Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Инновационный менеджмент

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее на протяжении более века в связи с развитием электрических, электронных, атомных, информационных, биологических технологий потребность в научных знаниях продолжала увеличиваться. Их производство резко увеличилось, и решающим, в особенности в достижении прагматических результатов, стал вклад не гениальных одиночек, а огромных коллективов. Одновременно с этим стали увеличиваться значимость… Читать ещё >

Предисловие. Инновационный менеджмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

курсе «Инновационный менеджмент», который Вы начали изучать, рассматривается то, как в современной экономике используются научные знания и результаты научных исследований и разработок. Их интенсивное использование началось относительно недавно — приблизительно с середины XIX века. До этого при создании товаров, услуг и оружия удавалось обходиться здравым смыслом и жизненным опытом. Промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века в Англии и переведшая к середине XIX века аграрную экономику Европы и Америки в экономику индустриальную, востребовала большое количество замечательных изобретений.

Однако, как отмечает большинство экономистов, для промышленной революции более значимыми были совсем другие факторы, прежде всего связанные с рыночной свободой, пробудившей энтузиазм предпринимательства.

За время с 177О по %215 г. производительность труда в Англии выросла в 3О раз! Это означает, что в среднем за год она увеличивалась почти на 8%! Поэтому и революция!

Английский экономист Джон Хикс, получивший в 14 72 году Нобелевскую премию «за новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния», считал, что главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

  • — формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности независимой и эффективной судебной системы;
  • — высокий уровень развития торговли;
  • — формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (торговля землёй стала свободной от феодальных ограничений);
  • — широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • — развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • — развитие науки.

Предисловие.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона (1753−18Z7) и Аркрайта (173Z-17ciZ) [английские изобретатели прядильных машин] и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Хикс Дж. Теория экономической истории.

М.: НП «Вопросы экономики», Z003. С. 184−18 8 (Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145−166).

Большая часть изобретений первой промышленной революции — это механические устройства и машины, создание которых и не требовало глубоких научных знаний. Однако когда начали развиваться химические технологии, основанные на знаниях об атомно-молекулярном взаимодействии, одного лишь здравого смысла и жизненного опыта для лидерства в конкуренции стало явно не хватать. Потребовались сложные научные знания, доступные только специально подготовленному уму. При этом потребности гражданской и военной промышленности сильно повлияли на научную парадигму. Существенным для науки стал не только привычный вопрос «Как устроен мир?», но и вопрос «Как сделать то, что мы хотим?».

При очевидной для многих людей необходимости знать ответы на тот и другой вопрос многие считают, что такие ответы могут быть опасными, а их поиск не всегда допустимым.

До эпохи Возрождения в Европе сама допустимость вмешательства человека в устройство «божия мира» была дискуссионной.

Далее на протяжении более века в связи с развитием электрических, электронных, атомных, информационных, биологических технологий потребность в научных знаниях продолжала увеличиваться. Их производство резко увеличилось, и решающим, в особенности в достижении прагматических результатов, стал вклад не гениальных одиночек, а огромных коллективов. Одновременно с этим стали увеличиваться значимость и сложность управления процессами внедрения новых знаний в практику, т. е. процессами создания и продвижения новых товаров, услуг и технологий. Австрийский экономист Йозеф Алоиз Шумпетер уже в начале XX века первым отметил, что обновление товаров, услуг и технологий становится главным инструментом конкуренции на локальных и глобальных рынках и, следовательно, главной заботой предпринимателей (и военных). В полной мере его идеи подтвердились почти через век. К началу XXI века ресурсы знаний по значимости и стоимости стали более важными, чем материальные ресурсы. Мы с Вами живем именно в это время, когда экономика стала новой экономикой знаний и инноваций, и, следовательно, должны иметь хотя бы общие представления о ней.

Йозеф Алоиз Шумпетер (Joseph Alois Schumpeter, 8 февраля 1883 — 8 января 1950), австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли.

В 1911 году опубликовал на немецком языке книгу «Теория экономического развития» (Theorie cLer wirtschaftlichen Entwicklung), которую существенно доработал в 19X0 году.

Рус. пер. В. С. Автономова: Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 198X

Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, — железной дороги у Вас при этом не получится». Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация. Вот как определил инновацию сам Шумпетер. Эта концепция включает пять случаев:

1. Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.

X. Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

  • 3. Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
  • 4. Открытие нового источника факторов производства, опятьтаки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.
  • 5. Создание новой организации отрасли, например достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни. Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни.

новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Например, изобретение автомобиля привело не только к создании? автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, резины и стекла. 8 то же время автомобиль «похоронил» конные заводы и шорные фабрики — разведение лошадей и изготовление упряжи для них из промышленности превратилось в полукустарное ремесло.

Чувахин Н. Очерки истории экономической мысли

http://ru.ncbase.com/

Именно этому посвящена эта книга, после изучения которой Вы поймете, что «инновация» не просто модное слово, но и действенный, актуальный инструмент ведения бизнеса. Инновационная деятельность способствует формированию средств и способов производства конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, вносит вклад в развитие экономики и позволяет повысить уровень жизни общества в целом.

Инновационный менеджмент — это учебная дисциплина, которая входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров.

Целями освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» являются:

  • — формирование у слушателей — студентов естественнонаучных и социально-экономических специальностей — системного представления об инновационной (инновационно-технологической) деятельности;
  • — получение знаний и формирование общекультурных и профессиональных компетенций и умений в области инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Для освоения дисциплины необходимо, чтобы обучающиеся знали основы своей будущей специальности и имели представления о ее связи с наукой и результатами научных исследований и разработок.

Полученные знания и сформированные компетенции позволят им более эффективно реализовывать свой профессиональный потенциал, накопленный в ходе выполнения основной образовательной программы, и принимать участие не только в операционной деятельности предприятий и организаций, но и в деятельности по их изменению.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Инновационный менеджмент» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

  • • механизмы влияния высоких технологий на экономическое развитие;
  • • структуру инновационного цикла, значение и особенности каждого из его этапов;
  • • специфику инновационных режимов «рыночная тяга» и «технологический толчок» и их реализации;
  • • состав, интересы и риски участников процесса коммерциализации (трансфера) технологий и методов согласования их интересов;
  • • особенности взаимодействия инноваторов с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции;
  • • основные стратегии и сценарии коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
  • • наиболее значимые аспекты трансфера технологий;
  • • особенности маркетинга при продвижении наукоемких технологий и продуктов;
  • • методологию оценки коммерческого потенциала результатов исследований и разработок;
  • • подходы к управлению интеллектуальной собственностью в проектах создания новых технологий;
  • • принципы и методы идентификации результатов интеллектуальной деятельности;
  • • подходы к выявлению и анализу рисков конкретных рынков инноваций с учетом страновой, региональной и отраслевой специфики;
  • • основные элементы инфраструктуры рынка инноваций, особенности их использования для снижения рисков инновационных бизнес-проектов;
  • • институты финансово-кредитной инфраструктуры, механизмы государственной и международной поддержки инновационной деятельности;

уметь

  • • определять характер инновационного режима — «рыночная тяга» — «технологический толчок»;
  • • проводить информационный поиск для получения данных, необходимых для оценки коммерческих перспектив инноваций;
  • • проводить сбор данных в патентных базах России, Европы и США;

владеть

  • • терминологией рынка инноваций;
  • • методами поиска, концентрации, анализа и представления информации, способствующей изучению преподаваемого курса.

Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний — участие в инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Первому изданию данного учебника, выпущенного в 2014 г. в качестве учебного пособия под названием «Основы инновационной деятельности», был присвоен гриф «Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 „Менеджмент“». Представленное второе издание учебника переименовано в соответствии с новым названием учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» в стандарте Министерства образования и науки РФ.

Учебник состоит из пяти глав.

В первой главе книги рассмотрены взаимодействие основных участников инновационной деятельности: бизнеса, науки и общества, а также их 10

ожидания от внедрения и использования инноваций. Описаны основные механизмы реализации инновационной деятельности: инновационный процесс (цикл), экономическая роль инноваций.

Во второй главе рассмотрены вопросы интеллектуальной собственности, поскольку именно использование результатов интеллектуальной (умственной) деятельности (РИД) в производстве товаров и услуг позволяет обеспечить их конкурентоспособность, а наличие права на коммерческое использование РИД является юридической основой извлечения дохода. В главе описаны основные положения и особенности авторского права и права промышленной собственности.

В третьей главе рассмотрены механизмы коммерциализации результатов научных исследований и разработок (НИОКР), т. е. их доходного использования в действующем бизнесе или построения на их основе нового доходного бизнеса. Рассмотрены процессы и механизмы передачи (трансфера) технологий в промышленность, описаны интересы участников инновационной деятельности, их взаимодействие и риски. Также в главе приведены основные принципы и действия по оценке коммерческого потенциала технологии, необходимые для успешной ее коммерциализации.

Четвертая глава посвящена маркетингу инноваций, т. е. системе мер по превращению замысла предпринимателя в покупаемый на рынке продукт или услугу. Процесс проникновения на рынок новых товаров, услуг и технологий сильно отличается от процесса производства и продаж привычных для покупателя, т. е. имеющих низкую рыночную новизну, товаров и услуг. В главе рассмотрены принципы проведения маркетинга как на рынке инновационных потребительских продуктов, так и на рынке производственных технологий, являющихся инструментом ведения бизнеса. Описана методика проведения маркетинговых исследований на рынке технологий.

Пятая глава учебника посвящена ведению проектной деятельности, поскольку инновационная деятельность и внедрение новшеств являются таковыми по сути. Проектная деятельность представляет собой совокупность мероприятий, в результате выполнения которых замысел авторов проекта превращается в результат, пригодный для практического использования и удовлетворения потребностей общества. Проектная деятельность отличается творческим характером, в отличие от процессной (операционной) деятельности, выполняемой по определенной инструкции (регламенту). В главе рассмотрены основные положения практики управления проектами: фазы и стадии, процессы и объекты управления проектом в целом. Также описаны структура продукта инновационного проекта и связанные с ним особенности управления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой