Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пирамида. 
История отечественной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из самых больших его каверз — это намерение удержать от возвращения на небеса «ангелоида Дымкова» — ангела, принявшего по страстной вере Дуни Лоскутовой человеческое обличье. Шатаницкий старается всячески «оплотнить» его, чтобы тем самым окончательно привязать его к земле. Так он надеется отомстить Богу за собственное падение, а заодно и дать понять его почитателям, кто действительно правит… Читать ещё >

Пирамида. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обличению дьяволической сущности тоталитаризма и его стяжательско-атеистической идеологии посвятил свой последний роман «Пирамида» и Л. А/. Леонов (1899 -1994), крупнейший русский писатель XX в., автор таких значительных произведений, как «Барсуки» (1924), «Вор» (1927), «Соть» (1930), «Русский лес» (1953) и др.

Фабула «Пирамиды» завязана вокруг «адского профессора» Шатаницкого, «нынешнего резидента преис;

1 Насколько глубоко пронизала эта мысль сознание диссидентствующей интеллигенции, видно на примере романа Ч. Г.. Чптштова «Плаха», вышедшего через двадцать лет после появления «Мастера и Маргариты», в 1986 г.

Чи гателя шокировала, обжигала болью сцена расправы с Авдием Каллистраговым — молодым человеком, «богоискателем», глубоко уверовавшим в заветы Христа, Евангелия. Случилось эго во время санкционированной начальством охоты на сайгаков — степных антилоп с целью обеспечения выполнения областью плана по поставкам мяса. Авдий, случайно вовлеченный в это постыдное дело, становится на пути озверевших «добытчиков», призывая их опомниться, грозя карой Божьей. Те начинают жестоко избивать его: «Так ты нас. сволочь, Богом решил устрашить, страху на нас нагнать, глаза нам Богом колоть захотел, гад ты этакий! Пас Богом не запутаешь — не на тех нарвался, сука… Думаешь, Сталина нет. так управы на тебя нс найдется? Ты, тварь поповская, становись сейчас на колени. Я сейчас твоя власть отрекись от Бога своего, а иначе конец тебе, сволочь эдакая!» Авдий не удержался на коленях, упал. Его подняли и потребовали: «Отрекись от Бога! Скажи, что Бога нет!» «Есть Бог» , — неустрашимо возгласил Авдий. Тогда пьяная, одичавшая банда привязала Авдия к дереву и распяла.

Один советский критик, разбирая достоинства «Плахи», резонно заметил: «Не знаю, долго ли проживет эта книг, а и что именно от нее останется в памяти культуры. Но сам факт ее появления — останется» .- Анн и некий Л. Скачка кентавра. Роман Чингиза Айтматова: два прочтения // Дружба народов. № 12. 1986. С. 252.

подней на Святой Руси". Все действия дьявола направлены на то, чтобы дискредитировать Бога в глазах людей, показать, что ему нет никакого дела до настрадавшегося человечества.

Одна из самых больших его каверз — это намерение удержать от возвращения на небеса «ангелоида Дымкова» — ангела, принявшего по страстной вере Дуни Лоскутовой человеческое обличье. Шатаницкий старается всячески «оплотнить» его, чтобы тем самым окончательно привязать его к земле. Так он надеется отомстить Богу за собственное падение, а заодно и дать понять его почитателям, кто действительно правит в посюстороннем мире. Действует сатана в образе разных лиц, в том числе Сталина.

Не без «разъяснительной работы» Шатаницкого впадает в ересь и отец Матвей, священник Старо-Федосеевской кладбищенской церкви. Неожиданно для самого себя он «наткнулся вдруг на каверзный и никем дотоле не поднимавшийся вопрос — а, собственно, зачем, в утоленье какой печали Верховному Существу, не знающему наших забот, потребностей и вожделений, понадобились вдруг грешные, дерзкие, скорбные люди и почему никто пока не усомнился в туманном богословском постулате об изначальной любви к своим завтрашним творениям, ибо как можно заранее полюбить еще не родившихся?» Отец Матвей предположил одно из двух: либо «человечество было изобретено по хозяйственным соображениям, дабы не пропадала даром излучаемая свыше благодать», либо «созданье людей» позволяло творцу «наградить себя своею собственной похвалой», столь вожделенной для всякого мастера*.

Как бы там ни было, но по результатам размышлений старофедосеевского священника выходило, что[1]

человечество сотворено отнюдь не в видах осуществления божественной провиденции, а чисто случайно, в акте некой божественной игры, оставшейся без влияния на общее бытие мирового строя. Оттого оно предоставлено самому себе, и если кто и интересуется им, то только дьявол, да и то лишь с целью поругания Бога.

В «Пирамиде» показано, как верой побеждается апокалиптическое возвышение дьявола над человечеством. Дуня Лоскутова смогла в самый последний момент, когда, казалось, Шатаницкий уже мог праздновать свое торжество, собрать все силы своего духа и передать их ангелоиду Дымкову, чтобы тот вознесся обратно в «предел Отчий» — царство Добра и Света.

Леонов оставлял человечеству выбор: или слепое пресмыкательство перед «резидентом преисподней» и тогда — разрушение, катастрофа, смерть; или упорное искание Бога и тогда — новое рождение, новая надежда на бессмертие.

Автор «Пирамиды» был исполнен оптимизма, ибо он знал, он верил, что человечество найдет единственно верное решение. России в этих исканиях отводилась особая роль. Леонов тут явно расходился с позицией тех, кто общечеловеческое ставил выше национального.

  • [1] Леонов Л. .V/. Пирамида. В 2 тт. Г. 2. М., 1995. С. 263 -265.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой