Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среднелитературная речевая культура — тоже достаточно высокий тип речевой культуры, который характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех правил и норм: в устной речи используются книжные штампы, причастные или деепричастные обороты, а в письменной встречаются разговорные конструкции и жаргонизмы, которые проникают даже в документы. Поэтому она не является эталонной. Тем не менее… Читать ещё >

Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формируемые в результате изучения материала компетенции:

знать

основы типологии речевой культуры в рамках формального и неформального общения;

уметь

корректно и эффективно использовать деловой жаргон в необходимых случаях;

владеть

навыками деловой коммуникации между руководителем и подчиненными; навыками профилактики и разрешения конфликтов в процессе коммуникации; навыками выбора адекватных стилей деловой одежды.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового человека

Речь — это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть уместны и обоснованы. Стиль общения должен отвечать конкретному случаю и ситуации. Соблюдение этого правила предполагает хорошее владение речевой культурой и знание стилей литературного языка. Важна также чистота и правильность речи, без слов-паразитов, речевых штампов, канцеляризмов, употребление которых свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса.

Аналогичные требования правильности речи распространяются и на письменные формы общения.

В настоящее время в деловом межкультурном общении сосуществуют огромные группы самых различных по образовательному уровню и социальному статусу людей, носителей различных типов речевых национальных культур (рис. 16.1—16.4).

Элитарный тип речевой культуры.

Рис. 16.1. Элитарный тип речевой культуры.

Владение элитарной речевой культурой означает, что деловой человек одинаково легко подготовит научный доклад, статью, презентационную речь, поздравление, выступление на пресс-конференции, справится с интервью и напишет поздравительный адрес, а также составит документ, проведет переговоры, деловую встречу. По сути, носитель владеет искусством использования языка, всех его возможностей и строго соблюдает принципы и правила общения.

В его речи отсутствуют общеупотребительные штампы. Он получает удовольствие от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий, обладает богатством как активного, так и пассивного словаря. С нелюбовью относится к примитивным диалогам, автоматически фиксирует речевые ошибки в устной и письменной речи окружающих. У него ярко выраженные способности к языковой игре (игре со словом). Отслеживает и комментирует изменения в состоянии современного языка.

Хорошая речь не может появляться без соответствующих знаний, умений и навыков — только как результат труда формируется умение выступать публично, в том числе без длительной подготовки, контроль над собственной речью и желание публичных выступлений.

К сожалению, в настоящее время в практике деловой устной и письменной речи не используется элитарная речевая культура, и это объяснимо — это идеальная модель, к которой надо стремиться, но в полном объеме воплотить ее могут, наверное, единицы. Для цивилизованного общества вполне достаточен литературный или среднелитературный типы речевых культур, при этом последний можно рассматривать как незавершенный в своем формировании литературный тин.

Среднелитературный тип речевой культуры.

Рис. 16.2. Среднелитературный тип речевой культуры.

Литературная речевая культура, как утверждают ученые, формируется примерно к 25—30 годам и даже позже. Причем ни образование, ни профессиональная необходимость развития коммуникативных навыков еще не гарантируют успеха. Возможно, индивидуальные способности предопределяют основные достижения человека в этой сфере или различные социально-общественные факторы, которые требуют изучения.

Среднелитературная речевая культура — тоже достаточно высокий тип речевой культуры, который характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех правил и норм: в устной речи используются книжные штампы, причастные или деепричастные обороты, а в письменной встречаются разговорные конструкции и жаргонизмы, которые проникают даже в документы. Поэтому она не является эталонной. Тем не менее ею пользуются большинство людей в официальной жизни: и с экранов телевизора, и на официальных мероприятиях тиражируются ошибки («разговор по экономике», «отмечая о том», «расчет по плитам»). Происходит фиксация языковых нововведений в речи через средства массовой информации.

Носителей этого типа речевой культуры характеризует способность достаточно легко менять стиль и жанр речи в случае изменений в коммуникативно-деловой ситуации, но в то же время у них отсутствуют общая и языковая самоуверенность.

Подобный тип речевой культуры никак не может быть предметом обучения, но тем не менее можно, изучая идеальную модель — элитарный тип речевой культуры, проектировать в процессе обучения, развития, воспитания и социализации личности реальные возможности по формированию высоких типов речевой культуры.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы.

Рис. 163. Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы.

речевой культуры Носители литературно-разговорного и фамильярно-разговорного типов речевой культуры владеют только разговорным стилем и хорошую речь могут продуцировать только в непринужденном персонально адресованном общении в неофициальной обстановке.

Общей чертой является стилистическая сниженность и огрубленность речи, что сближает ее с просторечием. В общении, независимо от возраста собеседника и степени знакомства с ним, легко используют «ты» как обращение. Тем не менее важно понимание, что носитель литературно-разговорного типа может демонстрировать хорошую речь в обычной повседневной коммуникации, тогда как представитель фамильярно-разговорного типа способен на это только в условиях близкородственного или близкодружеского общения.

Основные коммуникаторы — молодежь, но постоянное проникновение этих типов речевых культур в СМИ в последние десятилетия способствует их активному воспроизведению и распространению.

Просторечие как тип речевой культуры.

Рис. 16.4. Просторечие как тип речевой культуры.

Просторечие — явный признак низкого образовательного и культурного уровня, но нередко можно столкнуться с неумеренным употреблением жаргонных и грубых слов у молодежи, студентов и молодых выпускников вуза, причем девушки в «своем кругу» не стесняются выражаться подобным образом.

Интуитивно понимая ущербность своей речевой культуры, ее носители начинают использовать в речи иностранные и книжные слова, о лексическом значении которых только догадываются («мы без вашего контингента обойдемся»; «без консенсуса не договоришься»; «конкретно сделали»).

Как показывают исследования, в любой официальной ситуации они становятся совершенно беспомощными, так как с трудом справляются с письменными формами коммуникации (причина: привычка к диалогической форме общения, «рваная» и сбивчивая речь в совокупности с отсутствием логики текстообразования).

В их устном общении в официальной обстановке может не быть нарушений языковых норм, но форма и содержание, как правило, соответствуют обстановке и условиям коммуникации. Лингвисты уже десятки лет «бьют тревогу», отслеживая общий процесс снижения речевой культуры общества, который, к сожалению, продолжает набирать темп.

В настоящее время в деловой среде растет понимание необходимости владеть понятной и доступной речью, знать не только ее нормы, но и правила современного культурного речевого общения и речевого этикета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой