Качественные показатели конкурентоспособности
Для анализа конкурентоспособности товара определяют структуру маркетинговых показателей для своего товара и сравнивают ее со структурой показателей товара конкурентов. По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товарной политики эти показатели условно выделяют в отдельную самостоятельную группу. Оценочные… Читать ещё >
Качественные показатели конкурентоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эти показатели характеризуют свойства товара с точки зрения готовности его удовлетворять конкурентную потребность.
Качество товара — это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно включает: функциональное соответствие товара; его соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; эстетичность; восприятие (репутация, имидж) и т. д.
Оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара-конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются: на оценочные и классификационные:
- • оценочные показатели характеризуют свойства товара, которые определяют его качество и соответствие технологическим требованиям и стандартам. Оценка соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства товара, и поэтому эту группу оценочных показателей называют нормативно-производственной (Кнп),
- • классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования. Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности осуществляется в процессе использования товара, и поэтому эту группу оценочных показателей называют консументной (Ккп) (от англ. consume — потреблять).
Оценка качественных параметров предполагает расчет оценочных (нормативно-производственных) и классификационных (консументных) показателей:
- а) при оценке нормативно-производственных (оценочных) показателей конкурентоспособности товара вначале определяют частные показатели, затем общий показатель оценки качества товара;
- • частный показатель конкурентоспособности товара оценивается только двумя значениями: 1 или 0. Если товар соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0;
- • общий показатель конкурентоспособности товара по нормативно-производственным параметрам (Кнп) рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру
где Кнп — общий показатель конкурентоспособности товара по нормативным параметрам;
qi — частный показатель по i-му нормативному параметру;
m — число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, а значит, товар в этом случае является неконкурентоспособным;
- б) при оценке консументных параметров вначале определяются также частные показатели, а затем общий показатель, характеризующий соответствие свойств существующего товара товару-эталону:
- • частный показатель конкурентоспособности товара по консументным параметрам (Кi) может быть определен по формуле
где Кi — частный консументный показатель по i-му параметру;
Pni — величина i-ro параметра анализируемого товара (товара предприятия);
Рэi — величина i-го параметра эталонного товара (товара-конкурента);
• общий показатель конкурентоспособности товара по консументным параметрам (Ккп) может быть определен по формуле.
где Ккп — общий показатель конкурентоспособности товара по консументным параметрам;
аi — удельный вес i-го параметра из общего числа параметров (m);
m — число параметров, по которым осуществляют оценку конкурентоспособности.
Общий показатель конкурентоспособности товара по консументным параметрам (Ккп) показывает, насколько создаваемый (или уже созданный) товар соответствует эталонному товару по данному параметру. На практике такое сопоставление возможно с товаром-конкурентом.
3. Маркетинговые показатели. Эти показатели характеризуют уровень затрат предприятия на обеспечение маркетингового сопровождения товара, т. е. на то, что создает известность товару и его марке.
Для анализа конкурентоспособности товара определяют структуру маркетинговых показателей для своего товара и сравнивают ее со структурой показателей товара конкурентов. По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товарной политики эти показатели условно выделяют в отдельную самостоятельную группу.
Оценка маркетинговых параметров осуществляется так же, как и при оценке качественных и экономических параметров.
Общий интегральный показатель конкурентоспособности товара по качественным, экономическим и маркетинговым параметрам рассчитывается по формуле.
где Кин — интегральный показатель конкурентоспособности товара;
Кнп — общий показатель конкурентоспособности товара по нормативным параметрам;
Ккп — общий показатель конкурентоспособности товара по консументным параметрам;
Кэп — общий показатель конкурентоспособности товара по экономическим параметрам.
При Кин > 1 изделие считается конкурентоспособным, а при Кин < 1 — считается неконкурентоспособным.
Предложенный методический подход к оценке уровня конкурентоспособности товара носит учебно-аналитический характер. На практике для этих целей используются методики определения конкурентоспособности товара с учетом отраслевых, межотраслевых и международных особенностей оценки тех или иных показателей. Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности фирмы, региона и страны в целом.