Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инженерно-психологические (эргономические) исследования при конструировании современных систем «человек — машина». Система «человек — машина»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из всей эргономической системы инженерная психология исследует в основном звено «человек — техника», или так называемую систему «человек — машина» (СЧМ). Предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники. Важнейшим вопросом при конструировании системы «человек — машина» является учет антропометрических данных. Начало антропометрическим… Читать ещё >

Инженерно-психологические (эргономические) исследования при конструировании современных систем «человек — машина». Система «человек — машина» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психофизиологическое обеспечение эргономических систем включает не только аспект адаптации работников к новой современной технике, но и обратный процесс приспособления самой техники к человеку. Эти проблемы стали актуальными, когда на определенном этапе научно-технической революции стала применяться техника нового поколения. Такая техника, повысив качество и надежность работы, в то же время резко увеличила количество параметров и скорость протекания сложных процессов, которыми должен был управлять человек. Но психофизиологические возможности человека: качества внимания, памяти, мышления, восприятия, — оказались не готовы к подобным изменениям, к такому количеству информации, к необходимости ее воспринимать, осмысливать, перерабатывать и принимать решения в ограниченные временными рамками сроки, при высокой цене возможной ошибки. Это приводило к множеству ошибок из-за больших перегрузок работника.

Таким образом, объективно возникла необходимость в науке, которая рассматривала бы функционирование технических устройств и деятельность человека в тесной взаимосвязи, а именно: создание сложной новой техники, систем управления должно происходить с учетом психофизиологических возможностей человека. Подобная объективная необходимость привела к тому, что в рамках эргономического комплекса стала развиваться наука инженерная психология, пользующаяся инженерными методами, но использующая данные физиологии и психологии труда.

Из всей эргономической системы инженерная психология исследует в основном звено «человек — техника», или так называемую систему «человек — машина» (СЧМ). Предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники. Важнейшим вопросом при конструировании системы «человек — машина» является учет антропометрических данных. Начало антропометрическим исследованиям было положено с конца XVIII в., когда, вернувшись из кругосветного путешествия, итальянский путешественник Марко Поло привез с собой описание особенностей строения представителей различных племен и рас. В середине XIX в. было положено начало развитию такой науки, как биомеханика, согласно которой при конструировании машин и механизмов начали учитывать размеры и механику движений человеческого тела. В настоящее время использование антропометрических данных происходит в сочетании с компьютерным моделированием (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Средние антропометрические данные человека, мм (по Е. Полежаеву и В. Маку шину)

Антропометрические пока;

Рост человека.

затели.

высокий.

средний.

Низкий.

Рост человека:

мужчины женщины.

  • 1691−1900
  • 1571−1800
  • 1631−1690
  • 1521−1570
  • 1520−1630
  • 1420−1520

Длина руки (от плечевого сустава до середины ладони): мужчины женщины.

  • 651−680
  • 531−550
  • 571−650
  • 471−530
  • 550−570
  • 450−470

Длина ноги:

мужчины женщины.

  • 941−1100
  • 821−840
  • 881−940
  • 731−820
  • 840−880
  • 640−730

Расстояние от подошвы ноги до колена:

мужчины женщины.

Более 520 Более 450.

  • 451−520
  • 390−450

Менее 450 Менее 390.

Согласно исследованиям К. Кромера1 антропометрические данные используются наиболее часто при конструировании:

  • — рабочего пространства;
  • — оборудования, инструментов, рычагов управления;
  • — защитной одежды.

Результатами разработок являются кабины самолетов, автомобилей, танков, подводных лодок и надводных кораблей, конструкции космических кораблей, а также рычаги ручного управления, шлемы, защитные маски и одежда горных спасателей. Контуры тела человека и его частей используются при разработке минимальных размеров отверстий, через которые это тело должно проходить (двери, люки и т. п.) или через которые части тела должны пролезать при эксплуатации прибора, а также максимальные размеры отверстий, в которые проникновение частей тела невозможно (например, чтобы пальцы не могли попасть туда, где они могут быть повреждены)2 (табл. 3.3).

Таблица 33

Рекомендации по проектированию кабин грузовых автомашин,

полученные в результате исследований Кефарта и Данлепа (по С. X. МакКормику)

Обозначение.

Исследуемые размеры.

Рекомендации.

Л

Высота сиденья.

Регулируемая: 37,3—44,1 см.

В

Расстояние опоры от постоянной отсчета.

Регулируемое: 58,3—74,3 см.

С

Угол наклона сиденья.

Регулируемый: 9,20—11,38°.

D

Угол наклона спинки.

Регулируемый: 8,55—24,07°.

Е

Ширина сиденья.

Постоянная: 40,7 см.

F

Угол наклона опоры для ступней.

Постоянный: 31,96° (28,75—35° — недопустимый).

G

Угол наклона оси рулевого колеса.

Постоянный: 45,34° (42,51—48,17° — допустимый).

II

Положение центра рулевого колеса.

Постоянное: 84,6 см по высоте в 21,6 см от постоянной точки отсчета.

  • 1 Кремер К. Инженерная антропология // Человеческий фактор. Т. 5. М.: Мир, 1992. С. 7.
  • 2 Там же. С. 8.

Объектом инженерной психологии является человек-оператор. В данной терминологии имеется в виду оператор в широком смысле слова, а именно: человек, основу трудовой деятельности которого составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой (система «человек — машина») посредством дистанционного управления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой