Наука, пожалуй, является, как это не парадоксально звучит, одним из самых молодых и самых древних элементов культуры. В своем становлении и развитии она прошла большой и трудный путь, который нс так-то просто четко зафиксировать, однозначно выделить те или иные ступени развития. В силу чего подходы к ее этапизации носят относительный и дискуссионный характер.
Нам представляется, что имеет смысл (правда, с оговорками) выделять пять исторических этапов в развитии научного знания.
Этап преднаучных знаний (с глубочайшей древности до Античности).
Это было младенчество науки, где шел трудный и мучительный поиск необходимых знаний. Образно говоря, «человек познающий» учился ходить и говорить в неизведанном и устрашающем мире. Требовалось много времени и сил, чтобы понять элементарное, очевидное, дать ему какое-либо объяснение. Процесс познания, с одной стороны, не выходил за рамки мифического, религиозного и художественного восприятия мира. Элементы открывающейся истины сочетались и связывались с божествами, преимущественно имели сакральный, закрытый, узконаправленный характер. Мир рассматривался как заколдованный. Не случайно носителями знаний выступали маги, колдуны, жрецы, а центрами их сосредоточения стали святилища.
Но, с другой стороны, познание и осмысление неизведанного обуславливалось насущными практическими потребностями — обустройством жилища, добычей пищи, ведением хозяйства, передвижением в пространстве, ориентацией во времени, подготовкой к жизни молодежи, эстетическими потребностями.
Знания древних носили анонимный, внеличностный, фрагментарный, рецептурный, чаще случайный характер. Первооткрыватель, видимо, сам страшился того, что открытие «явилось» именно ему, в силу чего он приписывал его высшим силам. На этом этапе готовится почва будущих выдающихся достижений: возникают первые знаковые системы, элементарные знания в области математики, астрономии, географии, сельского хозяйства, строительства, медицины, мореплавания. Впервые обнаруживаются регулярности в явлениях, предпринимается попытка создать язык чисел, символов. Правда, поскольку знания носят фрагментарный, к тому же закрытый характер, существенного влияния на гомогенную культуру древности они не оказывают. Наиболее значительный вклад в дело познания мира внесли древние шумеры, египтяне, вавилоняне, халдеи, финикийцы, индусы, китайцы.