Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Младенчество, — по мнению авторитетного исследователя Бауэра, — является решающим периодом познавательного развития — в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго". Таким образом, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей и разнообразная сенсорная… Читать ещё >

Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительный темп развития в младенчестве обусловлен созреванием центральной нервной системы; биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях, в результате чего значительно увеличивается скорость проведения нервных импульсов. Специфические условия для раннего формирования новых психических возможностей состоят в том, что в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов приблизительно к семи годам доходит до уровня, типичного для взрослых[1].

Однако одних природных предпосылок для нормального развития недостаточно. Существенно, что сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной стабилизации синапсов. Избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, так что эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что благодаря этому воспринимаемый на данном возрастном этапе опыт, образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разнообразие.

В связи с широким распространением программ ранней стимуляции психического развития особый интерес представляет изучение влияния интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей. Первые исследования в этом направлении показывают, что развивающее обучение действительно приводит к изменению ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующему о его ускоренном созревании и значительном совершенствовании функций. Причем значимо меняются те параметры, которые, по современным представлениям, прямо связаны с обеспечением познавательной деятельности детей. Предполагается, что в изменениях психофизиологических функций под влиянием развивающего обучения находит свое отражение «зона ближайшего развития», являющаяся предпосылкой дальнейшего обучения.

" Младенчество, — по мнению авторитетного исследователя Бауэра, — является решающим периодом познавательного развития — в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго"[2]. Таким образом, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей и разнообразная сенсорная стимуляция, которую, однако, возможно создать в любой семье, так как она не требует больших материальных затрат. Народная мудрость давно подметила ценность раннего обучающего влияния; созданы детские игрушки, колыбельные, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, в увлекательных и доступных формах побуждающие ребенка совершенствовать свои двигательные, сенсорные и речевые возможности.

Существуют пособия, которые могут быть очень полезны начинающим (и даже опытным) родителям. Так, в книге М. Сигала «Ребенок играет: от рождения до года» дано подробное и в чем-то захватывающее описание стремительного изменения поведения ребенка па протяжении первого года жизни, с акцентом на те новые умения и способности, которые возникают в каждом следующем месяце жизни. Сначала автор дает общее представление о «мире ребенка», о его особенном самоощущении и мировосприятии, которое может послужить родителю отправной точкой в его общении с малышом. Затем следуют другие темы: «Двигательные навыки», «Способность видеть, слышать и чувствовать», а также «Как лучше узнать своего ребенка», которые помогут научиться наблюдать и понимать своего ребенка. Приведены практические советы, как заниматься с ребенком с учетом его возраста и стоящих перед ним задач. Важно, что описаны как специальные игрытренировки (для зрения, слуха, осязания, развития движений младенца), так и те полезные воздействия, которые буквально пронизывают повседневную жизнь семьи, уход за малышом. У родителя появляется возможность стать чутким первым учителем своего младенца, одновременно учась у него[3].

В отечественной психологии создана научно обоснованная система раннего воспитания детей в семье и в детских учреждениях. Предпринимаются попытки раннего и сверхраннего (буквально с первых дней жизни) направленного обучения детей чтению и другим специальным навыкам[4].

  • [1] См.: Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
  • [2] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.
  • [3] См.: Сигал М. Ребенок играет: от рождения до года. СПб., 1996.
  • [4] См.: Лупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой