Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные музыкальные конкурсы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Средние века появляются новые формы музыкального обмена, к которым можно отнести музыкальный пилигримаж. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Появились первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на музыкальных инструментах. Интерес к музыке во все времена проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества… Читать ещё >

Международные музыкальные конкурсы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музыка, как и многие аспекты культуры, не может существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства. Выдающиеся музыканты путешествуют по всему миру с концертами, активно общаясь друг с другом в рамках конкурсных проектов, фестивалей и гастролей, совместных мероприятий. Для музыкантов особенно значимо мировое признание, им важно приобрести имя не только в своей стране, но и на мировом уровне. Именно для этой цели и создана система международных музыкальных конкурсов, которые, кроме прочего, являются еще и системой отбора для исполнителей.

Важно запомнить

Конкурс (лат. concursus — соревнование, стечение, встреча) — соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и т. п. с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта — претендента на победу.

Музыкальный конкурс — соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров, коллективов), проводящиеся, как правило, на заранее объявленных условиях.

Международный конкурс — специфическое мероприятие в одной из отраслей культуры, проводимый с целью выявления наилучших достижений в заявленной сфере, с четко обозначенной программой, международным составом участников и установленными сроками проведения.

Международные музыкальные конкурсы играют существенную роль и в международном культурном обмене. Они расширяют возможности для контактов на государственном и негосударственном уровнях, способствуют формированию позитивного имиджа страны[1], обогащают национальную культуру.

Исторический экскурс

Музыкальные конкурсы имеют давнюю историю. Так, еще во времена Античности существовала традиция проведения различных состязаний между исполнителями, которые одновременно были певцами и музыкантами. Эти состязания пользовались величайшей популярностью в эллинском мире, поэтому на них съезжались музыканты из всех областей Древней Греции. Мифологическая традиция сохранила немало легенд о божественных певцах и состязаниях знаменитых музыкантов, послушать игру которых приходили послушать сами боги. Всем хорошо известны имена прославленных греческих героев Орфея и Ариона, чей великолепный голос и искусство игры на кифаре ставились древними греками в один ряд с воинскими доблестями. Известны мифы о музыкальных состязаниях бога Аполлона с Паном или сатиром Марсием, о соперничестве муз и сирен.

Согласно античной традиции, состязания музыкантов включались в состав Олимпийских игр. Начиная с 580 г. до н.э. в Дельфах стали устраиваться Пифийские игры, посвященные покровителю искусств Аполлону, которые являлись панэллинскими соревнованиями певцов. Традиция соревнований музыкантов была продолжена в античном Риме. Победителей здесь называли лауреатами (лат. laureatus — увенчанный лаврами), так как в знак победы на головы им возлагали венки из лавра. Этот термин сохранился и сегодня для определения лучших участников. Появление конкурсов, состязаний в эпоху Античности было обусловлено мировоззренческими основами и духовной атмосферой времени. Традиция проведения Пифийских игр нашла продолжение и в наши дни. Начиная с 2003 г. в Петербурге стали проводиться Дельфийские игры среди юношества (музыка, театр, танец).

В Средние века были популярны музыкальные состязания мимов и жонглеров, трубадуров[2] и труверов[3], шпильманов[4] и миннезингеров[5], которые путешествовали по Европе, не зная границ. Во Франции в XI—XVI вв. музыкальные празднества устраивались цехами ремесленников. Лауреаты этих соревнований, проводившихся в разных провинциях страны, награждались призами. Среди лауреатов крупнейшего из известных пюи[6] в Эвре были О. ди Лассо, Ж. Титлуз, Ф. Э. дю Корруа. В эпоху Средневековья появился и существующий сегодня песенный хоровой фестиваль в Уэльсе — эйстеддфод.

В Средние века появляются новые формы музыкального обмена, к которым можно отнести музыкальный пилигримаж. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Появились первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на музыкальных инструментах. Интерес к музыке во все времена проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества. В Средние века бродячие актеры, среди которых были и музыканты, в поисках заработка колесили по странам Европы, устраивая своеобразные гастроли. Поскольку музыка была вне языковых ограничений, она воспроизводилась исполнителем в первоисточнике и не требовала перевода. Такая общедоступность в плане восприятия слушателем способствовала популяризации музыкальных произведений в международном масштабе. Талантливых исполнителей ценили и приглашали за рубеж. Интерес к иностранным новинкам музыкального творчества как среди образованной знати, так и у представителей низших сословий был достаточно велик во всех странах, несмотря на религиозные и идеологические различия. Кроме того, благодаря техническому прогрессу, возникала возможность в создании новых музыкальных инструментов, позволявших разнообразить их звучание, придавать особую окраску и колорит музыкальной палитре произведения, что в результате оказывало более сильное эмоциональное воздействие на слушателей.

В эпоху Возрождения появились соревнования виднейших музыкантов, которые демонстрировали искусство импровизации игры на различных музыкальных инструментах.

Развитие музыкальных форм изложения произведений, равно как появление множества разнообразных исполнительских инструментов, получило успешное развитие в XVII—XVIII вв. в странах Западной Европы, что было связано с бурным экономическим ростом и культурным развитием. В Новое время античные идеалы переживают второе рождение. Возвращается практика соревнований и конкурсов, в частности в области музыки. Так, в первую очередь стали развиваться соревнования в исполнительском мастерстве между отдельными музыкантами, пользовавшимися особой известностью, или среди исполнителей на отдельных инструментах — органе, скрипке, клавесине. Особенно богаты событиями такого рода были XVIII—XIX вв.

Известно, что в первой половине XVIII в. в Риме проходила встреча двух великих музыкантов Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти, причем Г. Ф. Гендель был признан лучшим в игре на органе, а Д. Скарлатти — на клавесине. В XVIII в. в Дрездене состоялось соревнование между И.-С. Бахом и известным органистом Л. Маршаном, которые соперничали в искусстве музыкальной импровизации. В 1781 г. в Вене при дворе императора Иосифа II был устроен турнир между В.-А. Моцартом и пианистом А. Клементи, где оба музыканта виртуозно исполнили импровизации на тему собственных сочинений, представляя таким образом венскую и итальянскую школы игры на фортепиано. По отзывам современников, мотивы, исполненные А. Клементи, были несколько суховаты, но Моцарт в знак уважения к побежденному сопернику положил их в основу увертюры к опере «Волшебная флейта». Однако такие конкурсы не имели регулярной основы, были бессистемными и спонтанными.

Становление современных международных музыкальных конкурсов

Действительно международный массовый характер они приобрели в начале XIX в. Считается, что самый первый международный музыкальный конкурс состоялся в 1803 г. в Париже на приз Римской премии — награды за лучшее сочинение (кантата, позже — одноактная онера). Среди лауреатов этой премии — видные французские композиторы: Ф. Галеви, Г. Берлиоз, А. Тома, Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Дебюсси и другие.

В 1844 г. в Лейпциге проходило первое международное соревнование скрипачей, в котором приняли участие музыканты из Германии, Италии и Англии. С 1880-х гг. в Берлине стали устраиваться международные конкурсы молодых скрипачей им. Ф. Мендельсона. В 1889 г. в Вене английской фортепианной фирмой «Бсзсндорфср» был учрежден конкурс для выпускников Венской консерватории, в котором участвовали студенты из разных стран Европы.

С 1860 г. национальные музыкальные конкурсы начали проводиться в России. Их организовывали Русское музыкальное общество совместно с Петербургским обществом камерной музыки, в основном на частные пожертвования. С 80−90-х гг. XX в. в России стали проходить и международные конкурсы молодых исполнителей. В 1890 г. первый конкурс молодых пианистов и композиторов был организован в Петербурге А. Рубинштейном на собственные деньги. Этот конкурс проводился до 1910 г. с интервалом в пять лет в разных европейских столицах. В нем участвовали крупные музыканты, получившие в дальнейшем широкую известность: Ф. Бузони, В. Бакхауз, И. А. Левин, А. Ф. Гедике и другие.

Традиция проведения международных конкурсов сохранилась и приумножилась в XX в. И если в XVIII—XIX вв. они были единичным явлением, то именно в XX столетии стали приобретать регулярный характер. Сейчас международные конкурсы занимают важное место в международном музыкальном мире и являются одной из активных форм международного культурного обмена. На сегодняшний день в мире проводится большое количество различных конкурсов в области классической, эстрадной, народной музыки.

Обращаясь к истории международных музыкальных конкурсов, можно выделить три основных этапа их формирования:

I этап: 20−40-е гг. XX столетия — время появления первых международных музыкальных конкурсов;

II этап: 50−60-е гг. XX столетия — время создания основных международных музыкальных конкурсов современности;

III этап: начиная с 90-х гг. XX в. число и география международных музыкальных конкурсов значительно увеличились.

Существует типология международных музыкальных конкурсов. Обычно выделяют:

  • — монографические конкурсы, т. е. посвященные исполнению произведений одного композитора (например, конкурс им. Ф. Шопена в Варшаве, В.-А. Моцарта в Зальцбурге, Л.-В. Бетховена в Вене). Иногда конкурс может быть посвящен творчеству двух-трех композиторов;
  • — конкурсы имени композитора, творчеству которого в данном конкурсе уделяется особое внимание, т. е. произведения этого композитора входят в его обязательную программу. При этом программа конкурса не ограничивается произведениями только этого композитора, но и включает музыкальные произведения других авторов (например, конкурс им. П. И. Чайковского в Москве, им. Н. Паганини в Генуе);
  • — тематические, например, конкурсы современной музыки («Евровидение» и др.), фольклорной музыки;
  • — конкурсы со смешанной программой, в состав которых входят произведения различных композиторов разных жанров, в программу включаются соревнования в различных номинациях (например, конкурс им. С. Прокофьева в Санкт-Петебурге).

Виды международных музыкальных конкурсов весьма различны: соревнования отдельных исполнителей, хоров, музыкальных коллективов, дирижеров, соревнования в мастерстве владения тем или иным видом музыкальных инструментов и т. д.

Структура конкурсов обычно оговаривается заранее. Традиционно они состоят из трех-четырех туров. Количество и размер премий варьируются. Места обычно подсчитываются на основе 25-балльной системы.

Местом проведения конкурсов могут быть:

  • — столицы государств (например, конкурс им. П. И. Чайковского в Москве, им. королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Ф. Шопена в Варшаве);
  • — крупные города — культурные центры: Тулуза, Барселона, Женева, Ливерпуль, Познань;
  • — родина великого композитора (конкурс им. И.-С. Баха в Лейпциге, им. Р. Шумана в Цвикау, им. Н. Паганини в Генуе);
  • — иногда — международный курортный или туристский центр, где развита инфраструктура, присутствуют большие туристские потоки (например, конкурс фольклорной музыки в финском городе Савонлинна).

Существуют и «кочующие» конкурсы, место проведения которых точно не фиксируется: обычно они проводятся в различных городах и не имеют постоянного адреса (подобные конкурсы организуют и проводят Федерация аккордеона и баяна, Международная ассоциация музыкальной молодежи, к этой же группе относится конкурс им. П. Казальса. Из области современной музыки это, например, «Евровидение», который каждый раз проходит в новом месте — в стране — победителе предыдущего конкурса).

Время и сроки проведения конкурсов различны, но обычно выбираются наиболее подходящие месяцы для данного климата. Принято, чтобы один и тот же конкурс проводился примерно в одни и те же сроки. Продолжительность — от трех-четырех дней до двух недель.

Организаторами и учредителями конкурсов могут быть государственные власти, правительственные органы, частные лица, коммерческие фирмы, музыкальные учреждения и организации и даже отдельные музыканты. Иногда конкурсы могут выступать в качестве рекламных мероприятий. Например, в 1848 г. фирма «Филипс» организовала конкурс в Схевенинге (Нидерланды) как средство для продвижения своей продукции.

Условия проведения конкурсов весьма демократичны и устанавливаются организаторами. Наиболее частым ограничением является возраст: для исполнителей — 35 лет, для дирижеров — 40. К участию в конкурсах допускаются музыканты всех национальностей, из любой страны, без различия пола.

На некоторых конкурсах особенно сложен предварительный отбор на основе документов и рекомендаций с целью выявления претендентов, соответствующих общему уровню подготовки участников. Затем выступления проходят по заранее объявленному регламенту. Как правило, конкурс состоит из определенного числа прослушиваний-туров: от двух до четырех.

К каждому следующему туру допускаются участники, которые успешно прошли конкурсные испытания предыдущего тура. Выступают они либо в порядке жребия, либо по алфавиту фамилий. Выступления оценивает профессиональное жюри; в его состав обычно входят авторитетные исполнители, композиторы, педагоги. В международных конкурсах в жюри входят представители из разных стран, причем страна-организатор чаще всего представлена несколькими членами жюри.

Методы работы жюри и принципы оценки конкурсантов различны: практикуются предварительное обсуждение, открытое или тайное голосование. Выступления участников оцениваются различным количеством баллов. Наиболее успешно выступившие кандидаты награждаются премиями, дипломами и медалями, им присуждается звание лауреатов; иногда практикуется и финансовое награждение лауреатов и победителей. Число наград в разных конкурсах варьируется от одной до двенадцати.

Кроме официальных наград, участники могут получить также поощрительные призы и награды, почетные и поощрительные призы официальных лиц или международных организаций. Лауреаты конкурса, как правило, получают право на определенное число концертных выступлений. Для любого участника и тем более победителя конкурс является важной вехой в профессиональной карьере.

Международные музыкальные конкурсы проводятся практически в каждой крупной стране. Принять у себя такой конкурс считается престижным делом. Это способствует развитию туристских, культурных связей, повышает авторитет страны, положительно влияет на ее имидж.

География современных международных музыкальных конкурсов

Остановимся на наиболее известных международных музыкальных конкурсах, сгруппировав их по региональному принципу.

Австрия — родина старейших музыкальных конкурсов в Европе. Одним из наиболее известных и крупных конкурсов, проводимых в этой стране, считается конкурс вокалистов им. В.-А. Моцарта в Зальцбурге, организуемый Венской музыкальной академией. Этот конкурс был впервые проведен в 1956 г., ежегодно в нем участвуют 64 исполнителя. Соревнования проходят по трем специальностям: скрипка, фортепиано, сольное пение. В программе — произведения Моцарта. Также широко известен и конкурс органистов, с 1960 г. ежегодно устраиваемый в Граце. Не менее знаменит и конкурс им. Л.-В. Бетховена в Вене.

В Англии можно отметить конкурс скрипачей им. К. Флеша, знаменитого английского скрипача, организатора этого конкурса в 1945 г. Он проводится ежегодно в ноябре, в течение трех дней. Принимать в нем участие могут только исполнители, не достигшие 30 лет. В рамках программы конкурса исполняется одно произведение И.-С. Баха и других композиторов. Обычное число участников — 20−30 человек. Долгое время в состав организационного комитета конкурса входил прославленный дирижер Иегуди Менухин.

Представляет интерес и конкурс музыкантов-исполнителей в Ливерпуле, впервые проведенный в 1948 г. Среди его организаторов — Британский совет и Би-би-си. Конкурс проводится по трем специальностям: фортепиано, дирижерское искусство и сольное пение. В программе оговаривается строго определенный круг композиторов, музыкальные произведения которых обязательны для исполнения: И.-С. Бах, Й. Гайдн, Б. Дворжак, В.-А. Моцарт, М. Равель, П. И. Чайковский.

В Бельгии с 1950 г. проходит знаменитый конкурс им. бельгийской королевы Елизаветы, его учредительницы. Место проведения — Брюссель. Конкурс проходит раз в год по трем специальностям: скрипка, фортепиано и композиция поочередно. Тематика исполняемых произведений различна. Среди победителей конкурса такие прославленные русские музыканты, как пианист Э. Гилельс, скрипачи Д. Ойстрах, Я. Флиер, Л. Коган. Также в бельгийском городе Брюгге, в соборе Сен-Сувер, с 1964 г. в рамках фестиваля фламандской музыки ежегодно проходит международный конкурс органистов.

В Венгрии проводится множество международных музыкальных конкурсов. В первую очередь это конкурс пианистов им. Ф. Листа (1933), камерной музыки им. Б. Бартока, в котором участвуют пианисты и скрипачи (1948), струнных квартетов им. Й. Гайдна (1959). Все эти старейшие европейские музыкальные конкурсы проходят в Будапеште.

Начиная с 1959 г. в Израиле (Тель-Авив) проходит единственный в своем роде международный конкурс арфистов. Устраивается он один раз в три года и имеет очень большой премиальный фонд.

Италия — страна с богатыми конкурсными традициями в области музыки. С 1959 г. в Генуе ежегодно проводится конкурс скрипачей им. Н. Паганини. Большой популярностью пользуется конкурс пианистов в Больцано, носящий имя знаменитого итальянского дирижера и композитора Ф. Буззони. Этот конкурс впервые состоялся в 1949 г. и теперь ежегодно в августе — сентябре собирает огромное количество почитателей классической музыки. Интересен принцип отбора конкурсной программы, куда включаются любимые музыкальные произведения Ф. Буззони.

В Нидерландах проводится уже названный конкурс музыкантовисполнителей в Схевенинге, организованный в 1948 г. фирмой «Филипс», а с 1963 г. — конкурс исполнителей современной музыки в Утрехте.

В Польше (Варшава) в 1927 г. был организован и проведен первый международный музыкальный конкурс, им. Ф. Шопена. Инициатором его проведения был профессор Высшей музыкальной школы в Варшаве Е. Журавлев. Число участников конкурса — 500 чел. В программу входит обязательное исполнение полонезов и мазурок Шопена. В 1960;е гг. в состав организационного комитета этого конкурса входил Д. Кабалевский. В Познани проходит конкурс композиторов им. Г. Венявского.

В России наибольшей известностью в международном музыкальном мире пользуется конкурс им. П. И. Чайковского, проводимый в Москве с 1958 г. Первоначально он включал лишь соревнования скрипачей и пианистов. С 1962 г. также стали устраиваться соревнования виолончелистов, а с 1966 г. в программу было включено сольное пение. Круг исполняемых произведений широк — это русская и зарубежная классика.

Соединенные Штаты Америки один раз в четыре года принимают у себя конкурс пианистов им. Вана Клиберна (Вэна Клайберна), который проходит в городе Форт-Уорт. В программе — классическая и современная музыка. Премиальный фонд этого конкурса высок; сумма премии в среднем составляет 10 тыс. долл. Также в США, в городе Каламазу, проходит конкурс молодых исполнителей на клавишных инструментах, носящий имя известного музыканта и гитариста Д. Гилмора.

Во Франции одним из наиболее престижных в современном музыкальном мире является конкурс, носящий имя прославленных французских исполнителей — пианистки М. Лонг и скрипача Ж. Тибо. Впервые состоялся в 1943 г. в оккупированном Париже. В программе — соревнования скрипачей и пианистов. В рамках конкурса исполняются сочинения И.-С. Баха, Ф. Шопена, Р. Шумана, а также произведения французских композиторов. Лауреатами конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо являются русские музыканты Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Л. Коган и другие. С 1954 г. в Тулузе устраивается конкурс вокалистов, с 1957 г. — исполнителей французской вокальной музыки в Париже, в программу которого включаются вокальные произведения французских композиторов разных эпох. Начиная с 1959 г. Французское радио и телевидение проводят конкурс гитаристов.

Широко известен конкурс " Пражская весна" (Чехия), который впервые был проведен в 1947 г. и сейчас является одним из престижных международных музыкальных конкурсов. В его программу включаются соревнования скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов, струнных квартетов, а также исполнителей на деревянных и медных инструментах. Лауреатом этого конкурса неоднократно становился М. Ростропович.

Сейчас в мире насчитывается более 300[7] международных музыкальных конкурсов. Они проводятся в большинстве европейских стран, а также в Канаде (Монреаль), Уругвае (Монтевидео), Бразилии (Рио-де-Жанейро), Японии (Токио), Израиле (Тель-Авив), США (Нью-Йорк).

Кроме многочисленных международных музыкальных конкуров в области классической музыки, существуют и конкурсы в области популярной, эстрадной музыки. Наиболее ярким примером может служить международный музыкальный конкурс " Евровидение" . В настоящий момент «Евровидение» — это вещательная TV-сеть, управляемая Европейским вещательным союзом (ЕВС), осуществляющим вещание новостей, спортивных программ и т. п.

В 1955 г. ЕВС учредил в Монако специальный комитет для создания конкурса популярных песен под руководством генерального директора швейцарского телевидения М. Безансона. Цель этого конкурса — сплотить европейские страны вокруг популярной музыки, способствовать культурному объединению Европы в послевоенный период. Идея получили одобрение на ассамблее ЕВС в Риме 19 октября 1955 г. За образец был взят конкурс итальянской песни в Сан-Ремо. Соревнование проходит между странами, входящими в ЕВС, поэтому в числе конкурсантов есть страны, не относящиеся к Европе, например Израиль.

Первый конкурс состоялся весной 1956 г. в Лугано (Швейцария). В нем участвовали семь стран: Бельгия, Франция, Люксембург, Италия, Нидерланды, Швейцария, Западная Германия. Первым победителем стал Л. Эйша из Швейцарии.

Согласно правилам, на конкурс можно было представить не более двух песен, которые выбираются на национальном финале с участием публики. Стран — членов ЕВС довольно много, поэтому, чтобы сократить число участников, первоначально проводится национальный отборочный турнир. Нередко за страну выступали представители других государств, например, в 1988 г. Швейцарию представляла канадка С. Дион (она же и победила), Люксембург — бельгийка Л. Фабиан.

Первоначально судьбу победителя решало жюри, в состав которого входило по два представителя от страны. Материальное вознаграждение победителю не предусматривалось. Сейчас победитель конкурса определяется только зрительским голосованием, при этом нельзя голосовать за исполнителя из своей страны. К конкурсу допускаются участники старше 16 лет.

Финансирование состояло из взносов участников конкурса, а также расходов страны-организатора. Например, расходы Латвии в 2003 г. составили 11 млн долл., к которым следует добавить расходы на подготовку Риги к приему гостей. Сейчас конкурс имеет ярко выраженную коммерческую специфику: трансляция по телевидению, в Интернете, выпуск CD. В 2001 г. изменились правила проведения конкурса: к участию стали допускаться только страны, занявшие места с 1-го по 15-е, а также «большая четверка»: Франция, Великобритания, Германия, Испания, которые заслужили право «пожизненного» участия в конкурсе независимо от результатов.

Для многих исполнителей конкурс «Евровидение» стал началом их популярности, например, в 1974 г. победил ансамбль АВВА с песней «Ватерлоо», популярность которого затем резко возросла.

Представители России стали участвовать в конкурсе с 1994 г. (М. Кац под псевдонимом Юдифь — 9-е место), Ф. Киркоров (1995, 17-е место, самый худший результат России на конкурсе), А. Пугачева (1997, 15-е место), группы «Мумий Тролль» (2001, 12-е место), «Премьер-министр» (2002, 10-е место), «Тату» (2003, 3-е место), Ю. Савичева (2004), Н. Подольская (2005), Алсу (2000, 2-е место), Дима Билан (2006, 2-е место), группа «Серебро» (2007, 3-е место). Настоящим триумфом России на «Евровидении» стала победа Димы Билана в 2008 г., вместе с которым выступал и знаменитый фигурист, олимпийский чемпион Евгений Плющенко. В 2015 г. 2-е место в конкурсе заняла российская певица Полина Гагарина.

Еще один пример музыкальных конкурсов — знаменитый " Грэмми" , называемый «музыкальным Оскаром». Он не имеет международного статуса, но обладает и международным составом участников, и международной известностью.

Конкурс «Грэмми» был учрежден Ассоциацией звукозаписывающих компаний США в 1958 г. Идея конкурса родилась в 1957 г., когда отмечалось столетие изобретения граммофона Т. Эдисоном. Отсюда и приз — золотая статуэтка, изображающая граммофон. Самый первый конкурс открыл Ф. Синатра.

Сегодня конкурс ежегодно устраивается Национальной академией искусства и техники звукозаписи США. Конкурс отличается широким диапазоном номинаций за высшие достижения предыдущего года — 108 категорий (песня года, запись года, альбом года, лучший новый певец, лучшая певица и др.) и 30 музыкальных жанров (классика, джаз, поп, блюз, рэп, R&B, кантри и др.). Награда присуждается музыкантам, аранжировщикам, композиторам, продюсерам, звукоинженерам и др.

Специальный комитет тайным голосованием заранее определяет по пять претендентов из числа исполнителей, авторов, продюсеров и других создателей грампластинок. Конкурс охватывает все жанры музыкального искусства — от классики до тяжелого металла. Оцениваются не только вокальные данные артистов, достоинства произведений, их популярность у слушателей, но и качество записи. Церемония вручения проводится в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке (организаторам шоу приносит около 35−40 млн долл.).

Победители конкурса — по одному из каждой пятерки — объявляются во время заключительной торжественной церемонии в Лос-Анджелесе, которая обычно транслируется по телевидению и собирает у экранов тысячи зрителей. Среди обладателей «золотого граммофона», главного приза «Грэмми» , — Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Джон Леннон, Трейси Чепмен, Бобби Макферрин, Джордж Майкл, Тина Тернер и Роберт Палмер и др. Отмечены призом ирландская группа " 112″ , хэви-металлическая британская группа «Джсгро Талл», «Депеш Мод». Из последних лауреатов — Гвен Стефани, Бейонсе, Эминем и др. Интересно, что среди обладателей граммофонов оказался и известный проповедник Джесси Джексон, которому была присуждена премия в номинации «лучшая декламация» за альбом с записью своих проповедей. В 2004 г. «граммофоны» получили М. Горбачев, Б. Клинтон и Софи Лорен (за озвучивание фильма «Петя и волк»)[8].

Среди эстрадных исполнителей лидируют США, а в классических номинациях — Россия. В разные годы «Грэмми» получали М. Ростропович, В. Гергиев, Ю. Башмет, Е. Кисин. Сенсацией стало номинирование российской группы «Берингов пролив» из Обнинска в традиционной американской номинации кантри в 2003 г. В 2008 г. премию получил Ю. Башмет (номинировались А. Нетребко и В. Гергиев). «Грэмми» 2010 г. за лучшее инструментальное исполнение с оркестром получили дирижер В. Ашкенази и пианист Е. Кисин (фортепианные концерты № 2 и 3 С. Прокофьева). Лауреатами музыкальной премии Американской академии звукозаписи, которая вручалась в Лос-Анджелесе в ночь на 14 февраля 2011 г., стали солисты Мариинского театра Петербурга И. Абдразаков и О. Бородина. Россияне были отмечены в двух номинациях — «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение» за запись «Реквиема» Д. Верди совместно с Чикагским симфоническим оркестром.

В 2015 г. Даниил Трифонов был выдвинут на премию «Грэмми» в двух номинациях: «Лучший классический компендиум» и «Лучшее классическое инструментальное соло»[9].

Роль международных организаций в подготовке и проведении международных музыкальных конкурсов

В сфере международных музыкальных связей действуют специальные международные организации. Общепризнанными являются: Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов, Всемирная ассоциация международных музыкальных фестивалей и ряд других. Многие из них действуют под эгидой ЮНЕСКО.

Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО был основан в 1949 г. в Париже. Сейчас он включает музыкальные комитеты более чем из 60 стран и 16 международных музыкальных организаций, объединяет организации профессионального и любительского статуса, представителей различных музыкальных профессий — дирижеров, композиторов, музыковедов, исполнителей и педагогов. Совет координирует деятельность ряда организаций, проводит конгрессы, конкурсы, фестивали, популяризирует музыку, занимается вопросами музыкального образования, созданием информационной системы в музыкальной сфере (фонотеки, дискография, справочные издания и др.). До 1999 г. его возглавлял прославленный американский скрипач, дирижер И. Менухин. Представительство в России — Российский национальный комитет Международного музыкального совета при Московской государственной консерватории.

Также при ЮНЕСКО существует Международное общество музыкального образования, созданное в 1953 г. Его задача — стимулировать развитие музыкального образования, популяризировать музыкальную культуру, сохранять музыкальное наследие, способствовать активизации музыкальных связей. Общество проводит международные и региональные конференции, семинары. В его состав входят преподаватели, исследователи в области музыки, исполнители. Свои филиалы он имеет более чем в 80 странах. В России его представительством является Международная школа музыки в Москве.

С 1975 г. ежегодно 10 октября, но инициативе ЮНЕСКО проводится Международный день музыки.

Наиболее престижной считается победа в международных музыкальных конкурсах, особенно в тех, которые входят во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов. История этой организации началась в 1939 г., когда знаменитые французские музыканты А. Ганьэбен и Ф. Либштекль основали Международный конкурс исполнителей в Женеве. Вскоре он стал ежегодным и дал миру множество блистательных музыкантовисполнителей. Главными его принципами и сегодня являются:

  • • многообразие категорий исполнителей, принимающих участие в конкурсе;
  • • сотрудничество с Ассоциацией музыкантов Швейцарии;
  • • сотрудничество с оркестром Романской Швейцарии.

По инициативе этого конкурса в 1957 г. была создана Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов (ВФММК). Ее президентом стал А. Ганьебен, генеральным секретарем — Ф. Либштекль. Основной целью этой организации стала консолидация международных музыкальных организаций, которые с помощью проведения конкурсов открывают молодых, талантливых исполнителей классической музыки, способствуют их артистической карьере. На сегодняшний день федерация объединяет более 100 организаций из различных стран мира. Конкурсы проводятся для музыкантов-исполнителей, солистов, коллективов, а также дирижеров и композиторов.

Старейшим среди них является Международный музыкальный конкурс немецкого радио и телевидения. Впервые он состоялся в 1952 г. (еще до создания ВФММК) и ежегодно проводится в сентябре по пяти номинациям, включающим соревнования солистов-инструменталистов, вокалистов и камерных ансамблей. Обычное число участников этого конкурса — 250−300 чел.

Не менее известен и конкурс оперных исполнителей " Гран-при Марии Каллас" . Он был основан в 1975 г. международным культурным центром в Афинах и поэтому носит имя прославленной греческой оперной певицы. Разнообразная программа конкурса включает произведения оперной и фортепианной классики различных стилей и эпох от Баха до современности.

С именем другой выдающейся исполнительницы в мире музыки связан еще один международный конкурс — конкурс пианистов им. Марии Каналье. Он был организован в 1954 г. самой пианисткой и с тех пор ежегодно проходит в Барселоне. В конкурсе принимают участие пианисты и другие музыканты-инструменталисты.

Не менее важен и престижен международный конкурс пианистов в Сантандере, учрежденный в 1972 г. П. О. Шеа. Он проводится один раз в три года и включает соревнования молодых пианистов-виртуозов, которым в качестве награды предлагаются не только внушительные премии, но и интенсивные гастрольные турне.

В 1950 г. в Лейпциге отмечалось двухсотлетие со дня смерти И.-С. Баха. В дни празднования был основан новый международный конкурс, первоначально названный немецким фестивалем Баха, а затем переименованный в Международный конкурс им. И. С. Баха. В состав жюри вошли многие выдающиеся музыканты и композиторы, в том числе Д. Д. Шостакович и Д. М. Цыганов. Первоначально конкурс проводился по двум номинациям — фортепиано и скрипка, затем добавились соревнования исполнителей на органе и клавесине, а также вокалисты.

Международные музыкальные конкурсы существуют не только для пианистов и скрипачей, но, например, и для гитаристов. Одним из наиболее значимых является международный конкурс гитаристов " Весна гитары" . Он проводится два раза в год в Бельгии под патронажем бельгийской королевы и считается самым престижным конкурсом для данного инструмента.

Для молодых дирижеров очень привлекательным считается конкурс «Кадакес» . Он был учрежден в 1992 г. по инициативе испанского оркестра «Кадакес». Основной цель конкурса — выявление и продвижение молодых талантливых дирижеров.

В барселонском оркестре «Кадакес» играют выдающиеся музыканты из многих стран Европы. Они собираются три раза в год для совместного музицирования. В середине 1990;х гг. дирижером этого интересного коллектива был выдающийся российский дирижер Г. Рождественский. Победа в этом конкурсе не только престижна сама по себе: первая премия обеспечивает лауреату двухгодичные выступления с выдающимися музыкальными коллективами, такими как Венский камерный оркестр, Миланский оркестр им. Дж. Верди, португальский оркестр Фонда Гулбенкяна.

Помимо международных конкурсов во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов включены и региональные конкурсы, в первую очередь европейские.

Из наиболее значимых неевропейских конкурсов особо следует отметить Международный конкурс музыкантов-исполнителей, основанный в 1969 г. в Чили и ежегодно проходящий в городе Винья-дель-Мар. До сегодняшнего дня он остается единственным конкурсом в Южной Америке, который входит в число ВФММК. Проводится ежегодно по одной из следующих номинаций: скрипка, виолончель, фортепиано, гитара, вокал. В состав ВФММК вошел в 1981 г.

В международных музыкальных конкурсах, проходящих под эгидой ВФММК, победителями часто становились представители российской национальной музыкальной школы: дирижеры М. Ростропович, В. Гергиев, пианистка Э. Вирсаладзе и многие другие. В то же время и в России организуются музыкальные конкурсы международного масштаба, входящие в ВФММК.

Международные музыкальные конкурсы в России

Они непосредственно связаны с разнообразными конкурсами, возникшими еще в советский период отечественной истории. В СССР были созданы условия для проведения музыкальных конкурсов, которые проводились при непосредственном участии государственных структур Первым советским конкурсом стали соревнования музыкантов в области квартетного исполнительства в РСФСР (1927, Москва), затем был организован конкурс скрипачей на Украине (1930, Харьков). После этого соревнования профессиональных и самодеятельных певцов и музыкантов стали проводиться на постоянной основе во многих городах. Первые конкурсы объединяли исполнителей и музыкантов из СССР. Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей состоялся в мае 1933 г. (Москва). Он проводился по следующим специальностям: флейта, скрипка, виолончель, пение. Второй конкурс прошел в феврале — марте 1935 г. (Ленинград). Здесь также соревновались альтисты, контрабасисты, арфисты, исполнители на деревянных и медных духовых инструментах. Затем в 1930;е гг. в Москве прошел цикл всесоюзных соревнований по разным специальностям: конкурс скрипачей, виолончелистов и пианистов (1937−1938), дирижеров (1938), струнных квартетов (1938), вокалистов (1938−1939, финальные туры в Москве), артистов эстрады (1939), исполнителей на духовых инструментах (1941). Конкурсы оказали большое влияние на развитие музыкальной культуры в СССР и способствовали отработке организационных подходов непосредственно музыкальных конкурсов.

После Великой Отечественной войны молодые исполнители выступали на всесоюзных конкурсах музыкантов-исполнителей (1945, Москва), артистов эстрады (1946, Москва), вокалистов на лучшее исполнение советского романса и песни (1956, Москва), вокалистов и артистов эстрады (1956, Москва). В 1960;е гг. конкурсы стали проводиться уже на постоянной основе. Эти соревнования позволили выдвигать одаренных исполнителей для участия в Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, который и сегодня является главным музыкальным конкурсом в нашей стране[10]. Следует отметить, что это первый из российских конкурсов, вошедший во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов.

В Большом зале Московской консерватории 18 марта 1958 г. открылся Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского, в котором приняли участие молодые музыканты из 23 стран мира. Комитет по проведению конкурса возглавлял Д. Шостакович, в состав жюри вошли всемирно известные музыканты.

Благодаря проведению данного конкурса впервые в Советском Союзе была осуществлена идея международных контактов в области культуры. Мировую известность обрели нс только советские музыканты, ставшие лауреатами конкурса (В. Климов, Н. Штаркман, В. Пикайзен, Л. Власенко), но и их зарубежные коллеги. Именно конкурс им. П. И. Чайковского дал путевку в жизнь своему главному герою — американскому пианисту Вану Клиберну (Вэн Клайберн) (рис. 10.1), его соотечественникам Даниэлу Поллаку и Джойс Флисслер, румыну Штефану Рухе и китайцу Ли Шикуню.

Мнение специалиста

Как у любого крупного соревнования, у конкурса им. П. И. Чайковского есть свои символы. Великий педагог Александр Борисович Гольденвейзер, услышав выступление Вана Клиберна на конкурсе, сравнил его игру с игрой Сергея Рахманинова, сказав, что понимает, почему ему суждено было прожить так долго: чтобы услышать великого пианиста. Его исполнение стало той высокой планкой, достичь которую всегда пытались и пытаются до сих пор все пианисты мира. «Не меняйте ничего в этом великолепном конкурсе! Это бессмертный образец не только для России, но и для всего мира, потому что конкурс Чайковского не только собирает молодых талантливых людей из самых разных стран: он создает какую-то особую атмосферу братства исполнителя и слушателя, объединенных прекрасной музыкой» , — отмечал легендарный пианист.

Д. Д. Шостакович вручает первую премию Вану Клиберну. Церемония закрытия I Международного конкурса им. П. И. Чайковского. 1958 г. (фото из фондов Государственного мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского).

Рис. 10.1. Д. Д. Шостакович вручает первую премию Вану Клиберну. Церемония закрытия I Международного конкурса им. П. И. Чайковского. 1958 г. (фото из фондов Государственного мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского)[11]

Мнение победителя

" До конца жизни я люблю Россию. Она дала мне очень много: она дала мне имя. С того момента, как 26 марта 1958 года я сошел с самолета в Москве, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и доброты, которая окружает меня здесь до сих пор" .

Из эксклюзивного интервью Вана Клиберна «Российской газете», которое он дал на XIV конкурсе им. Чайковского в 2011 г.

Конкурс им. П. И. Чайковского в течение долгого времени каждые четыре года проходил в Москве. В 2011 г. он впервые прошел в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского вновь прошел в Москве (фортепиано, скрипка) и Санкт-Петербурге (виолончель, сольное пение) в период с 15 июня по 3 июля 2015 г. Учредителями конкурса были Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

Первый конкурс состоялся в 1958 г. по двум специальностям — фортепиано и скрипка. В 1962 г. к ним была добавлена виолончель. Категория «сольное пение» (с отдельными премиями в номинациях мужской и женский вокал) появилась на III конкурсе в 1966 г. Почти за полвека своего существования этот конкурс стал одним из наиболее масштабных и авторитетных в мире. Каждое его проведение становится замечательным художественным событием в мировой культуре. Успеху конкурса способствовали крупнейшие отечественные музыканты — Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, А. Свешников, М. Ростропович, Д. Шафран, Т. Хренников, И. Архипова, Л. Коган, О. Тактакишвили, Т. Николаева, а также К. Иванов, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Д. Китаенко, В. Федосеев. Авторитетное жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, Н. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона и многих других выдающихся мастеров разных стран.

Важно отметить

В России конкурс им. II. И. Чайковского имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны.

Высокий авторитет конкурса подтверждает и тот факт, что многие его лауреаты впоследствии приобрели мировую известность. Среди них пианисты В. Клайберн, Л. Власенко, Н. Штаркман, Д. Поллак, В. Ашкенази, Д. Огдон, Г. Соколов, М. Дихтер, В. Крайнев, Д. Лилл, А. Гаврилов, М. Плетнев, П. Донохоу, Б. Дуглас; скрипачи В. Климов, В. Третьяков, М. Усиода, Г. Кремер, В. Спиваков, М. Фудзикава, Л. Исакадзе, И. Груберт, Э. Оливейра, М. Мартин, В. Муллова, С. Стадлер, И. Калер, Р. Олег; виолончелисты Н. Шаховская, Л. Парнас, В. Фсйгин, Н. Гутман, К. Георгиан, С. Кейтс, А. Норас, Д. Герингас, Ко Ивасаки, Н. Розен, М. Фудзивара, А. Менезес, А. Рудин, М. Брунелло; певцы Д. Марш, В. Атлантов, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, 3. Соткилава, В. Пьявко, Н. Огренич, С. Шаш, П. Дворски и многие другие. Однако конкурс имени П. И. Чайковского — не только накал творческой борьбы, всплеск вдохновения, стремление к победе, это еще и форум музыкантов разных поколений и стран, обмен опытом, обсуждение перспектив дальнейшего развития исполнительской культуры и великолепная школа мастерства для творческой молодежи.

Число участников конкурса им. П. И. Чайковского неизменно растет. В 1958 г. в нем участвовали 22 страны, в 1962 г. — 31, в 1990 г. — 51. В числе спонсоров конкурса всегда были крупные фирмы — японская фирма Pioneer, Газпром. XIII конкурс (2007) был посвящен М. Ростроповичу. Размер первой премии составил 45 тыс. долл. В 2015 г. конкурс Чайковского был посвящен 175-летию великого русского композитора (рис. 10.2). Он побил все рекорды зрительского интереса: 179 стран, около 7 млн просмотров, бурные дискуссии в социальных сетях. Обладателями первых премий XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского стали Ю. Маточкина (женское сольное пение), А. Ганбаатар (мужское сольное пение), А. И. Ионица (виолончель) и Д. Маслеев (фортепиано). В категории «Скрипка» первая премия нс присуждена. По решению профессионального жюри обладателем Гран-при, медали и 100 тыс. долл, стал победитель в номинации «Мужское сольное пение» Ганбаатар Ариунбаатар (Монголия).

Эмблема XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

Рис. 10.2. Эмблема XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

Кроме столицы, международные музыкальные конкурсы сегодня проводятся и в других городах. Среди молодых, но уже достаточно популярных конкурсов следует отметить Международный молодежный конкурс скрипачей в Новосибирске (рис. 10.3). Он был учрежден в 1993 г. по инициативе профессора З. Брона и мэра города Новосибирска. Первый конкурс состоялся в 1995 г. Международное жюри конкурса достаточно представительно. Оно состоит из 14 известных музыкантов. После двух первых туров финалисты выступают с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением А. Каца.

Представляя музыкальные конкурсы в России, нельзя не отметить наиболее престижные смотры, которые проводятся в Санкт-Петербурге — городе, известном давними музыкальными традициями. В основном все международные конкурсы здесь учреждаются всемирно известными деятелями культуры. Сегодня в Петербурге проводится множество конкурсов — Международный конкурс им. С. С. Прокофьева, Международный конкурс молодых оперных исполнителей им. Е. Образцовой и др.

Среди них особое место принадлежит Международному конкурсу им. С. С. Прокофьева, который был учрежден Правительством России в 1991 г. в знак уважения к великому городу и Сергею Прокофьеву — выдающемуся композитору XX столетия (рис. 10.4). Первый конкурс состоялся в 1993 г. Вначале он проводился по двум номинациям: фортепиано и симфоническое дирижирование, затем став включать в свою программу и номинацию «композиция». Международный конкурс им. С. С. Прокофьева с 1997 г. является членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов.

Эмблема Международного молодежного конкурса скрипачей в Новосибирске.

Рис. 10.3. Эмблема Международного молодежного конкурса скрипачей в Новосибирске.

Эмблема Международного конкурса им. С. С. Прокофьева.

Рис. 10.4. Эмблема Международного конкурса им. С. С. Прокофьева.

Кроме того, в Санкт-Петербурге проводятся конкурсы, которые пока не являются членами МФММК. К ним в первую очередь следует отнести Международный конкурс молодых оперных исполнителей им. Е. Образцовой. Первый раз он состоялся в 1999 г. и прошел с большим успехом, вызвав большой интерес мировой музыкальной общественности.

В жюри конкурса работали выдающиеся деятели мировой музыкальной культуры: Р. Скотто, Ф. Барбьери, М. Пальм, З. Долуханова, М. Касрашвили, пианисты В. Чачава, Л. Гергиева, заведующая оперной труппой «Метрополитен-опера» Л. Розенберг, менеджер из Великобритании М. Хилдрю. Оргкомитет конкурса возглавлял губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В конкурсе участвовали более 130 вокалистов из десяти стран мира. Составляла программу Е. Образцова, ориентируясь прежде всего на собственный оперный и романсовый репертуар. Программа конкурса состояла из трех туров. В первом туре необходимо было исполнить арию из оперы Дж. Верди, романс П. И. Чайковского и немецкую романтическую Lied[12] (произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса). Во втором туре конкурсант исполнял арию из произведений В. Беллини, Г. Доницетти или Дж. Россини, романс одного из французских композиторов, романс С. Рахманинова и, наконец, вокальную композицию одного из сочинений XX в.

В третьем туре нужно было исполнить арию из оперы XIX в. и любую оперную арию на выбор конкурсанта. Все композиции исполнялись на языке оригинала. В качестве основной награды победителю конкурса присуждается Гран-при. Кроме главного приза, вручаются премии за лучший мужской и женский вокал, а также специальные награды и дипломы: за лучшее исполнение романса П. И. Чайковского, романса С. В. Рахманинова, немецкой песни, произведений композиторов XX в., лучший аккомпанемент. Существуют и два специальных приза, адресованные дебютантам: приз Елены Образцовой и приз Валерия Гергиева.

Конкурс им. Е. Образцовой проводится в Санкт-Петербурге раз в два года. В начале 2000 г. певица создала в Северной столице центр «Петербургские меломаны», который и с тал организатором этого конкурса. Кроме того, центр проводит мастер-классы выдающихся мировых оперных звезд. Здесь организованы богатая видеотека, уникальная нотная библиотека, подаренная центру Е. Образцовой. Центр открыт для всех желающих. Сейчас конкурс проводится поочередно в Москве и Петербурге. В 2015 г. участники конкурса выступали на сцене Большого зала прославленной Санкт-Петербургской академической филармонии (рис. 10.5).

Афиша X Международного конкурса молодых оперных певцов им. Елены Образцовой.

Рис. 10.5. Афиша X Международного конкурса молодых оперных певцов им. Елены Образцовой.

В Санкт-Петербурге проводится также Международный конкурс им. В. Андреева (рис. 10.6). Это соревнование юных музыкантов, играющих на народных музыкальных инструментах. Конкурс носит имя прославленного композитора и дирижера Василия Андреева. Проводится каждый четный год в номинациях: игра на баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гитаре, гуслях. По окончании конкурса в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга проводится заключительный гала-концерт победителей.

Фотография участника Международного конкурса им. В. Андреева.

Рис. 10.6. Фотография участника Международного конкурса им. В. Андреева.

  • [1] Тезисы «Внешняя культурная политика России — 2000». С. 74−86.
  • [2] Трубадуры — средневековые поэты-певцы, авторы песен.
  • [3] Труверы — поэты в средневековой Франции, слагавшие как лирические и эпические, так и повествовательные произведения.
  • [4] Шпильман — странствующий комедиант в средневековой Германии.
  • [5] Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы.
  • [6] Пюи — музыкальные празднества во Франции, устраивавшиеся цехами ремесленников в XI—XVI вв.
  • [7] MUSICANEO. URL: musicaneo.com/ru/search.html?q=%DO%BA%DO%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B (дата обращения: 18.01.2016).
  • [8] Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен озвучивают сказку «Петя и волк». Подробнее см.: HTB.Ru. URL: ntv.ru/novosti/13 496/21b#ixzz3tXvYD76S (дата обращения: 18.01.2016).
  • [9] URL: Spletnik. spletnik.ru/blogs/muzyka/102 436_pianist-daniil-trifonov-nominirovan-na-premiyu-gremmi (дата обращения: 18.01.2016).
  • [10] Яковлев М. Конкурсы музыкальные. URL: belcanto.ru/muscompetitions.html (дата обращения: 12.11.2015).
  • [11] Первый концерт // Российская газета. 2016. 18 января. URL: rg.ru/2015/06/14/konkurs.html (дата обращения: 18.01.2016).
  • [12] Lied (англ.) — лирическая песня, романс.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой