Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Три этапа развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека заключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвещение и воспитание, преодоление невежества и поддержание миролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманности — подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гердер. Основная… Читать ещё >

Три этапа развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первоначально понятие культура (<cultura) вводится в обиход как слово латинского происхождения от глаголов colo, colere и имеет широкий спектр значений. В этих словах выделяют три группы смыслов: 1) обрабатывать, возделывать; 2) взращивать; 3) обитать, населять (слово colonus трансформировалось в «колонию»). Все эти значения слов возникли в Римской империи.

Культура обозначала обустройство человека на определенной территории, а также возделывание, обработку земли. Так возникают слова agricultura — обработка земли, земледелие и agricola — земледелец. Понятие «культура» оказывается связанным с весьма почетным занятием — крестьянским трудом и означает сознательную, целенаправленную деятельность человека. Земледелие требовало достаточно обширных знаний о почве, времени сеяния и сбора урожая, способах хранения и потребления, участия в торговом обмене и продаже, использовании обычаев и обрядов, молитв и песнопений. Земледелец воплощал определенный уровень культуры, был героем эпоса, мудрецом.

Предметом заботы были не только место, земля, растения, но и божество, которое охраняло жизнь человека и плоды его труда. В латинском языке возникло слово cultus, что означало «попечение, забота о божестве, культ». В истории культуры известны культ фараона в Египте, культ Солнца в Древней Руси, культ веры в религиях мира.

Перечисленные значения составляют древнейший комплекс смыслов слова «культура». Как отмечает культуролог Ю. С. Степанов, это понятие отражает три грани единого смысла и представляет целостную формулу: «обустройство того места, где живешь; обработку земли, уход за ней; почитание богов — хранителей этого места; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают»[1]. Известно высказывание философа Цицерона (106—43 гг. до н. э), который писал о «культуре души» (cultura animi).

Для Античности как первого этапа формирования представлений о понятии «культура» характерна космоцентричная модель картины мира с универсальными законами природы, общества и человека. Впоследствии, в Средние века, это представление оказалось в подчинении божественной воле, использовалось понятие ментальной, интеллектуальной, духовной культуры (cultura mentis) как божественного дара и предназначения человека. Но сама идея культуры как проявления творческого замысла человека не получила развития в общественной мысли, оставалась подчиненной религиозной, схоластической, теоцентричной картине мира.

Если Античность можно назвать первым периодом в обосновании понятия «культура», то вторым историческим этапом стала эпоха Возрождения. Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение выражает сущность гуманизма. Формируется антропопентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индивидуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творческими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполнена эпоха Ренессанса. Однако, как всякий исторический период, Возрождение было внутренне противоречивым и неоднозначным, содержало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.

Третьим важнейшим историческим этапом становления представлений о сущности культуры была эпоха европейского Просвещения XVIII века. Этот период по праву называют периодом формирования классической модели культуры, в которой особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря образованию и просвещению. Человек культурен по мере реализации разумности в его сознании и поведении. Культура — не просто заложенное в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная «светом разума». В новой модели гуманизм дополнен рационализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, необразованность и невежество, моральная распущенность, несправедливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифов и суеверий. Гуманизм и рационализм определяют процесс развития науки, техники, искусства, морали в Новое время. Все формы культуры развиваются на основе просвещения и образования, торжество разума укрепляет веру в прогресс и всеобщность европейской культуры и цивилизации. Возникает и получает поддержку социоцентричная картина мира, где базовой идеей становится разумное политическое переустройство общества и всех его структур. Для реализации этого идеала необходим рост просвещения и образования как главного условия развития культуры и цивилизации.

Именно в эпоху Просвещения появляются трактаты и сочинения, посвященные исследованию культуры как целостному миру, созданному человеком. Культура предназначена для создания условий для жизни, духовного совершенствования человека и взаимопонимания между народами. Идеи гуманизма и просвещения отражены во многих трудах, наполняли духовную атмосферу европейского общества, развивались в Италии и Франции, Германии и России. Среди тех, кто заложил теоретические основы исследования культуры как целостного явления, называют итальянского гуманиста Дж. Вико (1668−1744) и немецкого мыслителя И. Г. Гердера (1744−1803).

Джамбатиста Вико — историк и философ, доктор права и риторики в Неаполитанском университете, автор многих сочинений. Главный труд «Основания Новой науки об общей природе наций»[2] состоит из пяти книг, содержит идеи о культурном единстве и многообразии мира, динамике циклического развития культуры и смены эпох, значении языка, мифа и фольклора как средства общения между народами. В истории культуры было три грандиозных эпохи: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В разделении эпох Вико ссылается на древнюю истину египтян, рассказанную историком Геродотом. Вико дает краткий очерк культуры Греции и Рима, Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии. Каждая эпоха отличается только ей присущими особенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и религии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития человечества. Эти идеи находятся у истоков современной культурологии, социальной и культурной антропологии, хотя при жизни Вико они не получили широкого распространения за пределами Италии. Они стали известны в европейской истории и философии XIX—XX вв. Социолог и культуролог П. А. Сорокин считал сочинение Дж. Вико первым систематическим трудом по социальной и культурной динамике.

Иоганн Готфрид Гердер — философ, теоретик литературы, пастор. Родился в Восточной Пруссии, окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, слушал лекции знаменитого немецкого философа И. Канта, был теоретиком литературного движения «Буря, и натиск» в Германии, другом великого немецкого поэта И. В. Гете. Все эти обстоятельства оказали влияние на его мировоззрение. Основная концепция развития культуры изложена в труде «Идеи к философии истории человечества» (1784−1791). По замыслу и его воплощению этот труд можно назвать первой энциклопедией мировой культуры. Книга была переведена на многие языки мира. В России взгляды И. Гердера были известны историку Н. Карамзину, писателю Л. Толстому, Н. Гоголь в «Арабесках» назвал его величайшим зодчим мировой истории. И. Гердер исследовал историю культуры многих народов Европы, в том числе славян, культуры Вавилона, Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции.

Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека заключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвещение и воспитание, преодоление невежества и поддержание миролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманности — подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гердер. Основная черта человечности — миролюбие, сочувствие другим людям, совместное переживание жизненных событий, дружеское общение и любовь. Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. Она подает людям совет в их делах, утешает в беде, радуется счастью. Разум, человечность и религия — три наиболее важные ценности культуры. Для их реализации необходимо воспитание, направляющее человека к совершенству. Человечество должно пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии разума, веры и справедливости. Путь этот сложен и опасен. Кровавые войны и преступления, деспотизм и рабство, унижение достоинства и заблуждения постоянно преследуют человека, расшатывают культуру. Но человек и культура обладают силой сопротивления злу и неуклонного стремления к совершенству. Весь человеческий род — одна порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства радости и гнева, имеют язык для общения. Человечество постоянно обновляет культурный облик, совершенствует отношения с другими народами. Многообразие форм культурной жизни требует изучения и составления антропологической карты народов мира.

  • [1] Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 15.
  • [2] См.: ВикоДж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой