый Российский философский конгресс. В 7 т. Т. 4. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997. — С. 172 175.
- Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. М.: Мысль, 1981.-263 с.
- Поздяева СМ., Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. — 150 с.
- Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
- Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. -431 с.
- Пушкарева М.А. Понятие неявной деятельности и проблема его философской концептуализации. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. — 96 с.
- Пушкарева М.А. Философский анализ понятия неявной деятельности. -Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1999. — 25 с.
- Рассолова И.Ю. Духовная картина мира: социально-философский аспект. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 1997. — 24 с.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 736 с.
- Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринт, воспроизвед. изд-я Н.Глаголева. Ярославль: Терра, 1991. — 350 с.
- Розов А.И. Фантазия и творчество (К постановке вопроса) // Вопросы философии. 1966. — № 9. — С 112−116.
- Рудаков A.M. Чувственность как метафизическая истина бытия и познания. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000. — 22 с.
- Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. -448 с.
- Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994.-324 с.
- Садыкова А.Г. Любовь как естественное чудо // Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.-С. 113−115.
- Садыкова А.Г. Чудо человеческой субъективности // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.). В 4 т. Т. 3. Ч. 1. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. С. 123−124.
- Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000. — № 7.-С. 53−61.
- Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). -М.: Научный мир, 1999. 144 с.
- Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Б.И., 1998.-359 с.
- Селиванов А.И. Концепция множественности развивающихся миров (онтологический и логико-гносеологический аспект). Авт-т дисс. док-ра фил ос. наук. — Уфа, 1999. — 40 с.
- Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: БГУ, 1997.-160 с.
- Серёгин A.B. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса русского идеализма. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 1999. — 25 с.
- Славгородская Л.В. Гофман и романтическая концепция природы // Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. М.: Наука, 1982. — С. 185−217.
- Соскин В.А. Философские концепции отнесённости человека к Абсолюту: Методологический анализ. Авт-т дисс. канд. филос. наук. -Уфа, 2000. — 24 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1957.-727 с.
- Стрельцов Т.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.-495 с.
- Тиллих П. Систематическое богословие. Т. 1, 2. Ч. 1, 2, 3. СПб.: Алетейя, 1998.-493 с.
- Титов О.И. Объективная и субъективная вероятность. М.: Изд-во «Университетское», 1984. — 206 с.
- Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. -1993.-№ 4.-С. 89−105.
- Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1998. — № 7.-С. 50−58.
- Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1992.- 136 с.
- Фейербах Л. История философии. Собрание произведений. В 3 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1974.-480 с.
- Фейербах Л. История философии. Собрание произведений. В 3 т. Т. 3. -М.: Мысль, 1974.-486 с.
- Фейербах Л. Основы философии будущего. М.: Соцэкгиз, 1934. — 451 с.
- Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. — 414 с.
- Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1999. — 304 с.
- Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.
- Финогентов В.Н. Время. Бытие. Человек. Уфа: Изд-во Башкирск. унта, 1992.-227 с.
- Финогентов В.Н. ".И ропш-ет мыслящий тростник" (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уфимск. технол. ин-т сервиса, 2000. — 182 с.
- Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон +, 1997. — 400 с.
- Фихте И.Г. Опыт критики всякого откровения // Иоганн Готлиб Фихте. Сочинения: Работы 1792−1801 гг. М.: Ладомир, 1995. — С. 97−227.
- Фихте И.Г. Факты сознания // Сочинения. В 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 619−769.
- Фишер К. История новой философии. В 9 т. Т. 8. Гегель. М.-Л.: Соцэкгиз, 1933. — 611 с.
- Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990.-№ 10. — С. 78−98.
- Франк СЛ. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990. — С. 181 559.
- Хазиев B.C. Роса истины. Уфа: БГПИ, 1998. — 88 с.
- Хазиев З.А. Многообразие бесконечности универсума (философский анализ). Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 1999. — 20 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хоружий СС Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 53−68.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие для филос. факультетов и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981. — 374 с.
- Черткова Е.Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993. — № 3. — С. 71−81.
- Чудинов Э.М. Нить Ариадны (философские ориентиры науки). М: Политиздат, 1979. — 126 с.
- Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988. — 177 с.
- Шекспир У. Конец делу венец // Полное собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. -М.: Искусство, 1959. — С. 468−591.
- Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 490 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Система мировых эпох. Мюнхенские лекции 18 271 828 гг. в записи Эрнста Ласо. Томск: Водолей, 1999. — 320 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. — 608 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. -699 с.
- Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.-320 с.
- Шестов Л. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. — 668 с.
- Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. — 333 с.
- Шопенгауэр А. О духовидении и о том, что в связи с ним // Афоризмы и максимы. Т. 3. СПб.: Издание A.C. Суворина, 1895. — С. 1−121.
- Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 637 с.
- Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 1 и 2. М.: Республика, 1992. — 528 с.
- Штраус Д. Чудеса Христа. Научно-критическое исследование. 2-е изд. -СПб.: Волна, 19 0 7.- 103 с.
- Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа). // Вопросы философии. 1998. — № 11. — С. 20−29.
- Эйнштейн А. Моё кредо // Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967.-С. 175−176.
- Эйнштейн А. Письма к Морису Соловину // Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967. — С. 547−575.
- Эйнштейн А. Физика и реальность // Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4.-м.: Наука, 1967. С. 200−227.
- Энгельс Ф. Шеллинг и откровение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 41. М.: Политиздат, 1970. — С. 173−226.
- Эпштейн М. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. 1999. — № 6. — С. 59−72.
- Юм Д. Исследование о человеческом разуме. М.: Прогресс, 1995. -240 с.
- Эстетика Ренессанса. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1981. — 495 с.
- Ямпольский И.М. Пикколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1961.-379 с.
- Lauth R. Dostojewski und sein Jahrhundert. Mit einer Einleitung von Hans Rothe. Bouvier Verlag Herbert Grundmann. Bonn, 1986. — 155 s.
- Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung / M.Frank. Frankfurt a. M., 1993.-597 s.
- Schuffenhauer W. Feuerbach und der junge Marx. Berlin, 1972. — 262 s.
- Traub F. Zur Wunderfrage. // Studien zur systematischen Theologie. -Tubingen, 1918.-S. 150−175.
- Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssofiologie. Bd. 1. Tubingen, 1986.-252 s.
- Wendland J. Der Wunderglaube im Christentum. Gottingen, 1910. — 208 s.