Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столахб) разработка авторской педагогической программы и непосредственное участие в ее реализации в Тамбовском… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование духовно-нравственных качеств личности в условиях музейной деятельности как научно-педагогическая проблема
- 1. 1. Историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России
- 1. 2. Сущность и специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств подростков и молодежи
- 1. 3. Модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея средствами социально-культурной деятельности
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея
- 2. 1. Социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея
- 2. 2. Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея
Список литературы
- Абрамян, Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума / Э. Г. Абрамян. — Ереван, 1978. С. 98 102.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 334 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
- Авдеева, Т.С. И пыль веков от хартий отряхнув. / Т. С. Авдеева. -Тамбов, 1993.-256 с.
- Адаме, М.Д. Роль музея в распространении знаний / М. Д. Адаме // Музеум. -2005. -№ 141. — С. 15−17.
- Аксенова, A.M. Региональные музеи и население регионов / A.M. Аксенова // Мир музея. 2004. — № 1−2. — С. 54−55.
- Акулинин, А. Крепость на Цне / А. Акулинин. — Тамбов, 1993.
- Аленова, В.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. 30-е годы XX в.) / В. А. Аленова, Ю. А. Мизис — Тамбов, 2002. — 437 с.
- Аленова, В.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. 30-е годы XX в.) / В. А. Аленова, Ю. А. Мизис — Тамбов, 2002. — 437 с.
- П.Андерсон, Э. Студент учится, размышляет, советует / Э. Андерсон // Советский музей. 1995. — № 5. — С. 37−38.
- Андреев, В.Е. Наш край Тамбовский / В. Е. Андреев. Тамбов, 2000. -46 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XV вв. М.: Педагогика, 1985. — 537 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика, 1985. — 363 с.
- Аралов, С.А. Опыт и возможности работы музея со школами /С.А. Аралов // Внешкольник. 2004. — № 10. — С. 9−11.
- Ариарский, М.А. Досуговедение в системе человекознания / М. А. Ариарский. JL: ЛГИК, 1990. — 112 с.
- Артемкина, Н.Е. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра / Н. Е. Артемкина, В. Н. Вершинин // Внешкольник 1998. — № 6. -С. 30−32.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд. МГУ, 1984. — 231 с.
- Астафьев, П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи / П. Е. Астафьев. М., 1980. — 328 с.
- Афанасьев, А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / А. Н. Афанасьев. — М., 1982.-232 с.
- Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 4-х т. / А. Н. Афанасьев. -М.: Индрик, 1994−1996.
- Афанасьев, И.И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис.. канд. пед. наук / И. И. Афанасьев.-М., 1995.- 172 с.
- Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин. -СПб.: Наука, 1993.-238 с.
- Банег, К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников / К. Банег // Музеум. — 1994.- № 4. -С. 18.
- Бедекар В. Опыт подготовки музейных работников в Индии// Музеум-1998.-№ 1−2.-С. 75−81.
- Бердяев, Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс" — Харьков: Изд-во «ФОЛИО», 1998. — 736 с.
- Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М., 1990. -428с.
- Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М, 1994. — С.230−317.
- Березина, Т.Н. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материале истории Сибири): Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Т. Н. Березина. М., 1998.-24 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Библер, B.C. От научения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1991.411 с.
- Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. -М.: Знание, 1990.-64 с.
- Бирженюк, Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской Федерации: Науч.-информ. сб. / Г. М. Бирженюк. М: НИО Информкультура, 2000. -121с.
- Боброва, Е.Ю. Основы исторической психологии / Е. Ю. Боброва. -СПб., 1997.-235 с.
- Богданова, О. С Нравственное воспитание старшеклассников: кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
- Бойлан П.Дж. Роль Международного совета музеев в повышении квалификации музейных кадров / П.Дж. Бойлан // Музеум. — 2001. — № 1−2.-С. 10−16.
- Болыпаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) / В. П. Большаков. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 112 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н /Д., 2000. — 352 с.
- Борсук, О.А. Этнокультура как объект изучения / О. А. Борсук // Внешкольник. 1997. -№ 10. — С. 21−23.
- Борытко, Н.М. Становление субъективной позиции учащегося в гуманитарном пространстве / Н. М. Борытко. Волгоград, 2002. — 84 с.
- Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / Н. М. Борытко / науч. ред.Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 114 с.
- Босх, Ж.В. Музеон. Новые перспективы / Ж. В. Босх. // Музеум. 1987. -№ 3−4.-С. 29−33.
- Бранден, Ж.-П.В. Мой опыт работы с посетителями / Ж.-П.В. Бранден. // Музеум. 1984. — № 4. — С. 62−64.
- Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. / Ф. И. Буслаев. СПб., 1861. — 236 с.
- Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И. А. Бутенко // Социологические исследования. 1998. — № 7. — С. 82−89.
- Вакаев, В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / В. А. Бакаев. — Барнаул, 2001.-24 с.
- Ванслова, Е.Г. Аудитория 2000 года / Е. Г. Ванслова // Советский музей. 1999.-№ 1.-С. 32−35.
- Ванслова, Е.Г. О Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» / Е. Г. Ванслова // Внешкольник. 2004. — № 5. — С. 13−14.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. учеб, заведений / Г. Н. Волков. М.: Изд. «Академия», 1999. — 168 с.
- Вульфов, Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. — М.: Новая школа, 1994.-78 с.
- Выготский, JI.C. Избранные педагогические исследования / JI.C. Выготский. -М., 1991. -326 с.
- Выготский, JI.C. Конкретная психология человека / JI.C. Выготский // Вестник Московского университета. 1986. -№ 1. — С. 52−66.
- Выготский, JI.C. Избранные педагогические исследования / Л. С. Выготский. М., 1991. — 3 26 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1996. 534 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1987. — 117 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. Москва-Воронеж, 1996. — 512 с.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб., 1996. — 152 с.
- Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. -М., 1994.-437 с.
- Галеко, С.П. Концептуальные основания политики образования в России / С. П. Галеко // Культура. Цивилизация. Образование. Тверь: Изд. ТГУ, 1995.-С. 15−27.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 1997. — 693 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гильманов, С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие / С. А. Гильманов. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.-88 с.
- Глезерман, Т.Е. Рождение нового человека / Г. Е. Глезерман. М., 1982. -82 с.
- Гозман Л.Я. и др. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-50 с.
- Гончаров, В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-376 с.
- Гончаров, И.Ф. Будущее России зависит от учителя / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. — 2003. № 6. — С. 2−6.
- Гончаров, И.Ф. Какой быть российской школе? / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. 2004. — № 1. — С. 5- 10.
- Гордеев, Н.И. Тамбовская тропинка к Пушкину / Н. И. Гордеев, В. А. Пешков. Тамбов, 1999. — 123 с.
- Горячев, В.В. Здоровье детей категория педагогическая. / В.В. Горячев//Воспитание школьников.-1991.-№ 1.-С. 17−25.
- Григорьева, Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов центральной России (XYIII-XX вв.): Дис. .доктора культурологии / Е. И. Григорьева. СПб, 1999. — 278 с.
- Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие / Е. И. Григорьева, Е. В. Великанова. Тамбов: ТГТУ, 2000. -120 с.
- Громыко, М.М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М., 1991. -446 е.: ил.
- Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. -М., 2000. 541 с.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной адаптации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ, 2003. — 352 с.
- Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры // Ориентиры культурной политики / Т. М. Гудима. — 2001. № 3. — С.4 — 11.
- Гусев, Е.В. Эстетика фольклора / Е. В. Гусев. — JL, 1967. 268 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996.-506 с.
- Даль, В.П. Пословицы и поговорки русского народа / В. П. Даль. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 606с.
- Детский этнографический центр/ Сост. Е. Я. Тимофеева.- Санкт-Петербург, 2004. 64 с.
- Долженкова, М.И. Традиционная Тамбовская народная художественная культура / М. И. Долженкова. — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2000. 259 с.
- Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов. -Тамбов, 1993.-34 с.
- Дубэ, Ф. Музеология: союз теории и практики / Ф. Дубэ // Музеум. — 2005.-№ 1.-С. 46−50.
- Дуликов, В.З. Социальные аспекты культур но-досуговой деятельности за рубежом: Учеб. Пособие / В. З. Дуликов. М.: МГУК, 1999. — 110 с.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
- Ершова, Г. Г. Игра как способ мышления моделирующего мышления / Г. Г. Ершова // Мир психологии. 1998. — № 4. — С. 132−157.
- Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / А. Д. Жарков. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
- Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. / А. Д. Жарков. М.: Изд-во МГУК, 2002. — 288 с.
- Жаркова, JI.C. Деятельность учреждений культуры: Учебное. Пособие / Л. С. Жаркова.- 3-е изд. испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. — 225 с.
- Иванова Ю.В. Статус музея в современной культуре: Дисс.. канд. культурологии. — СПб., 2005. 177 с.
- Ивенина, Т.А. Культурно-просветительные организации и учреждения общественной и частной инициативы в дореволюционной России (1900−1916 гг.) / Т. А. Ивенина. М., 2003. — 456 с.
- Ивенина, Т.А. Система культурно-просветительных организаций и учреждений в дореволюционной России (1859−1917 гг.): Дис.. докт. ист. наук. / Т. А. Ивенина. М., 2004. — 552 с.
- Ильин, Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника / Е.Н.167
- Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 4./ Под науч. ред. А. Д. Жаркова. -М.: МГУКИ, 2003. 152 с.
- Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 5./ Под науч. ред. А. Д. Жаркова. — М.: МГУКИ, 2004. 182 с.
- Киселева, Т.Г. Теория досуга за рубежом: Лекции по курсу «Культурно-досуговая деятельность» / Т. Г. Киселева. М.: МГИК, 1992.-51 с.
- Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
- Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С. Н. Иконниковой и В. И. Чепелева. М.: Просвещение, 1980. — 394 с.
- Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945−1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие / Е. М. Клюско. 2-е изд. — М.: МГУКИ, 1999.-132 с.
- Ключевский, В.О. Два воспитания /Сочинения в 9 тт. /под ред. В. Л. Янина //В.О. Ключевский. М., 1990. — 525 с.
- Королева, Г. А. Сотрудничество музея с национальными центрами области / Г. А. Королева // Музей между миссией и рынком: материалы научно-практической конференции музейных работников в гг. Москве, Пензе в 2002 гг. М., 2003.-С. 115.
- Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. СПб: СПбСГУКИ, 2002. — 442 с.
- Коссова, И.М. Музей в культурной жизни края / И. М. Косова. -М., 2001.-С. 92.
- Коссова, И.М. Музейная педагогика: еще один год / И. М. Коссова // Мир музея. 2004. — № 4, — С. 20−21.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т. 7. Основы политико-просветительной работы / Н. К. Крупская. М.: 1959. — 450 с.
- Кудрина, Г. А. Музей и школа / Г. А. Кудрина. М.: Просвещение, 2005.- 141 с.
- Кукушин, B.C. Этнопедагогика: учебное пособие / B.C. Кукушин. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. 304 с.
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461 с.
- Кухалашвили, Г. Р. Культурно-просветительная работа как средство формирования общественного мнения: Дис.. канд. пед. наук / Г. Р. Кухадашвили. Л., 1988. — 214 с.
- Кученкова, В.А. Асеевы / В. А. Кученкова. Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. — 81 с.
- Кученкова, В.А. Неизвестный Тамбов / В. А. Кученкова. -Тамбов, 1993.-45 с.
- Кученкова, В.А. Русские усадьбы / В. А. Кученкова. — Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. 145 с.
- Кученкова, В.А. Святыни Тамбовской Епархии / В. А. Кученкова. -М., 1993.-107 с.
- Кученкова, В.А. Тамбовские православные храмы / В. А. Кученкова. — Тамбов, 1992. — 183 с.
- Лагутин, А.В. Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе / А. В. Лагутин. М., 2006. — 38 с.
- Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин. М., 1996. — 224 с.
- Лапин, Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социс. 2003. — № 6. — С. 35−46.
- Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социс. 1996. — № 5. — С. 3−24.
- Лорд, Б. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие / Б. Лорд. М.: Логос, 2005. — 255 с.
- Лурье, С.В. Историческая этнология / С. В. Лурье. — М., 1998. -447 с.
- Майсевич С.И. Организационно-педагогические условия формирования гражданского самосознания подростков в военно-исторических музеях. Дис. канд. пед. наук / С. И. Майсевич. М., 2006.-214 с.
- Макарова, Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: автореф. дис. канд. философ, наук / Н. Г. Макарова. М., 1987. -16 с.
- Макарова-Таман, Н. Г. Детские музеи в России и за рубежом / Н.Г. Макарова-Таман. М., 2001. — 128 с.
- Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е. Н. Медынский. — 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Наука, 1916.-327 с.
- Медынский, Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы
- Е.Н. Медынский. 2-е изд. — М.: Наука, 1918.-171 с.170
- Михайлова, JI.И. Социология культуры: Учебное пособие / Л. И. Михайлова. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 232 с.
- Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. М.: Изд. НИИК, 1999. — 168 с.
- Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие. / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш.шк. — 1996. — 431 с.
- Музееведение: На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов. М., 2004. — 209 с.
- Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. -М., 2008. 423 с.
- Музей и общество: Проблемы взаимодействия: Сб. тр. Творческой лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 3. — М., 2001. -149 с.
- Муравьев, Н.В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области / Н. В. Муравьев. Тамбов, 2002. — 39 с.
- Наседкин, Н.О. От Державина до. / Н. О. Наседкин Тамбов, 1993.- 19 с.
- Нестеренко, А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской народной культуры в современных социально-культурных условиях: Дис.. канд. пед. Наук А. В. Нестеренко. М., 2001.- 160 с.
- Никитина, Г. Я. История культурно-досуговой деятельности / Г. Я. Никитина. М., 1998. — 65 с.
- Новаторов, В.Е. Маркетинг в работе музеев / В. Е. Новаторов // Маркетинг социально-культурной сферы. — Омск, 2007. С. 213−221.
- Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2004. — 212 с.
- Новичкова, Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии / Г. А. Новичкова. — М., 2004. 311 с.
- Орлова, В. Д. Особенности отражения образа жизни «образованного класса» в мемуарах XIX XX вв. / В. Д. Орлова // Социальная история российской провинции: материалы межрегиональной научной конференции (май 2004). — Тамбов, 2004. — С. 17.
- Павленко Л.И. Историческое краеведение как средство формирования гражданского самосознания: Учебно-методическое пособие для специалистов социальной сферы. М.: ИПСР, 2002. — 42с.
- Панкеев, И.В. Обычаи и традиции русского народа / И. В. Панкеев. -М., 1998.-386 с.
- Пашкин, Е.М. Проблема сохранения культурной среды в городах / Е. М. Пашкин // Памятники Отечества. 1987. -№ 1 (15). — С. 104.
- Петров, М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М., 1991. -С.39−46.
- Печко, Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Дис.. док. философ, наук / Л. П. Печко. М., 1994.-486 с.
- Прасолова Е. Музейная педагогика: Гуманитарная парадигма // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 75 — 84.
- Розанов, В.В. Уединенное // Сочинения в 2 тт. / В. В. Розанов. — М., 1990.-710 с.
- Российская музейная энциклопедия. — М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 2003.- 678 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российская энциклопедия», 1999.- 508 с.
- Рулина, Т. К Педагогические основы этнохудожественного развития личности: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Т. К. Рулина. -М., 1999. — 18 с.
- Русская традиционная культура. Комплекс интегрированных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / под ред. Т. И. Баклановой. М., 1998. — 386 с.
- Савченко, A.M. История культурно-просветительной работы в СССР: курс лекций для студентов-заочников / A.M. Савченко. М.: МГИК, 1970.-168 с.
- Сасыхов, А.В. Основы клубоведения: Теория и методика клубной работы / А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов. — Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. институт культуры, 1969. 531 с.
- Синптон, Р. Подготовка музейных кадров и ее совершенствование / Р. Синптон // Музеум. 1998. — № 1−2 — С. 5.
- Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 504 с.
- Соловьева, Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды. Учебное пособие / Н. В. Соловьева. -Воронеж: Изд. ВГПУ, 2006. 120 с.
- Сохранский, А.В. Памятные листы Тамбова / А. В. Сохранский // Город на Цне. 1999. — № 28. — июль. — С. 12.
- Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986. — 28 с.
- Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. Изд. 2-е. -М.: МГУКИ, 2003. — С. 145−163.
- Тамбовская улица: история названий и достопримечательности // Город на Цне. 1999. — 5 июня. — С. 4.
- Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. — Тамбов: Изд-во Юлис, 2004. 707 с.
- Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып. № 2 Тамбов: ТГУ. — 1996. — 112 с.
- Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып.
- Тамбов: ТГУ. — 1997. — 97 с.173
- Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень. Вып. № 16 Тамбов: ТГУ. — 2005. — 98 с.
- Терещенко, А.В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Русская книга, 1997. 269 с.
- Туристические маршруты по Тамбовской области. — Тамбов, 1991.
- Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н. Ф. Федоров. -М., 2002. 620 с.
- Федоров, Н.Ф. Собр.соч. в 4-х т. / Н. Ф. Федоров. М.: Прогресс, 1995−1997.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1995. -537 с.
- Франк, C.JI. Духовные основы общества / C. J1. Франк. — М., 1992. -483 с.
- XXI век: проблемы культуры: Сборник научных статей. — М.: МГУКИ, 2002.-252 с.
- XX век и современность. Сборник историко-краеведческих материалов к курсу «Тамбововедение»: пособие для учителя. — Тамбов: ТОИПКРО, 2004.- 158 с.
- Цивьян, Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. — 484 с.
- Чермерский, П.Н. Прошлое Тамбовского края / П. Н. Чермерский. -Тамбов, 1981.-78 с.
- Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. М.: МГУКИ, 2003. -382 с.
- Шадриков, В.Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1996. — 432 с.
- Шиян, А.А. Социальные технологии для XXI века: природа Человека и законы самоорганизации иерархических социальных структур / А. А. Шиян. Хмельник: Лаборатория Синергетики Живого, 1999.- 148с.
- Школьные краеведческие викторины. В помощь учителю / под ред. И. Г. Лазорина, Н. В. Тарасевич. Тамбов, 2003. — 135 с.
- Щурова, Н.Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щурова // Воспитание школьников. -1999. — № 3. С. 17−22.
- Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -М.: ТОО, Петрополис, 1999. 187 с.
- Юхневич, М.Ю. Музейная педагогика — профессия! / М. Ю. Юхневич // Мир музея. 2006. — № 1. — С.26−29.
- Ярошенко, Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности. Дисс.. доктора педагогических наук / Н. Н. Ярошенко. Москва, 2000 — 414 с.
- Museum for a new Century. Washington, 1985., 156р.
- Shils, E. Centre and Periphery / E. Shils //The logic of personel knowledge: Essays presented to Michael Polonai on his Seyentieth Birthday. -New-York, 1991.-P. 117.