Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Услуги физкультуры и спорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующий подход к анализу экономической эффективности вложений в программы развития физкультуры и спорта ограничен стоимостным сопоставлением затрат и экономических результатов, а также динамикой некоторых отраслевых показателей. Действующий подход к оценке эффективности реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 гг.» осуществляется по двум… Читать ещё >

Услуги физкультуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика сферы физкультуры и спорта

Согласно российскому законодательству, спорт — это сфера социальнокультурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним1. Весьма близкая по сути, но разделяемая в российских условиях с понятием «спорт» «физическая культура» понимается как часть культуры, как совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.

Представляется весьма важным восприятие спорта как социального института, т. е. организованного объединения людей с определенными социально значимыми функциями, реализация которых направлена на достижение социально значимых целей, соответствующих социальным ценностям, нормам, образцам поведения. В связи с этим следует считать неправомерным мнение, по которому предлагается в спорте максимизировать прибыль2.

Как социальный институт спорт имеет неразрывную взаимосвязь с образованием, здравоохранением, культурой и выступает составным компонентом современного полноценного образа (стандарта) жизни. Инфраструктура спорта относится к социальной инфраструктуре.

Рассматриваемая трактовка понятия «спорт», как представляется, сосредотачивает внимание на массовом спорте, при этом сохраняет;

Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ).

Рассадюк В. С. Экономический фактор в спорте // Теория и практика физкультуры. — 2006. — № 3.

ся важное значение спорта высших достижений и профессионального спорта.

Решение проблемы доступности требует значительного улучшения инфраструктурного обеспечения сферы спорта, в том числе осуществление типизации спортивных объектов и сооружений для уточнения Всероссийского реестра объектов спорта, совершенствования системы оценки эффективности их использования.

Признаки классификации спортивных объектов.

Рис. 23. Признаки классификации спортивных объектов.

Спортивные объекты — это современные сложные инженернотехнические сооружения, имеющие пространственно-территориальные границы, характеризуемые сочетанием различных признаков функционального назначения (рис. 23).

В основу ведения Всероссийского реестра объектов спорта заложены три основных критерия:

  • — функциональная принадлежность (определяется в соответствии со специализацией в официально признанных видах спорта),
  • — назначение для проведения соревнований различного уровня по соответствию регламенту и требованиям всероссийских и международных спортивных федераций, в том числе: категория «А» — соревнования, проводимые по правилам

международных спортивных федераций; категория «В» — соревнования, проводимые в соответствии с правилами всероссийских спортивных федераций;

категория «С» — физкультурно-спортивные мероприятия, тренировочные оздоровительные занятия),.

— комплексность объекта как возможность проведения соревнований и занятий различными видами спорта.

На крупных спортивных объектах, где достигается эффект от масштаба, сложно сочетать доступность услуг массового спорта, поскольку они экономически ориентированы на проведение масштабных спортивных мероприятий.

Так, в соответствии с Методикой распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности (либо муниципальной собственности) утверждена стоимость строительства 1 кв. м спортивного объекта (для использования в расчетах) для:

  • — плоскостных сооружений — 5,83 тыс. руб.,
  • — спортивных залов — 21,71 тыс. руб.,
  • — бассейнов — 46,13 тыс. руб.

Значительные затраты на строительство и эксплуатацию требуют возмещения посредством расширения сектора платных услуг.

Работа по стандартизации в отечественной сфере спорта отличается фрагментарностью и касается лишь части проблем по нормативнотехническому обеспечению массового спорта и спорта высших достижений.

Меры, намеченные Концепцией стандартизации в сфере спорта, сосредоточены в основном на разработке норм и требований безопасности к спортивным сооружениям, спортивному оборудованию, инвентарю, продукции спортивного назначения, физкультурным и спортивным услугам.

Современные спортивные объекты базируются на сложных технологических процессах и требуют соответствующего оснащения (ледовые арены, в том числе для фигурного катания, шорт-трека, конькобежного спорта, керлинга, многофункциональные плавательные бассейны, тренажерные залы, стадионы для биатлона, бобслея, фристайла, трамплины, сноуборд-парки и т. д.). Высокие технологии дорогостоящие, их затратность становится препятствием для расширения доступности спортивных услуг. Одно из направлений решения этой проблемы — создание специализированных лизинговых компаний, обслуживающих сферу спорта.

Формирование сети спортивных объектов и сооружений должно базироваться на принципах специализации, типизации и рационального размещения, как, например, это осуществляется в розничной торговой сети.

Рациональное размещение сервисных объектов должно учитывать высокую эффективность капитальных вложений, обеспечивать комфортность потребителям по признакам близости размещения к месту жительства, работы, учебы, транспортной доступности, свободы потребительского выбора по комплексности, качеству, стоимости спортивных услуг, а также вписываться в градостроительную инфраструктуру. По аналогии с розничной торговой сетью целесообразно использовать принципы равномерного и ступенчатого размещения объектов спортивного назначения. Равномерность предполагает территориальное размещение спортивных залов, площадок, бассейнов и др. по всей территории с учетом плотности населения и максимальным охватом населенных пунктов. Смысл равномерности размещения заключается в создании доступности услуг для массового потребителя с учетом спортивных традиций и предпочтений местного характера.

Ступенчатость размещения должна быть ориентирована на создание комплексности обслуживания, достигаемой путем сочетания спортивных объектов и сооружений различной сложности, технологичности, создающей условия не только для регулярных занятий оздоровительного и любительского характера, но и для проведения спортивных соревнований, мероприятий, олимпиад, спортивно-зрелищных шоу, праздников и т. п.

Развитие спорта в России в основном координируется посредством реализации и разработки федеральных, ведомственных и региональных целевых программ. Реализуемая в настоящее время федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2006;2015 гг.» в той или иной степени связана с 15 федеральными и ведомственными целевыми программами1, отражающими задачи создания спортивной инфраструктуры, развития молодежного, детского спорта, спорта для людей с ограниченными физическими способностями и т. д. Однако единой согласованной системы показателей, отражающих вклад этих программ в развитие физкультуры и спорта, пока нет.

Существующий подход к анализу экономической эффективности вложений в программы развития физкультуры и спорта ограничен стоимостным сопоставлением затрат и экономических результатов, а также динамикой некоторых отраслевых показателей. Действующий подход к оценке эффективности реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 гг.» осуществляется по двум группам показателей, включающих: во-первых, медицинские, характеризующие влияние занятий физкультурой и спортом на демографические индикаторы рождаемости, смертности, заболеваемости, продолжительности жизни, инвалидности, изменение числа курильщиков, алкоголиков и наркоманов; во-вторых, социальноэкономические, в том числе число пропущенных по болезни рабочих дней, прирост производительности труда, расходы на физкультуру и спорт в процентах от ВВП, расходы на физкультуру и спорт на душу населения.

Поскольку информационное обеспечение расчетов таких показателей затруднено действующей системой статистической отчетности и отсутствием надежных методических приемов сопоставимости ре;

К ним относятся ФЦП «Дети России* (на период 2007;2010 гг.), ФЦП «Социальноэкономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», ФЦП «Юг России (на период 2008;2012 гг.), ВЦП «Молодежь — основа инновационного развития страны на период до 2012 г. и др.

гиональных данных, то действует подход оценки «степени выполнения плановых количественных показателей». Социальная эффективность, как декларируется, будет определяться вкладом деятельности Минспорта РФ в реализацию национальных целей, сформулированных Правительством. Общественный эффект оценивается ростом числа объектов спортивного назначения, снижения уровня безработицы, повышения уровня доходов и качества жизни, укрепления международного имиджа России.

Необходимость использования системы показателей, раскрывающих эффективность функционирования массового спорта, доступность его услуг широким слоям населения, результативность реализации функций спорта как социального института, требует разработки соответствующих методических подходов, приемов маркетингового исследования.

Специфика услуг физкультуры и спорта предопределена их социальноэкономическими функциями, в том числе лечебно-оздоровительной, информационно-развлекательной, рекреационной, воспитательной, рекламной и др.

По признаку преобладания деятельности в организации досуга можно разделить услуги физической культуры и услуги спорта. В услугах физической культуры преобладают цели физического воспитания и оздоровления людей, тогда как услуги спорта связаны с соревновательной деятельностью и подразделяются на услуги профессионального и услуги любительского спорта.

Сущность физической культуры и спорта по своей природе двойственная: с одной стороны, это потребительское благо в отношении спортивно-зрелищных услуг, а с другой — инвестиционный инструмент вложений в человеческий потенциал, связанный с физическим развитием людей и соответствующими расходами домохозяйств и государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой