Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алтайская P.P. Ценности как целевые ориентиры общества и личности//Ценностные ориентации в подготовке специалистов: Материалы всероссийской науч.-практич. конф. — Уфа: БГПИ, 1997. — 4.1. — С.53−54- Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. — Харьков: Вища школа, 1988; Воронина Л. И. Динамика ценностных ориентаций молодёжи: Автореф. дис. канд. филос. наук… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С МИРОМ
    • 1. 1. Формирование эстетической культуры современной студенческой молодёжи как социально-философская проблема
    • 1. 2. Антропологические основания понятий «духовность», «духовная культура», «духовные ценности» и «эстетическая культура»
  • ГЛАВА II. МЕСТО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Эстетическое познание в духовном совершенствовании: ретроспективный анализ и современность
    • 2. 2. Эстетическая культура студенчества: ценностные аспекты и ориентации

Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Бездуховность — глобальная проблема XXI века. Негативные явления, прочно укоренившиеся в современном мире, катастрофически разрушают как духовно-нравственную, так и культурно-телесную сферу бытия человека. В мире нарастает напряжённость, внутренний дискомфорт, результатом которого становится утрата способности откликаться на боль и несчастия других людей, заметно утрачиваются чувствительность к природному миру, а также способность откликаться на многообразную красоту Вселенной.

Обладая большим нравственным потенциалом, российское общество находится в условиях не только социально-экономического, политического, демографического, но и духовного кризиса, связанного с разрушением ценностей, идеалов. В этих условиях одним из путей, способствующих качественному преобразованию российского общества, становится его духовное возрождение. Это предполагает, во-первых, коренной поворот в понимании эстетической культуры, рассмотрение ее как важнейшей части гуманитарной культуры общества, во-вторых, динамичное изменение ценностных ориентацийв-третьих, поиск духовных ориентиров в истории России. Эти направления должны стать главными в политике современного Российского государства. В период социально-экономической трансформации российского общества идёт динамичное смещение духовных ориентаций, выработка новых ценностей и идеалов. Человек в современном техногенно-информационном мире поставлен в такие условия, которые вынуждают его полагаться только на собственные нравственные позиции и инстанции в ситуации выбора. Одним из факторов, как единственно возможном радикальном пути качественного преобразования нашего общества, является принципиальное модифицирование духовной ситуации в модернизирующейся стране с ориентацией на духовно-эстетические основы жизни социума. В условиях всё нарастающего аксиологического духовного кризиса возникает актуальная необходимость коренного изменения понимания эстетической компетентности (в особенности профессиональной) каждой личности, формирования способности человека рассматривать эстетическую компоненту культуры как важнейшую часть гуманитарной культуры общества и личности в рамках системы духовных ценностей.

Что же касается студенческой среды, то здесь налицо усиление общекультурного ценностно-духовного вакуума — мировоззренческого, интеллектуального, нравственного и эстетического. В связи с этим третье тысячелетие должно выдвинуть на передний план общечеловеческие ценности. Духовный вакуум заполнила стихия — спонтанное влияние среды, новых ценностей и идеалов социокультурного бытия, а также хлынувший на молодёжь мощный поток неконтролируемой информации, в частности средств массовой информации (СМИ) и Интернет. Эстетические стороны развития современного молодого поколения, наиболее чувствительной части нашего общества, испытывают глубокий регресс. В связи с этим эстетическая компонента культура как специфический ценностно-духовный феномен требует философского осмысления как в социальном, так и в личностно-индивидуальном плане, поскольку заключает в себе ценностно-духовное ядро, формирует эмоционально-чувственную культуру личности и социально-значимое отношение человека к человеку, ко всему миру, развивает интеллектуальную и духовную ориентации, выступает проявлением творческих потенций личности и общества, обусловливает развитие всей культуры в целом.

Эстетическая компонента культуры как специфический духовный феномен требует философского осмысления как в социальном, так и в личностно-индивидуальном плане, поскольку заключает в себе духовно-ценностное ядро, формирует эмоционально-чувственную культуру личности и социально-значимое отношение человека к человеку, ко всему миру, выступает проявлением творческих потенций личности и общества, обусловливает развитие всей культуры в целом. Эстетическое отношение человека к миру, выступающее составным элементом его эстетической культуры, повышает степень его жизнеус-тойчивости, уменьшает неизбежные страдания, и тем самым способствует достижению социальной стабильности. В современном мире, ориентированном на ценности прагматизма и утилитаризма, обращение к феномену эстетической компоненты культуры является более чем актуальным. Эстетическая культура — непременный способ человеческого существования, основанный на устремлённости и потребности личностного самосовершенствования, преобразования окружающего мира в соответствии с абсолютными идеалами Истины, Добра и Красоты, на ориентированности к высшим духовным ценностям. Поэтому весьма важные в социально-философском и теоретико-методологическом отношении вопросы формирования, развития и становления эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей, в особенности современного российского студенчества, получают в наше время глубоко жизненный, практический интерес, становясь эпохальными аспектами самого бытия современного социума.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема выявления направлений, осмысления и анализа эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи до настоящего времени не подвергалась глубокому разностороннему и специальному рассмотрению в области социальной философии. Однако тема поиска гармонии человека с собой и миром привлекала внимание многих мыслителей. Почётное место занимала она в древней философии. Эстетическая культура как предмет философии культуры рассматривалась ещё в Античности (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и другие), в средние века (Августин Блаженный, Сенека, Марк Аврелий, Фома Аквинский), а позднее — гуманистами эпохи Возрождения (JI. да Винчи, Данте, JI. Валла, М. Монтень и другие). В дальнейшем данный предмет обретает достаточно чёткие очертания у Ж.-Ж.Руссо, Ф. Вольтера и особенно И.-Г.Гердера, под влиянием которого он принимает контуры учения о положении и действии телесно-душевно-духовной целостности человека в мире природы и одновременно в исторически-духовном мире. В немецкой классической философии (И.Кант, И. Г. Фихте, Ф.В. Й. Шеллинг,.

Л.Фейербах, Г. В.Ф.Гегель) большое внимание уделялось проблемам эстетики, роли искусства, выяснению категориального аппарата.

В отечественной философии различные аспекты проблемы эстетических ценностей и их соотношения с духовной культурой личности разрабатывались в работах русских религиозных философов конца XIX — начала XX вв. (В.С.Соловьёв, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. Шестов, К. Н. Леонтьев, П. А. Флоренский и другие) — проблемы духовных, в том числе эстетических ценностей рассматривались в фундаментальных трудах отечественных философов XX века (С.Ф.Анисимов, Л. М. Архангельский, В. С. Библер, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. А. Лекторский, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян и другие). Проблему ценностей специально исследовали неокатианцы (Виндельбант, В. Риккерт и другие). Значительный вклад в основание теории ценностей внесли зарубежные учёные: T. Parsons, Y.W.Allport, C. Kluchohn, M.Rokeach. Во второй половине XX века проблеме ценностей и ценностных ориентаций посвящён достаточно обширный пласт отечественных источников. Это труды Р. Р. Алтайской,.

B.С.Бакирова, Л. И. Борониной, А. Н. Булкина, Х. С. Вильданова, О. Е. Зубова,.

C.Н.Иконниковой, А. В. Кирьяковой, К. Н. Лапина, В. Т. Лисовского, Н. Д. Никандрова, В. Б. Ольшанского, И. М. Орешникова, З. Н. Присягиной, Л. П. Разбегаевой, Р. Л. Розенберга, Р. М. Тухватуллина, Ф. С. Файзуллина, В. Г. Федотовой, И. Н. Ханова, А.Г.Харчева1 и других.

1 Алтайская P.P. Ценности как целевые ориентиры общества и личности//Ценностные ориентации в подготовке специалистов: Материалы всероссийской науч.-практич. конф. — Уфа: БГПИ, 1997. — 4.1. — С.53−54- Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. — Харьков: Вища школа, 1988; Воронина Л. И. Динамика ценностных ориентаций молодёжи: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1994; Булкин А. Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодёжи: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ставрополь, 1997; Вильданов Х. С., Файзуллин Ф. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ: Изд. Башк. ун-та. — Уфа, 2002; Зубов О. Е. Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи: (Социал.-филос. анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Саранск, 1998; Иконникова С. Н., Лисовский B.T. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в период реформ //Молодёжь в условиях социально-экономических реформ: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. -СПб., 1995. — Вып.1. — С.5−13- Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. -Оренбург: ОГПУ, 1996; Лапин К. Н. Динамика ценностей населения реформируемой России //Вестн. Рос. гума-нит. науч. фонда. — 1996. -№ 2. — С.141−150- Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания //Школа духовности. — 1997. — № 3. — С.23−29- Ольшанский В. Б. Личность и её социальные ценности //Социология в СССР: В 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1965; Орешников И. М. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность? //Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий: 10 лет Фихтевскому обществу. Сб. ст. — Уфа, 2001. — С.160−166- Орешников И. М. Феномен гуманитарной культуры: Сущность, диалектика бытия, назначе.

Социально-исторические реалии современного мира во многом изменили кругозор видения различных ценностных аспектов: духовных, эстетических, этических и социальных в бытии российского общества. В трудах Д. М. Азаматова, Е. В. Ардашовой, Г. С. Батищева, А. М. Багаутдинова, Л. М. Баткина, Д. Ж. Валеева, Н. В. Гавриленко, Б. С. Галимова, Б. С. Гершунского, С. Л. Григорьева, Г. Е. Зборовского, Э. В. Ильенкова, А. Я. Канапацкого, Н. И. Киященко, И. А. Коникова, О. В. Кормилициной, В. А. Кутырева, А. Б. Курлова, А. Ф. Кудряшёва, А. В. Лукьянова, С. М. Поздяевой, З. Я. Рахматуллиной, Л. Н. Столович, Л. Н. Тарасовой, Ф. С. Файзуллина, л.

З.В.Фоминой, В. Д. Шадрикова, Ч. А. Шакеевой, Л. А. Ширяева анализируются бытия, назначение: Дис.. д-ра филос. наук. — Уфа, 1995; Присягина З. Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодёжи: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Саранск, 1995; Разбе-гаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001; Ро-зенберг Р. Л. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе: (К пробл. социал. согласия): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1995; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. — Уфа: Башк. гос. ун-т, 1997; Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1992; Ханов И. Н. Аксиологическая детерминация человеческой деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Уфа, 2002; Харчев А. Г. Искусство как ценность//Проблема ценности в философии /Под ред. А. Г. Харчева (гл. ред.), Т. Н. Горнштейн, М. А. Киселя и В. П. Тугаринова. — М.-Л.: Наука, 1966. — С.81 -97.

2 Азаматов Д. М., Мазов Н. Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы: Монография. — Уфа: РИО БашГУ, 2004; Ардашова Е. В. Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема: Автореф. дис.. канд. филос. наук /Башк. гос. ун-т. — Уфа, 1993; Батищев Г. С. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (по материалам «Круглого стола»), — M.: Знание, 1990; Багаутди-нов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. — Уфа: РИО БашГУ, 1998; Баткин Л. М. Возобновление истории: Размышления о политике и культуре. — M.: Моск. рабочий, 1991; Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. — 1996. -№ 2. -С.3−9- Валеев Д. Ж. Этика: Учеб. пособие для вузов. — Уфа: Башк. ун-т, 2000; Гавриленко Н. В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Красноярск, 2000; Галимов Б. С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. — Уфа: Башк. гос. ун-т., 2001; Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998; Григорьев С. Л. Философский анализ процесса обучения как способа освоения культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1995; Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000; Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991; Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. — Уфа: РИО БашГУ, 2003; Киященко Н. И. О новой парадигме эстетического воспитания// Первый Российский философский конгресс. В 7-ми т. — СПб., 1997. — T.6. — С.64−67- Коников И. А. О дефиците культуры (вместо предисловия) // Эстетическая культура. — М.: ИФРАН, 1996. — С.3−18- Кормилицина О. В. Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. -М., 2003; Кудряшёв А. Ф. Единство наук: основания и перспективы. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988; Курлов А. Б. Социальные функции вуза и проблемы их развития в современных условиях //Образование и наука. — Екатеринбург, 2001. -№ 1(7). — С.114−125- Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. — М.: Прогресс-Традиция, 2001; Лукьянов А. В., Файзуллин А. Ф. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция, придающая смысл духовной деятельности //Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. — 2004. — № 2. — С.21−25. Поздяева С. М. Модернизация России: Социально-философский анализ: Дис.. д-ра филос. наук. — Уфа, 1999; Рахматуллина З. Я. Этикет как ценность культуры. — Уфа: Гилем, 2004; Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994; Тарасова Л. Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Саранск, 1997; Файзуллин А. Ф. Эстетическая культура современного студенчества (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. -Уфа, 2000; Фомина З. В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты: Авкультурологический и социологический пласты эстетической и нравственной культуры, рассматриваются многие смысложизненные проблемы культуры — проблемы цели и смысла жизни человека, вечное и преходящее в культуре, ан-тропо-социо-культурогенеза, пути движения от традиционной культуры к культуре креативной, реальное пространство выражения эстетической культуры личности, которое касается трудовой сферы и творческой деятельности.

В диссертации анализировались специальные работы, в которых понятие «эстетической культуры» предстаёт более выпукло. Это труды Ю. Б. Борева, П. Валери, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачёва, В. Н. Липског о, Б. М. Неменского, Ф. Ф. Пошнагиди, Л. Н. Столович .

Однако, следует признать недостаточно изученными вопросы, прямо относящиеся к сущности, структуре и функциям эстетической культуры общества и личности, требующие своего ответа и, соответственно, необходимого социально-философского осмысления. В частности, недостаточно исследованы социально-философские аспекты эстетической компоненты культуры в трансформирующемся российском обществеостаётся не до конца прояснённым сам термин «эстетическая культура» и влияющие на нее социальные и духовные доминантыпроблема эстетической культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи также не подвергалась глубокому разностороннему и специальному рассмотрению. Это связано с тем, что тореф. дис. д-ра филос. наук. — Саратов, 1997; Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодёжи в новых общественно-экономических условиях. — М., Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1998; Ширяев Л. А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект. — Уфа: УГА-ТУ, 1997.

3 Борев Ю. Б. Эстетика. — М.: Политическая литература, 1988. -496с.- Валери П. Об искусстве, — М.: Искусство, 1976. — 621с.- Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544с.- Кия-щенко Н. И. Художественное и эстетическое образование — фундаментальные основания культуры. //Искусство и образование. — 2−1. — № 3. — С.4−10- Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. — М., 1979; Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. М., 1981; Эстетическая деятельность /Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. М., 1986; Пути и средства эстетического воспитания /Отв. ред. Киященко Н. И., Коников И. А. М. 1989; Современный мир и эстетическое развитие человека /Отв. ред. Киященко Н. И., Шапинская Е. М., 1993; Эстетическое сознание личности /Рук. авт. кол. Киященко Н. И., отв. ред. Коников И. А. — М., 1994; Эстетическая культура /Рук. авт. кол. Киященко Н.И./Отв. ред. Коников И. А. — М., 1996; Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.- Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. — 280с.- Липский В. Н. Эстетическая культура как философская категория: Дис.. д-ра филос. наук в форме науч. докл. — М., 1997 — 71с.- Неменский Б. М. Мудрость красоты. Изд. 2-ое, перераб. и доп. — М., 1987; Пошнагиди Ф. Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи: Дис.. канд. филос. наук: Ставрополь, 2001 — 142с.- Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994. современная эстетическая культура находится на стадии становления, а её основные проблемы пока не обрели устойчивого и общепринятого решения.

Таким образом, уровень разработанности избранной темы не соответствует степени её актуальности и значимости в наше сложное кризисное время как в социально-философском, так и в общенаучном отношениях, что и явилось определяющим вектором проблемного поля исследования.

Объектом исследования выступает феномен эстетической культуры. Предмет исследования — место эстетической культуры в системе рефлексии духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи.

Цель исследования — особенности формирования эстетической культуры современной российской студенческой молодёжи.

В соответствии с целью в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

• обосновать формирование эстетической культуры современной российской студенческой молодёжи как значимую социально-философскую проблему;

• выявить антропологические основания понятий «духовность», «духовная культура», «духовные ценности» и «эстетическая культура»;

• доказать необходимость эстетического познания в духовном совершенствовании студенчества;

• раскрыть, что эстетическая культура есть ценностная компонента духовного развития и самосовершенствования внутреннего мира человека, в частности студенческой молодёжи;

• определить основные тенденции, пути и средства формирования и развития эстетической культуры студенчества.

Методологическая основа исследования. Диссертант прежде всего исходит из диалектического и философско-антропологического понимания развития общественных отношений, а значит и эстетического феномена, получившего своё выражение в трудах учёных. Основополагающими и определяющими в исследовании эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей являются социокультурный подход и системный анализ поставленной проблемы, также использованы элементы диалектического метода, в частности принципов историзма и единства логического и исторического. В данном исследовании диссертант опирается на понимание эстетической культуры личности как непременного способа человеческого существования, основанного на устремлённости к высшим духовным человеческим ценностям, на потребности личностного совершенствования, творческого созидания как своей жизни, так и преобразования окружающего мира в соответствии с идеалами Истины, Добра (Блага), Любви, которые не могут существовать без Красоты.

Методы исследования. В соответствии с методологическим принципом взаимосвязи исторического и логического способов познания социальных явлений были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: теоретические методы — теоретический анализ философской, социологической и общенаучной литературы по избранной теме, а также СМИ и ресурса Интернеткомпоративный (сравнительно-сопоставительный анализ), методы научного обобщенияэмпирические методы: диагностические — наблюдение, интервьюирование, беседы, анкетирование, тестированиеспецифические (экскурсии в театры, музеи, изучение и посещение культурно-исторических памятников Республики Башкортостан и т. д.).

Научная новизна диссертации состоит в социально-философском исследовании эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи и заключается в следующих положениях:

• обосновано, что в условиях динамично трансформирующегося российского общества эстетическая культура обретает свойство специфического духовного ресурса, способного повысить жизнеустойчивость социального субъекта и поднять его сопротивляемость бездуховности;

• выявлено, что мера способности отдельной личности к эстетическому самосознанию раскрывается в её эстетической культуре, которая в значиг тельной степени определяет и характеризует индивидуальные особенности её развития;

• раскрыта специфика эстетической культуры современного российского студенчества, которая обнаруживается в его низком духовно-эстетическом потенциале (низкий уровень эстетических потребностей, эстетического вкуса, отношения к эстетическим ценностям и.т.д.);

• доказано, что узкопрофессиональное обучение, недооценивающее духовно-эстетическую сторону содержания образования молодёжи, влечёт за собой кризис профессиональной идентичности;

• обосновано положение о том, что эстетическая культура является важнейшей частью гуманитарной культуры личности, в значительной мере определяет её духовность, интеллигентность, культурность и воспитанность;

• доказано, что эстетизация учебного процесса является существенным фактором гуманизации и гуманитаризации образования студенческой молодёжи.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что концептуальные идеи и выводы диссертации в определённой мере расширяют представление об эстетической компоненте культуры современной российской студенческой молодёжи и могут быть использованы в дальнейших социально-философских исследованиях этого вида культуры, а также в том, что эстетическая компонента культуры должна стать неотъемлемой составной частью в системе духовных ценностей молодёжи и, соответственно, должна непрерывно пополняться фундаментальным объёмом теоретических и практических эстетических знаний.

Практическое значение диссертации состоит в том, что идеи, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в работе с молодёжью и при разработке специальных программ по формированию у неё эстетической культурыматериалы диссертационной работы могут быть применимы в процессе преподавания курсов эстетики, социальной философии, мировой культуры и искусства, а также спецкурсов, посвященных молодёжной проблематике, проблемам «человек — общество — культура — образование" — в возможности использования результатов работы для дальнейших социально-философских, общенаучных исследований эстетической компоненты культуры молодёжина основе изучения и обобщения аналитико-теоретических научных материалов, результатов проведённых эмпирических исследований диссертантом разработаны научно-методические рекомендации по курсу «Эстетика».

Апробация диссертации. Основные положения и выводы получили апробацию на конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных), в том числе международных: первом международном научном конгрессе «Спорт и здоровье» (Санкт-Петербург, 2003) — «Управление физкуль-турно-спортивным движением: состояние, проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2002), «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2002), научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2002), всероссийских: научно-практическая конференция «Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме» (Чайковский, 2002), научно-методическая конференция «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии» (Чайковский, 2004), научно-практическая конференция «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004), научно-практическая конференция «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 2004) — региональные: научно-практическая конференция «В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003), научно-методическая конференция «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2003) — межрегиональная научно-практическая конференция «Этнорелигиозное образование и духовно-нравственное воспитание молодёжи» (Уфа, 2003), XII научно-методическая конференция «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2002), XVII Всеуральская олимпийская научная сессия «Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и Олимпийского движения» (Уфа, 2005) первая межвузовская итоговая научно-практическая конференция студентов и молодых учёных «Физическая культура, спорт, здоровье» (Уфа, 2004).

Основные положения диссертации апробированы при чтении таких дисциплин, как: эстетика, социальная философия, мировая культура и искусство, культурология, религия народов мира и других, читаемых в Башкирском институте физической культуры (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Уральского государственного университета физической культуры (в дальнейшем — БашИФК (филиал) ФГОУ ВПО УралГУФК) — в Башкирском институте развития образования.

Выводы и положения диссертации отражены в 22 публикациях автора, в том числе учебно-методическом пособии «Духовное развитие студентов в процессе обучения гуманитарной дисциплине «Эстетика». Общий объём публикаций составляет 38,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырёх параграфов, заключения, списка литературы, включающего 300 наименований, приложений. Общий объём диссертации 180с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общий итог социально-философскому рассмотрению глобальной и судьбоносной проблемы эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи, мы пришли к заключению, которое можно резюмировать в следующих положениях.

1. В условиях калейдоскопически быстро трансформирующегося техно-генно-инфрмационного общества (в том числе и российского) в глобализирующемся мире, характеризующимся темпоральной стохастичностью, эстетическая компонента культуры обретает свойство уникального специфического духовного ресурса, повышающего жизнеспособность социального субъекта, а также его сопротивляемость по отношению к росту бездуховности.

2. Эстетическая культура, в основе каковой лежит «эстетическая незаинтересованность» (т.е. Прекрасное, сердцем которого является Красота, нравится без всяческой утилитарной заинтересованности), предохраняет личность (соответственно общество и мир в целом) не только от прямого отождествления эстетического мира со всем миром, но и выступает безусловной формой поддержания и повышения социального иммунитета при определённых условиях: самосознательной рефлексии над реальными и ирреальными явлениямиаксиологическим отношением человека как высшей биофизиологической, телесноду-шевной, разумнотворящей, духовночувственной, деятельностномыслящей и свободной по воле земной сущности к самому себе и ко всему Бытию.

3. Современная студенческая молодёжь России (как показывают результаты проведённых нами социологических исследований) находится в ситуации целеосознанного риска. Но этот риск может обретать свойство духовного ресурса лишь в том случае, если само общество заинтересовано и сориентировано на позитивно-качественное развитие свободной индивидуальности, которое, в свою очередь, невозможно без развития ценностно-духовной эстетической компоненты культуры личности, а значит и всех сфер социальной жизни в целом.

4. Эстетическая культура, хотя и имеет общие точки соприкосновения с художественной культурой (например, эстетическая потребность, интерес, вкус и т. д.), тем не менее, отражает наиболее глубинный (духовный) пласт самосознания личности и её творческой свободы. В частности, это проявляется в том, что чувственно-эмоциональный мир других людей становится нашим собственным духовно-душевным достоянием, таким образом утрачивая свою эгоистическую природу. Тогда человек становится гармоничным, целостным или универсальным, то есть полноценным Чело-веком.

5. Эффективность эстетического — духовного, этического и нравственного воспитания студенчества в условиях высших (и других) учебных заведений при опоре на гуманистический аспект образования зависит от социальной ситуации постоянно развивающегося общества.

6. Общество, находясь в состоянии постоянного и интенсивного развития, одновременно предполагающего неизбежное качественное изменение в тех или иных сферах социального бытия, | крайне остро нуждается в обеспечении определённости, надёжности и стабильности, как гарантов безопасности его жизни и деятельности, благосостояния, жизнестойкости, а в целом — и самого существования человека в этом временном мире и этого временного мира для человека, в свою очередь зависящих от состояния и степени развития, сохранения и поддержания эстетических ценностей культуры, за которую всецело отвечает только сам человек и прежде всего — позитивное качество его души, т. е. та подлинная духовность, ядром которой и является Красота как Идеал, определяющая и задающая сам вектор этого качества человеческой души и, соответственно, позитивного саморазвития человека, общества, мира, т. е. всего сущего.

7. Мир и бытие человека — это мир Культуры, как полнота человеческого бытия и социальная память всего человечества, преобразующим духовным центром которой является феномен эстетической культуры — эпицентр духовности, созидаемый и преобразуемый потенциалом уникального «венца творения», способного к творческой и интеллектуально-мировоззренческой эволюции не только самого себя, но и мира вокруг себя ради истинной Любви к другим людям (с помощью Самого универсально-чувственного животворящего Духа — источника Бытия), для постижения смысла человеческой жизни и совершенного Бытия посредством Добра (Блага) через незыблемую, несокрушимую и непреходящую Красоту — основу Творения, озаряемую Светом Абсолютной Истины ради вечной Радости и Счастья в совершенной Любви.

8. Закон совершенной Любви тождественен закону истинной Красоты во всём Сущем, так как Любовь и Красота есть единая и нераздельная цельность. Эта единая и нераздельная цельность — непреходящее условие бытия Чело-века в самом Бытии, где Бытие есть всё Сущее, т. е. существующее в подсознании, сознании и помимо них, и вне зависимости от них. Любовь — действенная сила Красоты, так как Красота является проекцией центральной точки ядра всепрощающей, всеобъемлющей и утверждающей мощи Любви, в которой заключается весь смысл пребывания Чело-века на Земле — жить и творить по Законам Красоты есть квинтэссенция (тончайшая эфирная субстанция, другими словами — «экстракт» всех элементов) Бытия (нарушение данного всему дарования — Закона Красоты — неминуемо ведёт к погибели всего сущего творения)!

Наиболее перспективными и актуальными направлениями дальнейшей программы исследования феномена эстетической компоненты культуры выступают следующие.

1. Необходим целостный анализ феномена эстетической культуры человека современной техногенно-информационной цивилизации (в зависимости от его пола, национальной и этнической принадлежности, возраста, социального статуса и т. д.). Человек сегодня находится в состоянии крайней апатии и истощении своих сущностных сил, поэтому для него многие вещи существуют лишь в своём абстрактном бытии.

2. В настоящее время родовая сущность человека (как его природа, так и его духовный мир) превращается в чуждую ему сущность. Поэтому было бы целесообразным выявить полные источники преодоления существующего отчуждения и самоотчуждения. Разрешение этих проблемных и насущных вопросов позволит поднять на более высокую планку уровень и степень развития ценностно-духовных компонентов эстетической культуры и самой культуры в целом.

3. Проблема синтеза эстетического, этического и нравственного, как единства Любви и Красоты, Морали и Добра нуждаются в дальнейшем социально-философском осмыслении и разработке новых концепций с целью дальнейшего формирования и совершенствования человека-культуры как духовного существа.

4. Необходимо дальнейшее социально-философское (а также общенаучное) изучение и осмысление взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и взаимовлияния эстетической компоненты культуры и духовности как феноменов бытия.

5. Целесообразно выявить рациональные (и иррациональные) компоненты эстетической культуры, а также специфику эстетического познания, в частности, чем оно отличается от других видов гуманитарного социально-философского знания.

6. Проблема взаимосвязи эстетического и религиозного сознания в современном мире также нуждается в глубоком и тщательном социально-философском анализе и постижении.

7. Необходимо социально-философское рассмотрение художественной культуры, в частности специфики художественного творчества и разновидностей искусства. Рационально более полно определить связь искусства с эстетическими, этическими, нравственными и другими ценностями.

8. Чрезвычайно остро назрел проблемный вопрос принципиально новой разработки концепции формирования и развития эстетической, этической и ф профессиональной культуры российской студенческой молодёжи в вузах (в том числе и в Республике Башкортостан). Эта проблемный вопрос особенно актуален в наше время и поэтому требует незамедлительного дальнейшего осмысления.

Формирование эстетической культуры личности и общества, хотя и не решает в полном объёме всех социальных проблем, но, тем не менее, способствует опредмечиванию человеческой сущности. Студент обязан и должен видеть результатом образовательного процесса (особенно в вузах) не только положительные оценки, но и уметь чувствовать красоту самого процесса познания истины как характеристики знания со стороны субъективной удовлетворённости, при этом обучающийся должен уметь вырабатывать в себе прекрасные человеческие качества путём дальнейшего саморазвития, самосовершенствования и духовного восхождения к Красоте. Следует особо отметить, что выход из глобального духовного кризиса, охватившего человеческую цивилизацию, актуализация и стимулирование формирования мировоззрения молодого поколения посредством познания ценностей эстетической культуры должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений всех уровней Российской Федерации. Необходимо воскрешение и активизирование ориентированности студенческой молодёжи на общечеловеческие, на абсолютные и вечные ценности — Любовь, Красоту, Добро, и Истину. Этому во многом могут способствовать те аксиологические аспекты образования и воспитания «прекрасного» в человеке, которые, в частности, заложены в гуманитарно-философской дисциплине «Эстетика», изучающей весь Мир с точки зрения Красоты. Приобщение к эстетической культуре и искусству — духовному богатству предшествующих поколений — это именно тот прочный фундамент, на котором возможно формирование целостной человеческой и гражданской позиции, когда жизнь и взаимоотношения между людьми в мире не будут восприниматься только через призму материальных отношений.

Нет никаких сомнений в том, что «Красота спасёт мир!», но при одном-единственном условии, если только будет эстетически-духовно красив сам Чело-век!

Из проведённого в данной работе социально-философского исследования можно сделать однозначный вывод: интерес к проблемам эстетической культуры в современную эпоху чрезвычайно высок и поэтому будет актуальным до тех пор, пока относительные истины, окружающие нас, не превратятся в Абсолютные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
  2. Д.М., Мазов Н. Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004.- 115с.
  3. Г. П. Вернадский. М.: Товарищество «Соратник», 1994. — 543с.
  4. .Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры // Теория и практика физической культуры. -2002. № 6. — С.57−60.
  5. З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Рус. яз., 2001. — 568с.
  6. P.P. Ценности как целевые ориентиры общества и личности // Ценностные ориентации в подготовке специалистов: Материалы всероссийской науч.-практич. конф. Уфа: БГПИ, 1997. — 4.1. — С.53−54.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
  8. С.Ф. 0 крайней необходимости этического образования студентов в университете //Вестник МГУ. Серия: Философия, 1996. — № 2. — С.67−68.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253с.
  10. С.Ф. Мораль и поведение. -2-е изд. доп. М.: Мысль, 1985. -158с.
  11. Е.В. Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Башк. гос. ун-т. -Уфа, 1993.-22с.
  12. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1984. — С.295−374.
  13. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — С.63−367.
  14. JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Изд-во «Мысль», 1974. -221с.
  15. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64с.
  16. М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. — 136с.
  17. A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа: РИО БашГУ, 1998. — 129с.
  18. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков: Вища школа, 1988. 147с.
  19. Г. А. Духовное развитие студентов в процессе обучения гуманитарной дисциплине «Эстетика»: Учеб.-методич. пособие. Уфа: УФ Урал-ГАФК, 2003. — 550с.
  20. Г. С. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (по материалам «Круглого стола»), М.: Знание, 1990 — 64с.
  21. Г. С. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (по материалам «Круглого стола»). М.: Знание, 1990. — 64с.
  22. JI.M. Возобновление истории: Размышления о политике и культуре. М.: Моск. рабочий, 1991. — 299с.
  23. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984−1985. -М., 1986. С.80−160.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. — 423с.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания/Московский философский фонд.-М.: Медиум, 1995 .-33 5с.
  26. Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. -Париж: ИМКА-ПРЕСС, Б.г. 174с.
  27. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1990. -220с.
  28. Н.А. Метафизическая проблема свободы // Путь. Париж, 1928. -№ 9.-С. 41−53.
  29. Н.А. О назначении человека //Мир философии. М.: Политиздат, 1991. — Ч. 2. — 48−57с.
  30. Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993. — 383с.
  31. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 311 с.
  32. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479с.
  33. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества.-М.:Правда, 1989.-607с.
  34. .Н. Цивилизация и экология: новые ценности // Экология и религия.-М., 1994.-4.1.
  35. В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.: Госиздат, 1926.-423с.
  36. B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. — № 6. -С.31−42.
  37. B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. — 62с.
  38. Библия: Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. М.: Российское библейское общество, 1993. — 925с.
  39. И.А. Духовность и общество: Учеб.-методич. пособие, 2001. С. 13. Северо-Кавказский Государственный технический университет // http://www.ncstu.ru
  40. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496с.
  41. Л.И. Динамика ценностных ориентаций молодёжи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994. — 23с.
  42. В.Н. Молодёжь: Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.- 155с.
  43. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−9.
  44. А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодёжи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1997. — 21с.
  45. В.В. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990. — С. 100−108.
  46. В.В. Эстетическое в системе культуры // http://www.suflsm.ru
  47. В.В. Эстетическое в системе культуры // http://www.suflsm.ru
  48. Д.Ж. Этика: Учеб. пособие для вузов. Уфа: Башк. ун-т, 2000. — 174с.
  49. П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. — 621с.
  50. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии / Под редакцией А. Г. Харчева (гл. ред.), Т. Н. Горнштейн, М. А. Киселя и В. П. Тугаринова. М.-Л.: Наука, 1966. — С.41−49.
  51. А.А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи // Искусство и образование. 2002. — № 3. — С.4−11.
  52. Х.С., Файзуллин Ф. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ: Изд. Башк. ун-та. Уфа, 2002. — 178с.
  53. В. Введение в философию /Пер. с нем. М.: Добросвет, 1998. — 354с.
  54. Г. П. Эстетика в системе философского знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 175с.
  55. Щ 58. Гавриленко Н. В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2000. — 17с.
  56. Р.Н. Некоторые особенности развития нравственно-правовой культуры студента // http://www.tisbi.ru
  57. .С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа: Башк. гос. ун-т., 2001. — 53с.
  58. .С., Васильева И. Г. Духовное развитие главная философская проблема человека // Мировое сообщество: проблемы и пути решения: Сб. научных статей. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2001. — Вып. № 8−10. — С.45−74.
  59. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1970. 671с.
  60. ГегельГ.В. Ф. Сочинения:Философия истории.Т.8.-М.-Л.:Соцэкгиз, 1935.-470с.
  61. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2-х т. Т.1. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1976.-532с.
  62. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. T.l. -М.: Искусство, 1968. 312с.
  63. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: Т.7.Философия права.-М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.-380с.
  64. И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. — 392с.
  65. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-248с.
  66. С.Л. Философский анализ процесса обучения как способа освоения культуры: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1995. 14с.
  67. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К, 1993. — 503с.
  68. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224с.
  69. В.И., Кухтевич Т. Н. Студенчество 90-х: Новые тенденции и старые традиции / НИИ проблем высш. шк. М., 1993. — 66с.
  70. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии / Под ред. А. Г. Харчева (гл. ред.), Т. Н. Горнштейн, М. А. Киселя и В. П. Тугаринова. М.-Л.: Наука, 1966. — С.25−40.
  71. Духовное становление человека: Сб. статей. Л: Знание, 1972. — 175с.
  72. Э. Социология образования / Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996. — 78с.
  73. JI.A. Метаценностный характер эстетического и системность основных эстетических ценностей (заметки на полях лекций по эстетике М.С. Кагана) //В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана // http://anthropology.ru
  74. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 216с.
  75. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. — 1986.-223с.
  76. В.И. Введение в евразийскую философию. Гл. 5. Вечная тайна человека. Основные концепции в понимании природы человека // http://piramyd.express.ru
  77. О.Е. Формирование национально-культурных ценностных ориентации современной студенческой молодёжи: (Социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1998. — 19с.
  78. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х т. Т. 2. / Сост. В.П. Шес-таков. Общ вступит, ст. Мих. Лифшица. М.: Искусство, 1973. — 368с.
  79. С.Н. Социология о молодёжи: (проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. — 32с.
  80. С.Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в период реформ//Молодёжь в условиях социально-экономич.реформ: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1995. -Вып.1.-С.5−13.
  81. Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1962.-Т. 2.-С.219−227.
  82. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  83. Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психол.-социал. института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 112с.
  84. В.В., Калинкин А. Т. Природа науки: Гносеол. анализ. М.: Высш. шк., 1985.-230с.
  85. И.А. Основы христианской культуры // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. — Т.1. — С.285−330.
  86. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. T.l. -М.: Русская книга, 1993.-398с.
  87. И.М. Идеалы, цели и принципы воспитания жизнеспособных поколений молодёжи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. М., 1996. — С.7−18.
  88. И.М., Бабочкин П. И. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений // Молодёжь России: воспитание жизнеспособных поколений: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодёжи. М.: НИЦ при Ин-те молодёжи, 1995. — 238с.
  89. В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. Луганск: Свгглиця, 2003. — С.93−94.
  90. В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. Луганск: Свгглиця, 2003.- 188с.
  91. Искусство и эстетическое воспитание молодёжи: Сб. статей. М.: Наука, 1981.-335с.
  92. Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. -Томск, 1970.-243 с.
  93. М.С. Искусство //Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. — 839с.
  94. М.С. О духовном: (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии.-1985.-№ 9.-С.91−102.
  95. М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. — С.6−14. //http://anthropology.ru
  96. М.С. Философия культуры. СПб.: Изд-во «Петрополис», 1996.-294с.
  97. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-205с.
  98. М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-544с.
  99. Ю2.Какабадзе З. М. Феномен искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1980. — 135с.
  100. А .Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 172с.
  101. И. Сочинения в 6-ти т. Т.4., 4.2. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. -М.: Мысль, 1965.-478с.
  102. И. Сочинения в 6-ти т. Т.5. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1966. -564с.
  103. И. Сочинения в 6-ти т. Т.6. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1966.-743с.
  104. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709с.
  105. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: ОГПУ, 1996. — 187с.
  106. ПО.Киященко Н. И. О новой парадигме эстетического воспитания // Первый Российский философский конгресс. В 7-ми т. СПб., 1997. — Т.6. — С.64−67.
  107. Н.И. Художественное и эстетическое образование фундаментальные основания культуры // Искусство и образование. № 3. — С.4−10.
  108. H.JI. Формирование духовности: история и современность // http://www.samara.orthodoxy.ru
  109. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-63с.
  110. Л.Н. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Центр, 1993.-439с.
  111. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252с.
  112. Щ 116. Колычева С. В. Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма //http://www.omsu.omskreg.ru
  113. А.И. Эстетическая культура личности. — Киев: Выщ. шк. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. 152с.
  114. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254с.
  115. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодёжи. -М.: Знание, 1987.-63с.
  116. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. проф. Ю. С. Борцов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. — 512с.
  117. В.А. Социальное бытие искусства. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975.- 188с. I
  118. И.А. О дефиците культуры (вместо предисловия) // Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996. — С.3−18.
  119. О.В. Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. -М., 2003. 187с.
  120. Н.З. Эстетическое восприятие и проблема оценки // Проблема ценности в философии /Под редакцией А. Г. Харчева (гл. ред.), Т. Н. Горнштейн, М. А. Киселя и В. П. Тугаринова. M.-JL: Наука, 1966.-260с.
  121. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.-223с.
  122. В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). М.: Искусство, 1988.-279с.
  123. Н.Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс.— М.: Знание, 1983.-64с.
  124. Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. — М.: Знание, 1986. 63с.
  125. С.П. Эстетическая культура молодёжи: Интересы, запросы, суждения. — JL, 1972. 24с.
  126. Щ 130. Кудряшёв А. Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 184с.
  127. Культура и духовный мир личности: Препринты докладов коорд. совещания по проблеме человека в философии (АН СССР. Институт философии). -М, 1980.-48с.
  128. Культура как эстетическая проблема /Голубев А.Н., Любимова Т. Б., Кор-мин Н.А. и др. М.: ИФАН, 1985. — 145с.
  129. Культуры: диалог народов мира // Курьер ЮНЕСКО. 1984. — № 3. — 77с.
  130. Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура. — М.: Наука, 1979. 248с.
  131. А.Б. Социальные функции вуза и проблемы их развития в современных условиях // Образование и наука. Екатеринбург, 2001. — № 1(7). -С.114−125.
  132. А.Б. Теория социальной информации: Учеб. пособие / А. Б. Курлов, В. К. Петров Уфа: БашГУ, 2003. — 113с.
  133. В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 238с.
  134. К.Н. Динамика ценностей населения реформируемой России // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. — № 2. — С. 141−150.
  135. В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. -1996. № 2. — С.31−35.
  136. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359с.
  137. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -123с.
  138. В.Н. Эстетическая культура как философская категория: Дис.. д-ра филос. наук в форме науч. докл. М., 1997 — 71с.
  139. В.Т. Молодёжь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С.40−54.
  140. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодёжи (социологическое исследование): Тугариновские чтения. Материалы науч.сессии. Серия «Мыслители», вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2000. — С.40−44. //http://anthropology.ru
  141. .Т. Теория эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  142. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 280с.
  143. А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. — 583с.
  144. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989. — 364с.
  145. А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М.: Политиздат, 1991.-525с.
  146. Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. — 492с.
  147. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 416с.
  148. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368с.
  149. Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценноIстей. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1931. — 135с.
  150. Ю.М. К проблеме типологии культуры //Труды по знаковым системам /Под ред. Е. В. Пермякова. Тарту, 1967. — Вып.З. — С. 13−24.
  151. А.В. Идея метакритики «чистой» любви: (Филос. введ. в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-во Башкирск. унта, 2001.-226с.
  152. А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. Уфа: Изд. Башкирск. гос. ун-та, 1993. — 190с.
  153. А.В., Файзуллин А. Ф. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция, придающая смысл духовной деятельности // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. 2004. — № 2. — С.21−25.
  154. Льоци Марио. История физики. -М.: Мир, 1970. -464с.
  155. Г. От человека экономического к человечному: критический взгляд на современную экономическую систему // http://anthropology.ru
  156. JI. Р. Аксиологизация гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000. 20с.
  157. М.К. Как я понимаю философию: Сборник / Сост. и отв. ред. Ю. П. Сенокосов. -М.: Прогресс. Культура, 1992. -414с.
  158. К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994.-700с.
  159. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284с.
  160. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 42. — С.44−174.
  161. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.-424с.
  162. Математическая статистика: Учеб. для вузов / В. Б. Горяинов, И. В. Павлов, Г. М. Цветкова и др. // Под ред. B.C. Зарубина, А. П. Крищенко. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 424с.
  163. Материальное и духовное в социальном развитии. Киев: Выща школа, 1986.-208 с.
  164. И.Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. М.: АО «Звонница-МГ», 1994.-267с.
  165. Молодёжь и духовность. Томск: ТомГПУ, 1997. — 105с.
  166. . С.Н. Международное культурное право // http://smolchanov.narod.ru
  167. МонтеньМ. Опыты. -М.: Правда, 1991. -550с.
  168. Л.Н. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985.- 64с.
  169. Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма. М.: Наука, 1984. — 351с.
  170. Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.-463с.
  171. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. М., ИТОП РАО, 1996. — 295с.
  172. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 253с.
  173. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., Гелиос АРВ, 2000. — 229с.
  174. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Школа духовности. 1997. — № 3. — С.23−29.
  175. М. «Мы» и «я» // Новый мир. 1998. -№ 4. — С. 196−201.
  176. И.М. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность? //Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий: 10 лет Фихтевскому обществу. Сб. ст. Уфа, 2001. — С. 160−166.
  177. И.М. Феномен гуманитарной культуры: Сущность, диалектика бытия, назначение: Дис. д-ра филос. наук. Уфа, 1995. — 315с.
  178. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 148с.
  179. Основы математической статистики: Учеб. пособ. для инст-тов физ.культ. / Под ред. В. С. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176с.
  180. В.Б. Личность и её социальные ценности // Социология в СССР: В 2-х т. -М.: Мысль, 1965. T.l. — С.470.
  181. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  182. Очерки социальной философии: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Зотов, В. Н. Шевченко, К. Х. Делокаров и др. М.: Наука, 1994. — 207с.
  183. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМ-ПЭТО, 1997.-96с.
  184. А. Человеческие качества / Пер. с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1980.-302с.
  185. Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: (Философия религии). Екатеринбург: УрГУ, 1993. — 89с.
  186. Платон. О добродетели // Платон. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1994. -830с. Т.4. С.543−549.
  187. Платон. О справедливости // Платон. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1994. -830с. Т.4. С.549−556.
  188. Г. В. Досичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. ун-та. Сер .7. Философия.- 1998.-№ 3.-С.16−33.
  189. Г. В. Избранные философские сочинения: В 5-ти т. Т. 2. М.: Изд-во «Госполитиздат», 1956. — 824с.
  190. С.М. Модернизация России: Социально-философский анализ: Дис. д-ра филос. наук. Уфа, 1999. — 344с.
  191. С.М. Человек и его мир: Учеб. пособие. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996.- 170с.
  192. Г. С. Прорыв сквозь идеологию // Вопросы философии. 1993. — № 2.-С. 107−114.
  193. Е. Душа перед Богом: Духовные впечатления мирянина. СПб: САТИСЪ, 1996.-413с.
  194. Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи: Дис.. канд. филос. наук.: Ставрополь, 2001 142с.
  195. З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентаци-ях студенческой молодёжи: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1995.- 19с.
  196. Пути и средства эстетического воспитания /Отв. ред. КиященкоН.И., Коников И. А. М., 1989.
  197. Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 289с.
  198. З.Я. Этикет как ценность культуры.- Уфа: Гилем, 2004.-239с.
  199. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и её социал.-филос. смысл.-М.: Политиздат, 1984.-141с.
  200. Е.И. Письма: Т.1.: 1929−1938. Минск: Белорусский фонд Рерихов, 1992.-442с.
  201. Н.К. Культура почитание Света // Рерих Н. К. О вечном. — М.: Республика, 1994. — С.86−87.
  202. Н.К. Культура и цивилизация. М.: Мастер-банк, 1997. — 198с.
  203. Н.К. Листы дневника: В 3-х т. Т. 1. 1931−1935. — 2-е изд.-М.: Меж-дунар. центр Рерихов, 1999. — 671с.
  204. Г. Философия истории. М., 1991. — С.68.
  205. В. В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1990. — 620с.
  206. Р.Л. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе: (К проблеме социального согласия): Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук. М., 1995. — 24с.
  207. Р. М. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2000. — 175с.
  208. В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. — С.32−65.
  209. В.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М: Знание, 1984.-96с.
  210. И.П. Философская культура учителя // http://www.ooipkro.ru
  211. К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. -№ 6. — С.132−138.
  212. А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб, 1994. — 23с.
  213. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
  214. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. — XVI, — 731с.
  215. Современный мир и эстетическое развитие человека /Отв. ред. Киященко Н. И., Шапинская Е. М., 1993.
  216. B.C. Красота в природе // Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х т. — М: Мысль, 1990. Т.2. — С.364.
  217. B.C. Собрание сочинений: В 2-х т. Т.1. / Под ред. А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1988.-894с.
  218. B.C. Тайна прогресса // Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990. — Т.2. — С. 629.
  219. П. Человек. Цивилизация. Общество.-М.: Политиздат, 1992.-542с.
  220. Социология молодёжи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996.-458с.
  221. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 463с.
  222. Д.Ю., Кортунов В. В. Культурология: Учеб. пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. — 102с.
  223. Э.Б. Первобытная культура/Пер. с англ.-М.: Политиздат, 1989.-572с.
  224. П.С. Философская афористика: Заповеди, притчи, наставления. — М.: Остожье, 1996. 575с.
  225. Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развитияличности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1997. — 22с.
  226. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь / Пер. с фр. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987. — 239с.
  227. Теория статистики: Учебник / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н.А. Садов-никова, Е. Б. Шувалова // Под ред. Р. А. Шмойловой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 656с.
  228. Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. -М., 1979.
  229. В.П. Марксистская теории личности на современном этапе // Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1988.-344с.
  230. В.П. О современном состоянии проблемы человека // Тугаринов В. П. Избранные философские труды.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.-344с.
  231. В.П. Природа, цивилизация, человек // Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 344с.
  232. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968.- 124с.
  233. В.П., Румянцева Т. М. Предвидение и современность. Л.: Лен-издат, 1976. -351с.
  234. P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1997. — 257с.
  235. А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования.-М.: Мысль, 1980.-271с.
  236. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. — 334с.
  237. О.А. Кризис очевидности как черта современного мироощущения «Новая эпоха — новый человек»: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М.: МЦР- Мастер-Банк, 2001. — С.64−78.
  238. А.Ф. Социальные контуры эстетической культуры и новые контексты её идентификации / Изд. Башк. ун-та. Уфа, 2005. — 199с.
  239. А.Ф. Эстетическая культура современного студенчества (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. Уфа, 2000. — 140с.
  240. В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. -1987.-№ 3.-С.11−28.
  241. В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. — № 7. -С.50−59.
  242. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992.- 132с.
  243. Фейербах J1. Избранные философские произведения в двух томах. М., 1955.-Т. 1.-С.615.
  244. Фейербах J1. Основы философии будущего. -М.: Соцэкгиз, 1937. 151с.
  245. Философия и методология в науке. Ч. 1. — М.: SvR-Apryc, 1994. — 304с.
  246. Философия и методология в науке. Ч. 2. — М.: SvR-Apryc, 1994. — 200с.
  247. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. — 576с.
  248. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-839с.
  249. Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. — 361с.
  250. И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801 гг. / Изд. подгот. П. П. Гайденко. -М.: Научно-издат. центр «Ладомир», 1995. 655с.
  251. П.А. Столп и утверждение истины: В 2-х т. /Ред. совет: В. В. Степин и др. Изд-во «Правда». — 1990. — Т.1. — 491с.
  252. З.В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты: Автореф. дис. д-ра филос. наук Саратов, 1997.-46с.
  253. С.Л. Духовные основы общества: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1992. 510с.
  254. С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — С. 181−559.
  255. С.Л. Этика нигилизма // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. -С.77−110.
  256. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368с.
  257. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Добренькова. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  258. Э. Психоанализ и этика: Перевод. М.: Республика, 1993. — 415с.
  259. Н.Е. Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты: Автореф. дис. канд. филос. наук.-Уфа, 2004, — 19с.
  260. P.P. Зрелищное искусство как социальное явление: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2001. — 20с.
  261. И.Н. Аксиологическая детерминация человеческой деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2002. — 18с.
  262. А.Г. Искусство как ценность // Проблема ценности в философии/ Под ред. А. Г. Харчева (гл. ред.), Т. Н. Горнштейн, М. А. Киселя и В.П. Ту-гаринова. М.-Л.: Наука, 1966. — С.81−97.
  263. Хесс Джон. Что мы оставим последующим поколениям? // http://family.org.ua/htdocs/sience/hess.html (Ibid. р.5).
  264. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528с.
  265. Н.З. Культура и ценности Тбилиси: Мецниереба, 1988.-212с.
  266. Человек и его работа: Социол. исследование / Под ред. А.Г. Здравомысло-ва. М.: Мысль, 1967. — 392с.
  267. М.Н. Культурные основы воспитания //http://www.cultura.spb.ru
  268. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001. — 296с.
  269. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодёжи в новых общественно-экономических условиях. М., Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1998 — 186с.
  270. Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей (лекция). -М.: АПН СССР, 1969. 59с.
  271. А. Культура и этика: Сборник / Общ. ред. А. Карпушина: Пер с нем. М.: Прогресс, 1973. — 343с.
  272. Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1985. — 192с.
  273. М. Положение человека в Космосе //Мир философии. М.: Политиздат, 1991.-4.2.-С.81−86.
  274. Шеллинг Ф.В. Й. Избранное. В 2-х т. Т. 1. Самара: Изд-во «АВС», 1997. -592с.
  275. В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. 1996. — № 2. -С.27−31.
  276. JI. Киргегард и экзистенциальная философия: (Глас вопиющего в пустыне). Пер. с фр. / Вступ. ст. Милоша Ч.- Подгот. текста и примеч. Аху-тина А.В. М.: Гнозис, 1992. — 302с.
  277. К. Эстетические опыты / Сост., пер. вступ. статья и коммент. А. В. Михайлова. М.: «Искусство», 1956. — 543 с.
  278. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7-ми т. М.: Гослитиздат, 1957. — Т.6: Статьи по эстетике. — С.251−358.
  279. JI.A. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект. Уфа: УГАТУ, 1997. — 57с.
  280. JI.A. Образование, творчество и прогресс общества // Тез. докл. Творчество и развитие образовательных систем конф., 24−25 янв. 1997 г. Редкол.: JI.A. Ширяев (науч. ред.) и др. Уфа: УГАТУ, 1997. — С.3−7.
  281. В.В. Ценность духовности, её типы и искусство // Осмысление духовной целостности. Сб. статей. — Екатеринбург, 1992. С.4−26.
  282. Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм / Сост. Н. Я. Хоромин. М.: Русская книга, Известия, 2004. — 576с.
  283. Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. / Сост. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981.-495с.
  284. Эстетическая деятельность / Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. -М., 1986.
  285. Эстетическая культура / Рук. авт. кол. Киященко Н. И. / Отв. ред. Коников И. А. М., 1996.
  286. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. М.: Искусство, 1981. — 155с.
  287. Эстетическое сознание личности / Рук. авт. кол. Киященко Н. И., отв. ред. Коников И. А. М., 1994.
  288. Этика Канта и современность / Сост. П.Лайзанс. Рига: Авотс, 1989. — 228с.
  289. Britannica CD. Version 97. — Encyclopaedia Britannica Inc., 1997.
  290. Merton R.K. Social Theoru and Social Structure. -N.-Y., 1957 P.455.
  291. Parsons T. The Social System. Toronto-Ontario, 1966.
Заполнить форму текущей работой