Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гадательные символы. 
Философия искусства. 
Часть 2

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы подчеркнуть своеобразие гадательных художественных символов, полезно противопоставить им ритуальные символы, используемые в процессе осуществления каких-то ритуальных действий, подобных празднованию Нового года или завершению работ по уборке урожая. У гадательных символов доминирует познавательный аспект, у ритуальных — эмоциональный. Последние призваны не столько указывать на нечто… Читать ещё >

Гадательные символы. Философия искусства. Часть 2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Само употребление в определенной ситуации гадательных художественных символов не требует, чтобы использующий их художник вкладывал в них какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции. Он может быть сдержан и сух, может рассказывать и показывать, не прибегая к театральным приемам, выступать, отстраняясь. Важная его задача — объективировать символ, позволить ему говорить от себя. Употребление гадательных символов требует известной рассудочности как от того, кто их вводит, так и от тех, кому предъявляется их комбинация. От обеих сторон требуется умение рассуждать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

Связи смыслов гадательного символа, как правило, относительно ясны. Более или менее ясна также связь данных смыслов с тем контекстом, в котором употребляется символ. Конфигурации смыслов символа и конфигурации разных символов можно поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого этого контекста.

Смыслы гадательного художественного символа обычно тяготеют к двум полюсам. На одном из них, нормативном или идеологическом, смыслы соотносятся с компонентами эстетического, нравственного и социального порядка. На другом полюсе, сенсорном или возбуждающем, концентрируется то, что относится к явлениям, от которых можно ожидать стимуляции желаний и чувств.

Так, распятая на кресте фигура — знак и изображение распятого Богочеловека, искупившего своей смертью грехи мира, символ грядущего спасения человечества. Но она же является одновременно символом человеческих страданий.

Чтобы подчеркнуть своеобразие гадательных художественных символов, полезно противопоставить им ритуальные символы, используемые в процессе осуществления каких-то ритуальных действий, подобных празднованию Нового года или завершению работ по уборке урожая. У гадательных символов доминирует познавательный аспект, у ритуальных — эмоциональный. Последние призваны не столько указывать на нечто, сколько возбуждать чувства и обращены скорее к подсознанию, чем к сознанию. В ритуальных символах все смыслы присутствуют одновременно, в смешении, особенно в случае важных, ключевых символов. Эти символы являются «синтетическими» в том плане, что они представляют смешение многих по очевидности диспаратных вещей. Смыслы, стоящие за ритуальным символом (его внутреннее содержание) не особенно ясны и с трудом поддаются истолкованию. Хотя ведущая функция данных символов — возбуждающая, у них сильна и магическая функция, т. е. намерение привести в действие определенные силы, вызвать путем употребления символа направленные изменения в окружающем мире — в частности, в мире человеческих отношений. Сам акт предъявления символа не терпит холодности, бесстрастности и равнодушия художника, использующего его. Символ призван не только возбудить, но и выразить возбуждение, он как бы передает возбуждение одних другим, т. е. выполняет также выразительную функцию. Рациональный момент в употреблении ритуального символа малозначителен. Смыслы символа даны одновременно, не расчлененно, они смешаны, и связи их не особенно ясны. Связь этих смыслов с контекстом употребления символа также лишена расчлененности. Символ дан во всем многообразии своих смыслов, и контекст противостоит ему как единое целое, так что невозможно проследить связи отдельных смыслов символа с конкретными элементами контекста. Два ряда объектов, к которым отсылает символ, — идеологические и сенсорные (чувственные) — смешаны, слиты воедино.

Хотя у художественного символа обычно ярче всего выражена гадательная, т. е. познавательная, классифицирующая и систематизирующая его сторона, он выполняет также и оректическую, и эмотивную, и даже магическую функции.

Вопрос о магической функции художественных символов сложен и исследован очень слабо. Отметим лишь, что художественные изображения, насыщенные символами, в прошлом нередко использовались и с намерением вызвать определенные природные явления или, напротив, предотвратить их, гарантировать поддержку предстоящей деятельности (например, охоты, уборки урожая и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой