Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы и направлении регулирования на финансовых рынках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свое время для описания всей системы регулирования в разрезе сегментов финансовых рынков автору этого издания не хватило целого учебного пособия. Рассмотреть данную тему в одном параграфе представляется вообще невыполнимой задачей. Исходя из сказанного, в этом разделе будут затронуты только общие вопросы регулирования, с конкретными примерами из одного сегмента финансового рынка — рынка ценных… Читать ещё >

Принципы и направлении регулирования на финансовых рынках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система регулирования финансового рынка

Говорить о регулировании финансовых рынков нужно начинать с того, что, несмотря на наличие общего в различных государственных юрисдикциях, каждая система регулирования имеет свои национальные черты. Это обусловлено тем, что любая регулятивная система во многом зависит от двух факторов. Первый — это фактор долгосрочного влияния, представленный сложившейся национальной правовой системой. Второй — это среднесрочный фактор, представленный внутренней политикой, проводимой в предыдущие периоды.

Что касается новелл и нововведений, продиктованных внутренней политикой России, проводимой на финансовых рынках, последние несколько лет оказались особенно ими богаты. Безусловно, самым значимым изменением является ликвидация действовавшей системы государственного регулирования, в основе которой функционировали отдельные государственные органы, реализующие свои полномочия в подконтрольном им сегменте финансового рынка.

Еще с конца двухтысячных годов исполнительная ветвь государственной власти пыталась на базе Банка России реализовать идею создания единого мегарегулятора финансовых рынков. В этом ей конструктивно и планомерно противостояла законодательная ветвь власти. Постепенно баланс сил в решении этого вопроса склонился в пользу исполнительной власти. Сначала был упразднен отдельный регулятор страхового рынка — Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Его функции были переданы укрупненной Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Таким образом, в руках классического отечественного регулятора финансового рынка оказались сосредоточены полномочия по регулированию рынка ценных бумаг, рынка коллективных инвестиций и страхового рынка. По прошествии сравнительно недолгого времени в сентябре 2013 г. эта служба гоже была упразднена, а ее функции и полномочия были переданы Банку России в лице Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Однако уже в ноябре 2013 г. Советом директоров Банка России было принято решение об упразднении и этой службы. С марта 2014 г. полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, ранее осуществляемые СБРФР, были переданы в прямое ведение Банка России.

Таким образом, государство планомерно, шаг за шагом шло к объединению системы регулирования финансовых рынков, в результате чего был создан действительно единый мегарегулятор.

Нужно отметить, что в пользу и против формирования единого регулятора высказывалось огромное количество суждений. Однако если опустить субъективные элементы, то в остатке получим важный объективный элемент. Суть его сводится к тому, что рынок как совокупность сегментов построен на единых принципах, а поэтому у него общая регулятивная основа. В целом это проявляется в единых методах, способах и направлениях регулирования, используемых в различных сегментах рынка. В свете формирования единого регулирующего органа данный постулат приобретает еще большее значение.

В свое время для описания всей системы регулирования в разрезе сегментов финансовых рынков автору этого издания не хватило целого учебного пособия. Рассмотреть данную тему в одном параграфе представляется вообще невыполнимой задачей. Исходя из сказанного, в этом разделе будут затронуты только общие вопросы регулирования, с конкретными примерами из одного сегмента финансового рынка — рынка ценных бумаг. Такой подход позволит сформировать базовые положения, необходимые для понимания сущности и принципов регулятивной системы.

Основной задачей всей системы регулирования финансового рынка является формирование правил деятельности всех его субъектов и обеспечение их соблюдения, чтобы финансовый рынок мог наиболее эффективно выполнять свои основные макроэкономические задачи — мобилизовать свободные ресурсы для развития экономики и формировать доходные и надежные финансовые инструменты сбережения для населения.

К основным целям государственного регулирования финансового рынка можно отнести:

  • — создание нормальных условий функционирования финансового рынка, обеспечение устойчивого применения рыночных механизмов;
  • — создание, обеспечение функционирования и совершенствование развитой инфраструктуры рынка;
  • — защиту прав и интересов инвесторов и иных участников финансового рынка, предотвращение нарушений со стороны институциональных субъектов рынка;
  • — обеспечение развития профессиональной деятельности институциональных субъектов.

Осуществляется государственное регулирование финансового рынка путем:

  • — установления обязательных требований к деятельности институциональных субъектов рынка и ее стандартов;
  • — проведения государственных регистрационных процедур на финансовом рынке;
  • -лицензирования деятельности и осуществления разрешительных процедур в отношении институциональных субъектов;
  • — создания системы защиты прав владельцев финансовых активов и инструментов, а также системы контроля за соблюдением их прав эмитентами и институциональными субъектами;
  • — запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих незаконную или не соответствующую государственным требованиям предпринимательскую деятельность на финансовых рынках.

Формирование финансовых рынков в РФ основывалось преимущественно на американском опыте, это определило в дальнейшем схожие черты системы регулирования этих рынков в РФ и США. Так, например, во Франции основная регулирующая роль в большинстве сегментов финансового рынка принадлежит государству, а в РФ, так же как и в США, регулирование разделяется между государством в лице специализированного органа и саморегулируемыми организациями. При этом в США роль саморегулируемых организаций выполняют фондовые биржи и различные ассоциации, объединяющие институциональных субъектов.

Объективный базис регулирования финансового рынка формируется из правовых норм, закрепленных в федеральных законах, а также в нормативно-правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Основными из них являются: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395−1, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. № 4015−1, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Помимо этого, внушительный массив нормативных правил содержится в различных правовых актах, изданных органами финансового регулирования.

Немалую роль в регулировании финансового рынка играет Правительство РФ, которое вправе принимать нормативно-правовые акты по достаточно широкому спектру вопросов, регулирующих финансовые рынки. Но все же основное значение в вопросах регулирования отводится Банку России (далее — регулятор).

Регулятор выполняет функции не только по непосредственному регулированию рынка, но также и по надзору и контролю, по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке, по принуждению к исполнению законодательства о ценных бумагах и т. д.

Для реализации всей совокупности функций регулятору предоставлены полномочия:

  • — по лицензированию деятельности институциональных субъектов рынка;
  • — по проведению непосредственных проверок деятельности институциональных субъектов рынка;
  • — по установлению различных нормативов и осуществлению контроля за их соблюдением;
  • — по выдаче предписаний, обязательных для исполнения всеми институциональными субъектами и иными участниками финансового рынка;
  • — по аннулированию (отзыву) лицензий институциональных субъектов рынка;
  • — по наложению штрафов в установленном размере в случаях совершения институциональными субъектами и иными участниками рынка правонарушений.

Помимо публичного (государственного) элемента, система регулирования финансового рынка включает в себя также и частный элемент. Его формируют саморегулируемые организации (СРО). Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно профессиональными участниками рынка, вырабатывать более детальные, нежели государственные нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой