Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегический менеджмент на макроуровне

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ развития экономики страны, разрешение межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем. При этом под программой в стратегическом планировании понимают… Читать ещё >

Стратегический менеджмент на макроуровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее содержание стратегического менеджмента в масштабе государства (отрасли)

Стратегический менеджмент на макроуровне, т. е. в масштабах государства или отрасли народного хозяйства, соединяет в себе процессы стратегического планирования и регулирования всех сфер жизнедеятельности объекта управления.

Как практическая деятельность соответствующих субъектов управления стратегическое планирование имеет своим содержанием разработку стратегических прогнозов, программ, планов и проектов.

Стратегический характер планирования в масштабах государства (отрасли) проявляется в следующих чертах:

  • • ориентация на решение ключевых, определяющих целей системы, т. е. тех, от достижения которых зависит ее выживание и социальноэкономический прогресс;
  • • устремленность в перспективу (как правило, на период более одного года);
  • • увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
  • • учет воздействия на управляемый объект внешней среды и разработка мероприятий, ослабляющих либо использующих ее влияние при решении стоящих перед системой задач;
  • • адаптивный характер, т. е. способность предвидеть изменения во внешней и внутренней среде и приспособить к ним процесс функционирования управляемого объекта.

Основными процедурами стратегического планирования являются стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов различных уровней).

Роль такой процедуры стратегического планирования как прогнозирование в условиях рыночной экономики существенно возрастает. Связано это с двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, непосредственно отражающейся на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведение контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций до отраслей народного хозяйства, субъектов федерации и общества в целом.

Во-вторых, в рыночном хозяйстве важнейшие факторы воспроизводства (природные процессы, продуктивность сельского хозяйства, изменения в численности и структуре населения, спрос на товары и т. д.) имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому оценить их воздействие на социально-экономическое развитие можно лишь на основе прогноза, который выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ и планов.

Таким образом, прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования, заключающаяся в предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент в будущем. Эта процедура может быть основана либо на анализе тенденций развития объекта за соответствующий период в прошлом (обычно трехкратный по отношению к периоду прогноза) и экстраполяции этих тенденций в будущее (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или телеологический подход). Содержанием же стратегического прогнозирования является разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирически или теоретически обоснованное суждение о возможном состоянии объекта прогнозирования в будущем, о путях и сроках его достижения.

Стратегическое прогнозирование выполняет две важнейшие функции. Первая из них — предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, — предписательная, или предуказательная, способствующая оформлению прогноза в план деятельности. Предсказательная функция — это описание возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем. Предписательная функция стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов по решению различных проблем деятельности объекта управления.

Стратегическое прогнозирование имеет и управленческий аспект: использование прогнозов экономического и социального развития общества создает необходимые предпосылки повышения уровня подготавливаемых управленческих решений.

Множественный характер проблем, решаемых современным государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами порождает необходимость разработки целой системы прогнозов. Составление различных прогнозов имеет свои особенности, поэтому возникает необходимость их классификации по масштабу прогнозирования, времени упреждения, характеру объекта прогноза, функциям прогноза.

По масштабу прогнозирования выделяют:

  • • макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;
  • • прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансовокредитного и т. д.);
  • • прогнозы отраслевые и региональные;
  • • прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов, их ассоциаций и отдельных производств.

По характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на стратегические и тактические.

По времени упреждения прогнозы могут быть:

  • • оперативные;
  • • краткосрочные;
  • • среднесрочные;
  • • долгосрочные и дальнесрочные.

Стратегические прогнозы — это предвидение важнейших характеристик управляемых объектов в среднесрочной и дальней перспективах. Оперативные направлены на выявление возможностей разрешения конкретных проблем в текущей деятельности и краткосрочной перспективе. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца; краткосрочный — от 1 месяца до 1 года; среднесрочный — от 1 года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15—20 лет; дальнесрочный — свыше 15—20 лет.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие прогнозы:

  • • развития экономических, социальных и внутриполитических отношений;
  • • социально-экономических предпосылок и последствий научно-технического прогресса;
  • • динамики национальной экономики (темпов, факторов и структуры развития);
  • • воспроизводства населения;
  • • состояния рынка труда и подготовки кадров;
  • • экономического использования природных ресурсов и состояния природной среды;
  • • уровня и качества жизни населения, доходов и цен;
  • • воспроизводства основного капитала и объема инвестиций в него;
  • • внешнеэкономических связей и международных отношений.

По функциональному признаку прогнозы подразделяют на поисковые и нормативные. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативный прогноз разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состояния объекта прогнозирования отталкивается от его прошлого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и необходимым изменениям в направлении поставленной цели.

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ развития экономики страны, разрешение межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем. При этом под программой в стратегическом планировании понимают целеполагание (определение состояния объекта управления в заданный момент) и систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение этого состояния.

Разрабатываемая на любом уровне управленческой иерархии программа должна содержать:

  • • перечень решаемых ею задач;
  • • совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;
  • • расчет прямых и косвенных затрат основных видов используемых ресурсов;
  • • распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в стратегическом планировании занимают целевые комплексные (стратегические) программы. Стержень целевой комплексной программы (ЦКП) — цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель ЦКП развертывается в совокупность задач, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. ЦКП обычно охватывает все стадии воспроизводственных процессов: производство, реализацию, потребление и накопление программируемого продукта. Поэтому взаимоувязка мероприятий в ЦКП обусловлена не только единством цели, но и общностью конечной продукции, используемых технологий, сырьевых ресурсов, производственной базы и инфраструктуры. Перечисленные особенности и придают стратегическим целевым программам комплексный характер.

Комплексные целевые программы федерального уровня разрабатываются, прежде всего, как программы развития национальной экономики. На их основе осуществляется обоснование стратегических решений, обеспечивается концентрация ресурсов на перспективных направлениях, достигается сбалансированность мероприятий и согласованность деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.

Заключительной ступенью всех процедур стратегического планирования является проектирование. В процессе проектирования разрабатываются варианты стратегического плана соответствующего объекта управления. Проект не является директивой, подлежащей безусловному исполнению. Свойство директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. Единственным видом плана, имеющим силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой