Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Истоки русского балета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характер произвольного изменения традиционных общепринятых движений — «ходов», а связан исключительно с их новым сочетанием, выразительностью исполнения и расцвечиванием пляски разнообразными орнаментами. Со временем под влиянием изменяющихся бытовых условий некоторые импровизационные моменты становятся формальными, отмирают… Читать ещё >

Истоки русского балета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску — одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же, постепенно развиваясь и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства — балета.

Точно установить время появления плясок на Руси довольно трудно. Однако можно предположить, что они возникли еще в Антском государстве (территория современной Украины).

К 500-м гг. н.э. народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством. Естественно, народные пляски тех отдаленных времен не дошли до нас в своем первоначальном виде. С годами, в связи с усовершенствованием приемов труда, переменами в общественных отношениях, они подверглись значительным изменениям, а некоторые и вовсе исчезли.

Древнейшим видом русских народных плясок являются пляскиигры, отображающие трудовые процессы. Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

В качестве примера можно привести пляску-игру «А мы просо сеяли, сеяли», где исполнители, разделенные на две группы, ведут друг с другом вокально-танцевальный диалог. Построенная в основном на изображении сеяния проса игра включает мотивы выбора и похищения невесты. Такой же характер носит и пляска-игра «Яр хмель», посвященная сбору хмеля. Здесь также тема труда переплетается с любовной. В этой игре ведущая вокально-танцевальная роль принадлежит хору, исполняющему песни, а драматически-танцевальная — солистам. Пляска-игра «Ленок», рассказывающая о том, как сеют, собирают, треплют лен, выделывают из него полотно, тоже всецело относится к пляскам, связанным с трудовыми процессами. Общепринятая форма этих плясок изобилует многочисленными местными вариантами и дополнениями как в отношении текста, так и в отношении действия.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В Центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов, населяющих север нашей страны, они еще сохранились. Это пляска моржа у чукчей и ненцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти, копирующие движения и повадки зверей и птиц, обычно исполняются до и после охоты.

В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывал их возникновение воле таинственных высших существ — божествам. С возникновением религиозного культа возник и культовый танец. Торжества, посвященные солнцу, отличались особой пышностью и сопровождались многочисленными танцами.

При распространении на Руси христианства древние языческие празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней. Благодаря традиционной форме проведения этих празднеств связанные с ними пляски в какой-то мере еще сохранили свой первоначальный вид.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в Троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на святки, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы. Обряд проводов масленицы, связанный с весенним равноденствием, прыгание через костры, бросание венков в реку и вождение хороводов в день Ивана Купалы (время летнего противостояния) — все это отголоски языческого культа.

Древнейший русский народный танец культового происхождения — хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод — массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Своим рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо. Как правило, он водится девушками и парнями, держащими друг друга за руки, и имеет форму кольца. Но иногда он движется вокруг деревни цепочкой, от избы к избе (по пути к нему присоединяются все новые и новые участники, которые, однако, пройдя круг и дойдя до своей избы, отстают), и заканчивается у той избы, у которой начался, т. е. замыкает круг. В некоторых местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре и оканчиваясь на восходе солнца, охватывал несколько деревень (рис. 1.1).

Борьба племен вызвала появление военных плясок. Участие в них означало согласие идти в поход. Русские военные пляски не дошли до наших дней, но на Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии — воинский танец «Хоруми».

Само собой разумеется, что теперь все эти пляски-игры, культовые и военные, потеряли свое первоначальное значение и превратились там, где они исполняются, в обычные бытовые.

Хоровод. Лубок. XVIII в.

Рис. 1.1. Хоровод. Лубок. XVIII в.

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свадебном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба. Во время брачного пира пляшут женщины из хора, заменяющего оркестр; пляшут подгулявшие гости, в особенности старики и старухи; пляшет под окнами деревенская молодежь, выпрашивая свадебные гостинцы; пляшут свахи, и в последний раз пляшут молодые в кругу своих друзей и подруг, с которыми они прощаются вечером, на второй день свадьбы.

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей, ланцы, тестеры и т. д.

Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски.

Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена посложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Так продолжается до тех пор, пока один из участников не победит другого. После этого из числа зрителей выступает либо новый танцовщик, начинающий соревнование с победителем, либо другая пара плясунов, оспаривающих первенство друг у друга. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности.

Русская пляска. Фарфор.

Рис. 1.2. Русская пляска. Фарфор.

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается большой выразительностью мимики и жеста. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах (рис. 1.2).

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и тонкого художественного вкуса. Как правило, хор поет песню о думах и судьбе девушки, а танцующая передает ее переживания в движениях. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.

Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одаренным художникам из народа, есть у М. Горького в «Детстве». Мужчины никогда не исполняют импровизационно-изобразительную пляску. В своих одиночных выступлениях они демонстрируют технику и виртуозность, олицетворяющие смелость и отвагу.

Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характер произвольного изменения традиционных общепринятых движений — «ходов», а связан исключительно с их новым сочетанием, выразительностью исполнения и расцвечиванием пляски разнообразными орнаментами. Со временем под влиянием изменяющихся бытовых условий некоторые импровизационные моменты становятся формальными, отмирают, другие же приобретают силу канона. Например, в украинской пляске девушка раньше придерживала рукой бусы на груди. Во многих местностях бусы ныне отсутствуют, а положение руки еще сохранилось. Нередко новые движения появляются в народной пляске благодаря общению и взаимосвязи со смежными танцевальными культурами. Часть из них впоследствии становится канонической.

Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития, связанного с особой одарен;

ю ностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски — героика первой и лиричность второй — исключает одностороннее ее развитие, а большие художники из народа, существующие и поныне, постоянно ее обогащают и поднимают на новые ступени совершенства.

Еще в древние времена славянские народы славились своим высокоразвитым искусством танца, хорошо известным их соседям. В X в. н.э. в Византии, самом могущественном государстве того периода, славяне как исполнители песен и плясок входили отдельной самостоятельной группой в придворный штат императора.

Народный былинный эпос сохранил много описаний древних русских плясок, причем сказители с исключительной яркостью передали манеру исполнения танца — «выходку», присущую отдельным лицам в зависимости от их пола и социального положения (например, былина о Садко).

В отличие от большинства западноевропейских государств, где народная пляска, попадая в среду правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII в. она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.

Эстетические установки русской народной пляски, выработанные веками, явились фундаментом для создания русского национального танцевального искусства. По существу эти установки сводятся к следующим основным положениям.

Все виды сольных плясок, а также пляски-игры, охотничьи и военные пляски имели содержание, т. е. драматургическую основу. Зачастую эта основа была очень примитивна, как например в переплясе, но была она везде.

Механическое исполнение пляски не признавалось зрителями, которые высоко ставили индивидуальность танцующего, называемую «выходкой».

Наконец, еще одно из главных требований русского народа к танцевальному искусству — выразительность исполнения, которое считалось совершенным лишь в том случае, если каждое движение в пляске было понятно и доходило до зрителей.

Таким образом, содержание, реалистическая форма его отражения, индивидуальность и выразительность исполнения, высокая техника пляски являлись теми установками, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой