Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избранная наш тема актуальна также и в тем плане, что творчество молодых литераторов первой волны эмиграции (и в частности Б. Поплавского и Г. Газданова) российскими и западными исследователями литературы русского зарубежья изучено явно недостаточно. Существуют только две монографии, посвященные творчеству Газданова (Л.Дьенеш, С. Кабалоти). Монографий, посвященных творчеству Поплавского, нет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введете
  • 2. ГЛАВА I. Литература «незамеченного поколеняя» в контексте история русской и зарубежной культуры
  • 3. ГЛАВА 2. Борис Поплаввкий — поэт Смерти
  • 2. Нирваны
  • 4. * ГЛАВА 3. Гайто Газданов — экзистенциальный гуманист

Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская эмиграция оказалась беспрецедентным явлением в европейской и мировой культуре. Никогда ггрелще столько одаренных людей не были вынуэдены покидать свою Родину и жить за ее пределами без надежды на возвращение.

Первая волна эмиграции состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества. По данным Лиги Наций, т

Россию после революции покинули I миллион 160 тысяч беженцев. И многие из них стремились во что бы то ни стало сохранить на чужбине свою культурную среду.

Об этом свидетельствует количество русских издательств и печатных изданий. Например, к 1924 году в Союз русских издателей входило 130 издательств. А в Германии годовая продукция русских книг превысила число немецких^. Б Берлине выходили десятки газет и журналов, работали три русских театра. Многие известные ученые продолаали свою деятельность в Русском НаучнснФилософском Обществе, Религиозно-Философской Академии, Русском Академическом Союзе.

В Париже к 1928 году количество русских журналов увеличилось до 52 изданий, и этот уровень сохранился до конца 30-х годов.

Как писал в своей книге «За рубежом» Н. Зернов, «Внутри столицы Франции образовался русский городок. Его жители могли почти не соприкасаться с французами. По вос1фесеньям и праздникам они

1 П.Ковалевский. Зарубежная Россия. Париж. 1971. С. 12−13. В.Поремский. Политическая миссия русской эмиграции. Франкфурт-на~Майне, 1954. С. 4. ходили в русские церкви, по утрам читали русские газеты, покупали провизию в русских лавочках и там же узнавали интересовавшие их новостизакусывали они в русских ресторанах и дешевых столовых. Посылали детей в русские церквипо вечерам они могли ходить на русские концерты, слушать лекции и доклады или участвовать в собраниях всевозможных обществ и объединений. В эти годы в Париже было более трехсот русских организаций. Все эти общества устраивали заседания, обеды, «чашки чая», служили молебны и панихида. Приходя на эти собрания, шоферы такси или рабочие завода снова становились полковниками или мичманами флота, портнихи — институтками, скромные служащие — сенаторами или про-курорами3.

С начала 20-х годов в Париже действовали русские Торгово-промышленный и финансовый союз (объединивший состоятельных предпринимателей), Союз писателей и журналистов, Академическая группа и Академический союз, Федерация инженеров, Общество химиков, Союз адвокатов, Объединение врачей, Русский госпиталь, Красный Крест, Союз русских инвалидов. Казачий союз, Русское студенческое христианское движение «Православное дело», Общество охранения русских культурных ценностей, скаутские организации и различные военно-политические объединения.

На музыкально-артистическом Олимпе блистали Ф. И. Шаляпин, композиторы С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, С успехом выступали хор донских казаков С. Жарова, церковный хор Н. Афонского, «Русский балет» С. П. Дягилева (который подарил миру школу А. Павловой, М. Кшесинской, Дж. Баланчина, С. Дифаря). Кстати,

3 Н.Зернов. «За рубежом». Париж. 1973. С. 123

Лифарь часто повторял, что мировой балет всей первой половины века является созданием балетных сил русской эмиграции^. Были открыты несколько драматических театров. А главное — именно во Франции шиш и работали саше известные русские литераторы рубежа 19−20 веков: И. А. Бунин, И. САелев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, Д.С.МережковскиЙ, З.Н.йппшус, Марк Алданов, Г. В. Адамович, В. Ф. Ходасевич. А после высылки из России, в 1922 году, во Францию прибыли философы Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Йльин, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, С. Л. Франк, Л. П. Карсаэин, о. СергеЙ Булгаков. Многие из них обосновались в Париже, где образовался центр религиозно-философской мысли. Ими проводились тематические диспуты и собрания. Издавались журналы. Наиболее известными были «Путь» Н. Бердяева (61 номер с 1931 по 1939 гг., тираж 1000−1200 экземпляров), «Вестник РСХД» (вышедший в 1929 году тиражом 1500 и к 1939 г. достигший тиража в 5000 экземпляров) и «Новый град» под редакций Н. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова (14 номеров с 1931 по 1939 гг.).

Эмигранты-литераторы тоже не оставались в стороне. Они принимали участие в издании многих «толстых» журналов. Одним из первых начал печататься в 1920 году журнал «Грядущая Россия» (редактор Н.В.Чайковский). &-ву на смену пришли «Современные записки», издававшиеся с 1920 по 1940 годы Н. Д. Авксентьевым, И. И. Буваковым, М. В. Вишняком, А.И.1^ковским, В. В. Рудневым. Всего вышло 70 номеров.

Также можно назвать известные литературные журналы «Русские записки» (1937;1939), выпускавшиеся той же редколлегией,

4 П.Ковалевский. Зарубежная Россия. 1971. С. 288. что к «Современные записки» — «Жар-птицу» С1921;1926, 14 номеров, редакторы А. Э. Коган, АЛерный, Г. К.Лукомский) — «Звено» С1923;1928 гг., Винавер, Милюков) — 'Числа" (1930;1934, И.А. Опуп) — «Береты» (1926;1928) — «Сполохи» (1921;1923) — «Встречи» (1934, 6 номеров) — горьковскую «Беседу» (1923;1925, 7 номеров). И большинство этих изданий придерживались очень умеренных взглядов в отношении большевистской России. Единственным литературным журналом, занимавшим в этом вопросе непримиримую позицию, была «Русская мысль», издаваемая П. Б. Струве с 1921 по 1924 годы и в 1927 году5.

Такого количества печатных органов в то время не имела ни одна из диаспор, проживающих вне своей исторической Родины. И ни одна из диаспор никогда не оказывала такого культурного, религиозного, философского влияния на чужую среду, как русская эмиграция.

Немецкий философ В. Щубарт в книге «Европа и душ Востока» в 1938 году писал: событие эпохального значения русская эмиграция. Она, хотя это сейчас и мало кто видит, является для взаимоотношения Востока и Европы, а следовательно и дал духовной судьбы Запада чем-то даже более значительным, чем тот поток людей с классическим образованием, который с 1453 года, с занятием турками Константинополя, хлынул в Европу. Три миллиона восточных людей, принадлежащих большей частью к духовно ведущему слою, хлынули в европейские народы и возвестили им культуру, которая до того времени Западу была почти не известна и не доступна. Это событие

5 М.Назаров. Миссия русской эмигращи. Москва. 1984. С. 44−45. должно вызвать такие последствия, результаты которых станут ясс ними лишь спустя десятилетия.

Шубарт полагал, что Россия из глубины своего страдания черпает глубокое знание человека и смысла его жизни дяя того, чтобы возвестить это знание всем народам земли, к проблему взаимоотношения Востока и Запада этот философ рассматривал как возможность «одухотворения Востоком — Запада», как призыв восстановить человека в его первоначальном единстве, как попытку создать современного человека.

Возможно, Щубарт несколько преувеличивал духовное значение русской эмиграции для Западной Европы. Но тем не менее ее влияние было ощутимым и имело зримые подтверждения. Например, большинство беженцев были православными христианами, и благодаря им в Западной Европе укоренилось православие, которого там раньше не было.

Историк М. Назаров называет это явление «Миссией зерна» (если пшеничное зерно, паддш в землю, не умрет, то останется одно, а если ущзет, то принесет много плода: — Йн. ХИ, 24). Переставая быть русской, эмиграция умирала для России, и давала плод, обогащая иностранный мир. Она вносила конкретный вклад в его благосостояние. Свидетельство тому — изобретение телевидения В. Зворыкиным, открытие высокооктанового бензина В. Ипатьевым, социологические труды П. Сорокина и труд сотен других ученых с мировыми именами, в том числе и работы Нобелевских лауреатов физики И. Пригожина и экономиста В.Леонтьева.

6 IV /Ъго^ Фе 5£еЛе с! е <> М.Назаров. Миссия русской эмиграции. Москва. 1994. С. 8.

Но, кроме вклада в европейскую цивилизацию, у русской эмиграции был и еще один аспект — ее миссия по отношению к собственной стране, которая заключалась в сохранении памяти о дореволюционной России и ее национальном самосознании, в создании «блока памяти» своей нации. Требовалось сохранить за пределами Родины «малую» Россию. Эту миссию в достаточной мере выполнили писатели-эмигранты старшего поколения. Ими было написано множество мемуаров и художественных произведений, которые запечатлели навсегда утраченную Россию и сохранили ее духовные ценности. Молодому же поколению было суждено осмыслить трагизм существования творческой личности в условиях чужой культурной среды и адаптироваться к этой среде.

По мнению выдающихся русских литературных критиков того времени М. Осоргина, Г. Адамовича, В. Варшавского наиболее яркими представителями молодых писателей и поэтов, обосновавшихся во Франции, являлись ГаЙто Газ данов и Борис Поплавский.

Газданов был талантливым писателем, Поплавский — одаренным поэтом. Ш творчество отражало основные тенденции развития литературы «незамеченного поколения». Поэтому в данном диссертационном исследовании мы обратились к творчеству именно этих литераторов.

Основная цель исследования сформулирована в его названии и состоит в выявлении экзистенциальных мотивов в творчестве Б. По-плавского и Г. Газданова путем анализа произведений этих авторов.

Для творчества этих литераторов характерно постоянное обращение к философским категориям Бытия, Смерти, Страха, Одиночества.

И в их понимании эти категории не подвластны разуму, т. е. экзистенциальны. И Поплавскому, и Газданову, на наш взгляд, присущ так называемый «экзистенциальный» тип мышления, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами, желаниями, предчувствиями, опасениями, своим опытом и надеждами. Только такому «мыслителю» открывается истина, существенное в вещах.

Б произведениях этих литераторов постоянно встречаются рассуждения об одиночестве героев, о трагичности любви, бессмысленности существования. И они развивают эти теш в соответствии с экзистенциальным типом мышления.

Также мы поставили задачу определить место «незамеченного поколения» в русской литературе и проследить взаимосвязь творческого поиска молодых писателей русского зарубежья с русской литературой рубежа веков.

Мы обращаем внимание на некоторые философские концепции, господствовавшие в русских интеллектуальных кругах в начале и первой трети 20 века, и рассматриваем философские искания Б. По-плавского и Г. Газданова в контексте философских и духовных исканий эпохи, прослеживаем их влияние на форму и содержание произведений.

Актуальность теш. Состояние научной разработки проблемы

Актуальность данного исследования состоит в том, что оно способствует «возвращению» в русскую литературу имен писателей-эмигрантов «незамеченного поколения» .

Избранная наш тема актуальна также и в тем плане, что творчество молодых литераторов первой волны эмиграции (и в частности Б. Поплавского и Г. Газданова) российскими и западными исследователями литературы русского зарубежья изучено явно недостаточно. Существуют только две монографии, посвященные творчеству Газданова (Л.Дьенеш, С. Кабалоти). Монографий, посвященных творчеству Поплавского, нет. Имеющиеся же исследования в большинстве своем представляют собой критические статьи и рецензии, написанные русскими критиками, оказавшимися в эмиграции, и западными литературоведами. Причем некоторые статьи являются по своей сути некрологами с воспоминаниями о том, каким талантливым был умерший поэт или писатель и как много с его смертью потеряла русская литература. Поскольку большинство работ находится в зарубежных архивах и доступ к ним затруднен, в данной диссертации либо пересказывается содержание наиболее значимых фрагментов этих исследований, либо цитируются ключевые высказывания 1фитиков.

Среди существующих исследований прежде всего следует выделить книгу В. Варшавского «Незамеченное поколение», в которой автор рассуждает о творчестве и судьбах молодых литераторов, многих из которых он знал лично. И хотя это произведение не является литературоведческим исследованием, некоторые замечания автора, касающиеся литературной деятельности эмигрантской молодежи, очень глубоки.

Большой интерес представляют книга «Одиночество и свобода» Г. Адамовича, также посвященная судьбам писателей-эмщрантов, статьи и воспоминания И. Бунина, М. Осоргина, А. Бахраха, Н. Берберовой, И. Зданевича, М. Цетлива, Г. Иванова, Н. Татищева и других критиков и литераторов, публиковавшихся в эмигрантских журналах.

Из современных публикаций в нашем исследовании использовались, прежде всего, *снига американского социолога Лаело Дьенеша «1&-йто Газданов. Жизнь и творчество», в которой он анализирует наиболее значительные романы Гайто Газданова, приводит некоторые факты из биографии писателя, прослеживают связь его творчества с идеями Льва Толстого и Федора Достоевского, и статья Ю. Линни-ка «Эстетика небытия», посвященная буддийским мотивам в творчестве Бориса Поплавского.

В России исследования по этой теме появились в последние десять лет. Но, тем не менее, в совокупности эти работы дают представление о тенденциях развития литературы «незамеченного поколения» в целом и творчестве Г, Газданова и Б. Поплавского в частности. Одна из наиболее серьезных работ — монография Сергея Каболоти, посвященная романистике Газданова, а также, исследования А. Хадарцевой, которая изучала биографию Г. Газданова ж состояла с ним в переписке, статьи Ст. Никоненко и Р. Тотрова, анализирующие ряд произведений этого писателя, работы В. Агеносова, посвященные творчеству Г, Газданова и Б. Поплавского, диссертация Ю. Матвеевой «Художественное мышление и проза Гайто Газданова» и некоторые другие работы"

Предметом исследования являются четыре поэтических сборника Бориса Поплавского «Флаги» (Париж, 1931 г.), «Снежный час» (Париж, 1936 г.), «В венце из воска» (Париж, 1938 г.) и «Дирижабль неизвестного направления» (Париж, 1965 г.) и наиболее значительные романы 1кЙто Газданова «Вечер у Кяэр», «Ночные дороги», «Пилигримы», «Эвелина и ее друзья» и некоторые другие его произведения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Обоснование метода.

Творчество Гайто Газданова и Бориса Поплавского рассматривалось в процессе развития, во взаимосвязи с эпохой и в контексте русской и европейской философской мысли XX века. Исследовалась связь художественных произведений с социально-общественной действительностью, устанавливался характер их отношений к произведениям и творчеству других писателей. Анализ произведений проводился с точки зрения социально-структурного подхода и был ориентирован на установление определенных внутренних закономерностей творчества писателей, а также на целостный анализ произведения, рассматриваемого в его связи с социальной действительностью, ее противоречиями и проблемами, преломляющимися в конфликте литературного произведенияхудожественное произведение исследуется как динамическая система взаимосвязанных эстетических величин, находящихся в гармоническом и диалектическом единстве.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении творчества Б. Поплавского и Г. Газданова в контексте взаимодействия различных культурных традиций: русской, европейской (большей частью — французской) и восточной. А также в том, что литературное наследие этих писателей рассматривается с точки зрения продолжения традиций русской литературы «серебряного века», избежавших в условиях эмиграции влияния «социалистического реализма» и в то же время трансформировавшихся под воздействием литературы европейской.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в курсе современной русской литературы в школе и вузах, в спецкурсах ж спецсеминарах по вопросам литературы русского зарубежья и в дальнейшем изучении творчества Б. Поплавского и Г. Газданова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

1. Произведения Бориса Поплавского, использованные в данном исследовании.

2. Поплавский Б. Сборник сочинений под редакцией С. Карлин-ского и А.0пкотти,-1980.

3. Поплавский Б. В венке из воска: четвертая книга стихов.-Париж.- 1933.

4. Поплавский Б. Дирижабль неизвестного направления.-Париж.-. 1965. Поплавский Б. Снежный час: Стихи.-I93I-I935,-Париж.-1936.

5. Поплавский Б. Флаги: Стихи.-Париж.- 1931.

6. Поплавский Ъ. Домой с небес: Романы. Сйб.-Дюссельдорф.

7. Поплавский Б. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма.- 1996.

8. Поплавский Б. Покушение с негодными средствами: Неизвестные стихотворения, письма к И.Зданевичу.-М.- Дюссельдорф. 1997.

9. Произведения Гайто Газданова, использованныев данном исследовании,

10. Газданов Г. Собрание сочинений в S т. 4*1, — 1996.

11. Газданов Г. Вечер у Клэр, //Романы и рассказы. / Гайто Газданов. М, — 1990.

12. Газданов Г. История одного путешествия. // Романы и рассказы, / Гайто Газданов.-M.- 1990,

13. Газданов Г. Ночные дороги. //Романы и рассказы. / ГайтоГазданов. M.- 1990.

14. Газданов Г, Водяная тюрьма. //Романы. / Гайто Газданов.-Владикавказ. 1990,

15. Газданов Г. Призрак Александра Вольфа. //Романы. /Гайто Газданов. Владикавказ.- 1990.

16. Газданов Г. Возвращение Будды. //Романы. /Гайто Газданов.-Владикавказ. 1990.

17. Газданов Г, Пилигримы. // Вечер у Клэр. /Гайто Газданов.-М.- 1997.

18. Газданов Г. Эвелина и ее друзья. // Вечер у Клэр. /Гайто Газданов. М.- 1997.

19. Газданов Г. Библиография. -Париж.- 1982. Произведения, рецензии и отзывы, посвященные творчеству Бориса Поплавского.

20. Адамович Г. Одиночество и свобода.-Нью-Йорк.-1955.

21. Адамович Г. Памяти Поплавского. // Последние новости.-Париж. 1935. & 5320.

22. Аллен Л. Домой с небес. О судьбе и прозе Б.Поплавского.Спб.- Дюссельдорф.

23. Бахрах А. Воппданая Поплавского. // Русская мысль, 1979. № 3284.

24. Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. Мюнхен.- 1972.

25. Бердяев Н. По поводу «Дневников» Б.Поплавского. Соьр. записки.- Париж.- 1939. й 68.

26. Варшавский В. О Поплавском. Незамеченное поколение.-Нью-Йорк.- 1956.

27. Варшавский В. Моннарнасские разговоры. // Руск. мысль, 1977. № 5148.

28. Газданов Г. Поплавский Б. Снежный час. // Совр.записки. Париж.- 1936. — & 61.

29. Тазданов о Цоплавском. // Совр.записка.-Париж.- 1936.-fe 59.

30. Иванов Г. Поплавский Б. Флаги. //Числа.-Париж.-193X.- й 5.30. йваск Ю. Возрождение Бориса Поплавского (I903-X935). // Русск.мысль. 1980. й 3323. 28 авг.

31. Кублановский Ю." Вестник РХД',' fe 158, 1990. £.Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. Спб.-Дюссельдорф.-Х993.

32. Ладинский А. Памяти Бориса Поплавского. //Последние новости. Париж.- 1935. iti 5316.

33. Мевдддьштам Ю. Борис Поплавский. Возрождение. Париж.-1935. fie 3781.

34. Мендельштам Ю. Б. Поплавский. Снежный час. // Круг.- Бррлин,' 1931.

35. Одоевцева И. Борис Поплавский. На берегах Сены. Париж.-1983.

36. Поплавский Ю. Борис Поплавский. //Новь.-Таллин.-1935.-й 8.38″ Святополк-Шрокий Д. Заметки об американской литературе.//Евразия: Еженедельник по вопросам литературы и политики.-Париж.- 1929. й 7.

37. Седых А. Монпарнасские тени. Далекие, близкие. Нью-Йорк.-. 1962.

38. Слоним Ш* Книга стихов Б.Поплавского.//Воля России.-Прага.- 1931, — к 1,2.

39. Сяешш М. Молодые писатели за рубежом. // Воля России.-Прага. 1929. й Й), IX.

40. Струве Гл. На вечере «Перекрестка». // Россия и славянство.-Париж.- X93I.

41. Струве Гл. Поплавский. Русская литература в изгнании. -Париж.- 1984.

42. Струве Гл. О Поплавсмом. Русская литература в изгнании.-Нью-Йорк,-1956.

43. Татищев Н. О Поплавском. /Друг. -Париж.-1938.-Кг 3.

44. Татищев Я. Поэт в изгнании. // Новый журнал. Нью-Йорк.-194?.- № 15.

45. Татищев й. Борис Поплавский поэт самопознания. // Возрождение. — Париж. — 1965. Иг 165.

46. Татищев Н. Синяя тетрадь. Письма в Россию. Париж.- 1372.49.-Татищев Н. Дирижабль неизвестного направления. Б дальнюю дорогу.- Париж.- 1974.

47. Татищев Я. Исповедь Бориса Поплавского. //Русская мысль.-1976.-Й? 3102.

48. Терапиано Ю. Борис Поплавский. Встречи.- Нью-Йорк.-1953.

49. Фельзин Ю. Поплавский. // Круг.-Берлин.- 1936. № I.

50. Ходасевич В. О смерти Поплавского. Литературные статьи и воспоминания. -Нью-Йорк.-1945.

51. Ходасевич В. г Б.Поплавский. «В венке из воска» // Литературные статьи и воспоминания.

52. Детлин М. Борис Поплавский «Флаги». //Совр.записки. -Париж.- 1931. «46.Произведения, рецензии и отзывы, посвященные творчеству Гайто Газданова.

53. Адамович Г. Литературные беседы. Зарубежные прозаики. // авено.- 1923. I мая.

54. Адамлвич Г. Литературная нейеля. Молодые рошнтисты. // Иллюстрированная Россия. 1930. О.-Ка I.

55. Адамович Г. Литературная неделя. «Вечер у Клэр». Г. Газда-нов. Ц Иллюстрированная Россия. 1930.

56. Адамович Г. Литературная неделя. «Числа». // Иллюстрированная Россия. 1930. 10 мая.

57. Адамович Г. О литературе в эмиграции. //Последние новости.- 1931. II и 25 июня.

58. Адамович Г. Литературные впечатления. // Современные записки. 1936.56.

59. Адамович Г. // Последние новости.- 1932, — № 27. 2 ииня.

60. Адамович Г. // Последние новости.-1932. й 28. 27 окт.

61. Адамович Г. // Последние новости.- 1934. № 29. 15 февр.

62. Адамович Г. // Последние новости, — 1934. № 2а, — 8 ноябр.

63. Адамович Г. // Последние новости. 1935. — № 2а.- 4 июля.

64. Адамович Г. // Последние новости.-1935, — й 2а, — 28 ноябр.

65. Адамович Г. // Последние новости, — 1936, — ¡-й 31.-12 щрр.

66. Адамович Г. // Последние новости.- 1936. Ш 56. 30 июля.

67. Адамович Г. Через пятнадцать лет. // Последние новости.-1936, — № 56, — 27 авг.

68. Адамович Г. // Последние новости. -1936. № 32. 10 дек.

69. Адамович Г. // Последние новости. -1937. № 33, — 7 окт.

70. Адамович Г. // Последние новости. 1938. Кг 34. 23 июня.

71. Адамович Г. // Последние новости.-1938. & 34. 10 ноября.

72. Адамович Г.

Литература

в «Русских записках». // Последние новости.- 1938.-й 36, — 24 ноября.

73. Адамович Г. Литературные заметки" Г. Газданов. История одного путешествия. Роман. // Последние новости.- 1939.26. 26 янв.

74. Адамович Г.

Литература

в «Русских записках». //Последние новости.- 1929. !Ё 37а, — 27 апр.

75. Адамовшг. Г.

Литература

в «Русских записках». // Последние новости. 1939. № 3. 29 июня.

76. Адамович Г.

Литература

в «Русских записках». // Последние новости.- 1939. Й 3. 3 авг.

77. Адамович Г. // Последние новости.- 1929. ¡-й 4а.- I? авг.

78. Адамович Г.

Литература

в «Русских записках». // Последние новости.- 1939. й 3. 29 сент.

79. Адамович Г. Одиночество и свобода.- Нью-Йорк.- 1955.

80. Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру.Париж.- 1961,

81. Адамович Г. Комментарии* Вашингтон.- 1967.

82. Адамович Г. На смерть Г. И. Газданова. Радиопередача от 9/10 дек. 1971.

83. Адамович Г. Памяти Газданова. // Новое русское слово.-1971. II дек. (Перепечатано в Русской мысли от 30 декабря 1971).

84. Алдаяов М. О положении эмигрантской литературы. Современные записки.- 1936. к 56. кн. 61.

85. Андреев Ник. Современные записки.- 1932. Часть литературная. Воля России.- 1932. 4/6.

86. Андреев Николай. Заметки читателя. Дважды два-четыре. Возрождение.- 1954.

87. Аноним. «Воля России» .-1927. кн. II.Звено.- 1927. 27 март. Содержит первое упоминание имени Газданова в связи с современной русской литературой.

88. Аноним. Вечера Кочевья. // Воля России.- 1929. й 2.

89. Аноним. Вечера Кочевья. // Воля Воссии.- 1929. № 4.

90. Аноним. Кочевье. // Воля России.- 1929. N° 8/9.

91. Аноним. Парижский литературный сезон. //Воля России.-1929. Ш 1/3.

92. Анонсы. Вечер Газданова. // Последние новости.- 1939*18,26,27 июня,

93. Аноним. Гайто Газданов, романист в ссылке, Тайме.-Нью-Йорк.- IS7I.- 9 дек.

94. Анненков Ю, Дневник моих встреч, — Мюнхен.- I966. т.1.

95. Арнсон Григорий. Новое русское слово, // Новый журнал, кн.16: литература, — 1947. 13 окт.

96. Арнсон Григорий. Новое русское слово. // Новый журнал, кн. 22: литература.- 1950. 12 девр.

97. Арсеньев В. (псевд. А.В.Поремского) Сухими глазами. // Грани.- 1952. № 4 в.

98. Бакунина Е. Письма без заглавия из Парижа в разделе «Осенние листья». // Новь,-1934.

99. Баумгартен В. Ф. Русские в Галлиполи: сборник статей.-Берлин.- 1923.

100. Вейдле В. Черновик рукописи на французском языке анонса.-Ш 5. 1947.-18 февр.

101. Вейдле В. Новая проза Газданова. // Новое русское слово.-1977. 30 янв.

102. Вишняк М. Современные записки. Воспоминания редактора.-Блумингтон.- 1957.

103. Воробьев А. Шуменская русская гимназия. // Русская мысль.-1981, — I янв.

104. Горлин М. Похвальное слово Гайто Газданову. //Руль,-1930. 30 марта.

105. Горбов Я. Н. Литературные заметки. I. Гайто Газданов, Панихида. Рассказ. // Возрождение.-i960.-вып.59.

106. Горбов Я. Литературные заметки. 3. Гайто ГаздановНищий, Мосты. // Возрождение.- 1962.-вып. 8.

107. Гиппиус 3. История интеллигентской эмиграциисхема 4-х пятилеток.- 1972.

108. Гуль Р. Одвуконь. Советская и эмигрантская литература.-Нью-Йорк.- 1973.

109. Дьенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество.- Владикавказ.-, 1995.

110. Зайцев Б. Вечер у Клэр. Гайто Газданов. // Россия и славянство.- 1930. 22 марта.

111. Зильберштейн И. Новое о Горьком. //Литературная газета.-1979, — 29 апр.

112. Злобин В. Литературный дневник.- 1958.

113. Иванов Георгий. В.Сирин. «Машенька11.// '.Числа.- 1930.-Ш I.125* Ковалевский П. Зарубежная Россия.- Париж, 1971;1973. Т.I.

114. Кнорринг Н. Что читают в эмиграции. Цифры Тургеневской библиотеки. // Последние новости. 1931. 30 апр.

115. Кускова Е. Не идеи, а лозунги. // Последние новости.-1936. 12 март.

116. Кузнецова Г. Грасский дневник, — Вашингтон, — 1967.

117. Ладинский А. Кочевье. // Последние новости.- 1931.-8 окт, ХЗО. Литовцев С. Чинла. // Последние новости.- 1931. 2 июля.

118. Мансветов В. Неизвестная литература. // Сборник русской зарубежной литературы,-Нью-Йорк.- 1942. Ка 56.

119. Митина Г. Памяти Георгия Ивановича Газданова. Радиопередача от 4/5 дек. 1974.

120. Набоков В. Тяжелый дым. // Последние новости, — 1935.-3 март.

121. Н.Ал. (Новик Ал.) Журнальная беллетристика. // Воля России.- 1931. ¾.

122. Нем. (псевд.). Писатель с фарами, // Русская мысль.-1961. 30 сент.

123. Никоненко Сти! Гайто Газданов возвращается на Родину.-М.- 1990.

124. Ос.Них. (Осоргин Михаил). Вечер у Клэр, //Последние новости." 1930. 20 март.

125. Осоргин Мих. Книга Чисел. // Последние новости.- 1930.20 март.

126. Оцуп Н. Гайто Газданов. Вечер у Клэр.- Париж.-1930.

127. Осоргин М. О молодых писателях. // Последние новости.-. 1936. 19 март.

128. Осоргин М. О душевной опустошенности, //Последние новости.- 1936, — 10 авг.

129. Поплавский Б. С-: мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции. // Числа.- 1930. 2/3.

130. Постников С. О молодой эмигрантской литературе. // Воля России*— 1927. 5/6.

131. Постников С. Русские в Праге I9I8-I928. Прага.- Х928.

132. Полторацкий Н. Русская литература в эмиграции.- Питтсбург,-1972.

133. Ремизов А. Русские писатели в Париже в изображения А. М. Ремизова. // Русский магазин, — 1930.

134. Ремизов А. Какое произведение русской литературы последнего пятилетия Вы считаете наиболее значительным и интересным? // Новая газета.- 1931. I апр.

135. Ремизов А, Мушкина дудочка, — Париж.- 1953.

136. Ржевский Л. Памяти Г. И. Газданова. // Новый журнал,-1972.

137. Савельев С. Г. Газданова-История одного путешествия.-Париж.- 1939.

138. Сазонова 10. Современные записки* Часть литературная.// Последние новости, — 1931. 5 март.

139. Сав. А. (Савельев А.). Р.Разданов. Вечер у Клэр.// Руль,. 1930, — 2 апр.

140. Савельев А. // Руль.- 1930, — 26 март,

141. Слоним М. Литературный дневник. Молодые писатели за рубежом. // Воля России.- 1929. 10/П.

142. Слошш М. Литературный дневник. Два Маяковских Роман Газданова. // Воля Россш.- 1930. 5/6.

143. Слоним Новый эмигрантский журнал.- Париж.- I93U.

144. Слоним М.

Литература

в эмиграции. Новая газета, — 1931. I март.

145. Слоним ??. Заметки об эмигрантской литературе. // Воля России, — 1931. 7/9.

146. Слоним М. Литературные заметки. // русский сборник Новоселье. -194?.- 31/32.

147. Слизский А. Из новейшей художественной литературы. // Возрождение, — 1953. № 29.

148. Струве Гл. Русская литература в изгнании.- Нью-Йорк.-1956.

149. Слоним М. О Ларине Цветаевой. Из воспоминаний.// Новыйжурнал.-.1970. 100.

150. Слоним М* Памяти Г. И. Газданова. Радиопередача от 8/9 декабря 1971.

151. Слоним М. Гайто Гаэданов. // Новое русское слово.- 1971.19 декабря.

152. Струве Гл. К истории русской зарубежной литературы. // Новый журнал.- 1973, — 110.

153. Херапиано Ю. Гайто Гаэданов. // Русская Мысль.- 1972.27 янв.. ,

154. Товарищ Марк (А.П.Покотилов). Эпизод из жизни советского партизанского отряда имени Максима Горького.// Вес®-ник русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления во Франции.- 1947. te 2.

155. Тотров Р. Между нищетой и солнцем.-Владикавказ.- 1990.

156. Хадарцева А. К вопросу о судьбе литературного наследия Гайто Газданова. // Литературная Осетия N9 71. Орднсоникидзе.- 1988.

157. Ходасевич В. Летучие листы. «Числа». // Возрождение.-1930. 27 март.

158. Ходасевич В. Книги и люди. // Возрождение.- 1934.-15 март.

159. Ходасевич В. Книги и люда.//Возрождение.- 1934. 14 июня.

160. Ходасевич В. Книги и люди.//Возрождение.-1934.-8 ноябр.

161. Ходасевич В. Книги и люда,//Возрождение.-1936. № 5935.

162. Ходасевич В. Книги и люди, // возрождение.-1936.-23 дек,

163. Ходасевич Б. Книги и люди, //Возрождение.-1937, — 15 окт.

164. Ходасевич В. Книги и люди. //Возрождение, — 1938. XI нояб.

165. Ходасевич В. Книги и люди. История одного путешествия. // Возрождение.- 1938, — 23 дек.

166. Указатель периодических изданий эмиграции из России и СССР за 1919;1952 гг.- Мюнхен.- 1953.

167. Русский литературный архив (статьи и письма писателей)// Ред. М. Карпович и Д.Чижевский.- Кембридж.- 1956.

168. Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке" 1920;1980,Сводный указатель статей. // Ред.т.А.Осоргина, Т. Я. Гладкова.- Париж, — 1988.

169. Зернов Н. За рубежом, — Парик.- 19 73.

170. Ковалевский П. Зарубежные писатели о самих себе.- Париж.-1957.

171. Ковалевский П, Зарубежная Россия, История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека.-I920-I97Q.- Париж.- 1971.

172. Поремский В. Политическая миссия русской эмиграции.-Франкфурт-наЧиайне.- 1954.

173. Schu&azi W. emopq und с//е. Cee? e c/es 0?>Ь?щ pfueintjin. 1979. Историко-литературные воспоминания. Литературная критика.

174. Адамович Г. Комментарии. Вашингтон.- 1967.

175. Бердяев Н. Автобиография, Самопознание, Опыт философской автобиографии, — Париж.- 1949.

176. Бердяев Н. Русская идея (Основные проблемы русской ¿-мели XIXначала XX вв.).- Париж, — 1946.

177. Бунин Ив, .жесия русской эмиграции (Речь, произнесеннаяв Париже 16 у.е.враля 1924 г.) // Руль.- 1924. i I0I3.-3 апр.

178. Бунин И. Воспоминания. Парик.- 1950.2С0. Валентинов Н. Два года с символистами. 0танфорд.-1960.

179. Вишняк ли Дань прошлому.- Нью-Йорк.- 1954.

180. Вишняк? a. Годы эмиграции I9I9-I969. Пари—-.-Нью-Йорк.-I97U.

181. Гессен И. Годы изгнания.- Париж.-1979.

182. Гиппиус S. О любви. Сб. Русский эрос. {U.-I99I.

183. Гуль Р. Я унес Россию. Апология эмиграции: В 2 т.-Париж.-1981. T. I (Россия в Германии) — 1983,-Т.2 (Россия во Франции),

184. Евреинов Е. Памятник мимолетности. Из ис-гории эмигрантского театра в Париже, Париж.- 1953.

185. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым.-Париж, — 1939.

186. Лосский Н. Воспоминания.-Германия, — 1968.209. ваковский С. На Парнасе «Серебряного века» .- Мюнхен.-1962.

187. Мескин В. Кризис сознания и русская проза конца XIX-начала XX вв.- М.- 1997.

188. Милюков П. Очерки по истории русской культуры" — Па*ик.

189. Оцуп Н. Современники.- Париж.- 1961.

190. Оцуп Н. Литературные очерки.- Париж.- 1961. Список историко-философских трудов, использованных при написании данного исследования.

191. Беккрель I. Эволюция материи и миров.- M.-I9I3.

192. Бюллетень. Судьоа человечестваM. I99I.

193. Боголюбов ii. Философия религии, Т.1,4.1, историческая.Киев.- 19X5.

194. Виндельбанд Ь. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками, — СПб.- 1913.

195. Гайдукова Т. У истоков: Кьеркаор oo иронии, трагедия культуры и культура трагедии.- СПб.- 1995.

196. Данилевский fi. Россия и Европа. СПб.- 1888.

197. Демчинский Б. Сокровенный смысл войны.-Петроград.-1515.

198. Карсавин Л. Святые отцы и учителя Церкви, — М.-1994.

199. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография.- М.-1892.

200. Кларк Да. Мистицизм и парадокс жизни после смерти. Со, Ма гиче ский крис талл. -М. -1994.

201. Кьеркегор. Страх и трепет.-Л.1991.

202. Лео’он Г. Психология социализма.

203. Марсель Г. Трагическая мудрость философии, — ?1,-1395,

204. Бережковский Д, 0 причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. // Русская литературная критика конца 19 начала 20 века. Сост.А.Соколов.та.-1932.

205. Мебис Г. Курс энциклопедии оккультизма.-Киев.-1954.

206. Налимов В. Драгошна Ж. Трансперсональное движение. Возникновение и перспективы развития.//Психологический журнал. М,-1992.-Т.13. № 3.

207. Новицкий 0. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований.-Киев.-1860.

208. Пуанкаре А. Новая механика и эволюция законов.- М.-Х913.

209. Руткевич А. На развалинах священных стен. Сб. Магический кристалл.- Ы.-1994.

210. Соловьев В. Буддийские настроения в поэзии. // Вестник Европы, — 1984.

211. Соловьев В. О трех типах философии. Соч. ь 2 Т.Т.2.-М, — 1938.

212. Соловьев В. Кризис Западной философии. Соч. в 2-х !., Т.2,-Ы.- 1938.

213. Соловьев В. Философские начала дельного значения. Соч. в 2-х Т., Т.2. iA.- 1988.

214. Тиллих П. Мужество быть. Символ 28.-Париж.- 1992.

215. Ходасевич В. Конец Ренаты. Со, Русский эрос.-М.-1991.

216. Чернов В. Философские и социологические этюды.-M.-IS07.

217. Шестов Л, Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления.- Л.-1991.

218. Шмаков В. Великие Арканы Tapo.-Киев.-1993.242. йтайнер Р. Шстерии и их мудрость. // Христианство как мистический факт, — Ереван.-1991.

219. Штайнер Р. Тайная мудрость Египта. //Христианство как мистический факт, — Ереван.- 1991.

220. Юнг К, Проблема души современного человека.//Философские науни, — М.- 1939, — ?? 8,

221. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художествеиному творчеству. // Зарубежная Эстетика и теория литературы XIX—XX вв., — M.-I987.

222. Юшкевич П. Материализм и критический реализм, СПб.-1908.

223. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опкт православной теодиции в 12 письмах священника П.Флоренского.М.- Путь.- 1914.

224. Ясперс К. Духовная ситуация времени.- М, — 1390,

225. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-r.á-, — 1991. шр^лУ/ф^'Х ¦¦ 5%'}Ак>: I— я Ж г* Ж" * - '.у Iл. ¦ «*'

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой