Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столахб) разработка авторской педагогической программы и непосредственное участие в ее реализации в Тамбовском… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование духовно-нравственных качеств личности в условиях музейной деятельности как научно-педагогическая проблема
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России
    • 1. 2. Сущность и специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств подростков и молодежи
    • 1. 3. Модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея средствами социально-культурной деятельности
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея
    • 2. 1. Социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея
    • 2. 2. Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея

Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация в культурной жизни страны на рубеже XX-XXI столетий нашла отражение и в музейной сфере, воплотившись в инновационных концепциях развития. Изменение условий социально-культурной деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Музей, как социокультурный институт, в настоящее время рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения. Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социально-культурный потенциал.

Традиционные формы социально-культурной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познавательный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный социокультурный потенциал. Процессы взаимодействия музея и других социальных институтов не выстроены в систему, не выработаны механизмы их взаимодействия.

Выбор темы диссертационного исследования связан с потребностью осмысления музея как социокультурного института, который сформировался в соответствии с потребностями общества в сохранении культурного наследия человечества и является важным фактором становления гражданского общества через формирование у молодежи знаний, убеждений, социально-значимых чувств, любви к Отечеству, ценностного отношения к истории и культуре.

Актуальность темы

исследования музея как социокультурного института определяется:

— необходимостью изучения новых структурных элементов музея, появившихся в результате расширения его социально-воспитательных функций;

— необходимостью применения социокультурного подхода к теоретико-методологическому исследованию социально-культурной деятельности музея;

— потребностью в анализе, прогнозировании и объяснении процессов взаимодействия музея и общества по формированию духовно-нравственных качеств молодежи;

— необходимостью анализа социально-культурной деятельности музея в период появления современных музейных практик и социально-культурных технологий;

— осмыслением социально-культурной функции музеев различных уровней, направленных на обеспечение непрерывности трансляции ценностей и формирование духовно-нравственных качеств у молодежи;

— изучением возможностей использования социально-культурной деятельности музея в XXI веке, в условиях глобализации и информационного общества;

— влиянием музея на обеспечение самоидентификации и духовно-нравственного самоопределения молодежи в соответствии с реалиями современного мира.

Степень научной разработанности проблемы. Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням воздействия на духовно-нравственное воспитание молодежи весьма высок, о чем свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных этой проблеме.

Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах римских стоиковСенеки, Марка Аврелиямыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др.

В России в XIX — XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности было уделено в теоретическом наследии И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, B.C. Соловьева, П. А. Сорокина, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, А. С. Хомякова и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

В педагогических трудах Н. Н. Блонского, И. А. Ильина, П. Ф. Каптерева, В. В. Розанова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. проблема духовно-нравственного развития личности связывалась с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности. К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов, обращались также И. Ф. Гончаров, Н. И. Воронина, В. Н. Духанина, Л. С. Зорилова, Г. Ф. Карпова, А. В. Кезин и др.

В контексте культурно-исторической психологии эти проблемы рассматривались в трудах выдающихся психологов Л. С. Выготского,.

A.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах С. А. Ермоловой, М. С. Жирова, Т. Н. Петраковой, Л. А. Рапацкой, Т. К. Рулиной, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и других авторов.

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, С. Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина, Ю. Д. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой,.

B.В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др.

Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды в контексте музееведения А. В. Бакушинского, И. М. Гревса, A.M. Разгона и др.- музейной педагогики Н. Д. Бартрама, Н. А. Гейнике, А. У. Зеленко, Е. Н. Медынского, Я. П. Мексина, М. В. Новорусского, Б. Е. Райкова, М. С. Страховой, Н. А. Флерова, Ф. И. Шмита, М. Ю. Юхневича и др.

Диссертационные исследования последнего времени существенно расширяют научное представление о воспитательных функциях музея, о его месте в системе воспроизводства культуры и социализации личности (Акулич Е.М., Беззубова О. В., Зиновьева Ю. В., Иванова Ю. В., Вишина Г. В. Майсевич С. И. и др.).

Музей как социокультурный феномен и как форма существования культуры с позиции музейной коммуникации рассмотрены в работах З. А. Бонами, Д. Камерона, М. С. Кагана, Д. А. Равинковича.

Экспериментальная база педагогических инноваций в системе «музей-образование-личность» представлена работами Е. Г. Вансловой, М. Б. Гнедовского, Т. А. Калугиной, Н. А. Никишина, О. В. Платоновой, Г. П. Сергеевой, Б. А. Столярова, JI.B. Шиловой.

Исследованы и применены методологические аспекты взаимодействия музея и образовательного учреждения и организационно-педагогические основы отечественной музейной педагогики, которые разработаны Б. А. Столяровым и М. Ю. Юхневич.

Особую группу работ составляют педагогические труды, в которых последовательно интегрируется музейно-педагогический и социально-культурный подходы. Наиболее успешно эта задача решена в докторской диссертации Н. В. Нагорского.

Таким образом, изучению духовно-нравственного становления личности посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема о формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея, а также проблемы соотношения социально-культурной деятельности музея в результате динамики социокультурных функций остаются далекими от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между: актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности духовно-нравственных качеств молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

— информационно-просветительным, развивающим и социально-культурным потенциалом музеев и недостаточным использованием этого потенциала в формировании духовно-нравственных качеств молодежи;

— наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая состоит в изучении социально-культурной деятельности музея как фактора формирования духовно-нравственных качеств молодежи.

Поиск возможных путей разрешения противоречий и решения поставленной проблемы определил выбор темы нашего исследования: «Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи».

В качестве объекта исследования выступает социально-культурная деятельность музея.

Предметом исследования является процесс формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея.

Цель исследования — научное обоснование социально-культурной деятельности музея как фактора формирования духовно-нравственных качеств молодежи.

Задачи исследования:

1) осуществить историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России;

2) выявить сущность и специфику социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств молодежи;

3) разработать и апробировать модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея;

4) разработать критерии сформированнности духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования разнообразных средств и форм социально-культурной деятельности;

5) выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея;

6) разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея на основе использования разнообразных технологий социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-культурная деятельность музеев может эффективно влиять на формирование духовно-нравственных качеств молодежи при следующих условиях:

— учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудитории;

— комплексном целевом воздействии на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея;

— непрерывном характере педагогического процесса со знанием объективных и субъективных условий, многообразием форм и методов его активизации;

— осуществлении воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людей;

— построении социально-культурной деятельности музея на основе использования предложенной нами модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи;

— разработке и реализации педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельности;

— наличии подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музеях.

Методологической основой исследования являются положения деятельностного, личностного и системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Н, Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.) — принципы ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, рассмотренные в трудах А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. А. Орловой, А. В. Соколова, Э. В. Соколова и др.- идеи русских мыслителей Н. А. Бердяева, Г, Д. Гачева, Л. Н. Гумилева о русском национальном характере и др.

Метод исторической реконструкции позволил исследовать пространство музея в связи со временем, особенностями его протекания в пространстве музея, связать историко-генетический, структурно-функциональный и аксиологический подходы к исследованию социально-культурной деятельности музея, интегрируя в единство знания философии, теории культуры, музееведения, теории систем, этики и. эстетики, социологии, психологии, искусствознания, теории коммуникации, теории управления и др. Избранная автором методология, таким образом, соответствует особенностям объекта и предмета исследования.

Теоретической основой исследования являются труды А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, А. А, Коринфского, Н. И. Костомарова, И. П. Сахарова, И. М. Снегирева, А. В. Терещенко и др. исследователей, в которых нашли отражение национальный менталитет народа, его культура, многообразные процессы функционирования народной художественной культуры.

Большое значение для исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, Ю. Д. Красильникова, Е. Ю. Стрельцовой, В .Я. Суртаева, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, Б. А. Титова, В. Е, Триодина, В. В. Туева, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической литературы, анкетирование, диагностика с помощью самоактуализационного теста (Л.Я. Гозман, М. В. Кроз, М.В. Латинская) для измерения личностных качеств молодежиматематическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.

Этапы исследования. Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На 1 этапе (2004;2005 гг.) — теоретическом — изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, выявлялись сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея. Осуществлялся историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России.

На 2 этапе (2006;2007 гг.) — опытно-экспериментальном — выявлялось состояние проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея, проводился опрос, анкетирование молодых людей с целью изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств молодежи в условиях музейной деятельности. Были определены и апробированы социально-культурные условия и разработана модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея.

На 3 этапе (2007;2008 гг.) — аналитическом — обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента. Кроме того, нами были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов исследования.

Базой исследования являлись Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж», Тамбовское областное государственное учреждение культуры «Краеведческий музей».

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 658 человек, из них: 461 человек участвовали в социологическом опросе, 122 — в констатирующем и формирующем экспериментах, а также 75 преподавателей вузов и сотрудников музея.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые был применен социально-культурный подход к решению прикладных задач формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях музейной деятельности.

Дана педагогическая интерпретация сущности процесса формирования духовно-нравственных качеств молодежи, представляющая собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы работы музея, в процессе которых происходит выработка единой системы духовно-нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

Впервые социально-культурная деятельность музея представлена как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи, обеспечивающих сохранение преемственности поколений, самореализацию в социально-культурной деятельности, выработке гражданской позицииповышение социокультурной компетентности молодежи и активного участия в общественной жизни.

Осуществлен историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России и научно обоснованы этапы его развития по формированию духовно-нравственных качеств молодежи.

На основе изучения междисциплинарных подходов к проблеме социально-культурной деятельности музея выявлена специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи, заключающаяся в создании исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.

Теоретически обоснованы и выявлены социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея.

В ходе реализации социально-культурных условий представлен инструментарий диагностического сопровождения процесса формирования духовно-нравственных качеств молодежи, включающий различные методики и технологии социально-культурной деятельности.

Разработаны критерии, позволяющие оценивать эффективность социально-культурной деятельности музея в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи: активность в формировании духовных ценностей и способов самореализацииумение управлять своим поведением и формировать гражданскую позициюспособность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельностиразвитие нравственной устойчивости.

Разработана и экспериментально апробирована модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении научной теории социально-культурной деятельности выводами о закономерностях формирующего педагогического воздействия форм и методов социально-культурной деятельности, интегрированных в педагогическую систему музея. При этом:

— представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях использования социально-культурного потенциала музея в духовно-нравственном воспитании молодежи;

— анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи дополнен определением сущности социально-культурной деятельности музея, где современный музей представляет собой сложную социальную систему и является частью общей системы социально-культурного воспитания наряду с другими учреждениями и способствует проведению комплексной, разносторонней и разноплановой воспитательной работы музея со всеми категориями населения;

— выявленная специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств молодежи позволяет расширить возможности музеев в организации досуга молодежи и развивать целостное моральное сознание личности, гражданскую позицию, нравственные качества, а также потребность приобщения к культуре, традициям, нравам и обычаям;

— научно обоснованные возможности использования технологий социально-культурной деятельности в условиях современного музея, способствуют формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения молодежи, позволяют расширять теоретические представления о духовно-нравственном воспитании;

— разработанный пакет экспериментально-диагностических методик позволяет выявлять результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для изучения ценностных ориентаций, педагогического влияния и формирования духовно-нравственных качеств личности, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности современного музея.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию духовно-нравственных качеств молодежи, включающего разработанную программу, в которой реализуются социально-культурные мероприятия, а также диагностические экспериментальные методики, позволяющие исследовать духовно-нравственные качества личности.

Разработанная педагогическая программа по формированию духовнонравственных качеств молодежи представляет собой совокупность последовательных алгоритмов, способных максимально эффективно влиять.

14 на духовно-нравственное воспитание молодежи и формировать ценностные ориентации личности, овладевать коммуникативными навыками и нравственными убеждениями.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образовательные ресурсы и т. д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений социально-культурной сферы в поиске научных подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий и быть применены при составлении федеральных и региональных комплексных программ по организации свободного времени подростков и молодежи.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:

— в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании региональных и федеральных программ профилактической работы с молодежью;

— при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи;

— в деятельности центров развития и социально-психологической адаптации подростков и молодежи, реабилитационных центров и др.;

— в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены:

— их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания;

— целенаправленным анализом педагогической практики;

— применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования;

— количественной и качественной обработкой репрезентативного материалавзаимопроверкой полученных результатов;

— адекватностью методов исследования его целям и задачамсогласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ходе становления и формирования социально-культурной деятельности музея выделены следующие этапы: 1 этап (XVIII — нач. XIX вв.).

— зарождение музейного дела в России- 2 этап (к. XIX — нач. XX вв.) -формирование сети провинциальных музеев- 3 этап (1900;1920 гг.) — интенсивное развитие краеведения и музейного дела- 4 этап (30-е гг. XX в.) — превращение музеев в политико-просветительные учреждения- 5 этап (1940;е.

— 50-е гг.) — сохранение коллекций в период Великой Отечественной войны и восстановление музеев- 6 этап (1960;е — 80-е гг.) — развитие музейной сети за счет возникновения новых видов музеев, местных краеведческих и общественных музеев- 7 этап (90-е гг. XX в.) — адаптация к новой социально-экономической ситуации- 8 этап (начало XXI в.) — начало возрождения и поиски путей модернизации в новом социально-культурном качестве.

2. Сущность социально-культурной деятельности музеев определяется взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной социокультурной практикой и представляет собой совокупность целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы, в процессе чего происходит общественно-государственная и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурных обычаев и патриотических традиций, развитие творческих способностей.

3. Специфика социально-культурной деятельности музеев по формированию духовно-нравственных качеств молодежи заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания.

4. Модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея представляет собой целенаправленный педагогический процесс использования потенциала социально-культурной деятельности и взаимодействия принципов, форм, методов ориентированных на формирование и развитие у молодежи национального самосознания, творческого потенциала, идеалов, чувств, понятий и убеждений, выработку единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

5. Комплекс социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея:

— учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудитории;

— комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея;

— учет потенциала музея как культурно-исторического контекста для встречи с духовным опытом многих поколений;

— осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людей;

— построение социально-культурной деятельности музея на основе использования предложенной нами модели формирования духовно-нравственных качеств молодежиразработка и реализация педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельностиналичие подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музеях.

6. Критерии, позволяющие оценивать эффективность социально-культурной деятельности музея в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи: активность в формировании духовных ценностей и способов самореализацииумение управлять своим поведением и формировать гражданскую позициюспособность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельностиразвитие нравственной устойчивости.

7. Педагогическая программа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея способствует созданию у молодежи более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций, сохранение преемственности поколений, выработке активной гражданской позицииформированию гармонически развитой личности с широким культурным кругозоромразвитию духовно-познавательных потребностей молодежиповышению социокультурной компетентности молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столахб) разработка авторской педагогической программы и непосредственное участие в ее реализации в Тамбовском педагогическом колледже, Тамбовского колледжа социально-культурных технологий, Тамбовском приборостроительном колледжев) руководство курсовыми работами «Народная художественная культура Тамбовщины», «Народная педагогика как воспитательная система" — г) проведение студенческой конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся и студентов в условиях образовательного учреждения» 18 апреля 2008 года на базе ТОГОУ СПО «Педагогический колледж" — д) участие в конкурсе проектов по социологии и политологии «Проект социальной адаптации воспитанников Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Тамбова средствами народного декоративно-прикладного искусства: «Молодежь. Время. Инициатива" — е) воспитательная работа в Тамбовском педагогическом колледже.

Результаты диссертационного исследования отражены в десяти научных публикациях автора, общим объемом 3,2п.л., в том числе в статье, опубликованной в научном журнале «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», рекомендованного ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования, выводы.

Проведенное исследование по изучению и формированию духовно-нравственных качеств молодежи показало, что разработанная и внедренная программа с учетом специальных социально-культурных условий оказывает позитивное влияние на молодое поколение. Об этом свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.

Сравнивая результаты диагностики молодежи экспериментальной группы до и после эксперимента, можем констатировать, что после внедрения программы, в экспериментальной группе показатели ориентации во времени, поддержки, ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, самоуважения и самопринятия, контактности, познавательных потребностей и креативности в большинстве случаев имеют высокие значения (Таблица 4, рисунок 4).

Заключение

.

Изменение условий социально-культурной деятельности музея в современном обществе обусловило актуальность исследования смыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения, в то же время музейное учреждение, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе существенный социально-культурный потенциал.

Нами были сделаны следующие выводы. Развитие музейной педагогики в России происходит достаточно интенсивно: опираясь на исследования и достижения смежных дисциплин — педагогики, психологии, социально-культурной деятельности, культурологии, менеджмента и маркетинга и т. п., музейная педагогика постоянно пополняет арсенал используемых в работе форм, методов и средств. На протяжении XIX — XX столетий музей изменился кардинальным образом: из хранилищ частных коллекций он постепенно превратился в центр научно-исследовательской, а затем — просветительской и социально-культурной работы. Современный музей является концентрированным выражением духовного поиска культуры прошлого и настоящего. Музей помогает решать проблемы адаптации человека к условиям нового тысячелетия. В мире продолжается выставочный бум, извлекаются из запасников и хранилищ уникальные музейные предметы, которые становятся экспонатами. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представлений. Зритель по-разному воспринимает музейные ценности посредством понимания, сопереживания, объяснения и созерцания. Погружение в самобытный мир музея требует от человека определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров. Музей же в свою очередь должен не только обеспечить информационную насыщенность, вызвать интерес, но и создать комфортные условия для посетителей. Обеспечение оптимальной реализации социально-значимых функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе, его устойчивому развитию.

Социально-культурная деятельность музейных учреждений, основанная на использовании социально-культурных технологий, является мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, ее мировоззрение, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т. п. Сущность социально-культурной деятельности музеев определяется взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной социокультурной практикой и представляет собой совокупность целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы, в процессе чего происходит общественно-государственная и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурных обычаев и патриотических традиций, развитие творческих способностей. Специфика социально-культурной деятельности музеев по формированию духовно-нравственных качеств молодежи заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания.

Для решения проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея средствами социально-культурной деятельности нами была разработана соответствующая модель. Построение подобной модели, основанное на принципах целостного подхода к разработке содержания, форм и методов социально-культурной деятельностивариативности содержания и форм моделируемой.

154 образовательной среды учреждения, включающий образовательную систему и предметно-развивающую средуоткрытости образовательной системы в социумличностно-ориентированного подхода к целеполаганию, организации образовательной среды, оценке результатов педагогического процессаотражения в образовательной модели национального характера и национального образа мира русского народаединства системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народа как семантической основы проектирования целостного этнокультурного воспитательного пространстваопоры на духовно-нравственный потенциал отечественной культуры, сохранившей в своих традициях образы — идеалы женской красоты, мужественности, трудолюбия, родительские образыпозволяет эффективно выстраивать социально-культурную работу с молодежной аудиторией в условиях современного музея. Необходимыми условиями эффективности проводимой работы является учет формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования социально-культурных технологий: возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудиториикомплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музеяосуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людейпостроение педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи с применением социально-культурных технологий в музейных учрежденияхразработка и реализация педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования форм и средств социально-культурной деятельностиналичие подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музейных учреждениях.

Именно создание аксиологической модели воспитания и обучения молодежной аудитории с помощью форм и средств социально-культурной.

155 деятельности в рамках музейной деятельности представляется нам одним из наиболее перспективных путей развития системы дополнительного образования. В рамках данного направления становится возможным скорректировать существующие недостатки общего образования и существенно расширить возможности образовательной сферы. Данные возможности основываются на присущих этнокультурной педагогике принципах: уважении личности обучающегосявзаимодополняемости, взаимовлиянии и сотрудничестве в процессе обученияактуального ценностном содержании передаваемых знаний, умений и навыковориентации на воспитание в личности стремления не к знаниям как таковым, а к знаниям как средству решения различных проблемных ситуаций.

Экспериментальная работа подтвердила, что в целом социокультурная ситуация характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство. Эти обстоятельства формируют цели регулирования самоорганизации досуга молодежи, которые должны быть направлены на формирование ее духовной культуры. Такая деятельность в современных условиях подразумевает выработку эффективных принципов и методов работы с молодежью, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям самой молодежи, с другой — задачам регулирования ее досугаформированию более высокого уровня культуры досуга. Вполне очевидно, что необходим учет социально-культурных условий, на которых должна строиться работа с молодежью в целом, способов, методов, необходимо уточнить те ее направления, которые помогут в дальнейшем определить приоритетность отдельных мероприятий, направленных на реализацию указанной цели.

В ходе экспериментальной работы по формированию духовнонравственных качеств молодежи нами решались следующие задачи:

1) создание у молодежи более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций;

2) осознание человека, как представителя своего поколения, сохранение преемственности поколений;

3) осознание своей причастности к истории народов;

4) формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором;

5) развитие духовно-познавательных потребностей молодежи.

По итогам экспериментальной работы с применением технологий социально-культурной деятельности диагностированы позитивные изменения, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента:

— большинство участников экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы характеризуется целостным восприятием своего жизненного пути, соблюдением принципа преемственно сти;

— испытуемые экспериментальной группы чаще стали характеризоваться независимостью в своих поступках, стремиться руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормамибольшинство стали свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию;

— после проведенной работы произошли существенные изменения относительно ценностных ориентаций молодежи. Большинство испытуемых экспериментальной группы имеют высокую степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию;

— в экспериментальной группе после проведения разработанной нами программы молодые люди стали чаще отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, рефлексии ихпосле проведенной работы большинство испытуемых стало характеризоваться способностью ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за ниху большинства испытуемых экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы наблюдается высокий уровень принятия себя такими, какими они есть, вне зависимости от оценки собственных достоинств и недостатковпосле проведения разработанной нами программы у большинства испытуемых экспериментальной группы наблюдается способность к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми;

— у большинства испытуемых экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы наблюдается стремление к приобретению знаний об окружающем мире, черты творческой направленности личности.

В ходе экспериментальной работы по применению в образовательной практике занятий по формированию духовно-нравственных качеств молодежи был подтвержден комплекс социально-культурных условий, включающий в себя:

— учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудитории;

— комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея;

— осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людейпостроение педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи с применением социально-культурных технологий в музейных учрежденияхразработка и реализация педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования форм и средств социально-культурной деятельностиналичие подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музеях.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, подтверждена рабочая гипотеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума / Э. Г. Абрамян. — Ереван, 1978. С. 98 102.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 334 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  5. , Т.С. И пыль веков от хартий отряхнув. / Т. С. Авдеева. -Тамбов, 1993.-256 с.
  6. , М.Д. Роль музея в распространении знаний / М. Д. Адаме // Музеум. -2005. -№ 141. — С. 15−17.
  7. , A.M. Региональные музеи и население регионов / A.M. Аксенова // Мир музея. 2004. — № 1−2. — С. 54−55.
  8. , А. Крепость на Цне / А. Акулинин. — Тамбов, 1993.
  9. , В.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. 30-е годы XX в.) / В. А. Аленова, Ю. А. Мизис — Тамбов, 2002. — 437 с.
  10. , В.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. 30-е годы XX в.) / В. А. Аленова, Ю. А. Мизис — Тамбов, 2002. — 437 с.
  11. П.Андерсон, Э. Студент учится, размышляет, советует / Э. Андерсон // Советский музей. 1995. — № 5. — С. 37−38.
  12. , В.Е. Наш край Тамбовский / В. Е. Андреев. Тамбов, 2000. -46 с.
  13. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XV вв. М.: Педагогика, 1985. — 537 с.
  14. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика, 1985. — 363 с.
  15. , С.А. Опыт и возможности работы музея со школами /С.А. Аралов // Внешкольник. 2004. — № 10. — С. 9−11.
  16. , М.А. Досуговедение в системе человекознания / М. А. Ариарский. JL: ЛГИК, 1990. — 112 с.
  17. , Н.Е. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра / Н. Е. Артемкина, В. Н. Вершинин // Внешкольник 1998. — № 6. -С. 30−32.
  18. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд. МГУ, 1984. — 231 с.
  19. , П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи / П. Е. Астафьев. М., 1980. — 328 с.
  20. , А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / А. Н. Афанасьев. — М., 1982.-232 с.
  21. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 4-х т. / А. Н. Афанасьев. -М.: Индрик, 1994−1996.
  22. , И.И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис.. канд. пед. наук / И. И. Афанасьев.-М., 1995.- 172 с.
  23. , А.К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин. -СПб.: Наука, 1993.-238 с.
  24. , К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников / К. Банег // Музеум. — 1994.- № 4. -С. 18.
  25. В. Опыт подготовки музейных работников в Индии// Музеум-1998.-№ 1−2.-С. 75−81.
  26. , Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс" — Харьков: Изд-во «ФОЛИО», 1998. — 736 с.
  27. , Н.А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М., 1990. -428с.
  28. , Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М, 1994. — С.230−317.
  29. , Т.Н. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материале истории Сибири): Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Т. Н. Березина. М., 1998.-24 с.
  30. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  31. , B.C. От научения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1991.411 с.
  32. , B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. -М.: Знание, 1990.-64 с.
  33. , Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской Федерации: Науч.-информ. сб. / Г. М. Бирженюк. М: НИО Информкультура, 2000. -121с.
  34. , Е.Ю. Основы исторической психологии / Е. Ю. Боброва. -СПб., 1997.-235 с.
  35. Богданова, О. С Нравственное воспитание старшеклассников: кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
  36. П.Дж. Роль Международного совета музеев в повышении квалификации музейных кадров / П.Дж. Бойлан // Музеум. — 2001. — № 1−2.-С. 10−16.
  37. , В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) / В. П. Большаков. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 112 с.
  38. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н /Д., 2000. — 352 с.
  39. , О.А. Этнокультура как объект изучения / О. А. Борсук // Внешкольник. 1997. -№ 10. — С. 21−23.
  40. , Н.М. Становление субъективной позиции учащегося в гуманитарном пространстве / Н. М. Борытко. Волгоград, 2002. — 84 с.
  41. , Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / Н. М. Борытко / науч. ред.Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 114 с.
  42. , Ж.В. Музеон. Новые перспективы / Ж. В. Босх. // Музеум. 1987. -№ 3−4.-С. 29−33.
  43. Бранден, Ж.-П.В. Мой опыт работы с посетителями / Ж.-П.В. Бранден. // Музеум. 1984. — № 4. — С. 62−64.
  44. , Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. / Ф. И. Буслаев. СПб., 1861. — 236 с.
  45. , И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И. А. Бутенко // Социологические исследования. 1998. — № 7. — С. 82−89.
  46. , В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / В. А. Бакаев. — Барнаул, 2001.-24 с.
  47. , Е.Г. Аудитория 2000 года / Е. Г. Ванслова // Советский музей. 1999.-№ 1.-С. 32−35.
  48. , Е.Г. О Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» / Е. Г. Ванслова // Внешкольник. 2004. — № 5. — С. 13−14.
  49. , Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. учеб, заведений / Г. Н. Волков. М.: Изд. «Академия», 1999. — 168 с.
  50. , Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. — М.: Новая школа, 1994.-78 с.
  51. , JI.C. Избранные педагогические исследования / JI.C. Выготский. -М., 1991. -326 с.
  52. , JI.C. Конкретная психология человека / JI.C. Выготский // Вестник Московского университета. 1986. -№ 1. — С. 52−66.
  53. , JI.C. Избранные педагогические исследования / Л. С. Выготский. М., 1991. — 3 26 с.
  54. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1996. 534 с.
  55. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1987. — 117 с.
  56. , Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. Москва-Воронеж, 1996. — 512 с.
  57. , Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб., 1996. — 152 с.
  58. , Б.П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. -М., 1994.-437 с.
  59. , С.П. Концептуальные основания политики образования в России / С. П. Галеко // Культура. Цивилизация. Образование. Тверь: Изд. ТГУ, 1995.-С. 15−27.
  60. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 1997. — 693 с.
  61. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  62. , С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие / С. А. Гильманов. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.-88 с.
  63. , Т.Е. Рождение нового человека / Г. Е. Глезерман. М., 1982. -82 с.
  64. Л.Я. и др. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-50 с.
  65. , В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-376 с.
  66. , И.Ф. Будущее России зависит от учителя / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. — 2003. № 6. — С. 2−6.
  67. , И.Ф. Какой быть российской школе? / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. 2004. — № 1. — С. 5- 10.
  68. , Н.И. Тамбовская тропинка к Пушкину / Н. И. Гордеев, В. А. Пешков. Тамбов, 1999. — 123 с.
  69. , В.В. Здоровье детей категория педагогическая. / В.В. Горячев//Воспитание школьников.-1991.-№ 1.-С. 17−25.
  70. , Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов центральной России (XYIII-XX вв.): Дис. .доктора культурологии / Е. И. Григорьева. СПб, 1999. — 278 с.
  71. , Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие / Е. И. Григорьева, Е. В. Великанова. Тамбов: ТГТУ, 2000. -120 с.
  72. , М.М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М., 1991. -446 е.: ил.
  73. , М.М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. -М., 2000. 541 с.
  74. , Т.Г. Основы межкультурной адаптации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ, 2003. — 352 с.
  75. , Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры // Ориентиры культурной политики / Т. М. Гудима. — 2001. № 3. — С.4 — 11.
  76. , Е.В. Эстетика фольклора / Е. В. Гусев. — JL, 1967. 268 с.
  77. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996.-506 с.
  78. , В.П. Пословицы и поговорки русского народа / В. П. Даль. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 606с.
  79. Детский этнографический центр/ Сост. Е. Я. Тимофеева.- Санкт-Петербург, 2004. 64 с.
  80. , М.И. Традиционная Тамбовская народная художественная культура / М. И. Долженкова. — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2000. 259 с.
  81. , И.И. Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов. -Тамбов, 1993.-34 с.
  82. , Ф. Музеология: союз теории и практики / Ф. Дубэ // Музеум. — 2005.-№ 1.-С. 46−50.
  83. , В.З. Социальные аспекты культур но-досуговой деятельности за рубежом: Учеб. Пособие / В. З. Дуликов. М.: МГУК, 1999. — 110 с.
  84. , И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
  85. , Г. Г. Игра как способ мышления моделирующего мышления / Г. Г. Ершова // Мир психологии. 1998. — № 4. — С. 132−157.
  86. , А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / А. Д. Жарков. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
  87. , А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. / А. Д. Жарков. М.: Изд-во МГУК, 2002. — 288 с.
  88. , JI.C. Деятельность учреждений культуры: Учебное. Пособие / Л. С. Жаркова.- 3-е изд. испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. — 225 с.
  89. Ю.В. Статус музея в современной культуре: Дисс.. канд. культурологии. — СПб., 2005. 177 с.
  90. , Т.А. Культурно-просветительные организации и учреждения общественной и частной инициативы в дореволюционной России (1900−1916 гг.) / Т. А. Ивенина. М., 2003. — 456 с.
  91. , Т.А. Система культурно-просветительных организаций и учреждений в дореволюционной России (1859−1917 гг.): Дис.. докт. ист. наук. / Т. А. Ивенина. М., 2004. — 552 с.
  92. , Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника / Е.Н.167
  93. Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  94. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 4./ Под науч. ред. А. Д. Жаркова. -М.: МГУКИ, 2003. 152 с.
  95. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 5./ Под науч. ред. А. Д. Жаркова. — М.: МГУКИ, 2004. 182 с.
  96. , Т.Г. Теория досуга за рубежом: Лекции по курсу «Культурно-досуговая деятельность» / Т. Г. Киселева. М.: МГИК, 1992.-51 с.
  97. , Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  98. Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С. Н. Иконниковой и В. И. Чепелева. М.: Просвещение, 1980. — 394 с.
  99. , Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945−1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие / Е. М. Клюско. 2-е изд. — М.: МГУКИ, 1999.-132 с.
  100. , В.О. Два воспитания /Сочинения в 9 тт. /под ред. В. Л. Янина //В.О. Ключевский. М., 1990. — 525 с.
  101. , Г. А. Сотрудничество музея с национальными центрами области / Г. А. Королева // Музей между миссией и рынком: материалы научно-практической конференции музейных работников в гг. Москве, Пензе в 2002 гг. М., 2003.-С. 115.
  102. Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. СПб: СПбСГУКИ, 2002. — 442 с.
  103. , И.М. Музей в культурной жизни края / И. М. Косова. -М., 2001.-С. 92.
  104. , И.М. Музейная педагогика: еще один год / И. М. Коссова // Мир музея. 2004. — № 4, — С. 20−21.
  105. , Н.К. Педагогические сочинения. Т. 7. Основы политико-просветительной работы / Н. К. Крупская. М.: 1959. — 450 с.
  106. , Г. А. Музей и школа / Г. А. Кудрина. М.: Просвещение, 2005.- 141 с.
  107. , B.C. Этнопедагогика: учебное пособие / B.C. Кукушин. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. 304 с.
  108. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461 с.
  109. , Г. Р. Культурно-просветительная работа как средство формирования общественного мнения: Дис.. канд. пед. наук / Г. Р. Кухадашвили. Л., 1988. — 214 с.
  110. , В.А. Асеевы / В. А. Кученкова. Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. — 81 с.
  111. , В.А. Неизвестный Тамбов / В. А. Кученкова. -Тамбов, 1993.-45 с.
  112. , В.А. Русские усадьбы / В. А. Кученкова. — Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. 145 с.
  113. , В.А. Святыни Тамбовской Епархии / В. А. Кученкова. -М., 1993.-107 с.
  114. , В.А. Тамбовские православные храмы / В. А. Кученкова. — Тамбов, 1992. — 183 с.
  115. , А.В. Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе / А. В. Лагутин. М., 2006. — 38 с.
  116. , Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин. М., 1996. — 224 с.
  117. , Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социс. 2003. — № 6. — С. 35−46.
  118. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социс. 1996. — № 5. — С. 3−24.
  119. , Б. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие / Б. Лорд. М.: Логос, 2005. — 255 с.
  120. , С.В. Историческая этнология / С. В. Лурье. — М., 1998. -447 с.
  121. С.И. Организационно-педагогические условия формирования гражданского самосознания подростков в военно-исторических музеях. Дис. канд. пед. наук / С. И. Майсевич. М., 2006.-214 с.
  122. , Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: автореф. дис. канд. философ, наук / Н. Г. Макарова. М., 1987. -16 с.
  123. Макарова-Таман, Н. Г. Детские музеи в России и за рубежом / Н.Г. Макарова-Таман. М., 2001. — 128 с.
  124. , Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е. Н. Медынский. — 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Наука, 1916.-327 с.
  125. Медынский, Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы
  126. Е.Н. Медынский. 2-е изд. — М.: Наука, 1918.-171 с.170
  127. , JI.И. Социология культуры: Учебное пособие / Л. И. Михайлова. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 232 с.
  128. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. М.: Изд. НИИК, 1999. — 168 с.
  129. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие. / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш.шк. — 1996. — 431 с.
  130. Музееведение: На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов. М., 2004. — 209 с.
  131. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. -М., 2008. 423 с.
  132. Музей и общество: Проблемы взаимодействия: Сб. тр. Творческой лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 3. — М., 2001. -149 с.
  133. , Н.В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области / Н. В. Муравьев. Тамбов, 2002. — 39 с.
  134. , Н.О. От Державина до. / Н. О. Наседкин Тамбов, 1993.- 19 с.
  135. , А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской народной культуры в современных социально-культурных условиях: Дис.. канд. пед. Наук А. В. Нестеренко. М., 2001.- 160 с.
  136. , Г. Я. История культурно-досуговой деятельности / Г. Я. Никитина. М., 1998. — 65 с.
  137. , В.Е. Маркетинг в работе музеев / В. Е. Новаторов // Маркетинг социально-культурной сферы. — Омск, 2007. С. 213−221.
  138. , Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2004. — 212 с.
  139. , Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии / Г. А. Новичкова. — М., 2004. 311 с.
  140. , В. Д. Особенности отражения образа жизни «образованного класса» в мемуарах XIX XX вв. / В. Д. Орлова // Социальная история российской провинции: материалы межрегиональной научной конференции (май 2004). — Тамбов, 2004. — С. 17.
  141. Л.И. Историческое краеведение как средство формирования гражданского самосознания: Учебно-методическое пособие для специалистов социальной сферы. М.: ИПСР, 2002. — 42с.
  142. , И.В. Обычаи и традиции русского народа / И. В. Панкеев. -М., 1998.-386 с.
  143. , Е.М. Проблема сохранения культурной среды в городах / Е. М. Пашкин // Памятники Отечества. 1987. -№ 1 (15). — С. 104.
  144. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М., 1991. -С.39−46.
  145. , Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Дис.. док. философ, наук / Л. П. Печко. М., 1994.-486 с.
  146. Е. Музейная педагогика: Гуманитарная парадигма // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 75 — 84.
  147. , В.В. Уединенное // Сочинения в 2 тт. / В. В. Розанов. — М., 1990.-710 с.
  148. Российская музейная энциклопедия. — М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 2003.- 678 с.
  149. Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российская энциклопедия», 1999.- 508 с.
  150. Рулина, Т. К Педагогические основы этнохудожественного развития личности: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Т. К. Рулина. -М., 1999. — 18 с.
  151. Русская традиционная культура. Комплекс интегрированных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / под ред. Т. И. Баклановой. М., 1998. — 386 с.
  152. , A.M. История культурно-просветительной работы в СССР: курс лекций для студентов-заочников / A.M. Савченко. М.: МГИК, 1970.-168 с.
  153. , А.В. Основы клубоведения: Теория и методика клубной работы / А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов. — Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. институт культуры, 1969. 531 с.
  154. , Р. Подготовка музейных кадров и ее совершенствование / Р. Синптон // Музеум. 1998. — № 1−2 — С. 5.
  155. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 504 с.
  156. , Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды. Учебное пособие / Н. В. Соловьева. -Воронеж: Изд. ВГПУ, 2006. 120 с.
  157. , А.В. Памятные листы Тамбова / А. В. Сохранский // Город на Цне. 1999. — № 28. — июль. — С. 12.
  158. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986. — 28 с.
  159. , Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. Изд. 2-е. -М.: МГУКИ, 2003. — С. 145−163.
  160. Тамбовская улица: история названий и достопримечательности // Город на Цне. 1999. — 5 июня. — С. 4.
  161. Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. — Тамбов: Изд-во Юлис, 2004. 707 с.
  162. Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып. № 2 Тамбов: ТГУ. — 1996. — 112 с.
  163. Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып.
  164. Тамбов: ТГУ. — 1997. — 97 с.173
  165. Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып. № 16 Тамбов: ТГУ. — 2005. — 98 с.
  166. , А.В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Русская книга, 1997. 269 с.
  167. Туристические маршруты по Тамбовской области. — Тамбов, 1991.
  168. , Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н. Ф. Федоров. -М., 2002. 620 с.
  169. , Н.Ф. Собр.соч. в 4-х т. / Н. Ф. Федоров. М.: Прогресс, 1995−1997.
  170. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1995. -537 с.
  171. , C.JI. Духовные основы общества / C. J1. Франк. — М., 1992. -483 с.
  172. XXI век: проблемы культуры: Сборник научных статей. — М.: МГУКИ, 2002.-252 с.
  173. XX век и современность. Сборник историко-краеведческих материалов к курсу «Тамбововедение»: пособие для учителя. — Тамбов: ТОИПКРО, 2004.- 158 с.
  174. , Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. — 484 с.
  175. , П.Н. Прошлое Тамбовского края / П. Н. Чермерский. -Тамбов, 1981.-78 с.
  176. , В.М. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. М.: МГУКИ, 2003. -382 с.
  177. , В.Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1996. — 432 с.
  178. , А.А. Социальные технологии для XXI века: природа Человека и законы самоорганизации иерархических социальных структур / А. А. Шиян. Хмельник: Лаборатория Синергетики Живого, 1999.- 148с.
  179. Школьные краеведческие викторины. В помощь учителю / под ред. И. Г. Лазорина, Н. В. Тарасевич. Тамбов, 2003. — 135 с.
  180. , Н.Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щурова // Воспитание школьников. -1999. — № 3. С. 17−22.
  181. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -М.: ТОО, Петрополис, 1999. 187 с.
  182. , М.Ю. Музейная педагогика — профессия! / М. Ю. Юхневич // Мир музея. 2006. — № 1. — С.26−29.
  183. , Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности. Дисс.. доктора педагогических наук / Н. Н. Ярошенко. Москва, 2000 — 414 с.
  184. Museum for a new Century. Washington, 1985., 156р.
  185. Shils, E. Centre and Periphery / E. Shils //The logic of personel knowledge: Essays presented to Michael Polonai on his Seyentieth Birthday. -New-York, 1991.-P. 117.
Заполнить форму текущей работой