Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные исторические вехи церковного раскола во второй половине XVII в

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

По мнению некоторых историков, это был один из самых жестоких документов в истории российского уголовного права. «Двенадцать статей» будут официально отменены только в 1716 году. Гонения на раскольников в том виде, в котором они практиковались в конце XVII века, утихнут, но разного рода (в том числе экономические) притеснения будут продолжаться ещё долгое время. При подготовке доклада была… Читать ещё >

Основные исторические вехи церковного раскола во второй половине XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Соловецкий бунт (1668 — 1676) Старообрядцы, объявленные еретиками, бежали из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь (где ими впоследствии будут основаны старообрядческие поселения). В числе приверженцев старого обряда были не только представители духовенства, но также горожане, крестьяне, стрельцы. Для многих Раскол становится способом выражения социального протеста (совсем недавно, в 1649 году, было принято Соборное Уложение, завершившее процесс закрепощения крестьян). В столице и на окраинах вспыхивают бунты; самый известный из них — это Соловецкое восстание 1668 — 1676 годов. Соловецкий монастырь, как и многие другие, отказался принять новые книги и обряды. Но, в отличие от остальных, он был не только монастырём, но и важным форпостом в русско-шведской войне, то есть был укреплён и укомплектован провизией на случай длительной осады, а все обитатели монастыря (около 600 человек) владели военными навыками. Поэтому, когда в 1667 году (ещё год ушёл на то, чтобы царские войска добрались до Соловецких островов) правительство распорядилось конфисковать имущество и землю монастыря, монахи приняли решение обороняться, — и осада длилась восемь лет.

Первые шесть лет обе стороны ещё надеялись на мирное разрешение конфликта: царские войска не пользовались пушками, а монахи ежедневно молились за Алексея Михайловича. В 1675, впрочем, терпение царя закончилось, войска были удвоены и начали обстрел монастыря. Защитники (переставшие молиться за царя) какое-то время отстреливались, и, возможно, осада продлилась бы дольше, — если бы не перебежчик, указавший царским войскам тайный ход. Зимой 1676 года монастырь был занят, а предводители мятежных монахов казнены. Во время осады гонения на раскольников в остальных частях страны продолжались. В 1671 году одна из самых известных сторонниц старого обряда, боярыня Феодосия Морозова, была заключена в монастырскую тюрьму; в 1674 они году вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, были подвергнуты пыткам, но даже на дыбе не согласились принять новый обряд. В конце концов они были брошены в острог, где к 1675 году скончались от голода (а их слуги были сожжены заживо). В период с 1676 по 1685 год в результате самосожжений погибло, по разным данным, до 20 000 человек. Самосожжение старообрядцы называли «огненным крещением», и считали его ответом на приход в мир Антихриста — Никона. Протопоп Аввакум, как уже упоминалось, был сожжён заживо вместе со своими сторонниками в 1682 году. Старообрядчество при царевне Софье: диспут о вере (1682) и «Двенадцать статей» (1685)В 1682 году в Московском Кремле состоялся диспут о вере, организованный совместными усилиями старообрядцев и стрельцов.

В диспуте участвовали патриарх Иоаким и епископ Афанасий со стороны официальной Церкви, и Никита Пустосвят со стороны старообрядцев. Диспут вёлся с большим ожесточением, но не привёл ни к какому результату. На следующий день царевна Софья приказала схватить участвовавших в нём раскольников, и Никита был казнён, а его сторонники сосланы в различные монастыри. В 1685 году царевна Софья издаёт «Двенадцать статей» — указ, в котором определяются наказания для старообрядцев: сожжение в срубе для нераскаявшихся, ссылка в монастыри для раскаявшихся, смертная казнь для проповедовавших старообрядческую веру, битье батогами тем, кто крестит в старообрядческой манере детей, и тем, кто укрывает раскольников, и т. д. По мнению некоторых историков, это был один из самых жестоких документов в истории российского уголовного права.

&# 171;Двенадцать статей" будут официально отменены только в 1716 году. Гонения на раскольников в том виде, в котором они практиковались в конце XVII века, утихнут, но разного рода (в том числе экономические) притеснения будут продолжаться ещё долгое время. При подготовке доклада была использована следующая литература:"Двенадцать статей" царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т.

4. — СПб., 1836. —.

С. 419−422. № 284.Зеньковский С.

А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995.

— 528 с. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С.

Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г.

Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 528 с. Крамер А.

В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011. —.

368 с. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 — 1907.

Показать весь текст

Список литературы

  1. При подготовке доклада была использована следующая :
  2. «Двенадцать статей» царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419−422. № 284.
  3. С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995. — 528 с.
  4. История России: учеб. —3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 528 с.
  5. А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011. — 368 с.
  6. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 — 1907.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ