Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы современного этикета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Корректная вежливость — основа взаимоотношений на государственной и муниципальной службе. Она заключается в умении держать себя в рамках общепринятых правил в любой ситуации, исключает проявления раздражительности, несдержанности, резкости, истеричности, грубости. Корректная форма вежливости позволяет руководителю «держать дистанцию», не опускаясь до панибратства, и в то же время проявлять… Читать ещё >

Принципы современного этикета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основу современного этикета составляют общие принципы, соблюдаемые сегодня во все мире. Это принципы:

  • — гуманизма;
  • — целесообразности действий;
  • — эстетической привлекательности поведения;
  • — уважения традиций своей страны и стран, с представителями которых гражданским служащим приходится вступать в деловые контакты, помня о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу современного общепринятого и делового этикета и воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре межличностных взаимоотношений: это вежливость во всем многообразии ее оттенков, тактичность, скромность и точность. Основной смысл этого принципа: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотъемлемой составной частью организационной культуры. Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал, что надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

Фундамент принципа гуманизма составляет вежливость — форма взаимоотношений, суть которой — доброжелательность, приветливость, внимательность, готовность придти на помощь, оказать услугу. «Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» — гласит восточная поговорка.

В каждом случае мы выбираем из всей гаммы оттенков вежливости ту форму, которая соответствует конкретной ситуации.

Корректная вежливость — основа взаимоотношений на государственной и муниципальной службе. Она заключается в умении держать себя в рамках общепринятых правил в любой ситуации, исключает проявления раздражительности, несдержанности, резкости, истеричности, грубости. Корректная форма вежливости позволяет руководителю «держать дистанцию», не опускаясь до панибратства, и в то же время проявлять уважение и доброжелательность к подчиненному даже в случае совершения им какого-либо проступка, давая тем самым ему возможность самому разобраться в ситуации и принять меры к ее исправлению, «не теряя лица».

В жизни нередко тратятся большие средства на интерьер офиса, оформление витрины, рекламу, а потом нанимают работников, которые не умеют выслушать клиентов, перебивают их, бросают телефонную трубку, не дослушав позвонившего и не дождавшись, пока он первым опустит трубку. Такое поведение сотрудников дискредитирует организацию, наносит подчас непоправимый ущерб ее имиджу.

Другая форма вежливости —учтивость. В деловых отношениях она служит надежным способом защитить и достоинство подчиненного, и авторитет руководителя: соблюдая служебную дистанцию, оказать уважение («почет») начальнику без тени услужливости и самоуничижения и «почтить» вниманием подчиненного без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием, нередкими в чиновной среде.

Неизбежная сухость формальных служебных отношений на государственной службе может компенсироваться такой формой вежливости, как любезность, которой свойственно неформально внимательное отношение к сослуживцам, подчиненным, проявляясь в умении войти в положение другого человека, способности сочувствовать чужой беде и радости. Внешние проявления вежливости — слова благодарности или извинения, предупредительность, т. е. готовность оказать услугу другому человеку.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека — деликатность — свойство людей действительно воспитанных и интеллигентных, высшее выражение доброжелательности и приветливости. Вспомним слова героини романа Ф. М. Достоевского «Идиот»: «Деликатности и достоинству сердце учит, а не танцмейстер».

В служебных отношениях вежливость — не самоцель, а эффективное средство создания и сохранения в коллективе здорового моральнопсихологического климата, а у каждого работника — чувства психологического комфорта и защищенности.

Вежливости всегда сопутствует тактичность — то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между обязательным, дозволенным и недопустимым, помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все-таки возникает — не заметить ее.

Тактичный человек не станет беззастенчиво разглядывать окружающих, особенно с физическими недостатками, не будет давать непрошеных советов и навязывать другим своего мнения, проявлять бестактный интерес к интимной стороне жизни других и вмешиваться в их частную жизнь. Он воздержится от замечаний человеку (даже подчиненному) в присутствии других и не заметит проявленной им неловкости или промаха.

Одно из требований этикета — скромность — умение сопоставить самооценку с мнением окружающих, не переоценивать себя, не афишировать своих достоинств, вести себя естественно, без театрального позерства.

«Скромный — умеренный во всех требованиях, смиренный, кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; тихий в обращении; пртвпл. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, начальный и пр. Скромный человек сам своих заслуг не оценяет».

(Вл. И. Даль).

К сожалению, в общественном сознании понятие «скромность» в последние годы в значительной степени девальвировалось, постепенно утрачивая свой первоначальный смысл и нередко ассоциируясь с неуверенностью, робостью и даже посредственностью.

Однако именно скромность как свойство человека высокой культуры является показателем устойчивости личности, его способности владеть собой при любых обстоятельствах и сохранять чувство собственного достоинства даже перед лицом начальственного хамства. Она проявляется в естественной манере поведения, в умении найти верный тон в любом разговоре, всегда оставаясь самим собой.

Скромный человек никогда не станет напоказ выставлять свои заслуги, как бы велики они ни были, не будет кичиться своим служебным положением, подчеркивать свое превосходство; не станет навязывать свои вкусы и мнение окружающим и не будет добиваться победы в споре любой ценой.

Скромность — качество, которое котируется во всем мире, хотя проявляться оно может в самых разных формах. Особенно ценится скромность у англичан. Прежде всего она выражается в невыпячивании и даже умалении своих заслуг: считается неприличным первому заговорить о себе. Нарушение этого правила связано с потерей чувства собственного достоинства и престижа.

У японцев скромность выражается в правилах поведения, согласно которым не принято вставать, когда входят старшие, так как сидящий человек демонстрирует смирение. Это качество органически вписывается в пять «постоянств», составляющих основу японского традиционного этикета и определяющих весь уклад жизни японцев: человечность, долг, благонравие, мудрость и верность.

Антиподом скромности является фамильярность. Словарь иностранных слов определяет понятие «фамильярный» как преувеличенно непринужденный, развязный, бесцеремонный.

«Будь холоден со всеми, — советовал А. С. Пушкин в письме брату Льву, начинающему карьеру на военной службе, — фамильярность всегда вредит: особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой».

Точность — это умение ценить свое слово, не бросать его на ветер. Крылатая фраза, приписываемая Людовику XVIII, — «точность — вежливость королей и долг всех добрых людей» — давно стала английской традицией: воспитанный человек не может не придти вовремя. Китайская пословица тоже гласит: «Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного».

Точность и обязательность составляют основу правил этикета во многих культурах. Они являются внешним проявлением таких качеств личности, как уважение к людям, умение анализировать обстоятельства, прогнозировать последующие действия. Точное соблюдение обязательств — лучшая характеристика делового человека.

Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий — тот регулятор, который во многом определяет характер поведения современного человека во взаимоотношениях с окружающими в служебной и неслужебной ситуациях, особенно в ситуациях общения с представителями иных культур, традиции и обычаи которых ему незнакомы.

Основываясь на целесообразности, современный этикет не требует однозначности действий. Нередко человек оказывается в ситуациях, которые не предусмотрены установленными правилами или эти правила ему неизвестны. Общая культура, опора на здравый смысл, способность творчески применять знания правил этикета в нестандартных ситуациях, наконец, чувство юмора и личное достоинство — вот те гаранты, которые всегда помогут человеку сохранить свое лицо.

Принцип эстетической привлекательности поведения — один из важнейших принципов, на котором основываются правила современного этикета. Некрасивое поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним. Неопрятно одетый человек, размахивающий руками, постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, глядя в сторону протягивающий вам руку, высокомерно повернутую ладонью вниз, громко смеющийся или шумно борющийся со своим насморком вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним.

Единство формы и содержания — одна из отличительных черт современного этикета. Соответствующее требованиям морали поведение должно быть и красиво оформлено, иначе самый добрый поступок может быть неправильно воспринят окружающими, утратить свой благородный, нравственный смысл. Прежде всего это касается тех правил поведения, которые распространяются на манеры, жесты, мимику.

У каждого народа есть свои, веками складывавшиеся обычаи и традиции, закрепленные в правилах поведения. Уважение к традициям и следование им — еще один важнейший принцип современного этикета. Самые галантные манеры не защитят человека от осуждения, если он при встрече с японцем примет от него визитную карточку левой рукой и небрежно засунет ее в карман или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будет упорно смотреть ему в глаза.

Актуализация этого принципа в применении к деятельности государственных и муниципальных служащих подтверждается ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой содержится требование «проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий».

Под воздействием различного рода обстоятельств и объективных событий устоявшиеся традиции порой видоизменяются или отменяются вовсе. Вглубь веков уходит традиция рукопожатия в европейских странах. И тем не менее во время опустошительной эпидемии гриппа после Первой мировой войны в Европе по инициативе медиков возник Союз упрощения приветствия, а на улицах многих городов появились люди с нагрудными значками, указывающими, что их владелец избегает рукопожатий. Отвечая на социальный заказ, В. Маяковский несколько позднее написал для плаката:

Долой рукопожатия!

Без рукопожатий Встречайте друг друга И провожайте!

Знание основных принципов общепринятого этикета и умение ими руководствоваться в конкретных ситуациях особенно важно государственным служащим, потому что на службе процесс общения занимает до трех четвертей рабочего времени.

Мнение специалиста.

88% конфликтов на работе являются следствием несоблюдения или нарушения этикета служебного поведения[1].

Наряду с общепринятыми принципами и формируемыми на их основе правилами поведения в служебной ситуации действуют принципы субординации, паритетности, а некоторые из общепринятых правил отменяются именно благодаря действию принципа целесообразности. Например, правила, согласно которым мужчина должен пропускать женщину вперед, проходя в дверь, вставать, когда к нему подходит женщина и т. п., в реальной служебной практике иногда оказываются нецелесообразными, особенно если руководитель-мужчина возглавляет женский коллектив. Однако жизнь подтверждает: там, где мирно уживаются требования общепринятого и служебного этикета, основываясь на соображениях целесообразности и предоставляя людям право выбора в зависимости от ситуации, морально-психологический климат, как правило, лучше, а взаимоотношения между руководителем и подчиненными — более доверительные и теплые, что всегда отражается и на результатах их работы.

Принцип субординации — один из могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона. Он диктует внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения, определяя порядок приветствия, представления, обращения. Однако в последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе все активнее начинает входить новый стиль управления персоналом — его называют партисипативным (англ, participate — участвовать), отличительные черты которого — открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчиненным и т. д. Этот стиль, обращенный к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, предполагает паритетные отношения руководителя и подчиненного, их взаимоподдержку и сотрудничество.

Вместе с новым стилем управления в этикете государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации.

Известно, что результативность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т. д. В практике служебной деятельности уже выработаны различные модели достижения равенства позиций при обсуждении делового вопроса. Модель «круглого стола» предполагает свободный обмен мнениями, не регламентированный волей спикера и правилами субординации. «Мозговой штурм», уравнивая права всех перед регламентом, отдает предпочтение тому, чьи идеи окажутся более оригинальными и плодотворными. «Флотская модель», предполагающая обсуждение тактики предстоящих действий в кают-компании флагмана, начиная с самого младшего по званию и возрасту, используется сегодня и в государственной службе.

  • [1] Деловой этикет: история и виды. URL: http://revolution.allbest.ru/ethics/227 6860.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой