Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оплата труда водительского состава

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для водителей грузовых автомобилей устанавливают, как правило, сдельную оплату труда, стимулирующую рост производительности. При этом заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т. п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. При такой оплате наиболее полно… Читать ещё >

Оплата труда водительского состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оплата труда водителей имеет свои особенности. Для водителей автомобилей используются часовые тарифные ставки, размеры которых дифференцируются в зависимости от типа, назначения и технической характеристики подвижного состава с учетом условий труда. Основной расчетной тарифной ставкой водителей грузовых и легковых автомобилей является тарифная ставка водителя третьего класса. Средством дифференциации оплаты труда водителей по их квалификации является надбавка за классность. Это связано с тем, что знания водителей в области материальной части автомобилей и правил вождения должны быть одинаковыми у всех.

Различия по классам определяют разницу в практическом опыте, навыках работы, что и поощряется надбавками. Водителям, работающим на грузовых, специальных и легковых автомобилях, при наличии квалификации второго класса производится надбавка 10% тарифной ставки, а водителям первого класса — 25%. Водителям первого класса, работающим на автобусах, легковых оперативных автомобилях, производится надбавка 15%.

Тарифные ставки водителей грузовых, специализированных и специальных автомобилей установлены по трем группам в зависимости от их типа и назначения с учетом условий труда:

  • — первая группа — бортовые автомобили общетранспортного назначения;
  • — вторая группа — специальные и специализированные автомобили (нетранспортного назначения). Тарифные ставки второй группы повышаются по сравнению с первой на 10—20%;
  • — третья группа — специальные, специализированные и бортовые автомобили, занятые на работах с вредными или особыми условиями труда водителей. Размер тарифных ставок этой группы повышен на 20—50% по сравнению с первой.

Для водителей грузовых автомобилей устанавливают, как правило, сдельную оплату труда, стимулирующую рост производительности. При этом заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т. п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. При такой оплате наиболее полно учитывается разница в интенсивности труда. Сдельную оплату труда водителей грузовых автомобилей целесообразно применять, когда созданы необходимые условия для рационального и производительного использования автотранспортных средств, исключающие возможность приписок невыполненных объемов работ, имеется документальный учет количества перевезенного груза и установлен постоянный контроль над достоверностью расстояний, на которые осуществляются перевозки.

Оплата труда производится на основе Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей. Нормы времени и расценки рассчитаны на 1 т перевозимого груза и 1 т-км (тонну-километр) выполненного грузооборота и рассчитаны в зависимости от классности водителя. Они построены из того расчета, что оплачивается все рабочее время водителя, складывающееся из времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки, а также движения автомобиля с грузом. При этом время, необходимое для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, оплачивается по сдельной расценке за 1 т груза, а время движения — по расценке за 1 т-км. При малом плече перевозок будет выработано больше тонн, а при большом плече возрастет количество тонно-километров. Соответственно, изменяется и доля оплаты труда водителя за тонны и тонно-километры, но общая сумма заработной платы не претерпевает существенных колебаний. Заработная плата водителей при сдельной системе включает оплату труда за выполненный объем перевозочной работы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, надбавки и доплаты водителям.

Оплата труда водителей грузовых автомобилей за выполненный объем перевозочной работы производится за выполненный грузооборот (т-км) по соответствующим сдельным расценкам. Сдельные расценки на 1 т груза, 1 т-км устанавливаются на основании разработанных норм времени для каждого вида выполненных работ и определяются умножением минутной тарифной ставки водителя третьего класса на установленную норму времени выполнения единицы работы.

К расценкам за 1 т-км применяются поправочные коэффициенты:

  • • за тонно-километры, выполненные в обратном направлении, в размере 0,5—1,0;
  • • при работе бортовых автомобилей с двумя и более прицепами, автомобилей-самосвалов с одним и более самосвальными прицепами, а также автомобилей с прицепами повышенной грузоподъемности в размере 0,5—0,9.

Сдельная расценка для водителей, работающих на автомобилях второй и третьей групп (кроме самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов), определяется умножением минутной ставки водителя автомобиля данной группы на норму времени, предусмотренную для бортовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

Сдельные расценки на 1 т-км для автомобилей-цистерн определяют путем умножения минутной тарифной ставки, установленной для водителей автомобилей-цистерн по грузоподъемности базового автомобиля, на норму времени.

В нормах времени в расчете на 1 т-км учитывают тип подвижного состава, грузоподъемность, условия работы (в городе, за городом) и дорожное покрытие, а также степень использования пробега. В отдельных случаях при работе в гористой местности, на территории предприятий и строительных площадок, а также при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов расчетные нормы пробега автомобилей могут быть снижены руководителем предприятия.

Например: в ПАО «Сургутнефтегаз» расчетные нормы пробега автосамосвалов всех модификаций при работе на расстоянии до 1 км, а также в условиях бездорожья, в карьерах и во время распутицы снижены на 30% против норм, установленных для естественных грунтовых дорог. Расчетные нормы пробега автосамосвалов всех модификаций при работе на расстоянии свыше 1 км и до 3 км включительно на дорогах второй, третьей групп[1] снижены на 15% против норм, установленных для каждой конкретной группы дорог. Значение коэффициента использования грузоподъемности самосвалов меньшее 0,9 допускается в исключительных случаях — при обкатке новой техники и сложных дорожных условиях.

Размер оплаты водителям времени простоя автомобилей при погрузке и разгрузке определяют путем умножения сдельной расценки на время простоя при погрузке и разгрузке 1 т груза на массу груза.

Сдельные расценки за время простоя автомобилей первой группы при погрузке и разгрузке 1 т груза вычисляют умножением нормы времени на минутную тарифную ставку водителей автомобилей.

Сдельные расценки за время простоя автомобилей второй и третьей групп при погрузке и разгрузке 1 т груза определяют умножением нормы времени на минутную тарифную ставку водителя автомобиля данной группы той же грузоподъемности.

Оплата водителям автомобилей времени простоя при погрузке и разгрузке производится согласно Единым нормам времени в зависимости от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ручного, механизированного, полумеханизированного), типа и грузоподъемности автомобилей, а также вида перевозимых грузов.

При определении нормы времени простоя автомобилей на погрузочно-разгрузочных и сопутствующих им работах учитывается:

  • • время, необходимое на погрузку и разгрузку груза в пределах габарита автомобиля с подноской или отноской;
  • • на маневрирование автомобиля;
  • • увязывание и развязывание груза;
  • • покрытие груза брезентом и снятие брезента;
  • • открытие и закрытие бортов автомобиля и прицепов;
  • • отвинчивание, привинчивание шлангов;
  • • очистку кузова автомобиля при перевозке бетона, асфальта и других материалов;
  • • время на оформление документов.

Нормы времени предусмотрены для грузов первого класса. Для грузов второго-четвертого классов нормы времени установлены со следующими поправочными коэффициентами, соответственно: 1,25; 1,66 и 2,0. Они определены, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности, для грузов второго класса — 0,8; третьего — 0,6 и четвертого — 0,5. Поправочные коэффициенты применяются одновременно к нормам времени на 1 т и нормам времени на 1 т-км.

Классы грузов применяются при перевозке их на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами и определяются по специальному классификатору. При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных номенклатурой и классификацией, а также любых грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами, фургонах, автоцистернах и т. п.) поправочные коэффициенты определяются, исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля, при условии полной загрузки его кузова по габариту (объему). При этом поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности. Когда используется полная грузоподъемность автомобиля и прицепа (за счет различных мероприятий, например, применения наращенных бортов, увязки и рационального размещения грузов), то, независимо от его класса, целесообразно оплачивать по первому классу. Если мероприятия по увеличению грузоподъемности не позволяют загрузить автомобиль полностью, но он загружен больше, чем предусматривает класс перевозимого груза, то должен применяться поправочный коэффициент, рассчитанный исходя из фактической загруженности автомобиля.

При работе водителей автомобилей в условиях, значительно отличающихся от нормальных — при бездорожье, на труднодоступных участках пути (во время распутицы), при ограничении нагрузки на ось на некоторых участках пути, при обкатке новой техники (двигателя, агрегата после капитального ремонта) и др. — может производиться неполная загрузка самосвалов. Оплата труда водителей в этих случаях производится на основании актов об использовании грузоподъемности автомобиля, по нормам, установленным для минимальной грузоподъемности данного автомобиля, и по сдельным расценкам, исходя из тарифной ставки по максимальной грузоподъемности автомобиля (расценкам за полную загрузку (ездку)). Допускается иметь минимальное значение коэффициента использования грузоподъемности автомобиля — 0,8 — в нормальных дорожных условиях без оформления актов, в таких случаях оплата труда производится за фактически вывезенный объем груза.

Погрузка и разгрузка автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т вручную, как правило, не допускается. Устанавливать технически обоснованные местные нормы на этот вид работ разрешается в исключительных случаях, причем для автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т нормы времени на полную грузоподъемность увеличиваются на 7 мин по сравнению с нормой времени для автомобиля грузоподъемностью 8 т.

Норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза определяется в этом случае делением нормы, установленной для полной грузоподъемности автомобиля, на его грузоподъемность.

Отдельно установлены нормы времени простоя автомобилей при погрузке и разгрузке контейнеров. Оплата труда водителей грузовых автомобилей, занятых перевозкой контейнеров, производится за фактически выполненные тонно-километры по нормам времени и сдельным расценкам, исчисленным исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности автомобиля. Если вес перевозимого груза вместе с контейнером превышает номинальную грузоподъемность автомобиля, оплата водителей производится по нормам времени и сдельным расценкам, установленным для грузов первого класса. Конкретные размеры поправочных коэффициентов и доплат могут устанавливаться руководителями предприятий с учетом местных условий работы (степени использования пробега и грузоподъемности автомобиля и т. п.).

Кроме норм простоя автомобиля при погрузке-разгрузке, предусматривается дополнительное время на взвешивание или перевешивание груза, на заезды в промежуточные пункты погрузки и выгрузки. Устанавливается дополнительное время при погрузке и разгрузке грузов, требующих особой предосторожности и пересчета (тяжеловесные грузы). Все виды дополнительного времени подлежат дополнительной оплате.

Повременно-премиальную систему оплаты труда применяют на перевозках трудноучитываемых грузов или на перевозках, условия выполнения которых не обеспечивают водителям возможности выполнения норм выработки, установленных для сдельной системы оплаты труда: неполная загрузка автомобиля в течение смены, перевозка мелких партий грузов, значительные простои автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и в пути. Повременная и повременно-премиальная оплата труда применяются и для водителей специальных автомобилей.

Для водителей грузовых автомобилей устанавливается почасовая оплата труда, при которой заработная плата начисляется, исходя из установленной часовой тарифной ставки за фактически отработанное на линии время (в часах). При прямой повременной системе оплата труда водителей производится по часовым тарифным ставкам водителей автомобилей соответствующего типа и грузоподъемности за фактически отработанное время. При повременно-премиальной системе, кроме того, водителям выплачивается премия за качественное выполнение и перевыполнение установленных показателей. Время, затраченное водителями на подготовительно-заключительные операции, при повременной форме оплаты труда оплачивается дополнительно из расчета установленной тарифной ставки.

В практике перевозки грузов возможно множество ситуаций и сочетаний реальных условий и объективных факторов, предопределяющих отклонение действительного транспортного процесса от некоторого стандартного описанного механизма организации заработной платы водителей грузовых автомобилей. В зависимости от действия этих условий и факторов возможны различные производственные (перевозочные) результаты при равных затратах труда и, наоборот, разные затраты труда при равных перевозочных результатах.

Факторы, определяющие характер выполнения транспортного процесса, могут зависеть от вида перевозимого груза, состояния дорог, а также от технико-эксплуатационных характеристик и состояния транспортных средств. С целью удовлетворить множество требований реальных факторов к осуществляемым перевозкам и адекватно отразить их оплатой необходимых в каждом случае затрат труда предусмотрена система возможных изменений и поправок к стандартному механизму организации начисления заработной платы водителям грузовых автомобилей.

Так, к нормам времени и сдельным расценкам применяют следующие поправочные коэффициенты:

  • • при перевозке грузов, не обеспечивающих полное использование автомобиля при условии полной загрузки кузова по объему;
  • • при работе бортовых автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке тары в обратном направлении к расценкам за 1 т-км;
  • • при работе бортовых автомобилей с двумя прицепами и более, автомобилей-самосвалов с одним самосвальным прицепом и более, а также автомобилей с прицепами повышенной грузоподъемности;
  • • при перевозках в автомобилях-цистернах грузов с плотностью менее 1 г/см.

Для создания достаточно дифференцированной оплаты труда водителей автомобилей, адекватной множественности затрат труда с учетом уровня затрат труда, предусматривается следующая система надбавок и доплат:

  • 1) водителям грузовых и легковых автомобилей (в том числе специальных) начисляется ежемесячная надбавка за классность в процентах от тарифной ставки водителя 3-го класса за фактически отработанное время;
  • 2) при совмещении водителями профессий рабочих или должностей служащих (при совмещении водителями профессий слесарей передвижных ремонтных мастерских, заправщиков, должностей экспедиторов и т. п.);
  • 3) доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда устанавливается по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда начисляется за время фактической занятости работников на таких местах;
  • 4) доплата за работу в ночное время;
  • 5) за сверхурочные часы работы водителям автомобилей не менее чем в двойном размере;
  • 6) надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей, работа которых протекает в пути или имеет разъезной характер, в размерах не ниже норм, установленных в РФ при служебных командировках;
  • 7) доплата за работу по графику с разделением смены на части, как правило, в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
  • 8) районные коэффициенты применяют при начислении заработной платы работникам предприятий, расположенных в отдаленных и малообжитых районах страны с тяжелыми природно-климатическими условиями — в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири, Урала, Западной Сибири. Эти коэффициенты применяют при начислении заработной платы, кроме надбавок за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Оплата труда водителей при командировках осуществляется за выполненную работу по тарифным ставкам, нормам и расценкам с применением районных коэффициентов к заработной плате, действующих в месте командировки;
  • 9) оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% тарифной ставки установленных им разрядов;
  • 10) при своевременной оплате труда водителей, кроме перечисленных выше надбавок и доплат, руководители предприятий по согласованию с комитетами профсоюзов устанавливают ненормированный рабочий день и конкретный размер доплат. Водителям с ненормированным рабочим днем доплата за сверхурочные часы работы не производится, так как их работа учитывается по дням.

На ряде предприятий разработаны и нашли применение различные модели нормативно-сдельной системы оплаты труда водителей грузовых автомобилей. Основная задача применения данной системы — увязать размеры заработной платы водителей по конкретной перевозке с величиной полученных за перевозку доходов.

Одна из моделей нормативно-сдельной системы оплаты труда водителей грузовых автомобилей предусматривает начисление зарплаты водителей в процентах от доходов, полученных за выполненную ими перевозку, дополнительные операции и сверхнормативный простой подвижного состава в пунктах погрузки и разгрузки, происшедший не по вине водителя. Дифференцированный норматив зарплаты в процентах от доходов по операциям транспортного процесса по существу является договорной пооперационной ценой труда водителя, устанавливаемой в рамках коллективных соглашений и индивидуальных трудовых договоров между работодателями и работниками.

Преимущество данной модели системы оплаты труда заключается:

  • • в равновыгодности для водителей выполнения перевозок на любое расстояние и рациональной за счет этого организации перевозок грузов;
  • • сближении интересов работодателей и водителей по наилучшему использованию пробега автомобилей;

• повышении материальной заинтересованности водителей в росте производительности труда, находящейся в прямой связи с размером оплаты труда водителей.

Другая модель нормативно-сдельной системы оплаты труда водителей грузовых автомобилей базируется на установлении сдельной оплаты за выполненный рейс (нормируемое рейсовое задание). При этом все преимущества и риски, связанные с использованием нормируемого задания, непосредственно влияют на уровень оплаты труда водителя, так как за ним сохраняется указанный уровень независимо от досрочности или задержки выполнения задания. Высвобожденное при досрочном выполнении время с учетом необходимости соблюдения режимов труда и отдыха водителей может быть использовано для выполнения следующего нормированного рейсового задания, т. е. стать источником дополнительной заработной платы.

На предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда (в зависимости от характера выполняемых работ). В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по общеотраслевым профессиям рабочих «водитель автомобиля» тарифицируется с четвертого по седьмой разряд в зависимости от вида и грузоподъемности управляемого транспортного средства, а также выполняемого на них комплекса работ.

На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:

  • • работы на двух-трех видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т. п.);
  • • выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии специализированной службы технического обслуживания автомобилей.

Кроме того, должность водителя автомобиля включена в перечень специальностей, по которым высококвалифицированным рабочим и рабочим, выполняющим ответственные работы, могут за счет экономии по фонду заработной платы устанавливаться 9—10-й разряды по оплате труда.

  • [1] Первая группа — гравийные, щебеночные, грунтовые, проселочные (в хорошемсостоянии) и снежные указанные дороги; вторая группа — гравийные и щебеночныеразбитые, грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие послеоттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду; третья группа — разбитые с глубокой колеей, оттаявшие последлительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности и замерзшая, переувлажненное поле после корнеклубнеплодов, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу и снежная целина.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой